«Хлеб всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Подготовили : воспитатели. Проекты о хлебе для детей дошкольного возраста
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА» для детей старшего дошкольного возраста - «Дошколенок.ру»
Матрица проекта.
- Название проекта:«Хлеб- всему голова».
- Тематическое поле: познание, нравственность.
- Проблема: Низкий уровень знаний детей о выращивании хлеба, о труде хлеборобов, о роли хлеба в жизни людей.
- Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Задачи: -расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; -показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; -воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
- Основные шаги по реализации проекта :
-первоначальный анализ знаний детей;
-чтение и заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе; -знакомство детей о значении хлеба в жизни человека; -составления альбома рисунков.
- Описание продукта, полученного в результате реализации проекта: сформированные у детей представления о ценности хлеба;
- знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как происходит сейчас, осознание детьми, что хлеб –это итог большой работы многих людей;
- сформированный интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба, бережное отношения к хлебу;
- кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»;
- изготовление атрибутов и декораций к сказке «Колосок»;
- составление альбома «Хлеб- всему голова»;
- видео фильм «От зерна до каравая».
- Вид проекта: информационно- исследовательский ,краткосрочный, групповой.
- Основные участники: воспитатель, дети и родители.
- Интеграция образовательных областей.
Образовательная область | Содержание | Задачи |
Социально- коммуникативное развитие. |
Беседа «От зёрнышка до булочки», дидактические игры и упражнения: «Что сначала, что потом», «Что нужно для пирога?» составление описательных рассказов «Когда это бывает?», рассматривание иллюстраций «Волшебная палочка». | Учить детей словесно передавать впечатления из личного опыта, отвечать на вопросы. Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о хлебе. Развивать речь как средство общения. Воспитывать интерес и уважение к труду хлеборобов. |
Речевое развитие. |
Чтение и пересказ произведений «Колобок», «Колосок», «Волшебная мельница», «Лисичка со скалочкой», «Лёгкий хлеб», заучивание стихов: К. Чуковский «Булка», В. Данько «Откуда хлеб пришёл», поговорок, пословиц о хлебе. | Познакомить детей с новыми произведениями. Развивать интерес к пересказу впервые прочитанных произведений. Учить выразительно, с интонацией читать наизусть стихи, передавать литературный текст выразительно, связно. Воспитывать интерес к художественной литературе. |
Художественно- эстетическое развитие. |
Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе. Рисование с натуры хлебобулочных изделий, лепка из солёного теста, пластилина на тему «Хлеб». Изготовление аппликаций и поделок: «Волшебное печенье», «Любимое блюдо из теста», «С угощением в сказку». | Учить передавать строение хлебного колоса, разнообразие хлеба, используя различные средства. Воспитывать эстетический вкус. |
Познавательное развитие. |
Экскурсия на кухню «Как готовится тесто». Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Третий лишний», Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Скажи иначе», «Узнай предмет по описанию». Сюжетно- ролевая игра : «Хлебобулочный магазин», «Семья». |
Учить создавать выразительные образы, воспитывать интерес к новому, желание творить. Расширять представления детей о многообразии хлебных продуктов. Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Обогащать словарь детей. Формировать у детей умения договариваться между собой, распределять роли, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. |
- Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Изобразительные материалы (гуашь, цветные карандаши, пластилин, солёное тесто, клей, кисти, салфетки, клеёнки, бумага), аудиои видеотехника, компьютер.
- Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | |
Поисковый |
Изучение методической литературы, подбор материалов, работа с интернетом. | 02.06- 04.06 |
Аналитический |
Беседа с детьми и родителями. | 11.06-18.06 |
Практический |
Беседы, чтение, рисование, лепка, аппликация. | 02.07-01.08 |
Презентационный |
Выход в среднюю группу показ театрализованного представления по сказке «Колосок». | 08.08 |
Контрольный |
Педсовет. | сентябрь |
- Организационные формы работы.
Форма работы | Название | Сроки |
1.Беседа. |
«Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб», «Как испечь хлеб дома», «Берегите хлеб». | 11.06-18.06 |
2.Чтение. |
Сказки: «Лёгкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо- дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «»Хлеб», Т. Шорыгина «Ломать хлеба», Д. Хармс «Очень –очень вкусный пирог», П. Коганов «Хлеб –наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе. | 20.06-30.06 |
3.Рисование. |
«Грузовые машины», «Хлебные изделия», «Хлебное поле». | 02.07-04.07 |
4.Аппликация. | «Торт для друзей». | 07.07 |
5.Дидактические игры. | «Что сначала, что потом?», «Третий лишний», «Узнай по запаху», «Узнай на вкус», «Скажи иначе», «Узнай предмет по описанию». | 09.07-14.07 |
6.Лепка. | Из солёного теста «Песочное печенье», «Пшеничные колосья». | 16.07-17.07 |
7.Сюжетно –ролевая игра. | «Хлебобулочный магазин», «Семья». | 18.07 |
8.Конструирование из строительного материала. | «Машины- помощники», «Пекарня», «Зернохранилище». | 21.07-24.07 |
9. Экскурсия. | «На кухню». | 25.07 |
9.Театрализованная деятельность. | «Колосок». | 08.08 |
14.Форма проведения презентации:Театрализация сказки «Колосок» для детей средней группы.Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили о хлебе. Люди во все времена понимали, что хлеб- это их жизнь. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь и какого хочешь. Но необходимо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать. Ведь хлеб прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе. Чтобы помочь детям самим узнать весь этот путь, понять, что в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд, вызвать у них бережное отношение к хлебу, и был разработан данный проект.
Начали работу с ребятами с беседы, о том, что дети знают о хлебе. Затем мы с ребятами решили провести опыт, взяли небольшой ящик, насыпали земли, подготовили для работы. Затем дети посеяли пшеницу, с этого дня наблюдали за их ростом и все данные заносили в таблицу.
Параллельно шла работа по ознакомлению воспитанников с художественной литературой. Мы прочитали очень много произведений о хлебе, о тех, кто растит хлеб, о сельскохозяйственных машинах, разучивали пословицы и стихи о хлебе, рассматривали иллюстрации И. И. Шишкина «Рожь», Г. Г.Мясоедова «Жатва»; познакомили детей со стихами русских поэтов девятнадцатого века Ф. Шкулева «Молотьба», Ю. Ждановской «Нива».
В процессе беседы я познакомила детей с процессом выращивании хлеба. Рассказала о содержании труда людей, обратила внимание на их сложность и взаимопомощь в работе, а также на механизацию труда.
Во время беседы мною была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с такими понятиями как землевладелец, жница, посеять, взрастить, помолотить, хлебозавод. С новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнёр, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба: месильная машина, комбайн, сеялка, конвейер. Рассказывала детям о том, как раньше на Руси выращивали хлеб. Был показан детям диафильм «От зерна до каравая».
Кроме этого мы закрепили знания на занятиях по художественному творчеству: рисовали хлебное поле, сельскохозяйственные машины, хлебобулочные изделия; лепили пшеничные колосья; изготавливали аппликацию «Торт для друзей». На занятиях уделялось внимание тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Хочется отметить, что работа ребятам доставила большое удовольствия. Они остались довольны результатами своего труда.
Также были проведены дидактические игры «Узнай на вкус», «Скажи иначе», «Узнай предмет по описанию», цель которых было закрепить умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, образовывать слова суффиксальным способом (например: хлеб- хлебушек).
Также провели опыт с пшеницей, перемололи зёрна в муку с помощью кофемолки. Дети очень удивились полученному результату – получилась мука крупного помола. Затем вместе с детьми замесили солёное тесто, раскатывали его, формочками вырезали затейливое печенье.
Была запланирована и проведена экскурсия на пищеблок, где ребята с огромным вниманием наблюдали процесс изготовления пиццы от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, подаваемой на стол. Дети увидели, насколько тяжела работа повара и, как важно беречь их труд.
Родители также приняли участие в проекте, поделились рецептами приготовления хлеба, пирогов, печенья, пиццы. В результате мы составили альбом «Рецепты бабушек и мам».
Затем, все полученные знания воспроизвели в сюжетно- ролевой игре «Семья», «Хлебный магазин». В заключение моей работы, дети выступили с показом инсценировки русской народной сказки «Колосок», чем доставили ребятам средней группы и нашей группы огромную радость.
В результате работы над проектом дети расширили, уточнили и закрепили знания о выращивании хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, о профессии хлебороба. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности, закрепили умение проводить наблюдения, обобщать, анализировать, систематизировать, делать вывод. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Пополнилась развивающая среда группы: иллюстрации о хлебе, о процессе приготовления хлебобулочных изделий, видеофильм, кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам», альбомы творческих работ детей, атрибуты из солёного теста для игры в магазин.
Таким образом, работа над проектом помогла сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Дети стали бережнее относится к хлебу. Теперь они стараются не оставлять хлеб недоеденным, перестали играть с хлебом.
Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность. Работа над проектом способствовала саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости, самоуважения и уважение к чужому труду.
blog.dohcolonoc.ru
Проект воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Его Величество
II Этап
Информационно-познавательный
ООСодержание совместной деятельности
воспитателя и детей
Совместная деятельность воспитателя и родителей
Содержание совместной деятельности родителей и детей
Познавательное развитие
-НОД: - Как наши предки выращивали хлеб?
- Хлеб всему голова.
- Сельскохозяйственная техника.
- Профессия хлебороб.
- Беседы: «Бережное отношение к хлебу», «Откуда хлеб пришел», «Хлеб бывает разный», «Профессии людей, выращивающие хлеб».
- Опытно-исслед. деят-ть:
- Проращивание зерен пшеницы, ячменя, овса в группе.
- Как получают муку (перемалывание зерен пшеницы на кофемолке).
-Наблюдения:
- За подвозом хлеба в детский сад.
- Как готовится тесто (экскурсия на кухню).
- Др. формы работы:
Интервью «Какой хлеб ты любишь?», экологические игры «Что помогает хлебу расти?», «Что сначала, что потом?», «Кто растит хлеб?».
Анкетирование родителей «Его имя хлеб».
Консультация «Значение хлеба в жизни человека».
Изготовление папки «Рецепты блюд из черствого хлеба».
Выставка макаронных, хлебобулочных изделий.
Презентация «Хлебопечение».
Создание альбома «Хлеб -батюшка».
Составление мини-эссе «Люди каких профессий помогают хлебу попасть на стол?».
Изготовление книжек-малышек «Хлебобулочные изделия».
Сделать дома муку из разных зерен (пшеница, овес, рожь, кукуруза и т.д.).
Наблюдение с обсуждением «Почему хлеб бывает разного цвета?». Поход в магазин хлеба.
Создание альбомов «История хлеба», «Путь хлеба к столу».
Социально- коммуникативное развитие
- С/ролевые игры: «Магазин «Хлебобулочных изделий»», «Водители», «Пекарня», «Булочная», «Кулинария», «Семья».
- Дид. игры: «Сад - огород», «Времена года», «Первый звук», «Классификация», «Назови действия человека».
-Рассматривание альбомов: «Опасные предметы в быту», «Сельскохозяйственная техника», «Профессии людей, выращивающие хлеб».
- Использование ИКТ:
Просмотр фильма «откуда хлеб пришел?», просмотр слайдов «Хлеб всему голова», «От зерна до каравая».
-Др. формы работы:
Посещение «Музея хлеба», чтение стихотворения С.Погореловского «Слава хлебу».
Поручить родителям разработать правила обращения с хлебом.
Сделать Д/И: «Колосок», «Что лишнее?», «Профессии».
Изготовление альбома «Что готовят из муки?».
Подбор стихов, рассказов, сказок про хлеб.
Скачать фильмы про хлеб.
Подготовить выставку хлебобулочных изделий, испеченных родителями.
Изготовить атрибуты к с/р игре «Магазин».
Беседа «Как получается мука?».
Фотоколлаж «Его Величество - Хлеб».
Чтение рассказов «Не будем играться хлебом».
Предложить родителям сделать гербарий злаков.
Подобрать книги о хлебе, о профессиях.
Приметы, поверья
Речевое развитие
- Заучивание стих-й: Э. Боксе «Зернышко», Т.Коломиец «Праздник каравая», «Пекарь».
Разучить заклички.
- Чтение худ. лит-ры:
Чтение стихов «Сказочный завод» П.Синявский.
Сказки «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый и масляный», «Колосок», «Хлеб и хан», «Крупеничка», «Чудо-дерево».
Рассказы: «Лисичкин хлеб», Я. Тайц «Все здесь», В. Бианки «Колхозный календарь», Э. Шим «Хлеб растет».
infourok.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №30 «Гвоздичка» Проект «Хлеб всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Подготовили : воспитатели первой квалификационной категории Поздяева Ирина Николаевна Данилова Людмила Вячеславовна г.Саров 2013 г «Хлеб всему голова» Участники проекта: воспитатели ,дети старшей группы №8«Одуванчик», родители Вид проекта: познавательно- исследовательский , краткосрочный Срок реализации: 1 неделя Цель реализации проекта: -систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол. Создать и обеспечение условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения детско-взрослого проекта «Хлеб - всему голова».Задачи: • Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий • Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола Способствовать развитию детской любознательности. • Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности
Предполагаемый результат:
Дима на земле увидел брошенный хлеб и спросил: « А разве хлеб можно бросать А как его выращивают?» ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ - Беседа о хлебе (предварительная, о имеющихся знаний у детей о значении хлеба) -Заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок, чтение рассказов, -Познавательное занятие «Откуда хлеб пришел»; - Организация досуга «Отгадай загадку на вкус» -Экспериментирование : «Что получиться, если смешать воду, муку и соль» -Просмотр презентации «Путешествие колобка» -Просмотр видео «Откуда хлеб пришел» -Создание музея зерна - Подбор книг по теме в книжном уголке. -Экскурсия для детей средней группы « Все о хлебе» проводится детьми старшей группы РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный.
У детей повысился уровень знаний по данной теме.Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людям разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, что труд их нужен, но очень труден. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий. Литература 1. Хрестоматия «Наша родина». –. изд. «Просвещение» 1984г. 2.. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008 3. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004. 4 «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005 5.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Г. Воронеж 2006 6.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г. 7 .Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г. 9.Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005. 10. «Злаки. Какие они?» г. Москва изд. ГНОМ и Д 2003г. |