классный час на тему: 'Хлеб - всей жизни голова' 7 класс. Классный час хлеб всему голова 7 класс


классный час на тему: 'Хлеб - всей жизни голова' 7 класс

Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"

Конспект открытого занятия с 7 классом.

Цель урока: показать детям, что во все времена, у всех народов, во всех странах - хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Наглядные пособия:

- пластинка Я.Френкеля "Русское поле" картина И.И.Шишкина "Рожь".

- плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки.

Ход занятия

I. Сегодня мы проводим очередной урок культуры поведения. Но прежде чем говорить о новом материале, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

1. Кого мы называем культурным человеком?

2. Что такое культура внешняя и внутренняя?

3. Назовите, пожалуйста, хорошие манеры.

В наше время мы уделяем большое внимание развитию духовной культуры, потому что человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный. Сегодня мы затронем ряд вопросов, определяющих культуру человека. Я не буду называть тему урока, вы сами сформулируете ее и сделаете это в конце урока.

А сейчас послушаем песню "Русское поле" Френкеля. Какую картину вы мысленно себе представили?

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник

Рожь, рожь, дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого

Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наша богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.

На наш урок пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас,

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро от души,

с уважением большим.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

П. Пышный, мягкий, пропеченный

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченой

К нам пришел издалека.

III. Дороже золота и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

И так повелось это исстари

-Изба пирогами красна

Хлеб - самая главная исповедь

Перед жизнью во все времена.

Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой

С мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:

Руки, что вывели борозды эти

Высохли в щепки, повисли как плети.

Очи потухли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал.

Как на соху налегая рукою

Пахарь задумчиво шел полосою.

Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

Писатель Н.Чернышевский в своем романе "Что делать" нарисовал картину свободного труда.

Чтение отрывка (4-ый сон В.П.). Вы понимаете, ребята, что это была мечта. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

Послушайте что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же для нас с вами хлеб будет святым. В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день. Показать кусок в 125 г. И все же они делились этими крохами с голодающими рабочими Германии. В Москве, в музее Революции хранятся эти маленькие черные сухари. В этом поступке - величие настоящего человека. Именно хлебом, отношением к хлебу, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту - не имеет равного по вкусу.

Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась В.О.В. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помнил мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо,

Но горше.смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в С.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас в интернате 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

Знаменитый хлебороб Александр Гиталов так сказал: "Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому, что бережливость-мать богатства. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, что не изведали голодного лиха, не ценят хлеба».

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли

И если заметить кусок в небрежной

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье

Поднять и спасти это чудо земли.

Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.

Не сама собой природа Хлеб на блюде подает

Сколько требует ухода мать-земля за целый год.

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, строитель, учитель,

Шахтер, машинист - народ!

Для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

И труд, и хлеб - не случайные встречные.

Их судьбы сплетает единый узор.

Ведь труд без хлеба - трагедия вечная.

А хлеб без труда - это вечный позор.

Помните, ребята, я говорила вам о том, как в трудные минуты московские рабочие помогали голодающим рабочим Германии? Сейчас, когда нам приходится трудно, на нашу беду, нашу боль откликнулись наши немецкие друзья, да и не только немецкие. Нам шлют помощь, с нами делятся люди из других стран.

Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери - "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий.

Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем". Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею,

2. Приготовить панировочные сухари.

3. Посушить гренки для супа.

4. Поджарить гренки к чаю.

5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

1. Хлеб - всей жизни голова

2. Худ обед, коли хлеба нет.

3. Хлеб в закромах - счастье в домах.

4. Не красна изба углами, красна пирогами.

5. Сердить, бранись за хлебом - солью сходись.

6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах

7. Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы. Хлеб не ешъ - откуда сила? Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?"

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь!

Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь.

Зерна наших дней светить

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

IY. А теперь вернемся к началу нашего урока. Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.

1. Хлеб - наше богатство

2. Берегите хлеб

3. Хлеб - всей жизни голова.

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается

2. Не оставляй недоеденных кусков

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

botana.cc

Классный час "Хлеб всему голова"

Классный час в 5-м классе

На тему: «Хлеб всему голова!»

Учитель-

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

Недаром народ создал пословицы:

1.Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

2.Хлеб – это жизнь.

3. Без золота проживёшь, без хлеба – нет.

Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся для того, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.

1 ученик –

Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

Что такое хлеб?

2 ученик –

Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим «хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим «хлеб».

3 ученик –

Всё зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим «хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим «хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Ученик 4-

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому

что в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Учёные-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500г хлеба, а при тяжёлой работе -800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка,40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Ученик5- Хлеб.… Наскучит ли он? Никогда.

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Ученик 6-

В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды.

Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики и дети.

За 1941-44 года в стране было заготовлено 4312 млн пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, а люди самоотверженно трудились, выращивая хлеб.

( звучит песня «Слава русскому хлебу» Музыка Массальтинова)

Ученик 7-

Был хлеб всегда в почёте на Руси-

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?-

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Учитель –

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители 125г.

(под звук метронома ученик проносит через зал на подносе 125 г чёрного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей-сада №5

г. Отрадное Ленинградской области В.И. Богдановой.

Учитель –

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню, как я на коленях ползала по полу, в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам детям свой паёк.

Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне».

Ученик 8 –

В ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942г.

Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942г.

Дядя Вася умер 1ё3 апреля в 2 часа ночи 1942г.

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа ночи 1942г.

Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в посёлок Шатки Горьковской области, но истощённая голодом девочка умерла, (звучит «Реквием» В.А.Моцарта)

Ученик 9-

Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватала «крошечки»

хлеба, и они умирали.

А в наше время мы бережём и ценим хлеб?

«при сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать

И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасываются куски хлеба.

Необходимо прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники.

Учитель –

Ребята, обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.

Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухарями. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Ученик 10 –

Прошу тебя: не оброни сынок,

Когда лепёшку ешь

Хоть крошку хлеба.

Мы собирали каждый колосок,

Когда войной гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже крошка хлеба.

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелёгким

Каждая лепёшка.

Не раз плошал тебе я озорство,

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не смогу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Учитель – мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки пекут хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик – Почёт и честь вам, хлеборобы.

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай.

infourok.ru

Классный час на тему: "Хлеб

Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"

Конспект открытого занятия с 7 классом.

Цель урока: показать детям, что во все времена, у всех народов, во всех странах - хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Наглядные пособия:

- пластинка Я.Френкеля "Русское поле" картина И.И.Шишкина "Рожь".

- плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки.

Ход занятия

I. Сегодня мы проводим очередной урок культуры поведения. Но прежде чем говорить о новом материале, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

1. Кого мы называем культурным человеком?

2. Что такое культура внешняя и внутренняя?

3. Назовите, пожалуйста, хорошие манеры.

В наше время мы уделяем большое внимание развитию духовной культуры, потому что человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный. Сегодня мы затронем ряд вопросов, определяющих культуру человека. Я не буду называть тему урока, вы сами сформулируете ее и сделаете это в конце урока.

А сейчас послушаем песню "Русское поле" Френкеля. Какую картину вы мысленно себе представили?

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник

Рожь, рожь, дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого

Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наша богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.

На наш урок пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас,

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро от души,

с уважением большим.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

П. Пышный, мягкий, пропеченный

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченой

К нам пришел издалека.

III. Дороже золота и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

И так повелось это исстари

-Изба пирогами красна

Хлеб - самая главная исповедь

Перед жизнью во все времена.

Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой

С мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:

Руки, что вывели борозды эти

Высохли в щепки, повисли как плети.

Очи потухли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал.

Как на соху налегая рукою

Пахарь задумчиво шел полосою.

Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

Писатель Н.Чернышевский в своем романе "Что делать" нарисовал картину свободного труда.

Чтение отрывка (4-ый сон В.П.). Вы понимаете, ребята, что это была мечта. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

Послушайте что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же для нас с вами хлеб будет святым. В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день. Показать кусок в 125 г. И все же они делились этими крохами с голодающими рабочими Германии. В Москве, в музее Революции хранятся эти маленькие черные сухари. В этом поступке - величие настоящего человека. Именно хлебом, отношением к хлебу, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту - не имеет равного по вкусу.

Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась В.О.В. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помнил мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо,

Но горше.смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в С.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас в интернате 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

Знаменитый хлебороб Александр Гиталов так сказал: "Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому, что бережливость-мать богатства. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, что не изведали голодного лиха, не ценят хлеба».

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли

И если заметить кусок в небрежной

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье

Поднять и спасти это чудо земли.

Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.

Не сама собой природа Хлеб на блюде подает

Сколько требует ухода мать-земля за целый год.

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, строитель, учитель,

Шахтер, машинист - народ!

Для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

И труд, и хлеб - не случайные встречные.

Их судьбы сплетает единый узор.

Ведь труд без хлеба - трагедия вечная.

А хлеб без труда - это вечный позор.

Помните, ребята, я говорила вам о том, как в трудные минуты московские рабочие помогали голодающим рабочим Германии? Сейчас, когда нам приходится трудно, на нашу беду, нашу боль откликнулись наши немецкие друзья, да и не только немецкие. Нам шлют помощь, с нами делятся люди из других стран.

Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери - "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий.

Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем". Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею,

2. Приготовить панировочные сухари.

3. Посушить гренки для супа.

4. Поджарить гренки к чаю.

5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

1. Хлеб - всей жизни голова

2. Худ обед, коли хлеба нет.

3. Хлеб в закромах - счастье в домах.

4. Не красна изба углами, красна пирогами.

5. Сердить, бранись за хлебом - солью сходись.

6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах

7. Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы. Хлеб не ешъ - откуда сила? Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?"

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь!

Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хле...

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

www.infouroki.net

Классный час на тему " Хлеб

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Донецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №89

Классный час

«Хлеб – всему голова»

Авдеева Наталья Петровна

Учитель «Русского языка и литературы»

Донецкая общеобразовательная школа № 89

Категория: Специалист

Донецк 2015 г.

Аннотация

Тема классного часа «Хлеб – всему голова!» была выбрана не случайно. На это есть две причины. Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется его значимость. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности, бережное отношение к хлебу.

Во-вторых, в процессе подготовки был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что большинству обучающихся класса хотелось бы узнать что-то новое.

  Данная разработка с презентацией "Хлеб - всему голова" раскрывает исторические корни и значимость для славянского народа хлеба. В данном материале показывается, как складывались русские традиции, которые живы и сегодня. В ней показана история создания хлеба. Работа прекрасно иллюстрирована и сопровождена конспектом выступления.

Классный час. «Хлеб – всему голова»

Цель: Углубить и расширить знание детей о хлебе. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации. Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.

Задачи: обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях. Самостоятельное ознакомление учащихся с пословицами, поговорками о хлебе.

Оборудование:

полотенце над доской, запись девиза “Хлеб - всему голова”, выставка, изготовленных руками родителей и бабушек хлебных изделий: каравай, хлеб ржано-пшеничный, формовой, подовый ржаной, домашний пшеничный хлеб, батон, пироги; колосья ржи, пшеницы; презентация.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Знакомство с новым материалом

1. Слово учителя.

Слайд 1

Сегодня на прилавках магазинов можно увидеть разные хлебные изделия, разных народов.

Слайд 2

В 19 веке за сутки человек съедал более одного килограмма хлеба, сегодня – около 400 граммов.

В былые времена хлеб пекли в русских печах, сейчас, чтобы удовлетворить наши нужды в хлебных изделиях – работают заводы. Хлеб в нашей стране стоит не очень дорого, многие ,наверное, поэтому позволяют выбрасывать остатки хлеба в помойку. Наши же предки относились к хлебушку с особым уважением и даже почётом.

Слайд 3

Они считали, что в приготовлении хлеба участвуют Земля, Огонь и Вода, которых в древности считали Божествами и им поклонялись.

(Обратить внимание на божества)

Слайд 4

Хлеб хозяйки выпекали в виде калача или каравая.

Через отверстие этого калача (который считался оберегом) смотрели на людей, чтобы получить их симпатию или защитить себя от сглаза.

Слайд 5

Первым «хлебным растением» считается не пшеница и не рожь, а дуб. Ученые археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили это. В Древнем Риме плоды дуба – желуди – называли «божественными плодами». На территории нашей страны в Кировоградской области при раскопках были найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.

Слайд 6

Независимо для обычной трапезы или праздничной, накрывая стол хозяйка в первую очередь ставила на него хлеб и соль. Хлеб и соль почитали как символ благополучия и достатка.

Слайд 7

В Древней Руси Горожане Древней Руси едали хлебы «пресные», «квасные», «хлебы с медом и маком творенные»… Хлеб в Древней Руси издавна символизировал народное благополучие, довольство, а люди, изготовлявшие хлеб, всегда пользовались большим почетом.

Слайд 8

На Руси всегда брали хлеб, отправляясь свататься.

На хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе

Родители благословляли своих детей на брак не только иконой, но и хлебом.

После венчания молодых встречали хлебом и квасом, с солью стали встречать значительнее позднее. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты.

Слайд 9

Хлеб как оберег хлеб клался в колыбель к новорожденному.

Хлеб был не только оберегом, но и нёс на себе сакральное значение (т. е. обрядовое, ритуальное).

2. Беседа

- Дети, вы когда-нибудь нюхали, как пахнет хлеб? (Ответ детей? )

- Сегодня мы пройдем тот путь, по которому проходит хлеб с поля к столу.

- С чего начинается хлеб? (Ответ детей? )

- Я вырос из зернышка, которое осенью посеяли в землю.

Зимой покоился под рыхлым слоем снега.

Весной пророс маленьким росточком рос, рос, набирался сил и стал прекрасным колоском.

В жатву меня скосил, обмолотили и увезли на элеватор, посушили.

- В мельнице смололи, и я превратился в белую муку.

На хлебопекарни с меня испекли душистый хлеб.

ІІІ. Закрепление материала

1. Находим синонимы.

Синонимы: к слову «хлеб» – каравай – калач

2. Провести словарную работу:

Каравай – большой круглый хлеб

Калач – белый круглый хлеб

3. Слово учителя.

На Руси существует обычай встречать гостей хлебом с солью. При этом говорят: хлеб да соль. – Что означает это выражение? А какие обычаи, связанные с хлебом, вы знаете?

4. Пословицы и поговорки о хлебе. Слайд 10 – 11

Хлеб всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб в человеке воин.

Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеба нет – и корочка в честь.

Русский человек хлеб-соль водит.

5. Собери пословицы.

- Пословицы потеряли свой конец.

Слайд 12 – 14

6. Загадки.

Слайд 15 – 26

***

Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (хлеб)

***

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

***

У хлеба есть сестренки и братья,

Предлагаю их скорее отгадать я!

Все родственники эти из муки,

Замеси скорее тесто и пеки!

Если буханку ножом измельчить,

Эти кусочки в печи подсушить,

Смело с собою в поход их бери,

Ведь получаешь всегда… (Сухари)

***

Это печенье в глазури обычно,

В виде лепешки, фигурки привычной.

Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,

Если к столу принесет кто-то… (пряник)

***

Белый хлебец, на баранку похожий,

Толстый, весь в маке и стоит дороже.

В чашечку кинь рафинада ты кубик,

Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик)

***

Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной… (батон)

7. Учитель читает текст: «Какой бывает хлеб»

Слайд 27 – 28

Хлеб – гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнение с хлебом.

Но хлеб не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью русские люди до сих пор встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение. (А.Барыкин)

Слайд 29

Ответить на вопросы:

1) Что мы узнали о хлебе?

2) Какие хорошие чувства рождает хлеб в нашей душе?

IV. Рефлексия и подведение итогов.

Ученик читают стих о хлебе.

Слайд 30.

Воистину: не угламиИзба и теперь красна,

А хлебом да пирогами,

Как в давние времена.За ужином ли, за чаем мы хлеб, не спеша, жуём, жуём – и не замечаем – Не ценим: добро живём! …………………………….

Воистину: не углами

От века изба красна!

А хлебом… всё та же мода!

Так помните же, сыны:

Хлеб – это судьба народа!

Хлеб – это судьба страны!

V. Домашнее задание: Составить кроссворд о хлебобулочных изделиях.

Список литературы.

  1. http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

  2. http://www.gotovim.ru/library/hleb/narussy.shtml

  1. http://roghdenierebenka.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st097.shtml

  2. http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=26715.0

  3. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html

  4. История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во “Олма-Пресс Образование”, 2003.

  5. Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1 (5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997.

  6. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988.

  7. Н.А. Кун “Легенды и мифы Древней Греции”.

  8. И.В. Рак “Мифы Древнего Египта”, СПб, изд-во “Петро-РИФ”, 1993 г.

  9. А.М. Прохоров “Большой энциклопедический словарь”.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие для 5-7 классов «Хлеб всей жизни голова».

Внеклассное мероприятие для 5-7 классов

«Хлеб всей жизни голова»

Микушина С.В., учитель математики МКОУ «Буткинская средняя общеобразовательная школа».

Цель мероприятия:

- формирование нравственной культуры миропонимания;

-развитие уважительного отношения к национальным ценностям, к истории Родины;

- формирование чувства бережного отношения к хлебу, уважения к людям труда;

- профориентационная пропаганда.

На праздник приглашены: дети войны, работники хлебозавода, представители общественности, частные предприниматели, родители.

(На фоне музыки читаются слова, можно за кулисами)

Учитель: - На свете я видела хлеба немало,

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

И он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка –

Ни крошки, ни корки, ломоть – до конца.

На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно, так строго,

Его заливали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

С соломой с мякиной, с трухой, со жмыхом,

Он всё же казался желанней всего.

И матери тайно и тяжко вдыхали

Когда на частицы делили его.

На свете я видела хлеба разливы,

Мешки, бункера, элеваторы, нивы…

Он золотом лился, волною бежал,

Горой на токах деревенских лежал.

И если примечу кусок в небреженье –

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье –

Поднять и спасти это чудо Земли.

Хлеб! – как часто мы говорим и слышим о нём! Как мало мы думаем о нём!

Хлеб – это рука друга, протянутая в час испытаний,

Хлеб – это участник сражений за свободу Родины!

Хлеб – это солдат, дипломат и строитель будущего,

Есть только одно слово, которое равноценно слову «Хлеб» - это слово ЖИЗНЬ!

Хлеб - стал для нас средством единения людей, потому, что люди преломляют его за общей трапезой.

Хлеб – стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица.

Хлеб – стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его разделяют в годину бедствий. Вкус разделённого хлеба несравним ни с чем.

Запомните и скажите всем: в хлебе – душа родной Земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

Запомните и расскажите всем всё, о чём вы сейчас услышите.

(Начало литературно-музыкальной композиции).

- Слава миру на Земле!

- Слава хлебу на столе!

- Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

- С караваем соль подносим,

Поклоняясь отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук! (В. Бакалдин)

(дети вручают хлеб и соль гостям праздника)

Вед.1. У крестьян торжественные лица,

Поле всё зарёй освещено.

В землю за колхозною станицей

Хлебное положено зерно.

Вед.2. Спит оно в кубанской колыбели.

Как отец склонился над зерном

В куртке перешитой из шинели

Бледный от волненья агроном.

Вед.3. Пусть же нива буйно колосится,

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны.

Я. Смеляков. (Исполняется песня «Молодой агроном»)

Вед.4. Вот он – хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он – тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

Вед. 5. В нём здоровье, наша сила.

В нём чудесное тепло,

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нём.

Вед. 6. Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

(Л. Татьяничева)

(поэтическая сценка)

  1. Тракторист – Из соседнего двора

Вышли в поле трактора.

Далеко в просторе чистом

Слышен голос тракторов.

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром

Это тракторы плугами

Пашут мягкий чернозём.

  1. Сеятель – На широкие долины

Вышли новые машины

Глянь в открытое окно –

Сеют сеялки зерно.

  1. Комбайнёр - Посеяли хлеб хлеборобы весной

Созрел он и встал золотою стеной.

И слышит страна – За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Все: Дадим!

  1. Отвечают в цехах металлурги

Для хлеба машины мы сделаем быстро

Но только нам нужен металл непременно.

Все: Дадим!

- Отвечают немедля мартены:

Нам только руду подавайте сюда.

  • Для хлеба с рудою спешат поезда,

  • Для хлеба проложены рельсы дорог,

  • Для хлеба идёт на гора уголёк,

  • Для хлеба нефтяники нефть достают,

  • Для хлеба плотины на реках встают,

  • И краны, и вышки до самого неба:

Все: Для хлеба, для хлеба, для хлеба, для хлеба!

(песня «Хлеб»).

Вед.1. Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова!»

Вед. 2. Такое короткое, но ёмкое слово «хлеб». Когда берёшь в руки пахучий, прогретый жаром печи кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаённое, до конца неосознанное чувство благодарности к хлебу.

Вед.3 . Учёные-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 500 граммов хлеба, а при тяжёлой работе – 800 граммов. В хлебе – от 4,7 % до 7 % белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека от 1000 до 1600 ккал энергии.

Вед 4. Это означает, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человек получает от хлеба…

- Хлеб.. Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Вед. 5. В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

( Рассказ детей войны приглашённых на праздник о военном хлебе).

Вед. 6. Во время ВО войны в армию были призваны все мужчины от 18 до 50 лет, в том числе почти все труженики колхозов. Страна была разорена: в оккупированных районах оказалось около 47% всех посевных площадей. Положение усугубила засуха 1943 года. Какой же надо было иметь запас нравственных сил, чтобы выстоять.

Вед. 1. За 1941-1944 года в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. И это в условиях, когда страна лишилась богатейших житниц, а в колхозах остались старики, женщины и дети.

Вед. 2. Во время войны жители с. Ивановки Липецкой области готовились к весеннему севу. Государство выделило им семенное зерно. Оно находилось на станции, до которой 20 км. Вести зерно было не на чём. Утром около пристанционного склада собралось более 100 женщин с мешками. Кладовщик отвешал каждой из них по 20 кг зерна, и потянулась по размытой распутицей дороге, по непролазной грязи цепочка женщин в ватниках. Давили им на плечи мешки с зерном, гнула их тяжесть.

Вед. 3. На станции в это время остановился военный эшелон. Командир, увидев женщин, сказал своим бойцам «Смотрите, солдаты, и запомните лица этих женщин. Какие прекрасные у нас матери, жёны и сёстры. Земной поклон им от всех бойцов и командиров» И он низко поклонился женщинам.

Вед. 4. Был хлеб всегда в почёте на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? Спроси –

Тебе ответить могут ленинградцы.

Вед. 5. 900 страшных дней жили ленинградцы в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно-технические работники получали по 250 граммов хлеба, а остальные жители города – по 125 граммов хлеба. Он состоял из муки очень низкого качества, мякины, отрубей, жмыха, целлюлозы, обойной пыли. (под звуки метронома внести на разносе 125г хлеба и 250 гр.)

И всё - таки этот хлеб помог ленинградца выстоять, и не только выстоять, но и победить.

Вед. 6. 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: « Доченька, если б я могла дать его тогда…»

Вед. 1. – При сытости помни голод – гласит народная мудрость – предостережение наших предков, которое мы не должны забывать. И заходят от гнева и боли сердца тех людей, которые пережили голод, когда видят хлеб, выброшенный на помойку.

- На Невском замерло движенье….

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забытым равнодушьем…

А женщина держала хлеб

И с дрожью в голосе шептала:

- Кусочек этот бы тогда –

И сына б я не потеряла.

- Кусочек этот бы тогда…

- Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах,

А Пискарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – то отнял жизнь

Кто предал хлеб?

Р. Рождественский.

Зерна наших дней , светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам поле живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Вед. 2. Однажды экономисты подсчитали, во что обойдётся в масштабе страны всего лишь одна брошенная корка хлеба весом 100 граммов. Потеря хлеба выразилась в громадной шестизначной цифре. Чтобы восполнить это выброшенный хлеб, необходимо примерно 2 миллиона тонн зерна.

(песня)

Вед.3. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал столько пословиц и поговорок о хлебе. Знаете ли вы их: (дети говорят пословицы и поговорки о хлебе)

Вед. 4. Все гости нашего праздника прибыли сегодня с прекрасными, вкусными хлебными изделиями. Просим их представить вашему вниманию(гости праздника – представители хлебозаводов рекламируют детям изделия своих предприятий и угощают им детей).

Концовка:

  1. Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели

Мы говорим – «ХЛЕБ»,

  1. Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим – «ХЛЕБ»,

  1. Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим «ХЛЕБ».

  1. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим «ХЛЕБ»,

  1. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий ХЛЕБ,

kopilkaurokov.ru


Смотрите также