За пределами кваса: пивовары ищут новое применение хлебу. Пиво и хлеб


Пиво и хлеб — Славянская культура

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатой крестьянин; много у него было и денег, и хлеба. И давал он по всей деревне бедным мужичкам взаймы: деньги давал из процентов, а коли даст хлеба, то весь сполна возвратит на лето, да сверх того за каждый четверик два дня ему проработай на поле.

Вот раз случилось: подходит храмовой праздник, и стали мужички варить к празднику пиво; только в этой самой деревне был один мужик да такой бедной, что скудней его во всем околотке не было. Сидит он вечером, накануне праздника, в своей избенке с женою и думает: «Что делать? Люди добрые станут гулять, веселиться, а у нас в доме нет ни куска хлеба! Пошел бы к богачу попросить в долг, да ведь не поверит; да и что с меня, горемычного, взять после?» Подумал-подумал, приподнялся с лавки, стал перед образом и воздохнул тяжелехонько. «Господи! — говорит,— прости меня, грешного; и масла-то купить не на что, чтоб лампадку перед иконою затеплить к празднику!»

Вот немного погодя приходит к нему в избушку старец: «Здравствуй, хозяин!» — «Здорово, старичок!» — «Нельзя ли у тебя переночевать?» — «Для чего нельзя! Ночуй, коли угодно; только у меня, родимой, нет ни куска в доме и покормить тебя нечем».— «Ничего, хозяин! У меня есть с собой три кусочка хлебушка, а ты дай ковшик водицы: вот я хлебцем-то закушу, а водицей прихлебну — тем сыт и буду».

Сел старик на лавку и говорит: «Что, хозяин, так приуныл? О чем запечалился?» — «Эх, старина! — отвечает хозяин.— Как не тужить мне? Вот дал бог — дождались мы праздника, люди добрые станут радоваться да веселиться, а у нас с женой хоть шаром покати,— кругом пусто!» — «Ну, что ж!— говорит старик,— пойди к богатому мужику да попроси у него в долг что надо».— «Нет, не пойду; все равно не даст!» — «Ступай! — пристает старик.— Иди смело и проси у него четверик солоду; мы с тобой пива наварим».— «Э, старичок! Теперича поздно; когда тут пиво варить? Вить праздник-то завтра!» — «Уж я тебе сказываю: ступай к богатому мужику и проси четверик солоду; он тебе сразу даст! Небось, не откажет! А завтра к обеду такое пиво у нас будет, какого во всей деревне никогда не бывало!»

Нечего делать, собрался бедняк, взял мешок под мышку и пошел к богатому. Приходит к нему в избу, кланяется, величает по имени и отчеству и просит в заем четверик солоду: хочу-де к празднику пива сварить, «Что ж ты прежде-то думал! — говорит ему богатой.— Когда теперича варить? Вить до праздника всего-навсего одна ночь осталась».— «Ничего, родимой!— отвечает бедной.— Коли милость твоя будет, мы как-нибудь сварим себе с женою, будем вдвоем пить да величать праздник».

Богатой набрал ему четверик солоду и насыпал в мешок; бедной поднял мешок на плечи и понес домой. Воротился и рассказал, как и что было. «Ну, хозяин!— молвил старик.— Будет и у тебя праздник. А что, есть ли на твоем дворе колодезь?» — «Есть»,— говоритлмужик. «Ну, вот мы в твоем колодезе и наварим пива; Сери мешок да ступай за мною».

Вышли они во двор и прямо к колодезю. «Высыпай-ка сюда!» — говорит старик. «Как такое добро в колодезь сыпать! — отвечает хозяин.— Только один четверик и есть, да и тот задаром должон пропасть! Хорошего ничего мы не сделаем, только воду смутим».— «Слушай меня, все хорошо будет!» Что делать, вывалил хозяин в колодезь весь свой солод. «Ну,— сказал старец,— была вода в колодезе, сделайся за ночь пивом!.. Теперь, хозяин, пойдем в избу да ляжем спать: утро мудренее вечера; а завтра к обеду поспеет такое пиво, что с одного стакана пьян будешь».

Вот дождались утра; подходит время к обеду, старик и говорит: «Ну, хозяин! Теперича доставай ты побольше ушатов, станови кругом колодезя и наливай пивом полнехоньки, да и зови всех, кого ни завидишь, пить пиво похмельное».

Бросился мужик по соседям. «На что тебе ушаты понадобились?» — спрашивают его. «Оченно,— говорит,— нужно; не во что пива сливать». Вздивовались соседи: что такое значит! Не с ума ли он спятил? Куска хлеба нет в доме, а еще о пиве хлопочет!

Вот хорошо, набрал мужик ушатов двадцать, поставил кругом колодезя и стал наливать — и такое сделалось пиво, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Налил все ушаты полным-полнехоньки, а в колодезе словно ничего не убыло. И стал он кричать, гостей на двор зазывать: «Эй, православные! Пожалуйте ко мне пить пиво похмельное; вот пиво — так пиво!» Смотрит народ: «Что за диво такое? Вишь, налил из колодезя воды, а зовет на пиво; дай-ка зайдем, посмотрим, на каку это хитрость он поднялся?»

Вот повалили мужика к ушатам, стали черпать ковшиком, пиво пробовать; оченно показалось им это пиво: от родясь-де такого не пивали! И нашло народу полон двор. А хозяин не жалеет, знай себе черпает из колодезя да всех сплошь и угощает.

Услыхал про то богатой мужик, пришел к бедному на двор, попробовал пива и зачал просить бедного: научи-де меня, какой хитростью сотворил ты эдакое пиво? «Да тут нет никакой хитрости, — отвечал бедной,— дело самое простое! Как принес я от тебя четверик солоду, так прямо и высыпал его в колодезь: была-де вода, сделайся за ночь пивом!» — «Ну, хорошо же! — думает богатой.— Только ворочусь домой, так и сделаю».

Вот приходит он домой и приказывает своим работникам таскать из анбара самой что ни есть лучший солод и сыпать в колодезь. Как взялись работники таскать, из анбара и вперли в колодезь кулей десять солоду. «Ну,— думает богатой,— пиво-то у меня будет получше, чем у бедного!»

Вот на другое утро вышел богатой на двор и поскорей к колодезю, почерпнул и смотрит: как была вода — так и есть вода! Только мутнее стала. «Что такое! Должно быть, мало солоду положили; надо прибавить»,— думает богатой и велел своим работникам еще кулей пять ввалить в колодезь. Высыпали они и в другой раз; не тут-то было, ничего не помогает! Весь солод задаром пропал. Да как прошел праздник, и у бедного осталась в колодезе только сущая вода; дива все равно как не бывало.

Опять приходит старец к бедному мужику и спрашивает: «Послушай, хозяин! Сеял ли ты хлеб-ат нынешним годом?» — «Нет, дедушка, ни зерна не сеял!» — «Ну, ступай же теперича опять к богатому мужику и проси у него по четверику всякого хлеба; мы с тобой поедем в поле да и посеем».— «Как теперича сеять? — отвечает бедной.— Ведь на дворе зима трескучая!» — «Не твоя забота! Делай, что приказываю! Наварил тебе пива, насею и хлеба!»

Собрался бедной, пошел опять к богатому и выпросил у него в долг по четверику всякого зерна. Воротился и говорит старику: «Все готово, дедушка!» Вот вышли они на поле, разыскали по приметам мужпкову полосу — и давай разбрасывать зерно по белому снегу. Все разбросали. «Теперича,— сказал старик бедному, — ступай домой и дожидай лета: будешь и ты с хлебом!»

Только пришел бедной мужик в свою деревню, как проведали про него все крестьяне, что он середь зимы хлеб сеял; смеются с него — да и только: «Эка он, сердечной, хватился когда сеять! Осенью небось не догадался! »

Ну хорошо, дождалися весны, сделалась теплынь, снега растаяли, и пошли зеленые всходы. «Дай-ка, — вздумал бедной, — пойду посмотрю, что на моей земле делается». Приходит на свою полосу, смотрит, а там такие всходы, что душа не нарадуется! На чужих десятинах и вполовину не так хороши. «Слава тебе, господи! — говорит мужик.— Теперича и я поправлюсь».

Вот пришло время жатвы; начали добрые люди убирать с поля хлеб. Собрался и бедной, хлопочет с своею женою и никак не сможет управиться; принужден созывать к себе на жнитво рабочий народ и отдавать свой хлеб из половины. Дивуются все мужики бедному: земли он не пахал, сеял середь зимы, а хлеб у него вырос такой славный!

Управился бедной мужик и зажил себе без нужды; коли что надо по хозяйству — поедет он в город, продаст хлеба четверть, другую и купит, что знает; а долг свой богатому мужику сполна заплатил.

Вот богатой и думает: «Дай-ка и я зимой посею; авось и на моей полосе уродится такой же славный хлеб». Дождался того самого дня, в который сеял бедной мужик прошлым годом, навалил в сани несколько четвертей разного хлеба, выехал в поле и давай сеять по снегу. Засеял все поле; только поднялась к ночи погода, подули сильные ветры и свеяли с его земли все зерно на чужие полосы.

Вот и весна-красна, пошел богатой на поле и видит: пусто и голо на его земле, ни одного всхода не видать, а возле на чужих полосах, где ни пахано, ни сеяно, поднялись такие зеленя, что любо-дорого! И раздумался богатой: «Господи! Много издержал я на семена — все нет толку; а вот у моих должников ни пахано, ни сеяно — а хлеб сам собой растет! Должно быть, я — великий грешник!» 

slavyanskaya-kultura.ru

Пиво и хлеб - Русские народные сказки

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатой крестьянин; много у него было и денег, и хлеба. И давал он по всей деревне бедным мужичкам взаймы: деньги давал из процентов, а коли даст хлеба, то весь сполна возвратит на лето, да сверх того за каждый четверик два дня ему проработай на поле.

Вот раз случилось: подходит храмовой праздник, и стали мужички варить к празднику пиво; только в этой самой деревне был один мужик да такой бедной, что скудней его во всем околотке не было. Сидит он вечером, накануне праздника, в своей избенке с женою и думает: «Что делать? Люди добрые станут гулять, веселиться, а у нас в доме нет ни куска хлеба! Пошел бы к богачу попросить в долг, да ведь не поверит; да и что с меня, горемычного, взять после?» Подумал-подумал, приподнялся с лавки, стал перед образом и воздохнул тяжелехонько. «Господи! — говорит,— прости меня, грешного; и масла-то купить не на что, чтоб лампадку перед иконою затеплить к празднику!»

Вот немного погодя приходит к нему в избушку старец: «Здравствуй, хозяин!» — «Здорово, старичок!» — «Нельзя ли у тебя переночевать?» — «Для чего нельзя! Ночуй, коли угодно; только у меня, родимой, нет ни куска в доме и покормить тебя нечем».— «Ничего, хозяин! У меня есть с собой три кусочка хлебушка, а ты дай ковшик водицы: вот я хлебцем-то закушу, а водицей прихлебну — тем сыт и буду».

Сел старик на лавку и говорит: «Что, хозяин, так приуныл? О чем запечалился?» — «Эх, старина! — отвечает хозяин.— Как не тужить мне? Вот дал бог — дождались мы праздника, люди добрые станут радоваться да веселиться, а у нас с женой хоть шаром покати,— кругом пусто!» — «Ну, что ж!— говорит старик,— пойди к богатому мужику да попроси у него в долг что надо».— «Нет, не пойду; все равно не даст!» — «Ступай! — пристает старик.— Иди смело и проси у него четверик солоду; мы с тобой пива наварим».— «Э, старичок! Теперича поздно; когда тут пиво варить? Вить праздник-то завтра!» — «Уж я тебе сказываю: ступай к богатому мужику и проси четверик солоду; он тебе сразу даст! Небось, не откажет! А завтра к обеду такое пиво у нас будет, какого во всей деревне никогда не бывало!»

Нечего делать, собрался бедняк, взял мешок под мышку и пошел к богатому. Приходит к нему в избу, кланяется, величает по имени и отчеству и просит в заем четверик солоду: хочу-де к празднику пива сварить, «Что ж ты прежде-то думал! — говорит ему богатой.— Когда теперича варить? Вить до праздника всего-навсего одна ночь осталась».— «Ничего, родимой!— отвечает бедной.— Коли милость твоя будет, мы как-нибудь сварим себе с женою, будем вдвоем пить да величать праздник».

Богатой набрал ему четверик солоду и насыпал в мешок; бедной поднял мешок на плечи и понес домой. Воротился и рассказал, как и что было. «Ну, хозяин!— молвил старик.— Будет и у тебя праздник. А что, есть ли на твоем дворе колодезь?» — «Есть»,— говоритлмужик. «Ну, вот мы в твоем колодезе и наварим пива; Сери мешок да ступай за мною».

Вышли они во двор и прямо к колодезю. «Высыпай-ка сюда!» — говорит старик. «Как такое добро в колодезь сыпать! — отвечает хозяин.— Только один четверик и есть, да и тот задаром должон пропасть! Хорошего ничего мы не сделаем, только воду смутим».— «Слушай меня, все хорошо будет!» Что делать, вывалил хозяин в колодезь весь свой солод. «Ну,— сказал старец,— была вода в колодезе, сделайся за ночь пивом!.. Теперь, хозяин, пойдем в избу да ляжем спать: утро мудренее вечера; а завтра к обеду поспеет такое пиво, что с одного стакана пьян будешь».

Вот дождались утра; подходит время к обеду, старик и говорит: «Ну, хозяин! Теперича доставай ты побольше ушатов, станови кругом колодезя и наливай пивом полнехоньки, да и зови всех, кого ни завидишь, пить пиво похмельное».

Бросился мужик по соседям. «На что тебе ушаты понадобились?» — спрашивают его. «Оченно,— говорит,— нужно; не во что пива сливать». Вздивовались соседи: что такое значит! Не с ума ли он спятил? Куска хлеба нет в доме, а еще о пиве хлопочет!

Вот хорошо, набрал мужик ушатов двадцать, поставил кругом колодезя и стал наливать — и такое сделалось пиво, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Налил все ушаты полным-полнехоньки, а в колодезе словно ничего не убыло. И стал он кричать, гостей на двор зазывать: «Эй, православные! Пожалуйте ко мне... пить пиво похмельное; вот пиво — так пиво!» Смотрит народ: «Что за диво такое? Вишь, налил из колодезя воды, а зовет на пиво; дай-ка зайдем, посмотрим, на каку это хитрость он поднялся?»

Вот повалили мужика к ушатам, стали черпать ковшиком, пиво пробовать; оченно показалось им это пиво: от родясь-де такого не пивали! И нашло народу полон двор. А хозяин не жалеет, знай себе черпает из колодезя да всех сплошь и угощает.

Услыхал про то богатой мужик, пришел к бедному на двор, попробовал пива и зачал просить бедного: научи-де меня, какой хитростью сотворил ты эдакое пиво? «Да тут нет никакой хитрости, — отвечал бедной,— дело самое простое! Как принес я от тебя четверик солоду, так прямо и высыпал его в колодезь: была-де вода, сделайся за ночь пивом!» — «Ну, хорошо же! — думает богатой.— Только ворочусь домой, так и сделаю».

Вот приходит он домой и приказывает своим работникам таскать из анбара самой что ни есть лучший солод и сыпать в колодезь. Как взялись работники таскать, из анбара и вперли в колодезь кулей десять солоду. «Ну,— думает богатой,— пиво-то у меня будет получше, чем у бедного!»

Вот на другое утро вышел богатой на двор и поскорей к колодезю, почерпнул и смотрит: как была вода — так и есть вода! Только мутнее стала. «Что такое! Должно быть, мало солоду положили; надо прибавить»,— думает богатой и велел своим работникам еще кулей пять ввалить в колодезь. Высыпали они и в другой раз; не тут-то было, ничего не помогает! Весь солод задаром пропал. Да как прошел праздник, и у бедного осталась в колодезе только сущая вода; дива все равно как не бывало.

Опять приходит старец к бедному мужику и спрашивает: «Послушай, хозяин! Сеял ли ты хлеб-ат нынешним годом?» — «Нет, дедушка, ни зерна не сеял!» — «Ну, ступай же теперича опять к богатому мужику и проси у него по четверику всякого хлеба; мы с тобой поедем в поле да и посеем».— «Как теперича сеять? — отвечает бедной.— Ведь на дворе зима трескучая!» — «Не твоя забота! Делай, что приказываю! Наварил тебе пива, насею и хлеба!»

Собрался бедной, пошел опять к богатому и выпросил у него в долг по четверику всякого зерна. Воротился и говорит старику: «Все готово, дедушка!» Вот вышли они на поле, разыскали по приметам мужпкову полосу — и давай разбрасывать зерно по белому снегу. Все разбросали. «Теперича,— сказал старик бедному, — ступай домой и дожидай лета: будешь и ты с хлебом!»

Только пришел бедной мужик в свою деревню, как проведали про него все крестьяне, что он середь зимы хлеб сеял; смеются с него — да и только: «Эка он, сердечной, хватился когда сеять! Осенью небось не догадался! »

Ну хорошо, дождалися весны, сделалась теплынь, снега растаяли, и пошли зеленые всходы. «Дай-ка, — вздумал бедной, — пойду посмотрю, что на моей земле делается». Приходит на свою полосу, смотрит, а там такие всходы, что душа не нарадуется! На чужих десятинах и вполовину не так хороши. «Слава тебе, господи! — говорит мужик.— Теперича и я поправлюсь».

Вот пришло время жатвы; начали добрые люди убирать с поля хлеб. Собрался и бедной, хлопочет с своею женою и никак не сможет управиться; принужден созывать к себе на жнитво рабочий народ и отдавать свой хлеб из половины. Дивуются все мужики бедному: земли он не пахал, сеял середь зимы, а хлеб у него вырос такой славный!

Управился бедной мужик и зажил себе без нужды; коли что надо по хозяйству — поедет он в город, продаст хлеба четверть, другую и купит, что знает; а долг свой богатому мужику сполна заплатил.

Вот богатой и думает: «Дай-ка и я зимой посею; авось и на моей полосе уродится такой же славный хлеб». Дождался того самого дня, в который сеял бедной мужик прошлым годом, навалил в сани несколько четвертей разного хлеба, выехал в поле и давай сеять по снегу. Засеял все поле; только поднялась к ночи погода, подули сильные ветры и свеяли с его земли все зерно на чужие полосы.

Вот и весна-красна, пошел богатой на поле и видит: пусто и голо на его земле, ни одного всхода не видать, а возле на чужих полосах, где ни пахано, ни сеяно, поднялись такие зеленя, что любо-дорого! И раздумался богатой: «Господи! Много издержал я на семена — все нет толку; а вот у моих должников ни пахано, ни сеяно — а хлеб сам собой растет! Должно быть, я — великий грешник!»

Loading... Пиво и хлеб

kazka.ru

Пиво и хлеб / Кер сари - "большой праздник осеннего пива"

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатой крестьянин; много у него было и денег, и хлеба. И давал он по всей деревне бедным мужичкам взаймы: деньги давал из процентов, а коли даст хлеба, то весь сполна возвратит на лето, да сверх того за каждый четверик два дня ему проработай на поле.

Вот раз случилось: подходит храмовой праздник, и стали мужички варить к празднику пиво; только в этой самой деревне был один мужик да такой бедной, что скудней его во всем околотке не было. Сидит он вечером, накануне праздника, в своей избенке с женою и думает: «Что делать? Люди добрые станут гулять, веселиться, а у нас в доме нет ни куска хлеба! Пошел бы к богачу попросить в долг, да ведь не поверит; да и что с меня, горемычного, взять после?» Подумал-подумал, приподнялся с лавки, стал перед образом и воздохнул тяжелехонько. «Господи! — говорит,— прости меня, грешного; и масла-то купить не на что, чтоб лампадку перед иконою затеплить к празднику!»

Вот немного погодя приходит к нему в избушку старец: «Здравствуй, хозяин!» — «Здорово, старичок!» — «Нельзя ли у тебя переночевать?» — "Для чего нельзя! Ночуй, коли угодно; только у меня, родимой, нет ни куска в доме и покормить тебя нечем«.— «Ничего, хозяин! У меня есть с собой три кусочка хлебушка, а ты дай ковшик водицы: вот я хлебцем-то закушу, а водицей прихлебну — тем сыт и буду».

Сел старик на лавку и говорит: «Что, хозяин, так приуныл? О чем запечалился?» — «Эх, старина! — отвечает хозяин.— Как не тужить мне? Вот дал бог — дождались мы праздника, люди добрые станут радоваться да веселиться, а у нас с женой хоть шаром покати,— кругом пусто!» — "Ну, что ж!— говорит старик,— пойди к богатому мужику да попроси у него в долг что надо«.— «Нет, не пойду; все равно не даст!» — "Ступай! — пристает старик.— Иди смело и проси у него четверик солоду; мы с тобой пива наварим«.— «Э, старичок! Теперича поздно; когда тут пиво варить? Вить праздник-то завтра!» — «Уж я тебе сказываю: ступай к богатому мужику и проси четверик солоду; он тебе сразу даст! Небось, не откажет! А завтра к обеду такое пиво у нас будет, какого во всей деревне никогда не бывало!»

Нечего делать, собрался бедняк, взял мешок под мышку и пошел к богатому. Приходит к нему в избу, кланяется, величает по имени и отчеству и просит в заем четверик солоду: хочу-де к празднику пива сварить, "Что ж ты прежде-то думал! — говорит ему богатой.— Когда теперича варить? Вить до праздника всего-навсего одна ночь осталась«.— «Ничего, родимой!— отвечает бедной.— Коли милость твоя будет, мы как-нибудь сварим себе с женою, будем вдвоем пить да величать праздник».

Богатой набрал ему четверик солоду и насыпал в мешок; бедной поднял мешок на плечи и понес домой. Воротился и рассказал, как и что было. «Ну, хозяин!— молвил старик.— Будет и у тебя праздник. А что, есть ли на твоем дворе колодезь?» — "Есть«,— говоритлмужик. «Ну, вот мы в твоем колодезе и наварим пива; Сери мешок да ступай за мною».

Вышли они во двор и прямо к колодезю. «Высыпай-ка сюда!» — говорит старик. "Как такое добро в колодезь сыпать! — отвечает хозяин.— Только один четверик и есть, да и тот задаром должон пропасть! Хорошего ничего мы не сделаем, только воду смутим«.— «Слушай меня, все хорошо будет!» Что делать, вывалил хозяин в колодезь весь свой солод. «Ну,— сказал старец,— была вода в колодезе, сделайся за ночь пивом!.. Теперь, хозяин, пойдем в избу да ляжем спать: утро мудренее вечера; а завтра к обеду поспеет такое пиво, что с одного стакана пьян будешь».

Вот дождались утра; подходит время к обеду, старик и говорит: «Ну, хозяин! Теперича доставай ты побольше ушатов, станови кругом колодезя и наливай пивом полнехоньки, да и зови всех, кого ни завидишь, пить пиво похмельное».

Бросился мужик по соседям. «На что тебе ушаты понадобились?» — спрашивают его. «Оченно,— говорит,— нужно; не во что пива сливать». Вздивовались соседи: что такое значит! Не с ума ли он спятил? Куска хлеба нет в доме, а еще о пиве хлопочет!

Вот хорошо, набрал мужик ушатов двадцать, поставил кругом колодезя и стал наливать — и такое сделалось пиво, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Налил все ушаты полным-полнехоньки, а в колодезе словно ничего не убыло. И стал он кричать, гостей на двор зазывать: «Эй, православные! Пожалуйте ко мне пить пиво похмельное; вот пиво — так пиво!» Смотрит народ: «Что за диво такое? Вишь, налил из колодезя воды, а зовет на пиво; дай-ка зайдем, посмотрим, на каку это хитрость он поднялся?»

Вот повалили мужика к ушатам, стали черпать ковшиком, пиво пробовать; оченно показалось им это пиво: от родясь-де такого не пивали! И нашло народу полон двор. А хозяин не жалеет, знай себе черпает из колодезя да всех сплошь и угощает.

Услыхал про то богатой мужик, пришел к бедному на двор, попробовал пива и зачал просить бедного: научи-де меня, какой хитростью сотворил ты эдакое пиво? «Да тут нет никакой хитрости, — отвечал бедной,— дело самое простое! Как принес я от тебя четверик солоду, так прямо и высыпал его в колодезь: была-де вода, сделайся за ночь пивом!» — «Ну, хорошо же! — думает богатой.— Только ворочусь домой, так и сделаю».

Вот приходит он домой и приказывает своим работникам таскать из анбара самой что ни есть лучший солод и сыпать в колодезь. Как взялись работники таскать, из анбара и вперли в колодезь кулей десять солоду. «Ну,— думает богатой,— пиво-то у меня будет получше, чем у бедного!»

Вот на другое утро вышел богатой на двор и поскорей к колодезю, почерпнул и смотрит: как была вода — так и есть вода! Только мутнее стала. "Что такое! Должно быть, мало солоду положили; надо прибавить«,— думает богатой и велел своим работникам еще кулей пять ввалить в колодезь. Высыпали они и в другой раз; не тут-то было, ничего не помогает! Весь солод задаром пропал. Да как прошел праздник, и у бедного осталась в колодезе только сущая вода; дива все равно как не бывало.

Опять приходит старец к бедному мужику и спрашивает: «Послушай, хозяин! Сеял ли ты хлеб-ат нынешним годом?» — «Нет, дедушка, ни зерна не сеял!» — "Ну, ступай же теперича опять к богатому мужику и проси у него по четверику всякого хлеба; мы с тобой поедем в поле да и посеем«.— «Как теперича сеять? — отвечает бедной.— Ведь на дворе зима трескучая!» — «Не твоя забота! Делай, что приказываю! Наварил тебе пива, насею и хлеба!»

Собрался бедной, пошел опять к богатому и выпросил у него в долг по четверику всякого зерна. Воротился и говорит старику: «Все готово, дедушка!» Вот вышли они на поле, разыскали по приметам мужпкову полосу — и давай разбрасывать зерно по белому снегу. Все разбросали. «Теперича,— сказал старик бедному, — ступай домой и дожидай лета: будешь и ты с хлебом!»

Только пришел бедной мужик в свою деревню, как проведали про него все крестьяне, что он середь зимы хлеб сеял; смеются с него — да и только: «Эка он, сердечной, хватился когда сеять! Осенью небось не догадался! »

Ну хорошо, дождалися весны, сделалась теплынь, снега растаяли, и пошли зеленые всходы. «Дай-ка, — вздумал бедной, — пойду посмотрю, что на моей земле делается». Приходит на свою полосу, смотрит, а там такие всходы, что душа не нарадуется! На чужих десятинах и вполовину не так хороши. «Слава тебе, господи! — говорит мужик.— Теперича и я поправлюсь».

Вот пришло время жатвы; начали добрые люди убирать с поля хлеб. Собрался и бедной, хлопочет с своею женою и никак не сможет управиться; принужден созывать к себе на жнитво рабочий народ и отдавать свой хлеб из половины. Дивуются все мужики бедному: земли он не пахал, сеял середь зимы, а хлеб у него вырос такой славный!

Управился бедной мужик и зажил себе без нужды; коли что надо по хозяйству — поедет он в город, продаст хлеба четверть, другую и купит, что знает; а долг свой богатому мужику сполна заплатил.

Вот богатой и думает: «Дай-ка и я зимой посею; авось и на моей полосе уродится такой же славный хлеб». Дождался того самого дня, в который сеял бедной мужик прошлым годом, навалил в сани несколько четвертей разного хлеба, выехал в поле и давай сеять по снегу. Засеял все поле; только поднялась к ночи погода, подули сильные ветры и свеяли с его земли все зерно на чужие полосы.

Вот и весна-красна, пошел богатой на поле и видит: пусто и голо на его земле, ни одного всхода не видать, а возле на чужих полосах, где ни пахано, ни сеяно, поднялись такие зеленя, что любо-дорого! И раздумался богатой: «Господи! Много издержал я на семена — все нет толку; а вот у моих должников ни пахано, ни сеяно — а хлеб сам собой растет! Должно быть, я — великий грешник!»

Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».

ker-sary.buketbeer.ru

Пиво и хлеб (Афанасьев)/1914 (ВТ) — Викитека

[92] 7. Пиво и хлеб

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатой крестьянин; много у него было и денег и хлеба. И давал он по всей деревне бедным мужичкам взаймы: деньги давал из процентов, а коли даст хлеба, то весь сполна возврати на лето, да сверх того за каждый четверик два дня ему проработай на поле. Вот раз случилось: подходит храмовой праздник, и стали мужички варить к празднику пиво; только в этой самой деревне был один мужик, да такой бедной, что скудней его во всём околодке не было. Сидит он вечером, накануне праздника, в своей избенке с женою и думает: «что делать? люди добрые станут гулять, веселиться; а у нас в доме нет ни куска хлеба! Пошел бы к богачу попросить в долг, да ведь не поверит; да и что с меня, горемычного, взять после?» Подумал-подумал, приподнялся с лавки, стал перед образом и вздохнул тяжелехонько. «Господи! говорит, прости меня грешного; и масла-то купить не на что, чтоб лампадку [93]перед иконою затеплить к празднику!» Вот немного погодя приходит к нему в избушку старец: «здравствуй, хозяин!» — Здорово, старичок! «Нельзя ль у тебя переночевать?» — Для чего нельзя! ночуй, коли угодно; только у меня, родимой, нет ни куска в доме, и покормить тебя нечем. «Ничего, хозяин! у меня есть с собой три кусочка хлебушка, а ты дай ковшик водицы: вот я хлебцем-то закушу, а водицей прихлебну — тем сыт и буду.» Сел старик на лавку и говорит: «что, хозяин, так приуныл? о чём запечалился?» — Эх, старина! отвечает хозяин, как не тужить мне? вот дал Бог — дождались мы праздника, люди добрые станут радоваться да веселиться, а у нас с женою хоть шаром покати, — кругом пусто! «Ну, что ж! говорит старик, пойди к богатому мужику, да попроси у него в долг что надо.» — Нет, не пойду: всё равно не даст! «Ступай, пристает старик, иди смело и проси у него четверик солоду; мы с тобой пива наварим». — Э, старичок! теперича поздно; когда тут пиво варить? вить праздник-то завтра. «Уж я тебе сказываю: ступай к богатому мужику и проси четверик солоду; он тебе сразу даст! небось, не откажет! А завтра к обеду такое пиво у нас будет, какого во всей деревне никогда не бывало!» Нечего [94]делать, собрался бедняк, взял мешок подмышку и пошел к богатому. Приходит к нему в избу, кланяется, величает по имени и отечеству и просит в заем четверик солоду: хочу де к празднику пива сварить. «Что ж ты прежде-та думал! говорит ему богатой. Когда теперича варить? вить до праздника всего-навсего одна ночь осталась». — Ничего, родимой! отвечает бедной; коли милость твоя будет, мы как-нибудь сварим себе с женою, будем вдвоем пить да величать праздник. Богатой набрал ему четверик солоду и насыпал в мешок; бедной поднял мешок на плечи и понес домой. Воротился и рассказал, как и что было. «Ну, хозяин! молвил старик, будет и у тебя праздник. А что есть ли на твоем дворе колодезь?» — Есть, говорит мужик. «Ну, вот мы в твоем колодезе и наварим пива; бери мешок да ступай за мною». Вышли они на двор и прямо к колодезю. «Высыпай-ка сюда!» говорит старик. — Как можно такое добро в колодезь сыпать! отвечает хозяин; только один четверик и есть, да и тот задаром должон пропасть! Хорошего ничего мы не сделаем, только воду смутим. «Слушай меня, всё хорошо будет!» Что делать, вывалил хозяин в колодезь весь свой солод. «Ну, сказал старец, была [95]вода в колодезе, сделайся за ночь пивом!.. Теперь, хозяин, пойдем в избу да ляжем спать, — утро мудренее вечера; а завтра к обеду поспеет такое пиво, что с одного стакана пьян будешь». Вот дождались утра; подходит время к обеду, старик и говорит: «ну, хозяин! теперича доставай ты побольше ушатов, станови кругом колодезя и наливай пивом полнехоньки, да и зови всех, кого ни завидишь, пить пиво похмельное». Бросился мужик по соседям. «На что тебе ушаты понадобились?» спрашивают его. — Оченно, говорит, нужно; не во что пива сливать. Вздивовались соседи: что такое значит! не с ума ли он спятил? куска хлеба нет в доме, а еще о пиве хлопочет! — Вот хорошо, набрал мужик ушатов двадцать, поставил кругом колодезя и стал наливать — и такое сделалось пиво, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Налил все ушаты полным-полнехоньки, а в колодезе словно ничего не убыло. И стал он кричать, гостей на двор зазывать: «эй, православные! пожалуйте ко мне пить пиво похмельное; вот пиво — так пиво!» Смотрит народ, что за диво такое? вишь налил из колодезя воды, а зовет на пиво; да(й)-ка зайдем посмотрим, на каку это хитрость он поднялся? Вот повалили мужики к ушатам, [96]стали черпать ковшиком, пиво пробовать; оченно показалось им это пиво: «отродясь де такого не пивали!» И нашло народу полон двор. А хозяин не жалеет, знай себе черпает из колодезя да всех сплошь и угощает. Услыхал про то богатой мужик, пришел к бедному на двор, попробовал пива, и зачал просить бедного; «научи де меня, какой хитростью сотворил ты эдакое пиво?» — Да тут нет никакой хитрости, отвечал бедной; дело самое простое, — как принес я от тебя четверик солоду, так прямо и высыпал его в колодезь: была де вода, сделайся за ночь пивом! «Ну, хорошо же! думает богатой, только ворочусь домой, так и сделаю». Вот приходит он домой и приказывает своим работникам таскать из анбара самой что ни есть лучший солод и сыпать в колодезь. Как взялись работники таскать из анбара, и вперли в колодезь кулей десять солоду. «Ну, думает богатой, пиво-то у меня будет получше, чем у бедного!» Вот на другое утро вышел богатой на двор и поскорей к колодезю, почерпнул и смотрит; как была вода — так и есть вода! только мутнее стала. «Что такое! должно быть, мало солоду положили; надо прибавить», думает богатой и велел своим работникам еще кулей пять ввалить в колодезь. Высыпали они и в другой раз; [97]не тут-то было, нечего не помогает! весь солод задаром пропал. Да как прошел праздник, и у бедного осталась в колодезе только сущая вода; пива всё равно как не бывало.

Опять приходит старец к бедному мужику и спрашивает: «послушай, хозяин! сеял ли ты хлеб-ат нынешним годом?» — Нет, дедушка, ни зерна не сеял! «Ну ступай же теперича опять к богатому мужику и проси у него по четверику всякого хлеба; мы с тобой поедем на поле да и посеем». — Как теперича сеять? отвечает бедной; ведь на дворе зима трескучая! «Не твоя забота! делай, что приказываю. Наварил тебе пива, насею и хлеба!» Собрался бедной, пошел опять к богатому и выпросил у него в долг по четверику всякого зерна. Воротился и говорит старику: «всё готово, дедушка!» Вот вышли они на поле, разыскали по приметам мужикову полосу — и давай разбрасывать зерно по белому снегу. Всё разбросали. «Теперича, сказал старик бедному, ступай домой и дожидай лета: будешь и ты с хлебом!» Только пришел бедной мужик в свою деревню, как проведали про него все крестьяне, что он середь зимы хлеб сеял; смеются на него — да и только: «эка он, сердечной, хватился когда сеять! осенью небось не догадался!» Ну, хорошо; [98]дождалися весны, сделалась теплынь, снега растаяли, и пошли зеленые всходы. «Да(й)-ка, вздумал бедной, пойду — посмотрю, что на моей земле делается». Приходит на свою полосу, смотрит, а там такие всходы, что душа не нарадуется! на чужих десятинах и вполовину не так хороши. «Слава Тебе, Господи! говорит мужик, теперича и я поправлюсь». Вот пришло время жатвы; начали добрые люди убирать с поля хлеб. Собрался и бедной, хлопочет с своею женою, и никак не сможет управиться; принужден созывать к себе на жнитво рабочий народ и отдавать свой хлеб из половины. Дивуются все мужики бедному: земли он не пахал, сеял середь зимы, а хлеб у него вырос такой славной. Управился бедной мужик и зажил себе без нужды; коли что надо по хозяйству — поедет он в город, продаст хлеба четверть, другую, и купит что знает; а долг свой богатому мужику сполна заплатил. Вот богатой и думает: «да(й)-ка и я зимой посею; авось и на моей полосе уродится такой же славной хлеб». Дождался того самого дня, в который сеял бедной мужик прошлым годом, навалил в сани несколько четвертей разного хлеба, выехал в поле и давай сеять по снегу. Засеял всё поле; только поднялась к ночи погода, подули сильные ветры [99]и свеяли с его земли всё зерно на чужие полосы. Вот и весна-красна; пошел богатой на поле и видит: пусто и голо на его земле, ни одного всхода не видать, а возле, на чужих полосах, где ни пахано, ни сеяно, поднялись такие зеленя, что любо-дорого! И раздумался богатой: «Господи! много издержал я на семена — всё нет толку; а вот у моих должников ни пахано, ни сеяно — а хлеб сам собой растет! Должно быть, я — великой грешник!» (Из собрания В. И. Даля).

ru.wikisource.org

Читать онлайн электронную книгу Народные русские легенды А. Н. Афанасьева - 7. Пиво и хлеб бесплатно и без регистрации!

В некотором царстве, в некотором государство жил-был богатой крестьянин; много у него было и денег и хлеба. И давал он по всей деревне бедным мужичкам взаймы: деньги давал из процентов, а коли даст хлеба, то весь сполна возврати на лето, да сверх того за каждый четверик два дня ему проработай на́ поле. Вот раз случилось: подходит храмовой праздник и стали мужички варить к празднику пиво; только в этой самой деревне был один мужик да такой бедной, что скудней его во всем околодке не было. Сидит он вечером, накануне праздника, в своей избёнке с женою и думает: «Что делать? люди добрые станут гулять, веселиться; а у нас в доме нет ни куска хлеба! Пошел бы к богачу попросить в долг, да ведь не поверит; да и что с меня, горемычнаго, взять после?» Подумал-подумал, приподнялся с лавки, стал перед образом и вздохнул тяжелёхонько. «Господи! — говорит, — прости меня грешнаго; и масла-та купить не на что, чтоб лампадку перед иконую затеплить к празднику!» Вот немного погодя приходит к нему в избушку старец: «Здравствуй, хозяин!» — «Здорово, старичек!» — «Нельзя ль у тебя переночевать?» — «Для́ чего нельзя! ночуй, коли угодно; только у меня, родимой, нет ни куска в доме, и покормить тебя нечем». — «Ничего, хозяин! у меня есть с собой три кусочка хлебушка, и ты дай ковшик водицы: вот я хлебцем-то закушу, а водицей прихлебну — тем сыт и буду». Сел старик на лавку и говорит: «Что хозяин, так приуныл? о чем запечалился?» — «Эх, старина! — отвечает хозяин, — как не тужить мне? Вот дал Бог — дождались мы праздника, люди добрые станут радоваться и веселиться, а у нас с женою хоть шаром покати, — кругом пусто!» — «Ну, что ж, — говорит старик, пойди к богатому мужику, да попроси у него в долг что надо». — «Нет, не пойду; все равно не даст!» — «Ступай, — пристает старик, — иди смело и проси у него четверик солоду; мы с тобой пива наварим». — «Э, старичек! теперича поздно; когда тут пиво варить? вить праздник-то завтра». — «Уж я тебе сказываю: ступай к богатому мужику и проси четверик солоду; он тебе сразу даст! небось, не откажет! А завтра к обеду такое пиво у нас будет, какого во всей деревне никогда не бывало!» Нечего делать, собрался бедняк, взял мешок под мышку и пошел к богатому. Приходит к нему в избу, кланяется, величает по имени и отчеству, и просит взаём четверик солоду: хочу-де к празднику пива сварить. «Что ж ты прежде-та думал! — говорит ему богатой. — Когда теперича варить? вить до праздника всего-навсего одна ночь осталась». — «Ничего, родимой! — отвечает бедной, — коли милость твоя будет, мы как-нибудь сварим себе с женою, будем вдвоем пить да величать праздник». Богатой на́брал ему четверик солоду и насыпал в мешок; бедной поднял мешок на плечи и понёс домой. Воротился и рассказал, как и что было. «Ну хозяин! — молвил старик, — будет и у тебя праздник. А что, есть ли на твоем дворе колодезь?» — «Есть», — говорит мужик. — «Ну, вот мы в твоем колодезе и наварим пива; бери мешок да ступай за мною». Вышли они на двор, и прямо к колодезю. «Высыпай-ка сюда!» — говорит старик. — «Как можно такое добро в колодезь сыпать! — отвечает хозяин, — только один четверик и есть, да и тот задаром должо́н пропасть! Хорошаго ничего мы не сделаем, только воду смутим». — «Слушай меня, все хорошо будет!» Что делать, вывалил хозяин в колодезь весь свой солод. «Ну, — сказал старец, — была вода в колодезе, сделайся за ночь пивом!.. Теперь, хозяин, пойдем в избу да ляжем спать, — утро мудренее вечера; а завтра к обеду поспеет такое пиво, что с одного стакана пьян будешь». Вот дождались утра; подходит время к обеду, старик и говорит: «Ну, хозяин! теперича доставай ты побольше ушатов, станови кругом колодезя и наливай пивом полнёхоньки, да и зови всех, кого ни завидишь, пить пиво похмельное». Бросился мужик по соседям. «На что тебе ушаты понадобились?» — спрашивают его. — «Оченно, — говорит, — нужно; не во что пива сливать». Вздивовались соседи: что такое значит! не с ума ли он спятил? куска хлеба нет в доме, а еще о пиве хлопочет! Вот хорошо, набрал мужик ушатов двадцать, поставил кругом колодезя и стал наливать — и такое сделалось пиво, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Налил все ушаты полным-полнёхоньки, а в колодезе словно ничего не убыло. И стал он кричать, гостей на двор зазывать: «Эй, православные! пожалуйте ко мне пить пиво похмельное; вот пиво — так пиво!». Смотрит народ, что за диво такое? вишь налил из колодезя воды, а зовет на пиво; да(й)-ка зайдем, посмотрим, на каку́ это хитрость он поднялся? Вот повалили мужики к ушатам, стали черпать ковшиком, пиво пробовать; оченно показалось им это пиво: «Отродясь-де такого не пивали!». И нашло народу полон двор. А хозяин не жалеет, знай себе черпает из колодезя да всех сплошь и угощает. Услыхал про то богатый мужик, пришел к бедному на двор, попробовал пива, и зачал просить беднаго: «Научи-де меня, какой хитростью сотворил ты эдакое пиво?» — «Да тут нет никакой хитрости, — отвечал бедной, — дело самое простое, — как принёс я от тебя четверик солоду, так прямо и высыпал его в колодезь: была-де вода сделайся за ночь пивом!» — «Ну, хорошо же! — думает богатой, — только ворочусь домой, так и сделаю». Вот приходит он домой и приказывает своим работникам таскать из анбара самой что ни есть лучший солод и сыпать в колодезь. Как взялись работники таскать из анбара, и впёрли в колодезь кулей десять солоду. «Ну, — думает богатой, — пиво-то у меня будет получше, чем у беднаго!» Вот на другое утро вышел богатой на двор и поскорей к колодезю, почерпнул и смотрит: как была вода — так и есть вода! только мутнее стала. «Что такое! должно быть мало солоду положили; надо прибавить», — думает богатой и велел своим работникам еще кулей пять ввалить в колодезь. Высыпали они и в другой раз; не тут-то было, ничего не помогает, весь солод задаром пропал. Да как прошел праздник, и у беднаго осталась в колодезе только сущая вода; пива все равно как не бывало.

Опять приходит старец к бедному мужику и спрашивает: «Послушай, хозяин! сеял ли ты хлеб-ат нынешним годом?» — «Нет, дедушка, ни зерна не сеял!» — «Ну ступай же теперича опять к богатому мужику и проси у него по четверику всякаго хлеба; мы с тобой поедем на поле да и посеем». — «Как теперича сеять? — отвечает бедной, — ведь на дворе зима трескучая!» — «Не твоя забота! делай, что приказываю. Наварил тебе пива, насею и хлеба!» Собрался бедной, пошел опять к богатому и выпросил у него в долг по четверику всякаго зерна. Воротился и говорит старику: «Все готово, дедушка!» Вот вышли они на поле, разыскали по приметам мужикову полосу — и давай разбрасывать зерно по белому снегу. Все разбросали. «Теперича, — сказал старик бедному, — ступай домой и дожидай лета: будешь и ты с хлебом!» Только пришел бедной мужик в свою деревню, как проведали про него все крестьяне, что он сере́дь зимы хлеб сеял; смеются с него — да и только: «Эка он, сердечной, хватился когда сеять! осенью небось не догадался!» Ну, хорошо; дождалися весны, сделалась теплынь, снега растаяли, и пошли зеленые всходы. «Да(й)-ка, — вздумал бедной, — пойду — посмотрю, что на моей земле делается». Приходит на свою полосу, смотрит, а там такие всходы, что душа не нарадуется! На чужих десятинах и вполовину не так хороши. «Слава тебе, Господи! — говорит мужик, — теперича и я поправлюсь». Вот пришло время жатвы; начали добрые люди убирать с поля хлеб. Собрался и бедной, хлопочет с своею женою, и никак не сможет управиться; принужден созывать к себе на жнитво рабочий народ и отдавать свой хлеб из половины. Дивуются все мужики бедному: земли он не пахал, сеял середь зимы, а хлеб у него вырос такой славной. Управился бедной мужик и зажил себе без нужды; коли что надо по хозяйству — поедет он в город, продаст хлеба четверть, другую, и купит что знает; а долг свой богатому мужику сполна заплатил. Вот богатой и думает: «Да(й)-ка и я зимой посею; авось и на моей полосе уродится такой же славный хлеб». Дождался того самаго дня, в которой сеял бедной мужик прошлым годом, навалил в сани несколько четвертей разнаго хлеба, выехал в поле и давай сеять по́ снегу. Засеял все поле; только поднялась к ночи погода, подули сильные ветры и свеяли с его земли все зерно на чужия полосы. Во и весна красна; пошел богатый на поле и видит: пусто и голо на его земле, ни одного всхода не видать, а возле, на чужих полосах, где ни пахано, ни сеяно, поднялись такие зеленя́, что любо-дорого! И раздумался богатой: «Господи, много издержал я на семена — всё нет толку; а вот у моих должников ни пахано, ни сеяно — а хлеб сам собой растет! Должно быть, я — великой грешник!»

(Из собрания В. И. Даля).

librebook.me

История пива. Домашнее пиво

Современные археологи и историки пришли к выводу, что пиво является одним из древнейших напитков человечества, не считая, конечно, молока. Так, что искусство его приготовления было известно жителям Древнего Египта еще в 3-м тысячелетии до н. э. Согласно одной из многочисленных легенд относительно происхождения пива, рецепт его был дарован египтянам Осирисом – богом умирающей и пробуждающейся природы.

Прямым свидетельством того, что древние египтяне владели методами обработки солода и получения на его основе напитка, являются наскальные рисунки и папирусы. Так, настенная живопись, которой примерно около 2 1/2 тысяч лет, обнаруженная на территории Древнего Египта, содержит точное графическое изображение технологического процесса производства темного, светлого, ячменного и солодового напитков.

До наших дней дошла древнеегипетская пословица: «Пиво есть жидкий хлеб». Подобное сравнение не случайно. В действительности все процессы приготовления хлеба и пива в стране фараонов были очень тесно связаны между собой, так как в качестве основы для пенного напитка в то время использовали сухари из зажаренного солодового хлеба.

Для бедного египтянина хлеб, пиво и лук были основными продуктами питания.

В одном из древних наставлений, автором которого является Аниго, можно встретить описание ритуала встречи матери с сыном, вернувшимся домой: «…потом ты пошел в школу, после того как научился грамоте, и я каждый день ожидала тебя домой с пивом и хлебом».

Об особом значении пива для древних египтян говорит обычай помещать сосуд, заполненный до краев пивом, в гробницу умершего. Но уже в те времена люди предупреждали о негативном влиянии на здоровье человека излишнего увлечения алкогольными напитками. Например, на одной из надгробных плит оставлено такое назидание: «Не губи себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума своего…».

В настоящее время уже достаточно сложно поверить в тот факт, что скитающиеся племена из стран Ближнего Востока умели готовить пиво задолго до того, как научились печь хлеб. Однако при очередных раскопках были обнаружены вавилонские клинописные таблицы, одна из которых содержит рецепт приготовления пенного напитка. После многочисленных попыток установления времени их создания было определено, что им более 4300 лет.

Согласно всем известной легенде ветхозаветный патриарх Ной, который спас человечество от смерти, пережидал Всемирный потоп, попивая пиво на знаменитой горе Арарат.

Известно, что инки культивировали различные сорта винограда, но нет подтверждений тому, что они делали из него вино. При этом они умели варить несколько сортов пива из початков кукурузы.

В Древнем Риме, напротив, пиво не было столь популярно и не получило дальнейшего распространения в массы. Дело в том, что его жители предпочитали употреблять молодое, еще не выдержанное и разведенное водой красное вино. При этом именно они привезли рецепты изготовления ячменного пива в Европу в начале 1-го тысячелетия. Спустя несколько столетий король Брабанта по имени Гамбринус повелел передать способ готовки пива монастырям. Впоследствии его канонизировали как покровителя всех пивоваров.

В эпоху Средневековья в Европе начали варить пиво не только в монастырях. В XIII в. с возникновением довольно крупных поселений стали организовывать общества пивоваров, члены которых владели секретами приготовления разнообразных видов и сортов пива и свято хранили их. Этот напиток стал очень популярен, особенно в таких странах, как Англия и Франция. А к примеру, в Германии, которую сегодня практически во всем мире считают главной «пивной» страной, этот напиток появился намного позже.

Первая пивоварня открылась в 1612 г. в Манхэттене (нынешнем Нью-Амстердаме). Спустя примерно 50–60 лет практически всем студентам Гарвардского университета попечителями было разрешено сразу после лекций пить пиво, приготовленное в стенах этого учебного заведения.

В 50-х гг. XIX столетия выходцы из Германии Миллер и Буск привезли в США рецепт приготовления лагера. А через десять лет уже был налажен автоматический розлив и коммерческое охлаждение пива. В 1870 г. Буск предложил и осуществил постройку вагонов-ледников, в которых перевозили пиво по всей стране. Спустя сто лет доля США в мировом производстве пива составляла 20 %.

На Руси пиво появилось в IX в. и в большей степени было распространено в Новгородских землях. Из него с добавлением меда готовили напиток «перевар», который был достаточно крепким. В период правления Ивана III завсегдатаям царских кабаков вместе с хлебным вином предлагали и пиво.

Русские крестьяне тоже могли готовить пиво, равно как и брагу, но разрешалось им это только четыре раза в год на праздники: Светлую Пасху, Масленицу, Рождество Христово и Дмитриевскую субботу (старообрядческий). Если намечались свадьба или крестины, для них также делалось исключение. Но этим правом могли воспользоваться только трудолюбивые крестьяне и лишь в течение трех дней. Подобные застолья в те далекие времена называли «особое пивцо». Если по их окончании пиво и брага оставались, кабацкий голова опечатывал бочонки с ними до следующего празднества.

При правлении Петра I пивоварение получило бурное развитие. Отчасти это связано с тем, что пиво использовали для армии и флота как противоцинготное средство. По приказу царя закладывали пивоварни, был объявлен набор на обучение искусству пивоварения, в котором говорилось: «…для обучения в варении голландским манером пив и ращении солоду».

И все же вопреки стараниям Петра в конце XVIII в. объем привозного пива в сравнении с произведенным в Российской империи был достаточно велик. Искушенные жители столицы предпочитали ему пенный напиток из Англии, Швеции, Германии. При этом оно стоило дорого: 15–25 копеек за 1 бутылку.

С наступлением XX в. пиво стало обычным для русского человека напитком: его подавали в любом кабаке. А в селах крестьяне имели возможность беспрепятственно варить пиво и по сложившейся традиции ставить его на стол к любому торжественному событию. Рецептура его изготовления практически не изменилась вплоть до настоящего времени. Сегодня любой человек может без особого труда сварить в домашних условиях настоящее пиво, которое существенным образом будет отличаться от того, что продается в магазинах.

Пиво с незапамятных времен прославилось не только в качестве приятного на вкус напитка. Издавна его применяют как лекарственное средство, помогающее при различных заболеваниях. Так, еще шумерские эскулапы рекомендовали пиво для избавления от болезней ротовой полости и горла, в том числе и при зубной боли. А в Средние века в Европе считали, что этот напиток помогает при заболеваниях почек. Знаменитый Парацельс назначал пиво больным, страдающим болезнями желудочно-кишечного тракта. Издавна его применяли и в косметологии.

Многие представители народной медицины также советуют применять пиво при всевозможных заболеваниях. К числу подобных можно причислить болезни кожи, органов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и т. д. Как и у любого лекарственного средства, у него тоже имеются противопоказания, о чем обязательно нужно посоветоваться с лечащим врачом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

eda.wikireading.ru

пивовары ищут новое применение хлебу

Российские пивовары считают, что из России мировой тренд можно задать разве что квасом. Однако квас в Америке – и так уже один из современных трендов: кисловатый и слабоалкогольный напиток вполне отвечает сегодняшним требованиям капризных потребителей. Ко всему прочему, для приготовления кваса (или пива в квасном стиле) можно использовать остатки хлеба – кивок в сторону ответственного потребления и экономии ресурсов. Подробнее читайте в статье журнала All About Beer.

Один из таких сортов пива называется Toast. И, как и квасы, которое в последнее время всё чаще варят в Штатах, Toast можно смело назвать «жидким хлебом» — источником сахаров для брожения служит хлеб.

— Наше пиво отличается от кваса тем, что, делая Toast, мы рассматриваем хлеб точно так же, как и другие зерновые – как источник полисахаридов для брожения, — говорит Мэди Хольцман, директор по американскому рынку компании Toast Ale. В засыпь для всех сортов их пива входит как минимум 30% остатков хлеба.

Популярный шеф-повар Джейми Оливер продегустировал Toast Ale во время своего шоу «Кулинарный поединок» (Friday Night Feast) и назвал его «просто отличным».

Квас – не единственный пивной стиль, в котором используется хлеб, однако, возможно, именно он вывел эту идею на радары современных пивоваров. Квас – строго говоря, не пиво, а традиционный восточноевропейский напиток, который современные крафтовые пивовары переосмыслили как пивной стиль. С исторической точки зрения, для кваса сбраживали остатки ржаного хлеба с использованием диких микроорганизмов и различными добавками — так несъеденный хлеб превращали во вкусный слабоалкогольный кислый напиток. Современные пивовары добавляют солод, чтобы повысить содержание алкоголя и сделать напиток пивом, хотя большинство квасов – например, те, что выпускают Jester King и Fonta Flora – в районе 2-4% алкоголя.

Творческий дух времени, который поспособствовал воскрешению кваса в виде нового пивного стиля, побудил Toast Ale и других пивоваров-единомышленников вывести хлеб за пределы стилистических границ кваса. Что касается Toast, то основатель компании Тристрам Стюарт попробовал хлебный английский биттер на пивоварне Brussels Beer Project, а в январе 2016 года открыл в Британии свою компанию. С тех пор они выпустили в Соединенном Королевстве Craft Lager, Lovely Session IPA и Purebread Pale Ale, все— с хлебом. Недавно они вышли на рынок США и представили American Pale Ale. Также они участвуют в коллаборационных варках с использованием хлеба по обе стороны Атлантики.

— У Тристрама в голове как будто зажглась лампочка. Я думаю, дело в том, что он не имел раньше никакого опыта в пивном мире, — говорит Хольцман, отмечая, что Стюарт давно работал в сфере повторного использования пищевых отходов и знал, как много еды на планете выбрасывается. (Например, США, по данным минсельхоза, выбрасывает около 30-40 процентов произведенной еды.) Хлеб составляет внушительную долю отходов: ежедневно в Соединенном Королевстве, по данным Waste & Resource Actions Programme, выбрасывается около 24 млн ломтиков хлеба.

Схожий проект по превращению остатков хлеба в пиво воплотили East End Brewing Co. и 412 Food Rescue в Питсбурге. В первый раз они сварили IPA, а вторая партия будет сварена этой осенью. Другие пивовары также использовали идею связей между хлебом и пивом. Например, владелец Salud Cervecería Джейсон Глант и Тодд Боэра с Fonta Flora Brewery в 2016 году выпустили вафельный имперский стаут в двух вариантах — с малиной и с’морами (c’мор – это десерт из крекеров, маршмэллоу и шоколада, который обычно едят у костра в летнем лагере). Позже они выпустили вафельный квас.

В коллаборационном квасе использовались вишни и ваниль – они дали «легкую, но не обескураживающую кислотность», говорит Глант. По его словам, вафельный вкус не был особо выражен в квасе, но вафли были выбраны ржаные – «вряд ли бы вы захотели их есть». С другой стороны, вафельному стауту вафли придали «насыщенное ощущение во рту и хлебно-вафельный вкус».

Devils Backbone также экспериментировала с хлебными стаутами: в прошлом году они совместно с Wicked Weed выпустили имперский стаут Seven Summits. Пиво было вдохновлено увлечением пивовара Wicked Weed Уолта Дикинсона альпинизмом. В нем были использованы ингредиенты, представляющие семь вершин мира. Кавказские горы и Эльбрус были представлены ржаным хлебом, а квас, в котором он используется, стал источником вдохновения.

— Это крепкое пиво, так что оно, скорее всего, ушло от кваса настолько далеко, насколько возможно, — говорит Джейсон Оливер, главный пивовар и основатель Devils Backbone. Но в этом случае сложность имперского стаута и длинный список добавок – кокосы, какао, сине-зеленые водоросли, американский дуб, розовая гималайская соль и семена акации – затмили собой хлеб.

— Честно говоря, если бы вы не знали, что тут есть хлеб, вам было бы трудно его вычислить. Не хочу показаться банальным, но целое получилась больше, чем сумма всех частей. Ни один из компонентов не высовывался, и все вместе они дали сложное и заставляющее задуматься пиво.

Оливер говорит, что было сварено около 480 баррелей (56,3 тыс. литров) Seven Summits, и на баррель пива было использовано примерно полфунта хлеба. Также, по словам Оливера, сегодня у Devils Backbone «на радарах» гибрид кваса и комбучи.

Elysian Brewing Co. также собирается выпустить квас – Crust-Punk — с использованием хлеба на закваске, ржаного солода, тыквы и тыквенных семечек. (Пивоварня известна своим широким ассортиментом тыквенного пива и даже проводит Great Pumpkin Beer Festival, к которому квас и сварен.)

— Что касается семян, то пивовары обычно опасаются использовать их — мы боялись, что масла повлияют на стойкость пены, — говорит главный пивовар Elysian Джош Уолдман. – Но мы узнали, что семена не влияют на качество пиво так, как мы считали раньше.

По словам Хольцман, пиво Toast Ale также имеет лишь легкий характер хлеба – что-то вроде легкой карамельности, которая говорит о присутствии хлеба. Хотя, подчеркивает она, дегустационная комиссия поваров и пивоваров с трудом обнаружила присутствие хлеба в пиве.

Другие пивовары, работающие с необычными стилями с использованием хлеба – например, Димитри Ван Рой с Brussels Beer Co.,— также упоминали тонкие карамельные ноты, которые может дать хлеб. Некоторые также говорили о легкой солености. Большинство заявили, что влияние хлеба на вкус крайне небольшое – если оно вообще заметно.

Для американского рынка Toast сейчас варит по контракту на Chelsea Craft Brewing Co. в нью-йоркском Бронксе. В Штатах производится и продается только American Pale Ale – его было выпущено 105 баррелей (12,3 тыс. литров), но в следующем году компания рассчитывает увеличить производство в четыре раза. Они надеются, что их примеру последуют и другие пивоварни, которые найдут вдохновение в остатках хлеба и используют их как сырье для пива.

Как сварить хлебный эль дома

По ту сторону Атлантики Toast Ale варит пиво на лондонской пивоварне Hackney. Директор пивоварни Hackney Джон Суэйн рассказал журналу Brew Your Own о том, как они варят Toast Ale. После получения хлеба его нарезают на ломтики и слегка подсушивают при 90 °C. По словам Джона Суэйна, для этого есть две причины: во-первых, богатая ферментами жидкость затора лучше покрывает тонкие ломтики хлеба, что улучшает деградацию крахмала. Во-вторых, в самом хлебе происходит реакция Майяра – повышается доступность сахаров, и они лучше извлекаются при затирании. И, наконец, так придается приятный тостовый вкус, который сохраняется в готовом пиве.

После того как хлеб остывает, его измельчают на небольшие кусочки, чтобы было проще вводить его в затор, а затем добавляют рисовую или овсяную шелуху, чтобы предотвратить застревание сусла.

— Однажды мы слишком сильно измельчили хлеб, и затор слипся в огромный шар. Нам удалось его освободить, добавив больше шелухи – но теперь мы учитываем этот опыт. Если вы хотите сварить такое пиво дома, я советую вам при измельчении хлеба остановиться на размере крутонов.

Затирание проводится в течение одного часа при температуре 67 °C без белковой паузы, однако домашним пивоварам белковая пауза может оказаться полезной, если используется много хлеба.

— Мы также изменили добавку хмеля. В первую партию мы добавили много мощных американских хмелей, которые — возможно, из-за хлеба — проявились сильнее, чем мы рассчитывали. Поэтому мы заменили Chinook на британский Bramling Cross, который отлично сочетается с Cascade. Так хмелевой вкус был приглушен, и вкус хлеба стал более выражен.

С пропорциями хлеба они также экспериментировали: начали с 23% затора и довели до 33%. Если взять больше хлеба, то вероятность остановки фильтрации намного выше. Кроме того, так как в хлебе нет ферментов, солода нужно добавить достаточно, чтобы крахмал превратился в сахар.

То, какой хлеб будет использован, повлияет на вкус пива, поэтому интересно будет поэкспериментировать с разными видами. Но Суэйн предостерегает домашних пивоваров – не стоит использовать в одном рецепте много разных сортов хлеба

— В первой варке мы использовали смесь разных сортов хлеба, и получился смазанный вкус. После этого мы решили использовать только один вид, — говорит он, предостерегая также от использования хлеба с сильным вкусом или с добавками типа оливок или орехов.

По сути хлеб должен заменить часть базового солода, однако пивовары могут поэкспериментировать и, например, заменить ржаным хлебом ржаной солод. Но Суэйн советует не отказываться полностью от специальных солодов.

— Лично я считаю, что это два очень разных ингредиента. Нужно помнить, что хлеб сначала выпекли, потом высушили, а затем добавили в затор, так что для того, чтобы в готовом пиве был ощутим вкус, вам потребуется добавить еще немного ржаного солода.

Toast Ale

(19 литров)

Начальная плотность = 1,048Конечная плотность = 1,010IBU = 6SRM = ~12ABV = 5%

Тостовый эль можно сделать и из хлебных крошек, но за пивом стоит идея использования остатков хлеба, которые в противном случае выбросили бы, — так что сохраняйте корочки.

Ингредиенты

3 кг светлого солода1,3 кг хлеба (или 2,2 кг свежего хлеба)130 г карамельного солода (35 °L)130 г мюнхенского солода (9 °L)425 г овсяной или рисовой шелухи0,8 единицы альфа-кислот хмеля Hallertau Tradition (90 минут) (4 г при 5,5% альфа-кислот)1,4 единицы альфа-кислот хмеля Cascade (5 минут) (9 г при 4,5% альфа-кислот)2,3 единицы альфа-кислот хмеля Centennial (5 минут) (8 г при 8,5% альфа-кислот)19 г хмеля Cascade (0 минут)8 г хмеля Centennial (0 минут)19 г хмеля Bramling Cross (0 минут)45 г хмеля Cascade (сухое охмеление)26 г хмеля Bramling Cross (сухое охмеление)1 ч. л. ирландского мха (15 минут)дрожжи Safale US-05 или White Labs WLP001 (California Ale) или Wyeast 1056 (American Ale)3/4 чашки кукурузного сахара, если проводится прайминг

Шаг за шагом

Подсушите нарезанный на ломти хлеб при 90 °C в течение часа. Время и температура могут меняться в зависимости от того, что у вас за духовка, но в целом чем ниже температура, тем лучше. Когда хлеб подсохнет, измельчите его до размера крупных гренок.

Затирайте солод, хлеб и овсяную или рисовую шелуху при 67 °C в 12,5 л воды в течение 60 минут. Гидромодуль — 2.7 к 1. Промывайте водой при температуре 78 °C, пока не соберется 25 л сусла – вам потребуется около 20 л промывочной воды.

Доведите сусло до кипения, кипятите 90 минут, добавляйте хмель и ирландский мох по расписанию. После завершения кипячения охладите до 20 °C, аэрируйте, а затем внесите регидрированные дрожжи. Сбраживайте при температуре 18 °C до завершения брожения. Проведите сухое охмеление и оставьте созревать на срок до четырех недель при температуре 12 °C. Разливайте по бутылкам или кегам как обычно.

profibeer.ru


Смотрите также