Проектная деятельность на уроках окружающего мира. Откуда в хлебе столько дырочек


Исследовательская работа "Почему в хлебе столько дырочек?"

V Республиканская научно- практическая конференция

младших школьников

«Первые шаги в науку»

Секция: Окружающий мир

«Почему в хлебе столько дырочек? »

Автор работы:

Иванцов Николай Алексеевич

г. Ишимбай, МБОУ СОШ №11,

3 Б класс

Научный руководитель:

Халикова Рамиля Шарафутдиновна

учитель начальных классов

высшая категория, «МБОУ СОШ №11»

Ишимбай 2016

Тема исследования: « Почему в хлебе столько дырочек?»

Актуальность исследования: Чтобы вести здоровый образ жизни, нужно много знать о тех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно узнать, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?

Цель исследования: Поэтому я поставил следующую цель: узнать, что собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, где ещё дрожжи применяют.

Задачи:

  1. Узнать подробно, что такое дрожжи;

  2. Узнать какие дрожжи бывают;

  3. Узнать, полезны дрожжи или вредны;

  4. Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей;

Гипотеза исследования: Я предположил, что дырочки в хлебе – это «работа» дрожжей.

Объект исследования: дрожжи, сахар, мука.

Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из разных источников, опыты.

Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. В Китае 3 тысячи лет назад отгоняли спирт из дрожжевой бражки, получая крепкие спиртные напитки. Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству.

И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ. (3*)

Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.

Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием. (2*)

Размножение почкованием происходит следующим образом. Вначале на клетке появляется выпуклость, которая увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Возникает новая клетка, которая отделяется от материнской или остаётся соединённой с нею.

Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты и ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, сочные части растений излюбленные места их обитания. А вот в почве или в разлагающейся древесине их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания.

Если из спелого винограда отжать сок, то попавшие в него клетки дрожжей (сахаромицетов) начинают активно размножаться и бродить, перерабатывая виноградный сахар в спирт. Именно так готовили вино в течение многих столетий.

Лечебные и пищевые дрожжи содержат:

1. Витамины группы B,

2. эстергол (провитамин D),

3. углеводы,

4. белки

5. некоторое количество жиров.

Белки дрожжей по качеству близки к белкам мяса, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения. Особое значение приобре­тают дрожжи как ценнейший источник витаминов, прежде всего группы В. (6*)

Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.

В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость.

Для пивоварения используют зерно (ячмень). Ячмень измельчают и смешивают с водой и варят, а потом сбраживают дрожжами. Для квасоварения используют рожь.

Высушенные пивные дрожжи используют для производства лекарственных препаратов. Пивные дрожжи используют при гиповитаминозе витаминов группы В, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и т. д.

Из винограда нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие сок.

В последнее время эти грибы стали применять и во многих других производствах. Дрожжи выращивают на различных отходах и кормят ими сельскохозяйственных животных. Из дрожжей получают витамины и различные вещества для химической и медицинской промышленности.

Чайный гриб является ассоциацией дрожжей и уксуснокислых бактерий. Применяется для приготовления вкусного напитка.

Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется налет (например, на сыре или на мясе), перебродить соки, варенье.(8*)

Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль, масло.

Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место.

Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положила по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавила сахару. В другой стакан сахар не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения.

Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. На поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения почти не наблюдалось, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

Цель: Влияет ли соль на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, соль.

Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положила по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавила соль. В другой стакан соль не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения.

Через час ни в одном стакане брожения не наблюдалось, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: с солью процесс брожения не происходит.

Цель: Выяснить в каком хлебе будут дырочки.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль, масло.

Мы с мамой замесили 2 вида теста - одно с дрожжами, другое- без дрожжей. Разложили его в две формы для выпечки хлеба.

Через час тесто, в котором были дрожжи, поднялось, шёл процесс брожения. Тесто без дрожжей не изменилось. После этого мы поставили хлеб в духовку печь. Через 40 минут наш хлеб был готов.

Хлеб с дрожжами получился воздушный, мягкий, с дырочками.

А хлеб без дрожжей был жесткий, до конца не пропеченный.

Вывод: Чтобы хлеб получился вкусным и с дырочками обязательно нужны дрожжи.

Глава 3. Выводы и заключение.

Изучив литературу, проделав практический опыт, пришел к выводу.

1. Дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.

2.Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

3.Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?

  • Дрожжи попадают в тесто

  • Грибки сразу принимаются за дело

  • Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит

  • В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

1. А.М. Прохоров "Советский энциклопедический словарь". Издание четвертое 1987г.

2. Б.А. Введенский "Большая советская энциклопедия". 15 Второе издание 1952г.

3. Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.

4. Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA,1993 г.

5. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.

6. Л. Ликум "Все обо всем" том 5 Москва 1995г.

7. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г.

8. www.eda-server.ru

9 .www.o-xlebe.com

10.www.prohleb.ru

 

infourok.ru

Проект "Откуда в хлебе столько дырочек?"

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Научно- практическая конференция для младших школьников

«Цвети, Земля!»

Откуда в хлебе столько дырочек?

Работу выполнила ученица

4 В класса Лыхина Елизавета

Руководитель: Зелова Л.Н.

Березники, 2017 г

Содержание работы:

I. Введение………………………………………………………3

II.Основная часть

2.1Анкетирование………………………………………..4-5

2.2 Что такое дрожжи?.....................................................5-6

2.3. Виды дрожжей………………………………………..6-7

2.4 Изготовление дрожжей………………………………7

2.5 Значение хлеба для человека. ……………………….7

2.6 Из чего делается хлеб?...............................................7-8

2.7 Практические опыты…………………………………8-10

III. Заключительная часть…………………………………….11

IV. Список литературы……………………………………….12

V. Приложение………………………………………………..13

I.Введение

«Хлеб всему голова» - гласит народная мудрость. Все мы с уважением и теплотой говорим о хлебе.

Актуальность исследования:

Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?

Проблема исследования: Я обратилась с этим вопросом к маме, и узнала, что дырочки в хлебе- это «работа» дрожжей .Благодаря им тесто поднимается в два раза.

Мне стало интересно узнать, что такое дрожжи и как они образуют дырочки?

В своей работе я поставила следующую цель:

Цель работы: узнать, что такое дрожжи, и как они влияют на появление дырочек в хлебе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Провести анкетирование;

  3. Выяснить состав хлеба;

  4. Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей;

Гипотеза исследования: Я предположила, что в тесте дрожжи играют главную роль. Они делают хлеб пышным.

Объект исследования: дрожжи, хлеб

Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из разных источников, опыты.

II. Основная часть

2.1Анкетирование

Свое исследование я начала с анкетирования. В анкете были представлены следующие вопросы:

1. Любите ли вы хлеб?

2.За что вы любите хлеб?

3.Какой хлеб вы предпочитаете?( пшеничный или ржаной)

4.В какой прием пищи вы употребляете хлеб ( завтрак, обед, ужин, полдник)

5.Как вы думаете, почему в хлебе есть дырочки?

В анкетирование приняли участие 25 моих одноклассников. Данные заносились в таблицу.

Таблица 1

Вопросы

Результат

1. Любите ли вы хлеб?

-да

-нет

23 человека

2 человека

2.За что вы любите хлеб?

- мягкость

-запах

-воздушность, пышность

8 человек

5 человек

12человек

3.Какой хлеб вы предпочитаете?

( пшеничный или ржаной)

-белый ( пшеничный)

- черный( ржаной)

19 человек

6 человек

4.В какой прием пищи вы употребляете хлеб ( завтрак, обед, ужин, полдник)

-всегда

- по разному

- в обед

- на ужин

17 человек

3 человека

3 человека

2 человека

5.Как вы думаете, почему в хлебе есть дырочки?

-не знаю

-тесто поднимается

16 человек

9 человек

Выводы: Большинство участников анкетирования любят хлеб, отмечая его мягкость и пышность. Отдают свое предпочтение пшеничному хлебу. Хлеб принимают в пищу и на завтрак, и в обед, и в ужин. Как показал 5 вопрос, одноклассники не знают, откуда в хлебе дырочки.

infourok.ru

Научная работа " Откуда в хлебе дырочки" 1 класс

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Почему в хлебе столько дырочек?

Секция «Естествознание. Живая природа»

Автор: Панфилова Анастасия,

обучающаяся 1 класса,

МОУ СОШ № 16,

Копейский городской округ

Научный руководитель:

Шафикова Айгуль Мухаматовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

МОУ СОШ № 16

Копейский городской округ

2016 год

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………… 1-2

2. Волшебные дырочки………………………………………………… 3

  1. Беседа со пекарем ……………………………………………............ 4

  2. Первый самостоятельный опыт выпечки каравая

в домашних условиях………………………………………………… 5

Заключение…………………………………………………………..... 6

Библиографический список…………………………………………...7

Приложение………………………………………………………… 8-9

Введение.

Мы садимся за стол завтракать, обедать, ужинать, и видим на столе хлеб: такой хрустящий, вкусный, ароматный!

Однажды, отломив кусочек хлеба, я задумалась, отчего в хлебе столько много дырочек? С этим вопросом я обратилась к маме. Но и мама не смогла полно ответить на этот вопрос. И я решила больше узнать об изготовлении хлеба и выяснить, отчего же в хлебе появляются дырочки.

Цель исследовательской работы: выяснить, отчего появляются дырочки в хлебе.

Гипотеза: Почти во всех хлебобулочных изделиях есть дырочки их может быть мало или много. Предположим , хлеб, в котором больше дырочек вкуснее.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.

  2. Экспериментальным путем выяснить , отчего зависит количество дырочек в хлебе.

  3. Научиться выпекать каравай в домашних условиях.

  4. Проанализировать полученный результат

Объект исследования: хлеб

Предмет исследования: дырочки в хлебе.

Методы исследования:

1. Анкетирование,

2. Наблюдение,

3. Беседа с пекарем

4. Эксперимент

5. Анализ

Волшебные дырочки

После проделанной работы я захотела узнать, а как образуются дырочки в хлебе?

Я решила спросить у ребят. Я задала им такие вопросы:

• Любите ли вы хлеб?

• Замечали ли вы дырочки в хлебе?

• Откуда они берутся в хлебе?

• Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек?

Вывод: ребята очень любят хлеб, и видели дырочки в нем. Они предполагают, что дырочки появляются ещё в тесте. Но точного ответа не знают.

Не узнав ответ на свой вопрос, я решила испечь хлеб сама и посмотреть, появятся ли и в моём хлебе дырочки. Но так как у меня пока нет опыта в выпечке хлеба, то я попросила маму помочь мне. Она часто печёт нам булочки и хлеб.

Я надела фартук, просеяла муку (это нужно для того, чтобы насытить её кислородом, а заодно убрать весь мусор, который может встретиться в муке) и принялась за работу. Вначале я замесила обычное пресное тесто. Для этого в стакане тёплой воды размешала яйцо, соль, сахар, постепенно вливая жидкую смесь в муку, замесила тесто. Дала ему немного постоять и посадила в разогретую духовку. Я ждала, что с ним произойдёт? Но, когда мы с мамой вынули после выпекания хлеб из духовки, он, конечно же, подрумянился, но почти не увеличился в размере. Когда же мы разрезали наш хлеб, то дырочек в нём оказалось очень мало. Мне было очень жаль! Вопрос откуда берутся дырочки, так и остался для меня нераскрытым.

1.Беседа с пекарем

И тогда я обратилась за помощью к специалисту. Пекарь рассказал, откуда в хлебе появляются дырочки. Приготовление хлеба связано с химическими реакциями - брожением. Одна из составных частей хлеба – маленький одноклеточный грибок под названием дрожжи. «Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки, которые мы увидели – углекислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры, и заставляет хлеб в печи подниматься, так как пузырьки увеличивает объем теста. Разрезав хлеб, мы можем видеть поры.

Вывод: итак, дырочки в хлебе называются порами. Они появляются при брожении теста.

Первый самостоятельный опыт выпечки каравая в домашних условиях

Потом я принялась за изготовление хлеба с добавлением дрожжей.

Я ещё раз просеяла муку, налила тёплую воду и в ней развела дрожжи, добавила сахар, соль, растительное масло, эту смесь влила в муку и замесила тесто, накрыла чистым полотенцем и поставила бродить в тёплое место.

Тесто после подъема нужно несколько раз обмять. После обминки тесто начинало подниматься снова. Очень интересно было наблюдать за этим процессом. Тесто как будто было готово убежать из чашки, а мы его опять обминали, и его как будто становилось меньше. Теперь я увидела результат работы тружеников - дрожжевых грибков! Когда тесто было готово, я смазала руки маслом и придала тесту форму каравая, то есть круглую, дала постоять и украсила его. Мама поставила хлеб в духовку, и я стала ждать. Сколько радости у меня было, когда мы достали из духовки каравай! Ведь впервые в жизни я испекла настоящий хлеб! Мой первый каравай запомнится мне, как он приятно обжигал мои пальчики, а удивительный ароматный запах наполнял всю нашу квартиру! А когда мы разрезали каравай, то я увидела в нём огромное количество дырочек.

Заключение

В ходе своей исследовательской работы я пришла к выводу, что благодаря работе дрожжевых грибков - «тружеников» появляется в хлебе большое количество пор. Они вырабатывают углекислый газ. Чем больше дрожжей в тесте, тем больше пузырьков углекислого газа. От этого тесто поднимается, «подходит», как говорят хозяйки и пекари. А затем в жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом теплом хлебе остаются. Не будь дрожжевых грибков — сколько не меси тесто, а такого пышного, вкусного хлеба из него не получится.

Гипотеза моей работы частично подтвердилась.

Спасибо за внимание!

Я предлагаю всем желающим попробовать хлеб, который я испекла своими руками.

Литература:

1. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.

2. Л. Ликум "Все обо всем" том 5 Москва 1995г.

3. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г.

4. www.eda-server.ru

5 .www.o-xlebe.com

6. ru.wikipedia.org

7.www.prohleb.ru

8.http://www.anypics.ru/tags/%F5%EB%E5%E1/ Картинка хлеба с колосьями.

9.http://www.artfile.ru/s.php?s=10&f=6312 Картинки хлеба.

10. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 -640с.

11.http://lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ Рецепты

Приложение

Анкета для детей.

• Любите ли вы хлеб? __________

• Замечали ли вы дырочки в хлебе? _________

• Откуда они берутся в хлебе? ____________

• Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек? _ ________

infourok.ru

проектная деятельность на уроках окружающего мира

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

Быстрицкая основная общеобразовательная школа

с. Быстрица Оричевского района Кировской области

Откуда в хлебе столько дырочек?

Автор проекта – Скрябина Анна

Быстрицкая основная школа, 3 класс

Научный руководитель –

Мухина С.Н.

учитель начальных классов

Быстрица

2015

Содержание работы

  1. Обоснование. Введение 3

  2. Основная часть

    1. История хлебопечения 4

    2. Так что же такое дрожжи? 5

    3. Свойства дрожжей 6

    4. Моделирование процесса происходящего во время выпечки хлеба 7

  3. Заключение (выводы) 8

  4. Литература 10

Приложения

1. Обоснование. Введение.

Будет хлеб - будет и обед.

Среди древнейших созданий человеческого разума и рук есть творение, значимость которого с годами не уменьшается, а только увеличивается. Это – ХЛЕБ.

Однажды во время обеда я разглядывала кусочек хлеба и обнаружила, что он весь в мелких дырочках. «Уж не сотня ли маленьких червячков тут побывала?», - сразу возник вопрос у меня в голове. Но мама меня успокоила – это всего лишь дрожжи поработали. А что такое дрожжи? Мне стало интересно, и я решила провести исследование.

Цель исследования:

Узнать что такое дрожжи и какой важной «работой» они заняты.

Задачи:

  1. Изучить историю хлебопечения, узнать, что такое дрожжи;

  2. Побывать на хлебобулочном предприятии и познакомиться с современным процессом выпечки хлеба;

  3. Опытным путем узнать свойства дрожжей.

Изучая свою тему, я в первую очередь обратилась за помощью к своей маме, она работает на пекарне. Я узнала много. полезной информации о сортах муки, работе дрожжей, приготовлении дрожжевого теста, о современном процессе хлебопечения.

Знакомство с историей хлебопечения позволило сделать очень важный вывод. А именно: уважать и почитать великий труд всех тех, кому мы обязаны хлебом. Помнить людей, которые связывали с хлебом свою надежду на жизнь, видели в хлебе свою Родину, свое прошлое, настоящее и будущее.

2.1. История хлебопечения

15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пище зерна диких злаков. Первый хлеб был жидким, мучнисто зерновым, как каша. После овладения огнем люди стали поджаривать зерна, перед тем как смешать с водой.

Следующий этап: выпекание на горячих камнях пресных лепешек из густой зерновой каши.

Древние египтяне совершили эпохальное открытие – разрыхление теста брожением.

Черный хлеб - это русский национальный хлеб

Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло иностранных путешественников, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские.

Русский историк XVIII века Иван Болтин писал, что "русские вообще едят больше хлеба, чем мяса".Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу черного хлеба, мечтают о нем как о великом благе.

В начале ХХ века рождается целая наука о хлебе – технология хлебопекарного производства. У истоков хлебной науки стоят выдающиеся ученые: Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, А.Н.Бах, А.И. Опарин.

2.2. Так что же такое ДРОЖЖИ?

Дрожжи – микроскопические грибки, которые вызывают брожение. (Комплексный словарь русского языка под редакцией А.Н. Тихонова)

Дрожжи - микроскопические грибки, которые живут, и размножаться почкованием в среде, где есть сахар. И для своей жизнедеятельности используют энергию, которая выделяется в результате брожения, то есть в результате превращения сахара в спирт и углекислый газ.

Дрожжи, вероятно, одни из наиболее древних организмов. В природе дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Почти все дрожжи настоящие «сладкоежки». Фрукты, ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, излюбленные места их обитания. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания. Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.

В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость.

Хлебопекарные дрожжи – вид биологического разрыхлителя теста. Где же можно увидеть процесс выпечки хлеба? Конечно на хлебобулочном предприятии. Там же можно познакомиться с современным процессом приготовления хлеба.

Приготовление печеного дрожжевого хлеба одна из древнейших технологий.

Приложение 1

2.3. Свойства дрожжей.

При помощи опыта выявим наиболее благоприятные условия для работы дрожжей.

Опыт 1: Дрожи, сахар, вода.

В четыре стакана поместим одинаковое количество воды и одинаковое количество дрожжей.

-В первый стакан нальем холодную воду.

-Во второй теплую.

-В третий стакан нальем теплую воду и добавим 1 ч. ложку сахара.

-В четвертый теплую, сахар и поместим в емкость с теплой водой.

Результаты опыта я занесла в таблицу и сделала выводы.

Приложение 2

В начале опыта внешне стаканы ничем не отличались, через пять минут после начала опыта в 3 и 4 стакане появилась пена. Через 10 минут первые два стакана остались без изменений, в 3 и 4 появился запах, в 4 шапка пены была зрительно больше чем в 3 стакане.

Окончание опыта (20 минут): В 1 и 2 стакане по-прежнему нет изменений, в 3 пена и запах, в 4 большая шапка пены и запах. Таким образом, в результате опыта можно сделать вывод, что для работы дрожжей нужны сахар и тепло.

Приложение 3

2.4. Моделирование процесса происходящего во время выпечки хлеба.

Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.

Опыт 2: Дрожжи, сахар, теплая вода, стеклянная бутылка, воздушный шарик.

-В теплую, но не горячую воду, я положила дрожжи, 1 ч. Ложку сахара и хорошенько перемешала.

-Полученную смесь вылила в стеклянную бутылку и надела на бутылку воздушный шарик.

-Поставила бутылку в емкость с теплой водой.

Наблюдения показали, что шарик стал надуваться через 5 минут после начала опыта, максимальных размеров достиг через час после начала опыта

Воздушный шарик заменил нам массу, которая получается при смешивании муки с водой (тесто). Теплая вода и сахар – это то, что нужно для работы дрожжей.

В результате этой работы начал выделяться углекислый газ, который и надувал шарик, так же как это происходит в печи с тестом. Если бы в тесте не было клейковины, углекислый газ улетучился бы. Но гибкая и тягучая клейковина не дает пузырькам газа выйти наружу, а потому тесто поднимается. Приложение 4

Во время выпечки хлеба, в тесте вокруг каждой клеточки дрожжей формируются пузырьки газа. Газ испаряется, оставляя после себя поры, а это и есть те самые дырочки, которые так заинтересовали меня.

Выводы

Кто хлеб печет тому и почет!

  • Хлеб – важнейший продукт нашей жизни, без которого мы не можем представить свою жизнь уже давно

  • Огромное количество дырочек в мякише появляется благодаря неустанной работе маленьких тружеников – дрожжей. Ведь вокруг каждой дрожжевой клеточки образуется маленький пузырек, который при выпечке превращается в пустоту. Вот почему в хлебе так много дырочек!

  • Наиболее благоприятными условиями для работы дрожжей является растворение их в теплой сладкой воде и выдерживание в теплом месте.

  • Знакомство с историей хлебопечения позволило сделать очень важный вывод. А именно: уважать и почитать великий труд всех тех, кому мы обязаны хлебом. Помнить людей, которые связывали с хлебом свою надежду на жизнь, видели в хлебе свою Родину, свое прошлое, настоящее и будущее. О таких людях я расскажу в своём следующем исследовании.

  • Побывав на пекарне, я получила много новой полезной информации о сортах муки, работе дрожжей, приготовлении дрожжевого теста, о современном процессе хлебопечения. Я еще раз убедилась в его огромной трудоемкости.

Нина Детская

Я сегодня хлеб не ел,

В лупу на него смотрел.

Весь он в дырочках узорных…

В ямках - белый, в ямках – черный.

Посмотрю в бараночке,

В булке… тоже – ямочки.

Я у бабушки спросил:

-И пирог дырявым был?

Засмеялась бабушка:

- И блины - оладушки!

Что же это за секрет?

Надо в тесто посмотреть.

Мама тесто замесила,

Набирало тесто силу!

Круглой шапкой поднялось,

Разрослось и расползлось.

Край из миски выпадал…

Кто же вверх его толкал?

- Мама, в лупу посмотри!

Выползают пузыри!

Что же прячут пузыри?

Воздух! Он у них внутри.

Вот откуда в хлебе ямки,

Вот откуда в хлебе дырки!

Потому что там, внутри,

Пузыри-богатыри!

Список литературы.

  1. Даль В.И. Пословица русского народа.-М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс Изд-во ННН, 200-616 с.

  2. Комплексный словарь русского языка/ Тихонов А.Н. и др. под редакцией д-ра филол. Наук А.н. Тихонова. –М.: Рус. Яз. 2001.-1229 с.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник 1999-944 с.

  4. Т.Н. Апет, З.И. Пашук Хлеб и булочные изделия ( технология приготовления, рецептура, выпечка) Справочное издание ООО «Попурри» 1997-320 с.

  5. Л. Лукум «Все обо всем» том 5 Москва 1995

  6. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» М.: Педагогика Пресс 1995

  7. www.o-хlebe.com

  8. http://pochemu.su//

  9. www.prohleb.ru

10.www.kakprosto.ru

11.www.stihi.ru

Приложение 1.1

Замес опары

Расстойка теста

Брожение опары

Расстойка теста в формах

Вот и готов вкусный,

ароматный хлебушек!

Приложение 1.2

Таблица №1

Условия

Наблюдения

Начало опыта

Окончание опыта

1 стакан

Мутная жидкость без запаха

Без изменений

2 стакан

Мутная жидкость без запаха

Без изменений

3 стакан

Мутная жидкость без запаха

Появилась пена, запах

4 стакан

Мутная жидкость без запаха

Большая шапка пены, запах

Приложение 1.3

Приложение 1.4

infourok.ru


Смотрите также