Логопедическое занятие "Хлеб всему голова" для младших школьников с общим недоразвитием речи, обусловленным двуязычием. Откуда хлеб пришел логопедическое занятие


Логопедическое занятие для детей с ТМНР (Откуда хлеб пришел?)

Логопедическое занятие для детей ТМНР

Тема: Откуда хлеб пришел?

Цель: Расширять лексический запас детей-логопатов по лексической теме «Хлеб»

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук

  2. Обучать детей артикуляционным движениям

3. развивать представления об окружающем мире

4. развивать связную речь

5. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память..

  1. Привитие детям бережного отношения к хлебу.

Оборудование: предметные картинки по теме, карточки с заданием, план-рисунок

Ход урока:

Орг момент

объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова»;. Объяснение темы.  

—посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

 —хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;

 — рассмотреть пшеничное зерно, муку;

 — поговорить о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

  1. артикуляционная гимнастика

-Подготовим мышцы щек и губ.

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

- Мышцы языка.

Иголочка.

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Воротник с широкими и острыми краями.

Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

- Мышцы шеи и головы:

Кошка умывается.

Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.

Круговые движения головой.

- Мышцы рук.

 

Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

  1. Работа с палочками. Выкладывание колоска

Игра (Откуда хлеб пришел?)

  1. Откуда хлеб пришел?

- откуда хлеб пришел? (из магазина)

- а в магазин как попал? (пекарь испек)

- а из чего испекли? (из муки)

- а мука из чего? (зерно)

-а откуда же зерно появилось? (выросло, пшеница)

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? — Колхозники.

Отгадайте загадки: (предлагаются три картинки, для облегчения загадки: колос, тесто, комбайн, хлеб)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном (колос)

Без рук, без ног, а в гору ползёт (тесто)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Составление рассказа по плану-рисунку

 Объяснить значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

Физминутка

Игра-релаксация “Зернышки”

Звучит музыка природы.

Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).

Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)

Подобрать родственные слова к слову хлеб. (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?) — ..., булка (какая?) — ....

Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)

Итог занятия

Пословица «Без хлеба нет обеда»

infourok.ru

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Откуда хлеб пришел?"

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание

Задачи на развитие познавательных способностей:

  • Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнообразием хлебных изделий.
  • Познакомить детей с тем, как выращивают хлеб.
  • Довести до сознания детей, что хлеб- это итог большой работы многих людей.

Задачи на развитие связной речи.

  • Составлять простое описание предмета.
  • Закреплять навыки построения простого предложения.

Задачи на развитие внимания и памяти.

  • Развивать внимание, слуховое восприятие. Накопление словаря, развитие памяти.

Задачи на развитие координации движения.

  • Учить выполнять движения в определенном темпо-ритме согласованно со словами педагога.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материал:

  • Хлеб черный и белый.
  • Колосья пшеницы и ржи (картинки).
  • Мучные изделия.
  • Репродукция И. Шишкина "Золотая рожь".

Предварительная работа:

  • Накануне прочитать детям сказку колосок.

Ход занятия

На столе лежит хлеб:

Вот он - хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой. Вот он теплый золотистый Словно солнцем налитой! В каждый дом на каждый стол Он пожаловал, пришел.

Педагог предлагает детям понюхать ароматный хлеб:

- Ребята, хлеб - это наше богатство. Это главное сокровище жизни!

- Хлеб дает здоровье и силу людям.

- Ребята, а, как и откуда пришел хлеб к нам на стол?

- Вспомните сказку "Колосок". С чего она начинается?

- Петушок нашел колосок. А как появился колосок?

Отгадайте загадку.

В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нем, таких как я, Будет целая семья. (Семя)

- О чем эта загадка? О семени.

Из зернышка, из семени вырастают колоски. А в каждом колоске много зерен, а колосков так мною растет целое большое поле. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, желтеют, становятся золотыми, Дождик их поливает, и от воды колоски растут высокими, а земля - матушка дает им силы - колосья становятся крепкими, наливаются соком и поспевают.

Дождик, дождик, поливай - Будет хлеба каравай. Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки.

Физ. минутка:

- Представьте, что вы - зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел, и на поле появились первые всходы, (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

Работа по репродукции И.Шишкина "Золотая рожь".

- Посмотрите на картину художника Шишкина "Золотая рожь". Какое огромное поле колосьев на ней изображено, чтобы такое поле колосьев вырастить, мною людей старались, трудились, ухаживали, оберегали ноле, охраняли его.

- Давайте посмотрим, как растет рожь в поле.

- Как стоят колоски в поле? (Рядом, близко, колосок к колоску).

- Почему колоски нагнулись? (Ветер их качает).

Гимнастика для глаз и рук:

- Ребята встаньте рядом ровно, как колоски в поле. Руки, словно колоски, тянутся к солнышку, главки смотрят вверх на колоски. Если нет ветра - колоски стоят ровно. Подул ветер, стал гнуть колоски к земле, они стоят и качаются, не хотят упасть. Глазки следят за колосками, смотрят, то вправо, то влево.

- И вот в конце лета созрели зерна в колосьях. Привезли их на мельницу, обмололи в муку. И стали из муки выпекать разные хлебные изделия. Какие хлебные продукты вы знаете? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких хлебных продуктах в нем говорится.

В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетёнки, и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чаи с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и шербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено, и помадка... Называйте, не стесняйтесь, Выбирайте, угощайтесь!

- Какие хлебные продукты есть в этой булочной?

Игра “Мукомол”

Мукомол, мукомол! Ты нам зерна молол!(круговыми движениями рук перед собой показывает мельницу, где перемалывают зерна в муку.)А теперь из муки (“Сыплет” руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами.)Все, что хочешь пеки! Мишке пышке; (показывает руками пышную круглую булочку.“Пышка” - пышная высокая, сдобная булочка, меняя руки правая вверху, левая внизу, и наоборот.) Зайке сапки;(показывает перед собой длинные тонкие булочки округлой формы.“Сайки” - булочки, которые напоминают длинные ушки зайчика.)Для ежа отличные бублики пшеничные(педагог описывает в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти, изображая бублик.)

- Помните, чем закончилась сказка "Колосок"? Петушок не пустил мышат за стол.

- Почему? (ответы детей)

- Потому что "кто не работает, тот не ест". А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: "Не трудиться - хлеба не добиться". И еще говорят: "Хочешь, есть калачи не сиди на печи".

Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Запомните ребята, не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Хлеб ржаной. Батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в, полях лелеют. Сил для хлеба не жалеют.

Педагог разламывает хлеб и дает всем детям попробовать.

В нем-земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки Вырастай богатырем!

Итог занятия.

Отгадайте загадку.

Рос сперва на воле в поле. Летом цвел и колосился, А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратился Из зерна - в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб)

- Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь. О каких продуктах мы сегодня говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах? В какие игры играли?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект логопедического занятия тема [хлеб]

22 Сен 2013 Автор Ekaterina

Тема:

Хлеб. Предложение

Цель:

закреплять представления о составе предложения

Задачи:

совершенствовать словарь по теме; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования  родственных слов; совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, анализа предложения, его схемы

1.      Оргмомент

Логопед. Перед вами картинки. Что на картинках вы видите?

Дети. Баранки, сушки, батон, хлеб.

Логопед. Сегодня, мы с вами будем говорить о хлебе, о вот этих замечательных изделиях, и о людях которые их готовят. А кто знает, как называются эти изделия: булочка, пряник, бублик?

Дети. Хлебобулочные.

Логопед. Правильно.

2.       Игра «Какой, какие?»

Логопед ставит перед детьми поднос, а на нем – сушки, пряники. Предлагает их попробовать

Логопед. Саша, что ты попробовал?

Ребенок. Пряник.

Логопед. Расскажи нам, какой пряник.

Ребенок. Твердый, вкусный, белый внутри, круглый, маленький.

Логопед. Ребята, пряник вызывает аппетит?

Дети. Да.

Логопед. Значит, пряник еще и аппетитный!

Логопед. Паша, а у тебя?

Ребенок. У меня сушка, твердая, круглая, с дырочкой, похожа на обруч, аппетитная.

3.      Рассматривание картины и беседа по ней.

Логопед.  А как же хлеб попадает к нам на стол?

Дети. Его пекут.

Логопед. Вот на этой картине вы можете увидеть поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.  Что можно сказать еще о поле?

Дети. Поле можно назвать…раздольное, большое, широкое, привольное.

Логопед. Еще, что есть на картине?

Дети. Люди.

Логопед. Люди убирают хлеб. Их называют…

Дети. Хлеборобы.

Логопед. А еще есть спец.техника, какая?

Дети. Комбайн.

Логопед. Кто управляет комбайном?

Дети. Комбайнер.

Логопед. Правильно, комбайнер управляет большой машиной –комбайном. У комбайнера тяжелая и трудная работа.

Логопед. Вам понравилась картина? Почему?

Дети. На картине красивая природа. Еще на ней большой комбайн, который хорошо работает.

4.      Коллективное составление рассказа по  плану педагога

Логопед. А сейчас послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ.

План:•       Описание природы –поле, лес, небо•       Спец.техника.•       Чем вам понравилась картина.

5.      Пальчиковая гимнастика «Каша»

Каша в поле росла,      Поднимают руки вверх, шевелят пальчикамиК нам в тарелку пришла  Приседают , «шагают» пальчиками по ковруВсех друзей угостимПо тарелке дадим.       Встают, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой.Птичке –невеличке,Зайцу и лисичке,Кошке и матрёшке-Всем дадим по ложке     Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название

6.      «Семейка слов»

Логопед. Итак, мы сегодня говорим о хлебе. А как ласково назвать хлеб?Дети. Хлебушек.Логопед. Как называется магазин, где продается хлеб?Дети. Хлебный.Логопед. Как называется ящик для хранения хлеба?Дети. Хлебница.Логопед. Как называют гостеприимного человека.Дети. Хлебосольный.Логопед. Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.

7.      Составление звуко-буквенной схемы слова «Хлеб»
8.      Анализ предложения.

Логопед.Назовите слово-действие к слову хлеб. Что делают с хлебом?

Дети.Хлеб пекут. Хлеб едят. Хлеб убирают.

Логопед. У вас получились предложения, запишите их, помня то, что слово-предмет обозначается одной линией, слово-действие –двумя.9.      Итог. Оценка деятельности детей.

прислала

Валентина Сучкова

учитель-логопед

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 484 статей.
Предыдущий материал из рубрики - Конспекты логопедических занятий:

www.logolife.ru

Логопедическое занятие "Хлеб всему голова" для младших школьников с общим недоразвитием речи, обусловленным двуязычием

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня, во время “тотального переселения народов в поисках лучшей жизни”, школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы обучать детей, не владеющих русским языком. Языковой барьер возникает у таких детей ежечасно, ежеминутно. Нависает угроза возникновения дезадаптации со всеми вытекающими последствиями. У детей происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку (в нашем случае - русский - иностранный язык) и учит пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие “Хлеб всему голова” очень информативно в этом смысле и позволяет решить сразу несколько вопросов.

Цели, задачи:

1 раздел - звукопроизношение.

  • работать над дифференциацией шипящих в процессе автоматизации в речи,

2 раздел – работа над слоговой структурой слова.

  • работать над процессом словообразования. Дидактическая игра “Рассели слова по этажам”.

3 раздел – общие речевые навыки.

  • продолжать развивать интонационную выразительность речи , совершенствовать четкость дикции ( “Золотая рожь”, “Каша”- напевно.)
  • закреплять навык правильного голосоведения.
  • сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря..
  • ввести в активный словарь существительные: хлеб, пшеница, рожь, колос, хлебороб, мельница, мельник, мука , пекарь, тесто, квашня, булка, сдоба; прилагательные – золотой, усатый, тяжелый, свежий , ржаной, сдобный; глаголы- растить, убирать, молоть, месить, печь, лелеять.
  • в процессе обогащения словаря и уточнения семантики слов фиксировать внимание на полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении

4 раздел – развитие грамматического строя речи.

  • продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.

5 раздел - обучение связной речи.

  • продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи;
  • стимулировать собственные высказывания - реплики, вопросы, ответы

( “Откуда хлеб пришел” - дидактическая игра).

6 раздел – развитие пространственных, временных, математических представлений

  • упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек и преобразование их в “колосок”, “мельничку”,
  • ассоциативное восприятие геометрических форм.

7 раздел – конструктивный праксис, художественная деятельность.

  • расширять и углублять представление о разных видах, жанрах искусства: живопись;
  • учить отражать в рисунке усвоенные образы.

8 раздел – логопедические пятиминутки.

  • пальчиковая гимнастика “Каша”.
  • развитие координационных способностей, совершенствование двигательных умений и навыков – “Золотая рожь”.

Оборудование:

Иллюстративный материал:

  • Зинаида Серебрякова, репродукция с картины “Жатва”,
  • Алексей Венецианов, репродукции с картин “Крестьянские дети в поле”, “Жнецы”, “Гумно”.
  • Плакат с изображением колоса, мешка с мукой и хлебобулочными изделиями.
  • Конструктивное изображение колоса, мельницы.
  • Плакат “Хлеб”.
  • Демонстрационный материал к дидактической игре “Рассели слова по этажам”.

I. ОРГМОМЕНТ

Логопед рассказывает детям о том , какое значение для людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся для того, чтобы у нас на столе появился хлеб. О хлебе слагают стихи , песни, пословицы, загадывают загадки.

Например, Дж. Родари рассказал нам о том, что

У каждого дела запах особый. В булочной пахнет хлебом и сдобой. Пахнет кондитер орехом мускатным. Рыхлой землей, полем и лугом Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

II. ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Почему в народе говорят “хлеб всему голова”? Как вы понимаете эту пословицу?

Послушайте:

Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает, Ну, а сапожник без хлеба Много ль нашьет, наточает?

Логопед вместе с детьми делает вывод.

2. Дидактическая игра “Откуда хлеб пришел?”

Логопед (вопрос) – дети (ответ).

- Откуда хлеб пришел? - Из магазина.

- А в магазин как попал? - Из пекарни.

- Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.

- Из чего пекут хлеб? - Из муки.

- Из чего мука получилась? - Из зерна.

- Откуда зерно? - Из колоса.

- Откуда колос? - В поле вырос.

- Кто посеял пшеницу? - Колхозники.

? Вспомните, как одним словом называются люди, которые выращивают хлеб на полях.

Правильно, это хлеборобы.

3. Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены.(Колос)

Логопед раздает детям по одному засушенному колоску. Дети рассматривают колоски и слушают маленький рассказ.

“ВСЕ ЗДЕСЬ ”.

Надя с бабушкой пошли в поле.

Колосьев там видимо-невидимо.

И все немного усатые. Надя спросила:

- Бабушка, а что тут растет?

- Хлеб, внученька.

- Хлеб? А булки где?

- И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

Я.Тайц.

? Почему бабушка сказала, что “все здесь”? Что она имела в виду? Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и каша . Активизируя мышление детей, логопед подводит их к выводу о том, что каша рисовая, гречневая, манная, овсяная, пшеничная тоже пришла к нам из поля.

4. Пальчиковая гимнастика “КАША”

Каша в поле росла, - дети “шевелят” пальцами как колосками, К нам в тарелку пришла - пальчики “идут” по столу, Всех друзей угостим, - указательным пальцем правой руки крутят По тарелке дадим по ладошке левой, Птичке-невеличке - загибают мизинец, Воробью, синичке - безымянный и средний Зайцу и матрешке - указательный и большой пальцы, Всем дадим по ложке - раскрывают ладошку.

5. Отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб).

Подобрать родственные слова к слову хлеб.

Превратим односложное слово в 2-х и 3-х - сложные слова.

Дидактическая игра “Рассели слова по этажам”.

- Как называется посуда, в которую кладут хлеб? - Хлебница.

Сколько слогов в этом слове? Правильно, три, значит, слово поселим на третий этаж.

Аналогично работаем со словами хлебушек, хлебороб, хлебушко, хлебец.

Работаем со словом хлеб в контексте предложения.

  • Я знаю пословицу о ……… . (хлебе)
  • Мама купила свежий ………. .
  • Дети едят суп с ………. .
  • Вася пошел в булочную за ……. .
  • У нас дома нет……. .
  • Я не люблю есть без …… .

Подобрать к слову хлеб определения, которые сказали бы нам о том, какой он.

Дети дают ответ, а логопед подтверждает их загадкой из п. 5.

6. Логопед вывешивает на доске плакат с изображением колоса, мешка с мукой, хлебобулочными изделиями и предлагает детям самим сделать вывод

откуда хлеб пришел

ПОЛЕ МЕЛЬНИЦА ПЕКАРНЯ
КОЛОС МУКА ХЛЕБ
ХЛЕБОРОБ МЕЛЬНИК ПЕКАРЬ

Вывод: Хлеб пришел из поля.

? На какие геометрические формы похожи хлебобулочные изделия, изображенные на нашем плакате?

7. Логопед предлагает детям выложить у себя на партах колос и мельничку из палочек. Образец схематичного изображения вывешивается на доске. Затем дети заучивают наизусть

Мельница крыльями машет вдали, Будет мука, чтобы хлеб испекли.

8. Физминутка “Золотая рожь”.

Ветерок спросил, пролетая: Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колосья шумят: “Золотые руки растят”.Е.Серова

9. Отгадайте загадки

Пузырюсь я и пыхчу, Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто)

 На шпагате кольца к чаю В магазине покупаю. (Бублики).

Послушайте четверостишие:

Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.Я.Аким

? Как вы понимаете слово лелеют?

Логопед помогает детям понять семантику слова.

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Что мы сегодня узнали о хлебе? Откуда он к нам пришел? Так почему же хлеб всему голова?

Сегодня самые активные, самые сообразительные, самые внимательные будут кормить нашего “Обжору” не клубникой, как обычно, а вот чем:

Маленькое, сдобное, колечко съедобное, Я одна его не съем, По кусочку хватит всем. Так чем же? (Баранками)

Дети бросают баранки в игрушку, имитирующую “Обжору”.

Использованная литература.

  1. А.Н.Корнев, “Нарушения чтения и письма у детей”, Санкт-Петербург, 2003.
  2. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина, “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
  3. Н.В.Нищева, “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”, Санкт-Петербург, 2003.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл"

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл"

Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]."

учитель-логопед: Орлова Л.И.

Цели:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Хлеб”,

  • ввести в речь детей фразу “хлебобулочные изделия”, слово “лелеют”.

  • Закрепить и расширить знания детей о труде людей, живущих на селе.

  • Развитие навыка словообразования,

  • звукового и слогового анализа,

  • навыка чтения предложений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания,

  • фонематического восприятия,

  • тонкой и общей моторики,

  • координации речи с движением.

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: магнитная доска, магнитные и картонные кружки красного и синего цвета, предметные картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, рожка, грузовика, хлеба, булочки, пряника, бублика, сушки, ватрушки, рогалика, пирожного; карточки с предложениями для чтения в форме колосков, ваза для колосков, картонные квадраты синего, красного, зеленного, желтого цвета.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Сядет тот, кто правильно назовет предмет и выделит 1 звук. (На столах лежат предметные картинки с изображением сушки, баранки, батона хлеба, пряника, булочки, ватрушки, пирожка, рогалика).

2. Упражнение “Со словами мы играем, их на слоги разделяем”. Деление слов на слоги, каждый прохлопывает название своей картинки. У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого -- самое короткое? Почему?

II. Основная часть. Сообщение темы занятия.

3.Беседа о том, откуда хлеб берется.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Хлебобулочные изделия)

- Откуда берутся хлебобулочные изделия? (Ответы детей).

- Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).

Чтение стихотворения:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

- Ребята, как вы понимаете значения слова “лелеют”? Что это такое “лелеют”? (Выращивают, ухаживают, растят). О чем говорится в стихотворении? (Ответы).

- Помните, у нас была тема “Весенние сельскохозяйственные работы”? Мы говорили о том, как весной готовят землю к посеву, как сеют зерна. Как это происходит? (Ответы).

Эти росточки все лето растут, стебельки крепнут, появляются колоски, к концу лета созревают зерна в колосках.

Вот послушайте, что дальше происходит, чтение стихотворения В.Степанова “Слышен летом до заката…”.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

По дороге пыль клубится.

Едет в кузове пшеница,

Кукуруза едет, рожь…

Урожай у нас хорош.

Убран хлеб, и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).

- Куда его везут? (На элеватор),

- Что получается из зерна? (Мука)

- А из муки что делают? (Тесто)

- Что делают из теста? (Пекут хлеб)

Вот так приходит к нам хлеб.

4. Что еще можно сделать из зерна? Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?

Игра: “Какая каша?” Как она называлась бы, если была из риса? (Из пшена, из гречи, из манки, из пшеницы, из кукурузы…)

5. Пальчиковая гимнастика “Каша”

Каша в поле росла,} Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.

К нам в тарелку пришла.} “Пошагать” пальчиками обеих рук по столу.

Всех друзей угостим, } “Помешать” указательным пальце левой руки по правой ладошке.

Птичке-невеличке,} Загибать пальчики

Зайцу и лисичке, } на обеих руках

Кошке и матрешке -} на каждое название друга.

Всем дадим по ложке.} Разжать пальчики на обеих руках.

6. Сейчас игра: “Внимательные ушки”. Вам нужно быть очень внимательными, запомнить слоговые ряды, которые я назову и повторить после меня.

СА –ша -са, су –шу -су, со –шо -со, сы –ши -сы.

Ша –са -ша, шу –су -шу, шо –со –шо, ши –сы-ши.

Жа- за -жа, за –жа -за, жо –зо -жо, зу -жу -зу.

7. Зрительная гимнастика. Ребята, сейчас отдыхалочка для глаз. Следите только глазками за движением колоска.

Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть, не знает.

Наверху созрела слива, а внизу растет крапива.

Слева – свекла, справа – брюква, слева – тыква,

Справа – клюква, снизу свежая трава.

Сверху – сочная ботва, закружилась голова,

Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег.

8. Звуковой анализ слова РОЖЬ. Дети индивидуально выкладывают звуковую схему слова рожь. Один ребенок выполняет задание у доски. После все вместе проверяют и называют последовательность звуков.

9. Координация речи с движением:

Ветерок спросил, пролетая: дети бегут за другом по кругу на носочках, руки на поясе.

- Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.

А в ответ колоски шелестят: останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

- Золотые руки растят! два наклона к носочкам.

Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они ловкие, умелые, трудолюбивые).

10. Игра “Урожай”. Посмотрите, какой у меня сноп. Он состоит из колосков.

Урожай собрать пора,Не зевайте, детвора,Колоски вы получите,Предложения прочтите!

Сейчас каждый достанет из вазы один колосок и прочтет, что написано на колоске.

Чтение предложений: Вот сноп. Кашу дадим коту. Вот каша. Тут мука. Это каша. Каша из манки. У Саши сушки. У Даши снопы.

11. Игра “Разноцветные квадраты”.

Детям раздаются картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, пирожного, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, грузовика. Они должны разложить свои картинки на разноцветные квадраты. На красный квадрат слова со звуком [с], на зеленый – со звуком [з], на желтый со звуком [ж], на синий со звуком [ш].

III. Заключительная часть. Итог занятия.

12. О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Какое задание тебе больше всего понравилось? Что было трудным? Что самым интересным? Мне понравились вы … за внимательность, … за старание, … за правильные ответы, … за усидчивость и т.д.

infourok.ru

"Хлеб" для детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

1. – уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из чего: из каких зерновых культур получают муку;

  • познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий;
  • уточнить какую форму имеют различные изделия.

2. – подбор прилагательных к существительному хлеб;

  • упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании, образовании относительных прилагательных;
  • познакомить с орфоэтической нормой употребления слова торт.

3. – воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Оборудование: репродукция картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”.

Предварительная работа:

  • рассматривание репродукции картины Шишкина “Рожь”;
  • беседа “Откуда хлеб пришел”;
  • экскурсия в хлебобулочный магазин;
  • изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно – ролевых игр;
  • разучивание стихов и пословиц о хлебе.

Ход занятия

1. Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья.

Логопед: Посмотрите на репродукцию Кто может вспомнить название картины и фамилию ее художника?

Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.

2. Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.

Рассмотрите. Как называются эти растения?

Ответы детей.

Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.

3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.

4. Игра “Назови какой, какая, какое?”

Хлеб из ржи – ржаной.

Хлеб из пшеницы – пшеничный.

Каша из пшена – пшенная.

Каша из овса – овсяная.

Каша из ячменя – ячневая.

Каша из кукурузы – кукурузная.

Каша из гречихи – гречневая.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле с овсом – овсяное.

Поле с ячменем – ячменное.

Поле с кукурузой – кукурузное.

Поле с гречихой – гречишное.

Поле с просом – просяное.

5. Игра “Доскажи словечко”

Логопед: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу.

Я знаю пословицу о ….

Мама купила пшеничный ….

Дети едят суп с …

Ваня пошел в магазин за …

Я не люблю есть суп без ….

У меня дома нет …

6. Физминутка. Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворение:

Вырос в поле дом Полон дом зерном Стены позолочены Ставни заколочены Ходит дом ходуном На столбе золотом.

7. Беседа “Хлеб – наше богатство”.

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.

Говорят: “Хлеб всему голова”.

Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).

Действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют.

8. Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий.

Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?

Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?

9. Составление предложений.

Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.

Обратите внимание, что правильно говорить тортом, торты.

10. Чаепитие.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также