Утренник спасибо тебе буквар. Он живет у нас давно приходит часто под окно берет он хлеб из наших рук


"Спасибо, Азбука!" Сценарий праздника для 1-го класса

Разделы: Начальная школа

(В ходе праздника используется презентация. Последовательность слайдов соответствует ходу праздника.)

Презентация Спасибо, Азбука!.ppt

Ход праздника

(Слайд 1).

Ученик 1.

Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем О своих успехах.

Ученик 2.

Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид – Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит.

Ученик 3.

Разбудите меня ночью В самой серединочке – Расскажу вам алфавит Без одной запиночки!

Ученик 4.

(Слайд 2).

Буквы гласные мы любим, И всё больше с каждым днём Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поём!

(Песня-клип “Гласные буквы”)

poem_glasnie.avi

Ученик 5.

Тыщу слов в минуту нынче, Как машина, я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом “проглочу”!

Ученик 6.

Наконец пришла весна, Солнышко лучится! А нам сегодня предстоит С Азбукой проститься!

Ученик 7.

Нас научила Азбука читать, Слова на слоги разделять, Открыла тайны книги, К ней мы все привыкли.

Ученик 8.

Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем, И спасибо много раз Дружно хором скажем!

(Слайд 3).

Дети. Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо!

(Входит Азбука.)

Азбука.

Вот и я, мои друзья! Я вам рада очень! Слышать добрые слова Кто же не захочет!

Ведущий. Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я!

Азбука.

Есть принимать парад! А ну-ка, буквы, встаньте в ряд! Я – командир, вы – мой отряд! Гласные?

(Выстраиваются дети, рассказывающие о гласных буквах)

Согласные?

(Выстраиваются дети, рассказывающие о согласных буквах)

Буквы, которые не обозначают звуков?

(Выстраиваются дети, рассказывающие о буквах Ъ и Ь).

Ученик 9.

В школу мне зачем идти? Я читаю лет с пяти. Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас. Попрошу купить компьютер, Буду целый день играть, В интернете пропадать.

Азбука.

Подожди, не торопись, Лучше к школе приглядись, А уйти всегда успеешь И включиться в Интернет. Грамотою не владеешь – Подключаться толку нет, Насмешишь ты целый свет!

Ученик 9.

Как же так? Ведь я читаю, Цифры знаю, буквы знаю!

Азбука (Показывает на букву Р).

Эту тоже?

Ученик 9.

Ну а как же! Знает каждый во дворе – Перед нами буква “рэ”!

Буква Р.

Я не “рэ”, не “рэ”, не “рэ”, Хоть пишусь я во дворе! Ты меня найдешь в горах, Тундре, речке, берегах. Рокочу я громким громом И реву звериным рёвом – Вот тигриным, например. Моё имя – буква “эр”!

Ученик 9 .

Извините, я не знал, Но я правильно читал!

Ведущий. Уважаемая Азбука! А давайте проверим, знают ли дети названия букв – имена твоих подданных.

(Дети читают стихи о каждой букве. У каждого ученика эмблема той буквы, о которой он читает. Во время чтения стихотворений дети перестраиваются по порядку букв в алфавите.)

– Арбуз мы выбрали умело. Внутри он красный – значит спелый. – Бегемот разинул рот: Булки просит бегемот. – Вишни спелые в саду. Собирать я их иду. – Грибы растут в лесной глуши. Пришёл искать их – не спеши. – Дом с трубой на красной крыше, Дом хороший очень вышел. – Ели выросли в тиши, Стали ели хороши! – Ёж сердитый, старый ёж, Ты куда, скажи, идёшь? – Жук упал и встать не может, Ждёт он, кто ему поможет? – Зонтик красненький из ситца Летом может пригодиться. – Индюк живёт у нас давно, Приходит часто под окно. – Иней лёг на ветви ели, Иглы за ночь побелели. – Кукла с бантом в красном платье. Куклу подарили Кате. – Лиса живёт в большом лесу. Все знают хитрую лису. – Мёд в лесу медведь в лесу нашёл. Мало мёду, много пчёл! – Ножницы подстригли ловко Волосёнки на головке. – Очень состарился дедушка мой, Очки у него постоянно с собой. – Петух поёт среди двора: “Ку-ка-ре-ку, вставать пора!” – Роет землю старый крот, Разоряет огород. – Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. – Таракан живёт за печкой, - То-то тёплое местечко. – Ученик учил уроки, У него в чернилах щёки. – Флаги взяли на парад Двое маленьких ребят. – Хлеб к обеду купим чёрный, Он отлично пропечённый. – Цапля любит у реки Забираться в тростники. – Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. – Шар из рук рванулся сразу, Значит, плохо был привязан. – Щука в речке спит на дне, Стайка рыб плывёт над ней. – Всё назвали попорядку. Букву “ы” запомним так. Пригодятся, вероятно,Твёрдый знак и мягкий знак. – Этажерка есть у Нади, Там и ручки, и тетради. – Юнга – будущий матрос – Южных рыбок нам привёз. – Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы!

Азбука.

Это русский алфавит, Буква к букве – в ряд стоит.

(Песня про алфавит).

Ученик 10.

Хоть не просто это – пусть! Всё заучим наизусть! К букве – буква, К слову – слово – Родилась водная речь!

Азбука.

За ребят я очень рада! Вижу: учатся всему – Счёту, грамоте, письму. Хоть малы ещё на вид, Знают русский алфавит. Сколько букв в нём?

Ученик 11.

Тридцать три! Ты на буквы посмотри. Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные! Будем знать мы алфавит – Всё вокруг заговорит!

Ученик 12.

Станем книжки мы читать, Мир огромный изучать. Алфавитная семья Вам представлена, друзья!

Ученик 13.

Кто захочет сам читать, Станет буквы изучать. А от этого порога К знаниям ведёт дорога.

Ученик 9.

Понял много я сейчас И пойду учиться в класс. Многое узнаю, Книги прочитаю.

Азбука.

Буквы, встали!

Ученик 12.

Вы приказали – Буквы встали, Но мы уже чуть-чуть устали. Немножко можно поиграть?

Азбука.

Ну что ж, немножко можно. Согласна даже вам помочь: Я поиграть сама не прочь…

Игровая программа

Загадки (ученики 1А загадывают загадки ученикам 1Б и наоборот).

(Слайд 4).

  1. Эта буква широка И похожа на жука. (Ж)
  2. В этой букве нет угла, До того она кругла. До того она кругла – Укатиться бы могла. (О)
  3. С этой буквой на носу Филин прячется в лесу. (Ф)
  4. На эту букву посмотри – Она совсем как цифра 3. (З)

Испытание “Айболит”.

(Слайд 5).

Ведущий.

Этот грозный Буквоежка – Буквы съест в один присест. Обглодал он все словечки И теперь уже не ест. Надо буквы дописать,

Чтобы фразу прочитать.(Послание, в котором нужно исправить – вылечить – буквы: АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА).

(Слайд 6).

Испытание “Прочитай-ка”.

Ведущий. Я знаю, что теперь вы все умеете читать. А как вы читаете, сейчас мы проверим.

(Четыре ученика читают стихотворение “Как Коля читал”).

(Слайд 7).

Коля книги не читал – Он их попросту глотал: За едой и пред сном, В лодке с поднятым веслом, На уроках и в саду, Лёжа, стоя, на ходу.

(Слайд 8).

За обедом проглотил он “Гулливера “ с “Буратино”. Брал он с вешалки пальто – Закусил стихом Барто. А в аптеку шёл пока, Скушал томик Маршака. Скушал “Робинзона Крузо”.

(Слайд 9).

Наконец, собравшись спать, Взял Хоттабыча в кровать. У него спросили в школе: – Что прочёл сегодня, Коля? И ответил Коля так:

(Слайд 10).

– Написал роман Маршак, Как отважный Робинзон Сел в отцепленный вагон И поехал к лилипутам, Был верёвками опутан, Но его от смерти спас Добрый папа Карабас…

(Слайд 11).

Дружный смех раздался в школе. Отчего – не понял Коля. Знает кто-нибудь из вас, Почему смеялся класс?

Ведущий. Почему смеялся класс? Героев каких книг перепутал Коля?

Испытание “Стихотворное”.

(Слайд12).

Азбука. Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали. Прочитайте их.

ПРЫ КАТЬ ГРОМ НЮ
БЕ ГАТЬ ПЕС КО
СКА РАС ПЕ ВАТЬ

Ведущий. Что получилось?

Дети. Прыгать, бегать, скакать, громко песню распевать.

Ведущий. А теперь прочитаем все вместе эти слова без остановки, чтобы получилось стихотворение.

(Слайд 13).

Азбука. Это мой весёлый приказ – поём все вместе песню!

(Дети поют хором песню на выбор учителя).

Ученик 14. Сколько нас ждёт чудесных открытий впереди! Спасибо тебе, дорогая Азбука!

(Слайд 14).

Буквы, слоги и загадки В доброй Азбуке живут, По ступенькам постепенно В царство сказок нас ведут.

Ученик 15.

Мы теперь читаем сами, Знаем слоги и слова. Скажем Азбуке спасибо – Расставаться нам пора!

Ученик 16.

Нам она свои страницы открывала, Обучая, развлекая, веселя. Нужных знаний нам дала немало! И теперь мы лучшие друзья.

Ученик 17.

Мы хотим сказать тебе спасибо, Мы тебя за всё благодарим! Говорим тебе мы – до свиданья! Здравствуй! – новой книге говорим.

Ученик 18.

Смех и слёзы, радость и печаль Довелось нам испытать. Но стараний наших нам не жаль: Книги нам легко теперь читать!

Азбука. В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой, читайте, растите умными детьми!

(Слайд 15).

(Дети получают подарки: книги для чтения и памятные дипломы).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Утренник спасибо тебе буквар | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Утренник « Спасибо, тебе, Букварь» Цели внеклассного мероприятия: - закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите; - совершенствовать навык правильного выразительного чтения; - формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней; - пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно. Оборудование: - презентация  «Праздник Букваря»; - печатные буквы и рисунки к ним, - буквы-шапочки, - рисунки любимых героев «Мы из сказки». Зал украшен воздушными шарами. На стене - красиво оформленные плакаты. На плакате слова: "Спасибо, тебе, Букварь!", " У детей эмблема « Букварь» Под музыку В. Шаинского «Чему учат в школе» на сцену поднимаются празднично одетые дети. В руках у них буквы: от А до Я». 1ый ученик: Сегодня друзья мы сюда собрались .Чтоб доброе слово сказать. Тому, кто был другом, кто каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться. 2 ученик: В начале он буквы свои показал Теперь мы читаем страницы. Учитель. Добрый день,  дорогие ребята, учителя, воспитатели, уважаемые родители, гости! Мы очень рады, что вы сегодня пришли к нам. Сегодня у нас радостный день. Мы закончили первую школьную книгу – Букварь. Пришли сказать спасибо Букварю. Кажется, ещё вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители, на своих детей – как они изменились, выросли, поумнели, многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Поздравляем Вас с первой серьёзной победой. 3 ученик: Мы доброе слово сказать Букварю Сегодня должны все ребята Давайте-ка песню подарим ему Споём её вместе с друзьями. Песня: «Азбука» Учитель: Первая учебная книга «Букварь» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Букваря - нет. Давайте, ребята, позовем её. Все. Букварь! Букварь! Мы ждем тебя! Появляется букварь: чёрный костюм, на нём белые буквы, высокий головной убор,на котором прикреплён разворот книги, на её белом фоне написано слово «Букварь» Букварь: Вот и я мои друзья Рад вам, рад вам очень я Приятно слушать добрые слова о себе. А теперь хочу послушать, как вы выучили буквы алфавита.(дети читают стихи) А- Буква А, буква А Алфавита голова, Знает Вова, знает Света А - похожа на ракету. Б- Белка лазить мастерица Белка прыгать не боится, Небольшой у белки рост, И пушистый очень хвост. В- Воробей, чего ты ждёшь? Крошек хлебных не берёшь? Я давно заметил крошки, Но боюсь сердитой кошки. Г-Гриб стоит среди дорожки Голова на тонкой ножке. Д-Дятел дерево долбил Стуком деда разбудил Е- Ель на ёжика похожа Ёж в иголках, ёлка тоже Ё-Ёж сердитый, серый ёж Ты скажи, куда идёшь? Ты колючий весь такой Что не взять тебя рукой. Ж- Жук упал и встать не может. Ждёт он , кто ему поможет. З -На эту букву посмотри Она совсем как цифра 3 И - Индюк живёт у нас давно Приходит часто под окно Берёт он хлеб из наших рук Совсем ручной у нас индюк. Й- Чтобы Й не путать с ИСверху галочку пиши. К - Кукла с бантом В жёлтом платье Подарили куклу Кате Катя будет с ней играть Спать уложит на кровать. Л- Лодки по морю плывут Люди вёслами гребут М- Мяч бросали мы друг дружке Прыгал мячик как лягушка А потом исчез куда – то Не нашли его ребята. Н-носорог бодает рогом Не шутите с носорогом. О - Ослик был сегодня зол Он узнал, что он осёл. П - петух поёт среди двора Кукареку! Вставать пора Краснеет ярко гребешок Всех будит утром петушок. Р - Роет землю старый крот Разоряет огород С - Спит спокойно старый слон Стоя спать умеет он. Т- Таракан живёт за печкой То-то тёплое местечко У – Утка крякает в пруду Я найду себе еду Для меня нырнуть пустяк Если есть на дне червяк. Ф- Федя ходит руки в боки Значит выучил уроки Х - Ходит по лесу хорёк Хищный, маленький зверёк Ц - Из яйца как из пелёнок Вылез маленький цыплёнок Ч - Да, вы правильно решили Ч мы пишем как четыре Но, а с цифрами друзья Буквы путать нам нельзя Ш - На цветок душистой мяты Опустился шмель мохнатый Он медком заправился И домой отправился. Щ - Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. Ъ - Дверь закрылась, ай-ай-ай- Вот он ключик, открывай. Ы - Вот топор, полено рядом Получилось то, что надо Получилось буква ЮВсе мы знать её должны. Ь - Буква р перевернулась Мягким знаком обернулась. Э – эге - гей!, Крикун кричит Изо рта язык торчит. Ю- Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью Ой, смотри-ка, что случилось Получилось буква Ю. Я - Ягод нет кислее клюквы (все) Мы на память знаем буквы. Песенка о буквах Буквы разные писать, тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. И читать, и умножать , малышей не обижать, Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Учитель: Ребята, букварь научила вас не только читать, но её страницы научили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила. (дети читают стихотворение) Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать, ты сиди за партой стройно. И веди себя достойно Ответить хочешь, не шуми Ты только руку подними Учитель скажет, надо встать ,Когда он сесть позволит, сядь. Букварь: Да, я убедился, что эти дети знают все буквы, знают и правила в школе, умеете читать и слова, и предложения. Учитель: Дорогой Букварь , этот танец мы дарим вам. «Мишка с куклой танцуют полечку» Учитель: Мы веселые ребята,Мы нигде не пропадем.Если надо – мы станцуем!Если надо – мы споем! Танец « В траве сидел кузнечик» Песня «Два весёлых гуся» Букварь: Спасибо, ребята. Мне очень понравился ваш праздник. Вы так хорошо пели, танцевали. Спасибо, спасибо, вам! Дети: Спасибо тебе Букварь! Букварь (ученик) Ребята, я пришел не один. Я к вам привел свою старшую подругу – книгу «Чтение». Входит девочка в костюме книги «Чтение». Книга «Чтение» Очень рада встрече с вами!Мне солнце подарило капельки свои,Чтоб я их превратила в буквы и значки.Хочешь плыть по океанам,Опускаться в глубину,Побывать во многих странахИ помчаться на Луну,Быть отважным следопытомВ чащах вековых?Все края тебе открытыНа страницах книг.Как, друзья, вам всем я рада!Встреча с вами – мне награда. Чтение.    Я очень рада, что пришла к вам. Но,  дорогой букварь, здесь так много людей, я боюсь, не обидят ли они меня. Букварь.    Что ты, нет. Со мной первоклассники обращались очень бережно. Дети знают, как обращаться с книгами. Мы им напомним ещё раз об этом. Правила на экране: 1.Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки. 2. Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их. 3. Нельзя писать и рисовать на книге. 4. Не загибай уголков и страниц, пользуйся закладками. 5. Соблюдая эти правила, ты сохранишь свои учебники в образцовом состоянии. Учитель:      Я думаю, дети, что вы  запомните  эти  простые правила и будете бережно обращаться не только с учебниками, но и с другими книгами,   которые вы будете читать Чтение: Каждому хочу я другом стать Позвольте мне ребята подарки всем раздать (всем первоклассникам вручает книгу «Чтение»Песня «Солнечный круг» (вручение дипломов об окончании Букваря) Учитель. Сегодня в нашей стране прибавилось много читающих детей потому, что в  школах в это время учащиеся закончили читать букварь. Мы поздравляем, Вас, дорогие ребята, с первой школьной победой – окончанием букваря. Дети исполняют танец. Вальс «Анастасия» Учитель. Вот настал момент прощанья,Праздник Букваря прошел.Говорим мы: «До свиданья!»,И до новых встреч, друзья! Исполняют песню "Солнечный круг" .

educontest.net

Праздник прощания с Букварём | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей

Праздник «Прощание с Букварём»

Учитель Первый класс! Первый класс! Сколько грамотных у вас?Дети Нас 32!Учитель У кого в порядке книжки и тетрадки?Дети У нас, у первочат!Учитель Дорогие гости! Мы собрались сегодня на праздник – мы прощаемся с нашей первой учебной книгой Букварём. Он у нас сегодня – почётный гость. Поприветствуйте его, ребята.Букварь Здравствуйте, дорогие ребята! С удовольствием посмотрю, чему вы научились. Вместе со мной пришёл один из сказочных героев.Входит Буратино под песню Ю. Энтина «Буратино». Исполняет 1 куплет.Буратино Я очень хочу научиться читать! Помогите мне, пожалуйста!Учитель Конечно поможем! Только сначала мы хотели бы поблагодарить нашу Родину за возможность учиться в школе. Спасибо, Казахстан, тебе, За все заботы обо мне.За то, что в школу я хожу.За книгу, что в руках держу.Я с этой книгой в первый раз Пришёл в свой первый светлый класс!Я эту книгу полюбил,Я в ней все буквы изучил, И как мне радостно сказать:Умею я теперь читать!Беру букварь в последний раз,Несу букварь в просторный классИ дорогому букварю я говорю:« Благодарю! Ты книга первая моя,Теперь читать умею я.На свете много книжек есть,Все книги я могу прочесть!» Буратино Как здорово! А вот я так и не дошёл до школы, я поменял свою Азбуку на билеты в театр. Как же вы так быстро смогли научиться читать? Учитель Что ж, послушай, БуратиноЕжедневно по утрамЗаниматься надо нам.Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас.Ель, топор, лопата, руки – В каждом слове ищем звуки.Звуки эти разные:Гласные, согласные.Гласные тянуться в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать.В тёмном лесу звать и аукать, И в колыбельке ребёнка качать.А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь.С-с-с – змеиный слышен свист,Ш-ш-ш – шуршит осенний лист,Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат,Р-р-р – моторы тарахтят.Дружат гласная с согасной,Составляя вместе слог.МА и ША, а вместе МАШАК нам явилась на урок.Если слоги встанут рядом – Получаются слова.ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,СО и ВА, итак – СОВА.Соединили мы два слова,И предложение готово – Дождь идёт.Гремит гроза.Улетела стрекоза.Мы знаем буквы, знаем слоги,Умеем говорить, считать,И потихоньку, понемногуМы научились все читать.Букварь Молодцы! Вы действительно всё запомнили.Появляются лиса Алиса и кот Базилио, они хватают Буратино.Буратино Ой-ой-ой! Куда вы меня потащили?!Алиса Попался, Буратинище! Показывай, куда денежки зарыл, где клад?Базилио Да, показывай, Буратинище!Увидели детей.Алиса Ах, куда это мы попали?Базилио Сколько детей и взрослых!Алиса Миленький, хорошенький Буратино! Ты не ушибся?Базилио Да, ты не ушибся, Буратино?Буратино Отпустите меня! Я пришёл к первоклассникам на праздник.Алиса На праздник? На какой? Ах, как я люблю праздники!Базилио Я тоже обожаю праздники. А особенно угощение! Где оно? Я бы съел сейчас барашкаУчитель Здравствуйте, кот и лиса. У нас праздник Букваря. Он научил ребят читать. И теперь пришла пора попрощаться с ним.Базилио Праздник какого-то Букваря? Да зачем он нужен, этот Букварь?Учитель Что ты, Базилио! Букварь научил нас очень многому. А вот вы, сразу видно, не открывал ни одной книги. Не знаете самого простого правила – надо здороваться, когда приходишь в гости.Здороваются.Учитель Букварь научил нас правилам поведения в школе.Вставайте дружно всякий раз.Когда учитель входит в касс.Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать.Ты сиди за партой стройноИ веди себя достойно.Ответить хочешь – не шуми,А только руку подними.Учитель спросит – надо встать,Когда он сесть позволит – сядь.Алиса Я никогда не слышала этих правил. Да и зачем они мне? Я же не хожу в школу.Базилио Да, и я не хожу. Мы только ходим по городу и собираем денежки. Подайте бедному коту Базилио!Буратино А просить не красиво! Мне папа Карло об этом говорил. Надо идти работать!Учитель Правильно, Буратино! Но прежде надо закончить школу, получить профессию.Алиса Ах, как это долго и скучно! Лучше найти клад. Буратино, ну скажи, куда ты зарыл денежки?Базилио Да, где клад, Буратино? Говори!Буратино Нет-нет-нет! Не скажу!Учитель Не ссорьтесь!Букварь Конечн·о не ссорьтесь! Ведь я сегодня тоже спрятал клад. Давайте поищем его вместе.Учитель Для того, чтобы найти клад, мы должны заглянуть во все уголки нашего города. Итак, начнём с улицы Загадок.(Дети выходят к доске, загадывают загадки, в руках у них первая буква отгадки. Все читают получившиеся слова.)На дорожку вышли рожки.Вы не будете бодать?Я потрогал их немножко,Рожки спрятались опять. УТолько дождик удалился,В небе мостик появился.Яркой выгнулся дугой,Будто пояс золотой. РДержит девочка в руке Облачко на стебельке.Стоит дунуть на него –И не будет ничего! ОГоворит она беззвучно,Но понятно и не скучно.Ты беседуй чаще с ней,Станешь в десять раз умней. К

Лёгкий, круглый, но не мяч,И не прыгает он вскачь.На верёвочке висит,Зазеваюсь – улетит. ШАх, не трогайте меня,Обожгу и без огня. КСер, но не волк.Длинноух, да не заяц.С копытами, да не лошадь. ОПадают с ветки Золотые монетки. ЛОн летает на охотуЗа лягушками к болоту. А

Без рук, без ног,А рисовать умеет. МНа странице Букваря33 богатыря.Мудрецов-богатырейЗнает каждый из людей. АБелый камушек растаял,На доске следы оставил. МК нам приехали с бахчиПолосатые мячи. АБукварь Молодцы, и загадки отгадали, и слова прочитали.Учитель Река Азбуки. А кто это расселся по островкам? Да это танцующие утята! Давайте потанцуем вместе с ними.Танец утят.Учитель Теперь можно и на корабликах поплавать. И не просто поплавать, а прочитать задание и угадать сказочного персонажа. (Снимают «паруса-буквы», на обратной стороне вопрос)КАК ЗОВУТ :А – доброго доктора, лечившего зверейБ– деревянного человечкаД – маленькую девочку из цветкаЕ – героя сказки, за которого всё делала шукаК – человечка с пропеллеромМ – девочку с голубыми волосамиП – друга Винни-ПухаЧ – мальчика-луковкуШ – тигра, врага МауглиФ – кто подарил Золушке туфельки

Алиса Базилио, как много дети знают. А ведь они гораздо младше нас. Давай тоже будем в школу ходить, я тоже хочу много знать.Базилио Да, Алиса, времена другие настали. Надо и нам с тобой учиться. Учитель Я очень рада, что вы это поняли. До клада осталось совсем немножко. Надо пройти по площади Благодарности.(Дети выстраиваются в шеренгу, у каждого в руках картинка к стихотворению. После прочтения стихотворения, переворачивают листок, на обратной стороне которого буква. В итоге получаются слова «СПАСИБО БУКВАРЮ»)Буква Э на С дивится,Словно в зеркало глядится – Сходство есть наверняка, Только нету языка.Букву П в спортивном залеПерекладиной назвали.Ну-ка, милый, не ленись,Подойди и подтянись.А – начало алфавита, Тем она и знаменита.А узнать её легко – Ноги ставит широко.Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом.Индюк живёт у нас давно,Приходит часто под окно.Берёт он хлеб из наших рук.Совсем ручной у нас индюк.Буква Б с большим брюшкомВ кепке с длинным козырьком.Посмотри на колесо – И увидишь букву О.Был у бабушки баран,Бил он бойко в барабан.И плясали бабочки Под окном у бабушки.Буква У – два длинных ушка.З – простая завитушка.Это – Ж , а это – К ,Целый жук и полжука.Спать отправились подружки,Взяли под руки подушки – Р – одну, а буква В – две. Арбуз мы выбрали умело.Внутри он красный – значит спелый.Когда отрезали кусокЗакапал сразу сладкий сок.Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.Ой, смотри-ка, что случилось – Получилась буква Ю.

Букварь Я рад за вас, ребята! Я прощаюсь с вами, а вам привёл мою подругу. Это книга «Родное слово». Берегите её и любите!Родное слово Здравствуйте, ребята! Я буду теперь с вами каждый урок. Я познакомлю вас со сказками, стихами, интересными рассказами. Любите книгу, и она многому научит вас.Учитель Спасибо, Букварь, спасибо, Родное слово. Алиса А как же клад?Учитель Мы выполнили все задания и добрались до клада. (Достаёт сундучок с книгами) Гости дарят детям книги.

15

weburok.com

Работа с литературой У

Работа с литературой

У. О том, что рядом с человеком жили животные, можно узнать из русских народных сказок. Вспомните какие-то сказки и животных, упоминающихся в них.

Д. "Курочка Ряба" - курица.

- "Репка" - собака, кошка.

- "Зимовье зверей" - бык, баран, гусь, петух, свинья.

- "Как мужик гусей делил" - гуси.

- "Коза-дереза" - коза, петух.

- "Петух и собака" - петух, собака...

IV. Закрепление пройденного

V. Чтобы выяснить, как хорошо вы запомнили материал, я предлагаю вам отгадать кроссворд. Если вы правильно угадываете все слова, то по вертикали откроется еще одно слово - название ремесла.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1. Ягода, которая бывает белой, красной, черной.

2. Как называют человека, который в наши дни разводит пчел?

3. Дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы.

4. Ягода, название которой напоминает о ее «колючем" характере.

5 и 14. Что собирали наши предки в лесу?

6. Какая трава заменяла хлеб в голодное время?

7. Какая домашняя птица часто встречается в сказках?

8. Продукт добычи бортника.

9. Домашнее животное, на котором передвигались пахали.

10. Крылатый, горластый, красные ласты.

11. Хвост крючком, нос пятачком.

12. Какой продукт делали из молока?

13. Зимой спит, летом ульи ворошит.

Ответы. 1. Смородина. 2. Пчеловод. 3. Борта. 4. Ежевика. 5. Грибы. 6. Лебеда. 7. Петух. 8. Мел, 9. Лошадь. 10. Гусь. 11. Свинья. 12. Творог. 13. Медведь. 14. Орехи.

V. Итог урока

У. О каких ремеслах мы говорили сегодня?

Д. Собирательство.

- Бортничество.

- Животноводство.

У. Что их объединяет?

Д. С их помощью люди добывали себе пищу.

У. У нас с вами ко всем ремеслам были подобраны условные знаки, по которым мы узнавали эти занятия. Какие значки можно подобрать к сегодняшним ремеслам?

Д. Собирательство - корзина.

- Бортничество - улей.

- Животноводство - одним значком сложно обозначить.

У. Как же поступить?

Д. Можно разделить рисунок на две-три части и нарисовать несколько животных, например корову и курицу, лошадь и петуха или кого-то еще.

У. Хорошо, молодцы. К следующему уроку нарисуйте знаки, обозначающие эти ремесла.

Урок 5

Цели. Познакомить учащихся с работой кузнеца, кожевника, древодела; закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, о ремеслах; воспитывать уважение к людям различных профессий.

Понятия. Кузнец, горн, наковальня, кувалда, златокузнец, руда, столяр, смолокур, бондарь, бочар, ладейщик, древодел, кожевник, сапожник, сумочник, седельщик, профессия.

Оборудование. Пословицы, стихотворение М. Люфмити, рисунки с изображениями орудий труда, инструменты, используемые кузнецом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Загадки по теме "Собирательство" (см. Приложение).

Учитель. О чем были все загадки?

Дети. О ягодах, грибах, растениях.

У. Какое отношение они имеют к занятиям людей?

Д. Их собирали в лесу.

У. Как называлось это занятие?

Д. Собирательство.

У. Поднимите рисунки, которые вы выполнили к этому ремеслу.

Учитель отбирает лучшие рисунки.

Загадки по теме животноводство (см. Приложение).

У. Что объединяет этих животных?

Д. Они домашние. Их держали раньше и держат сейчас.

У. Как называется занятие по выращиванию и разведению животных?

Д. Животноводство.

У. Покажите знаки, составленные вами к этому ремеслу.

Учитель выбирает удачные знаки.

У. На какие группы можно разделить животных из этих загадок?

Д. Птицы, звери, насекомые.

У. Как называется занятие по разведению птиц?

Д. Птицеводство.

У. Какое занятие в Древней Руси было связано с насекомыми?

Д. Бортничество - добыча меда.

У. Как сегодня называется это занятие?

Д. Пчеловодство.

У. Какие знаки вы составили?

Учитель выбирает наиболее удачные знаки.

III. Постановка темы урока

У. Сегодня у нас заключительный урок из цикла "Занятия наших предков". Мы познакомимся еще с несколькими ремеслами и подведем итог.

д IV. Знакомство с новым материалом

1. Кузнец.

У. Послушайте стихотворение М. Люфти "Кузнец" и скажите, о ком пойдет речь. Чтобы железо в огне накалилось,

Горн раздувает он.

Чтобы железо в огне размягчилось

Сразу со всех сторон,

Он на огне его держит и вертит,

Знает, когда достать...

А как достанет, может, поверьте,

Все, что хочешь, сковать:

Плуг и мотыгу, клинок и лопату,

Цепи, подкову, струну...

Может любую игрушку ребятам

Сделать в минуту одну.

Может отлить вам ворота литые,

Ну и засов заодно...

Иль откует вам решетки резные,

Чтобы украсить окно.

Так о ком же идет речь в стихотворении?

Д. О кузнеце. У. Правильно. С кузнечного дела мы и начнем разговор. Вспомните стихотворение. Какие вещи может выковать кузнец?

Д. Различные орудия труда, украшения, игрушки.

У. Давайте познакомимся с работой кузнеца. Кузницу устраивали в некотором отдалении от жилья и покрывали слоем земли, чтобы не возник пожар от искр. Большая каменная печь для выплавки руды называлась горном.

Учитель демонстрирует рисунок.

Кузнечный горн

- В каждый такой горн можно было загрузить 8-10 кг руды, которую сушили и измельчали.

Учитель показывает образец руды, из которой добывали железо.

- В горне было много горячих углей, а сбоку приделан большой мех. Бравые молодцы раздували меха, нагоняли в горн через глиняные отверстия воздух и поднимали жар до 1300 градусов. При такой температуре руда расплавлялась; затем ее охлаждали, опуская в воду. Так получались удлиненные куски железа. Из 10 кг руды получалось не более 1 кг железа. Далее эти куски железа отправляли кузнецам, которые были во многих населенных пунктах. Мастера пользовались большим уважением. Какими же инструментами работали кузнецы?

Учитель показывает рисунки.

Инструменты славянских кузнецов

- Это прежде всего наковальня - железная подставка, опора для ковки металла, затем - тяжелый молот-кувалда, маленький молоток и разных размеров клещи с длинными ручками.

Клещами кузнец брал из горна раскаленный кусок железа, клал его на наковальню и бил кувалдой. Регулярно подручный раздувал мехами угли в горне. Стоял сильный звон. От жары было трудно дышать.

Для отделки использовались более тонкие инструменты - зубила, щипцы, щипчики, кусачки, сверла, паяльники.

Учитель показывает современные инструменты, взятые в кабинете труда.

- Как вы думаете, что делали с их помощью?

Д. Пробивали отверстия, разрубали предметы на части, подпиливали, паяли...

У. Умели кузнецы обрабатывать и благородные металлы - золото и серебро. Для этого брали маленькие наковальни и молоточки. И получались изделия удивительной красоты: серьги, кольца, браслеты. Таких кузнецов звали златокузнецами. Давайте подвеем небольшой итог. Прочитайте пословицы, написанные на доске.

На доске.

• Без клещей кузнец что без рук.

• Кому до чего, а кузнецу до наковальни.

• Куй железо, пока горячо.

• Не огонь железо калит, а мех.

- Объясните смысл пословиц.

Дети выполняют задание.

- Как называется вещество, горная порода, содержащая металлы?

Д. Руда.

У. Что такое горн?

Д. Кузнечная печь для плавки металла.

У. Поняли ли вы. что такое мех, меха в кузнечном

Д. Приспособление для подачи воздуха в печь.

У. Как называется подставка, опора для ковки металла?

Д. Наковальня.

У. Какие кузнечные инструменты вы можете звать?

Д. Молот, щипцы, щипчики, кусачки, сверла, напильники, паяльники, зубила...

2. Древодел.

У. Посмотрим, чем же еще занимались люди в то время. На первом уроке, посвященном ремеслам, говорили о плотниках. С каким материалом они работали?

Д. С деревом.

У. Деревообработка - древнейшее ремесло Руси. Говоря об этом ремесле, мы не можем научиться только плотничеством. По дереву работали плотники, столяры, бондари, смолокуры, бочары, ладейщики. Кто же они такие?

Столяр - рабочий, специалист по обработке дерева (более тонкой и тщательной, чем при плотничных работах) и изготовлению изделий из него. Это ремесло сохранилось до сегодняшнего дня. Современные столяры делают мебель, декоративную посуду, сувениры из дерева, резные наличники для домов и многое другое, что служит для украшения дома.

Смолокуры гнали из сосны смолу, из которой готовили вар.

Бондари - мастера, которые изготавливали бочки, кадки, ведра, лохани. Они раскалывали определенным образом поленья, подгоняли эти детали и соединяли обручами.

Бочары - мастера по изготовлению посуды. Посуда наших предков была необыкновенно разнообразной: миски, блюда, черпаки, ложки, ковши, солонки, хлебницы...

Вырезая различную столовую утварь, мастер старался в каждое изделие внести частицу красоты. Ковшам придавался силуэт плывущей птицы (рисунок на доске). Ручки приобретали сходство с головой и шеей фантастических животных. Поверхность посуды украшали резьбой.

Из длинных берестяных лент, снятых С березы ранним летом, плели кузовки, короба. В берестяных туесках хранили различные соления, квас, молоко. Вырезали также совки, ковши, солонницы. Из корней деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое. Из обработанных корней можно было делать посуду очень сложной формы. Мастера плели корневушки так плотно, что в них можно было хранить даже соль и другие сыпучие продукты.

Из дерева делали лодки, ладьи. Для изготовления ладьи брали дуб, делали ладьи специальные мастера - ладейщики.

Использовали различные породы дерева: для топорищ, ручек к различным орудиям и инструментам шла береза, для изб и теремов - ель и сосна, для заборов – дуб, на мебель - липа.

Прочитайте названия ремесел, о которых мы говорили. На доске.

Плотник древоделы
Столяр
Смолокур
Бондарь
Бочар
Ладейщик
- Прочитайте еще раз, кто что делал.

Дети выполняют задание.

3. Кожевник.

У. Было еще одно ремесло, которое люди знали издавна и без которого нельзя было обойтись. Как вы думаете, откуда люди брали кожи?

Д. От домашних животных, от диких - убитых на охоте.

У. Правильно. Из шкур коней, коров, овец, коз, свиней выделывали кожу От коней и коров получали более Толстую кожу. Обрабатывать кожу было тяжело. Сначала со шкуры соскабливались остатки волос, жил, мяса, затем шкуры замачивали в специальных чанах, потом мяли кожу руками, затем обрабатывали специальными веществами и снова мяли, сушили, ровняли, иногда красили. Труд кожевника был тяжелым и вредным. В народе кожевники слыли силачами. Есть в летописях сказание о могучем удалом молодце Никите Кожемяке. А что делали с обработанной кожей?

Д. Шили разные предметы.

У. Готовую кожу отдавали сапожникам, сумочникам, седельщикам. Что это за мастера? Что они делали?

Д. Сумки, сапоги, седла.

У. Конечно, мы с вами за эти несколько уроков не смогли познакомиться со всеми ремеслами, существовавшими в Древней Руси. Но они так или иначе будут упоминаться на других уроках.

V. Закрепление пройденного

У. Вспомним все то, о чем мы говорили на пяти уроках: о ремеслах, о предметах, с помощью которых люди трудились. Работать мы будем всем классом, так как все полностью вы, вероятно, не запомнили, да это и не требовалось. Я хотела, чтобы вы имели некоторое представление о занятиях людей того времени. Разгадываем кроссворды, которые я составила по материалам уроков. (Кроссворды см. в Приложении.) Какие слова появились в выделенных клеточках?

Д. Ремесла предков, предмет труда.

У. Почему именно эти слова получились?

Д. В одном кроссворде все слова обозначают названия ремесел, а во втором - предметы, с помощью которых люди выполняли свою работу.

V. Молодцы!

VI. Итог урока

У. Давайте подведем некоторый итог нашим урокам. Как раньше жили люди? Что они умели делать?

Д. Многое делали сами, так как не было магазинов и заводов, как теперь.

У. Можно ли было прожить, ничего не делая?

Д. Нет, иначе можно было умереть от голода или холода.

У. Какие ремесла дошли до наших дней?

Д. Почти все. Но они существуют в разных местах: некоторые - в городах, а некоторые - за их пределами.

У. Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти все сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей работы. Кто-то охотился, а кто-то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы сейчас называем профессиями, дошли до XXI века.

Труд был всегда уважаем, люди сочинили много пословиц о труде. Прочитайте некоторые из них (см. Приложение).

Объясните смысл выделенных.

Дети выполняют задание.

- Какую из пословиц мы могли бы выбрать девизом наших уроков?

Д. Мастерство везде в почете.

У. Вот на этой мысли мы и остановимся, закончим наш разговор о ремеслах Древней Руси.

Приложение

Пословицы о труде, ремеслах

Без дела жить - только небо коптить.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Берись за то, к чему ты годен.

Век живи, век трудись, и трудяся, век учись.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Все скоро сказывается, да не все скоро делается.

Всяк своим разумом кормится.

Всяко ремесло честно, кроме воровства.

Всякая работа мастера хвалит.

Всякое умение трудом дается.

Два дела разом не можно взять в руки.

Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.

Имею ремесло - и на камне хлеб достану.

Каждое дело любовью освещается.

Как шьется, так и носится.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело - гуляй смело.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто не работает, тот не ест.

Кто рано встает, тому бог подает.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Мастерство везде в почете.

На чужой каравай рта не разевай,

а пораньше вставай да свой добывай.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Загадки по теме "Чем занимались наши предки"

Собирательство

Ягоды

Земляника

На припеке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки - собираем огоньки.

Цветик-невеличка, будет...

Клюква

Я красна, я кисла, на болоте я росла,

Дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком?

Когда весною талые сойдут с болот снега,

Она, как бусы алые, усеет берега.

Смородина

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая - чернеет.

Крыжовник

Низок, да колюч, сладок, да пахуч,

Ягоды сорвешь, всю руку обдерешь.

Грибы

Землю пробуравил, корешок оставил;

Сам на свет явился, шапочкой покрылся.

Боровик

И под старою сосною, где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею, первый найден...

Лисички.

Золотистые... - очень дружные

сестрички. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес

приносят летом.

Опята

Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети,-

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

Подберезовик

Не спорю, не белый - я, братцы, попроще...

Расту я, обычно, в березовой роще.

Подосиновик

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту, зовусь я...

Сыроежка

Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай, не мешкай, это - ...

Растения Орех

Маленький Иван - костяной кафтан.

Круглый, зрелый, загорелый, попадался на зубок.

Попадался на зубок, расколоться все не мог.

А попал под молоток, хрустнул раз - и треснул бос.

Крапива

Что это за растение, которое даже слепые узнают

Мне зеленый кипяток ноги голые обжег.

У заборов он бывает, никогда не остывает.

Мак

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Животноводство

Баран

Заплелись густые травы, закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога.

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Кролик

Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. Шапка бегает в саду, щиплет травку на виду.

Конь

Один бежит, старается, другой сидит, катается

Лошадь

Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива.

Корова

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.

Голодная — мычит, сытая - жует.

Всем ребятам пить лает.

Свинья

Лежит замарашка в щетинистой рубашке.

Хвост крендельком, нос пятачком,

Ничем не больна, а все стонет она.

У кого короткий хвост крючком?

Кто копает землю пятачком?

Коза

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык.

Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет.

Птицеводство

Гусь

В воде купался, а сух остался.

Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.

Спит или купается, все не разувается:

День и ночь на ножках красные сапожки.

Крылатый, горластый - красные ласты.

Индюк

Он живет у нас давно, приходит часто под окно.

Берет он хлеб из наших рук: совсем ручной у нас...

Кошка

Живет в доме хозяйка: шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие.

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище.

Днем спит или сказку говорит, ночью бродит, на охоту ходит.

Курица

Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.

Петух

Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.

Я не будильник, а бужу, я с бородой и в шпорах.

С большою важностью хожу и вспыльчив, словно порох.

Хвост узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает.

Утка

Она крякает в пруду: "Я найду себе еду.

Для меня нырнуть пустяк, если есть на дне червяк".

Пестрая крякуша ловит лягушат.

Ходит вразвалочку спотыкалочку.

Пчеловодство

Пчела

Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком - он поделится медком.

В темной избушке живут чернушки,

Вяжут кружево без узлов и петель.

Собака

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет - она знать дает.

Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Кроссворд 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Приспособление для ловли животных.

2. Приспособление для прядения нити.

3. Приспособление для вычесывания льна.

4. Сеть, которую два человека тянут по дну озера или реки.

5. Приспособление для подачи воздуха в кузнечный горн.

6. Ручное орудие в виде изогнутого ножа для срезания

litceymos.ru


Смотрите также