Анализ рассказа Носова Трудный хлеб. Носов трудный хлеб


Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб»

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определённого возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном случае, да простят мне такое своеволие авторы данного учебного пособия.

Цели урока. Знакомство с жизнью писателя Евгения Ивановича Носова и его рассказом; анализ метафоры, заключённой в названии, обсуждение проблем, связанных с отношением к труду животных и людей; закрепление понятий “пейзаж”, “описание животного”, “диалог”, “олицетворение”; развитие мышления, речи, эмоций, навыков выразительного чтения, пересказа, умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать записи в тетради; воспитание гуманизма, умения понять животных и человека, трудолюбия, интереса к чтению.

Стадия вызова. Отгадываем шарады.

Это слово не для смеха.

Первый слог — движенье танца.

Слог второй есть у гороха

Иль гусаров красит лица.

Третий слог — местоименье,

В среднем роде указанье.

Слог последний —

Слог обширный:

Начинаем мы с предлога,

Очень нужного для входа;

Дальше суффикс очень русский,

Он и в слове есть “французский”.

Окончанье не проблема —

В признаках мужского рода.

В целом вышло — Па-ус-то-в-ск-ий.

В классе все умны и ловки.

Если хочешь возражать,

Будешь тот союз искать.

А потом предлог-приставку,

К единению подсказку:

Он в СоДружестве Со Всеми,

Нынче и в спортивной теме.

А конец — опять предлог,

Знанья в вас вложить готов.

Но-со-в — автор знаменит,

С ним знакомство предстоит.

Небольшое сообщение пятиклассника о писателе, подготовленное дома по справочной литературе.

Введение кластера (опорной записи на доске и в тетрадях)

— Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе — о Паустовском?

(У них есть произведения, похожие по названию.)

Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии.

(Учащиеся сразу вспоминают многозначность метафоры “тёплый хлеб” из недавно изученной сказки Паустовского: это и тёплая мука, в которую люди радостно погружали руки, и свежеиспечённый хлеб, и общее дело, объединившее людей в трудную минуту.)

А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чём, по его мнению, может быть произведение с таким названием. Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал? (Задача данного приёма — пока отвлечь ребят от разговора о судьбе собаки, чтобы вспомнить такое значение слова “хлеб”, как “средство к существованию, заработок”. Словари обычно тут же указывают фразеологизм “быть на хлебах” — на пропитании, иждивении. Можно напомнить строчку из стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова: “Трудно свой хлеб добывал человек”.) Ребята, а какой хлеб, по-вашему, труден?

(Учащиеся называют трудные, с их точки зрения, профессии и виды деятельности, кстати, в том числе и труд учителя. В результате беседы в тетради появляются новые опорные записи.)

А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия. (“Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный” — так говорит о главном герое рассказа собаке Чанге его хозяин.)

— А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий особых усилий?

(Ребята рассуждают, что в жизни кому как повезёт с работой, но “трудный хлеб” обычно вызывает больше уважения, а иногда и удивления.)

— Но ведь в рассказе Носова речь идёт о собаке. Какие профессии собак вам известны?

— Какая профессия у Чанга?

(Это охотничья собака.)

— Какие к ней предъявляются профессиональные требования?

(Ловкость, быстрота реакции, зоркость, чутьё, абсолютный слух, жестокость, сообразительность.)

— Всем ли этим требованиям соответствует Чанг?

(Нет, это слепая собака.)

— Кем обычно в человеческом обществе являются слепые?

(Это инвалиды, обречённые на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут.)

— А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям?

(В «Методических рекомендациях» к учебному пособию «Вокруг тебя — Мир» помещён очень яркий публицистический материал, который зачитывает подготовившийся заранее мальчик.)

В одной из газет было напечатано следующее.

В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны <…>

Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.

Вот этот пушистый коврик… Мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака — лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.

А что делать? — посетовал охотник. — Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен. (Вокруг тебя — Мир. Методические рекомендации. 5-й класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 68–69.)

Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя её итоги, учитель зачитывает продолжение статьи.

Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имён меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно. Простить?.. Вряд ли. Ну, непрофессиональный пёс, ну не нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…

А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: “Новичок, наверно?” до слов: “А эту куда? — нахмурился охотник. — Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму”.

В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика. 5-й класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 92, задания 1, 2), а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ.

+

— какую-то пользу принесёт;

— не так скучно охотнику в лесу;

— собака не будет скучать дома;

— собака будет чувствовать себя нужной людям, не инвалидом.

Если брать слепую собаку на охоту:

— собака может ошибаться;

— нечётко выполнять команды;

— упустить дичь;

— добыча будет меньше, чем у нормальной собаки, а кормить надо столько же.

— Какие “плюсы” и “минусы” вы считаете самыми важными? Подчеркните их.

— Можно ли, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации?

(Да, собаке хозяин оказывает доверие, любит её, она не ощущает своего несовершенства.)

— А ведь это очень важно и для животных, и для людей — умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений.

Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось ли кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали? Как чувствовали себя при этом?

Эмоционально-интеллектуальная пауза

А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами. Итак, “белая подкладка”, “чёрный сюртук”, “белая рубашка”, “зелёно-чёрная голова”, “острый копьеобразный клюв”. Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин. Какой художественный приём преимущественно использован здесь автором? Как вы думаете, почему?

(Олицетворение, потому что автор сначала жалеет зря погубленную птицу: мясо у неё всё равно невкусное.)

А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга. (“Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу”, “плыла легко и быстро”, “встряхнул длинными лохматыми ушами”, “Он лежал, положив морду на мохнатые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки”, “насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым, носом”). Можно ли по этим деталям судить об отношении автора к собаке?

(Да, он удивлён и восхищён ею, её “трудным хлебом”).

— Вернёмся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет?

(Это пейзаж — описание осенней природы. Но пейзаж необычен, в нём тоже олицетворение: осень изображена, как хозяйка, которая наводит порядок в лесу. Может быть, автор хочет подчеркнуть мысль, что у каждого своя судьба и свои заботы.)

Ребята, а как вы думаете, трудным или лёгким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой «Светофорчик»? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы.

(Заранее подготовившийся ученик делает пересказ текста от имени Светика. (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика… С. 24–25.). В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.)

— Только ли о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чём тогда?

(Работая над 2-м и 3-м вопросами учебного пособия «Вокруг тебя — Мир» и выдвигая собственные версии, ребята приходят к выводу, что сказка не столько о правилах движения и не только о приключениях светофорчика, а о том, можно ли сразу сделать всех счастливыми. “Я хотел быть добрым сразу ко всем, — думает Светик, — и чуть было не погубил всех”.)

— Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с листьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой? (“Так приятно всегда говорить «да», и всё-таки иногда «нет» лучше, чем «да», — делился Светик открытием со своими собеседниками”. Чтобы не было беды и несчастных, бывает, нужно отказывать себе в чём-то.)

На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием «Вокруг тебя — Мир», на выбор: написать письмо — отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока (с. 92) или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним.

Заканчивается работа отзывами ребят об уроке.

site-to-you.ru

е носов трудный хлеб читать



Е носов трудный хлеб

В разделе Лингвистика на вопрос Краткое содержание Носов трудный хлеб пожайлуйста!!)) 10 или чуть побольше строчек :3 заданный автором Ёергей Мочалин лучший ответ это Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Цирюльник пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают на то, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается бросить нос с моста в Неву. А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. Нос усердно молится. Ковалев подходит к нему, объясняет сложившуюся ситуацию, просит, чтобы нос «вернулся на свое законное место». Однако нос делает вид, что не понимает Ковалева.Ковалев отправляется к обер-полицмейстеру, но того нет дома. Ковалев приходит в отдел газетных объявлений, рассчитывая дать объявление о пропаже носа. Но ему отказывают, так как объявление слишком необычно и может навредить репутации газеты. Расстроенный Ковалев возвращается домой. Он размышляет о том, кто же мог сыграть с ним такую злую шутку. Он подозревает штаб офицершу Подточину, знакомую даму, которая хочет женить его на своей дочери. Возможно, что с помощью неких колдовских приемов Подточина сделала так, чтобы Ковалев остался без носа. И это за то, что он не желал жениться на дочери Подточиной! Рассерженный Ковалев отправляет Подточиной письмо, в котором обвиняет ее в пропаже носа. В ответном письме Подточина искренне удивляется таким странным умозаключениям асессора.По Петербургу ползут слухи о разгуливающем по улицам носе Ковалева. Вечером того же дня полицейский надзиратель приносит Ковалеву его нос, добавляя, что с трудом сумел поймать его, так как нос уже садился в дилижанс и собирался ехать в Ригу. Ковалев благодарит надзирателя, дает ему ассигнацию, а когда тот уходит, пытается приставить свой нос на место. К ужасу Ковалева, нос не держится и падает на стол. Ковалев посылает за доктором, но и тот не знает, как помочь Ковалеву. Ковалев думает о том, что его жизнь теперь бессмысленна: без носа он никто.</div>

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Краткое содержание Носов трудный хлеб пожайлуйста!!)) 10 или чуть побольше строчек :3

Ответ от Валентин Ко[гуру]Евгений Носов «Трудный хлеб»Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей – пролётные гости с далёкого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали улетели. Погода не торопила их на юг.Моё соседство их нисколько не смущало. Видать, мало они имели встреч с человеком. Не то что наша дикая утка .Редко по какой из них не палил из ружья.---Ну и так далее - ничего общего с предыдущим ответом

Ответ от Ольга Чайкова[гуру]Рассказ совсем небольшой, можно и прочитать.Поздней осенью автор отправились в лес на рыбалку. Птицы уже улетали в теплые края. На реке плавали две пролетные утки - крохали. Вдруг раздался выстрел: один крохаль улетел, а второй опустил голову в воду и поплыл. Через некоторое время автор увидел спаниеля, плывущего за подбитой птицей. Собака схватила утку и поплыла обратно к берегу, где ее ожидал охотник. Все было бы обычно, если бы не одно обстоятельство. Чанг, так звали собаку, был абсолютно слепым, он не мог видеть птицу и ориентировался только по нюху. Слепым он был с самого рождения, отличный нюх заменял ему глаза. Хозяин Чанга никогда даже не думал завести другую собаку, зрячую. Он полюбил Чанга, а тот честно служил своему хозяину. Хозяин с гордостью сказал, что Чанг честно зарабатывает свой трудный хлеб.

Ответ от Fwefeefewf ewfwe[новичек]у

Ответ от Алиса Лиддл[новичек]Можно и прочитать-_-

Ответ от Ёвета Джа[новичек]еееееее

Ответ от Даша Гилёва[новичек]прочитайте

Ответ от Наташа[новичек]да

Ответ от Надя муродова[новичек]круто

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

2oa.ru

Открытый урок литературы "О тех кто с нами рядом..." (по рассказу Е. Носова "Трудный хлеб")

О тех, кто с нами рядом…

(По рассказу Е. Носова «Трудный хлеб».)

Цель урока:

  • развивать интерес к чтению;

  • совершенствовать читательские и речевые умения учащихся;

  • учить формировать свою точку зрения, отстаивать ее, терпимо относиться к мнению других;

  • учить понимать правила, по которым строятся наши отношения с окружающим миром.

  • воспитывать чувство сострадания к тем, кто нуждается в помощи, обратить внимание учащихся на то, что помощь должна поддерживать в человеке чувство собственного достоинства.

Цель презентации:

  • эмоциональный настрой учащихся;

  • показать, что у детей есть опыт общения с четвероногими друзьями, которых они любят, о которых заботятся;

  • показать, что дети понимают – мы друг другу необходимы: не только человек может покровительствовать и помогать «меньшим братьям», но и они служат человеку с любовью и преданностью, порой их помощь жизненно необходима.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Презентация «Наши любимцы и друзья».

  4. Инсценированное чтение газетной статьи.

  5. Беседа установочного характера. Дискуссия.

  6. Сопоставительный анализ 2х произведений.

  7. Беседа по рассказу. Работа с текстом.

  8. Словарная работа.

  9. Выводы. Творческая работа в группах. Сочинение – миниатюра с опорой на афоризмы.

  10. Домашнее задание: написать 1. письмо – отклик на газетную статью или 2. письмо хозяину Чанга.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики сообщают учителю о своем настроении («мордашки») и оценивают свою готовность к уроку («светофорчик»).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Чтобы настроиться на очень важный и серьезный разговор, я предлагаю вам и нашим гостям посмотреть ряд слайдов, подготовленных на основе ваших рисунков и фотографий. Мы назвали презентацию «Наши любимцы и друзья».

III. Презентация. Ученики комментируют слайды

Текст комментария

  1. Мы представляем вам наших любимцев и друзей. Они такие разные – смешные, забавные, любят играть и проказничать.

  2. Они такие разные… и рядом с нами с самого детства.

  3. Мы их любим и заботимся о них.

  4. И они отвечают нам любовью и преданностью. А самый верный друг – собака.

  5. Без помощи этого друга людям не обойтись. Мы нарисовали только несколько примеров той службы, которую выполняет собака.

  6. Собака – незаменимый сторож. Эрдельтерьер – выносливая, стойкая порода, очень предан хозяину, хорошо дрессируется. А самый распространенный сторож – обыкновенная дворняжка.

  7. Собака – заботливая нянька. У собак породы колли нет природной злобности, она доверчива, доброжелательна, спокойна. Ей можно доверить ребенка.

  8. На охоте без собаки очень сложно, ведь человек не обладает таким превосходным чутьем.

  9. Работа поводырем – одна из самых сложных; порода может быть разная, главное, чтобы собака была умной, доброй, хорошо училась и обладала железными нервами – ей нельзя даже отвлекаться на пробегающую кошку. Ведь слепой человек полностью доверяет ей.

  10. В минуту страшной беды найти человека под завалами разрушенного дома или под снежной лавиной помогают собаки – спасатели. Профессиональный спасатель в горах – сенбернар. Собаки, спасшей в Альпах 40 человек, поставлен памятник.

  11. Они рядом с нами всегда, и мы не представляем нашей жизни без них.

IV. Инсценированное чтение газетной статьи.

Учитель:

Как вы думаете, почему презентация посвящена нашим четвероногим друзьям?

(Рассказ «Трудный хлеб» - о собаке).

О чем мы будем говорить? (О Чанге и его хозяине).

Мы не раз, ребята, говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы порой не придаем значения в повседневной жизни: им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.

Сегодня наш разговор и будет посвящен рассказу одного из таких писателей. Однако прежде чем мы начнем этот разговор, я хочу поделиться с вами одним газетным сообщением, которое потрясло меня до глубины души.

Итак, корреспондент газеты «Известия» приезжает из Москвы на Алтай в охотничье хозяйство.

Ученики читают статью по ролям.

Учитель:

Мне очень хочется узнать ваше отношение к поступку охотника. (Словарик).

После дискуссии учитель читает окончание статьи.

Учитель:

Ваше мнение совпало с точкой зрения автора статьи: понять и оправдать такой поступок невозможно. «Непрофессиональный» охотничий пес, добрый, ласковый, принес бы огромную пользу и радость тем, кто сумел бы оценить эти его качества: детям, одиноким старикам.

V. Сопоставительный анализ статьи и рассказа.

Учитель:

Что объединяет фрагмент из газетной статьи с рассказом «Трудный хлеб»?

  • И в рассказе, и в отрывке из газетной статьи речь идет об охотниках и их собаках.

  • Обе собаки не были безупречными помощниками своих хозяев.

  • Оба охотника вынуждены были решать для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку.

VI. Определение темы и цели урока.

VII. Беседа по рассказу. Работа с текстом.

Учитель:

В чем разница между этими историями? Какой вопрос возникает у нас? (Почему один охотник поступил так, а другой – иначе?). На какой вопрос мы должны будем ответить?

Запись названия и темы урока.

Вопросы для беседы:

  1. Какой эпизод показался вам наиболее интересным? Какое событие является кульминацией рассказа?

  2. Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотниками и рассказчиком передается его удивление?

  3. Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?

  4. Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

  5. Давал ли охотник почувствовать собаке, что она неполноценный помощник?

  6. Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

На одном из уроков при обсуждении этого рассказа возникли таки предположения:

  • Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!

  • Собака тосковала бы дома без хозяина.

  • Хозяину с собакой в лесу не так скучно.

  • Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

С каким из предположений ты можешь поспорить? Какие аргументы в защиту своей позиции ты приведешь?

7. В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему? В чем был неосторожен рассказчик?

8. Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

9. Почему хозяин поступил именно так? (Он любил собаку и делал все, чтобы она жила полноценной жизнью. Настоящая любовь должна приносить счастье, радость тому, кого любишь).

10. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? можно назвать Чанга тунеядцем?

11. Важно ли, какой хлеб есть, трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

12. Давайте вернемся к теме урока. Почему мы поставили многоточие? Кого еще мы можем иметь в виду, говоря о тех, кто с нами рядом? (люди – знакомые и незнакомых, друзья, одноклассники, родители…)

13. Знакомы ли вам случаи, когда человек оказывался в такой же сложной жизненной ситуации? Когда болезнь человека не мешала окружающим его людям относиться к нему с такими чувствами?

14. Какие чувства мы испытываем к людям-инвалидам, живущим активной, полноценной жизнью? (Не жалость, а уважение, восхищение силой воли, жаждой жизни. У таких людей есть чему поучиться).

VIII. Словарная работа. Объяснение эпиграфа.

Учитель:

Ответить на главный вопрос урока вам поможет словарная работа. Подчеркните в определениях лексического значения слов главные, ключевые слова, по которым вы запомните это значение.

Используя эти слова, ответьте на главный вопрос урока.

Учитель:

Какое значение для нас имеет то, как мы относимся к окружающим? Обратимся к эпиграфу. (Словарик).

Объяснить значение этих слов вам поможет история героя одной литературной сказки… чья жизнь и даже внешность зависела от его поступков… автор сказки Оскар Уайльд. (Мальчик - звезда).

Хорошие поступки делают нас лучше, делая добрые дела, мы сами становимся добрее – и наоборот.

IX. Выводы. Творческая работа в группах. Сочинение – миниатюра с опорой на афоризм (воспользуйтесь мудростью, заключенной в афоризмах).

О чем я задумался после разговора на уроке?

X. Домашнее задание.

Написать 1. письмо-отклик на газетную статью;

2. письмо хозяину Чанга.

infourok.ru

Анализ рассказа Носова Трудный хлеб

Учитель русского языка и литературы: Карачёва М.В. Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Е.И. Носов «Трудный хлеб» Цель: учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным. Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи. Оборудование: портрет писателя, тест к рассказу Е.И. Носова «Трудный хлеб», компьютер. Содержание урока: Ход урока. 1. Организационный момент 2. Поэтическая страничка. Чтение учащимися стихотворений о животных (Стихи С.Есенина, С.Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним. 3. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя: - Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям. Но сначала посмотрим презентацию «Е.И. Носов». Демонстрация презентации - Что вы узнали о писателе? - Эпиграфом урока послужит пословица: Не богатство – друг, а друг – богатство. (пословица) Основной вопрос урока: Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? Проблемный вопрос: -Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Записано на доске) - Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее: «Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье. - Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить. – А что делать? – посетовал охотник, - Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа мне помощник нужен». 4. Дискуссия - Как вы относитесь к поступку охотника? (Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства). 5. Работа по усвоению рассказа «Трудный хлеб» Е.И. Носова. 1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам. 2) Сопоставление рассказа и газетной статьи: - Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты. Ответы: - И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках. - Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку… 3) Исследование текста: - Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты? Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа. / Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/ - Ощущалось ли со стороны, что собака слепа? / «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/ 6. Физминутка. Упражнения для глаз. - Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь. - Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину? /Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./ 7. Тест. Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома? а) Собака тосковала бы дома без хозяина. б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно. в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза! г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой. (ответ «г») Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? 5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа) 6) Мини – сочинение «За что можно уважать хозяина Чанга?» (для сильных учащихся) «Чем вас заинтересовал рассказ Е. Носова?» (для слабых учащихся) Выдержки из работ: - Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной… - Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т.к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья… Учитель. - Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь. - Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга? - Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете? /Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./ 8. Итог урока. – Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»? Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом. 9. Заключительное слово учителя. - Мы живем в мире, в котором развиты наука, техника. У многих из вас есть компьютеры. Но мы должны знать и помнить, что главное - это земля, люди. Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь. В любой ситуации оставайтесь людьми. Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям: - Интересно ли вам было на уроке? - Хотелось ли вам работать на уроке? - Как вы оцениваете отношение учителя к вам? 10. Домашнее задание: Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова

Приложенные файлы

univerfiles.com


Смотрите также