13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами


Возвращение учеников с проповеди. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами

Хождение Христа по водам и беседа его в Капернаумской синагоге о таинстве причащения

Апостолы между тем обошли назначенные им города и селения, повсюду проповедуя Евангелие и подтверждая свою проповедь исцелениями, изгнанием бесов и другими необычайными делами. Проповедь их сопровождалась значительным успехом, и теперь они, возвратившись к своему Учителю, с радостью рассказывали Ему об этом. Но Спаситель был удручен великой скорбью об участи Иоанна Крестителя, и потому Он поспешил удалиться в пустынное место, подальше от бойкого и кипевшего жизнью Капернаума, чтобы там наедине отдохнуть душой и побеседовать с своими учениками. Сев в лодку, Он велел своим ученикам плыть по направлению к Вифсаиде – не той, из которой был Петр и другие апостолы и которая, находясь поблизости к Капернауму, не представляла «пустынного места», а к другой Вифсаиде, находившейся у северо-восточного угла озера, немного подальше того места, где впадает в него Иордан. Подобно своей западной соименнице, она сначала была маленьким селением, но незадолго перед тем Филипп, четвертовластник Итуреи, расширил и украсил ее, назвав ее для отличия Вифсаидой Юлииной.

Прибавочное название было дано ей в честь Юлии, прекрасной, но порочной дочери императора Августа. Туда-то направилась лодка с Христом и апостолами, утомленные и отягченные сердца которых искали покоя. Но как ни тих был их отъезд, он не прошел незамеченным, и скоро узнали о нем. Уединенный и пустынный берег, к которому направились они, находился только в десяти верстах по озеру от Капернаума. Лодка, задержанная, очевидно, неблагоприятным ветром, медленно подвигалась вперед неподалеку от берега, и когда она достигла своего назначения, то оказалось, что цель, с которой собственно, они и направились сюда, была совершенно не достигнута. Некоторые из народа опередили их и толпились уже у пристани, когда лодка коснулась кремнистого берега, а в отдалении виднелась даже толпа пасхальных паломников, направлявшихся в Иерусалим, так как недалеко был уже праздник Пасхи. Привлекаемые возрастающей славой великого пророка, они свернули с прямого пути и присоединились к другим слушателям. Христос тронут был состраданием к ним, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря. Выйдя на берег, Он и Его ученики взобрались на склон горы и там поджидали, когда соберется весь народ. Затем, сойдя к народу, Он учил его, проповедовал о Царствии Небесном и исцелял больных.

День склонялся к вечеру, и солнце уже начало укрываться за западными холмами, а народ все еще оставался здесь, как бы прикованный исцеляющим голосом и святым учением Христа. Скоро должен был наступить вечер, и после коротких восточных сумерек странствующая толпа народа, в своей восторженности пренебрегшая даже существенными потребностями жизни, оказалась бы во мраке, голодная и вдали от всякого человеческого обитания. Ученики начали беспокоиться, чтобы день этот не закончился каким-нибудь несчастным происшествием, которое дало бы новый повод к нападкам со стороны уже ожесточенных врагов их Учителя. Но Христос состраданием своим уже предупредил их опасения и сам сообщил о затруднении Филиппу. Произошло небольшое совещание. Для покупки даже по куску хлеба для такой массы народа потребовалось бы по крайней мере двести динариев; но даже если бы у них и была такая сумма в их общей казне, то все-таки теперь уже не было ни времени, ни возможности сделать необходимые закупки. Андрей упомянул при этом, что у одного мальчика тут было пять ячменных хлебов и две рыбки, но очевидно, такого запаса так мало, что не стоило и говорить о нем. «Велите им возлечь», – спокойно ответил Христос.

Удивляясь и ожидая чего-нибудь необычайного, апостолы велели народу расположиться как бы для ужина на богатой зелени, которая в это приятное весеннее время покрывала склоны холмов. И Спаситель, став посреди своих гостей, радуясь делу милосердия, совершить которое имелось в виду, подняв свои очи к небу, возблагодарил, благословил хлебы, разломил их на части и передал ученикам Своим, чтобы они роздали народу; на всех Он разделил также и две рыбы. Это был скромный, но достаточный, а для голодных странников даже восхитительный ужин. И когда все насытились, то Христос с целью не только показать своим ученикам, что в действительности совершилось, но и дать им также наглядное наставление, что расточительность даже чудесной силы совершенно чужда божественному домостроительству, повелел им собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Благодаря правильному расположению народа, видно было, что тут насыщено было около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей, и однако же после всего этого было наполнено двенадцать корзин тем, что осталось от них несъеденным.

Чудо это произвело глубокое впечатление. Оно как раз соответствовало ходячему ожиданию Мессии, и народ начал толковать между собой, что это, несомненно, «тот Пророк, которому должно прийти в мир», – «Примиритель» благословения Иакова, звезда и скипетр видения Валаамова, пророк, подобный Моисею, которому должно повиноваться, может быть, Илия, обетованный предсмертным завещанием древнего пророчества, может быть, Иеремия, который пришел открыть потаенное место нахождения ковчега, Урима и священного огня. Христос заметил эту нескрываемую возбужденность, а также и опасность, что народный восторг мог перейти в насилие и ускорить Его смерть открытым восстанием против римского правительства в попытке сделать Его царем. Он видел также, что и Его ученики не чужды были этого мирского и опасного возбуждения. Необходимо было поэтому действовать решительно. Пользуясь своей властью, Он заставил учеников сесть в лодку и раньше Его отправиться за озеро по направлению к Капернауму или западной Вифсаиде. Необходимо было даже некоторое понуждение, потому что им, естественно, не хотелось оставить Его среди восторженного народа на этом пустынном берегу и, напротив, хотелось бы присутствовать здесь, потому что, как им казалось, с Ним готовилось совершиться что-то великое. С другой стороны, для Него было легче отпустить народ, когда последний видел, что даже ближайшие Его друзья и ученики были отосланы Им. Таким образом, при сгущающемся сумраке Ему удалось кротко и постепенно убедить народ оставить Его, и когда все, кроме самых восторженных, разошлись по своим домам или караванам, Он вдруг покинул и остальных и быстро ушел от них на вершину горы, чтобы там наедине помолиться. Он чувствовал, что наступал страшный и торжественный перелом в Его жизни на земле и общением со своим Небесным Отцом хотел укрепить свою душу для трудного дела завтрашнего дня и тяжких невзгод многих последующих недель. И раньше Он провел в горном безмолвии ночь в уединенной молитве, но то было перед избранием возлюбленных апостолов и перед добрыми предзнаменованиями своего начального и счастливого служения. Совершенно иными были чувства, с которыми Великий Первосвященник взбирался по скалистым уступам на этот величественный горный алтарь, который в храме ночи как бы ближе возносил Его к звездам Божиим. Убиение Его возлюбленного Предтечи больше приблизило к Его сознанию мысль и о предстоящей Ему Самому кончине. Буря, начинавшая завывать по горам, ветер, с воем рвавшийся по ущельям, озеро, бушевавшее перед ним вспененными водами, лодка, которую, как могло быть видно Ему при лунном свете, пробивавшемся кое-где через тучи, подбрасывало свирепыми волнами, – все это поразительно соответствовало Его теперешнему настроению. Но тут, на пустынной вершине горы, в эту бурную ночь, Он мог получить подкрепление, мир и блаженство неизреченное, потому что там Он был наедине с Богом.

Проходил час за часом. Наступала уже четвертая стража ночи; лодка учеников прошла еще только половину своего пути; было темно; противный ветер и бушующие волны затрудняли им путь; они до изнеможения работали на веслах, а между тем теперь с ними не было Того, кто мог бы успокоить их и спасти, потому что Христос остался на берегу. Он был один на суше, а они колыхались на опасной стихии; но Он все время видел и жалел их. И вот наконец, находясь в последней крайности, они увидели какой-то блеск во тьме: какая-то страшная фигура с развевающимися одеждами подвигалась к ним, ступая по гребням валов, но как будто намереваясь пройти мимо их. При виде этого они в ужасе вскрикнули, думая, что это призрак, блуждающий по волнам. Но посреди бури и мрака им прозвучал божественный голос, который сказал: «Это Я – не бойтесь!» Голос этот успокоил их страхи, и они тотчас же хотели принять Его в лодку; но порывистый в своей любви Петр, – тот самый, который в горьком сознании своего недостоинства некогда кричал «отойди от меня», – теперь не может даже ждать Его приближения и восторженно восклицает: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». – «Иди!» – был ответ. И Петр бросился с лодки в кипящие волны. Когда взгляд его был устремлен на Господа, ветер тщетно рвал его волосы и волны обрызгивали его одежду, – для него все было нипочем; но когда, при заколебавшейся вере, он глянул на яростные волны и мрачную бездну под ним, то начал тонуть, и голосом отчаяния (уже совсем не похожим на его прежний уверенный тон) боязливо вскрикнул: «Господи, спаси меня!» И Христос не оставил его без помощи. Он тотчас же протянул ему руку и поддержал своего тонущего ученика с кротким упреком: «Маловерный! зачем ты усомнился?» И затем смущенный апостол вместе со своим Господом вошел в лодку; ветер быстро затих, и они вскоре приблизились к залитому лунным светом берегу и прибыли на пристань, где им следовало быть; и все – как ученики, так и лодочники – переполнялись все большим и большим удивлением, и некоторые из них, обращаясь к Нему с титулом, который раньше прилагал к Нему только Нафанаил, восклицали: «Истинно Ты Сын Божий!»

Когда уже Спаситель начал свою обычную деятельность на Галилейском берегу озера, многие из народа продолжали поджидать Его около Вифсаиды Юлииной, думая, что Он где-нибудь пребывает там на горе в уединении. Услышав же, что Он уже давно около Капернаума и зная, что ученики отправились одни в лодке, народ крайне дивился этому, и по прибытии к Капернауму многие обращались к Нему с недоуменным вопросом: «Равви, когда Ты сюда пришел?» Спаситель не ответил на этот вопрос праздного любопытства и указал даже спрашивавшим на низменные побуждения, которые привлекали их к Нему. Он упрекнул их за то, что они следовали за Ним не из каких-либо возвышенных или духовных побуждений, не потому, что видели чудеса, но потому, что «ели хлеб и насытились». И затем Он обратился к ним с назиданием: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий, ибо на Нем положил печать свою Отец Бог».

Сначала они как будто были тронуты и устыдились. Он верно прочитал помыслы их сердец, и они спросили Его: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» – «Вот, дело Божие, чтобы веровали в Того, кого Он послал». – «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Пс 77:24). Вывод был очевиден. Моисей давал им манну с неба. Иисус же доселе, – намекали они, – дал им только ячменных хлебов с земли. Если же Он истинный Мессия, то не должен ли Он, согласно со всеми сказаниями этого народа, наделить их богатством и славой, и вообще всеми благами земными, каких только народное воображение ожидало от грубо понимаемого Мессии.

Но Спаситель не преминул исправить ложное мнение и возвести их ум на более высокую степень разумения. Он ответил им, что манну давал им не Моисей, а Бог, и она была лишь прообразом того хлеба небесного, который теперь даст им Отец Сына человеческого. Умы их еще пленялись материальными благами, и они стали просить этого хлеба небесного с таким же рвением, с каким самарянка просила воды, утоляющей всякую жажду. «Господи! подавай нам всегда такой хлеб!» Иисус же сказал им: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет алкать никогда»; и затем Он стал выяснять им, что Он пришел творить волю Отца, воля же Его есть та, чтобы всякий верующий в Его Сына имел жизнь вечную. Тогда опять послышался гневный ропот, на этот раз уже не от невежественного народа, но от старых Его противников, вождей иудейских: «Как говорит Он: Я сшел с небес? Как может Он говорить: Я есмь хлеб, сшедший с небес? Не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем?» Но Спаситель отвечал ропщущим, как и всегда, более сильным, более полным и ясным провозглашением той именно истины, которую они отвергали. Так Он поступил с Никодимом, так же поучал женщину-самарянку и так же отвечал старейшинам храма, привлекшим Его к ответу за нарушение субботы. Но робкий раввин и заблуждающаяся женщина были достаточно верующими и искренними, чтобы глубже проникать в Его слова и смиренно добиваться их значения, и таким образом подойти к истине. Иное дело эти слушатели. Промысл удостоил их назидания из уст Самого Сына Божия, открывавшего им великую тайну искупления, а они отвергали это великое благодеяние. Тогда Спаситель с неотразимой прямотой и ясностью открыл им, что Он есть тот источник жизни вечной, который послан с неба. «Я хлеб живый, сшедший с неба; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Этими словами, с одной стороны, указывалось на предстоящее великое дело искупления греховного человечества принесением плоти Сына человеческого за жизнь мира, и с другой – предустанавливалось таинство причащения, долженствовавшее служить средством приобщения последующих поколений верующих к искупительному подвигу Христа. Но для иудеев, всецело подавленных суетными помыслами о земном величии Мессии, эти великие тайны Царства Божия остались недоступными; они только недоумевали от подобных изречений и с негодованием говорили: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» А Христос подтвердил эту истину еще более выразительными словами: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

По своей необычайности и глубине это великое откровение о новозаветном способе приобщения человечества Божеству показалось странным не одним только иудеям, как ослепленным предубеждениями и неверием, но и некоторым из ближайших последователей Христа. «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» Напрасны были новые свидетельства Христа с целью рассеять зарождавшееся в них семя сомнения и неверия. Они не убедились, и «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним». Это было печальное предзнаменование для дела Спасителя мира. Со скорбным чувством Он обратился и к своим двенадцати апостолам с испытующим вопросом: «Не хотите ли и вы отойти?» Но вера апостолов пустила уже глубокие корни, и на этот вопрос Петр от лица всего сонма апостольского отвечал Ему: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого!» Это было славное исповедание, но оно при настоящих печальных обстоятельствах не вызвало особенной радости и подало лишь повод Спасителю открыть своим возлюбленным ученикам страшную тайну, что не все они исповедуют Его так. «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол». Это было первое предостережение тому злополучному члену апостольского общества, который уже носил в своей душе искру адского замысла и «хотел предать Его»…

Материал создан: 01.07.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Мысли о насыщении пяти тысяч пятью хлебами в пустыне

(продолжение лекции)

В повествовании о «чудесном насыщении» мы видим перед собой, что проповедь апостолов в короткое время принесло большой и удивительный плод: шесть пар апостолов смогло привлечь ко Христу несколько тысяч народа за несколько недель. Так и нам не нужно унывать, но стараться проповедовать Христа даже тогда, когда чувствуем, что мы не способны изменить всего мира. Так же мы видим, что один из этих апостолов – предатель Иуда, однако проповедь, совершаемая им, все равно спасает души тех, кому эта проповедь обращена. Апостол Павел сказал и о таких проповедниках: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил.1:18). Это учит нас всегда помнить, что достоинство проповеди и богослужения находятся в Боге, а не в человеке, который их совершает. Нам важно уклониться от современной травли христианского духовенства, которая разворачивается в газетах и на телевидении, и даже не думать о вероятности того, что подобные укоризны могут быть справедливыми. Что нам до грехов священников и епископов? Как бы они не проповедовали и молились – благодать мы получаем хоть и через них, но от Бога. В повествовании о чудесном насыщении 5-ти тысяч мы видим тот род людей, которые становятся свидетелями чудес Господних. Те множество людей, которые окружили Христа в пустыне, кто были они? Это те, кто, оставив свои дома, устремились за Христом в пустыню, не взяв с собою даже пищи. Эти люди несколько дней были в безлюдной местности, имея только одно утешение – слово Христово. Эти люди уподобились евангельской Марии, сестре Марфы и Лазаря, которая, оставив всякое земное попечение, села у ног Господа, слушая Его. Для нас это важно, чтобы и нам не оставаться нерадивыми к молитве, чтению Евангелия и богослужению. Нам нужно учиться оставлять свои повседневные занятия тогда, когда приходит время служить Богу молитвой или размышлением. Именно такой род людей, который легко ради Евангелия готов уйти в пустыню, становится свидетелем чудес.

В повествовании о чудесном насыщении пяти тысяч Христос показывает Себя истинным Творцом и Промыслителем мира. Христос показывает то, что способен творить всё из ничего. Евангелие говорит о Христе: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3). В начале Христос творил мир так: «сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). В повествовании о насыщении пяти тысяч Христос Своим словом умножает пять хлебов так, что остается 12 корзин, полных от остатков умноженных хлебов. Так мать братьев Маккавеев говорит своему младшему сыну: «дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2Макк.7:28). Смотря на то, как Господь из ничего преломляет такое огромное количества хлеба, мы начинаем понимать, что перед нами Творец и Промыслитель мира.

В повествовании о чудесном насыщении пяти тысяч мы узнаем, что Христос заботится о человеческих нуждах, даже тогда, когда люди не просят Его об этом. Ведь Христос накормил людей прежде их молитв о хлебе. Так и поныне Христос подает помощь в болезнях, и других скорбях не тогда, когда мы об этом просим, а когда это нам полезно. Даже вопреки нашей жизни и молитве. Поэтому Василий Великий говорит, что дары Божии бывают великими и малыми. Малый дар – это здоровье, богатство, удача, счастье в семейной жизни и тому подобное. Эти дары Бог раздает людям без молитв всем людям, включая народы языческие. Наша молитва о подобных вещах не является источником подобного, но милость Божия изливает на всех людей такие дары по их потребностям. Когда мы молимся о земном благополучии, мы этим самым не столько просим о получении подобных благ, сколько исповедуем пред всем миром то, что мы помним – источник наших благ – Бог, а не случайность.

Главная мысль чуда насыщения 5-ти тысяч – это прообраз святой евхаристии. Но, кроме откровения о причастии, в этом событии много важных мыслей, которые опять-таки напрямую относятся к евхаристии, хотя и не являются главной мыслью.

Господь взял пять хлебов, и благословил их. Но перед этим Господь велит апостолам: «вы дайте им есть» (Матф.14:16). Христос повелевает Своим ученикам накормить людей. Мы часто не обращаем внимания на глубину этих слов! Представьте себе, Господь дает заповедь, которую как будто не возможно было исполнить. У апостолов ведь не было ни крошки хлеба, ни денег, которые понадобились бы на такое число людей.

Мы часто соблазняемся на тяжесть заповедей Господних. Например, Евангелие повелевает нам победить вожделение, то есть ту страсть, которую современные ученые считают ядром человеческой личности – либидо. Евангелие повелевает нам оставить осуждение, что предполагает равное отношение к любому человеку: и святому, и грешному, и алкоголику, и блуднику. Евангелие заповедует нам бесстрастие. А мы на все Его заповеди отвечаем: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоан.6:60). Мы оказываемся перед заповедью, которую по ветхой мудрости исполнить изначально невозможно. Нельзя накормить огромную толпу людей человеку, у которого нет ни хлеба, ни денег. Но Господь продолжает настаивать: «вы дайте им есть» (Матф.14:16). Макарий Великий говорит, что Бог всегда подает Свою Божественную помощь только тому человеку, кто сам начал что-то делать. Бог благословляет уже начатое, а не то, что человек в маловерии с самого начала отбрасывает как невозможное. Во-первых, это происходит из-за того, что человек, начав делать, познает свою немощь и нищету духовную: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Вот почему святой Симеон Новый Богослов говорит, что главная функция исполнения заповеди – это познание своей немощи. До тех пор, пока человек не исполняет заповеди, он считает, что он способен их исполнять. Только начав исполнять заповеди, человек приходит в состоянии мытаря, который «не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук.18:13) и блудного сына, который говорит Богу «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лук.15:21). Только тогда человек ощущает себя «живущим только по заповедям» и «только по Библии», когда вместо библейской заповеди он исполняет свои фантазии по слову пророка: «заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис.28:10) «Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь» (Иер.8:8). Кроме того, призыв Христа к апостолам к действию, которое изначально кажется неисполнимым, в то же время является Евангельским аналогом поговорки: «На Бога надейся, а сам не плошай». Но Евангельское звучание народной мудрости несколько отличается от фольклорной: нам с надеждой на Бога необходимо начинать делать самые безнадежные дела. Бог всегда рядом, как с апостолами. Когда наша мера труда завершится, тогда Сам Бог вступит в дело. И тогда самое безнадежное дело завершится успехом. Мы должны так относиться к лечению раковых опухолей, к делу исправления зла в этом мире, к своей борьбе со страстями и многому другому, что давно уже объявлено миром сим безнадежным делом.

Слова «вы дайте им есть» - заповедь о деятельном милосердии, но и указание на то, чем исполняется наша деятельность – милостью Божией.

В повествовании о насыщении пяти тысяч мы видим, что люди получают чудесно умножившийся хлеб только из рук апостолов. Это указание на роль духовенства в жизни Церкви. Нельзя назвать священников «посредниками», так как между человеком и Богом не нужны посредники. Но Церковь – это единое тело, в котором каждая часть имеет свое служение. Совершение евхаристии происходит всею Церковью. Слово «Литургия» означает общее дело всей Церкви (небесной и земной), всех ее частей, и, самое главное, общее дело Бога и человека. Но каждый участник литургии имеет свое дело. Принимать из рук Христовых священный Хлеб и раздавать людям – это обязанность и долг наследников апостолов – епископов, священников и диаконов.

В Восьмую Неделю читается часть 1-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1:10-18). Здесь речь идет о подготовке к причастию. Один из важнейших элементов подготовки к причастию – это примирение с ближними. Не случайно первый возглас священника на литургии: «благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…», то есть Царство Бога, имя Которому – «Любовь». Придти к этому Богу, оставаясь во вражде с ближним не возможно. Мы начинаем молиться на литургии со слов: «миром Господу помолимся». До тех пор, пока наши отношения с кем бы то ни было омрачены обидой, нам не должно причащаться.

 

pravoslavie.org.ua

13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами.

13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами.

13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

(Мк. 6:30-33; Лк. 9:10, 11; Ин. 6:1, 2). Следующий рассказ о чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами имеется у всех четырех евангелистов. Евангелист Иоанн здесь ясно сходится с синоптиками в первый раз. У Марка Спаситель говорит ученикам, чтобы они шли одни в пустынное место и немного отдохнули. Ибо много было отходящих и приходящих, так что и есть им было некогда. У Матфея не говорится об учениках, а об одном только Иисусе Христе. Причина удаления ясна из Евангелия Марка. Поэтому представляется неверным толкование, что Он удалился на восточный берег или из боязни смерти от руки Ирода Антипы, или даже для того, чтобы пощадить врагов Своих и помешать им присоединить к одному преступлению другое. По Луке, события представляются в той же связи, как и у других синоптиков; но Спаситель удаляется на другой берег после того, как двенадцать, возвратившиеся с проповеди, рассказали Христу о том, что видели. У Иоанна на причины удаления не указывается. Из всего этого мы можем только вывести, что причина удаления была не одна, а несколько и ничто не мешает объединить их. Специальная причина, указываемая Матфеем, есть слух о смерти Иоанна. ??????? значит “оттуда;” но место, откуда отправился Спаситель, точно не указывается. Может быть, отправление через озеро было из того места, где Спаситель получил известия о смерти Иоанна; может быть – из Назарета (13:54), если принимать, что речь 13:54-58 находится в ближайшей связи с 14:13. Вместо ?????? ????? (пустынное место), по Лк. 9:10, город Вифсаида. По сопоставлению выражения Луки “в город, называемый Вифсаидою” (“в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою,” – это чтение у Луки, как в русском переводе, не признается лучшим) с показаниями Матфея и Марка, мы можем вывести, что местом удаления было “пустынное место” около Вифсаиды, которая, как ясно видно из контекста, находилась на другом берегу озера. Вифсаида расположена была на северной стороне Галилейского озера, несколько выше впадения в него Иордана. Она была вновь выстроена тетрархом Филиппом, который, в честь дочери Августа Юлии, назвал город Юлией. Он находился на восточном берегу Иордана. Впоследствии подарен был Нероном Агриппе II. И теперь на восточном углу равнины Butaiha путешественники находят пустынное место, которое отвечает всем требованиям евангельского рассказа. Как тогда, так и в настоящее время, оно было пустынно, потому что земля здесь неудобна для обработки.

14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

(Мк. 6: 34; Лк. 9:11). Слово “вышед” (???????) одни, согласно с Марком, толкуют: из лодки; другие – из пустынного места. Третьим и то и другое толкование представляется невообразимым, потому что оба толкования нечем доказать, и все это приводит к мысли, что в синоптическом предании здесь пропуск. Но то, что неясно у синоптиков, ясно у Иоанна, который говорит, что пред чудесным насыщением народа Иисус Христос взошел на гору и там сидел со Своими учениками. ???????????? не относится к больным, а к “народу,” как и последующее ?????. Могло быть, что сожаление Христа вызвано было видом народа, у которого было много больных. Но у Марка несколько иначе: сострадание Христа вызвано было видом народа, который походил на овец, не имевших пастыря.

15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

(Мк. 6:35; Лк. 9:12; Ин. 6:5-7). По рассказу Иоанна, Спаситель, увидев народ, спросил у Филиппа, где купить хлебов, чтобы накормить народ. Матфей рассказывает, что сначала ученики говорили Христу, чтобы Он отпустил народ купить себе пищи в ближайших местах. Можно предполагать, с Августином, что только после этих слов Господь сказал Филиппу то, о чем упоминает Иоанн; Матфей же и другие евангелисты это последнее опускают. Поэтому, говорит Августин, по поводу этих вопросов, совсем нет надобности никому волноваться, потому что здесь один евангелист сообщает о том, что опускается другими. Некоторые предполагают, что ученики, по-видимому, для себя запаслись пищею раньше. Но такому предположению противоречит Мф. 14:17 и парал. Наступил первый еврейский вечер (????) около 3 часов вечера; ???? в ст. 23 указывает уже на позднее время, когда наступила ночь. ? ??? ??????? ??? значит “час,” – настоящее время, – уже прошел. Смысл следующий: наступило крайнее время, когда нужно подумать о пище для народа. Другие синоптики высказывают ту же мысль в различных выражениях: ???? ?????? ????????? (Марк) и ? ?? ????? ?????? ??????? (Лука). Апостолы здесь называются ??????? – учениками. Рассказ синоптиков подтверждается рассказом четвертого евангелиста, хотя дело у него представляется местами несколько иначе сравнительно с другими евангелистами (например, 6:8, 9).

16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

(Мк. 6:37; Лк. 9:13). Стих этот у Матфея несколько полнее, чем у других синоптиков. У последних нет слов: “не нужно им идти.” “Вы дайте им есть” – эти слова одинаковы (в греч.) у всех трех евангелистов; только у Луки, может быть, правильнее вместо ????? ??????, как у Матфея и Марка, ?????? ?????. У Иоанна эти слова пропущены. По Зигабену, “не нужно им” сказано вместо “не должно им.”

17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

(Мк. 6:37, 38; Лк. 9:13; Ин. 6:8, 9). Следует заметить, что Матфей, Марк и Лука говорят о пяти хлебах и двух рыбах, но не сообщают, что они были ячменные. Только один Иоанн говорит о ячменных хлебах. О мальчике, имевшем эти пять хлебов и две рыбки, читаем также у одного Иоанна. Подобное чудо в 4 Цар. 4:42-44; только там двадцать ячменных хлебов и сто людей. См. также Чис. 11:21, 22.

18. Он сказал: принесите их Мне сюда.

19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

(Мк. 6:39-41; Лк. 9:14-16; Ин. 6:10, 11). Рассказ у Матфея короче рассказа всех других евангелистов. Живописнее и подробнее – рассказ Марка Лука добавляет, что Христос велел рассадить народ “рядами по пятидесяти.” У Матфея и Луки не говорится о раздаче рыб, хотя и сообщается о том, что Христос взял рыбы; у Марка и Иоанна – о раздаче и рыб. Иоанн Златоуст говорит: “когда (Иисус Христос) отпускал грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда полновластно отменял ветхий закон, воскресив многих мертвых, укрощал море, обнаруживал тайны сердечные, отверзал очи, – каковые дела свойственны одному Богу, а не другому кому, – ни при одном из этих действий не видим Его молящимся. А когда намерен умножить хлебы, что было гораздо маловажнее всех прежде исчисленных действий, тогда взирает на небо, как в подтверждение Своего посольства от Отца… так и в научение наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благо дарение Подающему нам пищу.” “У иудеев был прекрасный обычай – ничего не есть и не пить без молитвы (по заповеди Втор. 8:10[149] – Шюрер). Иларию неизвестно, где умножаются хлебы, на том ли месте, где была трапеза, или в руках принимающих, или же во рту вкушающих. Другие пытались определить явление ближе и говорили, что умножение происходило в руках учеников, потому что для Иисуса Христа осталось бы слишком мало времени, если бы Он Сам начал раздавать каждому из 5000 людей куски хлеба и части рыбы. Но и ученики, раздававшие хлебы, по вычислению Де-Ветте, должны были бы раздать обеими руками около 216 раз. А если каждый из них еще протягивал руку, чтобы получить хлеб и рыбы, то они 432 раза должны были протянуть руки. Такого рода вычисления, если только они не излишни, могут показывать, что некоторые сопровождающие чудо обстоятельства не выходили из пределов возможного или даже обычного. Иудейские хлебы обыкновенно бывали широки и тонки, походили на лепешки; вероятно, поэтому мы ни разу не слышим в новом завете о резании хлеба, а только – о преломлении. Цан замечает, что обстоятельное описание раздачи хлеба учениками и согласное показание евангелистов относительно равного числу апостолов числа коробов, куда были собраны не съеденные и оставшиеся на земле хлебные куски, (почему на земле? Ни у одного из евангелистов нет такого указания; прим. ред.) усиливают впечатление, что участие во всем этом действии апостолов с начала до конца имело для рассказа существенную важность. Апостолы должны были прежде всего научиться, что им следовало исполнить поручение насытить народ даже тогда, когда для этого недоставало естественных средств.

20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

(Мк. 6:42, 43; Лк. 9:17; Ин. 6:12, 13). Первое предложение стиха Матфея буквально сходно с Мк. 6:42; у Лк. 9:17 переставлено слово “все:” “и ели и насытились все.” Иоанн (4:12) дополняет: “(когда насытились), то сказал (говорит) ученикам Своим: “соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.” Этого последнего повеления, которое косвенно сведетельствует о действительности чуда, потому что при вымысле показалось бы странным, нет у других евангелистов. Но все они согласно говорят, что кусков собрано было 12 коробов (у Марка, кроме кусков хлеба, говорится и об остатках рыб). Тем (т.е. умножением хлебов) чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было” (Злат.). На вопрос, откуда взялись эти “короба” (???????), отвечают, что они были обыкновенной принадлежностью иудеев. (Это были совсем небольшие плетеные коробочки для хранения кошерной (святой) пищи и их имел каждый путешествующий иудей. Прим. ред.) О них говорит даже Ювенал Сат. 3:14 (judaeis, quorum cophinus foenumque supellet) и 6:542. Иудеи часто пользовались ими во время путешествий. В настоящем случае, впрочем, “коробов,” по-видимому, было немного сравнительно с числом собравшихся. То, что в них было взято, было, вероятно, израсходовано на пути, и “короба” были уже пусты. Так как число коробов – 12, то, может быть, они принадлежали только апостолам.

21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

(Мк. 6:44; Лк. 9:14; Ин. 6:10). Лука и Иоанн сказали об этом раньше. У Марка просто около пяти тысяч мужей; у Матфея около пяти тысяч человек (мужей, ??????), кроме женщин и детей. Ориген эту речь Матфея считает “двусмысленной” (?????????), потому что неизвестно, было ли при насыщении только пять тысяч мужей, и не было ни одной женщины, и ни одного дитяти; или же, что пять тысяч мужей было, не считая женщин и детей. (Судя по тому, что Матфей был мытарем, и учет и счет были его основной обязанностью – видимо его сведения вызывают больше доверия. Прим. ред.) Некоторые, по Оригену, так и толковали это место, что ни женщин, ни детей совсем не было при умножении пяти хлебов и двух рыб. Но если женщин и детей совсем не было, то зачем нужно было евангелисту присоединять эту прибавку? Он мог бы выразиться так же, как и другие евангелисты, которые ни о женщинах, ни о детях не упоминают. Нельзя согласиться с мнением, что у Матфея – преувеличение, потому что чудо само по себе не представляется еще более великим, если среди собравшихся мужчин были еще женщины и дети. Что последние были, это Цан считает “самопонятным,” потому что при таком большом числе мужчин, которые собрались преимущественно для того, чтобы получить исцеление, могли находиться и женщины, и дети. Сосчитаны были только мужчины. Женщин и детей было, вероятно, немного, и на них не обратили внимания при счете.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Лекция 19 Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами

Лекция 19. Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами. Шествие Иисуса Христа к ученикам по воде.

Мф. 14, 13 -21 Мк. народа пятью хлебами и двумя. Ин. 6, 1 -13 Лк. 9, 10 -17 Насыщение пяти тысяч 6, 30 -44 рыбами 13. И, услышав, 30. И собрались Апостолы к Иисусу и 10. Апостолы, 1. После сего пошел Иисус удалился рассказали Ему все, и что сделали, и возвратившись, Иисус на ту сторону оттуда на лодке в чему научили. рассказали Ему, что они моря Галилейского, в пустынное место 31. Он сказал им: исцелил сперва многих недужных, однако ученики, и то видя, не сделали; и Он, взяв их с окрестности Свт. Иоанн Златоуст: «хотя Христоспойдите вы одни в один; а народ, пустынное место и отдохните немного, Собою, удалился особо Тивериады. ожидали чуда над хлебами. Столько еще были они несовершенны! Ты же заметь мудрость услышав. Иероним: «Он призывает апостолов к преломлениюпустое место, близ — ибо много было приходящих и в хлеба, чтобы 2. За Блж. о том, как прямо Он ведет их к вере. Не сказал вдруг: Я напитаю их; величиеони. Ним последовало Учителя, этому чуда было более не скоро бы пошел за Ним из отходящих, оничто и есть им было того, что сам Он [хлеба] не имеет» . народа, так были свидетелями города, называемого множество явственно, так как поверили. Иисус же говорит: «дадите вы им ясти» . городов пешком. некогда. Вифсаидою. потому что видели 14. И, выйдя, Иисус 32. И отправились в пустынное место в 11. Но народ, узнав, чудеса, которые Он увидел множество лодке одни. говорит, - им вы есть» . Говорит это не потому, что не знал, какую пошел за Ним; и Он, творил над больными. Блж. Феофилакт: «Дайте, людей и сжалился 33. Народ увидел, но они того, чтобы, приняв их, беседовал с 3. Иисус оказалось, бедность испытывали апостолы, как для отправлялись, когда они скажут «не имеем» , взошел на над ними, и исцелил Он приступает их; и бежали туда ними о Царствии гору и там что и многие узнали к совершению чуда по нужде, а не из любви к славе» . сидел с больных их. пешие из всех городов, и предупредили Божием и требовавших учениками Своими. 15. Когда же настал их, и собрались к Нему. исцеления исцелял. 4. Приближалась же вечер, приступили к 34. Иисус, выйдя, увидел множество 12. День же начал Пасха, праздник Нему ученики Его и народа и сжалился над ними, потому что склоняться к вечеру. И, Иудейский. сказали: место здесь они были, как овцы, не имеющие приступив к Нему, 5. Иисус, возведя очи и пустынное и время пастыря; и начал учить их много. двенадцать говорили увидев, что множество уже позднее; отпусти 35. И как времени прошло много, последовали отпусти народ, Ему: толпы, оставляя народа идет кт. Блж. Свт. Иоанн Златоуст: «Христос всех исцеляет, и не спрашивает здесь о вере, потому что е. Иероним: «Господь был в пустыне; за Ним города свои, Нему, народ, чтобы они ученики Его, приступив к Нему, говорят: чтобы они пошли говорит Филиппу: прежнее поведение и разнообразие учений. Иисус же, выйдя, показывает, вчто оставили города, где исцеленные показывают свою веру уже тем самым, что пришли к Иисусу, толпы, хотя имели пошли в селения и окрестные селения желание пойти, номесто здесь. Его и дойтиа времени уже даже принуждал их и тому голод» . Своего и не имели пустынное, до конца; посему Спаситель и выходитнамместа хлебов, из купить тщательно искали силы не оставляли, когда деревни ночевать ик купили себе пищи. много, — чтобы их накормить? идет навстречу, подобно тому как, - согласно изображенному в другой притче, - Он выбегает Свт. Иоанн Златоуст: «Заметь, что Господь всякий 16. Но Иисус сказал 36. отпусти их, чтобы они пошли в раз удалялся, когда Иоанн достали пищи; потому 6. Говорил же это, навстречуим когда он умерщвлен, ииселенияиудеи услышали, что Иисус Он умилосердился над приносящему покаяние сыну (Лк. 15, 20). И увидев мы здесь в пустом испытывая его; ибо толпы людей, им: небыл предан, окрестные деревни когда и купили была на северной стороне нужно Лопухин: «Вифсаида расположена чтоверой непосредственно следовала и ними и «Он сделал это, чтобы сохранить Себя до времени, более удобного для Креста. Другие Зигабен: исцелил недужных между ними, чтобы за чаще поступать поидти, приобретает многих учеников. Ему угодно было полной вы дайте им себе хлеба, ибо им нечего есть. Сам знал, что хотел Галилейского озера, несколько выше месте. Иоанна. Иордана. Она изъясняют, что Иисус услышалвремя вполненаграда» . впадения в сказал. Кроме того, Марк сказал и о том, что Ирод считал 13. Но Он него им: вы сделать. Его за есть. 37. Он сказал им в ответ: человечески, пока не пришловыстроенавы дайте им Филиппом, который, в честь обнаружить божество Свое. тетрархом о Потому и причинебыла приказывал никому не говорить, дайте. Он покой ученикам, возвратившимся третьей ученикам он вновь этого удаления, именно, что Он желал дать Христос» . есть. что им есть. дочери Августа Юлии, назвал город Юлией. Он находился на с проповеди» . восточном берегу Иордана» .

17. Они же говорят И сказали Ему: разве нам Они сказали: у нас 7. Филипп отвечал Ему: им на двести Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, хлеба динариев нет более пяти взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делаядовольноэто честь. Ему: у нас здесь пойти купить динариев не им чрез будет хлеба, Впрочем, хлебов на двести столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, только пять Он сделал это неи дать им есть? хлебов и двух рыб; чтобы каждому из них досталось хотя Блж. они не остались в неверии-и не забыли о бывшем, когданаходятся в худом состоянии и Феофилакт: «Пять тысяч это пять чувств, которые собственные их руки будут и две рыбы. 38. Но Он спросил их: сколько разве нам пойти понемногу. врачуются пятью хлебами. Ибо так каккупить чувствтом» . 8. то творил бесчисленные пять пищиодля болело, Один из учеников Его, Андрей, Блж. Феофилакт: «Смотри, пойдите, любит чрево. Тогда как Иисуссколько ран, столько ии брат как народ свидетельствовать 18. Он сказал: у вас хлебов? пластырей. Мне рыбы - эточудеса, узнав, удивлялись. людей? из-за пищи говорят: Сей Но. Ему: Две посмотрите. Они, они не другая - Апостол. есть Тот самые поразительные слова рыбарей: одна рыба. А Евангелие, Симона Петра, говорит некоторые принесите их всех сих - вот под Пророк; не обвиняют уже Его пятокнижие Моисея, их было сюда. пятью хлебами разумеют в нарушении субботы, неесть книгу здесь есть у одного мальчиказа и сказали: пять хлебов и две 14. Ибо то мстят уже за нарушение. Левит, Чисел 9. Бытия, Исход, закона, но пять Евфимий Зигабен: «Преломив пять хлебов, Иисус Христос отдал их; ячменныхэтих хлебов но куски и две не могли хлебы считают Его не только пророком называют, то, чегорыбки; 19. Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибоно и считают но что И велел народу рыбы. столь великим, чтооколо пяти тысяч хлебов умножались 39. Тогдаучеников. Удивительное царства» . только для такого множества? понять, то не и вместили апостолы» . возлечь намы, простой народ, съесть, то есть человек. Но. И понесли это их было достаточно для траву и, в руках повелел им достойным чудо! Он насыщения народа, но остался большой излишек; осталось взяв пять хлебов и рассадить всех отделениями сказал ученикам двенадцать полныхвелите им возлечь. 10. Иисус сказал: корзин, чтобы двенадцать апостолов носили эти корзины и чтобы слугами и Было же на томтакого чуда травы. рыбы, воззрел на зеленой траве. Своим: рассадите их свидетелями месте много они имели не толькорядами по но и рамена» . возлегло людей числом около свои руки, на небо, 40. И сели рядами, по сто и Итак благословил и, по пятидесяти. пяти тысяч. преломив, дал 41. Он взял пять хлебов и две 15. И сделали так, и 11. Иисус, взяв хлебы и воздав хлебы ученикам, а рыбы, воззрев на небо, рассадили всех. благодарение, роздал ученикам, а ученики народу. благословил и преломил 16. Он же, взяв пять ученики возлежавшим, также и рыбы, 20. И ели все и хлебы и дал ученикам хлебов и две рыбы и сколько кто хотел. насытились; и Своим, чтобы они раздали воззрев на небо, 12. И когда насытились, то сказал набрали им; и две рыбы разделил на благословил их, ученикам Своим: соберите оставшиеся оставшихся кусков всех. преломил и дал куски, чтобы ничего не пропало. двенадцать 42. И ели все, и насытились. ученикам, чтобы 13. И собрали, и наполнили грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда коробов. Свт. Иоанн Златоуст: «когда отпускалпроизошло умножениедвенадцать коробов кусками от пяти полных; Блж. Иероним: 43. И набрали кусков хлеба и раздать народу. «В преломлении Господа хлеба. Если бы хлебы не были 21. полновластно отменял от рыб двенадцать 17. наели, и а евших было остатков ветхий закон, воскрешалмногочисленные крохи, то они не обнаруживал И многих мертвых, укрощал море, могли бы у тех, ячменных хлебов, оставшимися разломлены, не были разделены на куски и Блж. Иероним: «Они получили повеление расположиться на траве, или, - по сказанию другого около пяти тысяч «Здесь есть у одного мальчика пять хлебови одному Богу, а не другому кому, полных коробов. тайны сердечные, отверзал очи, - каковые насытились все; (Ин. 6, 9). Подели. по моему мнению, дела свойственны которые ним, Блж. Иероним: - на земле, помножество: толпу людей с детьми и женщинами. Таким образом напитать столь великое пятидесяти и по сто (Лк. 9, 14), чтобы, поправ плоть свою и блеск евангелиста, человек, разумеется Моисей. А евших хлебы Егооставшихся у нихкогдаоба Завета, или число два, 14. Тогда люди, умножить хлебы, ни прикроме из 44. Было же под не видим одном этих действий двумя рыбами молящимся. А намеревался видевшие чудо, преломляется закон вместеи подобно сухомумы понимаем или и в среду их вносятся тайны, ее, и похоти мира сего, с пророками, разделяется на куски, себе, они через покаяние это сену поработив их женщин и детей. около пяти тысяч мужей. кусков набрано сотворенное Иисусом, небо, как что было гораздо маловажнее всех и пророкам). Итак, апостолы прежде страдания сказали: в относящиеся к закону (или: закону прежде исчисленных действий, тогда взирает на. Спасителя так что остающийся возвыситься к совершенной вершине стократного числа (т. е. принесли по пятидесятницы моглицелым, и в своем прежнем состоянии не могший напитать людей, ондолжно двенадцать коробов. мною выше, так и в научение подтверждение Своего посольства от Отца, по замеченномуистинно Тот Пророк, Которому и блистания молниеносного Евангелия, имели только пять хлебов и две рыбки, которые разделении на части напитывает множество язычников» . стократный плод» . придти в мир. наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу» . вращались в соленых водах и волнах моря» .

Шествие Иисуса Христа по воде Мф. 14, 22 -34 Мк. 6, 45 -53 Ин. 6, 15 -21 22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих 45. И тотчас понудил учеников 15. Иисус же, узнав, Четвертая и отправиться прежде Его на часов утра. В течение девяти часов ученики спридти, стража ночи была- около трех волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, трудом Блж. Феофилакт: «Корабль это земля, Своих войти в лодку и войти в лодку что хотят ночь Зигабен: «ученикичетвертую(стадия приблизительно равна 182 имеющему такую То есть и Свт. Иоанн 25 или чрезвычайно удивлялись Христу, как человеку, или. Сам простер руку и его Златоуст: «Но почему Господьто есть куняться ветрам, а 192 метрам). силу, не велел концу веков, другую Христос. Первая проплыли другую сторону, пока Он отпустит народ. нечаянно взять -неведение. «В 30 стадий стражу» , отправиться вперед на явился 23. И, отпустивтем как скорее должнынужнапоклониться Ему, какпокапророки, четвертая - опять взошел что были -сторону к Вифсаиде, Когда. Он между народ, Он Потомуна гору всемогущемусделать царем, Богу. Желая поддержал -Петра? с Авраамом, вторая былалюбви ко км. странности дела, подумали, что Петрова и стража завет чувству ввиду закон тленность тела с нашей стороны есть Блж. Феофилакт: и вечеромже, самой необыкновенноститретья - увлекала его в глубину. Блж. Феофилакт: «Ученики оставалсягорячей но Моисея, вера. Петр хочет тотчас ина гору «По пламенела в примерно 4, 5 – 5, 7 Христу Блж. Иероним: и предыдущим душе его, помолиться наедине; и божественное действие останавливается. Итак, желаяудалился прежде отпустит пятью хлебами они показать, что Господа. недостаток, то «Вера к. Ибо Ончудом насыщения инарод. пришел и жил не узнали того, что показать, пришествие других приблизиться Нему. не узнали Его поискушению, тому, вера с нами, чтобы и что пред он привидение, ибо Он верует, 46. И, Иисускак только Сам ходит умножилась» . что отпустив там один. ними на краткое времяспас обуреваемых, когдапо чтобычтогору по водам, но поему один. Поэтому прибавил: не разумеша бо а хлебех. виду не их, пошел на была ночь, так мы, подвергаетсяпроизвело такую перемену, непонимания, и его Господь говорит: должно, не Блж. страха. Бога, поклонились Ему. помолиться. говоря: причину Который не же настал стремлениене. Господь же преждеивсего ободряет их, 24. причине Феофилакт: «Не тотчас явился пред ними «придтиукротить Я» , их былослучилось с А познавбыла уже сказал «повели мне ее Обрати внимание икна то, что то, научая всескоро лодка Его какветра, но Петрово маловерие но с целью Тебе» . Первое что. Когда может, на средине моря, ходить» , Присоединил и «это бурю, 16. бы знаком даст это: маловере, почто усумнелся еси? Следовательно, признакно была посреди раскаяние. ученики билоговоря: бе потому бахвальства, второе же есть он легко любви ко Христу» . вечер, тоесли бы Его волнами, удалении бед и переносить «неотречение, затем обращение и Иисус в Как что ветер был Петром на море, их окаменено. Но мымужественно, лишь только вошел стражи, ибо просить об бо сердцепредзнаменовало его 47. Вечером лодкаоколобы против ветра, судно, на их говорим, что устоял четвертой бойтесь» » . противный. Феофилакт: что совершенноот неморя, Петр, апоочередно, то естьучеников морю как случилосьразделялась ночь уввоинов, ослабелаивера» . на земле. так чтосошли к было то, «Не сказал Марк; потом же, когда окаменение «повели мне придти к нем Тебя» , так здесь Блж. говорил смело: «не отрекусь усомнился а Он один говорит: сердца отчасти. Ибо там четыре части стражу ночи пошел к ним 48. И увидел их бедствующих в стерегущих несколько, каждая стража 25. В четвертую жепроизошло то, о чем написал Матфей. Нужно знать, что иногда сердце в лодку, 17. и, войдя смягчено, испугался, настолько и не веровал. три часа» . насколькоморю. как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь спаси меня» , ту он продолжалась Когда же закричал: им Иисус, Тебепо «Так какиони не могли узнать Его по лицу из-за ночнойветер «Господи!допускает, им идя по воде» : плавании, отправились на Зигабен: уврачевал свое неверие. Почему и слышит: потому что темноты, они Он подает учеников делалось тверже, и по морю, был противный; иногда же а не «неверный» . Итак, они не могли понимать, допустил утонуть, то понимали» . в а около – мягче, то этим увидев «Господь подостлал дал ему руку и «маловерный» , силу. и и там чрез 26. И ученики, он утопал; здесь Господь Петру море, показывая Свою сторону моря, Блж. чтобы Феофилакт: Его идущего освободивший их отне знакомый в призрак; и от четвертой стражиибо ветерстраха» . голос, отрешились от страха, и другого утих» . Капернаум. того ночи подошел. Но смотри: Петр, встревожились и говорили: это лодке извлек его из глубины отречения» . к и покаяние победив большее, бывшие ветра. Так морю, и хотел страха вскричали. разумею море, испугалсяним, идя по слаба природа человека! И тотчас, темно, а Становилось как испугался, начал тонуть. Ибо ослабела вера, тонуть» . 27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и когда миновать их. тогда Петр начал Иисус не приходил к сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 49. Они, увидев Его идущего по ним. 28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это морю, подумали, что это призрак, 18. Дул сильный Ты, Свт. Иоанн Златоуст: к Тебе по воде. для молитвы взошел на гору; а ученикиветер, иборются с повели мне придти «Итак, Христос и вскричали. опять море 29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, 50. Ибо все видели Его и волновалось. волнами и воде, чтобы подойти как и прежде. Но тогда во время бури Христос был с ними на Петр пошел попретерпевают бурю, к Иисусу, испугались. И тотчас заговорил с 19. Проплыв около 30. но, корабле, а теперь они одни. Господь постепенно и мало-помалу ведет ихдвадцати пяти или видя сильный ветер, испугался и, ними и сказал им: ободритесь; это к большему, и Блж. Феофилакт: «Но Онвсе мужественно. Я, не презирать мирскиевдостоинства. Он удаляется, научая. Поэтому-то, когда они первый раз подвергались они нас бойтесь. начав утопать, закричал: Господи! спаси тридцати стадий, приучает переносить на гору один только, не взяв и место высадки былодля успокоить их; Вифсаиды (западной) Лопухин: «По всей с ними, хотя ниспал, чтобы тем самым того, чтобы испытать любовьих к и вероятности, одного из учеников, несколько южнее теперь же, ведя их, меня. 51. И вошел к ним в лодку, и увидели Иисуса, опасности, был 31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его ветерли называлось не только Галилейское озеро, и утих. И они чрезвычайно идущего по морю Капернаума. Словом Геннисарет или Геннисар они отсутствие буре большему терпению, смотря по тому, снесут от них, попускает. Его» . застигнуть их среди к поступает иначе: уходит и говорит ему: маловерный! зачем ты изумлялись приближающегося носившее еще названия оставалось никакой надежды кв себе и дивились, западный берег озера, моря, так что им не «моря Галилейского» , «моря Тивериадского» , но и ночь оставляет их спасению, чудом над усомнился? 52. ибо не вразумилисьи на всю лодке, и испугались. 32. Блж. Иероним: «Ученикам Ондумаю, из самых плодороднейших мест Палестины» . Он сказал им: И, когда вошли они вбывший одним хотелхлебами, залив и побудил их сесть на корабль; этими бороться снекогда лодку, ветер утих. переплыть потому что сердце их Вот почему Он не волнами, - чем, приказал тронуть жестокое их сердце. 20. Но 33. Бывшие же в явилсяподошли, как говорит евангелист, в четвертую стражу не бойтесь. было окаменено. это Я; нощи » . тотчас лодке к что они словами показывается, ним, но, неохотно оставили Господа, так как они не 21. Они из любви поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын 53. И, переправившись, прибыли желали хотели к Наставнику отделиться в землю Геннисаретскую и от Него даже на одно мгновение» . Божий. принять Его в лодку; и 34. И, переправившись, прибыли в землю пристали к берегу. тотчас лодка пристала Геннисаретскую. к берегу, куда плыли.

Домашнее задание Прочитать следующий отрывок: • Беседа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22 -71).

present5.com


Смотрите также