Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова!". Мероприятие хлеб всему голова


Конспект мероприятия на тему "Хлеб- всему голова"

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие для учащихся

6-7 классов

Провела учитель биологии и географии

I квалификационной категории

Юсупова Н.В.

Внеклассное мероприятие «Хлеб – всему голова»,

разработала и провела учитель биологии и географии

I квалификационной категории Юсупова Н.В.

Цель: воспитание бережного отношения к хлебу, чувства уважения к хлеборобам.

Задачи:

Образовательные:

♦ рассказать о значении хлеба в жизни человека;

♦ проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

Воспитательные: ♦ воспитывать уважение к труду хлебороба

Коррекционные: ♦ развивать коммуникативные навыки

Оборудование: презентация; стихи, фонограмма песен;

каравай на расписном полотенце; колосья пшеницы;

зёрнышки пшеницы; корзина в ней баранки, ржаной хлеб, батон, печенье;

125 граммов чёрного хлеба; 50 и 500 граммов белого хлеба;

метроном; медали за труд из семейного архива;

Ход мероприятия: Ведущий: (слайд 1) Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Ведущий: Уважаемые гости и ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека - хлебе. Звучит «Гимн хлебу» Тема нашего занятия – «Хлеб – всему голова»

Ведущий.(слайд 2,3) У человека много родных и близких ему слов: «мать», «отец», «Родина», «земля», «хлеб»... Каждый из нас отведал хлеба раньше, чем начал говорить или ходить. И одна из первых сказок, которую мы слышали о хлебе от своих мам на ночь - это сказка «Колобок».

Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать гостей хлебом-солью. Под звуки песни в зал входят дети - чтецы. У мальчика в руках – каравай хлеба на полотенце.

Девочка. (слайд 4) Слава миру на Земле!

Мальчик. Слава хлебу на столе!

Девочка. Если мы хотим кого - то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С Уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Мальчик. С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб - соль из рук.

(слайд 5-6) (Вручает хлеб - соль гостям праздника.)

Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». (Слайд 7-8).

Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.

Ученик: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе,

Люди долго и упорно.

Потрудились на земле! (Слайд-9)

Ведущий. (Слайд 10). День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?

Ученик. (Слайд 11). Вон - он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб? (Сл. 12.)

(Сл. 13.) Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

(Сл. 14). Золотой простор бескрайний, там работают комбайны. Это - хлеб.

(Слайд 15). Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

Тесто кружится в квашне, запекается в огне. Это - хлеб.

Ученик. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб! (слайд 16)

Ведущий. Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ученица. Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу.

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

Ученик. Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Ведущий.(сл.17) Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

(Слайд18) Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. В хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

(слайд19) Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Ведущий. Хлеб... Наскучит ли он?

Ученик: Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.

Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Слайд 20).

За 1941 - 1945 годы в стране было выращено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Многие труженики тыла получили награды за самоотверженный труд в годы войны. В моём семейном архиве хранятся медали моей бабушки, которые ей вручили за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. Наверное, и у вас есть такие реликвии, спросите у взрослых.

Ученик. Был хлеб всегда в почете на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы. (слайд 20)

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу. (слайд 21)

Ученик: В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба есть слово:

Блокадного хлеба 125 грамм. (слайд 22)

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).

Ведущий. «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне» (слайд 23)

Сценка: «Брат и сестра в ожидании матери».

Сестра: Как холодно! И мама

не идет

Быть может, хлебушка она

Нам принесёт.

Ну, хоть бы крошечку где

Отыскать,

Голодной страшно мне идти

В кровать,

Брат: А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш

Сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды

Здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики

С вареньем,

Чай с малиновым печеньем,

Которое по праздникам

Пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде

Заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о

Ней,

Тем голод чувствуешь

Сильней.

И мне воспоминания эти не

Нужно.

Сестра: А вот и мамины

Шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед

Ней,

Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий: Людям приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время.(слайд 24)

«При сытости - помни голод»

Ученик. (Слайд 25). Зерна наших дней, светитесь,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь.

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!

Ведущий. Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).

В нашей школьной столовой проведен рейд: как дети нашей школы относятся к хлебу? Как мы все должны обращаться с хлебом? (Слайд 26).

Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб - драгоценность, им не сори.

Эти замечательные слова мы должны говорить при входе в школьную столовую. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Ученица. Прошу тебя! Не оброни сынок,

Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже крошка хлеба.

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелегким каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство,

Я знаю, детство без игры нелепо.

Но не смогу простить лишь одного -

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Ведущий. (слайд 27) Ребята, где вы покупаете хлеб?

Откуда он появляется на прилавках магазинов?

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»): (слайд 28)

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет...

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь. Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Слайды 29-33 «Откуда берется хлеб»

Слайды, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке. (Смотри приложение.)

Пекарь. Молодцы, ребята!!! Ох, и много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку, и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

Ведущий. Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара... А вы хлеб любите, дети? ДА!!!

Поют песню «Про хлеб» ( муз.из м/ф «Дед Мороз и лето»)Слайд 34.

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...

И поджариста, и ароматна,

Нету ничего приятнее ее... Ля-ля-ля-ля-ля-ля. Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни. Ля-ля-ля-ля-ля-ля. И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки... Ля-ля-ля-ля-ля-ля. И, конечно, сушки...

Пекарь. Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Какие вы молодцы! Все успеваете! А знаете ли вы, что дарить хлеб - значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. А вы можете назвать мне какие-нибудь пословицы, приметы, связанные с Хлебом?

(Без ножа хлеба не отрежешь. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Без соли хлеб не еда. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без хлеба куска везде тоска. Без хлеба святого все приестся. Калач приестся, а хлеб никогда. Всяк на себя свой хлеб добывает. Горька работа, да хлеб сладок. Жнут порою, а жуют зимою. За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.) «Отгадай пословицы» слайды 35, 36, 37

Пекарь. Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?

(слайд 38) Ученик. В хлебе здоровье наше, сила

В нем чудесное тепло.

Много рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Ученик. Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел труда и сил.

Ученица. Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего главнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

И растёт под небом светлым строен и высок,

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Пекарь. Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А вы знаете загадки на «хлебную» тему?

Пекарь. Отгадайте мои загадки.

1) Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

2) Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)

4) Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

5) Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (колос)

Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Ведущий. (Сл.39) Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!

Ученик. (слайд 40) Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Пекарь. Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

(Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины. )

Пекарь уходит.

Звучит песня «Слава хлебу!» Слова С. Погореловского, музыка Е.Туманян.

Ведущий. - Что же полезного вы сегодня услышали? За время посевной хлеборобы сталкиваются с множеством трудностей — это и засуха, и палящее солнце. Какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе! Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно.

Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова».

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается

2. Не оставляй недоеденных кусков

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относиться к хлебу.

Звучит песня «Слава хлебу!» Слова С. Погореловского, музыка Е.Туманян.

В заключение нашего праздника мне хочется сказать:

-Так повелось на родной земле:

Из года в год, из рода в род – веками.

Родной наш хлеб и булки все

Согреты человечьими руками.

Запомните как дважды два

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если каждый из вас не глух, не слеп.

Цените родной народный хлеб! (слайд 41)

infourok.ru

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова!"

Внеклассное мероприятие

Классный руководитель: Ибрагимова Найля Бикбулатовна

ХЛЕБ - ЧУДО ЗЕМЛИ! (ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА)

Цель:

познакомить детей с профессиями, создающими хлеб; историей

зерна, показать тяжёлый труд людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оформление зала: на плакатах пословицы о хлебе: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Сбоку припёка», «Перебиваться с хлеба на квас»,Слайды с зёрнами, диск с экскурсией.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в класс входят ученики, гости и девочки водят хоровод.

Учитель. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека - хлебе. Как пришёл ты к людям, хлеб?

Выбегает Колосок.

1-й Колосок. Вот послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Появляется второй Колосок.

2-й Колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок!

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель: Когда мы берем в руки хлеб, мы не думаем о тяжелом труде, вложенном в него. Хлеб нам нравится или не нравится. Мы не вспоминаем о людях, которые растили пшеницу, чтобы хлеб попал на наш стол. Мы просто привыкли, что хлеб всегда есть. Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие... Хлеб всегда и везде сопутствует нам.Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое.

Песня »Золотое зёрнышко». Показ слайдов.

Учитель. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ? Очень много. Люди каких профессий поработали над созданием хлеба, над тем, чтобы хлеб оказался на нашем столе? (землепашец, комбайнёр ,пекарь, тестомес, водитель, продавец). А о ком сейчас пойдёт речь, узнайте из загадки

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. (Хлебороб)

1-й ученик. Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2-й у ч е н и к. В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3-й у ч е н и к. В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4-й у ч е н и к. И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Учитель. Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях,говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода...

Появляется третий Колосок.

3-й Колосок. Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для нее название.

На пахоте два Плуга

Остановились друг напротив друга.

Один старообразный, ржавый,

Другой сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

- Смотрю я, одного мы года

И одного завода,

Но у тебя блестящий вид,

А я, хоть и берег себя везде,

Бывало, каменел на борозде, -

И то миную стороною, -

Совсем, совсем больной,

Едва скриплю, от немочи дрожа,

Нутро изъела ржа!

В тебе ж, не видно измененья,

Как пух, ворочаешь каменья!

чем тут секрет?

Плуг моложавый произнес в ответ:

- Я камни обходить не знал заботы,

А блеск мой - это от работы!

(Д. Ушаков)

Проводится конкурс названий, затем Колосок сообщает, что басня самим

автором названа «О пользе труда»

6-й ученик. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем .

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Дети подносят гостям каравай на блюдце с рушником.

7-й ученик. С караваем хлеб подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

8-й ученик. Пышный,мягкий,пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной

Шел к тебе издалека.

9-й ученик: В каждый дом,на каждый стол

Он пожаловал,пришёл.

В нём здоровье,нашн сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

10-й у ч е н и к. В нем земли родимой соки,Солнца свет веселый в нем.Уплетай за обе щеки,Вырастай богатырем!

Ребята,давайте вспомним пословицы и поговорки ,прославляющие хлеб.

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

Почему у русского народа считалось, что «Не красна изба углами, а красна пирогами»? (Русский народ всегда славился гостеприимством, хлебосольством. Необязательно иметь богатый дом. Главное, чтобы в доме всех встречали добром и улыбкой.)

В нашей речи и многие крылатые выражения тоже связаны с хлебом. Давайте вспомним некоторые из них.

Крылатые выражения

Сбоку припека.

КОММЕНТАРИЙ:

Это выражение часто искажают, произнося «сбоку припеку». На самом деле его можно было бы передать и словами «боковая припека».

Припека, или припек, у пекарей — пригоревшие кусочки теста, прилипающие снаружи к разным хлебным изделиям, то есть нечто ненужное, излишнее. Именно в таком значении эти слова вошли и в общий язык и понимаются в нем как все случайное, постороннее, приставшее к чему-либо извне.

- Перебиваться с хлеба на квас

Поговорка эта бытует на севере и северо-западе России, в тех краях, где печеным хлебом называют исключительно хлеб ржаной, а то, что испечено из пшеничной муки, кличут булкой, ситным, калачом и вообще как угодно, но не хлебом. Ну а квас, как известно, делается из недоеденных, зачерствевших остатков черного хлеба. То есть перебивающийся с хлеба на квас не имеет в дому ничего съестного, кроме черствого хлебушка. И переносное значение поговорки точно такое же: с трудом сводить концы с концами.

8 октября мы всем классом ездили на хлебозавод «Заболдинский» и сейчас вашему вниманию мы представим видеоматериал этой экскурсии (показ диска), а свои сочинения зачитают некоторые из учеников.

Учитель: Представим себе на минуту нашу жизнь, наш стол, нашу еду без хлеба. Нет, невозможно, просто невероятно. Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное, мирное время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба. Ведь хлеб сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом. Изобилие хлеба!

В блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством, денежной единицей и зачастую единственной пищей. На барахолке можно было купить золотые украшения, одежду, картины, предметы интерьера за какой-нибудь кусочек серого непропеченного хлеба...

900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных — 125 граммов хлеба. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки — мякина, отруби, целлюлоза...

Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой - значит, победа!

11-й у ч е н и к. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

12-й у ч е н и к. В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб - всей жизни голова!»

Учитель. Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах.

В июльский полдень солнечного лета

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

infourok.ru

Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова!"

"Хлеб – всему голова"

Цель мероприятия:

научить детей бережному отношению к хлебу;

познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;

воспитывать уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам),

обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Оформление мероприятия: Колоски пшеницы, наглядный материал с изображением различных хлебобулочных изделий. Фото хлеба военных лет. Карта путешествия по стране «Хлебландии». Сухарики, каравай. Костюмы для сценки.( пекарь – колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями

Ход мероприятия

Праздник начинается со сценки.

Звенит звонок

1 ученик: Перемена! Скорее в столовую!

Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.

2- ученик: Хватит! Нужно хлеб любить!

3-ученик: С хлебом не смешно шалить!

4-ученик (тот, кто баловался): Мне забавно одному!

1-ученик: Это (показывает на булочку) голова всему!!!

Дети разбегаются.

  1. Каждый день за завтраком, обедом и ужином вы обязательно едите хлеб. Без него человеку очень трудно обойтись: хлеб полезен, вкусен, им можно легко насытиться. Вот почему мы говорим: «Хлеб – всему голова».

  2. И сегодня мы будем разговаривать о хлебе, о людях, которые его вырастили.

  1. Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира.

  2. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет.» хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.

  1. Много пословиц, поговорок сложено о хлебе. О бережном отношении к нему.

  2. Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох.

  1. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар. БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!

Ученик 1.

Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельченные зерна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. А выглядел он примерно так. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб, правда? Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.

Ученик 2.

А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.

2. Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».

Ученик 3.

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

  1. Как приходит хлеб на стол? Послушайте, мы вам расскажем!

Ученик 4.

Хлеб рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ученик 5.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

Ученик 6.

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною,

И слышит страна: за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Ученик 7.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…

Едет хлеб на мельницу

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь-муковоз

На завод муку привёз…

Ученик 8.

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», – шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

От завода- автомата,

Льётся тёплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Всё, что хочешь, испечёт

Этот сказочный завод.

Ученик 9.

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Медовые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

Здесь науке не до скуки,

Чудесам здесь просто тесно –

Механические руки

Лепят бублики из теста,

Интересно, как в кино,

Даже чуточку смешно.

Автоматам люди рады,

Потому что автоматы

Научились булки печь.

Автомат замесит тесто,

Автомат замесит тесто

И отправит тесто в печь.

  1. Посмотрите на фотографии. Мы ходили в пекарню и познакомились, как делают хлеб. Мы узнали, что это очень трудно, много людей утром, днём и ночью стараются, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, горячий, мягкий, свежий хлеб!

  2. Мы видели, как делают белый и чёрный хлеб. Сначала нужно замесить тесто, потом отправить тесто в формах в печь. А затем готовый хлеб отправляют в магазины.

  1. А вот и Каравай к нам в гости пожаловал.

Каравай.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости! Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Каравай, каравай – кого хочешь выбирай»

Исполняется сценка «Каравай»

10. Каравай приехал к детям,

Как его ребята встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь – выбирай!

(Каравай встаёт в круг)

Каравай – Пекаря!

Выходит мальчик в колпаке и фартуке, встаёт рядом с Караваем)

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пёк,

В печь – перепёлкой ,

Из печи – Коростёлкой.

Пекарь, с нами поиграй.

Кого хочешь – выбирай!

Пекарь: - Мельника!

(Выходит мельник в большом переднике)

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Мельник: - Хлебопашца!

(Выходит хлебопашец в национальном русском костюме)

Он в тенёчке не лежал,

А хлеб растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец: - Рабочего!

(Выходит рабочий одетый в комбинезон)

Он без дела не скучал-

Хлебопашца выручал

Он пришёл сюда с дарами-

С тягачами, тракторами!

Без машины – худо,

А с машиной – чудо!

Рабочий:

Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились.

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай!

Все: Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

  1. Вот вы и узнали, сколько золотых рук потрудилось, прежде чем караваю попасть к нам на стол.

Ученик: 11.

Мне больно, когда я, случается вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

Звучит песня «Баллада о спасённом хлебе». (муз. Фрадкин, сл. Штормова).

  1. Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть.

  2. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.

Ученик 12.

«Военный хлеб».

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

(А. Морозов)

Ученик 13.

В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите какой это маленький кусочек! Впрочем этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Ученик 14.

Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.

Ученик 15.

Наше поколение не знает, что такое голод. Поэтому сейчас другое отношение к хлебу.

Ученик 16.

Корочка хлеба, хлебная крошка.

Что это – много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Ученик 17.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали –

Нашли за домом, на дворе,

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре.

Ученик 18.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Ученик 19.

– Ты кто такой? – спросили дети,

– Я пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

  1. Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

  2. Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в нем много питательных веществ – это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины.

  1. Многие люди знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел, или как приготовит из него вкусные блюда.

  2. Освежить черствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.

  1. Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики – настоящее лакомство.

  2. Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром.

  1. Из хлеба можно сделать суп.

  2. А если молотые сухари из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром. Потом уложить в форму и поставить на холод, то получится… хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.

  3. Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

(Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Хлеб в закромах – счастье в домах.)

  1. Отгадайте загадки.

(Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. (Колосок)

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт. (Поле))

  1. А теперь послушайте частушки.

А) Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

Б) В кулачке у колоска

Зернышки – малышки,

В каждом зернышке – мука,

Пироги и пышки.

В) Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Г) Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

  1. – А сколько хлебных примет родилось на нашей земле!

20.  Хлеб из рук выпадает – значит, гость спешит.

21. Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного члена семьи.

22. Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.

23.  Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

24.  Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты – бочонок и борону, деду – хлебный шалашик.

25. Перед Новым годом отец семейства прятался за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»

2. В исполнении девочек посмотрите Хоровод

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Викторина «Мозговой штурм».

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

Игра «Ассоциация»

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

Четвертый лишний

Расшифруйте анаграммы (переставлены буквы) и уберите лишнее слово.

ЛИБЫН (блины)

РОПИЖКО (пирожок)

ФЕЗРИ (зефир)АВТУШРАК (ватрушка)

Ученица (в русском сарафане выносит каравай на подносе)

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

26. В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

27. Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

28. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

29. Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

30. Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

  1. Ребята , помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

Звучит песня «Золотое зёрнышко»

Музыка: Ю.Чичков Слова: П.Синявский

infourok.ru


Смотрите также