Глинский на царстве. М глинский хлеб


Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как в старину хлеб выращивали»

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как в старину хлеб выращивали»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Закутняя Наталья Александровна

Цели: закрепить представление детей о труде хлеборобов в наше время. Дать знания о последовательности выращивания растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательность трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Активизировать слова: прилагательные – теплый, душистый, ржаной; существительные – серп, цепа, хлебобулочные изделия.

 

Скачать конспект

Материал: колоски пшеницы, ржи, хлеб черный, белый, хлебобулочные изделия. Слайды с изображением поля и различных работ в поле; слайды с изображением крестьянина – пахаря, крестьянина – сеятеля, крестьянская семья в поле; карточки с изображение последовательности роста пшеницы на каждого ребенка –для игры «Что сначала, что потом» изготовленные своими руками. Мультимедийная установка.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе. Чтение стихов о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе, чтение рассказов М.Глинский «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Сравнение ржаного и пшеничного хлеба по цвету, форме, вкусу.

ХодНОД.

-Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.

Отгадать легко и быстроЛегкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,Вкусней его на свете нет. (Хлеб.)

-Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пушистый, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).

-Сегодня мы поговорим о том, как выращивают хлеб. О людях, которые его выращивают, что помогает человека его выращивать в наши дни и в старину. –А кто знает, из чего пекут хлеб? (из муки).

-А из чего получают муку? (из зерна пшеницы и ржи).

-А чтобы было много хлеба, нужно много муки, и поэтому нужно вырастить очень много пшеницы. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешки удобно добывать пищу. Вот люди и вскапывают, рыхлят землю для растений. Но чтобы получить много зерна, засевают огромное поле, (Слайд изображения поля).

-Что же помогает человеку эти поля вскапывать и рыхлить? (техника).

Показ слайдов с изображением полевых работ (на поле трактор с плугом, сеялкой и бороной, вокруг вспаханная земля).

-Что это? (Это трактор).

-Кто работает на тракторе? (тракторист).

-Что делает трактор? (пашет).

-Зачем? (чтобы земля была мягкая).

-Что здесь делает трактор, что он везет за собой? (сеялку).

Посеяли зерно пшеницы в землю.

-Ребята, а что необходимо для жизни роста растений? (солнце, вода, тепло).

Все лето созревали зерна в колосьях. (показ слайда поля с полосьями пшеницы). Но вот зерна созрели, и на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? (комбайнер).

-Какую работу выполняет комбайн?

Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины (слайд)

А машины везут зерна на элеватор это — это склад большой, где зерно сушат и хранят (слайд).

-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобы.

Физкультминутка «Колосок растет»

-А сейчас я вам расскажу, как в старину, раньше выращивали хлеб, когда не было техники.

-Перед началом полевых работ люди мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в поле земле – матушке, просили о богатом урожае. В начале землю пахали деревянным плугом. Который тащила лошадка, ее погонял мужик (показ слайда).

Затем с лукошком на груди выходили в поле сеяльщики. В лукошке лежали семена пшеницы или ржи. Вот идет мужик по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна слева направо. Посеял. (Слайд)

А чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик, поливай,Будет хлеба каравай.Дождик, дождик, припусти,Дай гороху подрасти

Дождик, дождик, поливай-Будет славный каравай,Будет белая пшеница,Будет рожь и чечевица,

В огороде будет лук, бобы.В лесу ягоды, грибы.Лейка, дождик целый день.

Ну, что ж, выросла пшеница. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали жнецы в руки серпы и шли в поле (Слайд).

Срезали серпом колосья и собирали их в снопы (Слайд). В народе говорят «Хлеб в колосу, пора жать полосу». Потом колосья нужно еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям и зерно из них высыпалось. (Слайд).

Затем зерна собирали и просевали от мусора, и лошадка везла мешки с зерном на мельницу, там мололи зерно, и получалась мука. (Слайд). Из муки пекли в печи хлеб. (Слайд)

Игра «Что сначала, что потом»

Дети последовательно раскладывают карточки (зерно на пашне, росток, колосок, зерно, мука, хлеб), и объясняют.

- Народ сложил много пословиц о хлебе:

Без печи холодно, без хлеба – голодно.Вода вымоет, хлеб выкормитБез соли невкусно, без хлеба не сытно.И обед не в обед, коли хлеба нет.

Объяснение значение каждой пословицы

- Ребята, как много надо трудиться, чтобы у всех был хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом.

Не бери больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.

Крошки отдай птичкам.

- Хлеб растет не для объедков, от зори и до зори

Говорят в народе метко: «Съесть не можешь, не бери!»

Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

- А что можно испечь из муки? (Дети перечисляют, я добавляю)

Рассматриваем выставку хлебобулочных изделий. Чаепитие, угощаем хлебобулочными изделиями детей других групп.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Глинский на царстве. Русь, которая была

Глинский на царстве

В 1533 году освободилась вакансия великого князя. Перед верхушкой бояр встал вопрос о новой кандидатуре. Традиционная история сохранила список боярской Думы в количестве 20 человек. Самое удивительное: в этом списке не было одного из главных лидеров государства — Михаила Глинского, как не было и известного нам Шиг-Алея. (По Карамзину: «Два человека казались важнее всех иных по их особенному влиянию на ум правительницы: старец Михаил Глинский… и …князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский»). Почему? Да потому что прототип Глинского в ТВ — брат умершего государя Андрей — также входил в Верховный совет наряду с двадцатью боярами. Другой брат, Юрий, был дубликатом Шиг-Алея. Итак, ТВ дает список ведущих политиков страны из двадцати бояр и двух братьев-князей. Но в этом списке отмечаем, что почему-то нет Глинского и Шиг-Алея. По АВ мы имеем Глинского=князя Андрея, Шиг-Алея=князя Юрия и тех же двадцать бояр.

Рассмотрим альтернативную версию. В конце 1533 года к моменту дворцового переворота в Думе были лидеры. Это Шиг-Алей, М. Глинский, И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский (тесть брата Глинского), Василий Шуйский и, наконец, Дмитрий и Иван Бельские, поддерживаемые крымскими татарами.

Встал вопрос: кого избрать в цари. Ситуация оказалась во многом похожа на аналогичную в 1613 году с Михаилом Романовым: «Выберем временного, слабого человека, а время потом покажет, кто станет царем постоянным».

И, таким образом, царем оказался трехлетний ребенок — Иван Глинский, племянник Михаила Глинского и внук по своей матери Телепнева-Оболенского. Впрочем, в реальной жизни его звали по-другому, но об этом, чтобы не запутывать читателя, немного дальше.

Но Глинские не Чингисиды (то есть не прямые потомки Чингисхана), они всего лишь потомки Мамая. Мамай же правил Золотой Ордой через подставных родовитых ханов, правил чужими руками, официально оставаясь только обычным темником.

Получение престола Глинскими объяснимо рядом причин. Во-первых, не так давно великим князем был нечингисид Симский, то есть прецедент уже был создан. Да и для родовитых бояр избрание неродовитого Глинского — повод для грядущего его смещения, так они думали. Для бояр неродовитых — это еще один прецедент. Таким образом, каждый из бояр, голосуя за Ивана Васильевича Глинского (имя и отчество здесь и далее дано исходя из ТВ, по альтернативной версии его звали, скорее всего, Владимир Андреевич), голосовал за надежду самому через несколько лет занять престол. Во-вторых, за малолетним царем стояло целых два сильных клана: Глинские со своими сторонниками и Телепнев-Оболенский со своими. Каждый из них рассчитывал контролировать влияние на ребенка-царя. И, в-третьих, Глинские были очень и очень богаты. А во время смуты деньги — важнейшее средство. Не много бы сделал князь Пожарский в 1612 году, не будь денег К. Минина.

Что же происходит в Думе в 1533 году? Глинский и Овчина-Телепнев объединяются с Бельскими против Шиг-Алея, главного врага Бельских из-за Казани. Шиг-Алей смещен и вскоре арестован. Вместе с ним эта участь постигла и родственника членов Думы Василия и Ивана Шуйских — Андрея Шуйского. Чудом избежал ареста влиятельнейший член Думы, сторонник Шиг-Алея, князь Б. Горбатой. Спасая себя, братья Шуйские и Горбатой (он, кстати, тоже из рода Шуйских) вынуждены были поддержать решение Думы.

Через несколько месяцев эта участь постигает и одного из Бельских — Ивана. Борьба за власть продолжалась и вступила в решающую фазу, когда должен был решиться вопрос: кто будет править от имени малолетнего царя — клан Глинских или Телепнев, которые до этого имели общие цели, общих врагов и выступали как союзники.

В 1534 году между ними открыто началась борьба, и победа досталась Телепневу. М. Глинский был схвачен вместе со своим сторонником влиятельным думцем М. Воронцовым. А вскоре по приказу Телепнева Глинский умерщвлен в темнице, где его попросту уморили голодом. Так Телепнев стал единоличным правителем (от лица своего малолетнего внука). Вместе с Глинским была арестована и казнена большая группа родовитых сторонников М. Глинского.

В том же 1534 году С. Бельский предпринимает попытку захватить власть с помощью литовских войск. А следом происходят важные события в Казани. Московский ставленник Еналей убит местной знатью, на казанский престол приглашен С. Бельский. Москва оказалась в кольце враждебных государств. В этой ситуации Телепневу пришлось выпустить из заточения Шиг-Алея с целью поставить его на казанский престол. Телепнев, вероятно, считал, что Шиг-Алей уже не опасен, его сторонники Шуйские и Горбатой к этому времени уже верно служили Телепневу.

А у С. Бельского были не только амбиции, но и сила: казанцы, союзники литовцы и в определенной мере крымские татары (там шла долгая междоусобица).

В 1536 году Бельский едет в Константинополь за поддержкой турецкого султана. Получив ее, он направляет обращение в Москву с требованием передачи ему власти, угрожая предстоящим походом. Многие бояре в нерешительности. Телепнев шлет богатые дары Исламу — одному из двух крымских соперников с просьбой помочь в убийстве С. Бельского, находящегося в тот момент в Крыму, но Ислам гибнет: татарская знать переметнулась к его сопернику Саип-Гирею, поддержанному турецким султаном. Теперь уже Крымский хан требует от Москвы покорности и в качестве залога — головы Телепнева и Шуйского. Москва просит мира, отказываясь от каких-либо претензий на Казань в пользу Бельского, но отдать власть в Москве Телепнев отказывается. За этой перепиской проходят несколько месяцев.

В 1538 году в Москве происходит переворот.

Такова настоящая хроника первых пяти лет эпохи, известной нам по ТВ как годы правления Ивана IV Грозного.

А теперь для любопытства сравните ее с тем, как это описано в традиционной истории.

Трехлетний Иван Васильевич становится царем. Не проходит и недели, как арестован его дядя, князь Юрий (по АВ — Шиг-Алей). Реальная власть в стране оказывается в руках М. Глинского и Телепнева. Но вскоре после упорной схватки между двумя лидерами страны Глинский оказывается арестованным. В это же самое время в стан оппозиции переходит другой дядя царя — князь Андрей (по ТВ также Глинский), который в 1537 году арестован и убит в темнице, так же, как и М. Глинский.

В 1534 году начинается война с Литвой, куда бежит Симеон Бельский. Война, шедшая более двух лет с переменным успехом, завершилась к 1537 году. Еще ранее в Казани убит Еналей и воцарился Сафа-Гирей. Как следствие этого, из темницы выпущен Шиг-Алей. Ну а остальные события традиционной версии истории довольно близки к альтернативной.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Преподобный Досифей (Колченков), Глинский, монах

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го До­си­фея Глин­ско­го

Пре­по­доб­ный До­си­фей (Кол­чен­ков)[1], в ми­ру Ди­мит­рий (1811–1874 г.), ро­дил­ся в с. Сна­гость Кур­ской гу­бер­нии. В спис­ках бра­тии Глин­ской пу­сты­ни чис­лил­ся с 1840 г. «По­ве­де­ния бла­го­нрав­но­го, к церк­ви усер­ден, к мо­на­ше­ству име­ет боль­шую склон­ность, в по­слу­ша­нии при­ле­жен и бес­пре­ко­сло­вен», — гла­сит от­зыв о по­слуш­ни­ке Ди­мит­рии за 1843 г. В 1849 г. был по­стри­жен в ман­тию (с име­нем До­си­фей). В 1851 г. на­ме­ча­лось ру­ко­по­ло­же­ние о. До­си­фея в иеро­ди­а­ко­на, но скром­ный инок изо­бра­зил се­бя ма­ло­гра­мот­ным и смог укло­нить­ся от при­ня­тия са­на. Преж­де вос­хож­де­ния на вы­со­кие сту­пе­ни доб­ро­де­те­ли о. До­си­фею при­шлось пе­ре­жить су­гу­бую брань от бе­сов: они ста­ли раз­жи­гать в по­движ­ни­ке тос­ку о ми­ре и плот­скую по­хоть; ви­дя его борь­бу и край­нее из­не­мо­же­ние, бра­тия вся­че­ски уте­ша­ла и обод­ря­ла о. До­си­фея, уста­но­ви­ла за него осо­бую мо­лит­ву; по­не­мно­гу в серд­це ино­ка во­дво­рил­ся мир, ис­ку­ше­ние от­сту­пи­ло. По­сле это­го о. До­си­фей при­нял на се­бя су­ро­вый по­двиг: на во­про­сы от­ве­чал зна­ка­ми или несколь­ки­ми сло­ва­ми, от­ка­зал се­бе в под­дер­жа­нии опрят­но­сти в ке­лье (ко­то­рой преж­де до­ро­жил, но ко­то­рая мог­ла обер­нуть­ся для него мыс­лен­ным «идо­лом» или при­чи­ной из­не­жен­но­сти), не ме­нял вет­хой одеж­ды (невзи­рая на это, при жиз­ни о. До­си­фея ни от одежд, ни от ве­щей в его ке­лье не ис­хо­ди­ло зло­во­ния, оно ста­ло за­мет­но толь­ко то­гда, ко­гда ке­лья опу­сте­ла), пи­щу из несколь­ких про­стых блюд сме­ши­вал в од­ной по­су­де («Я боль­ной, и по­то­му всё сно­ва бу­ду пе­ре­ва­ри­вать в ке­лии», — юрод­ствен­но по­яс­нял о. До­си­фей). Прой­дя гор­ни­ло внут­рен­ней борь­бы, по­движ­ник стя­жал да­ры про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний. Со­хра­нил­ся рас­сказ од­но­го из ино­ков: «Од­на­жды, ко­гда я вме­сте с о. До­си­фе­ем про­хо­дил по­но­мар­скую долж­ность, мне при­шлось силь­но уго­реть в сво­ей ке­лии. От уга­ра не мог под­нять­ся. В это вре­мя при­хо­дит До­си­фей и го­во­рит: “Иди в цер­ковь: там ждет те­бя по­слу­ша­ние”. По­сле его слов угар мгно­вен­но про­шел». На 40-й день по­сле кон­чи­ны прп. До­си­фей явил­ся во сне брат­ско­му по­ва­ру и на во­прос, по­лу­чил ли он ми­лость от Гос­по­да, от­ве­чал: «По ми­ло­сти Ма­те­ри Бо­жи­ей — по­лу­чил».

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­го До­си­фея Глин­ско­го

Отец До­си­фей (в ми­ру Ди­мит­рий Кол­чен­ков) ро­дил­ся в с. Сна­го­сти Кур­ской гу­бер­нии от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. По по­служ­ным спис­кам оби­те­ли он пер­вый раз по­ка­зан в 1840 го­ду. Пер­во­на­чаль­но за­ни­мал­ся пе­ре­пле­том книг и ке­лей­ни­чал ду­хов­ни­ку иеро­мо­на­ху Пор­фи­рию, а по­том игу­ме­ну Ев­стра­тию. В 1843 го­ду Ди­мит­рий Кол­чен­ков ука­зом кон­си­сто­рии фор­маль­но за­чис­лен в чис­ло по­слуш­ни­ков оби­те­ли. В хо­да­тай­стве об этом ат­те­сто­ван: «По­ве­де­ния бла­го­нрав­но­го, к церк­ви усер­ден, к мо­на­ше­ству име­ет боль­шую склон­ность, в по­слу­ша­нии при­ле­жен и бес­пре­ко­сло­вен». В 1849 го­ду по­стри­жен в ман­тию с име­нем До­си­фей и на­зна­чен на долж­ность по­но­ма­ря. Через два го­да за скром­ность, кро­тость и по­слу­ша­ние пред­став­лен к по­свя­ще­нию во иеро­ди­а­ко­ны, но ра­ди сми­ре­ния, не же­лая са­на, при­тво­рил­ся ма­ло­гра­мот­ным, и по­то­му ему бы­ло от­ка­за­но. За это враг спа­се­ния воз­двиг на по­движ­ни­ка силь­ную брань. Сна­ча­ла он вну­шал со­жа­ле­ние об от­ка­зе от свя­щен­но­го са­на; по­том пред­став­лял ему все пре­ле­сти ми­ра се­го и, на­ко­нец, воз­бу­дил в нем нечи­стую плот­скую по­хоть. На­ча­лась пя­ти­лет­няя борь­ба, том­ле­ние ду­ха, раз­дра­же­ние. Не ви­дя ослаб­ле­ния бра­ни, о. До­си­фей го­тов был воз­вра­тить­ся в мир; толь­ко сла­бый го­лос со­ве­сти еще удер­жи­вал его в сте­нах оби­те­ли. Все это не мог­ло не от­ра­зить­ся на его здо­ро­вье: он сде­лал­ся блед­ным, хи­лым, угрю­мым. Ви­дя его борь­бу, бра­тия и сам отец на­сто­я­тель уте­ша­ли его, обод­ря­ли, со­ве­то­ва­ли тер­пе­ни­ем по­бе­дить вра­га, но не остав­лять оби­те­ли; уста­но­ви­ли за него цер­ков­ную мо­лит­ву. Гос­подь внял мо­ле­нию. Отец До­си­фей стал пре­одоле­вать ис­ку­ше­ния, мир во­дво­рил­ся в его серд­це, и он ре­шил­ся бес­по­во­рот­но остать­ся в мо­на­сты­ре. С этих пор он сде­лал кру­той по­во­рот в сво­ей жиз­ни: из раз­го­вор­чи­во­го сде­лал­ся со­вер­шен­но мол­ча­ли­вым; ес­ли что тре­бо­ва­лось объ­яс­нить, он без­молв­но по­ка­зы­вал зна­ком и лишь в край­ней необ­хо­ди­мо­сти от­вер­зал уста свои для двух-трех слов. С це­лью успеш­нее ве­сти борь­бу с вра­гом спа­се­ния и вре­мен­ным зло­стра­да­ни­ем из­ба­вить­ся от веч­ных му­че­ний отец До­си­фей, лю­бя чи­сто­ту, опрят­ность и удоб­ства жиз­ни, те­перь по­ка­зы­вал пол­ное пре­не­бре­же­ние ко все­му это­му: кел­лии ни­ко­гда не бе­лил, сор не вы­бра­сы­вал, все, что па­да­ло на пол, там и оста­ва­лось; стол, стул и кро­вать бы­ли у него по­ло­ман­ные, по­сте­лью слу­жи­ли лох­мо­тья. Грязь, ко­поть, па­у­ти­на до­пол­ня­ли убо­же­ство кел­лии. В ней ро­и­лось бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­се­ко­мых, к умень­ше­нию ко­то­рых по­движ­ник не упо­треб­лял ни­ка­ких средств.

Един­ствен­ное ок­но кел­лии о. До­си­фея бы­ло за­ма­за­но бе­ли­ла­ми, и лю­бо­пыт­ный глаз не мог ви­деть, что на­хо­ди­лось внут­ри его жи­ли­ща. С ред­ким по­сто­ян­ством и тер­пе­ни­ем ста­рец от­се­кал все по­во­ды к на­ру­ше­нию при­ня­то­го им по­дви­га без­мол­вия, не толь­ко внут­рен­не­го, но и внеш­не­го. В кел­лию свою он ни­ко­го не пус­кал, да­же на­сто­я­те­ля. Од­на­жды о. игу­мен Ин­но­кен­тий, об­хо­дя кел­лии, хо­тел зай­ти и к нему; о. До­си­фей, при­няв бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля, ска­зал: «Ба­тюш­ка, я бе­лю кел­лию, нече­го и смот­реть ее». Отец Ин­но­кен­тий про­шел ми­мо. Ко­гда скон­чал­ся о. До­си­фей, и бра­тия при­шли в его кел­лию, то на ды­ря­вом по­лу в уг­лу уви­де­ли боль­шую ку­чу, в ко­то­рой был сор, остат­ки хле­ба, пи­щи, тряп­ки, из­но­шен­ное бе­лье и проч. Все это гни­ло в те­че­ние несколь­ких лет, и воз­дух был на­столь­ко за­ра­жен зло­во­ни­ем, что невоз­мож­но бы­ло вой­ти в кел­лию, меж­ду тем, ко­гда по­движ­ник был жив, то от него и одежд его не бы­ло слыш­но ни­ка­ко­го за­па­ха.

Одеж­ду по­движ­ник но­сил ветхую; бе­лья не сни­мал, по­ка оно не ис­тле­ва­ло и са­мо со­бой не об­на­жа­ло его. Отец До­си­фей го­во­рил: «Го­лый ро­дил­ся, го­лый и умру». Так и слу­чи­лось, он умер бо­га­тым пол­ным нес­тя­жа­ни­ем. Не же­лая на­ру­шать уеди­не­ния, по­движ­ник не хо­дил в брат­скую тра­пез­ную, а пи­щу из несколь­ких про­стых блюд брал в од­ну де­ре­вян­ную чаш­ку, в ко­то­рой сме­ши­ва­лись вме­сте и кис­лый борщ, и рыб­ный суп, и ка­ша. «Я боль­ной, – го­во­рил он удив­ля­ю­щим­ся бра­ти­ям, – и по­то­му все сно­ва бу­ду ва­рить в кел­лии». В по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни отец До­си­фей вку­шал пи­щу один раз в сут­ки ве­че­ром, ча­сов в 8 и в са­мом ма­лом ко­ли­че­стве. Но и в этом слу­чае он ссы­лал­ся на бо­лезнь, ко­то­рая буд­то бы не доз­во­ля­ет есть ра­нее ве­чер­не­го вре­ме­ни, а в сущ­но­сти, сво­и­ми оправ­да­ни­я­ми при­кры­вал по­двиг воз­дер­жа­ния. Остат­ки пи­щи ста­рец бро­сал на пол, и они съе­да­лись мы­ша­ми и кры­са­ми. Ино­гда До­си­фей на брат­ской кухне брал зо­лу. Под­ра­жая ка­ю­ще­му­ся ца­рю и про­ро­ку Да­ви­ду, он хлеб ел с пеп­лом и пи­тие рас­тво­рял сле­за­ми. Так он рас­пи­нал плоть свою со страстьми и по­хотьми, же­лая мно­ги­ми скор­бя­ми вни­ти в Цар­ствие Небес­ное. По­слу­ша­ние по­но­ма­ря о. До­си­фей про­хо­дил 26 лет до са­мой смер­ти; от­ли­чал­ся пол­ным усер­ди­ем, бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им. Ра­ди чи­сто­ты и по­ряд­ка в хра­ме он не жа­лел сво­их сил и вре­ме­ни, ко­то­рое при дру­гих об­сто­я­тель­ствах про­вел бы в сво­ей кел­лии. За та­кое дол­го­лет­нее слу­же­ние в хра­мах, по­свя­щен­ных Ца­ри­це Небес­ной, по­движ­ник в ал­та­ре удо­сто­ил­ся ви­деть Пре­свя­тую Де­ву Бо­го­ро­ди­цу. Отец До­си­фей спо­до­бил­ся слы­шать ан­гель­ское пе­ние при смер­ти стар­ца Фе­о­до­та. Все это сви­де­тель­ству­ет о бо­го­угод­но­сти по­дви­гов мо­на­ха До­си­фея.

Ис­кон­ный ду­ше­гу­бец не мо­жет ви­деть доб­ро­го те­че­ния земно­род­ных к небу и без упор­ной борь­бы не усту­па­ет че­ло­ве­ку сво­ей по­бе­ды. По­это­му и на о. До­си­фея он воз­двиг бу­рю по­мыс­лов, ино­гда во­ору­жал на него маль­чи­ков бли­жай­ших сел, ко­то­рые пре­сле­до­ва­ли по­движ­ни­ка сво­и­ми на­смеш­ка­ми. Толь­ко пол­ное сми­рен­но­муд­рие стар­ца мог­ло без вре­да для ду­ши сно­сить все коз­ни вра­га ро­да че­ло­ве­че­ско­го, ко­то­рый в ли­це неко­то­рых бра­тий оби­те­ли так­же на­хо­дил се­бе усерд­ных по­мощ­ни­ков – до­са­дить по­движ­ни­ку.

Близ­кие к о. До­си­фею за­ме­ча­ли в нем дар про­зре­ния и це­ле­ния. Од­но­сель­ча­нин его, по­чтен­ный иеро­мо­нах 3., го­во­рил: «Раз мы шли вдво­ем к реч­ке. До­си­фей го­во­рит мне: «Два по­слуш­ни­ка бо­ро­лись: один дру­го­го бро­сил в во­ду, тот чуть не уто­нул». При­хо­дим к реч­ке и ви­дим, что по­слуш­ник С. столк­нул в реч­ку дру­го­го бра­та. Он в одеж­де по­гру­зил­ся в во­ду, и его ед­ва вы­та­щи­ли». Дру­гой ста­рец го­во­рил: «Од­на­жды, ко­гда я вме­сте с о. До­си­фе­ем про­хо­дил по­но­мар­скую долж­ность, мне при­шлось силь­но уго­реть в сво­ей кел­лии. От уга­ра не мог под­нять­ся. В это вре­мя при­хо­дит До­си­фей и го­во­рит: «Иди в цер­ковь: там ждет те­бя по­слу­ша­ние». По­сле его слов угар мгно­вен­но про­шел, и преж­де быв­шая у ме­ня ли­хо­рад­ка с той по­ры ко мне не воз­вра­ща­лась».

Отец До­си­фей скон­чал­ся 5 но­яб­ря 1874 г. на 64-м го­ду сво­ей жиз­ни и, оста­вив сию вре­мен­ную юдоль пла­ча, пе­ре­шел в веч­ную небес­ную ра­дость. В со­ро­ко­вой день по кон­чине он во сне явил­ся брат­ско­му по­ва­ру, ко­то­рый спро­сил его, по­лу­чил ли он ми­лость от Бо­га? «По ми­ло­сти Ма­те­ри Бо­жи­ей по­лу­чил», – от­ве­тил явив­ший­ся и стал неви­ди­мым.

Из кни­ги "Глин­ский па­те­рик" схи­ар­хим. Иоан­на (Мас­ло­ва)

При­ме­ча­ние

[1] Вклю­чён в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ре­ше­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра 2017 го­да.

azbyka.ru


Смотрите также