Глинский на царстве. М глинский хлеб
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как в старину хлеб выращивали»
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Как в старину хлеб выращивали»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Закутняя Наталья Александровна
Цели: закрепить представление детей о труде хлеборобов в наше время. Дать знания о последовательности выращивания растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательность трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Активизировать слова: прилагательные – теплый, душистый, ржаной; существительные – серп, цепа, хлебобулочные изделия.
Скачать конспект
Материал: колоски пшеницы, ржи, хлеб черный, белый, хлебобулочные изделия. Слайды с изображением поля и различных работ в поле; слайды с изображением крестьянина – пахаря, крестьянина – сеятеля, крестьянская семья в поле; карточки с изображение последовательности роста пшеницы на каждого ребенка –для игры «Что сначала, что потом» изготовленные своими руками. Мультимедийная установка.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе. Чтение стихов о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе, чтение рассказов М.Глинский «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Сравнение ржаного и пшеничного хлеба по цвету, форме, вкусу.
ХодНОД.
-Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
Отгадать легко и быстроЛегкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,Вкусней его на свете нет. (Хлеб.)
-Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пушистый, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).
-А из чего получают муку? (из зерна пшеницы и ржи).
-А чтобы было много хлеба, нужно много муки, и поэтому нужно вырастить очень много пшеницы. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешки удобно добывать пищу. Вот люди и вскапывают, рыхлят землю для растений. Но чтобы получить много зерна, засевают огромное поле, (Слайд изображения поля).
-Что же помогает человеку эти поля вскапывать и рыхлить? (техника).
Показ слайдов с изображением полевых работ (на поле трактор с плугом, сеялкой и бороной, вокруг вспаханная земля).
-Что это? (Это трактор).
-Кто работает на тракторе? (тракторист).
-Что делает трактор? (пашет).
-Зачем? (чтобы земля была мягкая).
-Что здесь делает трактор, что он везет за собой? (сеялку).
Посеяли зерно пшеницы в землю.
-Ребята, а что необходимо для жизни роста растений? (солнце, вода, тепло).
-Какую работу выполняет комбайн?
Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины (слайд)
А машины везут зерна на элеватор это — это склад большой, где зерно сушат и хранят (слайд).
-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобы.
Физкультминутка «Колосок растет»
-А сейчас я вам расскажу, как в старину, раньше выращивали хлеб, когда не было техники.
-Перед началом полевых работ люди мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в поле земле – матушке, просили о богатом урожае. В начале землю пахали деревянным плугом. Который тащила лошадка, ее погонял мужик (показ слайда).
Затем с лукошком на груди выходили в поле сеяльщики. В лукошке лежали семена пшеницы или ржи. Вот идет мужик по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна слева направо. Посеял. (Слайд)
А чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:
Дождик, дождик, поливай,Будет хлеба каравай.Дождик, дождик, припусти,Дай гороху подрасти
Дождик, дождик, поливай-Будет славный каравай,Будет белая пшеница,Будет рожь и чечевица,
В огороде будет лук, бобы.В лесу ягоды, грибы.Лейка, дождик целый день.
Ну, что ж, выросла пшеница. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали жнецы в руки серпы и шли в поле (Слайд).
Срезали серпом колосья и собирали их в снопы (Слайд). В народе говорят «Хлеб в колосу, пора жать полосу». Потом колосья нужно еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям и зерно из них высыпалось. (Слайд).
Затем зерна собирали и просевали от мусора, и лошадка везла мешки с зерном на мельницу, там мололи зерно, и получалась мука. (Слайд). Из муки пекли в печи хлеб. (Слайд)
Игра «Что сначала, что потом»
Дети последовательно раскладывают карточки (зерно на пашне, росток, колосок, зерно, мука, хлеб), и объясняют.
- Народ сложил много пословиц о хлебе:
Без печи холодно, без хлеба – голодно.Вода вымоет, хлеб выкормитБез соли невкусно, без хлеба не сытно.И обед не в обед, коли хлеба нет.
Объяснение значение каждой пословицы
- Ребята, как много надо трудиться, чтобы у всех был хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом.
Не бери больше, чем можешь съесть.
Не кроши хлеб за столом.
Никогда не выбрасывай хлеб.
Крошки отдай птичкам.
- Хлеб растет не для объедков, от зори и до зори
Говорят в народе метко: «Съесть не можешь, не бери!»
Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
- А что можно испечь из муки? (Дети перечисляют, я добавляю)
Рассматриваем выставку хлебобулочных изделий. Чаепитие, угощаем хлебобулочными изделиями детей других групп.
Следующая > |
Глинский на царстве. Русь, которая была
Глинский на царстве
В 1533 году освободилась вакансия великого князя. Перед верхушкой бояр встал вопрос о новой кандидатуре. Традиционная история сохранила список боярской Думы в количестве 20 человек. Самое удивительное: в этом списке не было одного из главных лидеров государства — Михаила Глинского, как не было и известного нам Шиг-Алея. (По Карамзину: «Два человека казались важнее всех иных по их особенному влиянию на ум правительницы: старец Михаил Глинский… и …князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский»). Почему? Да потому что прототип Глинского в ТВ — брат умершего государя Андрей — также входил в Верховный совет наряду с двадцатью боярами. Другой брат, Юрий, был дубликатом Шиг-Алея. Итак, ТВ дает список ведущих политиков страны из двадцати бояр и двух братьев-князей. Но в этом списке отмечаем, что почему-то нет Глинского и Шиг-Алея. По АВ мы имеем Глинского=князя Андрея, Шиг-Алея=князя Юрия и тех же двадцать бояр.
Рассмотрим альтернативную версию. В конце 1533 года к моменту дворцового переворота в Думе были лидеры. Это Шиг-Алей, М. Глинский, И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский (тесть брата Глинского), Василий Шуйский и, наконец, Дмитрий и Иван Бельские, поддерживаемые крымскими татарами.
Встал вопрос: кого избрать в цари. Ситуация оказалась во многом похожа на аналогичную в 1613 году с Михаилом Романовым: «Выберем временного, слабого человека, а время потом покажет, кто станет царем постоянным».
И, таким образом, царем оказался трехлетний ребенок — Иван Глинский, племянник Михаила Глинского и внук по своей матери Телепнева-Оболенского. Впрочем, в реальной жизни его звали по-другому, но об этом, чтобы не запутывать читателя, немного дальше.
Но Глинские не Чингисиды (то есть не прямые потомки Чингисхана), они всего лишь потомки Мамая. Мамай же правил Золотой Ордой через подставных родовитых ханов, правил чужими руками, официально оставаясь только обычным темником.
Получение престола Глинскими объяснимо рядом причин. Во-первых, не так давно великим князем был нечингисид Симский, то есть прецедент уже был создан. Да и для родовитых бояр избрание неродовитого Глинского — повод для грядущего его смещения, так они думали. Для бояр неродовитых — это еще один прецедент. Таким образом, каждый из бояр, голосуя за Ивана Васильевича Глинского (имя и отчество здесь и далее дано исходя из ТВ, по альтернативной версии его звали, скорее всего, Владимир Андреевич), голосовал за надежду самому через несколько лет занять престол. Во-вторых, за малолетним царем стояло целых два сильных клана: Глинские со своими сторонниками и Телепнев-Оболенский со своими. Каждый из них рассчитывал контролировать влияние на ребенка-царя. И, в-третьих, Глинские были очень и очень богаты. А во время смуты деньги — важнейшее средство. Не много бы сделал князь Пожарский в 1612 году, не будь денег К. Минина.
Что же происходит в Думе в 1533 году? Глинский и Овчина-Телепнев объединяются с Бельскими против Шиг-Алея, главного врага Бельских из-за Казани. Шиг-Алей смещен и вскоре арестован. Вместе с ним эта участь постигла и родственника членов Думы Василия и Ивана Шуйских — Андрея Шуйского. Чудом избежал ареста влиятельнейший член Думы, сторонник Шиг-Алея, князь Б. Горбатой. Спасая себя, братья Шуйские и Горбатой (он, кстати, тоже из рода Шуйских) вынуждены были поддержать решение Думы.
Через несколько месяцев эта участь постигает и одного из Бельских — Ивана. Борьба за власть продолжалась и вступила в решающую фазу, когда должен был решиться вопрос: кто будет править от имени малолетнего царя — клан Глинских или Телепнев, которые до этого имели общие цели, общих врагов и выступали как союзники.
В 1534 году между ними открыто началась борьба, и победа досталась Телепневу. М. Глинский был схвачен вместе со своим сторонником влиятельным думцем М. Воронцовым. А вскоре по приказу Телепнева Глинский умерщвлен в темнице, где его попросту уморили голодом. Так Телепнев стал единоличным правителем (от лица своего малолетнего внука). Вместе с Глинским была арестована и казнена большая группа родовитых сторонников М. Глинского.
В том же 1534 году С. Бельский предпринимает попытку захватить власть с помощью литовских войск. А следом происходят важные события в Казани. Московский ставленник Еналей убит местной знатью, на казанский престол приглашен С. Бельский. Москва оказалась в кольце враждебных государств. В этой ситуации Телепневу пришлось выпустить из заточения Шиг-Алея с целью поставить его на казанский престол. Телепнев, вероятно, считал, что Шиг-Алей уже не опасен, его сторонники Шуйские и Горбатой к этому времени уже верно служили Телепневу.
А у С. Бельского были не только амбиции, но и сила: казанцы, союзники литовцы и в определенной мере крымские татары (там шла долгая междоусобица).
В 1536 году Бельский едет в Константинополь за поддержкой турецкого султана. Получив ее, он направляет обращение в Москву с требованием передачи ему власти, угрожая предстоящим походом. Многие бояре в нерешительности. Телепнев шлет богатые дары Исламу — одному из двух крымских соперников с просьбой помочь в убийстве С. Бельского, находящегося в тот момент в Крыму, но Ислам гибнет: татарская знать переметнулась к его сопернику Саип-Гирею, поддержанному турецким султаном. Теперь уже Крымский хан требует от Москвы покорности и в качестве залога — головы Телепнева и Шуйского. Москва просит мира, отказываясь от каких-либо претензий на Казань в пользу Бельского, но отдать власть в Москве Телепнев отказывается. За этой перепиской проходят несколько месяцев.
В 1538 году в Москве происходит переворот.
Такова настоящая хроника первых пяти лет эпохи, известной нам по ТВ как годы правления Ивана IV Грозного.
А теперь для любопытства сравните ее с тем, как это описано в традиционной истории.
Трехлетний Иван Васильевич становится царем. Не проходит и недели, как арестован его дядя, князь Юрий (по АВ — Шиг-Алей). Реальная власть в стране оказывается в руках М. Глинского и Телепнева. Но вскоре после упорной схватки между двумя лидерами страны Глинский оказывается арестованным. В это же самое время в стан оппозиции переходит другой дядя царя — князь Андрей (по ТВ также Глинский), который в 1537 году арестован и убит в темнице, так же, как и М. Глинский.
В 1534 году начинается война с Литвой, куда бежит Симеон Бельский. Война, шедшая более двух лет с переменным успехом, завершилась к 1537 году. Еще ранее в Казани убит Еналей и воцарился Сафа-Гирей. Как следствие этого, из темницы выпущен Шиг-Алей. Ну а остальные события традиционной версии истории довольно близки к альтернативной.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Преподобный Досифей (Колченков), Глинский, монах
Краткое житие преподобного Досифея Глинского
Преподобный Досифей (Колченков)[1], в миру Димитрий (1811–1874 г.), родился в с. Снагость Курской губернии. В списках братии Глинской пустыни числился с 1840 г. «Поведения благонравного, к церкви усерден, к монашеству имеет большую склонность, в послушании прилежен и беспрекословен», — гласит отзыв о послушнике Димитрии за 1843 г. В 1849 г. был пострижен в мантию (с именем Досифей). В 1851 г. намечалось рукоположение о. Досифея в иеродиакона, но скромный инок изобразил себя малограмотным и смог уклониться от принятия сана. Прежде восхождения на высокие ступени добродетели о. Досифею пришлось пережить сугубую брань от бесов: они стали разжигать в подвижнике тоску о мире и плотскую похоть; видя его борьбу и крайнее изнеможение, братия всячески утешала и ободряла о. Досифея, установила за него особую молитву; понемногу в сердце инока водворился мир, искушение отступило. После этого о. Досифей принял на себя суровый подвиг: на вопросы отвечал знаками или несколькими словами, отказал себе в поддержании опрятности в келье (которой прежде дорожил, но которая могла обернуться для него мысленным «идолом» или причиной изнеженности), не менял ветхой одежды (невзирая на это, при жизни о. Досифея ни от одежд, ни от вещей в его келье не исходило зловония, оно стало заметно только тогда, когда келья опустела), пищу из нескольких простых блюд смешивал в одной посуде («Я больной, и потому всё снова буду переваривать в келии», — юродственно пояснял о. Досифей). Пройдя горнило внутренней борьбы, подвижник стяжал дары прозорливости и исцелений. Сохранился рассказ одного из иноков: «Однажды, когда я вместе с о. Досифеем проходил пономарскую должность, мне пришлось сильно угореть в своей келии. От угара не мог подняться. В это время приходит Досифей и говорит: “Иди в церковь: там ждет тебя послушание”. После его слов угар мгновенно прошел». На 40-й день после кончины прп. Досифей явился во сне братскому повару и на вопрос, получил ли он милость от Господа, отвечал: «По милости Матери Божией — получил».
Полное житие преподобного Досифея Глинского
Отец Досифей (в миру Димитрий Колченков) родился в с. Снагости Курской губернии от благочестивых родителей. По послужным спискам обители он первый раз показан в 1840 году. Первоначально занимался переплетом книг и келейничал духовнику иеромонаху Порфирию, а потом игумену Евстратию. В 1843 году Димитрий Колченков указом консистории формально зачислен в число послушников обители. В ходатайстве об этом аттестован: «Поведения благонравного, к церкви усерден, к монашеству имеет большую склонность, в послушании прилежен и беспрекословен». В 1849 году пострижен в мантию с именем Досифей и назначен на должность пономаря. Через два года за скромность, кротость и послушание представлен к посвящению во иеродиаконы, но ради смирения, не желая сана, притворился малограмотным, и потому ему было отказано. За это враг спасения воздвиг на подвижника сильную брань. Сначала он внушал сожаление об отказе от священного сана; потом представлял ему все прелести мира сего и, наконец, возбудил в нем нечистую плотскую похоть. Началась пятилетняя борьба, томление духа, раздражение. Не видя ослабления брани, о. Досифей готов был возвратиться в мир; только слабый голос совести еще удерживал его в стенах обители. Все это не могло не отразиться на его здоровье: он сделался бледным, хилым, угрюмым. Видя его борьбу, братия и сам отец настоятель утешали его, ободряли, советовали терпением победить врага, но не оставлять обители; установили за него церковную молитву. Господь внял молению. Отец Досифей стал преодолевать искушения, мир водворился в его сердце, и он решился бесповоротно остаться в монастыре. С этих пор он сделал крутой поворот в своей жизни: из разговорчивого сделался совершенно молчаливым; если что требовалось объяснить, он безмолвно показывал знаком и лишь в крайней необходимости отверзал уста свои для двух-трех слов. С целью успешнее вести борьбу с врагом спасения и временным злостраданием избавиться от вечных мучений отец Досифей, любя чистоту, опрятность и удобства жизни, теперь показывал полное пренебрежение ко всему этому: келлии никогда не белил, сор не выбрасывал, все, что падало на пол, там и оставалось; стол, стул и кровать были у него поломанные, постелью служили лохмотья. Грязь, копоть, паутина дополняли убожество келлии. В ней роилось бесчисленное множество насекомых, к уменьшению которых подвижник не употреблял никаких средств.
Единственное окно келлии о. Досифея было замазано белилами, и любопытный глаз не мог видеть, что находилось внутри его жилища. С редким постоянством и терпением старец отсекал все поводы к нарушению принятого им подвига безмолвия, не только внутреннего, но и внешнего. В келлию свою он никого не пускал, даже настоятеля. Однажды о. игумен Иннокентий, обходя келлии, хотел зайти и к нему; о. Досифей, приняв благословение настоятеля, сказал: «Батюшка, я белю келлию, нечего и смотреть ее». Отец Иннокентий прошел мимо. Когда скончался о. Досифей, и братия пришли в его келлию, то на дырявом полу в углу увидели большую кучу, в которой был сор, остатки хлеба, пищи, тряпки, изношенное белье и проч. Все это гнило в течение нескольких лет, и воздух был настолько заражен зловонием, что невозможно было войти в келлию, между тем, когда подвижник был жив, то от него и одежд его не было слышно никакого запаха.
Одежду подвижник носил ветхую; белья не снимал, пока оно не истлевало и само собой не обнажало его. Отец Досифей говорил: «Голый родился, голый и умру». Так и случилось, он умер богатым полным нестяжанием. Не желая нарушать уединения, подвижник не ходил в братскую трапезную, а пищу из нескольких простых блюд брал в одну деревянную чашку, в которой смешивались вместе и кислый борщ, и рыбный суп, и каша. «Я больной, – говорил он удивляющимся братиям, – и потому все снова буду варить в келлии». В последние годы своей жизни отец Досифей вкушал пищу один раз в сутки вечером, часов в 8 и в самом малом количестве. Но и в этом случае он ссылался на болезнь, которая будто бы не дозволяет есть ранее вечернего времени, а в сущности, своими оправданиями прикрывал подвиг воздержания. Остатки пищи старец бросал на пол, и они съедались мышами и крысами. Иногда Досифей на братской кухне брал золу. Подражая кающемуся царю и пророку Давиду, он хлеб ел с пеплом и питие растворял слезами. Так он распинал плоть свою со страстьми и похотьми, желая многими скорбями внити в Царствие Небесное. Послушание пономаря о. Досифей проходил 26 лет до самой смерти; отличался полным усердием, благоговением и страхом Божиим. Ради чистоты и порядка в храме он не жалел своих сил и времени, которое при других обстоятельствах провел бы в своей келлии. За такое долголетнее служение в храмах, посвященных Царице Небесной, подвижник в алтаре удостоился видеть Пресвятую Деву Богородицу. Отец Досифей сподобился слышать ангельское пение при смерти старца Феодота. Все это свидетельствует о богоугодности подвигов монаха Досифея.
Исконный душегубец не может видеть доброго течения земнородных к небу и без упорной борьбы не уступает человеку своей победы. Поэтому и на о. Досифея он воздвиг бурю помыслов, иногда вооружал на него мальчиков ближайших сел, которые преследовали подвижника своими насмешками. Только полное смиренномудрие старца могло без вреда для души сносить все козни врага рода человеческого, который в лице некоторых братий обители также находил себе усердных помощников – досадить подвижнику.
Близкие к о. Досифею замечали в нем дар прозрения и целения. Односельчанин его, почтенный иеромонах 3., говорил: «Раз мы шли вдвоем к речке. Досифей говорит мне: «Два послушника боролись: один другого бросил в воду, тот чуть не утонул». Приходим к речке и видим, что послушник С. столкнул в речку другого брата. Он в одежде погрузился в воду, и его едва вытащили». Другой старец говорил: «Однажды, когда я вместе с о. Досифеем проходил пономарскую должность, мне пришлось сильно угореть в своей келлии. От угара не мог подняться. В это время приходит Досифей и говорит: «Иди в церковь: там ждет тебя послушание». После его слов угар мгновенно прошел, и прежде бывшая у меня лихорадка с той поры ко мне не возвращалась».
Отец Досифей скончался 5 ноября 1874 г. на 64-м году своей жизни и, оставив сию временную юдоль плача, перешел в вечную небесную радость. В сороковой день по кончине он во сне явился братскому повару, который спросил его, получил ли он милость от Бога? «По милости Матери Божией получил», – ответил явившийся и стал невидимым.
Из книги "Глинский патерик" схиархим. Иоанна (Маслова)
Примечание
[1] Включён в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Архиерейского Собора 2017 года.
azbyka.ru