Автор материала: Боровских Светлана Леонидовна
Урок литературного слушания в 1 классе
Тема урока: Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
Цель: знакомство учащихся с произведением Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб».
Задачи урока:
1) Учить определять жанры литературных произведений.
2) Учить оценивать поступки персонажей произведения, давать им оценку на примере произведения Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб».
3) Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, осознанностью.
4) Формировать общеучебное универсальное действие - моделирование обложки, на примере произведения.
5) Учить строить живое высказывание в устной форме.
6) Формировать логические универсальные действия: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.
7) Развивать творческие способности учащихся, умение сотрудничать с другими людьми, вступать в диалог.
8) Прививать любовь к чтению.
Оборудование:
1) учебник «Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса», Л. А. Ефросинина, - М.: Вентана Граф, 2013;
2) рабочая тетрадь «Литературное слушание», Л. А. Ефросинина ;
3) карточки для работы, цветные карандаши;
4) ПК, мультимедийная установка;
5) презентация PowerPoint к уроку.
Ход урока
Этап урока
Оборудование
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный
момент
Начинаем урок литературного слушания.
Актуализация знаний
Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
Какой жанр на модели обложки обозначается прямоугольником?
Кругом?
Треугольником?
Проверим.
А о чём или о ком могут быть произведения?
Каким цветом на модели обложки обозначаем произведения о Родине?
О природе?
О людях?
О животных?
А сейчас я буду читать отрывки из произведений, прочитанные нами ранее, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора, определить жанр, тему, найти соответствующую модель.
Послушайте отрывок из первого произведения.
(Учитель читает отрывок из произведения Ивана Соколова – Микитова «Русский лес», страница 9).
Найдите модель обложки на доске.
(Учитель читает отрывок из произведения Муса Гали «Земные краски», страница 16).
Найдите модель обложки на доске.
(Учитель читает отрывок из произведения Василия Белова «Родничок», страница 13).
Найдите модель обложки на доске.
Какой темой объедены эти произведения?
Рассказ, стихотворение, сказка.
Рассказ.
Сказка.
Стихотворение.
О Родине, о природе, о детях (людях), о животных.
Красным.
Зелёным.
Жёлтым.
Коричневым
Иван Соколов – Микитов «Русский лес», рассказ о природе.
Прямоугольник.
Муса Гали «Земные краски», стихотворение о природе.
Треугольник.
Василий Белов «Родничок», сказка о природе.
Круг.
Все произведения о природе.
Регулятивные действия:
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные действия (ЛУД):
анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Познавательные действия (ОУД):
смысловое слушание, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
Знакомство с новым произведением
Мы продолжаем читать произведения о природе. Задача нашего урока познакомиться с новым произведением, определить его жанр и тему.
Ребята, поднимите руку, кто из вас бывал в лесу?
Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша страна, является лес.
Послушайте.
(Учитель включает запись звуков леса).
Что вы услышали?
Что можно увидеть в лесу?
Ребята, а какие деревья растут в лесу?
Кроме деревьев, какие другие растения растут в лесу?
Какие вы знаете лесные растения?
Ягоды? Грибы?
Расскажите, как мы должны себя вести в лесу?
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
Нужно беречь деревья, не ломать ветви, не разорять муравейники. Бережно относится к растениям, если разводить костёр, то обязательно потушить его. Не оставлять в лесу мусор.
Коммуникатив
ные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Регулятивные действия:
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Физкультминутка
Новая тема
Отгадайте загадку:
В лесу обитает,
Дичью питается да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется.
Лиса - это дикое или домашнее животное?
А как вы думаете, почему я у вас спросила про лису?
Мы сегодня будем читать новое произведение, которое называется «Лисичкин хлеб».
А о чём может быть это произведение?
Какие вопросы у вас возникли, прочитав название произведения.
Интересные у вас вопросы, мы постараемся на них сегодня ответить.
А кто написал это произведение, вы узнаете, когда откроете учебник на странице 58.
Кто автор?
А вы слышали о таком авторе?
Я хочу рассказать вам об этом интересном писателе.
Михаил Пришвин писал рассказы о природе, о животных, о Родине. С детства он мечтал о путешествиях. Будучи взрослым, он объехал всю страну, любил русский лес и писал о нём для детей и взрослых. А начнём знакомиться с творчеством этого писателя с произведения «Лисичкин хлеб».
Итак, внимательно слушайте, попробуйте определить жанр и тему произведения.
Слушайте внимательно.
(Чтение учителя, страница 59).
Беседа по содержанию.
Вам понравилось произведение?
О чём оно?
Назовите героев произведения?
От чего имени повествуется в произведении?
А кто автор?
А как вы догадались, что дедушка - охотник?
О какой п
vseuroki.pro
Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (19,7 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: Изучение нового материала.
Учебные задачи:
Учебные умения:
Программные задачи:
Цели: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.Выявление первичного восприятия произведения. Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения. Формировать умения работать в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литературное слушание.1 класс» (авт. Л. А. Ефросинина и др.), листочки, цветные карандаши, ручка, карточки с условными обозначениями жанра и темы произведения.
Этап урока Содержание Формирование УУД I. Организационный момент — На урок вас приглашаю,И удачи пожелаю. Будем слушать и читать,Говорить и отвечать.За работу! В добрый час!
У. Какой у нас урок? Слайд 1.
У. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
У. Я желаю сохранить хорошее настроение весь урок и надеюсь, что вы будите на уроке внимательными, активными.
Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Д. Это заменители жанров.
У. Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? Какой жанр обозначается данной фигурой? (показывают на экране)
Обсудите в группе ответ и определите, кто будет отвечать. Проверьте. Слайд 3
А какие темы произведений?
Слайд 4. (о Родине, о природе, о детях, о животных)
У. Каким цветом обозначаем на модели?
У. А сейчас я буду читать отрывки из произведений, прочитанных нами ранее, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора, жанр, тему и найти соответствующую модель. Приложение1.
У. Кто будет отвечать решите сами.
У. Молодцы! С этим заданием вы справились.
III.Работа над новым материалом У. Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте их отгадать! Кто отгадает загадку, поднимет руку и ответит. Хорошо? Приложение 2.
У. Что же это? Кто догадался?
Слайд 5.
У. Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? (рассматриваются картинки с изображением леса)
У. Вам понравилось там находиться? Какой воздух в лесу? Кто-нибудь прислушивался, какие звуки есть в лесу?
У. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша страна, является лес. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом.
У. А кто-нибудь знает стихи о лесе. Расскажите нам. (Дети рассказывают стихи)
У. Ребята, а какие деревья растут в лесу? Кроме деревьев, другие растения растут в лесу? Какие вы знаете лесные растения? Ягоды? Грибы?
У. А вот еще одна загадка:
Приложение 3.
У. Кто это? Слайд 6.
Молодцы. Отгадали загадки.
У. Лиса — это какое животное — дикое или домашнее?
У. А дикие животные где живут?
У. Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?
У. А как вы думаете, почему я у вас спросила про лису?
(ответы детей)
У. Да, сегодня мы будем читать новое произведение. А как оно называется вы сейчас узнаете, выполнив задание.
У. У вас на партах лежат листочки. На них зашифровано название произведения. Вычеркнув все буквы «З» вы прочтёте название. (Работа в группах)
ЛИЗСИЧЗКИНЗ ХзЛЕБЗ. Кто будет отвечать?
Д. Это произведение называется «Лисичкин хлеб». А кто его написал мы узнаем, открыв учебник на с. 66. (Ответы детей) Слайд 7
У. Ребята, слышали вы что-нибудь о писателе М. Пришвине?
Я хочу вам предложить открыть для себя этого интересного писателя. И думаю начать это открытие с чтения одного из его рассказов «Лисичкин хлеб». Мы читать еще не начали, может, у вас появились какие-то вопросы до чтения?
У. Как вы думаете, о каком хлебе пойдёт речь в этом произведении? (Высказывания детей). Давайте узнаем об этом из текста. А что вы можете сказать об этих моделях?
(выслушиваются ответы детей)
Д.А разве лисичкин хлеб бывает?
Д.Это что, сказка?
У. Интересные вопросы. Нам предстоит ответить на них на уроке. Попробуем найти ответы в самом произведении. (Постановка учебной задачи (через проблему).
Итак, слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.
Познавательные УУД.
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
учебно-интеллектуальные
формирование приёмов мыслительной деятельности
регулятивные
IV. Первичное восприятие произведения. Слайд 8 -13 (Читаю рассказ и на самом интересном месте останавливаюсь.)
Слайд 14. Словарная работа: копуля, добыча, Терентий (тетерев). Сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста.
проба на познавательную инициативу. Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы V. Работа с текстом. Работа в группах. У. У каждой группы свои вопросы.
У. Прочтите свои вопросы. Вам надо на них ответить. Приложение 4.
У.Теперь вы можете ответить на первые вопросы?
Обсуждение. Приложение 5.
Слайд 15,16,17.
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих тему и жанр произведения.
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение
VI. Физминутка Мы по лесу прогулялисьИ немножко отдохнём.Встанем, глубоко вздохнём.Руки в стороны, вперёд,Чудеса у нас на свете:Стали карликами детиА потом все дружно встали,Великанами мы стали,Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погулялиИ нисколько не устали! VII.Составление схемы Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
У. Найдите в тетради с. 23.
Что принёс из леса дедушка? Найдите и прочитайте.
Возьмите листы бумаги и дополните схему «Дары леса» (что даёт человеку лес).
— Сравните с моей. Слайд 18.
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Коммуникативные УУД.
VIII. Моделирование. Итог урока У. Каждый сам сделает себе обложку.
Сравните с моей. Слайд19.
Посмотрите на экран. А вот в таком оформлении мы встречаем книги в библиотеке . магазине. Слайд 20.21.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали! (да)
Рекомендации по работе с книгой.
У. Найдите другой рассказ М. Пришвина и прочитайте. Слайд 22,23
У. Расскажите рассказ своим родным.
Пришвин писал не только рассказы. Посмотрите на эту схему. Слайд 24.
Покажите обложку этой книги? Среди других найди правильную. (на доске модели обложек)
Можно чему-то научиться, прочитав это произведение?
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
IХ. Оценка работы учащихся на уроке У. Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? Я вижу, каждому хочется поделиться впечатлениями. Приготовьте ладошки. (рефлексия)
Слайд 25.
Личностные УУД
Приложение.
shema.chernykh.net
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»