Женщина залила колосья пшеницы водой… В мгновение ока она смастерила чудо из чудес! Композиции из колосьев овощей и хлеба


Композиции из овощей. Композиции из овощей своими руками (фото)

Осень – золотое время не только потому, что все вокруг раскрашено в желтые и лимонные оттенки, сияет и светится, радуя глаз недолговечным великолепием. Осень щедра на урожай овощей и фруктов, словно природа специально старается одарить людей своим изобилием. А из её даров можно сделать не только припасы на зиму, но и интереснейшие поделки. Которые приятно удивят ваших близких, порадуют маленьких детишек. А ещё вы сможете помочь ребенку смастерить поделки для школьных или детсадовских конкурсов. Таким образом, ваше хобби окажется еще и полезным, да и семью объединит. Ведь как интересно сделать из привычных предметов что-то особенное!

С чего начать

Если вам пришла в голову идея композиции из овощей, то, конечно, следует продумать её в деталях. И тут важно все: цвет, форма овощей, их сочетаемость. А также то, как долго могут они сохранять свой презентабельный внешний вид. Несомненным плюсом композиции станет её практическая полезность, когда после демонстрации экспоната его можно будет съесть. Правда, желательно, чтобы хоть сутки на ваше творение можно было полюбоваться.

Пингвинье семейство

Возьмем, например, баклажаны. Из них могут получиться оригинальные композиции из овощей под названием «Семейство пингвинов». Что для этого нужно: 5-6 синеньких разных размеров и интенсивной темной окраски, без пятен и повреждений, обязательно с зелеными хвостиками. Несколько крупных соцветий цветной капусты или пару головок обычной белокочанной. Подготовку нашей композиции из овощей начнем с обработки баклажанов. Заострите у них кончики хвостиков, это будут клювы. Ножом аккуратно сделайте в них надрезы, куда можно вставить маленькие темные пуговки-глаза. Симпатичные мордочки персонажей композиции из овощей «Семейство пингвинов» готовы. Теперь обозначьте грудки и брюшки, снимите ленту кожуры под клювами вдоль всего овоща, захватив округлый противоположный конец. По бокам сделайте надрезы на кожуре, приподняв её, как пингвиньи крылышки. Чтобы у баклажанной композиции из овощей, своими руками сделанной, не потемнела мякоть без кожуры, протрите её уксусом. Тогда ваши пингвины будут целые сутки щеголять белоснежными грудками и животиками совсем как настоящие. Возьмите большой поднос. Закрепите на нем фигурки в живописных позах. Разложите белые соцветья цветной капусты, словно снежные сугробы. И любуйтесь полученным результатом! А если ваши малыши научатся мастерить подобные композиции из овощей своими руками, в детском саду или школе они наверняка будут занимать на конкурсах призовые места.

Альпийское пастбище

Овощи – удивительно благодатный материал для творчества и самовыражения даже тех, кто не наделен особыми художественными талантами или просто не имеет навыков лепки, резьбы по дереву и т. д. Чтобы мастерить, вам нужно всего лишь немного фантазии, а ею обладает хоть в малой степени каждый человек. А уж если придумывать и составлять всей семьей привлекательные композиции из овощей своими руками, то у вас появится оригинальное общее хобби. Разве не здорово? Но вернемся к мастер-классам. Представьте себе сочные луга с нежной изумрудной травкой, на которой пасутся кудрявые белорунные овечки. Думаете, эту чудесную пастораль сложно воссоздать с помощью поделки из овощей? Фото в статье и пошаговые инструкции докажут вам обратное! Ведь всего-то нужно для композиции несколько головок капусты и столько же шампиньонов с ножками, пучки зелени петрушки и укропа, лист тонкого пенопласта или картона.

Милые овечки

Начнем с главного элемента поделки из овощей (фото прилагается) – овечек или барашков, кому как нравится. У капусты отрежьте ровно черенки, которые будут играть роль ножек. Барашки же должны пастись на лугу! У грибов обрежьте ножки ближе к шляпкам, так чтобы они походили на овечьи мордочки. Внутренней стороной вперед прикрепите шампиньоны к головкам капусты при помощи спичек, которые могут имитировать глазки. А кудрявые соцветия вполне сойдут за завитки овечьей шерсти. При помощи все тех же спичек или зубочисток закрепите каждого барашка на пенопласте. Теперь сделайте на листе дырочки, куда вставьте группками веточки зелени. Вот у вас и получился чудный лужок - настоящая швейцарская идиллия!

Корзина изобилия

Красочная и несложная композиция «Осень» из овощей может быть составлена школьниками для конкурсов, которые обычно проводятся в учебных заведениях среди учеников младших и средних классов. Если готовиться к конкурсу заранее, недели за 2, то идея предлагается такая. Возьмите очень большую тыкву, желательно самой яркой расцветки. Из неё нужно выдолбить всю сердцевину, чтобы осталась только корка-чаша. Высушите её и получите основу для «Корзины изобилия». Теперь дело за малым. Из ивовых веток можно сделать ручку, применяя технику плетения кос на голове. Закрепите ее с помощью проволоки. А дальше совсем просто. Все самое красивое кладите в корзину! Полосатые цукини, зеленоглавая капуста, оранжевая морковь с пышной ботвой, желтые и красные помидоры, цветной болгарский перец, фиолетовые баклажаны – всем этим осенним дарам найдется место в вашей корзине. Если же идею использовать для смешанной композиции из овощей и фруктов, то роскошная гроздь винограда, румяные яблочки и золотые груши дополнят великолепие натюрморта и подробно расскажут о плодородных землях вашей родины. Таким образом, ваше творчество поведает ещё и о патриотических чувствах.

Огуречные квакушки и акулы

Продумывая различные поделки, композиции из овощей, используйте ассоциативные связи. С кем, к примеру, ассоциируется у вас огурец? Конечно же, с зелеными лягушками-квакушками и крокодилами. И даже с акулами! Симпатичные зверушки вызовут бурю восторга у ваших маленьких детей, и даже если у них проблемы с аппетитом, съесть нелюбимый овощ они согласятся без долгих уговоров. С чего начнем? На тарелку уложите капустный лист. Возьмите несколько небольших огурчиков. Разрежьте каждый поперек на 2 половины: одну большую, другую поменьше. Меньшую вновь разделите пополам, подровняйте, сделав лапки. У большей на конце сделайте небольшой щелевидный надрез – ротик. Чтобы уж совсем ваша огуречная квакушка напоминала настоящую, из ягод черной смородины сделайте глазки. Кусочками спичек закрепите лапки и глаза на соответствующих местах и поставьте лягушку на капустный лист. И принимайтесь за следующую. Только не забудьте вынуть спички, когда ребенок будет есть овощи!

Съедобный букет

Если вашему ребенку повезло родиться осенью, вам пригодятся композиции из овощей, своими руками для детского сада сделанные, особенно в сочетании с разнообразными фруктами. Такие «букеты» дети с удовольствием съедят в качестве угощения от именинника. Правда, готовить их нужно непосредственно перед тем, как подавать. Вам понадобятся: деревянные тонкие шампуры, помидоры и огурцы, яблоки, сливы, апельсины, крупный виноград, арбуз, дыня, ананас. Все продукты хорошо вымойте. Из дыни, арбуза, ананаса вырежьте кусочки мякоти средней величины. Яблоки нарежьте на дольки. Апельсины очистите от кожуры, тоже разделите на дольки. Виноградины снимите с кистей. Огурцы и помидоры нарежьте крупными кружками. На подносы уложите листы пенопласта. На тарелки - цветочками огурцы с помидорами, украсьте капельками майонеза. На шампуры нанижите в произвольном порядке фруктовое ассорти, а затем воткните их в пенопласт. Подносы с фруктово-овощными композициями расставьте на столах во время обеда детей. И поздравляйте вместе с ними виновника торжества!

На помощь приходит карвинг

Придать особую красоту и выразительность овощным поделкам вам поможет искусство нарезки, или карвинг. Благодаря ему из обычных плодов полей, садов и огородов можно создать настоящие шедевры. И придумать оригинальное название композиции из овощей. Например: «Фрегат надежды» (исходные материалы – дыня или тыква, белокочанная капуста), «Очей очарование» (букет из болгарского перца, моркови, зелени петрушки и сельдерея), «Овощная керамика» (тыква, кабачки разных сортов) и т. д. Так мякоть арбуза или яблока расцветет пышным цветком в руках мастера. Специальные ножи позволят на кожуре тыквы вырезать изящный узор, превратив её в подобие старинного глиняного сосуда. А плоды сладкого перца превратятся в изысканные колокольчики. Пробуйте, и у вас все получится!

Картофельные поделки

Говоря об овощных поделках, перечисляя различные исходные материалы, мы незаслуженно обошли вниманием картофель. А, как ни странно, из него, родного, тоже можно создать много интересного. Например, сделать сказочных поросят. Некрупные картофелины вымойте и отварите в мундире до готовности. Выньте, дайте остыть. Отварите и несколько морковок. Очистите овощи от кожуры. Морковку нарежьте на «колесики» толщиной в пару сантиметров. Это будут пятачки-рыльца. Прикрепите их спичками к картофелинам. Вставьте в каждый клубень по 4 спички-ножки, установите на тарелках. Разложите между ними огуречные "полянки" и зовите детей ужинать!

Банановые ракеты

Обычно дети бананы любят. А если чадо капризничает и не хочет есть полезный фрукт, объясните ему, что это… ракета! Банан очистите, разрежьте поперек пополам. В каждую половинку вставьте кружки иллюминаторов из киви и двери из яблок. Направьте ракеты острыми концами вверх и скомандуйте начало полета – прямиком в ротик вашему малышу, который с удовольствием примет участие в игре. Вот такая вкусная и полезная фантазия! А если разложите вокруг "звезды" из ягод, то ребенок получит порцию настоящего витаминного микса, что самым положительным образом скажется на его самочувствии. И настроении.

fb.ru

Композиции из овощей и фруктов: фото оригинальных композиций

Творчество настолько далеко зашло, что нет слов, дабы сказать все слова восторга от проделанных работ многих авторов. Теперь не только резьба, выжигание, рисование способно отобразить тончайшие фигуры и элементы, но и овощи, фрукты способны привлечь внимание каждого человека.

Авторы используют их в качестве оригинальных статуэток из самых простых и понятных на взгляд продуктов: ананасов, свеклы, клубники, тыквы, дыни, арбуза. На каждом из них в итоге вырисовывается чудесное семейство простой, бедной, но счастливой семьи.

Кто из творцов изображает знатных вельмож, где в красивых нарядах они выстраиваются в любимые позы. Кому-то больше под силу передавать невероятную, сильную любовь матери к младенцу.

Сколько материала, столько и разных идей. На верхушке ананаса может восторженно стоять будущий артист или смелый, отважный воин. В ветвях свеклы может скрываться смех девушки, которая скромно ожидает своего возлюбленного. А в центре желтой, сочной дыни твердо стоит на ногах человек, который играет чудесную музыку на арфе. То есть применение можно найти любому фрукту и овощу.

 

 

И только мастерам решать, как отображать их лучшие стороны. Кого ставить во главе, кого по сторонам и кого в центре. Неважно, будут там стоять какие-то благородные люди или задумчивый бедняк, опустив голову, самое главное, что они там могут быть.

 

Композиции из овощей и фруктов

 

 

В этой подборке — оригинальные композиции из овощей и фруктов, сделанные своими руками в домашних условиях. Их можно использовать для украшения праздничного стола, а также если вы занялись таким увлекательным делом, как оформление салатов.

 

Композиции из овощей и фруктов фото галерея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самые интересные статьи

filiya.ru

Славянский праздник урожая - Зажинки и Спожинки

«Жнеи молодые,Серпы золотые!Веселёнько жалиСерпочки мелькали!»

Испокон веков сбор урожая (событие огромной важности для земледельца) был не только временем тяжкого труда, но и великим праздником. В славянской Традиции (как и во многих других культурах) торжественно отмечалось (и отмечается до сих пор) начало жатвы и её окончание: в народном месяцеслове (календаре) эти святодни называются соответственно Зажинками и Спожинками (иначе – Пожинками, Дожинками).В христианское время жатва обычно начиналась после Ильина Дня, а Спожинки были приурочены к Успению Богородицы (15 серпня \ августа). Впрочем, по некоторым сведениям, даты этих праздников могли сдвигаться – в зависимости от созревания злаков. Несмотря на привязку к христианским праздникам и некоторые христианские элементы в обрядности, Зажинки и Спожинки уходят своим корнями в глубокую древность. Об этом свидетельствует архаичность ритуалов, совершавшихся в эти дни – к слову сказать, подобные обряды известны не только на Руси, но и по всей Европе.

Зажинки.

А. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года» . Право начать жатву могло также предоставляться старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.Особой значимостью обладал первый сжатый сноп – его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот назывался по-разному: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед и использовался в различных обрядах. По свидетельству Ю.П. Миролюбова, «Пращур был участником Колядок, его носили на вилах от дома к дому и, входя, ребята начинали словами: «Слава Пращуру!» Затем пели Колядки. Взрослые же, обмотав Колесо соломинами Пращура, зажигали и гнали горящее Колесо по дорогам, через сугробы, в знак близкой весны и тепла. В начале вешнего сева хозяева брали Первый Сноп, растирали руками колосья и выпавшее зерно с половой (мякиной) смешивали с зерном для сева. Этим как бы поддерживалась связь одного Пращура с другим, идущая с древних веков. На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, что ­бы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здра­вы и благополучны.  Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посаженные отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» .По мнению Миролюбова, первый сноп был изображением Бога и, в то же время, даром Ему. Действительно, во многих традиционных культурах первое «доля богов и других представителей иного мира, оно не принадлежит человеку. Поэтому первые плоды, первины урожая, первые приготовленные продукты имеют четко обозначенную прагматику — они используются почти исключительно в качестве жертвы» . В ряде мест зажиночный сноп ритуально сжигали во время Зимних Святок, что может быть интерпретировано как жертвоприношение.В «Велесовой Книге» (впрочем, подлинность этого источника отрицается большинством учёных) сказано: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска» . Во многих культурах встречаются обряды, в которых жертва Божеству одновременно является Его изображением: к примеру, греческому Богу Дионису, именуемому «быком», «быковидным», «быколиким» и т.п. приносили в жертву быков (участники ритуала в исступлении разрывали их на части и поедали сырое мясо – воспроизводя тем самым гибель этого Бога, который, согласно мифу, был разрезан на куски титанами). Так что версия Ю.П. Миролюбова вполне может соответствовать истине… но к Снопу и связанным с ним обычаям мы ещё вернёмся.

Жатва.

Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Предоставим слово А. Терещенко: «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию. Смотря на них, сердце невольно завидует их счастию. Душа свободы – доверчивая откровенность и простосердечное самодовольство – ставят их выше всех счастливцев в мире. Ряды жнецов работают дружно. Малые и большие с серпами в руках, с граблями на спине – все трудятся и все поют. Песни зажнивные поются без разбора, но чаще всего шуточные и веселые» . Жатвенные песни, задавая ритм, помогали жнецам и жницам в работе. Крестьяне пели об уборке урожая, насмехались над нерадивыми и скупыми хозяевами и хвалили щедрых:«А я, молоденька, рожь топчу,Рожь топчу, рожь топчу,Травку-муравку вытопчу,Вытопчу, вытопчу,Зеленое жито вырастет,Вырастет, вырастет,А я, молоденька, буду жать,Буду жать, буду жать,И да у снопочки вязать,Да вязать, да вязать...»

«..Ой, у чужого господаря обидаты пора,А у нашого господаря ще и думки не ма.Ой, паноньку наш! Обидаты час!У чужого господаря горилочку пьют,А у нашого господаря воды не дают.Ой, паноньку наш! Обидаты час!У чужого господаря полудноваты пора,А у нашого господаря щей на думки не ма.Ой, паноньку наш! Полудноваты час!У чужого господаря пополудновалы,А у нашого богатого ще й не думалы.Ой, паноньку наш! Полудноваты час!»

Жатву необходимо было закончить как можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща, «миром» (т.е. общиной). Устраивали «толоку» (иначе – «толоки», «помочи»): так назывался совместный труд – помощь в тяжёлой работе одному из общинников. К слову сказать, существовали и особые «толочанские» песни:«На горушке на крутой,На раздольице широкойА стоит народ всей толпойГлядит народ толоку.А чья это толока?Богатого мужика,Богатого мужика, -Акимова толока».

Обряды Спожинок.Окончание жатвы, как и её начало, сопровождалось обрядовыми действами и пиром. Последние оставшиеся на поле колосья оставляли «на бороду» кому-либо из мифологических персонажей: Спасу, святому Илье («заместившему» в христианское время Перуна), святому Николе («заместителю» Велеса), святому Егорию («заместителю» Ярилы). При этом пели соответствующие песни:«Егорий, приходи,Коня приводи.И наших коней корми,И овечку корми,И коровку корми!»«Сей год — борода, на ново бы друга.Если старик стопчет, то помрет,Старуха стопчет — тоже помрет,А молодей, стопчет — в солдаты пойдет,А девица стопчет — замуж пойдет».

Стебли «бороды» заламывали (нередко при этом свивая их жгутом), чтобы колосья свешивались до земли. Иногда в стебли бороды или на землю (на скатерть, на камень) клали хлеб и соль (предназначавшиеся в жертву: Богу, святому Илье, умершим, полевым духам, «мышам и другим зверям»). Помимо обрядовых песен существовали и особые ритуальные формулы, которыми сопровождалось заламывание «бороды»: «Вот тебе, Илья, борода, рости овес на прок, корми доброго коня; Вот тебе, Никола, бородка! Уроди нам и на будущий год хлеба!»Другие названия «бороды» - «коза» («козой» называется также часть полосы, приходящаяся на долю одного жнеца), «перепёлка», «куст», «кукла».А.Н. Афанасьев пишет, что «бороду» завивали и в Зажинки, причём посвящали её Велесу \ Волосу: «Когда созреет хлеб, в южной России жницы отправляются в поле с песнями; одна из них, захватив рукою пучок колосьев, завивает (закручивает) их на корню и потом перегибает или заламывает в какую-нибудь сторону, чтобы всякий мог видеть и ни один бы серп не коснулся сделанного «закрута». Это называется: завивать Волосу бороду или оставлять, дарить ему на бороду куст золотистых колосьев; в честь этой «бороды» поются обрядовые песни. Думают, что после такого обряда никакой лиходей и колдун уже не в силах наслать на хлеб порчу» .По мнению многих исследователей (Д.К. Зеленина, В.Я. Проппа, Яна де Фриза, Мирчи Элиаде), этот обряд, известный по всей Европе, первоначально был магическим действием, совершаемым с целью сохранения силы урожая. В.Я. Пропп пишет: «Если предположить, что в "бородке" будто бы сохранена плодородящая сила зерна, то исконный смысл обряда становится ясным. Завивание в венок эту силу сохраняет, а пригибание к земле или закапывание имеет цель возвращение земле тех сил, которые из земли ушли в зерно» . Мирча Элиаде высказывает схожие мысли: «этот обычай вызван страхом перед иссяканием животворной «силы» урожая. В несрезанных колосьях сохраняется сила растения и всего поля. Этот обычай, проистекающий из изначальной идеи «силы», которая постепенно, но не до конца иссякает, а затем возрождается с помощью собственного волшебства, позже стал толковаться как жертвоприношение мифическим олицетворениям растительных сил или же различным духам, имеющим то или иное отношение к растительному миру» .Часто последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям, жнец при этом хранил молчание) и делали из них дожиночный сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха), Житной Царицей, Кумушкой, Житной Бабой и т.д. С ним поступали по-разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села, а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп, наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на поле животных-вредителей. Пожалуй, наиболее распространённым на славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок).А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение этого обычая: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи \Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень\ в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда ее обмолачивают и добытыми из нее зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за­ключенный в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» .Возможно, дожиночный сноп считался вместилищем души Предка – в пользу этой версии говорят некоторые его названия («Дед», «Баба») и его присутствие на поминальной трапезе в навечерие Коляды. Это предположение не противоречит представлениям о снопе как месте обитания полевого духа – Мирча Элиаде в «Очерках сравнительного религиоведения» пишет о зимних святках у германцев: «из последнего снопа, сжатого в прошлом году, делают изображение мужчины, женщины, петуха, козы или другого животного. Знаменательно, что эти животные, которыми принято олицетворять «силу» растительности, олицетворяют и духов умерших – вплоть до того, что в некоторый момент становится невозможным различить, символизирует ли животное души тех, кого уже нет, или воплощает собой силы земли и растительности» .Быть может, славяне считали последний сноп изображением Божества. В Древней Греции аналогом славянской (и общеевропейской) Матери Пшеницы была Богиня Деметра (чьё имя, согласно версии В. Маннхардта, означает Мать Ячменя).А.Н. Афанасьев отмечает, что некоторые Божества германцев сходны по функциям с полевыми духами: «житный дед сближается с Одином, а житная баба, kornmutter, с frauGode, Гольдою или Бертою. И Один, и frauGode чествуются, как податели земного плодородия; и тому, и дру­гой поселяне оставляют на лугах и нивах часть нескошенной травы и несжатого хлеба; frauGode сидит в колосистом жите, и последний сноп называется Erntewod; чтобы Гольда (frauHolle) не поедала хлеба из житниц, для нее оставляют на ниве три несрезанных колоса» . Шотландцы называли дожиночный сноп Старой Жёнушкой (Кайллеах) или Девой; при этом в кельтской мифологии есть Богини Кайллеах и Бригид (один из вариантов перевода этого имени - «Невеста»). Бригид – Божество плодородия и света; Кайллеах – одноглазая ведьма, насылающая бури и губящая живое. Наконец, в белорусском фольклоре есть персонаж, олицетворяющий собой Осень – Жыцень. Имя этого Божества происходит от слова «жито» и совпадает с названием полевых духов. Жыцень «появляется на нивах и огородах, после снятия хлеба и овощей, и осматривает: все ли убрано, как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, у которого хлеб убран начисто, с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожай, а там, куда перенёс он связанный сноп, бывает обильная жатва» .

Обряды с «бородой» и последним (или первым) снопом, предположительно, являются разновидностями одного и того же ритуала – об этом говорит их несомненное сходство. Славянские названия «бороды»: «коза» и «перепёлка» имеют многочисленные аналоги в фольклоре европейских народов, где дух поля часто считается имеющим облик животного, и последние колосья в поле носят соответствующее название – «Ржаной Волк», «Петух», «Жатвенный Козёл» и т.п.Духам (или Божествам) – покровителям полей на Руси и по всей Европе приносились жертвы: растительные, животные или человеческие (от последних остались отголоски в фольклоре). По-видимому, жертва при этом обычно уподоблялась Божеству (или духу) урожая в одной из его форм, а жертвоприношение воспроизводило его «гибель» во время жатвы – ведь зерно в древности считали своего рода телом, воплощением этого Бога или духа: поэтому европейские крестьяне говорили о жнеце, сжавшем последний сноп, что он убил Хлебного Человека (Быка, Зайца и т.п.), а римляне называли хлеб именем Богини плодородия – Цереры.В обряде жертвоприношения разные ипостаси могли сливаться: снопу придавали человекоподобную форму, жертвенного петуха обвязывали колосьями и т.д.После завершения жатвы жницы катались по земле, чтобы вернуть себе силы, истраченные во время работы. При этом говорили:«Жнивка-жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!» Есть сведения, что после уборки урожая крестьяне ходили босиком по горящей соломе или раскалённым углям – совершали очистительный обряд.

Жатвенный пир.

В христианское время первые плоды нового урожая освящали в церкви – А. Терещенко пишет: «поныне во многих местах во время и после жатвы приносят в церковь для освящения первые снопы и печеный хлеб от первого умолота, первые соты меда и первые созрелые плоды. В Малороссии делают при этом случае кутью из риса, которую украшают цветами и благоухающими травами и приносят ее в церковь для освящения с плодами и медом. Во всех тех местах, где занимаются разведением пчел, вменяется обычаем в обязанность, чтобы каждому хозяину приносить в церковь первые медовые соты» .Хлеб для земледельца священен – по свидетельству А.Н. Афанасьева, «На Руси говорят о хлебе: «дар божий» (пол. zboze — жито), «святой хлеб», «сноп святого жита»; хлеб-соль прини­мается за эмблему плодородия, богатства и счастья, служит необходимою принад­лежностью всякого семейного и общественного торжества, предохраняет от кол­довства и нечистой силы; первая песнь, при святочных гаданиях, возглашается хлебу: «мы хлебу песнь поем, хлебу честь воздаем!» Принимаясь за новую ковригу хлеба, крестьяне произносят: «Господи благослови!» «Сказать на хлеб худое слово» они считают за величайшее беззаконие; не следует ни сорить хлебом, ни катать из него шариков — не то Бог накажет неурожаем и голодом. Кто, вкушая хлеб, роняет крошки наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти, достается дьяволу. Напротив, кто не брезгает хлебом, ест его черствый и цвелый (с плесенью), тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживет до преклонной старости и не изведает нищеты. Крестьяне тщательно собирают хлебные крошки и кормят ими до­машнюю птицу, а черствые корки бросают в затопленную печь» . Ещё более свят хлеб нового урожая – поедание зажиночного хлеба во время торжественного пиршества было обрядовым действом. Новый каравай клали на середину стола, не спеша разрезали и одаривали его частями всех участников застолья. Первый ломоть подавали самому старшему мужчине («батюшке-пахарю»), который благословлял «новину».Во время ритуальной жатвенной трапезы происходило причащение телом духа (или Божества) хлеба. Очень ярко эта идея выражена в обрядах европейских крестьян – во многих местах на пиру после окончания жатвы съедали жертвенное животное, выступавшее в качестве духа \ Божества урожая в обряде жертвоприношения, а в Швеции для жатвенной трапезы из зерна последнего снопа выпекали каравай в форме девушки.источник

Праздничный каравай «Хлебный сноп»

Нам понадобится:(тесто для основы каравая и для лепных украшений разное)Тесто для лепки колосьев (или других украшений - см. в этом рецепте ниже):пшеничная мука - 500 гр.свежие яичные белки - 250 гр.Тесто для хлеба - в данном случае простое безопарное:(см. на выбор простое безопарное тесто или сдобное опарное тесто)пшеничная мука - 420 гр.соль - 1/2 ч.л.сахар - 2 ст.л.дрожжи свежие - 12 гр. (сухие 1,5 ч.л.)мягкого сливочного масла - 25 гр.желтки - 2 шт.вода -  0,5 ст. + 1-2 ст.л.Для смазывания:• 2 ложки кукурузного сиропа

Приготовление

Готовим тесто для колосьев:Пропустить через сито муку в миску миксера и добавить туда белки.Включить миксер чтобы замешать тесто на медленную скорость пока оно не станет упругим.Затем обертываем тесто в п/плёнку, чтобы не сохло, и отставляем в сторону.Готовим тесто для хлеба:Пропустить через сито муку в миску миксера, добавить соль и сахар, и смешать.Добавить сухие дрожжи и смешиваем.Добавляем сливочное масло, желтки и пол стакана воды, и ставим на медленную скорость в миксере.Если тесто не получается, и после двух минут оно всё равно рассыпчатое на дне, то надо добавить 1 или 2 ложки воды.Закрываем миску п/плёнкой и оставляем на час пока тесто не станет вдвое больше.Сначала делаем колосья из приготовленного теста с белками. Можно сделать их за несколько часов до, и оставить их закрытыми пленкой в холодильнике чтобы не засохли.

Лепим стебли:- отрываем от теста небольшие кусочки и раскатываем их чтобы получились ниточки, очень тонкие, толщиной не больше 5 ммНадо сделать 20-30 ниточек длиной по 20 см.Готовые стебли закрываем плёнкой, чтобы не высохли.Затем лепим колосья:- отрываем от теста небольшие кусочки и скручиваем их в рулоны, длиною в 10 см. И толщиною в 1 см.Заостряем на концах.Разрезаем каждый рулон на две части в ширину, и маленькими и острыми ножницами делаем на них надрезы, чтобы получились колючки (смотреть картинку).Растягиваем не сильно каждый колос, ставим на поднос и закрываем плёнкой.Делаем 40-50 таких колосьев.ПРИМЕЧАНИЕ: если это тесто сухое и трудно его закручивать, то нужно иногда протирать рабочий стол влажной тряпкой.

Делаем основную буханку:

Берём тесто для каравая, которое уже подошло, и расскатываем.Скалкой делаем лист толщиной 3-4 см, чтобы одна его сторона была более узкой.Кладём этот лист на широкую плоскую формочку, застеленную бумагой для выпечки.Складываем полоску бумаги для выпечки четыре раза чтобы получилась лента шириной в 5 см. Обёртываем лентой треть теста, как ремнем, и оставляем на 15 минут для расстойки.Когда тесто взойдёт, эта лента заставит его остаться узким в том месте.Закрываем плёнкой и оставляем на час чтобы тесто взошло.

Разогреваем духовку до 180 гр. С, когда в ней находится пустая форма для выпечки с длинными стенками.

Аккуратно срезаем ленту, обвёртывающую тесто, и очень осторожно её удаляем.

Укладываем на тесто по длине подготовленные стебли.

Готовые колосья кладём на тесто, начиная от конца стеблей.Из оставшегося белкового теста для колосьев скатываем длинную верёвку толщиной в 2 см.Разрезаем ее на две равные части.Подсовываем кончики каждой половины верёвки под тесто для хлеба в месте, где раньше была лента.Завязываем два оставшихся конца узлом. Или можно сделать бантик.

Подготовленный хлеб помещаем в предварительно разогретую духовку.Чтобы хлеб получился еще красивее, перед посадкой в духовку можно смазать его кисточкой разболтанным с молоком яйцом (1:1) или только разболтанным яйцом.Выпекаем 45-50 минут, пока колосья не начнут немного темнеть. Нужно следить, чтобы перегорели. Если перегорают, а хлеб еще не пропекся (температура в духовке слишком высока - надо 180 гр. С), можно накрыть фольгой.Готовность хлеба определяется втыканием палочки - когда она вынимается сухая, хлеб уже готов.Вынимаем готовый хлеб из духовки.Для придания дополнительного блеска после небольшого остывания под сложенным вдвое полотенцем смазываем каравай небольшим количеством кукурузного сиропа (или сиропа, сваренного из 3 ст. ложек сахара и 3 ст. ложек воды).Подаем на стол горячим.Изготовление "колосьев" из белого белкового теста:1. Раскатываем из белого белкового теста небольшие колбаски:2. Половину их длины раскатываем потоньше:3. Ту часть, что потолще, надрезаем маленькими ножницами наискось:4. "Колоски", готовые к установке на каравай:

Каравай я сама не пекла, полностью взяла из этого источника , советую пройтись по ссылке, что бы увидеть примеры, как еще можно украшать каравай.

jerabuwka.livejournal.com

Колосья пшеницы

Жатва не за горами, и мы настоятельно рекомендуем читателям запастись золотыми колосьями пшеницы. Для чего? Сейчас расскажем! Колоски пшеницы — настоящая сокровищница стильных идей для дома и не только, которая свела с ума всю нашу редакцию.

«Так Просто!» создала для тебя потрясную подборку идей пшеничного декора на любой случай. Черпай вдохновение вместе с нами!

Колосья пшеницы

  1. Первое и самое простое, что можно сделать из колосков пшеницы, это сплести их в уютный венок.

    А смешав множество колосьев различных цветов, можно получить нечто очень оригинальное!

    Если ты считаешь круглые венки слишком скучными, попробуй сплести венок в форме сердца. Смотрится ну очень необычно.

    А заготовив и засушив немного колосьев на год вперед, можно сделать удивительный венок к светлому празднику Пасхи. Дополни его птицами, пестрыми перьями и праздничными яйцами, и ты не прогадаешь!

  2. Если венки ну совсем приелись, дверь можно украсить чудесным букетом из колосков. А яркая лента задаст нужное настроение!
  3. Не обходится без уютных колосков и свадебный декор. Засушенные колосья пшеницы хорошо впишутся в деревенский стиль свадьбы.

    Таким нехитрым и очень оригинальным способом можно оформить центральные декорации праздничного стола, приглашения для гостей и посадочные карточки.

    Только взгляни, как это восхитительно!

    А тематический свадебный торт, украшенный колосьями пшеницы, станет настоящей изюминкой праздника. Гости будут в восторге!

  4. Из засушенных колосьев пшеницы можно собрать оригинальный букет невесты.

    Ну и куда же без бутоньерки для жениха в кантри стиле!

  5. Добавь немного ярких красок в букет из колосков, и обычное застолье превратится в красочный праздник. Такой букет станет отличным дополнением детской вечеринки.

    Это целое произведение искусства! Тут и пшеница, и мак, и тыква… Всё выглядит очень натурально и по-домашнему.

    Еще одна превосходная идея осеннего декора. Пышные снопы во главе стола!

  6. При помощи колосков пшеницы, бобов и бечевки можно оригинально украсить баночку для сыпучих.

    Такой подсвечник совсем несложно смастерить. 10 минут — и на твоем столе уютный очаг, который станет верным спутником теплых домашних посиделок.

Бытует мнение, что композиция из колосков на окне или венок на входной двери оберегают жилище от злых духов, приносят удачу и любовь. Красиво украшенный дом или оформленное с душой событие способны не только поднять настроение, но и добавить уюта. Главное — прояви фантазию, и твоя жизнь наполнится теплом и радостью!

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями в соцсетях.

Автор статьи

Кристина Миронюк

Поклонница живописи, особенно Моне и Климта. Обожает кино, ценит музыку на виниле. Архитектура и скульптура — то, что вдохновляет любознательную личность круглосуточно! Кристина занимается изучением цифровых технологий для протезирования в стоматологии. Девушка выбирает минимализм и простоту как в интерьере, так и в жизни. Вдохновляющий горный вид и книга «Двадцать тысяч льё под водой» Жюля Верна — вот что нужно для счастья нашему очаровательному автору!

takprosto.cc

Славянский праздник урожая - Зажинками и Спожинками

«Жнеи молодые,Серпы золотые!Веселёнько жалиСерпочки мелькали!»

Испокон веков сбор урожая (событие огромной важности для земледельца) был не только временем тяжкого труда, но и великим праздником. В славянской Традиции (как и во многих других культурах) торжественно отмечалось (и отмечается до сих пор) начало жатвы и её окончание: в народном месяцеслове (календаре) эти святодни называются соответственно Зажинками и Спожинками (иначе – Пожинками, Дожинками).В христианское время жатва обычно начиналась после Ильина Дня, а Спожинки были приурочены к Успению Богородицы (15 серпня \ августа). Впрочем, по некоторым сведениям, даты этих праздников могли сдвигаться – в зависимости от созревания злаков. Несмотря на привязку к христианским праздникам и некоторые христианские элементы в обрядности, Зажинки и Спожинки уходят своим корнями в глубокую древность. Об этом свидетельствует архаичность ритуалов, совершавшихся в эти дни – к слову сказать, подобные обряды известны не только на Руси, но и по всей Европе.

Зажинки.

А. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года» . Право начать жатву могло также предоставляться старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.Особой значимостью обладал первый сжатый сноп – его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот назывался по-разному: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед и использовался в различных обрядах. По свидетельству Ю.П. Миролюбова, «Пращур был участником Колядок, его носили на вилах от дома к дому и, входя, ребята начинали словами: «Слава Пращуру!» Затем пели Колядки. Взрослые же, обмотав Колесо соломинами Пращура, зажигали и гнали горящее Колесо по дорогам, через сугробы, в знак близкой весны и тепла. В начале вешнего сева хозяева брали Первый Сноп, растирали руками колосья и выпавшее зерно с половой (мякиной) смешивали с зерном для сева. Этим как бы поддерживалась связь одного Пращура с другим, идущая с древних веков. На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, что ­бы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здра­вы и благополучны.  Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посаженные отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» .По мнению Миролюбова, первый сноп был изображением Бога и, в то же время, даром Ему. Действительно, во многих традиционных культурах первое «доля богов и других представителей иного мира, оно не принадлежит человеку. Поэтому первые плоды, первины урожая, первые приготовленные продукты имеют четко обозначенную прагматику — они используются почти исключительно в качестве жертвы» . В ряде мест зажиночный сноп ритуально сжигали во время Зимних Святок, что может быть интерпретировано как жертвоприношение.В «Велесовой Книге» (впрочем, подлинность этого источника отрицается большинством учёных) сказано: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска» . Во многих культурах встречаются обряды, в которых жертва Божеству одновременно является Его изображением: к примеру, греческому Богу Дионису, именуемому «быком», «быковидным», «быколиким» и т.п. приносили в жертву быков (участники ритуала в исступлении разрывали их на части и поедали сырое мясо – воспроизводя тем самым гибель этого Бога, который, согласно мифу, был разрезан на куски титанами). Так что версия Ю.П. Миролюбова вполне может соответствовать истине… но к Снопу и связанным с ним обычаям мы ещё вернёмся.

Жатва.

Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Предоставим слово А. Терещенко: «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию. Смотря на них, сердце невольно завидует их счастию. Душа свободы – доверчивая откровенность и простосердечное самодовольство – ставят их выше всех счастливцев в мире. Ряды жнецов работают дружно. Малые и большие с серпами в руках, с граблями на спине – все трудятся и все поют. Песни зажнивные поются без разбора, но чаще всего шуточные и веселые» . Жатвенные песни, задавая ритм, помогали жнецам и жницам в работе. Крестьяне пели об уборке урожая, насмехались над нерадивыми и скупыми хозяевами и хвалили щедрых:«А я, молоденька, рожь топчу,Рожь топчу, рожь топчу,Травку-муравку вытопчу,Вытопчу, вытопчу,Зеленое жито вырастет,Вырастет, вырастет,А я, молоденька, буду жать,Буду жать, буду жать,И да у снопочки вязать,Да вязать, да вязать...»

«..Ой, у чужого господаря обидаты пора,А у нашого господаря ще и думки не ма.Ой, паноньку наш! Обидаты час!У чужого господаря горилочку пьют,А у нашого господаря воды не дают.Ой, паноньку наш! Обидаты час!У чужого господаря полудноваты пора,А у нашого господаря щей на думки не ма.Ой, паноньку наш! Полудноваты час!У чужого господаря пополудновалы,А у нашого богатого ще й не думалы.Ой, паноньку наш! Полудноваты час!»

Жатву необходимо было закончить как можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща, «миром» (т.е. общиной). Устраивали «толоку» (иначе – «толоки», «помочи»): так назывался совместный труд – помощь в тяжёлой работе одному из общинников. К слову сказать, существовали и особые «толочанские» песни:«На горушке на крутой,На раздольице широкойА стоит народ всей толпойГлядит народ толоку.А чья это толока?Богатого мужика,Богатого мужика, -Акимова толока».

Обряды Спожинок.Окончание жатвы, как и её начало, сопровождалось обрядовыми действами и пиром. Последние оставшиеся на поле колосья оставляли «на бороду» кому-либо из мифологических персонажей: Спасу, святому Илье («заместившему» в христианское время Перуна), святому Николе («заместителю» Велеса), святому Егорию («заместителю» Ярилы). При этом пели соответствующие песни:«Егорий, приходи,Коня приводи.И наших коней корми,И овечку корми,И коровку корми!»«Сей год — борода, на ново бы друга.Если старик стопчет, то помрет,Старуха стопчет — тоже помрет,А молодей, стопчет — в солдаты пойдет,А девица стопчет — замуж пойдет».

Стебли «бороды» заламывали (нередко при этом свивая их жгутом), чтобы колосья свешивались до земли. Иногда в стебли бороды или на землю (на скатерть, на камень) клали хлеб и соль (предназначавшиеся в жертву: Богу, святому Илье, умершим, полевым духам, «мышам и другим зверям»). Помимо обрядовых песен существовали и особые ритуальные формулы, которыми сопровождалось заламывание «бороды»: «Вот тебе, Илья, борода, рости овес на прок, корми доброго коня; Вот тебе, Никола, бородка! Уроди нам и на будущий год хлеба!»Другие названия «бороды» - «коза» («козой» называется также часть полосы, приходящаяся на долю одного жнеца), «перепёлка», «куст», «кукла».А.Н. Афанасьев пишет, что «бороду» завивали и в Зажинки, причём посвящали её Велесу \ Волосу: «Когда созреет хлеб, в южной России жницы отправляются в поле с песнями; одна из них, захватив рукою пучок колосьев, завивает (закручивает) их на корню и потом перегибает или заламывает в какую-нибудь сторону, чтобы всякий мог видеть и ни один бы серп не коснулся сделанного «закрута». Это называется: завивать Волосу бороду или оставлять, дарить ему на бороду куст золотистых колосьев; в честь этой «бороды» поются обрядовые песни. Думают, что после такого обряда никакой лиходей и колдун уже не в силах наслать на хлеб порчу» .По мнению многих исследователей (Д.К. Зеленина, В.Я. Проппа, Яна де Фриза, Мирчи Элиаде), этот обряд, известный по всей Европе, первоначально был магическим действием, совершаемым с целью сохранения силы урожая. В.Я. Пропп пишет: «Если предположить, что в "бородке" будто бы сохранена плодородящая сила зерна, то исконный смысл обряда становится ясным. Завивание в венок эту силу сохраняет, а пригибание к земле или закапывание имеет цель возвращение земле тех сил, которые из земли ушли в зерно» . Мирча Элиаде высказывает схожие мысли: «этот обычай вызван страхом перед иссяканием животворной «силы» урожая. В несрезанных колосьях сохраняется сила растения и всего поля. Этот обычай, проистекающий из изначальной идеи «силы», которая постепенно, но не до конца иссякает, а затем возрождается с помощью собственного волшебства, позже стал толковаться как жертвоприношение мифическим олицетворениям растительных сил или же различным духам, имеющим то или иное отношение к растительному миру» .Часто последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям, жнец при этом хранил молчание) и делали из них дожиночный сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха), Житной Царицей, Кумушкой, Житной Бабой и т.д. С ним поступали по-разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села, а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп, наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на поле животных-вредителей. Пожалуй, наиболее распространённым на славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок).А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение этого обычая: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи \Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень\ в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда ее обмолачивают и добытыми из нее зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за­ключенный в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» .Возможно, дожиночный сноп считался вместилищем души Предка – в пользу этой версии говорят некоторые его названия («Дед», «Баба») и его присутствие на поминальной трапезе в навечерие Коляды. Это предположение не противоречит представлениям о снопе как месте обитания полевого духа – Мирча Элиаде в «Очерках сравнительного религиоведения» пишет о зимних святках у германцев: «из последнего снопа, сжатого в прошлом году, делают изображение мужчины, женщины, петуха, козы или другого животного. Знаменательно, что эти животные, которыми принято олицетворять «силу» растительности, олицетворяют и духов умерших – вплоть до того, что в некоторый момент становится невозможным различить, символизирует ли животное души тех, кого уже нет, или воплощает собой силы земли и растительности» .Быть может, славяне считали последний сноп изображением Божества. В Древней Греции аналогом славянской (и общеевропейской) Матери Пшеницы была Богиня Деметра (чьё имя, согласно версии В. Маннхардта, означает Мать Ячменя).А.Н. Афанасьев отмечает, что некоторые Божества германцев сходны по функциям с полевыми духами: «житный дед сближается с Одином, а житная баба, kornmutter, с frauGode, Гольдою или Бертою. И Один, и frauGode чествуются, как податели земного плодородия; и тому, и дру­гой поселяне оставляют на лугах и нивах часть нескошенной травы и несжатого хлеба; frauGode сидит в колосистом жите, и последний сноп называется Erntewod; чтобы Гольда (frauHolle) не поедала хлеба из житниц, для нее оставляют на ниве три несрезанных колоса» . Шотландцы называли дожиночный сноп Старой Жёнушкой (Кайллеах) или Девой; при этом в кельтской мифологии есть Богини Кайллеах и Бригид (один из вариантов перевода этого имени - «Невеста»). Бригид – Божество плодородия и света; Кайллеах – одноглазая ведьма, насылающая бури и губящая живое. Наконец, в белорусском фольклоре есть персонаж, олицетворяющий собой Осень – Жыцень. Имя этого Божества происходит от слова «жито» и совпадает с названием полевых духов. Жыцень «появляется на нивах и огородах, после снятия хлеба и овощей, и осматривает: все ли убрано, как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, у которого хлеб убран начисто, с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожай, а там, куда перенёс он связанный сноп, бывает обильная жатва» .

Обряды с «бородой» и последним (или первым) снопом, предположительно, являются разновидностями одного и того же ритуала – об этом говорит их несомненное сходство. Славянские названия «бороды»: «коза» и «перепёлка» имеют многочисленные аналоги в фольклоре европейских народов, где дух поля часто считается имеющим облик животного, и последние колосья в поле носят соответствующее название – «Ржаной Волк», «Петух», «Жатвенный Козёл» и т.п.Духам (или Божествам) – покровителям полей на Руси и по всей Европе приносились жертвы: растительные, животные или человеческие (от последних остались отголоски в фольклоре). По-видимому, жертва при этом обычно уподоблялась Божеству (или духу) урожая в одной из его форм, а жертвоприношение воспроизводило его «гибель» во время жатвы – ведь зерно в древности считали своего рода телом, воплощением этого Бога или духа: поэтому европейские крестьяне говорили о жнеце, сжавшем последний сноп, что он убил Хлебного Человека (Быка, Зайца и т.п.), а римляне называли хлеб именем Богини плодородия – Цереры.В обряде жертвоприношения разные ипостаси могли сливаться: снопу придавали человекоподобную форму, жертвенного петуха обвязывали колосьями и т.д.После завершения жатвы жницы катались по земле, чтобы вернуть себе силы, истраченные во время работы. При этом говорили:«Жнивка-жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!» Есть сведения, что после уборки урожая крестьяне ходили босиком по горящей соломе или раскалённым углям – совершали очистительный обряд.

Жатвенный пир.

В христианское время первые плоды нового урожая освящали в церкви – А. Терещенко пишет: «поныне во многих местах во время и после жатвы приносят в церковь для освящения первые снопы и печеный хлеб от первого умолота, первые соты меда и первые созрелые плоды. В Малороссии делают при этом случае кутью из риса, которую украшают цветами и благоухающими травами и приносят ее в церковь для освящения с плодами и медом. Во всех тех местах, где занимаются разведением пчел, вменяется обычаем в обязанность, чтобы каждому хозяину приносить в церковь первые медовые соты» .Хлеб для земледельца священен – по свидетельству А.Н. Афанасьева, «На Руси говорят о хлебе: «дар божий» (пол. zboze — жито), «святой хлеб», «сноп святого жита»; хлеб-соль прини­мается за эмблему плодородия, богатства и счастья, служит необходимою принад­лежностью всякого семейного и общественного торжества, предохраняет от кол­довства и нечистой силы; первая песнь, при святочных гаданиях, возглашается хлебу: «мы хлебу песнь поем, хлебу честь воздаем!» Принимаясь за новую ковригу хлеба, крестьяне произносят: «Господи благослови!» «Сказать на хлеб худое слово» они считают за величайшее беззаконие; не следует ни сорить хлебом, ни катать из него шариков — не то Бог накажет неурожаем и голодом. Кто, вкушая хлеб, роняет крошки наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти, достается дьяволу. Напротив, кто не брезгает хлебом, ест его черствый и цвелый (с плесенью), тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживет до преклонной старости и не изведает нищеты. Крестьяне тщательно собирают хлебные крошки и кормят ими до­машнюю птицу, а черствые корки бросают в затопленную печь» . Ещё более свят хлеб нового урожая – поедание зажиночного хлеба во время торжественного пиршества было обрядовым действом. Новый каравай клали на середину стола, не спеша разрезали и одаривали его частями всех участников застолья. Первый ломоть подавали самому старшему мужчине («батюшке-пахарю»), который благословлял «новину».Во время ритуальной жатвенной трапезы происходило причащение телом духа (или Божества) хлеба. Очень ярко эта идея выражена в обрядах европейских крестьян – во многих местах на пиру после окончания жатвы съедали жертвенное животное, выступавшее в качестве духа \ Божества урожая в обряде жертвоприношения, а в Швеции для жатвенной трапезы из зерна последнего снопа выпекали каравай в форме девушки.источник

Праздничный каравай «Хлебный сноп»

Нам понадобится:(тесто для основы каравая и для лепных украшений разное)Тесто для лепки колосьев (или других украшений - см. в этом рецепте ниже):пшеничная мука - 500 гр.свежие яичные белки - 250 гр.Тесто для хлеба - в данном случае простое безопарное:(см. на выбор простое безопарное тесто или сдобное опарное тесто)пшеничная мука - 420 гр.соль - 1/2 ч.л.сахар - 2 ст.л.дрожжи свежие - 12 гр. (сухие 1,5 ч.л.)мягкого сливочного масла - 25 гр.желтки - 2 шт.вода -  0,5 ст. + 1-2 ст.л.Для смазывания:• 2 ложки кукурузного сиропа

Приготовление

Готовим тесто для колосьев:Пропустить через сито муку в миску миксера и добавить туда белки.Включить миксер чтобы замешать тесто на медленную скорость пока оно не станет упругим.Затем обертываем тесто в п/плёнку, чтобы не сохло, и отставляем в сторону.Готовим тесто для хлеба:Пропустить через сито муку в миску миксера, добавить соль и сахар, и смешать.Добавить сухие дрожжи и смешиваем.Добавляем сливочное масло, желтки и пол стакана воды, и ставим на медленную скорость в миксере.Если тесто не получается, и после двух минут оно всё равно рассыпчатое на дне, то надо добавить 1 или 2 ложки воды.Закрываем миску п/плёнкой и оставляем на час пока тесто не станет вдвое больше.Сначала делаем колосья из приготовленного теста с белками. Можно сделать их за несколько часов до, и оставить их закрытыми пленкой в холодильнике чтобы не засохли.

Лепим стебли:- отрываем от теста небольшие кусочки и раскатываем их чтобы получились ниточки, очень тонкие, толщиной не больше 5 ммНадо сделать 20-30 ниточек длиной по 20 см.Готовые стебли закрываем плёнкой, чтобы не высохли.Затем лепим колосья:- отрываем от теста небольшие кусочки и скручиваем их в рулоны, длиною в 10 см. И толщиною в 1 см.Заостряем на концах.Разрезаем каждый рулон на две части в ширину, и маленькими и острыми ножницами делаем на них надрезы, чтобы получились колючки (смотреть картинку).Растягиваем не сильно каждый колос, ставим на поднос и закрываем плёнкой.Делаем 40-50 таких колосьев.ПРИМЕЧАНИЕ: если это тесто сухое и трудно его закручивать, то нужно иногда протирать рабочий стол влажной тряпкой.

Делаем основную буханку:

Берём тесто для каравая, которое уже подошло, и расскатываем.Скалкой делаем лист толщиной 3-4 см, чтобы одна его сторона была более узкой.Кладём этот лист на широкую плоскую формочку, застеленную бумагой для выпечки.Складываем полоску бумаги для выпечки четыре раза чтобы получилась лента шириной в 5 см. Обёртываем лентой треть теста, как ремнем, и оставляем на 15 минут для расстойки.Когда тесто взойдёт, эта лента заставит его остаться узким в том месте.Закрываем плёнкой и оставляем на час чтобы тесто взошло.

Разогреваем духовку до 180 гр. С, когда в ней находится пустая форма для выпечки с длинными стенками.

Аккуратно срезаем ленту, обвёртывающую тесто, и очень осторожно её удаляем.

Укладываем на тесто по длине подготовленные стебли.

Готовые колосья кладём на тесто, начиная от конца стеблей.Из оставшегося белкового теста для колосьев скатываем длинную верёвку толщиной в 2 см.Разрезаем ее на две равные части.Подсовываем кончики каждой половины верёвки под тесто для хлеба в месте, где раньше была лента.Завязываем два оставшихся конца узлом. Или можно сделать бантик.

Подготовленный хлеб помещаем в предварительно разогретую духовку.Чтобы хлеб получился еще красивее, перед посадкой в духовку можно смазать его кисточкой разболтанным с молоком яйцом (1:1) или только разболтанным яйцом.Выпекаем 45-50 минут, пока колосья не начнут немного темнеть. Нужно следить, чтобы перегорели. Если перегорают, а хлеб еще не пропекся (температура в духовке слишком высока - надо 180 гр. С), можно накрыть фольгой.Готовность хлеба определяется втыканием палочки - когда она вынимается сухая, хлеб уже готов.Вынимаем готовый хлеб из духовки.Для придания дополнительного блеска после небольшого остывания под сложенным вдвое полотенцем смазываем каравай небольшим количеством кукурузного сиропа (или сиропа, сваренного из 3 ст. ложек сахара и 3 ст. ложек воды).Подаем на стол горячим.Изготовление "колосьев" из белого белкового теста:1. Раскатываем из белого белкового теста небольшие колбаски:2. Половину их длины раскатываем потоньше:3. Ту часть, что потолще, надрезаем маленькими ножницами наискось:4. "Колоски", готовые к установке на каравай:

Каравай я сама не пекла, полностью взяла из этого источника , советую пройтись по ссылке, что бы увидеть примеры, как еще можно украшать каравай.если вам тема славянских праздников интересна, то могу рассказать про три спаса, которые как раз будут в августе

keleyo.livejournal.com

Как украсить интерьер осенью с помощью природных материалов

Осень — любимая пора не только поэтов, но и декораторов, ведь она дарит атмосферные терракотовые, пурпурные, оранжевые и золотые оттенки и урожай плодов. В подготовке к любому праздничному мероприятию вы можете использовать собранные овощи и фрукты, а несложные поделки помогут вам побороть осеннюю хандру и украсить интерьер или обеденный стол.

Ностальгия по лету неизбежна, однако осенние краски могут стать неповторимым фоном для вашего праздника. Сама природа подсказывает нам идеи для оформления дома, вам остается лишь заметить их и воплотить в жизнь.

Ранее мы рассказывали вам о трех простых идеях осеннего декора для дома. Пришло время обратить более пристальное внимание на все ресурсы, которые предоставляет нам прекрасная пора.

Осенний праздничный стол, Mia Rosa

Колоски

Засушенные колосья пшеницы как нельзя лучше передадут дух сезона и будут колоритно смотреться в интерьере. Они хорошо вписываются в деревенский стиль, особенностью которого является использование природных материалов. Традиционно злаковые в декоре символизируют удачный урожай и плодородие.

Букет из пшеницы украсит праздничный стол и не потребует лишних хлопот. Свяжите колоски красивой лентой, цвет которой вы можете подобрать под любой интерьер. Еще интересней, если опоясывать монотонную пшеницу будут яркие цветы.

Букет из пшеницы, Discover Wedding, La Dolce Vita Photography

Снопы колосьев, перевязанные тесьмой, можно прикрепить к балясинам лестницы, дверям, забору и куда вам только вздумается.

Снопы колосьев, Brides

Колосья пшеницы отлично смотрятся в букетах и бутоньерках. Их можно дополнить садовыми и полевыми цветами, сухоцветами, а также ягодами шиповника, рябины и т.п.

Букет невесты и бутоньерка жениха, Mr&Mrs

Опавшие листья

С детства мы собираем гербарии, украшаем дом опавшими листьями, ведь это дешевый способ продлить яркость уходящих осенних дней.

Приклейте к стенкам банки листья, поставьте внутрь свечку и получите красивый светильник. Либо оберните подсвечник широким листом, тогда свечи будут выглядеть гораздо наряднее и ярче.

Подсвечники, Better Homes and Gardens

Свяжите листья красивой ленточкой, украшенной яркими бусинками, такую гирлянду можно повесить на окно и замедлить листопад. Посыпав листья блестками, вы получите изящное праздничное украшение.

Гирлянды, Lauren Conrad

Замените привычные лепестки роз и насыпьте в вазу опавшие яркие листья. Композицию могут дополнять веточки деревьев.

Вазы с листьями, The Green Life Guides

Тыквы

Практически в любой осенней композиции фигурируют тыквы. На них можно вырезать узоры, а если отделка будет касаться только внешней поверхности, то это не помешает потом сделать начинку для пирога. При этом, тыквы вовсе не обязательно должны быть связано с тематикой страшилок к Хэллоуину.

Вы можете составить композицию из тыкв, листьев, цветов и всего, что посчитаете нужным.

Композиция из тыкв, Everything Fabulous

Выкрасив тыквы в золотой или серебряный цвет, вы изысканно украсите праздничный стол. Быстрее всего вы справитесь с помощью баллончика с краской.

Декор стола, A Pumkin And A Princess

Совет: Позолоченные тыквы, веточки и шишки будут отлично сочетаться с праздничной гирляндой, упомянутой выше.

Прикрепите тыковки к широкой ленте в форме банта и вешайте такое украшение на мебель.

Украшение на стул, Better Homes and Gardens

Оранжевые тыковки станут ярким акцентом в букете цветов.

Букет цветов, Brides

Фрукты

Любые осенние фрукты подойдут для декора интерьера. Чаще всего используют легкие, изящные яблоки. Также отлично будут смотреться груши и гранаты.

Если вам не удалось вырастить тыкву, то сделайте ее имитацию из запеченных яблок в карамели.

Яблоки в карамели, Brenda’s Wedding Blog

Сделайте подсвечники из яблок, опустите их в воду, это украсит ваш интерьер и создаст романтичную атмосферу.

Подсвечники из яблок, Homester

Свежие яблоки украсят торт и придадут сладкоежкам осеннее настроение.

Свадебный торт, Brides

Шишки и желуди

Прогуливаясь по парку, стоит смотреть под ноги, там можно найти основу для поделок. Каштаны, шишки, орехи и желуди не завянут в жару и не замерзнут на морозе.

Если вы страдаете аллергией на пыльцу, то вас выручит букет из шишек.

Букет из шишек. The-wedding.ru

Собрав желуди на крепкой нейлоновой нитке, вы получите красивое кольцо для салфеток, подвязку для гардин или гирлянду.

Кольцо для салфеток из желудей, Woman’s Day

Физалис

Декоративный физалис прекрасно подходит для украшения дома, благодаря свойству сохраняться несколько месяцев без воды.

Физалис, Homester

Венок из физалиса станет отличным приветствием на вашей входной двери.

Венок из физалиса, Etsy

www.diy.ru

Разработка урока по технологии "Оригинальные композиции из сухих цветов и растений: Букет из пшеничных колосьев"

Волкова Эльвира Фоатовна

Учитель технологии

1 квалификационной категории

г. Альметьевск, РТ

МБОУ «СОШ №24»

Номинация:

«Разработка внеклассного мероприятия»

Изысканные композиции из сухих цветов.

ТЕМА: Букет из пшеничных колосьев

Цели занятия:

1. Образовательная - познакомить с технологией выполнения композиций из сухоцветов; расширить кругозор в процессе изучения данной темы; обобщить знания о природных материалах;

2. Развивающая - развивать глазомер и мягкую моторику рук;

3.Воспитательная - воспитать эстетический вкус, чувство гармонии, терпение и аккуратность.

4. Практическая – научить учащихся технологии создании композиций из сухих цветов своими руками.

Класс: 7 класс

Вид учебного труда: работа с природным материалом - пшеничные колосья.

Оборудование, инструменты и материалы: кусок толстого картона 45х40, нож, клеевой пистолет, шнур длиной 30 см, серая сухая цветочная губка, 5 больших связок пшеницы, цветочная проволока 19- го размера, прочный шпагат; мультимедийный проектор, компьютер.

Зрительный ряд: композиции из сухих цветов.

Музыкальный ряд: звуки живой природы в сопровождении известных романтических мелодий.

Межпредметные связи: История - обзорное сообщение, ОБЖ - знание правил безопасной работы с инструментом.

Ход урока.

I - Вводная часть.

  1. Приветствие.

  2. Организация рабочего места.

  3. Повторение правил безопасной работы

II - Основная часть.

  1. Вступительная беседа.

  2. Объяснение и разбор технологии изготовления.

  3. Поэтапное изготовление.

Учитель: Интересно, задумывался ли кто когда-либо о засушивании цветов? С рациональной точки зрения, это может показаться необычным; возможно эта технология пришла из практики засушивания лечебных трав. Причины появления такой традиции уходят корнями во мглу веков, но, тем не менее, сухие цветы с давних пор широко используются в украшении интерьера.

Изображение цветка лотоса часто встречается на древнеегипетских гробницах в виде венков или цветочных подношений умершим. Букеты, вазы с цветами являются предметом живописи многих художников. Одним из первых прибегнул к засушиванию цветов замечательный коллекционер растений Джон Традескант, который отослал для короля Чарлза I во время своего путешествия в 1618-1620 году некоторые виды цветов. В своих записях он отметил: «Цветок, заложенный между страницами в книге, высыхает, чтобы попасть на родину». Это один из первых примеров засушивания растений для определения их видов.

Существует несколько методов засушивания цветов.

1-метод: Высушивание на воздухе.

Это известный метод сохранения цветов: пучки цветов вывешиваются в сухом проветриваемом помещении. Лучший способ - это использовать резиновые ленты.

Удерживая жгутик и пучок растений, продеть резиновую ленту между несколькими стеблями (рис.1.1).Обвязать лентой резиновый пучок (рис.1.2). Прикрепить пучок к металлической вешалке при помощи жгутика (рис 1.3).

Рис.1.1. Удерживая жгутик и пучок растений, продеть резиновую ленту между несколькими стеблями

Рис.1.2. Обвязать лентой резиновый пучок

Рис.1.3. Прикрепить пучок к металлической вешалке

при помощи жгутика

2-метод: Высушивание цветов при помощи десиканта.

Использование вещества силика является старым способом вытягивания влаги из растений. Ранее для этих целей применялся сухой цветок, который и по сей день может служить отличным десикантом. Но ныне существует современный альтернативный химикат - силикагель. Преимущество использования силикагеля вместо обычного песка состоит в том, что он намного быстрее лишает растения влаги, едва изменяя их внешний вид (рис.1.4).

Силикагель - довольно дорогой материал, но очень экономичный, так как его можно многократно использовать, высушивая каждый раз после применения.

Рис.1.4. Головки пионов и роз, помещенные в силикагель

3-метод: Высушивание цветов в микроволновой печи.

4-метод: Высушивание и прессовка листьев (рис.1.5).

Рис.1.5. Для прессовки положите папоротник на газетные листы

II. Прежде чем приступить к оформлению композиции, необходимо иметь в своем распоряжении несколько полезных вещей (рис.1.6), которые понадобятся в первую очередь.

Рис.1.6. Набор необходимых вещей для оформления композиций из сухих цветов

Ход работы:

Из картона вырежьте форму букета из пшеничных колосьев (можете использовать приведенный шаблон), затем проделайте два отверстия, проденьте сквозь них шнур и свяжите его концы в узел (рис.1.7).

Рис.1.7. К картонной форме букета прикрепляем вешалку

Вырежьте кусок губки толщиной около 4 см и срежьте у него углы. Клеевым пистолетом плотно приклейте губку в центр верхней части формы (рис.1.8).

Рис.1.8. К центру формы приклеиваем губку

Потом срежьте колосья с трех или четырех связок пшеницы, но стебли не выбрасывайте.

Очистите стебли пшеницы, затем при помощи шпагата или бечевки сделайте из них 7 небольших вязанок, около 3 см в диаметре каждая. Приклейте их картонной форме так, чтобы получилось основание букета, при этом на верхушки связок стеблей нанесите большое количество горячего клея, чтобы фиксация получилась как можно более крепкой (рис 1.9).

Рис.1.9. Клеем приклеиваем к форме связки пшеничных стеблей

Для того чтобы не был виден использованный шпагат, поверх связок клеем прикрепите отдельные стебли (рис 1.10).

Рис.1.10. Закрываем шпагат отдельными стеблями

Проволокой соединяем пшеничные колосья в небольшие пучки, по пять колосков в каждом (1.11).

Рис.1.11. Проволокой связываем колосья пшеницы в небольшие пучки

Физкультминутка

1.Поочередно поморгаем глазами пять раз.

2.Сожмем руки в кулаки и с напряжением разожмем. Повторим три раза.

Старайтесь отделять небольшие колоски от крупных колосьев, поскольку их легче втыкать в центральную часть букета.

После того как вы закончили связывать колосья в пучки, начинайте втыкать их в губку таким образом, чтобы получился букет, похожий на настоящий (рис 1.12).

Рис.1.12. Втыкаем скрепленные проволокой пучки колосьев пшеницы в губку

Если в центральной части губки не остается свободного для втыкания проволоки пространства, последние несколько колосков в букете можно закрепить при помощи клеевого пистолета.

В завершение подрежьте длинные стебли прямо на картонной основе чуть ниже ее края и повесьте готовый букет на стену (рис.1.13) или установите его в неиспользуемом камине.

Рис.1.13. На фоне камина композиция также выглядит великолепно

III. Анализ занятия.

1.Сообщение о достижении цели занятия. Цель занятия достигнута, т.к. учащиеся хорошо освоили работу с сухоцветами и закрепили на практике весь изученный материал.

2.Показ лучших работ.

3.Разбор типичных ошибок.

IV. Домашнее задание: закончить работу по устранению недостатков.

V. Заключительный этап занятия: (уборка рабочих мест).

Тезаурус

Силикагель – высушенный гель. Используют для поглощения паров воды.

Шаблон – приспособление, повторяющее профиль формы, ее проекцию. Изготавливается для облегчения и большой точности процесса.

Шпагат – тонкая крученая веревка.

videouroki.net


Смотрите также