Нужна ли запятая перед "как"? Ставится запятая перед словом "как" или нет? Хлеб сделался как камень нужна запятая


в каких случаях перед как ставится запятая?

в каких случаях перед как ставится запятая?

pishu-pravilno.livejournal.com

3 апр, 2004 @ 16:07

в каких случаях перед как ставится запятая?

From:Date:
nemaier
Апрель, 3, 2004 04:37 (UTC)

(Link)
в таких случаях, как:
если как относится к сравнительному обороту:):)
т.е. ночь светлая, как день.НО, человек как двуногое существо .. да?
но человек является двуногим существом, поэтому не обособляется:)Когда дальше идет сравнение (или пояснение). Когда "как" можно заменить выражением "в качестве", запятая не ставится.напр.Такие люди, как он, никогда не говорят всего, что думают.Она улыбнулась, как рублем одарила.но!Он пришел туда как советник министра.Он знала его как честного человека.
спасибо, поняла!
а вот:я вспомнила _ как мы гуляли с ним ...по-моему здесь нужна запятая, но почему?Потому что "как мы гуляли" - это придаточное изъяснительное предложение. То есть это обычное сложноподчиненное предложение: вспомнила (что?), как мы гуляли.
еще запятая НЕ ставится, если сравнительный союз вводит сказуемое:"твои глаза как 2 тумана."или"хлеб сделался как камень."

А еще существуют такие выражения: о нем говорили как...на него указывали как...оно вошло в историю как...в этом случае тоже не ставится.

From:Date:
miram
Апрель, 3, 2004 20:36 (UTC)
(Link)
Еще запятая НЕ ставится, если оборот с "как" устойчив и/или фразеологичен: продрог как собака.У Розенталя о запятых вокруг "как" много всего.
Top of Page Разработано LiveJournal.com

в каких случаях перед как ставится запятая?

www.ljpoisk.ru

03/04/2004 08:37     

в таких случаях, как:

03/04/2004 08:39     

если как относится к сравнительному обороту:):)

03/04/2004 08:45     

т.е. ночь светлая, как день.НО, человек как двуногое существо .. да?

03/04/2004 09:02     

03/04/2004 09:05     

06/04/2004 15:53     

но человек является двуногим существом, поэтому не обособляется:)

03/04/2004 08:41     

Когда дальше идет сравнение (или пояснение). Когда "как" можно заменить выражением "в качестве", запятая не ставится.напр.Такие люди, как он, никогда не говорят всего, что думают.Она улыбнулась, как рублем одарила.но!Он пришел туда как советник министра.Он знала его как честного человека.

03/04/2004 08:44     

спасибо, поняла!

04/04/2004 05:28     

а вот:я вспомнила _ как мы гуляли с ним ...по-моему здесь нужна запятая, но почему?

04/04/2004 05:29     

Потому что "как мы гуляли" - это придаточное изъяснительное предложение. То есть это обычное сложноподчиненное предложение: вспомнила (что?), как мы гуляли.

03/04/2004 09:52     

еще запятая НЕ ставится, если сравнительный союз вводит сказуемое:"твои глаза как 2 тумана."или"хлеб сделался как камень."

А еще существуют такие выражения: о нем говорили как...на него указывали как...оно вошло в историю как...в этом случае тоже не ставится.

04/04/2004 00:36     

Еще запятая НЕ ставится, если оборот с "как" устойчив и/или фразеологичен: продрог как собака.У Розенталя о запятых вокруг "как" много всего.

Нужна ли запятая перед "как"? Ставится запятая перед словом "как" или нет?

Одной из самых распространенных пунктуационных ошибок в средней школе является запятая перед «какой», «как» и другими словами в конструкциях, которые при помощи них присоединяются. Это происходит потому, что некоторые авторы школьных пособий именуют сравнительным оборотом все конструкции с этими словами.

На самом деле, «как» может выступать в качестве союза или частицы. И такая конструкция не всегда является сравнительным оборотом. В некоторых случаях она является обстоятельством.

Конструкция выступает в роли:

- Сказуемого: Весь мир как увлекательное приключение.

- Определения либо приложения: Крокодил, как животное редкое, занесено в Красную Книгу.

- Сравнительного оборота или же обстоятельства: Жизнь бурлила, как водопад страстей.

- Вводной конструкции: Я решил переодеть рубашку, или сорочку, как бы сказала моя мама.

- Придаточной части предложения: Жить в деревне так же сложно, как и передавать словами необычный запах поля.

Запятая перед «как» ставится в следующих случаях:

1) Если сочетание обозначает исключительно уподобление, т.е. обозначает «подобно» и больше не имеет никаких других значений. Такая конструкция получила название сравнительный оборот и в предложении выступает обстоятельством. Например: Василий, как герой, защищал своего друга. Но необходимо обратить внимание на такой момент, что сравнительный оборот не выделяется запятыми, если он стоит в середине предложения. В таком случае подчеркивается часть предложения, к которому относится данная конструкция. Например: На балу Анна, влюбленная как страстная девица, смотрела в глаза своего избранника. В данном предложении сравнительный оборот не отделяется от «влюбленная» запятой только потому, что эти слова имеют смысловую связь. Если будет стоять запятая перед словом «как», то выйдет «смотрела подобно страстной львице», а в предложении совершенно иной смысл.

2) Если сочетание употребляется вместе с союзом «и». Эта конструкция также называется сравнительным оборотом и выступает в предложении обстоятельством: Петр ко мне, как и ко всем в классе, относился хорошо.

Приложения

Для того чтобы не допустить очередную ошибку, необходимо определиться, каким членом предложения является интересующее нас сочетание, с какими словами оно связано:

1) В случае, когда употреблены перед сочетанием слова «столь», «тот», «такой», «так» и многие другие. Такие конструкции являются приложениями, а в предложении выступают определением. Например: Такие фильмы, как ужасы или триллеры, он обычно не смотрел.

2) Сочетание имеет значение причинности. Обычно оно является приложением, а в предложении выступает определением. Например: Доктор, как хороший специалист, уделял много внимания больным пациентам. В данном предложении показана причина в сочетании «хороший специалист». Доктор уделял много внимания больным пациентам, потому что он был хорошим специалистом. Но не стоит путать приложение со сравнительным оборотом. Сравнительным оборотом называется уподобление одного предмета другому. А приложение – это когда объект называется совсем по-другому.

3) Союз является частью выражения «не что иное»; «не кто иной». Например: Данное мероприятие есть не что иное, как заранее спланированная акция. Приведенная в этом предложении конструкция является именным составным сказуемым. И мы видим, что этот член предложения выделяется запятой.

Вводные конструкции

В некоторых предложениях сочетания не являются членами предложения, а выступают вводными словами. Их необходимо обязательно выделять запятыми с обеих сторон.

1) Союз сочетается со следующими словами: «теперь», «сейчас», «прежде», «всегда», «обычно», «исключение», «правило», «нарочно» и другими. Данные сочетания выступают в роли вводных слов, которые не являются никакими членами предложения. Например: Они, как нарочно, вовсе не спешили домой.

2) Союз входит в состав вводного предложения. Например: Как Катерина правильно отметила, дорога была особенно сложной. Данное предложение является простым, несмотря на присутствие двух грамматических основ. Просто оно усложняется вводной конструкцией. В этом случае конструкция, в которой есть данный союз - это вводное предложение. Повествующий называет источник происхождения информации. Сочетание выделено запятыми.

Сравнительный оборот и неполное придаточное предложение

Прежде чем определиться, нужна ли запятая перед «как», необходимо точно понимать, какая разница между сравнительным оборотом и неполным придаточным предложением. Ее можно проследить на следующем примере: Нигде я не чувствовал себя так хорошо, как у себя дома. В данном случае вторая часть является неполным придаточным предложением. Также не стоит путать со сравнительным оборотом придаточную составную часть, которая является односоставным предложением: Писать истории так же сложно, как описывать словами звучание музыки. Вторая часть - это односоставное безличное придаточное предложение.

Связь со сказуемым

Существует много примеров, когда запятая перед «как» не ставится:

1) Сочетание является частью сказуемого: Время летело очень быстро, день как один час. Сравнительная частица является частью сказуемого и подчеркивается вместе с ним.

2) Слово имеет смысловую связь со сказуемым: Встреча пролетела как один миг, что я не успел и опомниться. В данном случае запятая перед «как» не ставится, потому что все сочетание с ним является сказуемым, а само слово сравнительной частицей. Без нее сказуемое бы потеряло свой истинный смысл. Эта награда была как дар свыше. Данное сочетание также выступает сказуемым, ведь без него предложение вовсе теряет свой смысл. И запятая перед «как» именно поэтому не ставится.

Стойкие выражения

Запятая перед союзом «как» не ставится, если он является частью устойчивого выражения. Таких примеров великое множество. После встречи мы обрели уверенность в завтрашнем дне, ведь все прошло как по маслу. В данном случае сочетание является частью составного сказуемого, которое в этом предложении выражено фразеологизмом. Жизнь нужно ценить и беречь как зеницу ока. Сочетание таже часть сказуемого, которое является стойким выражением. Именно поэтому употребление раличных пунктуационных знаков здесь недопустимо.

Еще несколько особенностей употребления знаков пунктуации…

Чтобы правильно определиться, перед «как» нужна запятая или нет, необходимо обратить внимание еще на некоторые нюансы. Стоит ли перед этим словом частица «не» либо такие слова : «просто», «именно», «точь-в-точь», «совсем» либо «почти». Если они употребляются, то запятую ставить не нужно. В данном случае такая конструкция будет называться сравнительным оборотом, а в предложении будет выступать обстоятельством. Например: Николай всегда себя вел достойно, он поступал именно как настоящий мужчина. Если сочетание обозначает «в роли», то запятая также не ставится: Он выступал на собрании как учитель математики. В данном предложении имеется в виду, что человек выступал в роли учителя математики. На самом деле он может таковым не являться.

Таким образом, мы видим, что существует достаточно много нюансов в употреблении запятой. На них нужно обратить особое внимание, и тогда достаточно просто можно избежать серьезных ошибок.

fb.ru

Запятая перед союзом как | Литературная мастерская

Сегодня у нас очередная запись рубрики «Минутка грамотности», и речь в ней пойдет об очень распространенном затруднении: о постановке или непостановке запятой перед союзом как. Думаю, вы, как и я, не раз оказывались в затруднительном положении, раздумывая, нужна ли запятая перед союзом как или нет. Сегодня мы раз и навсегда заучим, когда же эта злосчастная запятая ставится, а когда – нет. Итак...

Запятая ставится.

Начнем мы с тех случаев, когда запятая имеет место. Этих случаев не так много и, в принципе, их нетрудно запомнить.

1. Запятая ставится в том случае, если союз как соединяет части сложноподчиненного предложения. Здесь все легко и понятно, без запятой в этом случае попросту не обойтись.

Пример: Мы с удовольствием смотрели, как наш друг первым приходит к финишу.

2. Когда союз как входит в обороты, близкие по значению к вводным словам. В русском языке подобных оборотов немного, вот основные из них: как исключение, как следствие, как всегда, как нарочно, как например, как теперь, как сейчас, как правило и т.д.

Например: С утра перед выходом, как нарочно, начался дождь.

3. В том случае, если в предложении есть обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, который начинается с союза как.

Пример: Народу внутри было, как сельдей в бочке.

Обращаю ваше внимание на то, что если после оборота с союзом как предложение продолжается, то необходимо поставить еще одну запятую в конце оборота (обособить его). Например: Вдалеке, как зеркало, блестела вода.

Запятая НЕ ставится.

Теперь предлагаю определиться с теми случаями, когда союз как не обособляется запятой.

1. В том случае, если союз как стоит между подлежащим и сказуемым, а без него там требовалось бы поставить тире.

Например: Нос как клюв. Ночь как день.

2. Если оборот с союзом как входит в состав фразеологизма. Как мы хорошо знаем, фразеологизмы являются отдельными цельными языковыми конструкциями, как правило, неизменяемыми.

Например: Во время разговора он сидел как на иголках.

3. Когда оборот с союзом как в предложении выступает в роли обстоятельства образа действия.

Например: Тропинка извивалась как змея.

В подобных случаях наш оборот с союзом как можно заменить наречием (по-змеиному) или же существительным в творительном падеже (змеей). Однако проблема в том, что обстоятельства образа действия не всегда можно с полной уверенностью отличить от обстоятельств сравнения. Именно такие случаи и вызывают у пишущих больше всего затруднений.

4. В тех случаях, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого и предложение без такого оборота не имеет законченного смысла.

Пример: Девушка держалась как хозяйка.

5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание не или одна из следующих частиц: совсем, совершенно, почти, точь-в-точь, вроде, просто, именно. В этом случае вместо запятой уже как бы стоит частица (не, вроде, просто и т.д.), поэтому такие моменты, как правило, не вызывают особых сомнений.

Например: Эти двое поступают не как добрые друзья. В этом свете лицо ее было точь-в-точь как у матери.

Составные союзы.

Не стоит забывать, что слово как может быть частью составного союза как … так и … или же так как, а также оборотов: с того времени как, по мере того как, с тех пор как, как можно меньше (больше) и т.д. Вполне естественно, что в подобных случаях запятая перед как не ставится.

Например: Все окна как в самом доме, так и в пристройке были отворены настежь.

На этом все на сегодня. Надеюсь, мы внесли необходимую ясность в вопрос постановки запятых перед союзом как, и эти знания пригодятся вам в каждодневной писательской деятельности. Не забывайте следить за обновлениями блога! До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

litmasters.ru

Постановка запятой перед союзом "как" + мегасупербонус

беден как церковная мышь

белый как лунь

белый как полотно

белый как снег

биться как рыба об лед

бледный как смерть

блестит как зеркало

болезнь как рукой сняло

бояться как огня

бродит как неприкаянный

бросился как безумный

бубнит как пономарь

вбежал как сумасшедший

везет как утопленнику

вертится как белка в колесе

видно как днем

визжит как поросенок

врет как сивый мерин

все идет как по маслу

все как на подбор

вскочил как ошпаренный

вскочил как ужаленный

глуп как пробка

глядел как волк

гол как сокол

голодный как волк

далек как небо от земли

дрожал как в лихорадке

дрожал как осиновый лист

ему все как с гуся вода

ждать как манны небесной

ждать как праздника

жить как кошка с собакой

жить как птица небесная

заснул как мертвый

застыл как статуя

затерялся как иголка в стоге сена

звучит как музыка

здоров как бык

знать как облупленного

знать как свои пять пальцев

идет как корове седло

идет рядом как пришитый

как в воду канул

кататься как сыр в масле

качается как пьяный

колыхался (колышется) как студень

красив как бог

красный как помидор

красный как рак

крепок (крепкий) как дуб

кричит как оглашенный

легкий как перышко

летит как стрела

лысый как колено

льет как из ведра

машет руками как мельница

мечется как угорелый

мокрый как мышь

мрачный как туча

мрут как мухи

надеяться как на каменную стену

народу как сельдей в бочке

наряжать как куклу

не видать как своих ушей

нем как могила

нем как рыба

нестись (несется) как угорелый

нестись (несется) как шальной

носится как дурак с писаной торбой

носится как курица с яйцом

нужен как воздух

нужен как прошлогодний снег

нужен как пятая спица в колеснице

нужен как собаке пятая нога

ободрать как липку

один как перст

остался как рак на мели

остановился как вкопанный

острый как бритва

отличаться как день от ночи

отличаться как небо от земли

печь как блины

побледнел как полотно

побледнел как смерть

повторял как в бреду

пойдешь как миленький

поминай как звали

помнить как во сне

попасть как кур во щи

поразить как обухом по голове

посыпаться как из рога изобилия

похожи как две капли воды

пошел ко дну как камень

появиться как по щучьему велению

преданный как собака

пристал как банный лист

провалиться как сквозь землю

проку (толку) как от козла молока

пропал как в воду канул

прямо как нож по сердцу

пылал как в огне

работает как вол

разбирается как свинья в апельсинах

развеялся как дым

разыграть как по нотам

расти как грибы после дождя

расти как на дрожжах

свалиться как снег на голову

свеж(ий) как кровь с молоком

свеж(ий) как огурчик

сидел как прикованный

сидеть как на иголках

сидеть как на угольях

слушал как завороженный

смотрел как зачарованный

спал как убитый

спешить как на пожар

стоит как истукан

стройный как кедр ливанский

тает как свечка

твердый как камень

темно как ночью

точен как часы

тощий как скелет

труслив как заяц

умер как герой

упал как подкошенный

уперся как баран

уперся как бык

упрям(ый) как осел

устал как собака

хитер как лиса

хитрый как лиса

хлещет как из ведра

ходил как в воду опущенный

ходил как именинник

ходить как по ниточке

холодный как лёд

худой как щепка

черный как смоль

черный как черт

чувствовать себя как дома

чувствовать себя как за каменной стеной

чувствовать себя как рыба в воде

шатался как пьяный

ше как на казнь

ясно как дважды два четыре

ясно как день

writercenter.ru

Повторительно-обобщающий урок русского языка "Запятая в конструкциях с союзом КАК" (10-11-й класс)

Разделы: Русский язык

Тип урока – урок закрепления и комплексного применения знаний на основе обобщение и систематизации изученного.

Цели урока:

  • обучающая – отработка навыка постановки знаков препинания при союзе КАК (путём структурирования и актуализации знаний с опорой на прошлые знания учащихся, систематизации знаний в виде удобных таблиц; за счёт частой смены видов деятельности поддерживать активность учащихся на всех этапах урока)
  • развивающая  - развивать и совершенствовать навык работы по решению тестовых заданий, анализу текста с учётом типологии заданий ЕГЭ - частей В, С   (путём использования тестов и заданий разного вида контроля)
  • воспитывающая – показать многообразие народных песен, их богатство и этические потенциал;  воспитывать чувство прекрасного в учениках, интерес и толерантность к иной национальной культуре  (путём использования воспитательных возможностей дидактического материала – статьи  Расула  Гамзатова о народных песнях; а также путём выразительного учительского чтения)

Оборудование: раздаточный материал в виде  карточек и таблицы, контрольные тесты, электронная  презентация к урока

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при анализе текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  2. усвоение способов применения по образцам
  3. творческое применение знаний при анализе текста

Содержание учебного материала отличает практическая направленность и дифференциация контрольных тестов по  трём уровням сложности.

Обратная связь:

  1. визуальная (наблюдение учителя за всеми учениками на уроке)
  2. выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения,  закрепления, решения тестовых заданий   в парах)
  3. фронтально-содержательная  (беседа  со всем классом на этапе уточнения таблицы и первом (совместном) решении тестовых заданий)

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

I. Организационный этап (1 минута)

(Приветствие классу, проверяется наличие учебных принадлежностей, Грамматической тетради -  своеобразного рукописного справочного пособия, ведущегося учащимися с 5-го по 11-й класс.)

II. Этап целеполагания (1 минута)

Тема нашего сегодняшнего урока  - запятая в конструкциях с союзом КАК, не случайно вашим домашним заданием было вспомнить по грамматической тетради все изученные в 5-9-м классе  случаи употребления союза КАК. (Слайд 1)

Нам предстоит систематизировать и обобщить теоретические сведения по данной теме, отработать навык постановки знака в этой позиции, поработать с тестами, начать анализ красивейшего текста – публицистической статьи Расула Гамзатова о народной песне.

III. Этап повторения и систематизации изученного (10-12 минут)

Параллельно выполняются следующие виды  работы:

А) 3 ученика  у доски работают по карточкам.

Карточка 1

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … во вводной конструкции …в придаточном предложении.

Карточка 2

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в составном (парном) союзе …в сравнительном обороте.

Карточка 3

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в приложении со значением «в качестве»  …в составе сказуемого.

Б) Фронтальная беседа с классом.

- Поставите ли вы запятую в предложении:

Тут уж наш Иван-дурак покраснел как словно рак?

Почему?  (Нет, так как союз КАК  входит в состав фразеологизма)

- Действительно, не ставим запятую при союзе КАК в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных  сказуемых. Давайте вместе вспомним  модели  выражений такого типа. (Слайд 2)

…Сделался как каменьПобледнел как смертьПолетел как стрелаУпал как подкошенныйУпал как снопЛьёт как из ведраМечется как угорелыйВертится как белка в колесеВсё идёт как по маслу

 

…Крепок как дубЗдоров как быкСвеж как огурчик…Белый как снегКрасный как ракБледный как смерть…Сделать как следуетОтвечать как попалоПоступить как угодно

- Союз КАК  - это союз сочинительный или подчинительный?  Можно ли дать однозначный ответ? Приведите примеры. (Союз КАК подчинительный, но однозначного ответа дать нельзя, так как он может быть составной частью парных сочинительных союзов, например   КАК…, ТАК И)

- Почему в союзах с тех пор как,  по мере того как, подобно тому как возможно двоякая постановка знака? А каких составных союзах  знак перед КАК недопустим? (Слайды 3, 4)

В)  Проверка заданий, выполненных у доски, уточнение позиций, примеров

Г) Составление сводной таблицы «Запятая в конструкциях с союзом КАК». (Используется электронная презентация.)  (Слайды 5-17)

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. При присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.):

Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог.

1. Если КАК входит в состав сказуемого:

Овраг был как глубокое ущелье.

2. При присоединении сравнительного оборота:

Он, как разъярённый лев, бросился на противника.

2.  Если в сравнительном обороте перед союзом есть отрицание:

Он взял инструмент не как мальчишка, а как взрослый рабочий

3.  Если КАК входит в состав вводной конструкции:

Он, как мне кажется, человек интересный.

3.  Если КАК входит в состав парного союза  (КАК…,ТАК И):

Позади остались  как большие города, так и маленькие деревушки.

4. Если  КАК  входит в состав приложения со значением причины:

Он, как человек дела, сразу подошёл к станку.

4. В приложениях со значением «в качестве»:

Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава.

5. В сочетании с союзом И:

Она выглядела так, как и три года назад

5. В устойчивых словосочетаниях (в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных  сказуемых):

Его руки были холодны как лёд.

6.  Если есть указательные слова (так, такой, столь и  т.д.):

Он был так же скор в решениях, как раньше.

6. При повторении сравниваемого для обозначения обычности, типичности предмета:

Всё  здесь по-прежнему в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.

7. В оборотах не более, как… (не) раньше, чем… (не) больше, чем… которые не содержат сравнения:

Не более, как через полчаса, занятия закончатся.

! Запомни:

не  кто иной, как…не что иное, как…

По окончании работы по составлению таблицы раздаются её  распечатанные экземпляры каждому ученику для вклеивания в Грамматическую тетрадь.

IV. Этап закрепления полученных знаний (8-10 минут)

А) Работа в парах.  (Проговаривание друг другу  содержания таблицы - желательно на память – по вариантам: один учащийся  – случаи постановки знака перед союзом КАК, другой  – случаи отсутствия запятой при союзе КАК). Слабых учащихся слушает учитель. Обязательное условие – приведение своих примеров ко всем названным случаям постановки/не постановки знака.

Б) Фронтальная работа с классом – по цепочке комментируется постановка знаков в каждом предложении. Раздаточный материал  - карточка с упражнением (см. ниже) на каждую парту. Ученики, претендующие на «4» и «5», работают с закрытой таблицей, претендующие на оценку «3» - с открытой таблицей.

Карточка 4

Отметьте предложения, в которых ставится запятая перед КАК:

  1. Современный рынок в России…как и всякое явление… развивается через противоречия.
  2. Несмотря на то, что Россия идёт к рынку, для многих людей сегодня…как и несколько лет назад…он остаётся абстрактным понятием.
  3. Вывоз капитала может осуществляться …как в предпринимательской форме, так и  в виде ссудного капитала.
  4. Государственный бюджет выступает …как центральное звено финансовой системы и основной финансовый план страны.
  5. Дефицит в сфере экономики проявляется …как превышение расходов над доходами в государственном бюджете.
  6. Судьба России …как крупнейшей державы … не может не волновать политиков разных стран.
  7. Культура исследуется целым рядом наук …как социальное явление.
  8. Национальной науки нет …как нет и национальной таблицы умножения.
  9. Аудиторские службы располагают … как правило … высококвалифицированными юристами и экономистами различного профиля.
  10. Вот звук дождя … как будто домбры звук.
  11. По мнению российских учёных, этот провал не что иное … как угасший вулкан.
  12. Я … как опытный халтурщик… сразу же придумал заголовок для радиоскрипта.

(Ответы: 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12).

В) Работа в парах  -  тестовые задания на 3 варианта по 10 предложений (от 1  к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность  вести дифференцированное обучение), выполняют самостоятельно - проверяют по инструктивной контрольной карте , в случае неясности консультируются с учителем.

Карточка 4А

1 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Человек создан для счастья как птица для полёта.
  2. Молодость как песня жаворонка на заре.
  3. За днями дни проходили как тень.
  4. Осыпался с берёзы лист и как ковёр устилал землю.
  5. Под ним как океан синеет степь кругом.
  6. Тучи как свинцовые.
  7. Полученный ответ рассматривался как согласие.
  8. Дубровин с год как шальной ходил.
  9. Уезжай как можно дальше отсюда.
  10. Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - а, 6 - б, 7 - б, 8 - б, 9 - б, 10 - а)

Карточка 4Б

2 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. День начался как всегда в густом тумане.
  2. Мы встретились как старые знакомые.
  3. Разбойник мужика как липку обобрал.
  4. Журавли кричали грустно как будто звали с собой.
  5. Дорога была как аллея.
  6. Мне хочется сохранить эти письма как память.
  7. Было спокойно и тихо как после бури.
  8. Под ним Кавказ как грань алмаза снегами вечными сиял.
  9. Я говорю как литератор.
  10. Я вам как чужой.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - б, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Карточка 4В

3 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Он держал себя как аристократ.
  2. Он был телом сильным как бык и храбрым как лев.
  3. Было спокойно и тихо как после бури.
  4. Ты что это как муху проглотил?
  5. Вот с неба звёзды глянут, и как река засветит Млечный Путь.
  6. На улице было множество людей как в праздник.
  7. Редко встречаешь столь интересного человека как он.
  8. Как град посыпалась картечь.
  9. Вечер как две капли воды похож на всякий другой.
  10. Эта мелодия создана Глинкой, но она воспринимается как подлинно народная.

(Ответы: 1 - б, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - а, 8 - б, 9 - а, 10 - б)

V.   Этап  контроля знаний (5-7 минут)

Контрольное тестирование по изучаемой теме, на 3 варианта, от 1  к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность  вести дифференцированный контроль усвоения знаний.

Контрольное тестирование,  1 вариант

Укажите, что  присоединяет  союз  КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятая нужна;б – сравнительный оборот, запятая  нужна;в – именную часть сказуемого, запятая не нужна.

  1. Эти равнины как море бескрайнее.
  2. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  3. Смотри как роща зеленеет.
  4. Земля ещё как смутный негатив, она никак не может проявиться.
  5. Сегодня месяц как светлый серп.
  6. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море.
  7. Серёжа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
  8. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.
  9. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.
  10. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

 (Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - в, 5 - в, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Контрольное тестирование, 2 вариант

Укажите, что  присоединяет  союз  КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятые нужны;б – сравнительный оборот, запятые  нужны;в – именную часть сказуемого, запятые не нужны.

  1. Капли дождя как алмазы.
  2. Был как смола, небыль как вода.
  3. Родину свою не выбирают как не выбирают матерей.
  4. На тёмном небе звёзды как яркие искры.
  5. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  6. Звёзды как вербочки распухают в прозрачных облаках.
  7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим светом.
  8. Стало слышно как точат косы.
  9. Посмотри, милый друг как прекрасна земля.
  10. На просеке лежит метровый снег, сыпучий как песок.

 (Ответы: 1 - в, 2 - в, 3 - а, 4 - в, 5 - б, 6 - б, 7 - в, 8 - а, 9 - а, 10 - б)

Контрольное тестирование, 3 вариант

Укажите, нужно ли выделять запятыми конструкции с союзом КАК: а - да; б – нет.

  1. Из села Окоёмово как говорят его жители видно половину России.
  2. Докладчик охарактеризовал его как лучшего нашего художника.
  3. Мальчику как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровой Арктике.
  4. Двор как цветущий сад.
  5. Каждая ветка была вся в розовых лепестках как невеста в прозрачном своём уборе.
  6. Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.
  7. Он был спокоен как тихая вода горных озёр.
  8. Он выглядел как и три года назад.
  9. Лишь тогда я по-настоящему понял  как труден и опасен подъём.
  10. Мне было интересно в лесу как одному, так и с ним.

 (Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - а, 10 - б)

VI. Анализ текста (10 минут)

А) Краткая информация о Расуле Гамзатове от учителя или подготовленного ученика (не более 1 минуты)

Б) Выразительное чтение текста учителем (раздаточный материал – текст статьи Расула Гамзатова  (см. ниже) каждому ученику):

Песни стари…ые песни новые… Песни колыбельные свадебные боевые. Длинные и короткие. Печальные и весёлые. По всей земле поют вас. Слова нанизывают словно бусинки на серебря..ую нить.     Слова заколачивают крепко. Словно гвозди. Слова возн..кают и текут ле..ко как слеза за слезой когда плач..т красавица. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпуще..ые  опытной рукой. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпущенные опытной рукой. Слова  льются и уводят (в)даль  как горные тропинки по которым  можно уйти в конце концов на край света.

Пространство между  строчками словно улица на которой стоит  дом твоей любимой. Оно словно межа на отцовском поле.  Оно как час Ра..вета и час з..ката отделяющие день от ночи.

Песни записа..ые на бумаге и песни (не)записа.ые на бумаге. Но какой(бы) н.. была   песня она должна петься. (Не)поющаяся песня  (всё) равно что (не)летающая птица (не)бьющ..ся  (не)стучащ.. сердце.

Песни потоки с гор. Песни стремительные гонцы вестники с поля битвы. Песни кунаки друзья (не)ожида..о  приехавшие гости. Берите пандур чонгур чаган свирель кеманчу зурну бубен гармонь барабан берите просто таз или медную тарелку. Бейте каблуками о землю. Слушайте как  сабли ударяются о сабли. Слушайте как звенит камушек брошенный в окно любимой. Пойте и слушайте  наши песни. Они послы  печали и радости. Они паспорта чести и храбрости свидетельства мысли и дел. Они молодых делают мужестве..ыми и мудрыми старых и мудрых молодыми. Всадника они заставляют сойти с коня и заслушат?ся. Пешего они заставляют вскочить в седло и лететь как птица. Хмельного они отр..звляют  и заставляют задумат?ся над своей судьбой трезвого делают отча..ым и как(бы)  хмельным. О чём только нет на свете песен!

В) Начало поисковой  работы   с текстом  по следующим вопросам:

  1. Какова тема статьи? Какие проблемы волнуют автора?
  2. Каков стиль  статьи? Какими языковыми особенностями текста можно подтвердить  вывод?
  3. Из каких произведений  русской классической литературы можно подобрать примеры для аргументации  позиции  автора? (Тургенев «Певцы», Лесков «Очарованный странник»)
  4. Можно ли считать эту статью эссе? Почему?
  5. Пунктуация: Найдите случаи постановки//непостановки запятой перед союзом КАК, выпишите эти предложения, графически обозначьте условия выбора знака. (1 вариант – 1,2 абзацы; 2 вариант – 3,4 абзац)

VII. Домашнее задание (1 минута)

  1. Списать весь текст, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Сгруппировать слова с пропусками по видам  орфограмм.
  2. 1 ряд  - отметить лексические особенности текста, приготовить толкование национальной лексики, её функции в тексте;  2 ряд – отметить все виды тропов  в тексте, их функции в тексте; 3 ряд – отметить фигуры речи, их функции в тексте.
  3. Приготовить (устно) ответ на вопрос: Как  в  настоящее время «нам песня строить и жить помогает»?

VIII. Подведение итогов занятия (2 минуты)

Что дал вам сегодняшний урок? Удивились ли вы сегодня чему-то?

Использованная литература

  1. Д.Э.Розенталь. Справочник по синтаксису и пунктуации. – Любое издание.
  2. Пособие для подготовки  к централизованному тестированию по РЯ.- Ростов на Дону: Феникс, 2002.
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку:10-11 классы. – Москва, ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЕ по РЯ…- Москва, ПУ «Первое сентября», 2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

5 случаев, когда запятая перед «как» не нужна

«Мел» продолжает избавляться от ненужных запятых. Лишние запятые вымогают не только лжевводные слова, но и хитрый союз «как». Многие знают, что запятая в конструкциях с союзом «как» вроде бы ставится, но не всегда. И вот когда происходит это «не всегда» — сказать сложно. Рассказываем как минимум о пяти случаях, когда от запятой перед «как» лучше воздержаться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: Аристотель вошёл в историю как ученик Платона и учитель Александра Македонского.

Пожалуй, самое простое правило, но при этом самое распространённое по числу ошибок. Не нужно ставить запятую, если союз «как» имеет значение «в качестве». Вероятно, вы помните, что сравнительные обороты мы выделяем запятыми. Но отличить сравнительный оборот от значения «в качестве» бывает непросто. «Аристотель вошёл в историю как ученик Платона и учитель Александра Македонского». Вошёл в качестве кого? — Ученика Платона и учителя Македонского. Рецепт один: внимательно вчитываться в предложение и пытаться понять, есть ли здесь сравнение или нет.

Правильно: Ведёшь себя как девчонка!

Самое трудное, когда оборот с союзом «как» выступает в роли обстоятельства образа действия. То есть мы можем без труда задать к обстоятельству вопрос и мысленно попробовать заменить оборот наречием или существительным в творительном падеже (кем? чем?). Ещё труднее отличить сравнение от этого «обстоятельства образа действия». Популярный пример, который приводит Розенталь и авторы других справочников: «Тропинка извивалась как змея». Тропинка извивалась как? — Тропинка извивалась по-змеиному. Или «в школе мы изучали китайский язык как факультатив». Изучали как? — Факультативно. Ну и в нашем примере: ведёшь себя как? — По-девичьи.

Правильно: Перед каждым родительским собранием Петя неделю ходит как на иголках.

Также запятая не ставится, если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. Буквально говоря, если убрать этот оборот, то предложение теряет смысл. И становится неясно, что хотел сказать автор: «Перед каждым родительским собранием Петя неделю ходит как на иголках».

Сюда же относятся сравнительные обороты, ставшие со временем устойчивыми выражениями: понимать как намёк, бледна как смерть, принять как должное, льёт как из ведра, жизнь текла как по маслу, чувствовать себя как дома, голодный как собака и так далее. Конечно, все фразеологические выражения знать невозможно, поэтому не грешно обратиться к словарю или гуглу, чтобы оценить степень их устойчивости.

Правильно: Книги о Гарри Поттере любят как взрослые, так и дети.

Не нужна запятая перед «как» и в некоторых составных союзах, стоящих в начале предложения («с того времени как…», «с той поры как…», «по мере того как…»), и при двойном союзе «как… так и…». Например: «В то время как дети отдыхают, учителя продолжают трудиться», «Вася сдал успешно ЕГЭ как по физике, так и по химии», «Выдающиеся люди, такие как Стив Джобс и Илон Маск, тоже когда-то учились в школе».

Кроме того, не стоит поддаваться уговорам на запятую в сочетаниях «как ни в чём не бывало», «почти как», «вроде как», «как можно», «точь-в-точь как» и просто при наличии отрицательной частицы: «Она рассуждала совсем как взрослая», «Саша сделал как можно больше заданий», «У них всё не как у людей».

Правильно: жизнь как чудо

В этом примере запятую ставить совершенно точно не стоит. Почему, спросите вы? Да потому, что перед подлежащим и сказуемым запятой не место, допускается лишь тире (или вообще ничего). «Жизнь как чудо», «Школа — как испытание», «Любовь как пламя» и другие не менее красивые метафоры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 слов, которые вы напрасно пишете с большой буквы

Как корпорации зарабатывают на желаниях наших детей

5 способов освоить любой предмет

mel.fm


Смотрите также