Классный час Хлеб - всему голова! (5 класс). Классный час хлеб всему голова 5 класс


Классный час в 5 классе на тему"Хлеб всему голова"

1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».

Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.

Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.

1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.

2. Чтение стихотворения (детьми)

Или же с кефиром.

Или запечённый.

Или же французский.

Знает своё место.

3. Кроссворд.

Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.

2

  1. Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

  2. Булочное изделие небольшой массы. (РогаЛик)

  3. Без соли, без хлеба половина… (ОбЕда)

  4. Ай по имени зовут меня Илья Муромец,

По отцу величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

Кто такой Илья Муромец? (Богатырь)

  1. Посеешь в пору – соберешь зерна в … (ГорУ)

  2. Хлебный злак (ПШеница)

  3. Загадка: Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (Колос)

  1. Без рук, без ног, а подпоясанный. (СнОп)

 

Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО)

Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

4.

Учитель:

Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.

Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).

Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).

Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).

Пять – пища (удобрение - есть пища).

Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

Стихи (рассказывают дети)

1. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

3. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

5. Викторина.

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.Корабль-великан по земле идет.Поле пройдет - урожай соберет.(Комбайн)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай.(Плуг)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.В нем тогда, таких как я, будет целая семья.(Зерно)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.(Ветряная мельница)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.(Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.(Трактор)

6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

 

2. Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Читает Миронова:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они ее не покупали-

Нашли за домом во дворе,

С земли ее не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и взглянул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом. насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол,

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которым налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель: Я надеюсь, среди вас таких «пареньков» нет.

8. Учитель. Ребята, хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Военный хлеб.Я помню хлеб,военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нем в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.На той беде замешан крутоНелегкий хлеб нелегких дней,Но как сладка была минута,Когда кусок в руке моейПосыпан был щепоткой соли,Приправлен маминой слезой.

Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем не знаком.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо сияет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

На ваших и наших семейных столах.

Каравай земли и небаНа твоем столе -Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.

9. Учитель.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

В Украине очень популярна паляница.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.

Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.

Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

Бисквит – западная Европа.

Брецель – Германия.

Бриошь – Нормандия, Франция.

Наан, чапати – Индия.

Пита – Ближний Восток.

Пицца – Италия.

Тортилья – Мексика.

Фолар – Португалия.

Багет – Франция.

10. Частушки.

Самоваром Вас встречаем,Пироги на стол несем,Мы за чаем не скучаем,Говорим о том, о сём,

На столе у нас пирог,Пышки и ватрушки,Так споём же под чаёкХлебные частушки.

Хлеб я ем с утра до ночиБулки с ночи до утраОчень весело проходятУ нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшкиХлеб, батоны и ватрушки.Всех накормит тёплый хлебЛучше в мире хлеба нет.

Хлеб и каша – хорошоБудешь прыгать высоко.А конфеты, пироги –Шевелят наши мозги.

Предпочтенье отдаюЯ молочной кашеЧтобы с каждым новым днемСтановиться краше.

Ешьте кашу на здоровьеМного в ней белкаА еще поешьте хлебаИ попейте молока.

Хлеб в Калуге дорожает,

Весь народ волнуется.

Пояс туже затянула

Старая бабулечка.

Нынче был неурожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай

Подороже тортика.

Учитель:А теперь всех приглашаем за стол на чаепитие!

infourok.ru

Классный час Хлеб - всему голова! (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Классный час

«Хлеб - всему голова!»

Кл. руководитель: О. А. Хабирова

Цель: - показать детям значимость труда людей, благодаря которым мы обеспечены самым важным продуктом питания - хлебом;

- рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значение для нашего народа;

- воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду;

- расширить кругозор учащихся.

Задачи: - Углубить и расширить знание детей о хлебе.

- Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.

- Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

Оборудование:

Кабинет оформлен плакатами - высказывания о хлебе:

1. Худ обед, коль хлеба нет.

2. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

3. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.

4. Всходы - еще не хлеб.

5. Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

6. Хлеб - от земли, сила - от хлеба.

7. У кого хлебушко, у того и счастье.

8. У безграмотного - колос, а у грамотного - пять.

9. Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах.

10. Хлеб ногами топтать - народу голодать.

На столе - вышитое полотенцем, на котором стоят хлеб и соль. На столах для ребят подготовлены материалы для выполнения рисунков.

Учитель: Почувствовали, какой запах, какой аромат? Вы догадались, о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека - хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу.

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но иногда вместе с грибами и съедобными травами человек приносил в корзинке несколько зернышек.

Выступления учащихся:

1-й ученик: Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

2-й ученик: А в древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов - хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления "кислого хлеба" от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

3-й ученик: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе</<font color="#000000">. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти "тарелки" собирали в корзину и раздавали беднякам.

botana.cc

Класный час "Хлеб - всему голова", 5-9 класс

Классный час «Хлеб всему голова»

Цель мероприятия: Привитие бережного отношения к хлебу, уважение к профессии хлебороба.

Ход мероприятия

  1. Звучит песня «Хлеб – всему голова»

  2. Вступительное слово учителя:

Хлеб! Что может быть важнее хлеба ?! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное. В самом деле: в семье, в государстве, коли есть хлеб, остальное как-то легче прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна, сколь велик её удельный вес среди других государств. Хлеб – солдат в дни войны; он искусный пропагандист, политик и дипломат – в дни мира. Хлеб, наконец, - это рука друга, протянутая голодающему или пострадавшему от стихийных бедствий.

В одном из очерков, посвящённых селу, сказано:

«Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

Отлично сказано!

На золотых приисках случается найти самородок весом в столько-то и столько-то граммов, даже килограммов. Но нет в природе хлеба – самородка. Хлеб сам не родится. Его выращивают золотые руки сеятеля, и, выращенный таким образом, хлеб сам становится золотом. Государство наше, как и прежде, одной из главных задач в сельском хозяйстве считает увеличение производства зерна.

Но часто напрашивается вопрос: почему в наше время, в наши дни, хлеб – источник жизни на земле – перестали беречь и начали относиться к нему, к хлебу, не по – хозяйски ? В чём дело ? Как могло произойти такое ?

Наверное, потому, что хлеб стоит очень дёшево, видимо, в несколько раз дешевле себестоимости. Но ведь дешёвый хлеб, когда он всегда есть, это великое человеческое благо. И благо это надо беречь, как жизнь, как зеницу ока. Жестоко ошибается тот, кто решил про себя, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Нет, он по-прежнему добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла.

Неизмерима цена хлеба. Это тревожные ночи, труд и пот. Металл и хлеб ныне побратались. Человек строит в городе дом чаще всего не для себя – строит для других, и мы говорим: человек при деле. Человек сеет и убирает хлеб, и он не просто при деле, а на великом поприще, ибо кормит всех работников и творцов на свете. Хлеб – он только тогда хлеб, когда, выращенный, обмолоченный, просушенный, провеянный, в закрома упрятан. Хлеб – он не волшебник, но всё может.

Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и огромным одновременно.

А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам и глубины веков, рождённое народным опытом:

«Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба».

  1. Выступление учащихся.

1) Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

Ветер его холит, холят снега,

Перед гостями он лежит парной

Свежий, белый, чёрный и ржаной.

2) круто жизнь замешана на хлебе,

Истины простой как не постичь –

Ведь не зря с буханкой схож кирпич.

Корпуса домов, что рвутся в небо,

Ток турбин, текущий в проводах,

Древние, как мифы, города –

Взяли жизнь свою от силы хлеба,

Круглый, круглый как сама земля.

3) С детских лет запомни навсегда

Хлеб – земля, хлеб – воздух, хлеб – вода,

Солнечное в нём живёт светило,

В нём живёт душа родных полей,

Нежность доброй матери твоей.

4) Жизнь от хлеба, и от хлеба – сила

Человек ты! Хлеб в твоих руках,

Всё в твоих руках – земля и небо!

Хлеб в руках ты держишь испокон.

И тобою мир твой сотворён

Из добра, из мужества, из хлеба!

Исполняется стихотворение «Хлеб»

Мальчишке было восемь лет,

Он шёл по переулку

И нёс в плетёнке хлеб,

Жуя дорогой булку.

В пути, гружённую песком,

Он встретил пятитонку,

И недоеденным куском,

Швырнул он ей вдогонку.

Но если б думал мальчик тот

О зёрнышке, о чуде,

И сколько мыслей и забот

В него вложили люди.

К вам обращаюсь, сыновья,

Мои или чужие:

Отчизна, хлеб, любовь, семья –

Понятия святые!

Исполняется стихотворение «Руки хлебороба».

Словами самой высшей пробы

На весь Алтай, на всю страну

Мы славим руки хлебороба,

Тепло отдавшие зерну!

Благодарим людское братство,

Что от зари и до зари

За наше главное богатство.

Сражались как богатыри,

Мы чествуем стихом и песней

Серпа и Молота союз –

Как этот колос полновесный

В моём большом степном краю,

Где зори жаркие в полнеба

Горят над степью, как салют.

Недаром звёзды цвета хлеба

У нас в стране героям льют.

5) к хлебу всё имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью.

К миру, к правде, к счастью твоему.

6) «Хлеб не швыряйте, он святой!» -

Бывало скажет дед седой.

Нам детворе проворной.

Затем, что труд и крепкий пот,

И жита дух медовый

Всему живому жизнь даёт.

7) он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

8) день и ночь гудят комбайны,

Хлеб идёт со всей страны –

Хлеб Кубани, хлеб Украйны,

Казахстанской целины.

9) взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней !

Встаньте перед хлебом!

Встаньте перед трудом!

Поклонитесь земле родной.

За то, что вырастила хлеб такой!

Труженикам полей Российских

Отдайте земной поклон.

Попросить учащихся назвать известные им пословицы о хлебе. Например,

  1. Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест

  2. Хлеб – всему голова.

  3. Хлеб насущный – сила наша, молодецкая еда.

  4. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

  5. Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

  6. Без хлеба нет обеда.

  7. Баловством хлеба не добудешь.

  8. Широко. А не море,

Золото, а не деньги.

Сегодня – на земле,

Завтра – на столе.

Можно предложить вопросы для обсуждения:

  1. Какие зерновые культуры вы знаете ?

  2. Какие сельскохозяйственные машины вы знаете ?

  3. Что вы читали о хлебе ?

  4. Какое правило существует в столовой ?

  5. Как нужно правильно есть хлеб ?

Список литература:

  1. Р.В.Кузьминский «Хлеб в нашем доме».

  2. В.А.Сафронов «Адрес подвига – целина»

  3. Ю.П.Ковырялов «Формула хлеба: жизнь»

  4. А.Н.Невский «Целина Алтая».

infourok.ru

Классный час в 5 классе Хлеб всему голова

Классный час «Хлеб – всему голова!» Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим. Задачи: - Углубить и расширить знание детей о хлебе - воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к труду; - формировать нравственные ориентиры на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни. Оборудование: пословицы о хлебе, презентация, музыкальное сопровождение. Ход классного часа Учитель: Вот такой был случай… Мать утром спросила сына: - Что бы ты хотел съесть к завтраку? - Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом…да чаю с молоком. - Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет. - А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю. Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал пюре со сметаной и ложку отложил: - Невкусно! - Что так? - Понял, не посолено! Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба-то на столе нет. Мать смеётся: - Вот и вышло, что самое простое и нужное – хлеб да соль – ты позабыл. Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся. -Так о чём же мы сегодня будем говорить? (О хлебе) С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Сейчас я вам хочу рассказать одну легенду, когда человек впервые попробовал хлеб.Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом. Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим – будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся – это к слезам, подгорит – это к печали, потрескается – жди новостей. А сейчас попробуйте угадать, люди каких профессий заняты производством хлеба. Конкурс загадок. Мне мигает светофор, Знает он, что я ... (Шофёр) Под весенний птичий свист Пашет землю ... (Тракторист) Он сыплет в мельницу зерно. Ты назови скорей его. (Мельник) Чтоб амбар наш был с зерном, Нужен в поле ... (Агроном) Послезавтра, в понедельник, Смелет всё зерно нам ... (Мельник) В поле комбайнов слышится хор, Хлебный корабль ведёт ... (Комбайнёр) Белые волосы, брови, ресницы. Утром встаёт он раньше, чем птицы. (Пекарь) Временем рассеиваю, Временем собираю. Сам сыт бываю И других кормлю. (Пахарь) -Молодцы ребята. Ну а теперь я задам вам еще пару вопросиков. Справитесь ли вы на этот раз? Викторина. Дети, а знаете ли вы… 1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей?  (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна) 3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице) 4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто) 5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара) -О хлебе существует немало пословиц и поговорок,давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем самые популярные и всеми известные. - Много снега – много хлеба. - Хлеб – всей жизни голова. - Будет хлеб – будет и песня. - Хлеба ни куска – и в доме тоска. - Не будет хлеба – не будет и обеда -Хлеб ногами топтать – народу голодать. -Именно на этой последней пословице я бы хотела заострить ваше внимание, и напомнить вам какой ценой доставался хлеб в военные годы нашим дедушкам и бабушкам, и какое было их отношение к хлебу. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать. А сейчас я вам прочитаю стих и Мне хотелось, чтобы об этом задумались те ребята,(хотя надеюсь что среди нас нет таких) которые безмятежно играют в хоккей, гоняя вместо шайбы черствый бублик, и те, которые бросают в корзину для мусора недоеденную булочку, пирожок, кусочек хлебушка. Мальчик, ногою пинающий хлеб,Мальчик, голодных не знающий лет,Помни, что были лихие года.Хлеб - это жизнь, а не просто еда.Хлебом клялись,За хлеб умиралиНе для того, чтоб в футбол им играли.В слове народная мудрость таится.Вот что в народе у нас говорится:“Если ты хлеб ценить не стал,Ты человеком быть перестал”. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. -А теперь давайте все вместе сделаем выводы- как нужно обращаться с хлебом. -Бери хлеба столько, сколько съешь. -Крошки не выкидывайте. Их можно отдать птичкам. -Не топчи хлеб ногами. -О человеке можно ценить по тому, как он относится к хлебу. - Понравился ли вам наш классный час? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»

weburok.com


Смотрите также