Картинки сухой хлеб платонов
Литературное чтение – 4 класс
Тема урока: А.П.Платонов «Сухой хлеб».
Цель: научить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков;
развитие навыка беглого, выразительного чтения;
развитие речи, логики, мышления, умения работать с текстом;
воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к матери, близким людям, людям труда.
Оборудование: плакат с пословицами о хлебе; картина А.А.Пластова «Жатва»; фотографии с видом современных полей; коллекции зерен: пшеницы, ржи, ячменя; карточки с названиями составляющих хлеб; карточки с заданиями; плакат «Хлеб - всему голова»; карточки для самостоятельной работы; карточки с домашним заданием; рисунки детей; снопы; серп; выставка хлебобулочных изделий.
^
- Организационный момент.
Я пришла к вам на урок с желанием создать атмосферу вдумчивой работы и одновременно праздничной встречи со словом. Сядьте поудобней и приготовьтесь внимательно меня слушать и активно работать.
Предлагаю вашему вниманию загадки. Я знаю, что вы любите их отгадывать.
1. Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони-
Золотым зерном набит. (Колос).
2. В землю теплую уйду,
К солнцу золотом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно).
3. На столбиках в гнездах
Лежат не птички,
А золотые яички. (Зерна в колосе).
Предметы, которые стали отгадками, лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Коллекция зерен: пшеницы, ячменя, ржи. Отличие их: пшеница - округлой формы; ячмень- зерно в кожуре, продолговатой формы; рожь- цвет зеленоватый и зерно мельче, чем пшеница и ячмень.
II. Постановка проблемы и цели урока.
Ребята, посмотрите на доску. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор на уроке.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб». Будем работать над выразительностью чтения, перечитаем отдельные отрывки из произведения, будем составлять характеристику главного героя рассказа, рассуждать, делать выводы, обобщения.
III. Работа над рассказом А.А.Платонова» Сухой хлеб».
1) гр. 1. Составить кинофильм (групповая работа).
У нас есть иллюстрации к этому произведению, Ваша задача режиссеры: показать последовательность развития событий.
2) гр. 2. Работа по карточкам (индивидуальная работа или в группах).
В карточках записаны предложения, отражающие основные события
Рассказа «Сухой хлеб», Ваша задача: пронумеровать предложения так, в
какой последовательности происходили события в рассказе.
- Митя стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю.
- Митя ходил следом за плугом, чтобы не скучать без матери.
- Колоски, что возделывал Митя, нынче словно бы повеселели.
- Митя любил ходить в темный угол сарая.
- Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет.
3) Проверка работы.
Ответы: 4, 1, 5, 3, 2 .
Физминутка.
Продолжение работы над рассказом,
- Составление характеристики Мити, Оценка его поступков по плану.
- Назовите героев рассказа «Сухой хлеб».
- Назовите главного героя этого рассказа.
- Понравился он вам?
-Сейчас приступим к составлению характеристики Мити. Поможет вам в этом план.
План (на доске).
- Возраст.
- Семья.
- Мечта.
- Занятия.
- Характер, поступки.
- Отношение к окружающему (маме, растениям, вещам).
- Ответы будете находить в тексте.
2. Рассказы учащихся по плану.
3. Обобщение.
- Каким был Митя?
- Был он счастливым?
- Поведение Мити достойно восхищения?
-Кто поступил бы также как Митя?
Митя делал доброе дело, Он вступил в единоборство с засухой. Земля щедра, кто любит ее и понимает. Природа одарит человека за это. В рассказе так и получилось: ожили колоски, не зря трудился Митя, учительница, ученики.
^
- Какой эпизод показался вам интересный?
- Какой эпизод помог раскрыть характер Мити?
Давайте прочитаем его по ролям.
(Разговор Мити с учительницей).
^
- Посмотрите на иллюстрацию с..40.
- Что изображено?
- Какому эпизоду из рассказа она соответствует? Прочитайте.
- Правдивое описание?
- Возможно это в жизни?
Обобщение.
Да, так было раньше. Такими орудиями обрабатывали землю. А сейчас посмотрите на эти фотографии. Вот так обрабатывается земля в настоящее время (показ фотографий с комментированием).
Физминутка.
IV. Работа с плакатом «Хлеб- всему голова».
- Как вы понимаете выражение «Хлеб - всему голова»?
- Что в вашем понимании означает слово хлеб?
Обобщение.
Хлеб называют чудо земли.
- Почему его так называют?
Хлеб так называют, потому что он никогда не надоедает. С хлебом едят
все: и мясо, и молоко, и рыбу, и другое.
Если рассмотрим составляющие хлеба, то мы увидим, сколько полезного,
необходимого для организма в нем содержится. (Показ карточек со
словами: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли). Разве это
не чудо! Что может быть вкуснее свежеиспеченного хлеба? И каких только
хлебов нет - большие и маленькие, белые и черные, пшеничные и ржаные, квадратные и круглые. Чего только не придумывают пекари. Выбирай на любой вкус! Известно 750 видов хлебобулочных изделий.
^
Говоря о хлебе сегодняшнем, о его изобилии, давайте обратимся к тому
времени, когда людям не хватало хлеба, Да, было такое во время войны.
Враги жгли хлебные поля. В то время ввели карточки на хлеб. Эти
карточки имели не только взрослые, но и дети. В блокадном Ленинграде люди стояли в огромных очередях за хлебом. 125 граммов - вот такой кусочек хлеба давали на целый день, а иногда и этого не доставалось. (Показ спичечного коробка).
- Сколько таких кусочков вы съедаете за день?
Люди, познавшие голод, помнят, что никакая глыба золота не заменит
крошку хлеба. Раньше «хлеб» относили к святым словам. Таких слов в нашей речи мало: мать, Родина. Но, к сожалению, некоторые наши современники к хлебу относятся с неуважением, выбрасывают его. Вот что по этому поводу говорится в народе:
«Если ты хлеб ценить перестал
Ты человеком быть перестал».
- Как вы понимаете это высказывание?
- А задумываемся ли над тем, как хлеб попадает на стол?
Обобщение.
Много труда вкладывают люди в приготовлении хлеба. Сначала землю подготовят, затем засеют ее. Долго ждут, пока высокие колоски поднимутся. Потом их обмолотят, зерно отвезут на мельницу. Его перемелют, получат муку. И, только потом муку отвезут в пекарню. В пекарне замесят тесто и выпекут хлеб. Много, очень много людей поработают, прежде чем на столе появятся привычные аппетитные ломтики хлеба.
- А знаете ли вы, сколько нужно зерен для выпечки 1 батона?
1 батон- 10200 зерен.
VI. Работа с пословицами.
- Ребята, а знаете вы пословицы о хлебе?
- А сейчас обратимся к плакату, На нем написаны пословицы. Давайте прочитаем их хором и объясним смысл.
- Худ обед, коли хлеба, нет.
- Хлеб – бесценное богатство.
- Есть хлеб – будет и песня.
VII. Исполнение песни «Хлеб всему голова».
О хлебе есть пословицы, написаны стихи, рассказы, есть картины художников.
О хлебе есть и песня. Предлагаю вашему вниманию песню «Хлеб всему голова»
VIII. Итог урока.
С каким произведением работали на уроке?
Какова главная мысль рассказа?
Кто главный герой рассказа «Сухой хлеб»?
Сегодня на уроке, составляя характеристику Мити, мы говорили о его чертах характера. Сейчас я хочу проверить, насколько вы были внимательными. Выполните следующее задание: из данных слов убрать лишние, т.е. что не относится к Мите (слова на карточках, на доске)
Любознательный Внимательный Упорный Упрямый Добрый Серьезный Любящий | Великодушный Непослушный Терпеливый Трудолюбивый Маленький Глупый Заботливый |
Молодцы! С заданием справились хорошо. Хотелось, чтобы и у вас были эти черты характера.
Выставление отметок.
Ребята, я хочу попросить вас помочь мне в выставлении отметок. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете поднять руку, кого это касается.
- Кто работал, не покладая рук?
- Кто мастер на все руки?
- Кто держал ушки на макушке?
Спасибо, ребята. Вы честно оценили свою работу.
- Домашнее задание. (На карточках).
- Составить связный рассказ о Мите.
- Сочинить сказку о Колоске (чтобы он мог рассказать)
- Сочинить стих, рассказ о хлебе.
Ребята, задание выберите по своим силам.
velikol.ru
Платонович Платонов «Сухой хлеб»
Андрей Платонович Платонов«Сухой хлеб». Анализ текста.
Цель: продолжить работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб».
Задачи: 1) обучающая – учить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков; учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла;
2) развивающая – развивать память, навыки и умения работать с текстом;
3) воспитывающая – воспитывать в детях чувство долга, ответственности за себя и других людей.
Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа.
Приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, словесное рисование, чтение и пересказ текста.
Оборудование: портрет писателя, картинки с изображением эпизодов из жизни крестьян, текст рассказа (учебник, с.47-55), тетради учеников, доска.
^
1.Организационный момент.
2.Целеполагание и мотивации.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор по рассказу А.П.Платонова «Сухой хлеб», продолжим составлять характеристику главного героя рассказа Мити Климова, постараемся понять смысл рассказа и ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..».
^
- На прошлом уроке мы с вами начали составлять характеристику нашего маленького героя Мити Климова. Откройте тетради, просмотрите записи.
Расскажите маленькую биографию маленького человечка.
(Его зовут Митя Климов, ему 7 лет, отец умер на войне, дедушка – до войны. У мальчика есть только мама. Часто задумывается о смерти близких людей, о жизни неживых предметов. Смерть сравнивает со сном, считает, что это от усталости – «уморился» и уснул. Помогает маме в поле – приносит воду. Мечтает стать большим и сильным, чтобы скорее помогать маме).
-А каким образом Митя хотел очень быстро вырасти? Прочитайте.
(С.48-49, со слов: «Мать теперь целый день ходила по полю за плугом…» до слов: «…макнул в соль и заснул».)
-Какая черта характера проявилась в данном поступке?
(Упорство, настойчивость.)
-Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых описывается тяжёлый крестьянский труд матери.
(С.48, со слов: «Мать теперь целый день…» до слов «…чтобы не скучать»).
(Работа с иллюстрациями на доске)
-Да, труд крестьянина всегда был тяжёлым. Время послевоенное, кругом разруха, техники не хватает. Основную работу приходилось делать вручную: пахать, полоть, косить.
(Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.)
-Самым родным человеком для Мити была мать. Как Митя относился к матери?
(боялся, что она «уморится»; видел, как тяжело было матери пахать, хотелось скорее стать взрослым и помогать ей, хотел кормить её сам, потому что любил.)
-Какая сторона характера проявляется в чувствах Мити к матери?
(Любовь к близким.)
- Любовь, которую мальчик испытывает к матери, не даёт ему покоя, и он спрашивает: «-Мама!.. А что мне надо делать? А то я тебя люблю». Что ответила ему на это мама? Прочитайте ответ мамы.
(С.51, со слов «- А чего тебе делать!- сказала мать. – Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай».)
-А почему именно так мать ответила сыну?
(А что ещё могла ответить мать на слова маленького сына, видела, что он хочет помочь, но ещё очень мал.)
-Сделайте вывод, как относится мальчик к маме.
(Он любил её, жалел, скорее хотел вырасти, чтобы самому помогать маме.)
4.Физминутка.
5.Применение знаний и умений.
-Продолжим работу над рассказом, продолжим составлять характеристику героя. Найдите в тексте и прочитайте эпизод о том, какая погода установилась в то лето, о котором идёт речь в рассказе.
(С.48, со слов: «В тот год лето было сухое…» до слов: «…как на луну, плывущую в тумане»; с.52, со слов: «На поле была посеяна рожь рядами…» до слов: «…на спёкшуюся, горячую землю»,)
-Отложите учебники, закройте глаза. Нарисуйте в своём воображении картины только что прочитанных отрывков. Чтобы вы нарисовали на переднем плане? На заднем? Какие краски вы бы использовали?
(Ответы детей.)
-Послушайте разговор матери с сыном.
(Читает учитель. С.52-53, со слов: «- Мама!- говорил он…» до слов: «…он скучал о тех, кто спит»).
-Какие ещё проблемы волновали мальчика?
(Как жить без хлеба.)
-В чём он видел выход из создавшегося положения?
(Думал, что поможет роса.)
-Митя хочет думать и о любимых им людях, и ещё он хочет действовать. Как хочет Митя действовать?
(Хочет рыхлить землю.)
-Почему Митя стал рыхлить землю. Подтвердите свой ответ отрывками из текста.
(С.53, со слов: «Там он стал рыхлить землю…» до слов: «…проснётся и будет жить».)
-Как он относится к сухому хлебу?
(Бережно, осторожно, с любовью, как к живому. Боялся сделать больно корешку.)
-Как Митя объясняет, почему он на поле «копается»?
(«Я хлебу помогаю, чтоб он жил»).
-А что отвечает Митя на вопрос учительницы о том, не скучно ли ему работать?
(« - Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда»)
-Какая черта характера проявилась в Митином поступке?
(Забота о близких (накормить хлебом), забота о погибающих растениях.)
-Как относились люди к его поступку? Докажите словами из текста.
(С.55, со слов: «Она показала детям…» до слов: «…Чтобы помочь им расти и жить»)
-Определите черты характера мальчика.
(Сумел привлечь к работе других детей.)
^
-Итак, анализ рассказа завершён. Закончено и составление характеристики главного героя. А теперь давайте обобщим всё сказанное нами на уроке.
Нравится ли вам Митя? Чем? Каким человеком он станет в жизни? Чего никогда не сделает?
(Ответы детей).
-Какова главная мысль рассказа?
(Человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело; должен делать его с любовью, любить всё живое, любить и беречь близких.)
-А теперь давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..»
(Ответы детей).
7.Анализ и оценка итогов урока.
8. Информация о домашнем задании.
dogend.ru
Андрей Платонович Платонов «Сухой хлеб»
Андрей Платонович Платонов«Сухой хлеб». Анализ текста. Цель: продолжить работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб». Задачи: 1) обучающая – учить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков; учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла;
2) развивающая – развивать память, навыки и умения работать с текстом;
3) воспитывающая – воспитывать в детях чувство долга, ответственности за себя и других людей. Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа. Приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, словесное рисование, чтение и пересказ текста. Оборудование: портрет писателя, картинки с изображением эпизодов из жизни крестьян, текст рассказа (учебник, с.47-55), тетради учеников, доска. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Целеполагание и мотивации.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор по рассказу А.П.Платонова «Сухой хлеб», продолжим составлять характеристику главного героя рассказа Мити Климова, постараемся понять смысл рассказа и ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..».
3.Воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.- На прошлом уроке мы с вами начали составлять характеристику нашего маленького героя Мити Климова. Откройте тетради, просмотрите записи.
Расскажите маленькую биографию маленького человечка.
(Его зовут Митя Климов, ему 7 лет, отец умер на войне, дедушка – до войны. У мальчика есть только мама. Часто задумывается о смерти близких людей, о жизни неживых предметов. Смерть сравнивает со сном, считает, что это от усталости – «уморился» и уснул. Помогает маме в поле – приносит воду. Мечтает стать большим и сильным, чтобы скорее помогать маме).
-А каким образом Митя хотел очень быстро вырасти? Прочитайте.
(С.48-49, со слов: «Мать теперь целый день ходила по полю за плугом…» до слов: «…макнул в соль и заснул».)
-Какая черта характера проявилась в данном поступке?
(Упорство, настойчивость.)
-Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых описывается тяжёлый крестьянский труд матери.
(С.48, со слов: «Мать теперь целый день…» до слов «…чтобы не скучать»).
(Работа с иллюстрациями на доске)
-Да, труд крестьянина всегда был тяжёлым. Время послевоенное, кругом разруха, техники не хватает. Основную работу приходилось делать вручную: пахать, полоть, косить.
(Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.)
-Самым родным человеком для Мити была мать. Как Митя относился к матери?
(боялся, что она «уморится»; видел, как тяжело было матери пахать, хотелось скорее стать взрослым и помогать ей, хотел кормить её сам, потому что любил.)
-Какая сторона характера проявляется в чувствах Мити к матери?
(Любовь к близким.)
- Любовь, которую мальчик испытывает к матери, не даёт ему покоя, и он спрашивает: «-Мама!.. А что мне надо делать? А то я тебя люблю». Что ответила ему на это мама? Прочитайте ответ мамы.
(С.51, со слов «- А чего тебе делать!- сказала мать. – Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай».)
-А почему именно так мать ответила сыну?
(А что ещё могла ответить мать на слова маленького сына, видела, что он хочет помочь, но ещё очень мал.)
-Сделайте вывод, как относится мальчик к маме.
(Он любил её, жалел, скорее хотел вырасти, чтобы самому помогать маме.) 4.Физминутка. 5.Применение знаний и умений.
-Продолжим работу над рассказом, продолжим составлять характеристику героя. Найдите в тексте и прочитайте эпизод о том, какая погода установилась в то лето, о котором идёт речь в рассказе.
(С.48, со слов: «В тот год лето было сухое…» до слов: «…как на луну, плывущую в тумане»; с.52, со слов: «На поле была посеяна рожь рядами…» до слов: «…на спёкшуюся, горячую землю»,)
-Отложите учебники, закройте глаза. Нарисуйте в своём воображении картины только что прочитанных отрывков. Чтобы вы нарисовали на переднем плане? На заднем? Какие краски вы бы использовали?
(Ответы детей.)
-Послушайте разговор матери с сыном.
(Читает учитель. С.52-53, со слов: «- Мама!- говорил он…» до слов: «…он скучал о тех, кто спит»).
-Какие ещё проблемы волновали мальчика?
(Как жить без хлеба.)
-В чём он видел выход из создавшегося положения?
(Думал, что поможет роса.)
-Митя хочет думать и о любимых им людях, и ещё он хочет действовать. Как хочет Митя действовать?
(Хочет рыхлить землю.)
-Почему Митя стал рыхлить землю. Подтвердите свой ответ отрывками из текста.
(С.53, со слов: «Там он стал рыхлить землю…» до слов: «…проснётся и будет жить».)
-Как он относится к сухому хлебу?
(Бережно, осторожно, с любовью, как к живому. Боялся сделать больно корешку.)
-Как Митя объясняет, почему он на поле «копается»?
(«Я хлебу помогаю, чтоб он жил»).
-А что отвечает Митя на вопрос учительницы о том, не скучно ли ему работать?
(« - Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда»)
-Какая черта характера проявилась в Митином поступке?
(Забота о близких (накормить хлебом), забота о погибающих растениях.)
-Как относились люди к его поступку? Докажите словами из текста.
(С.55, со слов: «Она показала детям…» до слов: «…Чтобы помочь им расти и жить»)
-Определите черты характера мальчика.
(Сумел привлечь к работе других детей.)
6.Обобщение и систематизация знаний и способов действий, полученных на уроке.
-Итак, анализ рассказа завершён. Закончено и составление характеристики главного героя. А теперь давайте обобщим всё сказанное нами на уроке.
Нравится ли вам Митя? Чем? Каким человеком он станет в жизни? Чего никогда не сделает?
(Ответы детей).
-Какова главная мысль рассказа?
(Человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело; должен делать его с любовью, любить всё живое, любить и беречь близких.)
-А теперь давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..»
(Ответы детей).
7.Анализ и оценка итогов урока. 8. Информация о домашнем задании.birmaga.ru