Роль хлеба в жизни россиян известна. Во все времена этот продукт считался главным на нашем столе. Ну, а для небогатых семей хлеб и вовсе – всему голова. Он для них – основной продукт питания. И прежде всего — в сельской местности. Жители деревень с детских лет знают, как рождается хлеб – ароматный, пышный, сказочно вкусный. Знают потому, что в не столь уж давние времена селяне выпекали хлеб не только в колхозных пекарнях, а и дома – в русской печи. Аромат от тёплой пышной краюхи разносился на всю деревню.
Хлеб пекли обычно раз в неделю. Бабушка рассказывала, что ещё с вечера она несколько раз просеивала муку, а потом ставила опару из дрожжей. Готовить тесто совсем не просто. В этом деле у каждой мастерицы имелся свой секрет, а иногда и не один. Делиться этим секретом с кем-либо было не принято, он передавался от матери к дочери, от неё — к внучке. И так из поколения в поколение.
Бабушка готовила тесто в два этапа. Сначала она долго его месила. Этот процесс прекращала тогда, когда тесто начинало отделяться от стенок кадки. Кстати, посудина должна быть вместительной, чтобы тесто могло в ней свободно подниматься и увеличиваться в размерах не менее чем в три раза. Посудину с тестом бабушка накрывала крышкой и ставила её на четыре часа в печь. Это было самое тёплое место в доме, температура воздуха держалась в ней на отметке плюс 30 градусов. Бабушка в течение этих четырёх часов зорко следила за тестом. Через каждый час обминала его. Когда опара увеличивалась в объёме в полтора-два раза, бабушка переходила ко второму этапу приготовления теста.
Она отправляла в деревянную кадку с тестом оставшуюся муку, добавляла воды, соли, сахара, одну-две ложки растительного масла. Затем вбивала в тесто одно-два куриных яйца, вливала туда же немного простокваши, пива или даже водки. При этом снова хорошо перемешивала содержимое посудины. Опять закрывала её и оставляла в тепле ещё на полтора часа. Кадка с тестом превращалась в «действующий вулкан»: всю ночь в ней что-то булькало, шипело, ухало. До утра этот «вулкан» приходилось три-четыре раза усмирять. Каким образом? Бабушка снова добавляла в тесто немного муки, непрерывно помешивая содержимое кадки.
Однако время приспело. Бабушка в последний раз делает обминку, ждёт с полчаса и приступает к раскладке теста на противни. Их у неё было три. Бабушка заранее их очищала чуть ли не до блеска, оставалось лишь смазать изнутри маслом. Наступала одна из главных операций, так называемая укладка теста в противни. Во время этого процесса в тесте образуется основная масса углекислоты, которая делает его пышным и воздушным. Бабушка ставит противни поближе к теплу, то есть на печь. Теперь уже ненадолго — минут на 30-40.
Но вот и они пролетели. Хлеб просится в печь. Это торжественный момент. Поэтому перед тем, как поставить хлебы в печь, хозяйка одевалась как на праздник. Для этого случая были припасены вышитая кофта с фартуком, косынка с кружевами. Нарядившись, бабушка приступала к выпечке хлеба. Это тоже искусство. Если в печи температура оказывалась высокой, а влажность низкой – на тесте вмиг образуется твёрдая корка, которая мешает хлебу «подняться». Буханка получится низкой, а сам хлеб плотным, то есть непропечённым. Если же температура в печи ниже нормы, тесто не успеет «схватиться», расплывётся по противню. Словом, потеряет форму.
До наших дней в деревнях и южных станицах России ещё сохранились печи с овальным сводом топки. Их называют русскими. Для их растопки заготавливались сухие дрова, а в степных районах так называемые «кизяки». Это спрессованный в зимние месяцы навоз, нарезанный в форме кирпича и хорошо просушенный. Такое топливо сгорало без остатка. В раскалённой и освобождённой от углей печи и выпекался традиционный русский хлеб. Готовый хлеб вынимался из печи деревянными лопатками или рогачами. Корочку каждой буханки для мягкости окропляли колодезной водой и укрывали холщовым полотенцем. Караваям давали немного отдохнуть, набраться сил, которые потом передадутся едокам.
Испечённого хлеба семье хватало ровно на неделю. За это время хлеб не черствел. Каравай приобретал своеобразный вкус, если его к воскресному столу заматывали в салфетку и клали на несколько минут на горячий самовар. Считалось, что вкуснее, лучше хлеба – ни еды, ни лакомства на столе не было. Любая пища приедается, хлеб – никогда. Настоящий русский хлеб – пшеничный или ржаной – ценился во все времена.
Во многих странах выпечка хлеба считается почётным и ответственным делом. В Риме сохранился 13-метровый памятник пекарю Марку Вергилию Эвризаку, снабжавшему хлебом из своих пекарен вечный город две тысячи лет назад. А в России царский Указ 1626 года «О хлебном и калачном весу» устанавливал цены на 26 сортов хлеба из ржаной и 30 сортов из пшеничной муки. В средневековой Европе уличённого в недобросовестности хлебопёка водили на верёвке по улицам с буханкой плохо испечённого хлеба на шее.
Конечно, сегодня в хлебных магазинах ассортимент очень даже богат, но уже на пороге сразу ощущаешь запах и ванили, и корицы, и уксуса… Пшеничный аромат присутствует не всегда. То есть вековые традиции пошатнулись. Однако не везде, в сельской местности они остались незыблемыми.
Безусловно, что для получения пышного вкусного каравая одного мастерства хлебопёка недостаточно. Многое зависит и от качества муки. А её можно получить только из хорошего продовольственного зерна. Самая лучшая мука получается из сильной пшеницы. Таким названием обозначается не крепость злака, а его качество, количество и состав содержащихся в нём элементов. Пшеничное зерно – продукт уникальный. В нём есть разные витамины, а также минеральные вещества — чуть ли не вся таблица Менделеева. Но всё это богатство содержится в оболочке и зародыше зерна. Да вот беда, после помола они попадают в отходы в виде отрубей. Однако, если мельница современная, то и помол хорош, мука получается нежная, как пудра, а отходов почти не остаётся.
Историки утверждают, что хлебом человек питается уже 15 тысяч лет. На Северном Кавказе пшеница была известна до первой тысячи лет до нашей эры. Нет сегодня на земном шаре континента, на котором бы не знали пшеничный злак. И повсюду крестьянин стремится вырастить два колоса там, где ещё недавно рос один. Лучшие образцы генного фонда собраны в банке Всероссийского института растениеводства (ВИРа) в Санкт- Петербурге. Во время блокады Ленинграда 14 сотрудников этого научного учреждения умерли от голода, но коллекцию сохранили. Сегодня генный банк института находится под эгидой ЮНЕСКО.
Когда космонавты любуются из космоса нашей планетой, их больше всего радуют наши хлебные нивы. Чёткие прямоугольники полей Кубани и Ставрополья напоминают шахматную доску.
Искусство хлебороба, мельника, пекаря и сегодня создаёт то чудо, которым гордились наши предки, как преподносили дорогим гостям традиционные русские «хлеб – соль». А первый каравай из нового урожая посвящали Всевышнему. Несли его в храм и освящали крестьянский труд и крестьянский праздник.
В эти дни все районы Ставрополья включились в массовую жатву хлебов. Всего в этом году предстоит убрать зерновые с 2,1 млн гектаров, из которых 1,8 млн занимает озимая пшеница. С каждого гектара механизаторы намолачивают по 38 с половиной центнеров зерна. Это хороший хлеб.
И фактически все мелькомбинаты приступили к помолу муки из зерна нового урожая. Молоть есть из чего, зерна в крае хватит и себе, и на продажу. Лишь бы погода не подвела. Убрать урожай необходимо в самые оптимальные сроки – за 12 рабочих дней.
Николай ШЕБАЛКОВ
www.stavgubernia.ru
Предприятие АО «Даниловский хлебозавод» обеспечивает свой район и города Ярославской области не только качественным хлебом, но и рабочими местами. Сегодня здесь трудятся более 200 человек: кондитеры, работницы цехов, технологи, бухгалтеры, грузчики. Директор этого предприятия Андрей Антонов рассказал нам о работе завода, о том, каким должен быть качественный хлеб, и провел экскурсию по цехам.
- Я стараюсь объяснить людям, что каждый сотрудник к своей работе должен подходить с умом и не становиться таким, знаете, «автоматом» на конвейере. Даже к самому, казалось бы, простому ручному труду нужно относиться творчески: подумать, что можно сделать лучше, экономичнее. И еще очень важный момент – вспомните, как в старину пекли хлеб при монастырях: к муке и тесту человек подходил с чистой душой, после молитвы. Вот я и хочу донести до сотрудников, что на работу нужно приходить с хорошим настроением, с приятными мыслями. Ведь у нас на производстве очень много делается вручную: каждый пряник, каждая буханка проходит через многие руки – и важно, чтобы эта хорошая энергетика передавалась и хлебу, - отметил Андрей Михайлович.
На работу важно приходить с хорошим настроением. Кондитер : Алиса Кузьмичёва
Кондитер Анна Юрьевна Пирогова – одна из лучших в цехе. 08.10.2015 года получила Грамоту Ярославского обкома профсоюза пищевой и перерабатывающей промышленности
Склад бестарного хранения муки, здесь ее просеивают и готовят к замесу
Муку хранят в специальных бункерах
Затем мука попадается в хлебопекарный цех, где вместе с водой и дрожжами замешивается опара с помощью тестомесильных машинах
Затем опара «подходит» вот в таких дежах
Сотрудники завода соблюдают все традиционные технологии приготовления теста, и опара поднимается столько времени, сколько нужно
Затем дежу подкатывают к специальной установке, которая формирует вот такие «комочки»
Будущие батоны белого хлеба едут по конвейеру, и их встречает машинист тесторазделочной машины, которая укладывает их на листы и ставит в специальный расстойный шкаф, где хлеб «поднимается»
Перед тем, как отправиться в печь, хлеб должен подняться
Вот такой хлеб рождается для того, чтобы оказаться у нас на столах
На предприятии очень много делается вручную
А вот здесь изготавливают ржаной хлеб
Особым спросом у покупателей пользуется булка «Даниловская с маком»
В таких роторных печах выпекаются ватрушки, булочки с начинкой и другая сдоба
Заключительный этап : перед упаковкой хлеб попадает на конвейер
И вот он – батон! Готов к отправке в магазин
Результаты трудов: дипломы и кубки
www.yar.kp.ru
Роль хлеба в жизни россиян известна. Во все времена этот продукт считался главным на нашем столе. Ну, а для небогатых семей хлеб и вовсе – всему голова. Он для них – основной продукт питания. И прежде всего — в сельской местности. Жители деревень с детских лет знают, как рождается хлеб – ароматный, пышный, сказочно вкусный. Знают потому, что в не столь уж давние времена селяне выпекали хлеб не только в колхозных пекарнях, а и дома – в русской печи. Аромат от тёплой пышной краюхи разносился на всю деревню.
Хлеб пекли обычно раз в неделю. Бабушка рассказывала, что ещё с вечера она несколько раз просеивала муку, а потом ставила опару из дрожжей. Готовить тесто совсем не просто. В этом деле у каждой мастерицы имелся свой секрет, а иногда и не один. Делиться этим секретом с кем-либо было не принято, он передавался от матери к дочери, от неё — к внучке. И так из поколения в поколение.
Бабушка готовила тесто в два этапа. Сначала она долго его месила. Этот процесс прекращала тогда, когда тесто начинало отделяться от стенок кадки. Кстати, посудина должна быть вместительной, чтобы тесто могло в ней свободно подниматься и увеличиваться в размерах не менее чем в три раза. Посудину с тестом бабушка накрывала крышкой и ставила её на четыре часа в печь. Это было самое тёплое место в доме, температура воздуха держалась в ней на отметке плюс 30 градусов. Бабушка в течение этих четырёх часов зорко следила за тестом. Через каждый час обминала его. Когда опара увеличивалась в объёме в полтора-два раза, бабушка переходила ко второму этапу приготовления теста.
Она отправляла в деревянную кадку с тестом оставшуюся муку, добавляла воды, соли, сахара, одну-две ложки растительного масла. Затем вбивала в тесто одно-два куриных яйца, вливала туда же немного простокваши, пива или даже водки. При этом снова хорошо перемешивала содержимое посудины. Опять закрывала её и оставляла в тепле ещё на полтора часа. Кадка с тестом превращалась в «действующий вулкан»: всю ночь в ней что-то булькало, шипело, ухало. До утра этот «вулкан» приходилось три-четыре раза усмирять. Каким образом? Бабушка снова добавляла в тесто немного муки, непрерывно помешивая содержимое кадки.
Однако время приспело. Бабушка в последний раз делает обминку, ждёт с полчаса и приступает к раскладке теста на противни. Их у неё было три. Бабушка заранее их очищала чуть ли не до блеска, оставалось лишь смазать изнутри маслом. Наступала одна из главных операций, так называемая укладка теста в противни. Во время этого процесса в тесте образуется основная масса углекислоты, которая делает его пышным и воздушным. Бабушка ставит противни поближе к теплу, то есть на печь. Теперь уже ненадолго — минут на 30-40.
Но вот и они пролетели. Хлеб просится в печь. Это торжественный момент. Поэтому перед тем, как поставить хлебы в печь, хозяйка одевалась как на праздник. Для этого случая были припасены вышитая кофта с фартуком, косынка с кружевами. Нарядившись, бабушка приступала к выпечке хлеба. Это тоже искусство. Если в печи температура оказывалась высокой, а влажность низкой – на тесте вмиг образуется твёрдая корка, которая мешает хлебу «подняться». Буханка получится низкой, а сам хлеб плотным, то есть непропечённым. Если же температура в печи ниже нормы, тесто не успеет «схватиться», расплывётся по противню. Словом, потеряет форму.
До наших дней в деревнях и южных станицах России ещё сохранились печи с овальным сводом топки. Их называют русскими. Для их растопки заготавливались сухие дрова, а в степных районах так называемые «кизяки». Это спрессованный в зимние месяцы навоз, нарезанный в форме кирпича и хорошо просушенный. Такое топливо сгорало без остатка. В раскалённой и освобождённой от углей печи и выпекался традиционный русский хлеб. Готовый хлеб вынимался из печи деревянными лопатками или рогачами. Корочку каждой буханки для мягкости окропляли колодезной водой и укрывали холщовым полотенцем. Караваям давали немного отдохнуть, набраться сил, которые потом передадутся едокам.
Испечённого хлеба семье хватало ровно на неделю. За это время хлеб не черствел. Каравай приобретал своеобразный вкус, если его к воскресному столу заматывали в салфетку и клали на несколько минут на горячий самовар. Считалось, что вкуснее, лучше хлеба – ни еды, ни лакомства на столе не было. Любая пища приедается, хлеб – никогда. Настоящий русский хлеб – пшеничный или ржаной – ценился во все времена.
Во многих странах выпечка хлеба считается почётным и ответственным делом. В Риме сохранился 13-метровый памятник пекарю Марку Вергилию Эвризаку, снабжавшему хлебом из своих пекарен вечный город две тысячи лет назад. А в России царский Указ 1626 года «О хлебном и калачном весу» устанавливал цены на 26 сортов хлеба из ржаной и 30 сортов из пшеничной муки. В средневековой Европе уличённого в недобросовестности хлебопёка водили на верёвке по улицам с буханкой плохо испечённого хлеба на шее.
Конечно, сегодня в хлебных магазинах ассортимент очень даже богат, но уже на пороге сразу ощущаешь запах и ванили, и корицы, и уксуса… Пшеничный аромат присутствует не всегда. То есть вековые традиции пошатнулись. Однако не везде, в сельской местности они остались незыблемыми.
Безусловно, что для получения пышного вкусного каравая одного мастерства хлебопёка недостаточно. Многое зависит и от качества муки. А её можно получить только из хорошего продовольственного зерна. Самая лучшая мука получается из сильной пшеницы. Таким названием обозначается не крепость злака, а его качество, количество и состав содержащихся в нём элементов. Пшеничное зерно – продукт уникальный. В нём есть разные витамины, а также минеральные вещества — чуть ли не вся таблица Менделеева. Но всё это богатство содержится в оболочке и зародыше зерна. Да вот беда, после помола они попадают в отходы в виде отрубей. Однако, если мельница современная, то и помол хорош, мука получается нежная, как пудра, а отходов почти не остаётся.
Историки утверждают, что хлебом человек питается уже 15 тысяч лет. На Северном Кавказе пшеница была известна до первой тысячи лет до нашей эры. Нет сегодня на земном шаре континента, на котором бы не знали пшеничный злак. И повсюду крестьянин стремится вырастить два колоса там, где ещё недавно рос один. Лучшие образцы генного фонда собраны в банке Всероссийского института растениеводства (ВИРа) в Санкт- Петербурге. Во время блокады Ленинграда 14 сотрудников этого научного учреждения умерли от голода, но коллекцию сохранили. Сегодня генный банк института находится под эгидой ЮНЕСКО.
Когда космонавты любуются из космоса нашей планетой, их больше всего радуют наши хлебные нивы. Чёткие прямоугольники полей Кубани и Ставрополья напоминают шахматную доску.
Искусство хлебороба, мельника, пекаря и сегодня создаёт то чудо, которым гордились наши предки, как преподносили дорогим гостям традиционные русские «хлеб – соль». А первый каравай из нового урожая посвящали Всевышнему. Несли его в храм и освящали крестьянский труд и крестьянский праздник.
В эти дни все районы Ставрополья включились в массовую жатву хлебов. Всего в этом году предстоит убрать зерновые с 2,1 млн гектаров, из которых 1,8 млн занимает озимая пшеница. С каждого гектара механизаторы намолачивают по 38 с половиной центнеров зерна. Это хороший хлеб.
И фактически все мелькомбинаты приступили к помолу муки из зерна нового урожая. Молоть есть из чего, зерна в крае хватит и себе, и на продажу. Лишь бы погода не подвела. Убрать урожай необходимо в самые оптимальные сроки – за 12 рабочих дней.
Николай ШЕБАЛКОВ
www.stavrate.ru
Специалисты центра занятости населения Кулундинского района организовали профориентационную экскурсию в ЗАО «Табунский элеватор» для старшеклассников с. Большероманово.
На проходной группу подростков из 13 человек встретил специалист по охране труда элеватора А.В. Рева. Он ознакомил ребят с правилами техники безопасности. Экскурсия началась с помещения по приемке зерна, затем школьникам показали, как зерно обрабатывается, сушится и поступает на размол. На мельнице старшеклассников встретил другой специалист ЗАО «Табунский элеватор» и провел их в цех, где размалывается зерно.
В цехе мелкой фасовки школьники познакомились с расфасовкой муки. Подростки увидели, что на упаковке указано наименование продукции не только на русском языке, но и на китайском. Это связано с тем, что продукция была предназначена для экспорта в Китай.
Завершилась экскурсия посещением пекарни и кондитерского цеха. Ребятам выдали спецодежду, показали печи, в которых выпекался ароматный хлеб. Пекари готовили кондитерские изделия - трубочки, печенье, украшали торты.
А после экскурсии большеромановские школьники попробовали выпечку ЗАО «Табунский элеватор» - печенье, приготовленное умелыми руками кондитеров.
Во время экскурсии ребята поняли, какие высокие требования предъявляет современное производство к технической подготовке работников. Это - умение управлять производственными процессами, делать правильные выводы о ходе процесса и о качестве продукции, принимать оптимальные решения.
По мнению участников экскурсии, они получили много важной и полезной информации, а также представление о разных профессиях: аппаратчик, выбойщик, фасовщик, пекарь, кондитер и др.
Ученики и преподаватели Большеромановской школы, работники центра занятости населения Кулундинского района выразили благодарность специалистам ЗАО «Табунский элеватор» и лично генеральному директору предприятия Сергею Петровичу Федорченко за увлекательное путешествие в мир новых профессий.
trud22-first-step.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида
№ 123 г. Пензы «Семицветик»
Конспект
по художественно – эстетическому
развитию
«Как рождается хлеб»
Выполнила: Юнусова А.И.
2017 г.
Цель: закрепить знания детей о том «Как рождается хлеб».
Задачи:
Предварительная работа: беседа о хлебе, рассматривание и беседы по картинам Т.Н. Яблонский «Хлеб», М.В. Данциг «Золотая земля знакомство с компонентами теста», заучивание пословиц.
Демонстрационный материал: иллюстрации и макеты хлебобулочных изделий.
Раздаточный материал: солено тесто, одноразовые тарелки, доски для лепки, стеки, салфетки.
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций и беседа по ним, пальчиковая гимнастика «Тесто», художественные приемы, вопрос-ответ, поощрение.
Материал: дошкольное воспитание, интернет ресурсы.
ХОД ОД
Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить полепить. Наша лепка будет необычной, мы будем лепить не из пластилина, а из теста.
Воспитатель: Показывает тесто, вместе с детьми вспоминают – из чего же состоит тесто?
Дети: отвечают (из муки, воды, соли)
Воспитатель: Но сначала, я хочу вам что-то рассказать и показать. Садитесь как вам удобно (на диван, на стульчики, хотите, садитесь на крупные модули), чтобы вам было видно.
Воспитатель: Садится на стул.
Воспитатель: У меня для вас есть альбом, и я вам сейчас расскажу
«Как рождается хлеб».
Воспитатель: Я открываю альбом с иллюстрациями.
Дети: Слушают меня.
Воспитатель: 1. Когда наступает весна, поле пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб.
2. Вырастают колоски. Хлебное поле становится большим и красивым.
3. Осенью приходит пора убирать урожай. На поле выходят большие
комбайны, они молотят зерно и всё это высыпают в грузовые машины.
4. Зерно привозят на элеватор, помните, что это такое?
Дети: отвечают.
Воспитатель: 5.Элеватор - это такие башни, в которых хранится зерно, не только
хранится, но и ещё его там очищают, сушат и сортируют.
6. Дальше путь зерна лежит на мельницу. Помните, что такое мельница?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Это такой механизм, с помощью которого измельчают зерно. У меня изображена ветряная мельница, когда дует ветер, эти большие крылья вращаются и зерно начинает, измельчаться. Такие мельницы были раньше, а сейчас существуют электрические, они так же измельчают зерно, и зерно превращается – в муку.
7. Затем муку насыпают в специальные машины, и везут на хлебозавод.
8. А на заводе из муки выпекают хлеб, и разные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое хлебобулочные изделия?
Дети: отвечают (хлеб, батон, рогалики, сушки, баранки, печенье и т.д.)
Воспитатель: Правильно, это изделия, сделанные из муки.
9. Все хлебобулочные изделия в специальных машинах развозят по
магазинам, где мы покупаем всё это.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю быть пекарями, проходите за столы, и мы из теста попробуем сделать хлебобулочные изделия.
Дети: сели за столы.
Воспитатель: Посмотрите, какие же бывают хлебобулочные изделия (на доске висят картинки).
Воспитатель: Как вы думаете, как слепить баранку?
Воспитатель: А может быть, вы сами придумаете, что – то своё и слепите.
Воспитатель: Перед тем как начать лепить, давайте разомнём пальчики.
Вставайте возле стульчиков:
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Тесто замесили мы (Сжимаем, разжимаем кулачки) Сахар не забыли мы (Имитация посыпания) Пироги пшеничные (Соединили ладошки вместе) В печку посадили мы (Руки вперед, вверх ладонями) Мы печем пшеничные (Имитация стряпни пирожков) Пироги отличные. (Показывают большие пальцы).
Воспитатель: Ребята, садитесь. Посмотрите ещё раз на картинки, и на мои
слепленные изделия. Если вы хотите слепить одно изделие, то сделайте, из целого
кусочка теста, который у вас перед вами;
если вы хотите слепить два изделия, то тесто разделите на два кусочка.
Воспитатель: Ребята, вы придумали, что вы будите лепить?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Приступайте.
Воспитатель: Помогает, подсказывает, у кого что – то если не получается.
Воспитатель: Ребята, получилось у вас что – то слепить?
Воспитатель: Рассматривает все изделия, и хвалит детей.
Воспитатель: Все старались, молодцы!
Воспитатель: Давайте ваши изделия мы положим на поднос, и гости посмотрят, что
же вы слепили. Вечером, своим родителям расскажете «Как же рождается хлеб», и
как вы сегодня были пекарями.
Дети: выкладывают изделия на поднос.
Воспитатель: Ребята, кто у нас сегодня дежурный? Помогите мне, пожалуйста
убрать со столов. Доски и тарелочки, сложите в одну стопку, стеки положите в
корзину. А сейчас пойдёмте мыть руки. Воспитатель: Все старались, молодцы!
2.vospitately.ru
Как рождается русский хлеб
Моя бабушка, Нина Андриановна, была простой русской женщиной. Всю жизнь прожила в деревне, вела свое хозяйство. Мне кажется, она была счастливее всех счастливых на этой планете. Последний раз я видела бабушку в 2005 году. Если бы я тогда знала, что приехала к родным в последний раз, я бы постаралась получше запечатлеть каждую деталь, все, что так дорого моему сердцу. Я родилась и живу в Благовещенске, но село Мухоршибирь, в республике Бурятия, стало для меня второй родиной. Это место, где живут все родные по маминой линии, место, где прошли счастливые моменты моего детства. Я постоянно вспоминаю свое детство, и эти воспоминания тем дороже, что бабушки больше нет, детство давно безвозвратно ушло, а память - это все, что у меня есть.
Одно из моих любимых воспоминаний связано с тем, как бабушка пекла хлеб. Вы когда-нибудь видели, как рождается русский хлеб? Мы все читает детям сказки про русскую печь. Вы видели русскую печь своими глазами? Мне кажется, есть в ней что-то волшебное, что-то принадлежащее другой эпохе!
Выпечка хлеба начиналась с того, что нужно было «поставить тесто». Бабушка брала большую деревянную кадку и заводила дрожжевое тесто. Я часто помогала ей мешать тесто на начальном этапе. Я всегда чувствовала большую ответственность и свою огромную значимость в этом процессе. Когда тесто было готово, бабушка крепко завязывала бочку сверху косынкой. Так тесто стояло всю ночь. Ночью я слышала, как бабушка вставала и ходила сбить тесто, потому что от брожения оно поднималось так, что косынка надувалась большим пузырем.Следующий день начинался с подготовки печи. Бабушка растапливала печь и ждала, пока прогорят дрова и останутся горячие раскаленные угли. Тем временем она готовила тесто для посадки с печь. Бабушка брала нужное количество теста и раскладывала их по большим формам, сделанным из каких-то огромных консервных банок.
Затем деревянной лопатой бабушка укладывала эти формы в печь. И вот хлеб стоял внутри. Как же там было жарко. Невозможно было подойти к печи близко. Я всегда любила смотреть, что происходит там внутри! Это было буквально волшебство!
Когда хлеб был готов, бабушка отрезала мне кусок, и я съедала этот ломоть ароматного, мягкого хлеба, запивая все свежим козьим молоком. Сейчас я многое бы отдала, чтобы еще хоть раз испробовать это лакомство! Но когда я закрываю глаза и пытаюсь представить, мне кажется, я еще чувствую тот волшебный запах и вкус.
Такой хлеб хранился не два дня, как тот, что мы теперь берем в магазинах. Бабушка складывала эти большие булки хлеба в кастрюли, и он долго верой и правдой служил для пропитания семьи.
Теперь все это стало для меня историей, историей моей еще короткой жизни, историей моей страны. Я обязательно расскажу детям, как рождается русский хлеб, как рождается русская культура.
vikfirst.livejournal.com
Хлебозавод «Колос» о таинствах процесса
…Самые горячие часы на хлебном производстве «Колос» – утренние. Свежие булки нужно успеть отправить в Томск к открытию магазинов, развезти по районам Томской области. Продукцию «Колоса» ждут в Томском, Шегарском и Асиновском районах. Ежедневно на прилавки магазинов спешат классический белый и серый хлеб, изысканные фирменные сорта для гурманов, аппетитные ватрушки и рогалики для лакомок.
– Одни производители предпочитают держать в секрете свои технологии, другие попросту стесняются условий, в которых работают… Наше кредо – открытость, – проводит небольшую экскурсию по производству директор хлебозавода «Колос» Павел Давидян.
Четыре года назад Павлу удалось построить оптимальные производственные помещения. Светло. Просторно. Чисто. При этом почти все участки оснащены сегодня самой современной техникой.
Автоматизации производства Павел Давидян придает большое значение. В поиске новых технологий он регулярно посещает выставки и семинары. Недавно, например, вернулся из Красноярска: хлебопеков со всей России для обмена опытом и знакомства с новым оборудованием собирала фирма «Ротор-Агро». С выставки Давидян приехал с договорами о покупке новых машин по фасовке хлеба. Пока в пекарне «Колос» это делают вручную. Но уже в феврале Павел надеется автоматизировать процесс.
– Конкуренция в хлебном бизнесе очень высока, – объясняет он свое стремление к модернизации, – поэтому мы изо всех сил боремся за снижение издержек производства и повышение качества продукции.
К оптимизации издержек подстегивают цены на хлебные ингредиенты, которые упорно стремятся вверх. Давидян объясняет: из-за засухи этим летом стоимость муки выросла почти в два раза. На 40% подорожали сахар и маргарин… В «Колосе» держались до последнего, но этой осенью все-таки подняли цену хлеба с 11 до 12 рублей.
– Важно, чтобы потребители понимали – с нашей стороны это не погоня за прибылью, а способ возместить возросшие затраты, удержаться на плаву, – объясняет Павел.
Давидян глубоко убежден: в хлебном деле думать о сверхприбылях грешно: окупить ингредиенты, вложения в производство, выплатить зарплату…
– Главное – работать с душой, – расставляет приоритеты директор пекарни «Колос». – Важно, чтобы процесс доставлял удовольствие мне, сотрудникам, клиентам.
Такой душевный подход благотворно отражается на качестве продукции. Хлеб от Давидяна отмечен медалями и дипломами многочисленных профессиональных конкурсов. Но самая почетная награда для директора и работников пекарни «Колос» – любовь и внимание постоянных покупателей.
Хлебозавод «Колос» выпускает более 40 наименований продукции: различные сорта хлеба, батоны, кондитерские изделия, пироги. Его ассортимент представлен более чем в 250 торговых точках Томска. Основной объем продаж приходится на сельские районы. Компания является официальным поставщиком хлеба во многие государственные учреждения Томской области, например в томские вузы
Называем адреса некоторых магазинов, где можно приобрести продукцию хлебозавода «Колос»:
«Артема» – ул. Артема, 19
«Смольный» – ул. Интернационалистов, 17
«Томичка» – ул. Вокзальная, 25
«Столица молока» – ул. Дальнеключевская, 6
ТЕХНОЛОГИЯ
Производство хлеба – процесс долгий и хлопотный. От момента смешивания ингредиентов до появления румяной булочки проходит около семи часов.
Первым делом тщательно просеивают муку. Затем замешивают тесто. Хлеб в пекарне «Колос» готовят по классической «бабушкиной» технологии – опарным способом. Срок брожения опары – 3,5–4 часа.
– Современные технологии, улучшители позволяют снизить продолжительность этого периода, – объясняет Павел Давидян. – Но в этом случае из хлеба уходит душа, теряется аромат, поэтому мы к подобным технологиям не прибегаем – терпеливо ждем, пока тесто подойдет классическим способом.
Затем к выстоявшейся опаре добавляют вторую часть замеса. Тесто подходит еще около полутора часов
Готовое тесто перемещается в соседний цех на автоматический тестоделитель. Умная машина разделяет бесформенную массу на аккуратные порции, абсолютно одинаковые по весу и размеру. Если пекут белый хлеб, по транспортерной ленте порции перемещаются в тестоокруглитель, чтобы все булочки получались одинаково ровными. Консистенция серого хлеба более жидкая, в его приготовлении обходятся без округлителя – порции вручную перемещают в формы для запекания
Следующий этап производственного процесса – расстойка. В специальных шкафах тепло и влажно, как в русской бане. Здесь хлебушек парится в течение часа. А дальше переезжает в современные хлебные печи. Они появились в пекарне «Колос» в прошлом году и соответствуют последнему слову техники. Программный пульт оснащен модемом. В случае если при эксплуатации печи возникают проблемы, Павлу Давидяну достаточно лишь связаться с сервисным отделом предприятия – неполадки представители компании Siemens устраняют дистанционно. После того как выпечка завершена, умная машина сигнализирует о готовности очередной порции хлеба
tomsk-novosti.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»