Классный час на тему "Как родится каравай.". Как родится хлеб


Как родился хлебушек - Педагогический портал «О детстве»

Конкурс «Детский исследовательский проект - 2012»

Номинация «Первые открытия»

Хлеб к обеду в меру бери!Хлеб – богатство, им не сори!Народная мудрость

Каждый день у нас на столе хлеб. Но ведь богатство – это что-то редкое и ценное.

Я задала Татьяне Валерьевне вопрос: «А почему хлеб богатство?». В ответ она спросила у меня: «А ты знаешь, как хлеб попал к нам на стол? Где он родился?». «В магазине» – ответила я. «Нет. Хлеб проделал большой путь, чтобы оказаться в магазине. Вот когда узнаешь, как родился хлебушек, тогда и поймешь, почему он – богатство».

Гипотеза: если я узнаю, как к нам на стол «пришел» хлебушек, то пойму, почему хлеб – богатство.

Цель: найти ответ на вопрос «Как родился хлебушек?»

Задачи:

  1. Познакомиться с трудом людей разных профессий, причастных к выращиванию и производству хлеба.
  2. Узнать этапы производства хлеба.
  3. Создать сборник загадок «Как родился хлебушек?».

Методы и методики:

  1. Беседа.
  2. Показ.
  3. Опрос.
  4. Наблюдение.
  5. Художественное слово.
  6. Экскурсия.

План работы:

  1. Чтение литературных произведений по теме: «Хлеб».
  2. Знакомство с народным творчеством.
  3. Проведение бесед и рассматривание иллюстраций.
  4. Словарная работа.
  5. Экскурсия в магазин.
  6. Экскурсия в пекарню.
  7. Создание сборника «Как родился хлебушек».
  8. Создание и презентация исследовательской работы «Как родился хлебушек».

Описание хода исследования

Сначала я пошла в магазин, где пахло свежим хлебом и спросила у продавца: «У вас родился хлебушек?». Продавец удивленно взглянула на меня и ответила: «К нам привезли хлеб из пекарни». 

Я отправилась в пекарню и задала тот же вопрос: «У вас родился хлебушек?». Пекарь проводил меня внутрь пекарни, и показала, как выпекают хлеб. Она рассказала мне, как много людей участвует в выпечке хлеба, а на помощь им приходят машины! А потом она провела меня в склад, где лежало, много мешков с мукой и объяснила, что муку к ним привозят с мукомольного завода.

Из литературы

Я узнала, что на мукомольном заводе зерно, перемалывают в муку огромные электрические мельницы. Зерно на завод привозят большие машины с элеватора, там зерно хранится. Я, конечно же, догадалась, что на элеватор зерно привезли с полей. Теперь передо мной стояла задача разобраться, что же происходит на поле. 

Дома я попросила маму рассказать мне, что же происходит с зерном на поле, а в детском саду Татьяна Валерьевна показала мне разные иллюстрации и фотографии. Я узнала, что сначала пашут землю, рыхлят, выравнивают поверхность, вносят удобрения – это делают, чтобы зерна быстрее прорастали.

Потом специальная машина засеивает поле зерном. Появляются всходы, и агрономы следят, чтобы посевы вовремя поливались, обрызгивались от вредителей – насекомых. Когда пшеница созрела, на поле выходят большие комбайны, которые собирают урожай. Комбайнеры работают днем и ночью, что бы успеть убрать все с полей до наступления дождливой погоды.

Теперь я знаю, что хлебушек родился из зерна. 

Рос сперва на воле, в поле,Летом цвел и колосился,А когда обмолотился,Он в зерно вдруг превратился,Из зерна – в муку и тесто,В магазине занял место.

Теперь, когда я возьму в руки хлеб, всегда буду вспоминать о трактористах и комбайнерах, агрономах и шоферах, мукомолах, пекарях и многих других людях, которые трудились для того, чтобы мы могли его съесть.

Ешь его, расти и помни:В мире нет труда огромней,Чтоб на стол к тебе явилсяСвежий хлеб!

Моя гипотеза подтвердилась, я узнала как к нам на стол «пришел» хлебушек и благодаря этому поняла, почему хлеб – богатство.

Заключение

Полученные результаты:

В процессе выполнения своей исследовательской работы я нашла ответ на вопрос «Как родился хлебушек?». Найдя, ответ на поставленный вопрос поняла, почему хлеб – это богатство. Познакомилась с трудом людей разных профессий, причастных к выращиванию и производству хлеба. Поняла смысл народных пословиц. Создала сборник «Как родился хлебушек» и познакомила с его содержанием детей детского сада.

Дальнейшее развитие работы:

  • Продолжать пополнять с борник «Как родился хлебушек».
  • Рассказать ребятам в группе, как к нам на стол «приходит» хлеб и объяснить, почему нужно бережно к нему относиться.
  • Начать создание мини-музея «Хлеб – всему голова».

Приложение 1: Презентация.

Приложение 2: Презентация 2.

Автор: Кудрук Екатерина, 6 лет, воспитанница подготовительной группы МКДОУ Д/с «Елочка», п. Красногорьевский, Богучанский район Красноярского края. Руководитель: Тупикина Татьяна Валерьевна, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Маленькие мастера», делопроизводитель МКДОУ Д/с. «Елочка», п. Красногорьевский, Богучанский район Красноярского края.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

www.o-detstve.ru

Как хлеб родится | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов:КАК ХЛЕБ РОДИТСЯ Как раньше подготавливали землю Человек с глубокой древности начал возделывать землю и выращивать культурные растения. Сначала пользовались палкой и острым камнем, появились лопата, грабли. Чтобы облегчить свой труд, человек стал использовать в хозяйстве домашний скот: вола, лошадь. Появился плуг, борона. Как раньше подготавливали землю После вспашки на поле остаются крупные комья земли, поэтому почву нужно забороновать. Боронование сохраняет почву от высыхания, выравнивает ее, уничтожает проростки и всходы сорняков. Для измельчения пластов используют борону или грабли. А сейчас На смену упряжным животным пришел трактор. Им управляет тракторист. «Стальной конь» на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Для боронования используют борону, которую тащит трактор. Посев зерна Спустя некоторое время после вспашки и боронования поле засевают. С старину семена разбрасывали руками. Чтобы прикрыть зерна землей, по полю еще раз проходились бороной. Сейчас к трактору крепится сеялка, зерна из ее большого бака попадают в механизм, который разбрасывает их по полю и ровно рассеивает цепочкой по бороздам. Рост посевов Наступают теплые, солнечные дни. Если земля достаточно влажная, хорошо прогрелась и после вспашки и боронования стала рыхлой, семя начинает прорастать. Созревание урожая К осени колосья наливаются золотой спелостью, становятся крупными и тяжелыми. Сравним колоски пшеницы и ржи Зерна созревшей пшеницы продолговатые, желтовато-золотистого цвета, окружены плотной оболочкой, защищающей их от высыхания. У ржи высокий плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания появляется колос, полный твердых желтоватых зерен. Уборка урожая Когда зерна злаков созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, урожай будет потерян. Поэтому его надо вовремя и без потерь собрать. Раньше колосья жали вручную серпом или косили косой, сейчас убирают комбайном, которым управляет комбайнер. Хранение зерна После жатвы грузовые машины отвозят зерно в хранилища – элеваторы. Это большие комплексы с оборудованием для прием, очистки, сушки и хранения зерна.Раньше зерно хранили в амбарах. Помол муки Хлеб пекут из муки, а чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить – смолоть. В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно в муку. В степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали их крылья, и жернова начинали работать. Помол муки В наши дни муку мелют с помощью электрического тока. На мукомольных заводах мельничные комплексы могут быть полностью автоматическими и выполняют работу без участия людей. Это обеспечивает безопасность сотрудников и бесперебойное производство. Выпечка хлеба В деревнях еще сохранился древний способ выпечки хлеба в дровяной печи.Ее прогревали до нужной температуры, закрывали трубу задвижкой, чтобы жар не уходил, а потом «сажали» в печь хлеб на большой деревянной лопате, присыпанной мукой. Когда он пропекался, вынимали и укутывали в полотенце на несколько часов, чтобы хлеб «дошел». Хлебозавод На хлебозаводе замешивают тесто, режут на одинаковые части укладывают на специальные противни и подают в теплое место. Для придания корке блеска некоторые сорта хлеба смазывают водой или яйцом. Затем подготовленный хлеб перемещают в большие печи. Готовность хлеба определяют по цвету корки, весу, упругости мякиша. В булочной Специальный магазин, который торгует хлебобулочными изделиями, называется булочная. Здесь на прилавках выкладывают разные сорта хлеба – батоны, караваи, багеты. Лепешки, лаваши, булочки, баранки, печенье, кексы, пирожки. Отгадайте загадки Едет конь стальной, рычит, Сзади плуг волочит.Вырос в поле дом, Полон дом зерном.По полю идет, пшеницу срезает, Из широкой трубы зерно вытекает.Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый.Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.

Приложенные файлы

educontest.net

Классный час на тему "Как родится каравай."

МУЗЕЮ ХЛЕБА И РУССКОЙ ТРАПЕЗЫ В ЧЕСТЬ 25-ТИ ЛЕТИЯ

Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка... Не зря так много пословиц и поговорок сложено о нем. А какие из них вы знаете?

  • Хлебушко - калачу дедушка.

  • Не шуба греет, а хлеб.

  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.

  • Хлеб хлебу – брат.

  • Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

  • Хлеб на стол – и стол престол, а хлеб ни куска – и стол доска.

  • Не красна изба углами, а красна пирогами.

  • Хлеб – всему голова!

  • В хлебе – наша сила.

  • Хлеб, щи, каша – пища наша.

На Руси хлеб выращивали крестьяне-хлебопашцы, так называют людей, чья жизнь была связана с земледельческим трудом. А вы знаете, что такое хлеб?

Хлеб – это растение, зёрна которого годятся в пищу. Это рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха. Хлеб в древности называли «жито» от слова «жить», ведь мы знаем, что без этого продукта прожить человеку нельзя. А в каком виде употребляли зёрна жита в пищу?

Конечно, в первую очередь из зерён делали муку и пекли каравай, а во вторую – из этих же зерен варили каши. Но прежде чем крестьянин вырастит эти зёрна, проходит немало времени. Да и семь потов с него сойдет, пока появится на столе ароматный хлеб.

«Что потопаешь, то и полопаешь», - говорили наши предки. В древности большая часть территории нашей страны была покрыта густыми лесами, землю под пашню приходилось отвоёвывать у природы. Участок земли, где крестьянин собирался выращивать урожай, сначала надо очистить от леса, для этого топором вырубали деревья, складывали их в кучи и поджигали. Работа эта могла длиться 2-3 года, поэтому поваленный лес приходилось переворачивать и снова поджигать.

Освобождённый участник удобряли золой, навозом, болотным илом и могли засевать всего 3-4 года. Потом земля истощалась, и приходилось искать другой новый участок и начинать всё заново. К оставленной земле можно было вернуться только через 30 лет.

Когда земля была расчищена, из неё выкорчевывали пни и вспахивали сохой. Соха – древнее земледельческое орудие, широкий деревянный брус с двумя острыми выступами-зубами. Лошадь тащила соху по полу, а пахарь, держась за рукоятки, следил за тем, чтобы зубы сохи рыхлили землю. Такая работа была очень утомительной и требовала большой физической силы.

После пахоты наступало время боронования. Крестьянин на следующий день возвращался на свой участок и должен был разрыхлить с помощью бороны верхний слой почвы. Борона – это решётчатая рама, которая была связана тонкими древесными корнями, снизу к ней прикреплялись деревянные «зубы», рыхлившее землю. Борону по земле волочила лошадь, а пахарь шёл рядом.

После этого наступало время сева – главного праздника весны. Сев – очень торжественный момент в жизни. Накануне вся семья шла мыться в баню. Затем все надевали лучшие рубахи, на стол хозяйка стелила чистую скатерть. Самая главная примета сева: никому ничего не давать – не в подарок, не за деньги, потому что с вещью можно отдать и свою удачу. Зёрна, а потом и выращенный урожай было принято освещать в церкви. Хлеб обязательно сеяли в счастливый день – вторник, четверг или суббота. В поле выходили с раннего утра, босиком, повесив на груди лукошко с семенами. Одной или двумя руками пахарь зачерпывал из лукошка зерно и равномерно разбрасывал его по полю.

Как правило, сев продолжался до захода солнца. А затем оставалось ждать всходов и молиться, чтобы небо послало тёплый дождь и ясную солнечную погоду.

Проходит время, и на поле появляется… Угадайте что?

На соломе дом,

Сто ребяток в нем.

(Колос)

Время сбора урожая наступала в августе и называлось жатва. Когда приходит это время, крестьянин определял «на зубок»…Сорвёт земледелец колосок покатает его между ладонями, попробует на зуб – легко ли отстают зерна от колоса: если они хрустят,значит, хлеб созрел – пора собирать. Достает крестьянин серп, косу, грабли, вилы, зовет на помощь родственников, односельчан и идёт в поле. С раннего утра начинается жатва хлеба. Время это наше предки называли страда, от слова «страдать» - и это очень точная характеристика крестьянского труда. Для жатвы использовали различные инструменты.

Маленький, горбатенький,

Все поле оббежал,

Домой прибежал,

Всю зиму пролежал.

Узнали? Что это? (Серп)

Пользовались крестьяне и косой, приговаривая:

Коси, коса,

Пока роса.

Роса долой.

Косец домой.

Серп – это женское орудие труда. Коса – мужское. Жать серпом хлеб – это очень тяжелая работа. Срезанные стебли женщины и девушки складывали на землю, а затем связывали в снопы пучком соломы. Последний пучок соломы забирали домой и укладывали в красном углу под иконами. «Не держи денег вузлу, а держи хлеб в углу» - учит нас народная пословица. Когда работа в поле была закончена, снопы везли на гумно, где крестьянин начинал обмолот хлеба.

Во дворе дома, хозяин устраивал ток - раскладывал колосья на землю и ударял по ним цепом. Цеп состоял из двух частей: рукоятки и тяжелой палки, скрепленных между собой цепью. Работа цепом требовала огромных усилий: за 10 часов работник должен сделать 22 тысячи ударов по земле.

Благодаря этому зерна высыпались из колоса, их сгребали в кучи и очищали в решете. Полученное чистое зерно крестьянин убирал в сарай – амбар, по мере необходимости доставал, хозяйка перемалывала зерно в муку в ступе, используя пест. Также зерно могли отправлять зерно на мельницу, взамен получая муку.

Выпечке хлеба уделялось много внимания. Например, запрещалось заниматься этим в календарные праздники и в воскресенье. За это сложное и трудоемкое дело хозяйка бралась с вечера. Она ставила тесто в специальной деревянной кадке, кадка и тесто назывались одинаково – квашня. Стенки кадки обязательно натирались солью и заливались тёплой водой. Для закваски в неё бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей закваски, и засыпали муку. Хорошенько всё перемешав, квашню оставляли в тёплом месте на ночь.

Из полученной муки пекли в русской печи ароматный каравай, сажали и вынимали его хлебной лопатой, считая каждый каравай праздником.

Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношение между людьми и Богом, между человек и его предками. Как только ребенок рождался, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу.Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие всего дома. Крестьяне особо чтили покровителей хлеба: Аксинью-полухлебницу, и Агафия-полухлебника, чьи праздники отмечали в феврале, когда хлеба в закромах оставалось мало, и пахари начинали готовиться к новому севу.

Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен стоять каравай, что делает стол особым место в доме. Хлеб в данном случае символизировал богатство дома, готовность к приему гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Хлеб клали и в красном углу пере иконами, как свидетельство о своей христианской верности. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом. За столом каравай резал только хозяин дома и только специальным ножом. Отрезалось ровно столько кусков хлеба, сколько едоков сидело за столом. Во время еды нельзя было брать второй кусок и ли оставлять кусок недоеденным, доедать чужие куски также запрещалось.

К хлебу относились как к живому существу, которое все слышит и понимает. Если во время еды на пол падала крошка, её следовало поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь. С хлебом было связно множество поверий и примет. Например:

  • Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.

  • Для счастья надо было в начале и конце обеда съесть кусочек хлеба с солью.

  • Если кусок хлеба выпадал из рук – значит,гость в дом спешит.

  • Хлеб выбрасывать нельзя. Если хлеб заплесневел, то его надо отдать птицам.

  • Нельзя садиться на печь,когда в ней выпекается хлеб.

  • Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Хлеб и сегодня остаётся самым главным продуктом на нашем столе, без него нельзя представить ни одной трапезы. Относитесь к хлебу с уважением – теперь вы знаете, с каким трудом родится каравай.

Понравился вам наш рассказ? А теперь проверим, как вы запомнили всё, о чём мы сегодня говорили. Отгадайте загадки.

Летом на лугу,

Зимой на лягу. (коса)

Днём на поле блестел

К ночи на небо слетел.(серп)

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет.(сноп)

  • И комковато, и ноздревато, и кисло,

И ломко, а всех милей. (хлеб)

А по полю на ногах.(соха)

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.(рожь)

Бьют нещадно, колесуют меня;

Пройду огонь и воду.

И конец мой – нож и зубы.(каравай)

infourok.ru

Слово о хлебе

Разделы: Классное руководство

Форма проведения: посиделки за чашкой чая.

Цели:

  • Создать условия для осознания учащимися исключительной роли хлеба на нашем столе и в рационе питания.
  • Познакомить учащихся с историей появления хлеба, возделывания злаков, с технологией приготовления мучных изделий.
  • Ознакомить с новыми рецептами изделий из дрожжевого теста.

Оснащение:

  • Мультимедийная установка.
  • Музыкальный центр.
  • Презентация «Хлеб России».
  • Выставка открыток репродукции картин русских художников:
    • В.Д. Фалилеев «Спелая рожь»;
    • В.Н. Фелорович «Во ржи»;
    • А.К. Соврасов «Рожь»;
    • И.И. Левитан «Сжатое поле».

Хлеб России! Сильный хлеб России!Как не восхищаться нам тобой,Если ты из неоглядной синиХлещешь, как безудержный прибой!

Ход мероприятия

Преподаватель: Гости дорогие, приглашаю вас на посиделки к радушным хозяюшкам Марьюшки, да Дарьюшки! И поведем мы разговор о Хлебе.

«Хлеб – всему голова!» – гласит старинная русская пословица. Да, Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век научно-технических достижений он составляет первооснову жизни народов. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, добывают нефть, газ, а хлеб остается хлебом. История показывает, что хоть и не хлебом единым жив человек, но все-таки именно раньше всего им мы определяем меру человеческого благополучия.

Хозяюшка 1:

Хлеб – всему голова,Вечно живут слова. Вянет листва, трава. Хлеб – всему голова! В бурях эпох, имен Тихо живет, права Истина всех времен: Хлеб – всему голова!

В дальних краях село, В сердце страны Москва, Всюду нам с ним светло: Хлеб – всему голова!

Правда, у нас в дому Будет всегда жива. Мир – это хлеб всему, Хлеб – всему голова!

Хозяюшка 2: Во все времена у всех народов было бережное отношение к зернышку, которое даёт ростки жизни. В нем содержится жизнь, которая дается один раз. Вот почему тихим ласковым голосом отец сказал сыну:

«Ты запомни сынок, дорогие слова: Хлеб – всему голова!»

С раннего детства мы наделяем хлеб ласковыми эпитетами: хлебушек, зернышко, булочка, пшеничка, золотая рожь, овсянка. Ни один продукт не пользуется той славой, что хлеб.

Сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о хлебе. В них поучительный смысл. Какие вы знаете пословицы?

  • Земля кормит людей, как мать детей.
  • Плох обед, коль хлеба нет.
  • Хлеба ни куска – и в городе тоска.
  • Без соли, без хлеба – худая беседа.
  • У кого хлебушко, у того и счастье.
  • Хлеб от земли, сила от хлеба.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
  • Пот на спине, так и хлеб на столе.
  • Не человек хлеб носит, а хлеб человека.
  • Пахарю земля – мать, а лентяю – мачеха.
  • У кого хлебушко, у того и силушка.
  • Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
  • Хлеб на столе – и стол престол, а хлеба ни куска и стол – доска.
  • Хлеба ни куска, и в тереме тоска, а хлеба край и под елью рай.

Хозяюшка 1: Гости дорогие, предлагаю разгадать загадки:

  • Без ног, без рук, а подпоясанный…… (Сноп)
  • Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Трактор)
  • Сто братьев в одну избушку вошли ночевать. (Колос)
  • Много ног, а с поля на спине ползет. (Борона)
  • В летнюю пору растут золотые горы. (Снопы)
  • Не море, а волнуется .(Поле)
  • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Колосья в снопу)
  • Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. (Пшеница)
  • В желтом море корабль плывет. (Комбайн)
  • Железный нос, землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает (Плуг)
  • Согнута в дугу летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

Преподаватель: Молодцы! В мудрости пословиц и поговорок ясно видна нравственная цена хлеба. И как не вспомнить слова замечательного человека земли нашей – академика Т.С. Мальцева: «Любовь, бережное отношение к хлебу, как и любовь к Родине, впитывается с молоком матери, воспитывается с детства».

До слез обидно видеть выброшенный кусок хлеба в помойку. Или в столовой можно увидеть в отходах пищи куски хлеба, булочек. Да, мы богаты хлебом, но это богатство не перечеркивает необходимость бережно относиться к нему. Приглядитесь к себе: вошло ли в привычку у Вас по-хозяйски относиться к хлебу? За обедом, завтраком, ужином так нарежьте его, чтоб не оставалось кусочков. А если есть лишний, используйте остатки иначе – в сухарях, в добавках к блюдам.

Ведь из сухого черствого хлеба можно приготовить вкусные питательные блюда, угощения к чаю – пирожное с изюмом и орехами, бисквит из ржаных сухарей, пирожное – картошка с какао, шарлотка с яблоками, гренки с ягодами.

Берегите хлеб! Пусть малая бережливость станет внутренним залогом каждого из нас.

И всегда помните:

Хлеб – земля Хлеб – воздух Хлеб – вода Это то, без чего не может быть жизни.

Хозяюшка 2: А знаете лм вы, что, уже 5-6 тысяч лет назад древние египтяне использовали дрожжи, благодаря которым хлеб был мягким и пышным. Искусством выпекать кислый хлеб стали заниматься греки и римляне. В Греции в пятом веке до нашей эры этот хлеб считался деликатесом и стоил значительно дороже пресного хлеба. Ели его только состоятельные люди. Очень ценили такой хлеб чёрствый. Такой хлеб был как целебное средство против разных болезней.

В Древнем Риме, Египте, древней Греции хлеб выпекали в специальных пекарнях, мастерство пекарей очень ценилось.

В Риме до наших дней сохранился тринадцатиметровый памятник пекарю Марку Вергилию Эврисаку, воздвигнутый 2 тысячи лет тому назад.

На Руси уже в одиннадцатом веке выпекали хлеб из ржаной муки. Секрет этого приготовления держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали, просвиры, хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи.

В десятом-тринадцатом веках выпекали хлебы с мёдом, маком, творогом, ковриги, пироги с разной начинкой.

Труд пекарей в древнем Риме, и древнем Египте, и в Царской России был тяжелейшем, все операции выполнялись вручную. Но пекари на Руси всегда пользовались особым уважением у народа.

Хозяюшка 2: Какой громадный труд проделали многие поколения людей в течение нескольких веков, чтобы получить такой хлеб, как мы едим ежедневно!

Хлеб появился в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать, а затем и сеять хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

В каменном веке люди ели зерна в сыром виде. Археологи установили, что прапрабабушкой хлеба была жидкая каша из зерен. Люди ели такую пищу до тех пор, пока научились выпевать лепешки из густой зерновой каши.

Плотно подгорелые куски мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась на земле эпоха хлебопечения.

Затем люди научились растирать зерна между камнями и смешивать полученную муку с водой. Так появились первые жернова, первая мука и первый хлеб.

Прошло несколько тысячелетий, пока люди научились делать хлеб из теста. Это было величайшее изобретение человечества.

Хозяюшка 1: Земля! Мать-кормилица!

Потом и кровью натруженных мозолистых рук крестьян добывался кусок хлеба. Основным орудием возделывания зерновых культур была соха.

На миллионах крестьянских полосок полвека назад Соха властелином была.

Мизерна ее деревянная сила Невзрачен ее незатейливый вид, Но часто соха Россию кормила, Хоть не был сам пахарь от этого сыт. Сегодня соха поселилась в музее, Но мы, россияне, забыть не должны Все то, что хорошего сделано ею Для нашей великой любимой страны!

Хозяюшка 2: А знаете ли вы, какой хлеб пекли в царских пекарнях 300 лет назад?

Конечно калачи! Сохранился документ с перечнем яств, которыми одаривал Петр I в день своего рождения свою дворцовую челядь. Это были Калачи!

Калач – это не просто лакомство. Это символ любви, заботы, внимания, надежды….

Преподаватель предлагает гостям поделиться самыми интересными историями о дрожжевых изделиях.

  • Сайка – так называют булку из специального теста. Название эстонское и означает «белый хлеб»,
  • Название «калач произошло от слова «колесо»
  • Кулебяка в переводе с финского означает рыбная, а в словаре В. Даля слово «кулебяка» образовалось от слова «кулебячить»- валять руками, лепить.
  • Расстегай – это пирожок незакрытый, «расстёгнутый».
  • Ватрушка – это круглые пирожки от слова «ватра», т. е. «огонь», «очаг», похожие на солнце
  • Батон – название пришло из французского языка. Батон – это «палка, жезл».
  • Булка – это уменьшительная форма булы. Название пришло из польского языка.
  • Или такая поучительная история. Булочник Иван Филиппов изобрёл сайки с изюмом таким образом. Генерал-губернатору Москвы каждое утро подавали сайки И. Филиппова. И однажды попалась сайка с тараканом. Филиппов не растерялся и объяснил, что это сайка с изюмом, да и съел её на глазах у всех. Генерал-губернатор ничего не заподозрил, а после похвалил Филиппова за такие сайки.

Хозяюшка 1: Труд пекарей был и остается благодарным, хоть и не из легких. Но слава этому труду огромна, а слава хлебу в доме вечная.

Заслуженных пекарей – белгородцев немало. Мы говорим им « Спасибо!»

Я думаю, и среди нас есть будущие пекари и кондитеры. Мы продолжим их труд и будем радовать и свою семью и белгородцев тоже вкусными изделиями.

А когда заходишь в наш техникум, вдыхаешь аппетитный запах свежих булочек, пирожков с повидлом, яблоками. И мысленно говоришь: Спасибо нашим мастерам: Уракаевой Елене Викторовне, Чуевой Галине Николаевне за их вкусный труд и золотые руки…

Ваш каравай, испечённый вами, принес нам радостное настроение и частичку хорошего здоровья.

Хозяюшка предлагает отведать ароматные, пышные изделия из дрожжевого теста: каравай, булочки домашние, расстегаи, пирожки печёные с различными фаршами, кулебяку с рыбой и капустой.

Хозяюшка 2: Богат хлебом и наш уголок земли- Белгородчина. Магазинные полки всегда полны хлебами:

  • Дарницкий новый,
  • Стойленский с добавлением в хлеб морской капусты, которая решает проблему снабжения нашего организма йодом. Изготовитель этих хлебов – ОАО «Колос»
  • Хлеб Белгородский ржаной бездрожжевой. Изготовителем этого хлеба является завод «Гурман»
  • Срок хранения этих хлебов – 72 часа
  • Ароматный и пышный белый хлеб, румяные батоны, батоны нарезные, булочка дорожная, булочка городская. Они удобны для приготовления бутербродов. И срок хранения их тоже 72 часа. А что может быть вкуснее хлеба подового, его румяной корочки с чесноком и салом!

Хозяюшка вносит каравай.

Нам зачинать досталась роль, Не путайся с нагрузками, Мы принесли Вам хлеб да соль На посиделки русские. Жива традиция, жива От поколенья старшего. Важны обряды и слова Из прошлого из нашего. И потому принять изволь Тот, кто пришёл на посиделки, На нашей праздничной тарелке Из наших рук и хлеб и соль.

Хозяюшка 1: Из хлеба можно приготовить самые разнообразные бутерброды. Существует их великое множество. Только в Дании насчитывается около 2000 видов.

«Русский калач» – плетеный хлеб, славянское слово, название произошло от общеславянского.

Московские пекари уверяли, что калачи можно печь только в Москве, на воде из Москвы – реки.

«Кулебяки» – почему это название изделия хлеба называется кулебякой? На этот счет много мнений. Интересно объяснение Владимира Даля: «кулебячить» – валять руками, лепить, стряпать.

Автор словаря Шаинский указывает, что слово кулебяка образованно от слова колоб – круглый небольшой пирог.

«Без пирога именинник не именинник»,

«Колчан пригож стрелами, обед – пирогами».

Эти русские пословицы говорят о давней популярности пирогов. Это блюдо появляется на столе не каждый день, в основном в праздники.

Не случайно, наверное, слово «пирог» происходит от слова «пир».

Гостям посиделок предлагается вспомнить и рассказать стихи о хлебе:

  1. Удивителен запах хлеба, Этот запах нам с детства знаком. Пахнет хлеб и степью, и небом, И травой, и парным молоком, Талым снегом и вешней грозою, И мужицким солёным потом. А порой и мужицкой слезою…. (В. Горохов)

  2. Хлеб России! Сильный хлеб России! Как не восхищаться нам тобой, Если ты из неоглядной сини Хлещешь, как безудержный прибой! Хлеб России, хлеб моей Отчизны, Дюжий, богатырский, как всегда, Жизнью создавался ты для жизни И трудом для нового труда. (Е. Винокуров)

Гости благодарят за радушный прием, вкусные пироги.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Преподавание литературы. Урок внеклассного чтения "Где родился каравай"

Разделы: Литература

Учитель.

Ребята! У нас в школе проходит неделя “К нам в гости книга пришла”. Мы с вами тоже познакомились с одной книгой, она называется “Где родится каравай”. Ее создали писатели и журналисты Ставрополья, нашего края, который считается самым хлебным в нашей стране.

Вы узнали, сколько теплых и душевных слов сказано в этой книге о хлебе, о людях хлеборобных профессий.

Эпиграфом к нашей беседе я взяла слова Розы Паранук

Ученик.

Нас всех объединяет слово “хлеб”. Не знаю выше, благородней слова Он жизни смысл – всему основа.

Учитель.

Ребята! А где родится хлеб? Правильно, в поле.

Поле. Русское поле. Не раз воспето ты поэтами, писателями, художниками, композиторами! И не зря. Сыздавна кормило русское поле всю необъятную Россию. И мы любим поле за то, что оно дало миру великое диво – хлеб, который просто бесценен. Не даром в народе говорят: “Хлеб – всему голова!”

Ученик.

Не зря у нас в народе говорят: Коль будет хлеб, Так, значит, будет песня. Когда есть хлеб – В избе всегда тепло.

Учитель.

Хлеб! Действительно, какое теплое домашнее слово! Оно навсегда связано для нас с материнскими руками, пекущими его, с людьми, которые его выращивают.

Ученик.

Хлеб печет сегодня мать, повязав платочек. Сковородки подавать просит она дочек. На дубовый стол муки пригоршню подкинет – И смеются колобки, мягкие такие!

И растут, растут, растут под льняной тряпицей, Силу хлебную берут – надо торопиться. Хлеб посадит мама. Вслух скажет: “Слава богу!” И веселый хлебный дух потечет к порогу.

Учитель.

А теперь перенесемся мысленно в очень давние времена.

Однажды, когда древний человек бережно нес в ладонях чудесные зерна, на него вдруг напал хищник– и зерна рассыпались. В схватке со страшным хищником он полил их кровью. А весною на месте битвы появились первые зеленые росточки. Люди берегли их, лелеяли – и вот к осени зазолотились колосья первого урожая. А через несколько лет уже целые хлебные загоны в выкорчеванном лесу. Так появились земледелие и хлебопашество.

Со временем люди стали понимать, что колосья пшеницы растут быстрее, если идет дождь. И не случайно людьми рождены такие песни.

Ученик.

Дождик, дождик, поливай: будет славный урожай! Будет белая пшеница, будет рожь и чечевица, В огороде лук, бобы, в лесу ягоды, грибы, А в саду зеленый хмель, лей-ка, дождик, целый день.

Учитель.

Поэты посвящали дождю волнующие строки. Послушайте стихотворение Аполлона Майкова.

Ученик.

“Золото, золото падает с неба!” - Дети кричат и бегут за дождем… - Полноте, дети, его мы сберем, Только сберем золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба!

Учитель.

Но дождик может оказаться и недругом, если он льет дни и ночи напролет. Особенно во время уборки урожая.

Ученик.

Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!

Учитель.

А иной раз можно услышать веселую песенку-прибаутку.

Ученик.

Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышко – из-под облышка!

Учитель.

Труден и потому бесценен был хлеб во все времена. Многие годы были не-урожайными. В 19 веке из ста лет сорок были неурожайными. И не зря говорят: “Цена хлеба – жизнь!”

Мысленно перенесемся в военное время в блокадный Ленинград. Враги окру-жили город, начался голод. Люди блокадного Ленинграда получали:

сто двадцать пять блокадных грамм

со слезой и кровью пополам…

125 грамм – это спичечный коробок, на весь день, – больше ничего.

На Пискаревском кладбище, где похоронено половина города, в музее лежат эти 125 грамм и блокнот Тани Савичевой, в котором она сообщала о смерти своих родственников. Последняя запись была: “Осталась одна Таня”. Она была вывезена из Ленинграда, но умерла от истощения – врачи ничего не смогли сделать.

Действительно, цена хлебу – жизнь.

Ребята! Мы с вами узнали, как появился хлеб, как от него иногда зависит жизнь человека . А теперь давайте вернемся к нашей книге “Где родится каравай” и вспомним: какое это трудное дело – растить хлеб.

Учитель

  1. Кто из вас, ребята, расскажет, как растят хлеб?
  2. Почему хлебу нужны дожди?
  3. Как убирают урожай и бывают ли степные корабли?
  4. Почему в народе говорят: “Легкого хлеба не бывает”?
  5. Совершают ли люди подвиги во имя хлеба?
  6. Назовите фамилии писателей, которые написали рассказы и стихи для этой книги? (Карп Черный, Геннадий Фатеев, Роза Паранук и др.)

Учитель.

Ребята! О хлебе рассказывали не только книги, но картины выдающихся художников. Рассмотрите картину Яблонской “Хлеб”.

Что вы видите на ней? Расскажите.

(Огромные вороха золотой пшеницы. Доверху наполненные мешки, ловкие движения людей, собирающих богатый урожай. Сколько радости, счастья на лицах людей).

А сейчас посмотрите на картины наших художников.

(Рассматриваются рисунки учеников)

Расскажите, ребята, к какому рассказу из нашей книги вы их нарисовали.

Учитель.

Ребята! А послушайте, какие пословицы и поговорки придумал народ о хлебе.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлебушко – калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

Хлеба ни куска, так в горнице тоска.

Без хлеба нет песни.

Как вы понимаете пословицу “Без хлеба нет песни”?

А какие пословицы и поговорки знаете вы о хлебе и труде?

Учитель.

Ребята! Мы сегодня много интересного узнали о хлебе и о тех, кто его нам выращивает. Люди борются за хлеб с засухой, с непогодой, не жалея своих сил и здоровья, чтобы сыты были мы. Давайте бережно относится к хлебу и труду этих людей. Хлеб – это наша жизнь. И когда вы увидите, как в столовой кто-то бросил хлеб, подойдите и расскажите, как трудно он достается, может ребята об этом не знают.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также