Урок-экскурсия "Имя существительное - хлеб языка". Имя существительное хлеб языка


Урок-экскурсия "Имя существительное - хлеб языка"

Разделы: Русский язык

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знаний об имени существительном как части речи, закрепить умения определять грамматические признаки имён существительных, синтаксическая роль имён существительных.
  2. Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти, слуховой грамотности.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, к родному краю, своей малой родине.

Ход урока

На фоне 2 слайда презентации (см. Приложение 1 )

Учитель: Сегодня, ребята, у нас немного необычный урок. Урок – экскурсия по теме «Имя существительное». Сегодня мы принимаем гостей и расскажем им о достопримечательностях нашего села.

Скажите, ребята, без чего не может жить человек? (Пища, воздух, вода). Да, без воздуха, воды, пищи. А самый главный продукт в нашей еде? (Хлеб). Человеку необходим хлеб.

А чтобы человек развивался как человек, а не просто, как животное, жующее этот хлеб, он должен общаться с другими людьми.

А что помогает ему в общении? (Речь).

А какие части речи помогают общаться?

А какая часть речи, по вашему мнению, самая главная? (Имя существительное).

Следовательно, чтобы человек жил, ему необходим хлеб, а чтобы он развивался, ему необходима речь, слова, в которых главную роль занимает существительное.

Эпиграфом нашего урока будут являться слова: «Имя существительное – хлеб языка».

Для того, чтобы дальше изучить новое об имени существительном, мы должны сегодня с вами обобщить всё, что вы уже знаете об этой части речи.

За каждый правильный ответ, вы будете получать закладку для книг с орфограммами.

Проверяем домашнее задание

Фронтальный опрос.

  1. Что такое морфология?
  2. Что такое имя существительное?
  3. Как изменяются имена существительные?
  4. Каким членом в предложении может быть существительное?
  5. Привести пример одушевлённых и неодушевлённых существительных. На какие вопросы они отвечают?
  6. Привести пример собственных и нарицательных имён существительных.
  7. Привести пример существительных, которые относятся к м.р., ж.р., с.р..
  8. Какие существительные относятся к первому склонению, второму, третьему?

Первый маршрут. Работа с картиной А. Пряхина «Лес»

(Слайд 3. Приложение 1 – «Остановка»)

Наши гости по дороге к нам уже начали знакомство с нашим селом, а сейчас продолжим нашу экскурсию.

Село Сивинь окружено лесами и расположено в экологически чистом месте Мордовии. Здесь находится республиканская зона отдыха. К нам приезжают отдыхать взрослые и дети не только из Мордовии и из других городов России, но и из других стран.

Чем же привлекает всех наша скромная Сивинь? (Природой).

Да, действительно, природа наша красива. Она дает вдохновение не только художникам, но и поэтам.

Но славится наше село и людьми. Главное богатство села – это люди. Один из них Пряхин А.Ф. (Слайд 4. Приложение 1, «Автопортрет»)

Что вы о нём знаете?

(Слайд 5. Приложение 1, «Золотая осень»)

Вот перед вами картина «Золотая осень» нашего местного художника Пряхина А.Ф.

Она поможет нам показать нашим гостям красоту местного края.

Работа с картиной. Давайте устно опишем картину.

  • Что изобразил художник на ней?
  • Чем он восхищается?
  • Какие чувства испытывает художник в момент написания картины?
  • Что вы видите на этой картине? Что они обозначают?
  • К какой части речи эти слова относятся?
  • Давайте составим предложение по этой картине.
  • Назовем существительные из полученных предложений.
  • Запишем их.

Работа с книгой

(Слайд 6. Приложение 1)

Упр. 196. Давайте подберем к нашей таблице существительные (по картине А. Пряхина «Сивинь») и повторим орфограмму «и-е в окончаниях существительных».

Работа около доски

(Проверяется по учебнику: е и и в окончаниях существительных.)

(Слайд 7. Приложение 1, «Школа»)

Полюбовавшись осенним лесом, наши гости прибыли в школу. Давайте, ребята, немного расскажем гостям о нашей любимой школе, в которой учитесь вы, учились ваши родители, дедушки и бабушки.

Сообщение о школе.

(Слайд 8. Приложение 1, «Шарады»)

А теперь проведем небольшую разминку, отгадаем шарады, в которых спрятались слова о школьной жизни.

  1. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
  2. Корень извлечь из начинки не сложно. Приставка в сосуде хранится надёжно. Суффикс в черчении ясно услышишь. Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
  3. В списке вы мой обнаружите корень. Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте. В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

Учитель

(Слайд 7. Приложение 1, «Школа») - Ребята, даже уже три слова могут многое рассказать о школьной жизни.

- А какой частью речи являются эти слова?

- Вот видите, ребята, что бы описать какое-нибудь явление, нужны существительные.

- А теперь давайте поработаем с этими словами,

- Определим род, число, склонение. (оценка, сочинение, расписание)

- Найдём орфограмму в слове расписание .

Третий маршрут.

(Слайд 9. Приложение 1, «Памятник погибшим в Великой Отечественной войне»)

Ребята, как вы думаете, куда теперь поведём гостей? Какое место есть в Сивини, куда приходят люди, чтобы поклониться защитникам Отечества ? (Памятник погибшим в ВОв).

Этот памятник построен, как вы знаете, по проекту Пряхина А.Ф. Расположен он самом высоком и красивом месте села.

Давайте познакомимся с новой тематической группой словарных слов, которые объединены темой Памяти.

(Слайд 10, Приложение 1, «Слова Памяти»)

(Слайд 11, Приложение 1, «Лексическое значение слов»)

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.

Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.

Постамент – основание памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Стела – каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением.

Мемориал – архитектурное сооружение, в память о ком-либо, о чём-либо.

Монумент – памятник значительных размеров.

Работа со словарём иностранных слов: мемориал, монумент.

Со словом памятник устно составляется предложение.

Ребята, а видели на стеле памятника фамилии ваших дедушек и прадедушек? Жаль, уходят от нас ветераны войны, но они остаются в наших сердцах.

Итак, ребята, мы видим, чтобы описать какой – нибудь предмет нам опять нужны существительные.

Четвертый маршрут.

(Слайд 12. Приложение 1, «Улица Братьев Львовых»)

Наше село большое. В нём много улиц с разными названиями. Назовите, на каких улицах вы живете. А на какую улицу вы повели бы наших гостей. (улица Братьев Львовых)

Чем знаменита эта улица в Сивини? Почему носит такое название? (Сообщение ребят). Вот видите, ребята, благодаря таким семьям выстояла Россия в годы войны. Но и сегодня силы России произрастает из силы каждой отдельной семьи. И не случайно 2008 год был объявлен президентом России – Годом семьи.

А теперь запишем на доске предложение про наших героев.

В годы войны из села Сивинь ушли защищать Родину пять братьев.

  1. Подчеркнуть имена существительные в предложении.
  2. Назвать склонение существительных.
  3. Морфологический разбор существительного РОДИНУ.

Итак, вы видите, что существительное помогают описать различные события, которые происходят в нашей жизни.

Пятый маршрут.

(Слайд 13, Приложение 1, «Сивинь - река»)

Красота нашей природы неразрывно связана с рекой Сивинь.

Её поможет показать картина А.Ф. Пряхина «Сивинь - река». Послушайте небольшой текст.

(Слайд 14. Приложение 1)

Сивинь – главная река нашей местности4. Она разделяет село на две части. Сивинь тихо и спокойно несет свои воды по просторам нашей Мордовии. В неё впадают притоки: Грузнолейка, Авгурка, Серебрянка

Вопросы:

  • какому типу речи принадлежит текст?
  • найдите существительные мужского, женского и среднего рода.
  • назовите по одному собственному и нарицательному существительному
  • определите в первом предложении роль существительных

Работа с первым предложением ЦИОВ.

Итак, ребята, посмотрите, существительное может быть не только подлежащим, но и сказуемым.

(Слайд 15, Приложение 1, «Река Серебрянка»)

Красота нашего края никого не оставляет равнодушным и остается в сердце на всю жизнь. Поэтесса из Сивини Валентина Гаврюшина (Бебенова), которая сейчас живет в Москве, в своих стихах воспевает красоту своей малой Родины , села Сивинь. Послушайте отрывок из её стихотворения «Речка Серебрянка».

Наша экскурсия подходит к концу. Пора обобщить и проверить ваши знания.

(Слайд 16, Приложение 1)

Обобщение по схеме.

Итак, ребята, повторив материал о существительном, мы понимаем, какую роль играет эта часть речи в нашем языке.

Работа с тестами.

(Слайд 17, Приложение 1, «Тест»)

Проверка тестов

Выполнили? Поменялись друг с другом. Проведем взаимопроверку.

  • Подсчитали количество правильных ответов.
  • Значит, столько вы получаете закладок – орфограмм.
  • А теперь посчитайте общее количество.
  • У кого, сколько? А теперь давайте оценим ваши знания!
  • А закладки я вам дарю, чтобы помнили и знали орфограммы.

(Слайд 18, Приложение 1, «Домашнее задание»)

Домашнее задание: Упр. 195. В форме письма вы расскажете о нашем путешествии своим друзьям или близким. Не забудьте в своем тексте выделить существительные и указать их падеж.

Ребята, а вам понравилась наша экскурсия по родному селу? Я надеюсь, что мы с вами хорошо повторили материал об имени существительном, а гостям показали красоту нашей малой Родины.

Если осталось время, работа с закладками. Орфограммы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Имя существительное – хлеб языка» (Л. Успенский). Лексико-стилистическая роль имён существительных в речи

                                                                      Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

     На предыдущих уроках мы с вами продолжили изучение большого и очень интересного раздела – «Имя существительное». Давайте повторим изученный материал.

    1. Замените существительные с неполногласным сочетанием исконно русскими. Подчеркните полногласные сочетания и сформулируйте правило их написания:

       Страна, град, страж, глава, врата, брег, млеко

Назовите города, в названиях которых мы встречаем неполногласие?   А в названии нашего города какое сочетание используется? (Белгород - полногласие -оро-)

2.  Задание «Заполни таблицу» (повторение разрядов сущ. по значению)  с карточкой. Учащимся предлагается распределить предложенные слова по 4 группам в зависимости от разряда (конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные:        Детвора, магазин, совесть, молодёжь, волк, молоко, грусть, книга, листва, тетрадь, сахар, мёд, радость, патриотизм.

3.  Синтаксическая 5-минутка (выделить орфограммы, составить схему):

    Наш Белгород – Город воинской славы.

       Проверка работающих у доски.

   Слово учителя        

    А какие морфологические признаки существительных вы знаете? Приведите примеры.

(морфологические – род, склонение, число, падеж)  

     На какие группы делятся существительные? Приведите примеры. (собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые)  

III. Объяснение нового материала

 

Имя существительное – хлеб языка.

                                                                                                              Л.Успенский

 

                                                                              Белый город!

                                                                              В пожарище лютом

                                                                              Выжил ты и счастливо живёшь.

                                                                              Озарённый первым салютом,

                                                                              Ты на подвиг и труд нас зовёшь.

                                                                                                                 В.Молчанов      Слово учителя

     Всё, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумывали наши предки.

     Существительное – самая древняя и  самая многочисленная часть речи. Она исходная: от неё могут образовываться другие части речи. У неё своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, умирают. Ведь они часть нашего языка, а язык – явление развивающееся.

      Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

      Запись темы урока, эпиграфа

 

 Проблемный вопрос: Наша задача – доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского.  

 

   Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение.

   У нас сегодня гости – герои комедии Д.Фонвизина «Недоросль». Мы побываем в 18 веке, на экзамене у Митрофанушки.

1.                                   Сценка

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан.  Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

 

   - Какую ошибку допустил Митрофан, почему?

 

  - В чём заключается логика Митрофана? (он рассуждает, основываясь на значении корня слов «существительное» и «прилагательное»).

     А что можете сказать Митрофану вы, ученики 6 класса 21 века?

   2.    Чтение стихотворения о существительном

                                        Земля, вода, пшеница, класс –

                                        Всё сущее, что окружает нас,

                                        Мы называем. Имя им  даём:

                                       Берёза, солнце, речка, дом…

                                       Явления природы: буря, дождь…

                                       Без существительных не проживёшь.

  Сегодня мы с вами расширим представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в устной и письменной речи.

    3. Можно ли общаться  без существительных ?  ( нельзя)     –  Это коммуникативная роль (т.е. для общения)  

      Обратимся к заданию 116. Понятен ли этот текст без существительных? Почему? (Существительное называет предмет, а в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами).

   Запишите этот текст, добавив существительные. Что у вас получилось?   

          День был тихий, закат хороший, не красный. К вечеру расшумелись воды, и волны стали ударять о скалы.

Какой вывод мы можем сделать? Таким образом, велика номинативная роль  (называет предмет) существительных.

4. Работа с текстом

       Использование мультимедийной презентации

       Вступительное слово учителя

        В 2013 году исполняется 70 лет со дня знаменитого танкового сражения на Прохоровском поле. Эту юбилейную дату будут праздновать не только белгородцы, но и жители всей страны.

    Что вы знаете о битве на Курской дуге?

       (2-3 человека с места)

       Сегодня на уроке мы с вами ненадолго попадём в те страшные летние дни 43-го года. А поможет нам в этом текст. Это отрывок из  известного вам романа А.Рыбакова «Дети Арбата. Прах и пепел». Любимые герои Саша Панкратов и Варя Иванова погибают как раз во время Курского сражения.

       Текст проецируется на доску. Выразительное чтение

 

       Вставьте пропущенные буквы и запишите его в тетрадь.

    Немцы начали наступление в 5 ч…сов 30 минут утра. Мощ(?)ные танки , ни…кие, лобастые, с хищно выт…нутыми орудиями, шли, образуя клинья, в которых двигались средние танки, иногда ост…навливались. Пехота спешивалась и бр…салась в атаку. Немецкие бомбардировщики нал…тали гру(п,пп)амии. Взрывы, рёв моторов, свист осколков, разрывы снарядов, мин, бом(б,п) заглушали всё, люди разговаривали знаками, ст…лбы дыма и огня заст…лали небо.

  Выразительное чтение текста

   1.  Озаглавьте текст.

   2. Определите тип речи.  (Описание действия)

        одновременность, использование глаголов несовершенного вида, статичность

   3.   К какому стилю можно отнести текст? (художественный)

   4. Какова тема и идея?

   5.  Какую роль в этом тексте выполняют существительные? (называют предметы, являются ключевыми словами текста)

       С какой части речи начинается текст? (с существительного немцы)

       Какое настроение сразу появляется у читателя? (тревога, чувство опасности, ведь это враг)

      Использование существительного в начале текста помогает автору обозначить тему.

 

    6. Почему А.Рыбаков использует не глаголы (взрывать, реветь, свистеть, разрывать), а образованные от них существительные?

        Обозначая действие как самостоятельный предмет, существительные позволяют ярче изобразить картину.

                  Почему в тексте много  однородных членов, выраженных существительными?

         Используя ряд однородных членов-существительных, писатель усиливает впечатление, ярче показывает шум, грохот боя. Мы понимаем, что война – это боль, смерть, потери.

    7. Какое настроение возникает при чтении отрывка?

    8.  Повторение каких звуков создаёт ощущение боя? ( согласных р, з, сочетаний гр, зр, бр, св). Как называется этот приём?

         Это один из видов звукописи – аллитерация

     9. Объясните пропущенные орфограммы.

   Итак, какую же роль выполняют существительные в художественном тексте?

Существительные в начале текста часто определяют его тему, являются ключевыми словами текста;

использование существительных, образованных от глаголов, позволяет обозначить действие как предмет;

 ряды однородных членов-существительных позволяют более красочно изобразить происходящее.

 

2. Изобразительные возможности существительных

    Слово учителя

  Существительное – очень интересная часть речи. А как вы думаете, чем?

(это поэтичная часть речи). Какие картины можно создавать с их помощью!

  Послушайте стихотворение С. Аксакова

                                              Опять дожди, опять туманы,

                                              И листопад, и голый лес,

                                              И потемневшие поляны,

                                              И низкий серый свод небес.

                                       

       О чём эти строки? Какое время года изобразил поэт?

 

Да, осень. Похожую картину мы видим с вами и сегодня, ведь за окном последний месяц осени  - ноябрь.

Сколько предложений в стихотворении? (1) А сколько существительных? (7)

    Какую роль они играют?

(эмоционально-выразительная: прекрасно показан  унылый осенний пейзаж; цельность картины)

А какие точные эпитеты смог подобрать автор к этим существительным! Назовите их.

 

Вывод: Таким образом, существительные выполняют эмоционально-выразительную роль, придавая цельность и образность тексту. С их помощью можно даже «нарисовать» картину природы.

 

IV Закрепление

   Сейчас вы увидите иллюстрацию (о Белгороде )

   Постарайтесь описать увиденное, используя только имена существительные. Вспомните, о чём мы говорили сегодня на уроке. (3-4 мин)  

С места 2-3 человека зачитывают получившиеся миниатюры

V. Работа по предупреждению речевых ошибок

    1. Слово учителя

         К сожалению, достаточно часто в речи встречаются ошибки в употреблении существительных

          а) Ошибки в постановке ударения

      Замечали ли вы, как часто люди ошибаются, когда произносят слова, и очень часто это связано с неправильной постановкой ударения.

     Расставьте правильно ударения:

     свекла, процент, агент, звонит, досуг

б) Одна из ошибок в произношении- употребление звука г фрикативного вместо литературного г, что связано с влиянием местных говоров и украинского языка. Как всегда, следим за правильным произношением звука г.

         Произнесём правильно: галка, голубь, гиря, герб    

 в) К сожалению, достаточно часто в речи учеников встречаются ошибки, связанные с неправильным согласованием существительного с прилагательным в роде. Делаете ли вы такие ошибки?

 

вкусн… кофе     

красив… тюль

стар…   мозоль 

 

   Чтобы подобных ошибок не встречалось, вызывающие затруднения слова надо заучивать.

 г)   А с какой ещё ошибкой в употреблении существительных вы постоянно сталкиваетесь, посещая магазины?

 На каникулы многие из вас получили небольшие задания: пройти по центру Белгорода, обратить внимание на названия магазинов и определить, насколько они уместны. Сейчас мы предоставим слово некоторым из вас.

  Вывод: Надо грамотно употреблять существительные, опираясь на их значение. 

               Особое внимание – употреблению иностранных слов .

 Слово учителя

    Так каких же речевых недочётов можно избежать, зная о роли существительных?

(правильно согласовывать их с прилагательными в роде; грамотно произносить звук г;  правильно ставить ударения в существительных и употреблять их только в том случае, когда знаешь значение слова)

    Давайте же будем следить за нашей речью, беречь её и избегать употребления нелитературной лексики!

                                      И мы сохраним тебя, русская речь,

                                       Великое русское слово.

                                       Свободным и чистым тебя пронесём,

                                       И внукам дадим, и от плена спасём

                                                Навеки!   

                                                                                   ( А.Ахматова)   

 

VI.  Итоги урока

    Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что нового вы узнали?

     Вернёмся к началу урока, к эпиграфам. Почему их два?   

Вспомним слова, сказанные Л.Успенским: «Имя существительное – хлеб языка». Есть у писателя М.Алексеева роман, названный «Хлеб – имя существительное». Очевидно, это название понимать надо так: «Хлеб – вещь самая существенная, важная». А теперь попробуйте ответить на проблемный вопрос урока: почему существительное – хлеб языка?

    Это самая важная, существенная часть речи в русском языке.

(коммуникативная, номинативная и эмоционально-выразительная роль)

     Да, невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных.

   А как вы понимаете смысл второго эпиграфа? (надо любить свой родной город, беречь его, гордиться им).

 

 

VI. Рефлексия

   А. де Сент-Экзюпери писал: «Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Перед вами  на столах лежат карточки. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь» . А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь».

    Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить!

VII. Домашнее задание

 § 87 , напишите сочинение на лингвистическую тему  «Зачем нужны существительные?»

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Имя существительное — хлеб языка

УРОК-СЕМИНАР В 5 КЛАССЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - ХЛЕБ ЯЗЫКА» Цель-обобщение и углубление знаний учащихся; совершенствование умений применять полученные знания, самостоятельно отбирать материал и готовить на его основе выступление; формирование устойчивого интереса к изучению языка. План урока Анализ текста, записанного на доске. Сообщения учащихся по теме. Подведение итого. Ход урока 1)Коллективный анализ текста, записанного на доске.Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными. «Существительное» - это звучит серьезно. Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей «Хлеб – имя существительное». Очевидно, это надопонимать так: хлеб – вещь самая существенная. Что представляет собой запись? Докажите, что это текст. Определите его тему. Найдите предложение, выражающее основную мысль. Представьте, что вы планетологи, что в звездолете вы стартовали с космодрома нашей Родины и полетели на неизвестную планету. Сквозь иллюминатор впервые вглядываетесь в неведомый мир. Что увидит землянин? Разные кто? что?: вещи, существа. И начнет подбирать названия, связывая их с земными. Слова какой части речи употребим? Вы прилетели в далекую Галактику. Вам нужно о многом рассказать жителям незнакомой планеты: о нашей Земле, о стране, в которой живем, о вашей жизни, о языке, на котором говорите. Инопланетяне захотели бы познакомиться с нашим языком… И вот сегодня ваш рассказ об имени существительном. И первое существительное – семинар – новое и для нас. Это слово латинское, «групповое занятие, подготовленное для повышения уровня знаний». Вы по группам подготовили материал об имени существительном. 2) Сообщения учащихся. 1. Имя существительное как часть речи. Роль в предложении. 2. Существительное одушевленные и неодушевленные. 3. Ты и твое имя. Существительные – синонимы, антонимы, омонимы. Число имен существительных. –Е, -И в окончаниях существительных. Падежи имен существительных. (Приведем некоторые сообщения учащихся) Число имен существительных Мы с вами очень хорошо знаем, что существительные изменяются по числам: стол-столы, ученик-ученики. Но понятие числа в русской грамматике складывалось на протяжении веков. У древних славян наряду с формами единственного и множественного числа существовало еще и двойственное число для обозначения парных предметов: глаза, берега, рога…. Существительные различались по числу: один – два – много. Со временем надобность в двойственном числе отпала. И существительные разделились на три группы: Существительные, которые изменяются по числам. Существительные, которые употребляются только в единственном числе. Существительные, которые употребляются только во множественном числе. Названия групп людей (студенчество, крестьянство, учительство, молодежь, человечество), названия веществ (железо, молоко, керосин, масло, сметана), названия качества и действия (темнота, бегство, белизна, выполнение, синева, удивление) обычно в речи употребляется в форме единственного числа. Форма же множественного числа для существительных, обозначающих, например, вещества, употребляются для названия сортов: минеральные воды, острые сыры, машинные масла. Часто формы единственного и множественного числа могут быть заменены одна на другую, общий смысл сказанного не меняется: ночное небо и ночные небеса; веселое время и веселые времена; ручное кружево и ручные кружева…. Если вы наблюдательны, то на вывесках магазинов вы можете заметить надписи: «Бисквиты. Сыры. Колбасы» Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, могут обозначать: Названия орудий труда: грабли, плоскогубцы;Названия игр: горелки, жмурки, шахматы, городки; Названия веществ: дрожжи, чернила, духи, сливки, консервы; Названия парных предметов: очки, ножницы, ворота; Названия природных и жизненных явлений: хлопоты, выборы, переговоры, похороны, заморозки. Географические названия: Карпаты, Сокольники, Афины. А теперь проверим, знаете ли вы число имен существительных. Я буду называть слова в единственном числе, а вы повторяйте хором их во множественном числе. Кот-коты мука-… Плот-плоты беда- беды Крот-кроты дуга-дуги Грива-гривы рука-руки Диво-… еда-… Или: Ведро-ведра пень-пни Метро-… лень-… Козленок-козлята бочонок-… . Ты и твое имя Личные имена – это особые слова со своей судьбой. Почти каждое имя произошло от какого-нибудь нарицательного слова. Вот, например, имена: Петр, Маким, Василий, Ирина. Если бы мы решили их заменить словами, от которых они произошли (Петр – от греч. Камень, Максим – от лат. Большой, Василий – от греч. Царь, Ирина – от греч. Мир ), то увидели бы имена, похожие на те, которыми пользовались наши предки. Вот образцы руских имен в 15-16 веках: Мир Гамов сын Тыртов, помещик; Царь Емельян, крестьянин. Личные имена легко переход из одного языка в другой, но становятся именем данного народа. Главное в имени – связь с народом и его культурой. Сирийское имя Кифа образовано от слова со значением «камень». Арабы полагали, что прочность предметов предаст силы людям., получившим такие имена. Имя Кифа заимствовали греки в форме Кефас и образовали от него имя Петрос. В списки русских имен попали в формах Кифа и Петр. Имя Петр оказалось более жизненным, чем Кифа. Путем перевода греческих Пистис, Элпис, Агапс были созданы имена Вера, Надежда, Любовь. Получается, что, переводя имена греческие мы создаем новые, русские. русские. Разные культуры создавали параллельные имена. Особенно это относится к именам церковного списка. Именами – представителями русского народа – стали Иван и Мария, английского – Джон и Мэри, французского- Жан и Мари. Вам, наверное, будет интересно узнать, что означают ваши имена. А прочитали мы об этом в книге А.В. Сперанской «Как вас зовут? Где вы живете?» и Е.Н. Поляковой «Из истории русских имен и фамилий». Алексей (греч.) – помощник. Вячеслав (слав.) – вяще (вече) – больше слава. Денис (греч.) – от имени Диониса, бога вина и веселья. Евгений (греч.) – благородный. Виктория (греч.) – богиня победы.

Падежи имен существительных Игра «Кто лучше знает падежи?» Ребята разбились на группы, каждый избрал себе падеж. Ведущий медленно читает текст, а игроки, услышав слово в нужном падеже, встают и объясняют, как они определили падеж. Рассказ о происхождении падежей. Понятие «падеж», по-видимому, взято у игроков в кости, где это слово обозначало «падение» брошенной кости той или иной стороной кверху. Склонение по падежам одного и того же слова – это падение, изменение окончаний слова. Именительный падеж – это начальный падеж, прямой. Он обозначает название имени (стол, окно, тетрадь). Родительный падеж получил свое название оттого, что иногда обозначает род, принадлежность, происхождение (сын лесника, платок матери). Дательный падеж происходит от латинского слова causa (кауза) – вина, причина. Творительный падеж назван так по одному из своих значений («орудийному»), указывающему на орудие, посредством которого совершается («творится») действие: Писать карандашом, рубить топором. Предложный падеж получил свое название потому, что он всегда употребляется с предлогами. В древнерусском языке был еще седьмой, звательный падеж. Он использовался для обозначения лица, к которому обращаются с речью. В современном русском языке обращения используются в форме именительного падежа. Но остатки звательного падежа можно встретить в художественных произведениях, например, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»». А можно ли определить падеж, не ставя падежных вопросов? Солнце закрыло облако. Автомобиль остановил шафер. Если слово обозначает действующее лицо или предмет, то оно стоит в И.п. (шофер, облако). Слова, обозначающие предметы, на которые переходит действие, стоят в В.п. и являются в предложении дополнениями. Определить, не ставя вопросов, падежи существительных. Дуб сломал ураган. Поезд ведет машинист. Гнездо вьет грач. Город окутал туман. Мороз сковал пруд. Но иногда для определения падежей нельзя ставить падежных вопросов. Не по-русски будут звучать сочетания: «приезжал из чего?» - из Одессы; «поехал во что?» - в санаторий. Надо пользоваться смысловыми вопросами: откуда?(предлог – из, с), где? куда?(предлог – в, на). Предлог «в» соотносится с предлогом «из»(в Москву – из Москвы), предлог «на» соотносится с предлогом «с»(на выставку – с выставки). -Е, -И в окончаниях имен существительных Когда мы изучали окончания, то трудным было усвоение правописания букв –Е и -И в окончаниях существительных. Мы должны были запомнить, что существительные 1 склонения в Д., П. имеют окончание –Е, кроме существительных на –ИЯ: армия, территория. Существительные 2 склонения в П. имеют окончание –Е, кроме существительных мужского рода на –ИЙ (гербарий, санаторий) и среднего рода на ИЕ (здание, задание). Вспомним нашу таблицу:

-Е -И 1 скл. 2 скл. 3 скл. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р. Д. П. -Е, кроме сущ. на -Е, -ИЯ - -Е, кроме сущ. м.р. на –ИЙ ср.р. на ИЕ - - -И(Ы) -И, только у сущ. на -И, -ИЯ - -И, только у сущ. м.р. на –ИЙ, ср.р. на -ИЕ -И -И -И А знает ли кто-нибудь, почему мы употребляем слова «кроме», «только», объясняя написание слов в Д.,П.? В древнем русском языке существительные 1,2 склонения склонялись по твердому и мягкому вариантам. Если было существительное твердого варианта, то писалось окончание – Е, а мягкого – И. Когда утратились твердые и мягкие варианты, то существительные 1 склонения на – ИЯ (в Д., П.) и 2 склонения на –ИЙ, -ИЕ (П.) сохранили свое старое окончание. Вот поэтому есть «кроме» и «только». А теперь сыграем в орфографическое лото. У вас на карточках написаны орфограммы: -Е -И -И -И -И -Е -Е -И -И -Е

Это окончания существительных предложного падежа. Я буду читать предложения, а вы, встретив орфограмму, закрывайте ее фишками. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех закроет все орфограммы. 10 Девочка прекрасно играла на рояле. 2) Пассажирский поезд остановился на маленькой станции. 3) Голоса туристов гулко раздавались в ущелье. 4) На небольшой возвышенности разбили свой лагерь туристы. 5) Поезд приближался к станции. 6) На сирени распустились пышные букеты цветов. 7) Свет зари давно угас. 8) Вскоре экскурсанты оказались в Астрахани. 9) На тополе набухали почки. 10) В аллее было тихо. 11) На белой лилии сидела бабочка. 12) На ели были крупные шишки.(Пояснение к игре. Для диктовки берется больше примеров, чем орфограмм для объяснения. В примерах 5-м и 7-м существительные стоят не в предложном падеже.)3) Подведение итогов. Вот как можно рассказать только об одной части речи; она отражает даже историю нашей страны. Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.

weburok.com

Имя существительное - хлеб языка"

Исследовательская работа по русскому языку на тему:

«Справедливо ли утверждение Льва Успенского «Имя существительное - хлеб языка»?

Выполнил ученик 5 «А» класса

МОУ СОШ №25 г.Подольска

Михненко Владислав

Преподаватель: Бухарина Л.В.

2009г.

Задачи:

Обосновать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка»

Цели :

  • Показать своеобразие имени существительного как части речи;

  • Расширить понятие о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных;

  • Показать значение имен существительных в русской речи на примере текстов различных жанров.

Содержание:

  1. Имя существительное как часть речи. Его «родословная».

  2. Определение имени существительного. Понятие информативности.

  3. Роли существительного в речи.

3.1 Номинативная роль. Название предмета.

3.2 Коммуникативная роль или как общаться без существительных?

3.3 Эмоционально-выразительная роль имени существительного

4. Действие как предмет.

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Их роль в образовании имен существительных.

6. «Имя существительное – хлеб языка»

Всё, что существует в мире, названо словами. Эти слова, эти названия придумали наши предки.

Имя существительное – самая древняя и самая многочисленная часть речи. Она исходная: от неё могут образовываться другие части речи. У имени существительного - своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, умирают. Ведь они часть нашего языка, а язык – явление развивающееся.

Так что же это за часть речи – такое известное и одновременно загадочное Многоуважаемое Имя Существительное?

Для начала отложим в сторону учебник и словари и совершим экскурсию, ну, скажем, в 18 век, на экзамен к Митрофанушке, герою знаменитой комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Вот таким образом рассуждает Митрофан, опираясь на свою собственную логику, на значения корней в словах «существительное» и «прилагательное». Забавное получилось определение имени существительного, не правда ли?

Но мы-то с вами отлично знаем, что…

Имя существительное в русском языке является отдельной частью речи, обозначающей предмет, отвечающей на вопросы Кто? или Что? и обладающей развитой морфологией.

С помощью этой части речи мы называем конкретные предметы (отвечающие на вопрос Что?), живые существа и организмы (отвечающие на вопрос Кто?), вещества, явления действительности, действия и состояние, отвлечённые свойства, качества предметов и действий.

Имя существительное обладает универсальными возможностями для передачи информации об окружающей действительности. И сейчас мы поговорим о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в устной и письменной речи.

Номинативная роль существительных заключается именно в том, что они называют предмет.

Земля, вода, ребенок, мама, класс –Всё сущее, что окружает нас,Мы называем. Имя им даём:Берёза, солнце, речка, поле, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без существительных не проживёшь!

Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях устанавливаются связи и отношения именно между предметами.

Посмотрите, во что превратится, например, начало «Сказки о Рыбаке и Рыбке», если убрать из него существительные:

Жили-были …. ( а кто? – непонятно ),

( И где это было ? Кто знает? ),

Они жили …. ( и где они жили?.. )

Ровно тридцать лет и три года…

А можно ли будет нормально общаться, не упоминая в речи имена существительные? Конечно же, нет!

Окликнули двое друг друга («Эй! Подожди!») встретились, поздоровались («Привет!» - «Здравствуй!» - «Как сам?» - «Вполне» - «Ну, пока.» - «Пока!» ). На этом общение закончится, ведь без существительных дальше и говорить-то не о чем… Вот насколько важна коммуникативная (т.е. необходимая для общения людей) роль имени существительного.

И наконец мы добрались до самой интересной, самой яркой роли имени существительного в нашей речи - эмоционально-выразительной!

Русский писатель, филолог Лев Васильевич Успенский утверждал, что «имя существительное - хлеб языка». Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных. Хлеб – это основная пища, без хлеба нет жизни. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам и является, по сути, основой языка. Оказывается, в русском языке на каждые 100 слов приходится около 40 существительных!

Может быть, кому-то покажется, что с помощью одних только существительных нельзя создать связный текст. Но ведь у знаменитых поэтов есть стихотворения, которые именно так передают «картину происходящего».

Послушайте стихотворение С. Аксакова:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

В этом отрывке - только одно предложение, а в нем целых семь имен существительных. И выполняют они здесь эмоционально-выразительную роль, придавая тексту законченность и образность. Вот таким способом «нарисован» у Аксакова унылый осенний пейзаж.

А теперь вспомним известный отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

… Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В этом отрывке – не просто «статичная» картина быта Москвы пушкинских времен, не просто ряд однородных членов-существительных. Вслушайтесь - это стихотворение оставляет ощущение движения! Вы согласны, что автор едет, а не идет? И такое ощущение создается без единого глагола, с помощью одних только имен существительных.

С помощью существительных можно описать не только настроение, чувства, картины природы, но даже … биографию школьника:

Колыбель. Пеленки. Плач.

Слово. Шаг. Простуда. Врач.

Беготня. Игрушки. Брат.

Двор. Качели. Детский сад.

Школа. Двойка, тройка. Пять!

Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка. Кровь. Разбитый нос.

Двор. Друзья. Тусовка. Пес.

Мы все хорошо знаем, что существительные в начале художественного текста часто определяют его тему, являются ключевыми словами текста, знаем, что использование существительных, образованных от глаголов, позволяет иногда более выразительно обозначить действие как предмет.

Это шуточное объявление наглядно демонстрирует выразительность существительных, образованных от глаголов. А я предлагаю вам немного поразвлечься и найти в этом тексте ошибки:

И, если уж говорить об эмоционально-выразительной роли, которую играют в нашей речи имена существительные, то, конечно же, нельзя обойти вниманием такую важную часть слова, как суффикс. При помощи суффиксов от существительных образуются также существительные, обозначающие те же самые предметы, но с оттенком уменьшительности, увеличительности, ласкательности и пренебрежительности.

Сравним, например: «волк – зубами щелк», «волчишка», «волчок – серый бочок», «волчище». Перед нами разные звери – от маленького и нестрашного до огромного и злого. Вот еще пример: «Саша» - так назовет мальчика учительница, «Сашенька» - так скажет мама. А приятели во дворе позовут: «Сашка, выходи!» Упоминается один и тот же мальчик, но «постарались» суффиксы и сумели показать разное к нему отношение.

Именно в русском языке уменьшительно-ласкательные суффиксы часто присоединяются как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам. Это бывает очень трудно понять иностранцу и почти невозможно перевести. Представьте себе, что русское слово старушка в есенинском «Ты жива еще, моя старушка?» требует в переводе четырех (!) английских слов: « my dear little old woman (моя дорогая маленькая старая женщина)?» А ведь есть еще ласковые формы неодушевленных предметов: домик, домишко, солнышко, вилочка, ложечка, кастрюлька и т. д. А как перевести на английский слово «сковородочка»? Ближе всего - «милая маленькая сковородка». Вот так суффиксы делают еще богаче и без того богатый оттенками мир под названием «имя существительное».

Надеюсь, мне удалось доказать, что грамматические характеристики имени существительного – не просто отвлеченное понятие. Они могут быть в тексте средством языковой выразительности. Эти возможности могут передаваться через суффиксы, имена собственные с «живой внутренней формой» (говорящие фамилии, прозвища, географические названия). С помощью имени существительного можно нарисовать любую картину природы, портрет и т.д. Без существительных не просто убога и бедна, а невозможна была бы наша речь. Именно поэтому Лев Васильевич Успенский дал такую высокую оценку Имени Существительному.

Литература

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 29-е изд. – М.: Просвещение. 2007

2. Баранова И.В., Баранов Д.М.Русский язык и культура речи. Периодическая система элементов русской речи. Учебник для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов. – 1-е изд. – М.: Издательство ГИТР. 2004

3. Вартаньян Э.А.Путешествие в слово. – М.: Просвещение. 2007

4. Скворцов Л.И.Экология слова или поговорим о культуре русской речи. – 3-е изд. - М.: Просвещение. 2009

5. Постникова И.И., Подгаецкая И.М., Везерова М.Н. и др. Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение. 2007

multiurok.ru

Имя существительное – хлеб языка.

Урок – семинар

Русский язык 6 класс

Тема: Имя существительное – хлеб языка.

Цель:

Образовательная – повторение, обобщение, систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Развивающая – развитие речи обучающихся, составление предложений, текста.

Воспитывающая – воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку.

Методы и приемы: беседа, слово учителя

Оборудование: карточки, сообщения, карта Галактики.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели урока). Сегодня мы с вами проводим не совсем обычный урок – урок-семинар по теме «Имя существительное – хлеб языка». Вначале занятия обратимся к словарю Ожегова и найдем словарную статью семинар – это групповые практические занятия … и цель нашего занятия – обобщение и углубление ваших знаний по теме «Имя существительное».

  2. Анализ текста (см. карточки)

    • Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными. «Существительное» - это звучит серьезно. Недаром писатель М.Алексеев озаглавил одну из своих повестей «Хлеб – имя существительное». Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь существенная.

    • Работа по тексту:

- Что представляет собой запись?

- Докажите, что это текст. Определите его тему.

- Найдите предложение, выражающее основную мысль.

3. Слово учителя

- Представьте, что вы планетологи, что в звездолете вы стартовали с космодрома своей страны и перелетели на неизвестную планету. Сквозь иллюминатор впервые вглядываетесь в неведомый мир. Что увидит землянин? Разные кто? что? Вещи, существа… и начнет подбирать названия, связывая их с земными. Слова какой части речи он употребит? (привести примеры).

- место вашего рождения (село Десятово)

- третий месяц осени (ноябрь)

- лес, в котором растут березы, осины, кедр (березняк. Осинник, кедрач)

- место вне городов, органический и неорганический мир (природа)

- Отечество, родная сторона (родина)

- замысловатый (причудливый)

- роскошь (богатство)

- столица нашей Родины (Москва)

- газета, журналы – СМИ

- старательность, усердие (прилежание)

- отличительные свойства (примета)

- небольшой лес (перелесок)

- населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет (поселение)

перелесок

перелесок ← лесок ← лес

причудливый

осинник

Стихотворение Фархади «Земные слова»

На всех языках

есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был,

любому понятны они.

Слова –

путеводные наши огни.

Живые. Земные…

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова

в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила

людского родства:

Мир. Дружба. И радость

высокой волной –

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной.

- Вы прилетели в далекую Галактику. Вам нужно о многом рассказать жителям незнакомой планеты. Инопланетянам захочется узнать о нашей стране, познакомиться с нашим языком. И вот сегодня ваш рассказ об имени существительном.

  1. Сообщения обучающихся.

  1. «Имя существительное как часть речи»

  2. Роль имен существительных в предложении.

- Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

[сущ. – сущ.]

- В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается. [O, O]

- Холоден октябрь, а ноябрь его перехолодил.

  • Запишите понравившуюся примету.

  • Народ говорит: «Покорми птиц зимою – послужат тебе весною»

  • Морфологический разбор имен существительных

1 вариант 2 вариант

(взаимопроверка)

В ноябре 3 зиме 3

  1. Слово учителя:

Существительное – самая древняя часть речи. Она – исходная: от нее образуются многие части речи:

пр. гл. прич. д. кр. пр.

зелень – зеленый, зеленеет, зеленеющий, зеленея, зелено

мороз 1 вариант

солнце 2 вариант

6. Физминутка:

Имя существительное, мы с тобой дружны.

Разные предметы называешь ты.

Очень удивительное имя существительное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Чтобы все отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.

__________________________________________

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам

__________________________________________

Слова имеют свою жизнь, и существительные, как люди, рождаются, живут, умирают, - ведь язык – явление развивающееся.

  1. Сообщения обучающихся:

- Существительные живут с древних времен. Общеупотребительные слова.

- Существительные стареют и уходят из языка.

- Существительные постоянно рождаются (Слова, рожденные Октябрем)

- Существительные, рождаясь, дают жизнь новым словам.

- Армия существительных пополняется за счет заимствованных и профессиональных слов.

- Есть еще один очень интересный путь пополнения существительных: существительные собственные переходят в разряд нарицательных (см. кн. Вартаньяна «Путешествие в слово»)

  • Богатство русского языка «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия» (К.Паустовский)

Эти слова Паустовского относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится примерно 40 имен существительных. И богатство имен существительных за счет слов – синонимов, антонимов, омонимов.

- Игра «Поиск антонимов»

« Поиск синонимов» стр. 164 «От игры к знаниям»

____________________________________

встреча – расставание

гордость – скромность

гигант – пигмей

холод – жара

_____________________________________

Игра «Соответствие»

Лес – бор

Сила – мощь

Огонь – пламя

Лопата – заступ

Деревня – селение

Подделка – имитация

Заседание – совещание

Оглавление – содержание

Сообщения обучающихся

- «Ты и твое имя»

- «Твоя фамилия»

8. Творческое задание

- написать лирическую миниатюру «Ноябрь – ворота зимы»

(см. образец Н.Сладкова «Белым по черному»)

С помощью существительных можно нарисовать картину природы.

Вывод: Вот как много можно рассказать только об одной части речи. Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись: все, что нас окружает, живет рядом с нами: различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.

9. Подведение итогов.

- было ли интересно?

- было ли трудно?

- что понравилось?

- что не понравилось?

Самооценка.

infourok.ru


Смотрите также