Плейкаст «Худ обед, когда хлеба нет…». Худ обед когда хлеба нет


Внеклассное мероприятие 3-4 класс "Плох обед, когда хлеба нет"

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы

«Плох обед, когда хлеба нет»

Цель мероприятия:

  • научить детей бережному отношению к хлебу;

  • познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб;

  • воспитывать уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам),

  • обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий;

Оформление мероприятия: Колоски пшеницы, наглядный материал с изображением различных хлебобулочных изделий. Фото хлеба военных лет. Карта путешествия по стране «Хлебландии». Сухарики, каравай. Костюмы для сценки.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Хлеб всему голова»

-Ребята, о чем поется в песне?

- А что говорится в песне о хлебе?

- Как вы понимаете выражение « хлеб всему голова»?

Чтец: Дороже и злата, и соболя

Он – всем и всему голова.

У хлеба значенье особое:

Державные держит права

И так повелось это исстари!

Изба пирогами красна,

Хлеб – наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью во все времена.

Учитель:

Хлеб – непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употребляли бы все народы мира.

Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.

Много пословиц, поговорок сложено о хлебе. О бережном отношении к нему.

Ученик: Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только достатка в семье, но и человеческой совести. Хлебом – солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.

Учитель:А теперь мы приглашаем вас принять участие в путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относиться бережно. Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!». Путешествовать мы будем по карте, в необычном поезде. А где мы будем останавливаться вы узнаете по ходу нашего путешествия.

Станция Легенд.

На этой станции можно услышать много легенд и преданий.

Ученик: Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб – очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центре стола и считали главным блюдом.

Ученик:

А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.

Учитель: Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

А теперь мы приехали на станцию

«Горячий хлеб»

А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит?

Ученик:

Хлеб рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля – земля не просто,

А кормилица Земля!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ученик:

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ.

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

Ученик: На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

Ученик:

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною,

И слышит страна: за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

Ученик:

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…

Ученик:

Едет хлеб на мельницу

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь – муковоз

На завод муку привёз…

Ученик:

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

Ученик:

От завода- автомата,

Льётся тёплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Всё, что хочешь, испечёт

Этот сказочный завод.

Ученик:

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Медовые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

Ученик:

Здесь науке не до скуки,

Чудесам здесь просто тесно –

Механические руки

Лепят бублики из теста,

Интересно, как в кино,

Даже чуточку смешно.

Автоматам люди рады,

Потому что автоматы

Научились булки печь.

Автомат замесит тесто,

Автомат замесит тесто

И отправит тесто в печь.

Ученик: Посмотрите на фотографии. Мы побывали на хлебозаводе и познакомились, как делают хлеб. Мы узнали, что это очень трудно, много людей утром, днём и ночью стараются, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, горячий, мягкий, свежий хлеб!

Мы видели, как делают белый и чёрный хлеб. Сначала нужно замесить тесто, потом отправить тесто в формах в печь. А затем готовый хлеб отправляют в магазины.

На хлебозаводе выпускают много разных видов хлеба, но самый главный каравай.

Исполняется сценка «Каравай»

К первоклашкам на машине

Каравай приехал ныне.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь – выбирай.

Каравай:

Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй.

Кого хочешь – выбирай!

Пекарь:

Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеб растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай!

Все вместе:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Учитель: Итак, мы прибываем на станцию:

«Бережливых»

Нет, кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена – всему голова. Вот он лежит перед нами во всем многообразии, от сухаря, до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий земной и солнечной энергией.

А как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть от того, что он нам достается сейчас легко, не очень? Забежишь в булочную и через минуту выходишь с хлебом!

Ученик: Говорила бабушка, мама говорила:

Хлеб – наше богатство, в хлебе наша сила.

Но мальчишки в школе с этим не считаются.

И в столовой корками хлебными бросаются,

А я хлеба ни за что не брошу

Потому что хлеб наш вкусный и хороший.

Потому что много стоило труда,

Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда.

Звучит песня «Баллада о спасённом хлебе». ( муз. Фрадкин, сл. Штормова). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель: Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть.

Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.

Ученик:

«Военный хлеб».

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды. ( А.Морозов)

Учитель: В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите какой это маленький кусочек! Впрочем этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли лебеду. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.

Ученик: Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ , ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Ученик: Но на нашей станции вы нигде не увидите брошенного кусочка хлеба, т.к. люди, живущие на неё, знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел, или как приготовит из него вкусные блюда.

Дети:

  1. Освежить черствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпочку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.

  2. Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики – настоящее лакомство.

  3. Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром.

  4. Из хлеба можно сделать суп.

  5. А если молотые сухари из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром. Потом уложить в форму и поставить на холод, то получится… хлебный торт. Его можно полить фруктовым соком.

Мы приготовили для вас ароматные сухарики. Угощайтесь!

Учитель: В конце нашего путешествия мы прибыли на станцию

«Занимательная»

Здесь можно услышать много интересных сведений о хлебе и поиграть .

  • - А вы знаете, что в России есть МУЗЕЙ ХЛЕБА ? Он находится в Санкт-Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть, как жили наши предки. А главное понять. Как они относились к хлебу. Есть в музее и совки для муки, и квашни и опарники для теста, и ручные мельницы.

  • ХЛЕБНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ: самая длинная булка – 9 метров – была выпечена в городе Акапулько в Мексике в 1996 году.

  • ЗАГАДКИ:

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. ( Колосок)

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт. ( Поле)

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен,

- Пахнет солнечным теплом,

- Пахнет знойны полем. (хлеб)

Шел долговяз

В сыру землю увяз. (Дождь)

2. Красивое, доброе,

На всех людей смотрит,

А людям на себя

Смотреть не разрешает. (Солнце)

3. Под лежачий камень

Она не течет. (Вода)

5. Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены. (Колосок)

6. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

7. У лепешки каравая,

Сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая

Мать по имени.. (Мука)

8. Худ обед, коли его нет. (Хлеб)

9. Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. (Колосок)

10. Крыльями машет,

А улететь не может. (Мельница)

11. Корабль – великан

По земле идет.

Поле пройдет –

Урожай соберет. (Комбайн)

Мы – народ с богатой культурой, традициями. В русском фольклоре много пословиц и поговорок о хлебе, в которых нам народ заключал всю свою мудрость и передавал ее из поколения в поколение.

Ребята, я попросила вас провести исследовательскую работу и постараться найти как можно больше пословиц и поговорок. Вы провели большую работу и сейчас давайте поразмышляем над тем, какой смысл вложил народ в них?

-Что народ хотел сказать этой пословицей?

-К чему призывает?

-Чему учит?

-В чем мудрость?

Детям: Хлебушко – пирогу дедушка.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Не в пору и обед, если хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба – нет обеда.

Много снегу – много хлеба.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Хлеб в закромах – счастье в домах.

Конечно же, на одном уроке нам не вспомнить всех пословиц и поговорок, но мы можем сказать, что все они учат нас ценить, беречь, дорожить хлебом.

С раннего детства вам ваши родители читали сказки, в которых говорилось о хлебе.

- А сейчас мы проверим как хорошо вы помните эти сказки. (презентация «Колобок»)

Учитель: Пройдя с нами всё наше путешествие, нам хотелось бы, чтобы вы научились беречь хлеб, поняли, как ценен он и труд людей, которые преподносят нам этот бесценный дар!

Ученица ( выносит каравай на подносе)

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Ученик:

В нём- здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Ученик:

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ученик:

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель: Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно «прорастает» многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека!

«Худ обед, коли хлеба нет», - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из главных – он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства – «хлеб – соль», дружелюбия, мира.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Ученик: Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Ученик: Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

infourok.ru

"Худ ..., когда хлеба нет" 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Пища, приготовленная для этой еды

Ответ: Обед

Вопрос: Прием пищи, обычно в середине дня

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв в работе в середине дня

Ответ: Обед

Вопрос: Время такой еды, обычно в середине дня

Ответ: Обед

Вопрос: Какая трапеза сердечно связывала Альфонса Доде, Эдмона Гонкура, Эмиля Золя и Ивана Тургенева

Ответ: Обед

Вопрос: Кулинарная пауза во время рабочего дня

Ответ: Обед

Вопрос: Мероприятие, увеличивающее ценность ложки

Ответ: Обед

Вопрос: Один из приемов пищи в течение дня

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв в работе для приема пищи

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв

Ответ: Обед

Вопрос: Пища, кушанья, приготовляемые, предназначаемые для дневной еды

Ответ: Обед

Вопрос: Прием пищи в середине дня

Ответ: Обед

Вопрос: Принятие пищи, обычно в середине дня в отличие от завтрака и ужина

Ответ: Обед

Вопрос: Раздели с другом, а ужин отдай врагу

Ответ: Обед

Вопрос: Синоним трапеза

Ответ: Обед

Вопрос: У русских-..., а у англичан- ланч

Ответ: Обед

Вопрос: 3-й завтрак

Ответ: Обед

Вопрос: Как правило, второй или третий приём пищи в день, наиболее обильный. Как правило, на обед подаётся горячая пища. В большинстве стран обеденное время приходится на период от 14 до 16 часов, однако это время может колебаться и иногда обед может происходить и вечером, заменяя собой ужин

Ответ: Обед

Вопрос: Дневное принятие пищи

Ответ: Обед

Вопрос: Пища

Ответ: Обед

Вопрос: Лучший час на работе

Ответ: Обед

Вопрос: Магазинный перерыв

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв для уничтожения пищи

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв на ... в магазине

Ответ: Обед

Вопрос: Перекус во время работы

Ответ: Обед

Вопрос: На что днём закрывают магазин?

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв на полуденную трапезу

Ответ: Обед

Вопрос: Дневной повод утолить голод

Ответ: Обед

Вопрос: "Покушение" средь бела дня

Ответ: Обед

Вопрос: Дневное утоление голода

Ответ: Обед

Вопрос: "Перекус" между завтраком и ужином

Ответ: Обед

Вопрос: Горячее блюдо в полдень

Ответ: Обед

Вопрос: Время дорожания ложки

Ответ: Обед

Вопрос: Время дневного перекуса

Ответ: Обед

Вопрос: Трапеза

Ответ: Обед

Вопрос: Пища середины дня

Ответ: Обед

Вопрос: Дневной перерыв

Ответ: Обед

Вопрос: Нерабочий час

Ответ: Обед

Вопрос: Дневная трапеза

Ответ: Обед

Вопрос: Поздний завтрак

Ответ: Обед

Вопрос: Дневной приём пищи

Ответ: Обед

Вопрос: Пауза в работе магазина

Ответ: Обед

Вопрос: Закуска, суп, второе, сладкое

Ответ: Обед

Вопрос: Раздели его с другом

Ответ: Обед

Вопрос: Час еды на работе

Ответ: Обед

Вопрос: "Худ ..., когда хлеба нет"

Ответ: Обед

Вопрос: Комплексный ...

Ответ: Обед

Вопрос: Приём пищи

Ответ: Обед

Вопрос: К чему дорога ложка?

Ответ: Обед

Вопрос: Трапеза с борщом и котлетами

Ответ: Обед

Вопрос: Трапеза до тихого часа

Ответ: Обед

Вопрос: Еда средь бела дня

Ответ: Обед

Вопрос: В России он не еда, а время дня

Ответ: Обед

Вопрос: "Экватор" рабочего дня

Ответ: Обед

Вопрос: Дневная пища

Ответ: Обед

Вопрос: Снедь середины дня

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв для приёма пищи

Ответ: Обед

Вопрос: "Не надейся дед на чужой ..."

Ответ: Обед

Вопрос: Чревоугодие в разгар дня

Ответ: Обед

Вопрос: "Сто лет в ..."

Ответ: Обед

Вопрос: Между ланчем и полдником

Ответ: Обед

Вопрос: Еда середины дня

Ответ: Обед

Вопрос: Трапеза в разгар дня

Ответ: Обед

Вопрос: Полуденный приём пищи

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв для принятия пищи

Ответ: Обед

Вопрос: Употребление пищи

Ответ: Обед

Вопрос: Поделись им с другом

Ответ: Обед

Вопрос: Дневная еда

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв в магазине

Ответ: Обед

Вопрос: Дневной перекус

Ответ: Обед

Вопрос: Между ленчем и полдником

Ответ: Обед

Вопрос: Дневная работа ложкой

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв в работе

Ответ: Обед

Вопрос: В магазине с 13 до 14.

Ответ: Обед

Вопрос: Еда в середине дня.

Ответ: Обед

Вопрос: На него перерыв

Ответ: Обед

Вопрос: Тайм-аут среди бела дня

Ответ: Обед

Вопрос: Перерыв средь бела дня

Ответ: Обед

Вопрос: Трапеза в 13-00

Ответ: Обед

Вопрос: "А в тюрьме сейчас ..., макароны дают"

Ответ: Обед

Вопрос: Город в Хорватии, Загребская жупания

Ответ: Обед

wordparts.ru

Плейкаст «Худ обед, когда хлеба нет…»

История:

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен. Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.

В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа:

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Приметы:

-Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

-Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

-При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

-Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

-Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

-Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

-Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.   

www.playcast.ru

Худ обед, когда хлеба нет – Городская газета

В музее «Малые Корелы» отметили праздник хлеба

Про главенствующее место этого продукта на столе знает каждый, как сто лет назад, так и сейчас хлеб – всему голова. Правда, теперь мы покупаем батоны, багеты, булочки и буханки в супермаркетах, редко вспоминая о том, что еще в прошлом веке появлению хлеба на столе наших предков предшествовал долгий и сложный процесс – от посева зерна до непосредственно выпечки.

О традициях, связанных с превращением зернышка в каравай, архангелогородцам рассказали в музее «Малый Корелы» на традиционном празднике хлеба.

Праздник хлеба не является народным, но уже не первый год отмечается в музее. Впервые познакомить поближе горожан с традициями и обрядами, связанными с главным продуктом, в музее решили в 2006 году, когда восстановили мельницу. Одним годом не ограничились – с тех пор и отмечают в Малых Корелах этот праздник. И каждый раз стараются разнообразить программу, в этот раз, например, решили от и до показать архангелогородцам процесс превращения пшеничного зернышка в хлеб.

На территории музея развернулась фольклорно-этнографическая картина, масштабное действо с песнями, какие исполняли на поморской земле, с обрядами и традициями наших предков. Все началось с дожинок – это окончание жатвы, уборка поспевших пшеницы, ржи и овса. Как правило, дожинки проходили весело, участие в них принимали все друзья и соседи семьи, это был своеобразный обряд взаимопомощи и взаимовыручки. С дожинками связана масса примет и поверий, так, например, когда основная работа на поле была уже сделана, последнюю полосу дожинали девушки, причем молча. Считалось, что в противном случае молодые люди у них окажутся слепыми.

Интересна традиция дожиночного снопа, в некоторых районах нашей области его называли еще Христовой рубашкой. Внутрь такого снопа закладывали два серпа колечком, которые впоследствии перекрещивались, образуя букву Х: именно поэтому его называли Христовой рубашкой. Сноп обязательно приносили в дом, считалось, что с этого момента в семье обязательно будет достаток, и хранили в красном углу до Покрова, а потом кормили скотину.

Ну и конечно, ни одни дожинки не обходились без «завивания бороды» – обряда, который возвращал силу и мощь земле.

– Земля рожала колосья, давала им питательные элементы, поэтому потратила много сил и труда, – рассказала Людмила Суранова, художественный руководитель ансамбля «Новиця», ведущий специалист отдела этнографических программ и массовых мероприятий музея «Малые Корелы». – Женки, окончив жатву, катались по земле на холстине, таким образом возвращая свои силы, потраченные на дожинках. И земле тоже нужно было ее силу вернуть, чтобы она отдохнула: для этого привязывали несколько последних маленьких колосков к земле и поливали их, чтобы в следующем году урожай был хорошим.

После дожинок – обмолот, гостям праздника показали, как раньше специальными цепами обмолачивали уже подсохшее зерно. Каждый смог попробовать свои силы в этом непростом деле.  Затем зерно отвезли на мельницу, где его благополучно превратили в муку.

Наши предки мололи зерно также и ручными жерновами – предшественниками кухонных комбайнов.

– Нижний жернов – это лежак, потому что он неподвижен, а верхний – бегун, потому что он поворачивается, – рассказала экскурсовод Ольга Хирнова, демонстрируя миниатюрную ручную мельницу. – Жернова бывали деревянными, но, чтобы они лучше перетирали муку, в них вбивали металлические пластины. Такие ручные мельницы были на кухне у каждой хозяйки. Пшеницу, рожь старались хранить зерном, потому что мука быстрее портится, поэтому по осени ее мололи не так много, а уже потом, когда на праздник нужно было блины затворить, пироги или хлеб испечь, хозяюшка молола зерно вручную.

Ну и конечно, гости праздника хлеба приняли участие непосредственно в выпечке – оладий, северных калачей, ржаных калиток, тонких пирожков по старинным поморским рецептам. Потом настала пора отведать угощение, но прежде игумен Феодосий (Нестеров) провел водосвятный молебен и освятил хлебную ярмарку, как делали наши предки в старые времена.

 

Анна СИЛИНА, фото: Кирилл ИОДАС

xn--80aec1d.xn--p1ai

Худ обед, когда хлеба нет

Стихи про хлеб.Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.

***В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.Автор: В. Орлов

***ПшеницаПоложит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.Автор: Аким. Я.***Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной...Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы – люди!Научитесь хлеб беречь».Автор: Н Тихонов***^ На пустых полях стерняЖухнет и сереет.Солнце только среди дняСветит, но не греет.По утрам седой туманБродит по болотам,То ли что-то прячет там,Толи ищет что-то.После сумрачных ночейВыцветает небо.....А в деревне из печейТянет свежим хлебом....Пахнет домом хлеб ржаной,Маминым буфетом,Ветерком земли родной,Солнышком и летом.Нож поточен о брусочек.-Папа, дай кусочек!( Перевод И. Токмаковой)***Вновь взращено и обмолочено,Вновь в закрома течёт оно.Ладонь натруженную дочернаВрачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.И вот он, труд наш, на виду.Забыто всё, что недоеденоИ что не доспано в страду.Автор: В. Буданов***Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.Автор: Г.Виеру.

***Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.Автор: Я.Аким.***Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.Набежала туча издали, промочила лес насквозь.Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!Автор: Я. Дягутите.***Вот он Хлебушек душистый,Вот он теплый, золотистый.В каждый дом, на каждый стол,он пожаловал, пришел.В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.Сколько рук его растило, охраняло, берегло.В нем - земли родимой соки,Солнца свет веселый в нем...Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!Автор: С. Погореловский***Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,Но сломить его за лето так они и не смогли.Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!До того он загордился, вырос кверху бородой.Автор: С. Погореловский***Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.Только село солнышко, опустело зернышко.Автор: Воронько***

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!Автор: В. Воронько***

^

Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлебный,

Нужен труд десятков рук.

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей,

Слава тем, кто любит землю,

Тем кто трудится на ней.

Автор В. Данько

***

- Отчего ты, рожь, золотая? –

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

Автор: Е. Серова

***

Из конца в конец поле пахано,

Вдоль и поперёк бороновано,

Густо сеяно, в вёдра убрано, Караваями короновано!

Автор: В. Михалёв

О хлебеЯ видела однажды, по дороге.Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.И ловко били хлеб шальные ноги.Играл, как мячиком, мальчишка озорной.Тут подошла, старушка и, нагнувшись,Взяла батон, заплакав вдруг, ушлаМальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.Решил, что это нищенка была.Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.Поднялся и к мальчишке подошел« Зачем - спросил он, голосом усталым –-Ты, мальчик поступил нехорошо»А утром, в день победы, ветераны.Все при параде, в школу, ту, пришли.Мальчишке показалось очень странным,Что ветераны хлеб, с собой, несли.Узнал мальчишка, в старом ветеране.Седого старика, на той скамье.Он замер, тишина стояла в зале.И хлеб душистый на большом столе.И та, старушка, что ушла с батоном.Сидела рядом, грудь вся в орденах.В глазах мальчишки голубых, бездонных.Вдруг, со слезами появился страх.Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.Мальчишке, нежно, в руки подала.И быль, рассказанная, той старушкой.Его в блокадный Ленинград перенесла..Вот перед ним возник холодный город.Во вражеском кольце, кругом бои.Свирепствует зима и лютый голод.И тот батон, что поднят был с земли.Прижав батон, он мчится по дороге.Он знает, мать его, больная, ждет.Торопится он к ней, замерзли ноги.Но счастлив он, он хлеб домой несет.А дома, бережно, батон он режет.Куски считая, чтоб хватило им.Пусть он сухой и пусть не очень свежий.Он был единственным и очень дорогим.Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.И матери, ее кусок, несет.В глазах ее он видит боль и муку.И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»Но, вспомнив, как он бил батон ногою.Он выхватил, тот хлеб, у ней из рукМать закричала « Что, сынок, с тобою.Дай хлеба, я умру от этих мук»Он зарыдал и вновь перед глазами.Старушка, что батон с земли берет.Она стоит и нежными руками.Мальчишке, хлеб душистый, подает.Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.Бежит домой, там, мать больная, ждет.Боль матери всем сердцем понимает.И оправданий он себе не ждет.Он входит в дом, сидят в нем ветераны.Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.Все сном прошло, остались только раныОт боли той, в глазах стоял испуг.Он понял цену, тем слезам и хлебу.Который, дерзко, превратил он в мяч.На землю, вновь его вернули с неба.Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»Стоит она и гладит по головке.В глаза глядит, так, как глядела мать.Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.« Простите» - только это смог сказать.Я видела, как тихо, по дороге.Идет мальчишка, голову склонив.И дед седой все курит на пороге.Всю боль души, молчаньем сохранив.Автор: Нина Самкова

^

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что – то гости не…

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…

«Важные дела».- Я утром раньше всех встаюИ сам стелю кровать свою.А я ботинки по утрам Себе и брату чищу сам.Я без работы не сижу, Сама в руках утюг держу.Я тоже дома, чем могу, На кухне маме помогу.Сегодня бабушка больна, Я дать лекарства ей должна.Цыплята наши есть хотят, Мы накормить должны цыплят.Я собираю семена, Корзинка, кажется, полна.^

Песенки, потешки русского народа.

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

***

Уж я танюшке пирог испеку.

Уж я внученьке румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

***

- Кисонька – мурысенька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

***

Ай, качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи,

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Бара-а-а-ночки!

Татарская песенка

Мешок

Урожай у нас хорош!

А теперь поделим рожь:

Кто пахал – тому мешок.

Кто растил – тому мешок.

Кто косил – тому мешок.

Кто возил – тому мешок.

И молотильщику мешок…

Ну, а лодырю мы тоже,

Не скупясь, мешок предложим

- Расчудесный, не простой –

Глянешь внутрь – а он пустой!

Пословицы и поговорки о хлебе.В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.- Береги хлеб для еды, а деньги для беды.- Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.- Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.- У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру- И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.- У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.- Всяк на себя хлеб добывает.- Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.- Хлеб – батюшка, вода – матушка.- Хлеб хлебу брат.- Худ обед, когда хлеба нет.- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.- Хлеб да вода – мужицкая еда.- Хлебушко – калач дедушка.- Хлеба нет – корочка в честь.- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.- Человек хлебом живет, а не промыслом.- Покуда есть хлеб да вода, все не беда.- Без хлеба, без соли худая беседа.- Палата бела, а без хлеба в ней беда.- Плевать на обед коли хлеба нет.- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.- Хлеб да соль, и обед пошел.- Без хлеба, без соли никто не обедает.- Не в пору и обед, коли хлеба нет.- Хлеб черствый – обед честный.- Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

- У хлеба не без крох.

-Хлеб - всему голова.

-Будет хлеб, будет и обед.

-Будет хлеб, будут и мыши.

-Дорог хлеб, когда денег нет.

-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

- Хлеба нет, друзей и не бывало.

- Хлеб на ноги ставит, а вино валит.

- Не хлебом единым сыт человек.

- Хлеб да вода - крестьянская еда.

- Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.

- Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

- Как хлеба кусок, так разинул роток.

- Цельба больному – хлеб с водою.

- Хлеб- соль есть, да не про вашу честь.

- Доплясались, что без хлеба остались.

- Каков ни будь урод, а хлеб несёт в рот.

- Только ангелы с неба не просят хлеба.

- Брось хлеб позади, очутится напереди.

- Глубже пахать – больше хлеба жевать.

- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

- Едешь на день, а хлеба бери на неделю.

- Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.

- Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

- Хлебом не корми, только с печи не гони.

- Человек хлебом живёт, а не промыслом.

- Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.

- Хлеба не ест, вина не пьёт, а всегда сыт и пьян живёт.

- Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска – так и стол доска.

- У меня стол чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко.

Татарские народные пословицы о труде.

- Учись, трудись – человеком станешь.

-Ученье и труд рядышком идут.

- Полюби работу - и тебя полюбят.

- Умелец и гору сдвинет.

- Поработай с душой – станут любоваться, поработай без души – станут насмехаться.

- В руках трудолюбца горсть земли превращается в золото.

- Джигиту ста ремёслами владеть – и то мало.

- Работай смело – пойдёт дело!

- В руках умельца и камень тает.

- Поручи бездельнику работу – он начнёт тебя уму наставлять.

- Кто от земли отвернётся, тому и в небо не взлететь.

- Волевой до луны доберётся, а безвольный и на земле споткнётся.

- Кто работал, тот ест, душу тешит, а кто не работал, затылок чешет.

- Кому работа не люба, тому губы жевать.

- Вложишь в дело силу – станешь сильней, пожалеешь силу – станешь слабей.

- Бестолковый в ясный день яблоки собирает, а в дождливый – молотить выезжает.

- Что сделаешь завтра, обдумай сегодня.

- летом ленился, зимой спохватился.

- Доброе дело тем лучше, чем раньше сделано.

- На работе – людей бы побольше, а за столом – поменьше.

- Джигит в работе огнём горит, сядет есть – за ушами трещит.

- Весенний день год кормит.

- Тяжёлая работа калачом кормит.

- Труд счастьем одарит, лень голодом сморит.

- Где труд, там счастье, где безделье, там напасти.

- Парень ленивый – что старец, старик деловой – что джигит.

- Солон пот трудовой, сладок плод трудовой.

- Дельный делом занимается, а дармоед в зубах ковыряется.

- У доброго джигита всякое дело в руках горит.

- Что добудешь без труда, то уйдёт, как вода.

- Болтун языком мелет – муки не будет.

- Покажи себя в работе – будешь в почёте.

- Пораньше встанешь – не пожалеешь.

- По труду и слава.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки"."Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.С кем ты хочешь поделиться?"

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.Шки-шки-шки - мы любим пирожки.Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.Ач-ач-ач - вот калач.Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.Чи-чи-чи - мы любим калачи.Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Пошла Поля полоть в поле.

От топота копыт пыль по полю летит

От топота копыт пыль по полю летит.

www.birmaga.ru

Худ обед, когда хлеба нет

Стихи про хлеб.Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.

***В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.Автор: В. Орлов

***ПшеницаПоложит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.Автор: Аким. Я.***Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите.Берегите Хлеб родной...Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы – люди!Научитесь хлеб беречь».Автор: Н Тихонов***^ На пустых полях стерняЖухнет и сереет.Солнце только среди дняСветит, но не греет.По утрам седой туманБродит по болотам,То ли что-то прячет там,Толи ищет что-то.После сумрачных ночейВыцветает небо.....А в деревне из печейТянет свежим хлебом....Пахнет домом хлеб ржаной,Маминым буфетом,Ветерком земли родной,Солнышком и летом.Нож поточен о брусочек.-Папа, дай кусочек!( Перевод И. Токмаковой)***Вновь взращено и обмолочено,Вновь в закрома течёт оно.Ладонь натруженную дочернаВрачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.И вот он, труд наш, на виду.Забыто всё, что недоеденоИ что не доспано в страду.Автор: В. Буданов***Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.Автор: Г.Виеру.

***Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.Автор: Я.Аким.***Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.Набежала туча издали, промочила лес насквозь.Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!Автор: Я. Дягутите.***Вот он Хлебушек душистый,Вот он теплый, золотистый.В каждый дом, на каждый стол,он пожаловал, пришел.В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.Сколько рук его растило, охраняло, берегло.В нем - земли родимой соки,Солнца свет веселый в нем...Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!Автор: С. Погореловский***Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,Но сломить его за лето так они и не смогли.Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!До того он загордился, вырос кверху бородой.Автор: С. Погореловский***Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.Только село солнышко, опустело зернышко.Автор: Воронько***

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!Автор: В. Воронько***

^

Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлебный,

Нужен труд десятков рук.

Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей,

Слава тем, кто любит землю,

Тем кто трудится на ней.

Автор В. Данько

***

- Отчего ты, рожь, золотая? –

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

Автор: Е. Серова

***

Из конца в конец поле пахано,

Вдоль и поперёк бороновано,

Густо сеяно, в вёдра убрано, Караваями короновано!

Автор: В. Михалёв

О хлебеЯ видела однажды, по дороге.Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.И ловко били хлеб шальные ноги.Играл, как мячиком, мальчишка озорной.Тут подошла, старушка и, нагнувшись,Взяла батон, заплакав вдруг, ушлаМальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.Решил, что это нищенка была.Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.Поднялся и к мальчишке подошел« Зачем - спросил он, голосом усталым –-Ты, мальчик поступил нехорошо»А утром, в день победы, ветераны.Все при параде, в школу, ту, пришли.Мальчишке показалось очень странным,Что ветераны хлеб, с собой, несли.Узнал мальчишка, в старом ветеране.Седого старика, на той скамье.Он замер, тишина стояла в зале.И хлеб душистый на большом столе.И та, старушка, что ушла с батоном.Сидела рядом, грудь вся в орденах.В глазах мальчишки голубых, бездонных.Вдруг, со слезами появился страх.Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.Мальчишке, нежно, в руки подала.И быль, рассказанная, той старушкой.Его в блокадный Ленинград перенесла..Вот перед ним возник холодный город.Во вражеском кольце, кругом бои.Свирепствует зима и лютый голод.И тот батон, что поднят был с земли.Прижав батон, он мчится по дороге.Он знает, мать его, больная, ждет.Торопится он к ней, замерзли ноги.Но счастлив он, он хлеб домой несет.А дома, бережно, батон он режет.Куски считая, чтоб хватило им.Пусть он сухой и пусть не очень свежий.Он был единственным и очень дорогим.Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.И матери, ее кусок, несет.В глазах ее он видит боль и муку.И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»Но, вспомнив, как он бил батон ногою.Он выхватил, тот хлеб, у ней из рукМать закричала « Что, сынок, с тобою.Дай хлеба, я умру от этих мук»Он зарыдал и вновь перед глазами.Старушка, что батон с земли берет.Она стоит и нежными руками.Мальчишке, хлеб душистый, подает.Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.Бежит домой, там, мать больная, ждет.Боль матери всем сердцем понимает.И оправданий он себе не ждет.Он входит в дом, сидят в нем ветераны.Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.Все сном прошло, остались только раныОт боли той, в глазах стоял испуг.Он понял цену, тем слезам и хлебу.Который, дерзко, превратил он в мяч.На землю, вновь его вернули с неба.Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»Стоит она и гладит по головке.В глаза глядит, так, как глядела мать.Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.« Простите» - только это смог сказать.Я видела, как тихо, по дороге.Идет мальчишка, голову склонив.И дед седой все курит на пороге.Всю боль души, молчаньем сохранив.Автор: Нина Самкова

^

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что – то гости не…

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…

«Важные дела».- Я утром раньше всех встаюИ сам стелю кровать свою.А я ботинки по утрам Себе и брату чищу сам.Я без работы не сижу, Сама в руках утюг держу.Я тоже дома, чем могу, На кухне маме помогу.Сегодня бабушка больна, Я дать лекарства ей должна.Цыплята наши есть хотят, Мы накормить должны цыплят.Я собираю семена, Корзинка, кажется, полна.^

Песенки, потешки русского народа.

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

***

Уж я танюшке пирог испеку.

Уж я внученьке румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

***

- Кисонька – мурысенька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

***

Ай, качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи,

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Бара-а-а-ночки!

Татарская песенка

Мешок

Урожай у нас хорош!

А теперь поделим рожь:

Кто пахал – тому мешок.

Кто растил – тому мешок.

Кто косил – тому мешок.

Кто возил – тому мешок.

И молотильщику мешок…

Ну, а лодырю мы тоже,

Не скупясь, мешок предложим

- Расчудесный, не простой –

Глянешь внутрь – а он пустой!

Пословицы и поговорки о хлебе.В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.- Береги хлеб для еды, а деньги для беды.- Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.- Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.- У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру- И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.- У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.- Всяк на себя хлеб добывает.- Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.- Хлеб – батюшка, вода – матушка.- Хлеб хлебу брат.- Худ обед, когда хлеба нет.- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.- Хлеб да вода – мужицкая еда.- Хлебушко – калач дедушка.- Хлеба нет – корочка в честь.- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.- Человек хлебом живет, а не промыслом.- Покуда есть хлеб да вода, все не беда.- Без хлеба, без соли худая беседа.- Палата бела, а без хлеба в ней беда.- Плевать на обед коли хлеба нет.- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.- Хлеб да соль, и обед пошел.- Без хлеба, без соли никто не обедает.- Не в пору и обед, коли хлеба нет.- Хлеб черствый – обед честный.- Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

- У хлеба не без крох.

-Хлеб - всему голова.

-Будет хлеб, будет и обед.

-Будет хлеб, будут и мыши.

-Дорог хлеб, когда денег нет.

-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

- Хлеба нет, друзей и не бывало.

- Хлеб на ноги ставит, а вино валит.

- Не хлебом единым сыт человек.

- Хлеб да вода - крестьянская еда.

- Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.

- Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

- Как хлеба кусок, так разинул роток.

- Цельба больному – хлеб с водою.

- Хлеб- соль есть, да не про вашу честь.

- Доплясались, что без хлеба остались.

- Каков ни будь урод, а хлеб несёт в рот.

- Только ангелы с неба не просят хлеба.

- Брось хлеб позади, очутится напереди.

- Глубже пахать – больше хлеба жевать.

- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

- Едешь на день, а хлеба бери на неделю.

- Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.

- Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

- Хлебом не корми, только с печи не гони.

- Человек хлебом живёт, а не промыслом.

- Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.

- Хлеба не ест, вина не пьёт, а всегда сыт и пьян живёт.

- Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска – так и стол доска.

- У меня стол чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко.

Татарские народные пословицы о труде.

- Учись, трудись – человеком станешь.

-Ученье и труд рядышком идут.

- Полюби работу - и тебя полюбят.

- Умелец и гору сдвинет.

- Поработай с душой – станут любоваться, поработай без души – станут насмехаться.

- В руках трудолюбца горсть земли превращается в золото.

- Джигиту ста ремёслами владеть – и то мало.

- Работай смело – пойдёт дело!

- В руках умельца и камень тает.

- Поручи бездельнику работу – он начнёт тебя уму наставлять.

- Кто от земли отвернётся, тому и в небо не взлететь.

- Волевой до луны доберётся, а безвольный и на земле споткнётся.

- Кто работал, тот ест, душу тешит, а кто не работал, затылок чешет.

- Кому работа не люба, тому губы жевать.

- Вложишь в дело силу – станешь сильней, пожалеешь силу – станешь слабей.

- Бестолковый в ясный день яблоки собирает, а в дождливый – молотить выезжает.

- Что сделаешь завтра, обдумай сегодня.

- летом ленился, зимой спохватился.

- Доброе дело тем лучше, чем раньше сделано.

- На работе – людей бы побольше, а за столом – поменьше.

- Джигит в работе огнём горит, сядет есть – за ушами трещит.

- Весенний день год кормит.

- Тяжёлая работа калачом кормит.

- Труд счастьем одарит, лень голодом сморит.

- Где труд, там счастье, где безделье, там напасти.

- Парень ленивый – что старец, старик деловой – что джигит.

- Солон пот трудовой, сладок плод трудовой.

- Дельный делом занимается, а дармоед в зубах ковыряется.

- У доброго джигита всякое дело в руках горит.

- Что добудешь без труда, то уйдёт, как вода.

- Болтун языком мелет – муки не будет.

- Покажи себя в работе – будешь в почёте.

- Пораньше встанешь – не пожалеешь.

- По труду и слава.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки"."Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.С кем ты хочешь поделиться?"

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.Шки-шки-шки - мы любим пирожки.Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.Ач-ач-ач - вот калач.Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.Чи-чи-чи - мы любим калачи.Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Пошла Поля полоть в поле.

От топота копыт пыль по полю летит

От топота копыт пыль по полю летит.

birmaga.ru

Насон - История города Вологды

Русская кухня имеет свои традиции, обусловленные природой, климатом, экономическими возможностями. К сожалению, сведения о народной кухне периода ' Московской Руси сохранились плохо, мы даже не знаем многих названий народных кушаний. В то же время русская кухня очень медленно изменялась, поскольку постоянными оставались технология приготовления блюд и исходные продукты. Удивительным изобретением оказалась русская печь, основным приемом приготовления в ней были варка и томление Хлеб и пироги пекли на поду, где они получались с тонкой корочкой. Без ржаного хлеба не обходился ни один стол, зато белого пшеничного хлеба потребляли очень мало. 

Много ли было названий хлебных изделий на Руси в прошлые века? 

Хлеб является общеславянским словом, заимствованным в очень давние времена из древнегерманских языков. Сколь разнообразно было применение хлеба, столь же разнообразны и значения слова: 'хлеб печеный', "кушанье, угощенье', 'пропитание, продовольствие', 'пища'. По качеству муки различали хлеб расхожий, решетный, смесной, крупитчатый, ситный. Из овсяной муки — назывался овсяник, отсюда ' пословица; «Не ломайся, овсянник, не быть калачом». Из гречневой муки пекли гречневики, но гречневиком называли и пирог с гречневой кашей, и блин из гречневой муки. На Севере постоянно готовили житники — хлебы из житной, то есть ячменной муки, а также пироги и лепешки. Хлеб из пшеничной муки именовался пшеничником. Приведем хотя бы по одному старорусскому примеру: «Почали нас кормит овсяником и пьем в трапезе и по кельям воду»; «По рядом на веках с гречневиками не ходить»; «Да купил житников на три денги»; « Куплено к столу калачей, хлебов ситных, пшеничников». 

Разновидностью хлебного изделия был кулич. Название заимствовано из греческого языка, оно на блюдается в русских текстах с 1590 г. Этот круглый или овальный хлеб делался сладким, сдобным и обычно выпекался к пасхе. 

В зависимости от размеров хлебы и куличи получали соответствующие названия: «В заговейно Филипово за ужиною хлеб осминки да калачи осминки» — свидетельствует столовый обиходник Волоколамского монастыря 1591 г. «А государыне царице кушанье подавано в хоромы: кулич недомерок, кольцо, полхлебца» — отмечено в чине венчания царя Алексея Михайловича 1643 г. 

В последней четверти XVII в. в письменности появляется слово булка. Происхождение его неясно. Наиболее близка к истине идея о заимствовании его из германских языков. Самые ранние примеры употребления обнаружены в договоре России и Дании 1684 г.: «Роспись хлебным запасом: . 2 булки; 1 пшеничный хлеб; 2 ситные хлеба; каждому на день определено будет 2 булочки и 2 хлеба». Булки пекли из высокосортной пшеничной муки, формой они, вероятно, отличались от традиционного ситного и пшеничного хлеба. 

Ситный хлеб, или ситник, получил свое название по ситной муке, то есть битой через сито. Он имел лучшие вкусовые качества по сравнению с решетным хлебом, мука для которого сеялась через решето. В старой пословице лукаво замечено' «Ситный съел, так решетный цел». 

Дворцовый печеный хлеб назывался басманом. На его верхней корке басмились, то есть оттискивались разные фигуры. 

От детского слова папа в значении 'хлеб' возникло название папошник, папушник. Папошники отличались от пирогов и от басманного хлеба. Вероятно, это был пшеничный домашний хлеб, в который добавляли пряности. Приведем описание некоторых хлебных изделий в московской росписи 1700 г.: «...блюдо жаворонков, папошник с коринкою, згибень с горохом». В псковских и тверских местах папушей, называли булки и калачи, на севере папушник — это мягкий домашний пшеничный хлеб, булка или пирог. 

Любопытна история слова блин. Блин — из млин, а млин — от молоть. Кстати, млин известное русских текстах XIV в. Имя собственное Блин отмечается в середине XV в., а нарицательное блин — с 1499 г. Что это за кушанье? «Блины однова пшеничные с припекою, а гречневые с кашею» — сказано в столовом обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря 1591 г. «Пироги с горохом или с соком, или блины с маслом да с луком, а другие с соком». Это уже ели в Кирилло-Белозерском монастыре. «Выдано овса на блины и на толокно» — значится в приходо-расходной книге Весьегонского Краснохолмского монастыря 1652 г.; «Блюдо блинов тонких, блюдо блинов красных» — читаем в росписи кушаний 1675 г. А. еще были «блины просыпные с яйцами», «блины тонкие с маслом». В «Домострое» приводится рецепт изготовления икряных блинов: «Блины икряные, а делают: бьют икру много да процедят сквозе решето частое да приложат мучки крупичатой, и оне толсты станут, что красные блины, и кладутся по три блина на блюдо». 

Слово блин в донациональный период южнее Москвы не отмечается, хотя оно встречается в художественных текстах и в пословицах. Наши предки уже знали, что «блин не клин, брюха не расколет». Даже пироги начиняли блинами, пересыпанными яйцами и кашей. Такой пирог назывался блинником. Известные блины с припеком делали так: на сковородку лили тесто. На него насыпали мелко нарезанные яйца, кусочки рыбы, лук, шкварки. А вот рецепт изготовления царских блинов: сливочное масло растопить, остудить, положить в каменную миску, добавить яичные желтки и вымешивать венчиком в одну сторону до тех пор, пока масса не будет однородной, затем всыпать сахар, вынести массу на холод и вымешивать еще 20—30 минут, пока кристаллы сахара не растворятся. Затеи подготовить соус бешемель: в пшеничную муку высшего сорта влить холодные густые сливки, поставить посуду на водяную баню и нагревать массу до кипения, постоянно помешивая ее. Кипящую массу снять с огня, охладить Подготовленный соус соединить со взбитым маслом с сахаром и желтками. Массу тщательно перемешать и осторожно внести в тесто взбитые в крепкую пену яичные белки, перемешать. Блины печь в смазанных топленым маслом чугунных сковородах. Подавать с вареньем и сбрызгивать соком лимона. Для приготовления необходимо: 1 фунт (430 г) сливочного масла, ? фунта топленого масла, 2 чарки (240 г) сахарного песка, 3 чарки (360 г) пшеничной муки высшего сорта , 10 яиц, 1 бутылка (600 г) густых сливок, z2 унции (50 г) лимонного сока, 1 фунт земляничного варенья. 

Пекли на Руси и оладьи. Название их русские заимствовали из греческого языка. Судя по письменным источникам, не ранее XV в. Оладьей называли лепешку из негустого теста, испеченную на сковородке: «Оладьи большие одноблюдные с сахаром, осыпают с патокою; оладьи середние по пяти на блюдо, с сахаром, оладьи меньшие с caxapoм же» («Домострой», по списку XVII в.). Оладьи пекли в масле, тесто для них готовили из пшеничной муки. Сдабривали патокой и сахаром. 

Лепешки отличались от оладий большей толщиной, лепешка — выпечное изделие из кислого или пресного теста, тоже в форме плоского кружка. Лепешка— от глагола лепить, но название это отмечается в текстах лишь с середины XVI в. Первоначально лишь в статейных списках русских послов в восточные страны и по отношению к печеным изделиям восточных и кавказских народов. Посол Елчин писал из Грузии в 1640 г.: «А хлеба нет, только пшеничные лепешки пресные пекут». Посла Толочанова в Имеретии в 1652 г. угощали так: «И почели скатерти настилать, а на скатерти учели вместо хлеба класть лепешки; хлеб едят пресной, лепешки пшеничные» Затем русские начинают называть лепешками оладьи, пироги с открытой начинкой и другие плоские мучные изделия. 

А теперь о хлебных изделиях, заимствованных у других народов или очень редких, архаичных для русской кухни. 

Маленькие пирожки, булочки в ряде мест называли кундумами «Ставец кундумов, а в них четь лопатки муки, 2 яйца, 2 чюмича кислицы крошеные» — значится в росписи царских кушаний 1613 г. Слово это, вероятно, заимствовано из финно-угорских языков. 

В последнем десятилетии XVII в. русские знакомятся с галушками. Галушки— род клецок — пшеничное тесто, сваренное комочками. Первые галушки на Руси делали икряными, грибными, с пшеном и т. п. 

Не сохранились в нашей кухне трудоноши. Известно, что их готовили с творогом. 

О гренках наши предки узнали в первой четверти XVII в., но гренки были лишь на столе патриарха. 

Очень распространены были в средневековой России сухари Побывавший в России в 1657 г. итальянец Ченеда рассказывает: «Крестьяне, также солдаты и извощики питаются черными сухарями, размоченными в воде с солью, к чему, для большего вкуса, примешивают иногда несколько овсяной муки, а в летнее время прибавляют нарезанных огурцов». Фактически де Ченеда описывает знаменитую русскую тюрю. Ее основой был квас, иногда толокно, в которое крошили ржаной хлеб. Часто в виде сухарей. Добавляли зеленый или репчатый лук, приправляли конопляным маслом. Тюрю готовили и со снятым молоком, а иногда — на воде. Современные диетологи считают, что такое кушанье сбалансировано по калориям. Оно не подвергнуто длительной тепловой обработке и является очень здоровой пищей, то есть сытной и легкой. К тому же, не требующей длительного приготовления. Тюрю и готовили прямо в поле, на сенокосе, в лесу — там, где работали. 

Варианты хлеба появились очень давно. Конечно, не форма, а состав теста, использование обогатителей были причиною появления разновидностей. Так, соловецкий хлеб пекут из смеси муки первого или второго сортов с порошком морской капусты Обогащение йодом повышает лечебную ценность хлеба. Пекли и раньше хлеб, в котором часть муки заменяли дробленым зерном или отрубями. Сейчас его называют барвихинским, зерновым, докторским «Барвихинский» содержит в равных долях высокосортную пшеничную муку и дробленое пшеничное зерно, предварительно замоченное в горячей воде. В зерновом еще больше дробленого зерна, добавляется и тмин. В докторском мука смешана с пшеничными отрубями. Подобный хлеб помогает работать органам пищеварения. 

Без хлеба трудно представить жизнь людей, однако в лучшие минуты русские шутили: «Что нам хлеб, были бы пироги!»

nason.ru


Смотрите также