Урок литературного чтения по теме «Н.М. Рубцов "Хлеб"». Хлеба ни куска так и в горнице тоска


Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях; Расширять знания о процессе создания хлеба

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цель: воспитание уважительного отношения к труду хлебороба и бережного отношения к хлебу.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
  2. Расширять знания о процессе создания хлеба;
  3. Продолжать знакомство с народными традициями.
  4. Учить детей работать в группах
Предварительная подготовка:

домашнее задание для школьников: собрать интересную информацию о хлебе, найти пословицы, поговорки, стихотворения о хлебе, загадки.^ фонограмма песни «Ой ты рожь» в исполнении Владимира Нечаева.

- картина И.И. Шишкина «Рожь»

- пословицы о хлебе, изделия из муки

- карточки с половинами пословиц о хлебе для проведения конкурса.^ Под музыку песни «Моя Россия» Г.Струве дети входят в класс и садятся.

Гостей хлебом-солью встречает мама Ани:

С уважением большим, Дорогих гостей встречаемКруглым пышным караваем.Он на блюде расписном, С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,Поклоняясь, отведать просим.

Учитель: Ребята перед вами прекрасная картина. (Слайд №1)

- Что вы видите на ней? (ответы детей)

Большое желтое поле, огромное как море.

-Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник И.И. Шишкин.Ученик:

Рожь, рожь, дорога полевая

Ведёт неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого

Поля без края и конца. (читает ученик)Учитель: Эти бескрайние золотые поля – наше богатство, наш хлеб.

А сейчас послушаем песню «Ой ты рожь» в исполнении Владимира Нечаева.

- Какую картину вы мысленно себе представили ?

(ответы детей)

Учитель: Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.- Ребята на наш классный час тоже пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас.

- Как вы думаете, чему мы посвятим наше сегодняшнее мероприятие?

(ответы детей)

- Сегодняшнее мероприятие мы посвятим хлебу. ( слайд №2) Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле.

Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

«Земля кормит человека, но кормит недаром. Да, много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для хлеба, пшеницу для булки, просо для каши.

Читает ученик: (текст на слайде №3)

Дороже золота и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

И так повелось это исстари

-Изба пирогами красна

Хлеб – самая главная исповедь

Перед жизнью во все времена. (слайд №3)

Учитель : Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили: «Есть хлеб – будет и песня». И сегодня хлеб остается самым главным продуктом для каждого человека. Хлеб – особый продукт на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. -А теперь я даю слово Елене Викторовне.

(^ .)

Я попрошу вас отведать хлебушка.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нем- здоровье наша сила,

В нем- чудесное тепло.

В нем- земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!Учитель : Наш хлеб имеет очень длинную историю.

Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками нашей современной ржи, пшеницы, ячменя, овса.

Сначала люди ели зерна сырыми, потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Затем люди научились печь пресный хлеб из густой каши- теста.

^ Учитель: С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.

Откуда же хлеб берётся?

Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на иллюстрации .

Сначала земледелец пашет поле сохою, затем плугом. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берет глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей.

Все оно покрылось большими глыбами земли. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами, боронят, а потом начинают сеять.

Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами.

Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб.

- Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб.

Царская Россия издавна славилась хлебом, была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая.

Не случайно поэтому в народных сказках всегда присутствуют или скатерть – самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

- Вы понимаете, ребята, что это была мечта. ^

Учитель: Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины – трактора, комбайны, самолеты.(Слайд№6)

Хлеб и сейчас остается главным богатством нашей страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь.

Наш край хлебный.

-Люди каких профессий трудятся на полях?

Ученики: Агроном, комбайнер, тракторист .

Учитель: Объясните, чем занимаются люди этих профессий?(ответы детей)

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.

Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. Учитель : Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Есть пословица в народе-

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

После того как хлеб убрали с полей, зерно попадает на мельницу, оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб. Из хлебозавода хлеб идет в магазин и лишь потом к нам на стол.

Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле.

Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.^ Не сама собой природа Хлеб на блюде подает

Сколько требует ухода мать – земля за целый год.

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, строитель, учитель.

Шахтер, машинист – народ!И труд, и хлеб -не случайные встречные.

Их судьбы сплетает единый узор.

Ведь труд без хлеба – трагедия вечная .

А хлеб без труда- это вечный позор

^

- С древних времен к хлебу относились по – особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. О хлебе сложено много песен. Давайте послушаем одну из них в исполнении Людмилы Зыкиной.- Послушайте, что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский:

«Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом – отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: «Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым».

^

Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол! А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”

Вот сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы. (Команды получают части пословиц, должны составить пословицы из половинок и объяснить её смысл.)(см. в прложение)Учитель: Мы сегодня говорим о цене хлеба. Он – всему голова.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба !

Теплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо, если он конечно есть.

Тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Во время ВОВ хлеб ценился на вес золота. В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт- Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба: Как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

^ подготовленные ученики в сопровождении музыки читают стихи)(Слайд15)1 ученик: Тихонов Д

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помнил мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

^

В дыму ленинградское небо

На горше смертельных ран

Тяжкого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Учитель: В музее истории Санкт- Петербурга хранится этот крошечный кусочек хлеба, толщиной с мизинец. Именно этот кусочек весом 125 граммов спас многих ленинградцев от смерти.За хлеб бились насмерть с врагом. . Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись.

Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу. -Ребята посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий лежит на столе. (слайд№15) Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи, пирожки. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10 тыс. зерен.

Как сегодня мы должны относиться к этому богатству? (ответы детей-)-А сколько хлеба нужно для вашей семьи? (ответы детей-)

С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.

Учитель: Многие привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь.

-Каким образом?

- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (ответы детей)1. Положить в целлофановый пакет на батарею, (

2. Приготовить панировочные сухари.

3. Посушить гренки для супа.

4. Поджарить гренки к чаю. Учитель: Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100 г. хлеба, то по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих до 50 тонн хлеба в сутки.

Не будьте же в числе таких людей!

Как часто мы говорим о бережном отношении к хлебу, но не всегда поступаем правильно. Ежедневно в каждой школе детьми выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой, сколько можете съесть. Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом.( слайд 16)

Правила обращения с хлебом

1.Береги хлеб, он дорого достается

2.Бери хлеба столько, сколько съешь.

3. Не оставляй недоеденных кусков

4. Никогда не бросай хлеб.

5. Продли жизнь хлебу. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда

6. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.1 ученик: Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему2 ученик:

Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

Берегите хлеб родной!

3 ученик:

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей.

4 ученик:

Не мечтаем мы о чуде,-

К нам полей живая речь,-

Берегите хлеб, вы люди,

Научитесь хлеб беречь.^

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Звучит песня Эдуарда Хиль «Песня о хлебе»(Слайд17)

Итог.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что запомнили? ^

Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня? (беречь хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).^ .(слово предоставляется Анне Михайловне- работнику центральной городской библиотеки(мама Корнева Андрея).

В библиотеке вы можете продолжить знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба. Кто заинтересовался, тот может почитать книги, которые вы видите.

На этом наше мероприятие заканчивается .Всех приглашаю на чаепитие.

.

Приложение

  1. ^
  2. Без соли, без хлеба, худая беседа

  3. Палата бела, а без хлеба в ней беда.

  4. Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре

  5. ^
  6. У кого хлебушко, у того и счастье.

  7. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

  8. Хлеб да вода – молодецкая еда.

  9. Хлеб на стол, и тол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

15.Ржаной хлеб всему голова.

16. Нива – Божья ладонь, всех кормит.17.Калач приестся, а хлеб никогда.18. Хлеб – батюшка, водица – матушка.19. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.20. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.21. Дадут хлебца, дадут и дельца

lit-yaz.ru

Как к нам хлеб приходит

Цель мероприятия: дать понятие детям о профессиях в сельском хозяйстве, представить профессию журналиста, сотрудника журнала; учить анализировать лексическое значение слов, употреблять их во фразеологизмах; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: репродукции картин А.Венецианова «Гумно», «Весна», «Золотая рожь», раздаточный материал, магнитофон с записями, атрибутами к игровым моментам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Дорогие ребята! Мы открываем наш устный журнал, посвящённый сельским труженикам. Как много труда положено ими, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, свежий хлеб! И первая страничка нашего журнала посвящена именно хлебу. Обратите внимание на её название и прочитайте эпиграф к ней.

Корреспондент 1: Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль – это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

И наш герб без колосьев пшеничных

Не имел бы такой красоты.

(А.Коршун)

Корреспондент 2: Испокон века хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свою жизнь сотни людей. Расскажите, если знаете, откуда пошло это слово – «хлеб»? (Рассказ учащегося).

Корреспондент 3 (звучит соответствующая музыка): Хлеб войны, замешанный на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший победу. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба, состоящий из 80% жмыха, травы, древесной стружки, горсти отрубей и лишь 20% муки. Вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

У хлеба есть ещё одно название – «жито», что значит «жити» («жить») – так трактует это понятие этимологический словарь.

Корреспондент 4: Ребята, просим вас назвать пословицы и поговорки, куда входит слово «хлеб». Запишите их.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлебушко – калачу дедушка.

Худ обед, коли хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

Корреспондент 5: А теперь припомните фразеологические обороты со словом «хлеб». Я называю вам его значение, а вы мне фразеологический оборот.

  1. Жить напрасно, не принося никакой пользы. (Напрасно хлеб есть).

  2. Пожелание приятного и хорошего аппетита. (Хлеб да соль).

  3. Необходимые средства для жизни. (Хлеб насущный).

  4. Угощение (Хлеб-соль).

Корреспондент 6: А теперь конкурс «Знаете ли вы?»

Сколько определений у слова хлеб в значении «пищевой продукт, выпекаемый из муки»? Назовите их. (Хлеб пеклеванный, белый, ржаной, пшеничный, чёрный, бородинский).

Эпиграф к этой страничке:

Корреспондент 1: С детства знакомо слово хлебороб, раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. Оба этих сложносокращённых слова в своей части имеют корень хлеб- и в «Словаре русского языка» толкуется следующим образом: «Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством, земледелец». Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки: «Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать и боронить, и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышны осенью на гумнах».

Корреспондент 2: В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке в связи с развитием сельского хозяйства, его механизацией, внедрением индустриальных технологий. Но знать их – значит знать историю своего народа. Выпишите их значения из словаря в тетрадь.

(Рига – молотильный сарай с овином, крытый ток для сушки зерна.

Овин – строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная его часть - яма, в которой разводился огонь; над ямой – сушило или колосники, где на решётках надсаживаются снопы.

Цеп – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикреплённого к ней ремнём короткого деревянного била.

Гумно – место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят).

Корреспондент 3: Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках. «Соберите» их правильно и запишите в тетрадь.

  1. Ни, овина, у господина, ни, нашего, ржи.

  2. Молотильщиков, гори, хоть, корми, овин.

  3. Умна, свинья, у, гумна, и, богатого.

  4. Год, ленив, с, тому, и, кто, сохой, плохой.

  5. Семеро, а, сошкой, один, ложкой, с.

Корреспондент 4: Чем отличается соха от плуга? (Соха – шест, жердь, цельная лесина, раздвоенная на конце, самое простое орудие пашни.

Плуг – самое тяжёлое пахотное орудие с широким металлическим лемехом).

Корреспондент 4: В.И.Даль в своём словаре поясняет различие этих сельскохозяйственных орудий так: «… соха разрывает, бороздит землю, а плуг поднимает, оборачивает пласт».

Эпиграф:

Корреспондент 5: Ты на земле рождённый, в высь ли

Глядишь на звёздное руно,

Или веленьем острой мысли

Спешишь в глубины – сей зерно!

Земля - твоя! Она качала

Твоей судьбы веретено.

И нет конца, и нет начала

У вечной песни – сей зерно!

Корреспондент 6: Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей. Назовите эти профессии.

  1. Кто выводит новые сорта пшеницы? (Селекционер)

  2. Кто планирует весь цикл выращивания хлеба? (Агроном)

  3. Кто строит машины для уборки хлеба? (Машиностроитель)

  4. Кто сеет хлеб, убирает его с полей? (Тракторист, комбайнер)

  5. Кто вывозит его с полей? (Шофёр)

  6. Кто производит муку? (Мукомол)

  7. Кто удобряет посевы, уничтожает вредителей на полях? (Лётчик сельскохозяйственной авиации)

  8. Кто печёт хлеб? (Пекарь)

  9. Кто продаёт его нам? (Продавец)

- Это некоторые профессии людей, поставляющих нам хлеб.

Корреспондент 1: Вчера пахарь- сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю пришли новые профессии: тракторист-машинист, комбайнер, инженер по землеустройству, агроном-семеновод, энтомолог, почвовед и другие. Сегодня агроном – хозяин полей. Это специалист по агрономии и науке о законах полеводства.

Корреспондент 2: Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит без тракториста-машиниста. Появилась эта профессия довольно давно. Давайте обратимся к исторической справке.

«Первые колёсные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1930 году, с 1912 года – в США, а потом и других странах. В СССР первые тракторы стали выпускать в начале 20-х годов 20 века. В русский язык это слово пришло из английского языка в то же время».

Корреспондент 3: Труд современного земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах, поговорках и загадках. Вспомните художественные произведения, посвящённые этому труду. (Худ.фильм «Трактористы», картины «Вечер на полевом стане», «Золотая рожь», скульптура «Рабочий и колхозница»).

А теперь в русском народном творчестве. (Тот же Савка, да в иных санках.

Идёт силач добывать калач.

Конь стальной овса не просит, а сеет и косит.)

Корреспондент 4: А теперь конкурс «Знаете ли вы?»

  1. Какова старинная мера веса хлеба? (Пуд -16,3 кг)

  2. Замените словосочетания с несогласованными определениями на согласованные:

  • Комбайн для уборки хлеба (зерноуборочный)

  • Комбайн для уборки свёклы (свёклоуборочный)

  • Комбайн для уборки хлопка (хлопкоуборочный)

  1. Что такое нива? (Нива – поле, возделанное для посева или засеянное хлебом).

  2. Что такое пары? (Незасеянное поле, оставленное «для отдыха» земли).

  3. Дайте толкование слову «мелиорация». (Мелиорация – совокупность мероприятий по коренному улучшению земли. Это орошение земель, осушение их. Мелиорация приводит к устойчивым урожаям, способствует рациональному использованию земель).

ОБОБЩЕНИЕ:

- Вот и закрыли мы последнюю страничку нашего устного журнала. Сделайте вывод о том, как же приходит хлеб в наш дом. (Ответы детей).

- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке ?

- Какие виды работ понравились?

- Что запомнилось? Что узнали для себя нового?

Корсунова

Марина Алексеевна МБОУ Пролетарская СОШ

videouroki.net

Урок литературного чтения по теме «Н.М. Рубцов "Хлеб"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • продолжить знакомство с новыми стихотворениями в творчестве Н.М. Рубцова;
  • учить читать их выразительно, развивать мышление учащихся, грамотно формулировать свои мысли и излагать их;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: портрет поэта, книги, музыкальная запись ансамбля “Яблоко” “В горнице моей светло” в исполнении Марины Капуро или Льва Лещенко “Домик окнами в поле”, орех миндаль.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Завершаем раздел поэтической тетради “Тихая моя Родина”.

- В этом разделе мы познакомились со стихами разных поэтов, которые посвятили их Родине.

II. Проверка д/з.

(Желающие рассказывают наизусть стихи В. М. Тушновой, или выразительно читают)

III. Новая тема.

а)- Послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

- Каким чувством наполнено?

- Чего опасается автор?

Когда смеясь, на дворике глухом Встречают солнце взрослые и дети, - Воспряну духом, выбегу на холм И всё увижу в самом лучшем свете. Деревья, избы, лошадь на мосту, Цветущий луг - везде о них тоскую И, разлюбив вот эту красоту, Я не создам, наверное, другую.

б) Слово учителя:

- Стихотворение, которое вы услышали, написал Николай Михайлович Рубцов (портрет). Это поэт особой судьбы. О своём творчестве он писал “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и “удали”.

Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах - родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то, что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина - это деревня, и его стихи -это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с её деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе. Может быть, именно поэтому в последние годы жизни поэт не расставался с томиком стихов Ф. И. Тютчева.

в) - Прочитайте загадку на доске, эта отгадка и будет темой сегодняшнего урока.

Широко, а не море; Золото, а не деньги; Сегодня на земле, А завтра на столе. (Хлеб)

г)Рассказ о хлебе.

• Это было давно, во время каменного века. Когда на землю пришел сильный холод и дождь, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть - смачивал водой. Потом научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Глиняный горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек начал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия! Так ночной костер в каменной пещере научил людей печь хлеб.

Впервые это слово - “хлеб” появилось в Древней Греции. Греки применяли для выпечки горшки специальной формы - “клибанос”. Оно немного созвучно с нашим словом “хлеб”

Какая традиция встречи гостей сохранилась у русских с древних веков? (Встречать гостей хлебом с солью - это символ гостеприимства и доброго расположения.)

д) Перед знакомством с текстом лексическая работа.

Котомка — (устар.) - сумка, носимая за плечами.

Миндаль — орехи овальной формы южного дерева.

Краюха(разг.) — большой ломоть хлеба.

Чтение и анализ стихотворения.

а) Чтение стихотворения учителем.

• О ком или о чем это стихотворение? (О скитальце, бродяге.)

• Почему вывод напрашивается? (Это подчеркивает строка “Волочиться с ним в такую даль”, то есть человек идет бесцельно, с неохотой.)

• Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора. (“Ведь это же мученье...” — у автора чувство усталости, неопределенности.)

• Охарактеризуйте поэтический язык Рубцова, стиль.

(Язык стихотворений предельно прост, лишен ярких красок. Поэт использует разговорную лексику. Во-первых, это поэт Вологодщины, а природу того края не сравнить с рязанской стороной Есенина. Во-вторых, в произведения вплетен драматизм судьбы поэта: сиротское детство, всю жизнь бездомный и неприкаянный.)

• В какой форме написано стихотворение? (В форме диалога.)

• Как вы понимаете последнюю строку стихотворения: “Хлеб, родимый, сам себя несет...”?

• Почему Рубцов дал именно такое название стихотворению? Чтобы ответить на этот вопрос, определите главную мысль стихотворения и сопоставьте ее с заглавием.

б) Работа в парах.

• Объясните смысл пословиц. Какая больше подходит к стихотворению?

• Худ обед, когда хлеба нет.

• Жива душа калачика чает (ждет, надеется.)

• Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

- Как понимаете смысл последней пословицы?

- Какие сорта хлеба знаете?

- Назовите хлебобулочные изделия. (приложение Презентация).

в) Чтение стихотворения вслух:

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли.

IV. Итог урока.

• Произведения Н.М. Рубцова мелодичны, напевны. Многие современные композиторы положили на его стихи музыку (А. Барыкин “Я буду долго гнать велосипед” и др.)

Прослушивание музыкальной записи.

Домашнее задание: с. 156 наизусть.

Актуальность - мы знаем, что хлеб и хлебобулочные изделия – это неотъемлемая часть рациона человека.

Данная тема позволяет подробнее изучить историю баранки и сохранить национальные традиции.

Наша гипотеза: баранка может стать отличным угощением к любому столу, которую можно сделать своими руками.

Цели. Выяснить историю появления баранки, попрактиковаться в выпечке данного вида хлебобулочных изделий.

Задачи:

  • Изучить исторические данные о баранке.
  • Собрать информацию о русской баранке в п. Октябрьский.
  • Выполнить практическую работу.

Объект исследования. Баранка.

Участники: Учащиеся 3 А, классный руководитель

Формы работы:

  • Чтение специальной литературы
  • Проведение соцопроса
  • Выпечка баранки
  • Выводы

I. Введение

Хлеб - всему голова. Эта поговорка, чей возраст измеряется столетиями, не устарела и не приелась, как и продукт, о котором в ней говорится: такой обычный, каждодневный и одновременно - великая святыня.

В Октябрьском районе 80 тысяч гектаров пашни, из которых около 30 тысяч приходится на общую посевную площадь, в том числе 11 тысяч гектаров заняты озимыми и яровыми зерновыми культурами, в структуре которых пшеница занимает 43 процента, и ее урожайность растет. Недаром на нашем гербе изображена женщина, сеющая зерно, - символ плодородия. Брендом района стала знаменитая октябрьская баранка.

Баранка – одно из любимых выпечных изделий русской кухни. Эти традиционные мучные изделия, характерные не только для русской кухни, но и для русской культуры в целом. На Руси было принято украшать дом различными мучными изделиями – достаток семьи определялся количеством хлеба в доме. Данная тема показалась нам интересной и актуальной.

Почему русская баранка? Эта тема заинтересовала нас потому, что в нашем посёлке Октябрьский проходит каждый год краевой фестиваль “Играй гармонь, звени частушка!”, на котором главным атрибутом праздника является баранка.

Мы покупаем к столу, любим баранку. А где истоки появления баранки, можно ли испечь самим – решили выяснить.

Оказалось, что сделать по-настоящему вкусные румяные баранки не так просто. Тут у каждой хозяйки свои правила и секреты.

Мы решили поискать информацию не только в Интернете, но и обратиться к нашей учительнице, так как у нее большая семья и она часто, как мы знаем, много и часто печет хлебобулочных изделий, сходили в музей хлеба.

II. Научно-практическая часть

Из истории появления баранки.

Слово “баранка” происходит от глагола “обварить”. Родина баранок - город Сморгонь в Белоруссии, где из заварного (обварного) теста впервые начали делать узкие жгутики и выпекать из них обваранки (изделия из обваренного теста). Их называли обвараночками, абаранками и, наконец, баранками. Такимибараночками особенно славился Валдай.

Об этом есть у Радищева в повести “Путешествие из Петербурга в Москву” говорится: “Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?”, а также у Пушкина в “Письме к Соболевскому” указывается:“У податливых крестьянок (Чем и славится Валдай) к чаю накупи баранок, и скорее поезжай”.

Валдайские “разрумяненные девки”, а также все прочие представительницы женского пола выпекали из заварного теста маленькие обвараночки - то есть обваренные, ошпаренные. И было это весьма прибыльным делом - продавались обваранки не только на Валдае и в окрестностях, но и в самых разных уголках России. Позднее слово трансформировалось в “баранки” - то ли для удобства, то ли из-за сходства конечного продукта с закрученным бараньим рогом. Есть и другая версия возникновения современного названия, менее ладная – схожестьбаранки по форме с буквой “б”.

Баранки - русская национальная выпечка. Самое первое письменное упоминание этой выпечки обнаруживается в указе Петра I от 1725 года. В петровские времена баранки обваривали кипятком и уж потом припекали. А со второй половины XVIII века тестяные заготовки стали обрабатывать паром - так это делают и по сегодняшний день.

Музей баранки.

В городе Тутаеве Ярославской области существует целый музей баранки. Раньше город назывался Романов-Борисоглебск, в 1918 году был переименован, но баранки так и остались “романовскими”. Говорят, тамошние бараночки готовились по особому рецепту, который восстановили нынешние хлебопеки. Добившись определенных успехов в приготовлении баранок по старым традициям, они занялись скульптурой и строительством, создавая из баранок самые невероятные фигуры и статуэтки. В Музее баранки регулярно выставляется порядка 300 экспонатов - и экспозиция постоянно обновляется за счет новых, свежих партий.

Октябрьский музей хлеба открыт в нашем краеведческом музее два года назад. В нём представлены на обозрение разные хлебобулочные изделия от жителей района. Мы посетили этот музей. Сотрудник музея рассказала о возникновении музея хлеба и показали фильм о нём.

Большой вклад в сохранение музея вносить директор – Целищев Сергей Анатольевич.

Лекарство от ангины.

Мало кто знает, что баранка - это не только лакомство, но и лекарство от ангины, при первых признаках простуды знахарки советовали замочить баранку в горячем молоке, остудить и съесть, запивая чаем с лимоном. Считается, что пшеничное тесто с молоком рассасывает гнойнички и воспаления. Продолжать лечение нужно до исчезновения симптомов простуды, желательно-трижды в день. Очень вкусно болеть с баранками, и “передозировки” можно не бояться: от того, что съешь не три баранки, а связку, хуже не станет - разве что тяжелее.

А пока лечишься, можно пофилософствовать. Почему же все-таки в баранке есть дырка? Во-первых, такая форма обеспечивает более быстрое приготовление, так как слой теста составляет всего 1,5-2 сантиметра. Во-вторых, если бы не эта самая дырка, не стала бы баранка королевой рынка. Никому не хотелось носить тяжелые подносы с выпечкой, а баранки свяжешь, на шею повесишь - и вмиг продашь. Ну и третье -главное: без дырки получилась бы просто булка.

В общем, не стоит думать, что дырка от баранки - это ничто, полный ноль. Без неебаранка - не баранка!

III. Практическая часть

Октябрьская баранка.

Мы выяснили, что в 2011 году наш район жил под девизом “Где хлебно и тепло, там и жить добро”, была проработана целая социально – культурная программа фестиваля “Хлебный спас”. За все конкурсы, которые были проведены в этот день, наградой был большой пакет с баранками. Многим победителям их вручал глава района Георгий Васильевич Поезжаев. На Октябрьском хлебозаводе 30 лет выпекают баранку. Нам стало интересно, как ее выпекают и какой на нее спрос. Мы отправились на хлебозавод.

Встретила нас технолог завода Решетникова Наталья Александровна.Она извинилась, что не может нас провести в цеха, но рассказала подробно об изготовлении баранки. Готовят опару, добавляют дрожжи и муку, настаивается все. В специальных огромных чанах перемешивают, достают по 3кг и на столе идет еще раз домес теста вручную. Пропускают через специальную машинку, где она режет его на полоски-червячки. Эти полоски раскладывают на столе, отрезают полоски, длиной 20 см, скручивают баранкой и готово-можно в печь. Складывают на специальные противни, смазанные маслом, затем на каталку и в горячую печь на 20 минут при 200грдусной температуре. Через определенное время достают и высыпают на длинный решетчатый стол для подсушки. Подсушившись, начинается расфасовка.

Процесс выпекания баранки не прекращается ни на час, так как на нее большой спрос. За сутки пекари выпекают 3 тонны баранок!

Куда едет баранка? Ее везут в город Пермь, Чернушку, Орду, по всему Октябрьскому району.

Три раза в неделю ее увозит город Екатеринбург, Челябинская область, город Курган. Пользуется и спросом в Сибири в городе Тюмени и Ноябрьском.

Увозит Октябрьскую баранку и наш сосед Башкортостан-город Уфа.

Хочется от всей души пожелать всем приятного аппетита. Ведь наша сладкая баранка - это русская закуска к чаю.

Результаты соцопроса.

Мы настолько заинтересовались этой темой, что решили провести соцопрос и узнать у жителей нашего посёлка:

1. Покупаете ли вы Октябрьскую баранку?

2. Если да, то почему?

3. Печёте ли вы дома баранку?

4. Есть ли у вас свой особый рецепт? Напишите его.

Проанализировав анкеты, мы выяснили, что все опрашиваемые покупают октябрьскую баранку. Почему? Оказывается, она очень вкусная и мягкая. Половина из опрашиваемых указала, что иногда дома сами выпекают баранку и предложили несколько рецептов изготовления баранки. Нам понравился рецепт от семьи Дульцевых и нашего классного руководителя Н.М.Безруких.

Рецепт от семьи Дульцевых

Ингредиенты: 1 стакан кефира, 1 стакан растительного масла, 2 яйца, 1 чайная ложка соды, гашённая уксусом, 1 стакан сахарного песка.

Муки добавить столько, чтобы получилось не крутое, а мягкое тесто. На разделочную доску посыпать сахарный песок. Отрывая от теста кусочки, раскатать их в колбаски и прокатить по песку. Соединить колбаски в виде колечек и выпекать.

Рецепты приготовления баранки от Натальи Михайловны:

  • 2 яйца, 0,5 ч л соды
  • 2 чайной ложки сливочного масла
  • 2,5 стакана муки
  • 0,5 стакана воды
  • 0,5 чл соли.

Тесто замесить. Затем раскатать в жгут толщиной примерно в мизинец и порезать на кусочки, из которых сформировать баранки.

Варить баранки в подсоленной кипящей воде до тех пор, пока они не всплывут. После чего баранки вынуть шумовкой и обвалять в сахаре, тмине, маке. Ну а если в сырое тесто добавите немного сиропа - получится та самая розовая бараночка.

Аккуратно разложив бараночки на противень, смазанный маслом, отправьте в духовку, нагретую до 230-250 градусов, на 10-15 минут.

Приятного аппетита!

Баранка, испечённая нами.

Частушки о баранке.

Мы в Октябрьском живем Баранки, пряники жуем. Мычастушек много знаем И сейчас для вас споем.

Мы девчушки – веселушки Стать моделями хотим. Целый день поем частушки И бараночки едим.

Молоко, творог, сметана Для здоровья хороши! Не забудь и про баранки- Кушай чаще от души!

Какой миленький скупой, Купил бараночки сухой. Ела, торопилася- Баранкой подавилася!

Баранки мы умеем стряпать От безделья не грустим. Приходите вы к нам в гости Всех баранкой угостим.

Выводы

Во время работы над презентацией, мы убедились в том, что баранка, сделанная своими руками намного вкуснее. Это замечательный подарок, который может порадовать родных, близких, друзей намного больше, чем купленная в магазине. Баранка украсит стол к православной Пасхе или 8 Марта.

Мы думаем, что будем учиться помогать бабушкам и мамам в хлебопечении хлебобулочных изделий.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Хлеба ни куска — и в горнице тоска

ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

„Хлеб всему голова!“ —

В поле, в доме, в державе!

Пословицы о хлебе.

Без хлеба нет обеда.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Без хлеба куска везде тоска.

Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Не хлебом единым сыт человек.

Земля — матушка, а хлеб — батюшка.

Из истории Хлеба.....

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма не многим: полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких или домашних животных удовлетворяли их нужды. Наши предки долго не знали роскоши, в ХI веке они питались еще просом, гречихою и молоком, потом уже выучились готовить яства и прочее, но и в старь они отличались хлебосольством.

Изведав выгоды гражданской оседлой жизни русские стали заниматься земледелием для получения хлебного зерна и тогда же стали печь хлебы и готовить квас, а в Х веке мы узнаем, что квасом подливали в банях и обливались кислым квасом для здоровья. Квас готовили из хлебных зерен разного рода обработки и даже из репы и арбуза

Начало введения кваса во всеобщее употребление вышло из народной памяти, знаем только, что искусство печь хлебы и делать квас, еще в Х веке было уже во всеобщем употреблении, чему способствовали изобилие плодородной земли. Квас продавался в посадах, в лавках, и был в упореблении в монастырях по будням.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска

( вот какой богатый стол....)

(домашнее задание выполнили все на «5»)

Русская кухня на протяжении веков для всех сословий была национальной и подчинялась обычаю а не искусству. Кушанья были просты и однообразны, хотя русские столы отличались множеством блюд, но многие из блюд были похожи одно на другое. Богатые люди имели обыкновение назначать себе блюда на целый год (гастрономический календарь), причем счет велся по церковным праздникам, по мясоедам и по постам; так что для каждого дня, сообразно его значению в церковном круге, назначался заранее стол, хотя впрочем изменить его значение зависило от воли хозяина.

Эволюция хлебопечения

Хлеб служит основой питания человека на протяжении почти восьми тысяч лет. Люди каменного века впервые начали выращивать пшеницу и ячмень в «плодородном полумесяце» — полосе земли, изгибающейся от западной части современного Ирана, через Ирак и Сирию, до долины Нила в Египте. Эти первобытные земледельцы, вероятно, делали что-то вроде каши из грубо помолотого зерна, а потом накладывали ее на плоские большие камни, нагретые на открытом огне, чтобы получить первый грубый плоский хлеб.

На ранних этапах эволюции хлеба были сделаны два важных открытия. Одно из них — печь. На открытых поверхностях можно было выпекать лишь тонкие лепешки. Большие хлеба требуют для равномерного пропекания, чтобы жара окружала их со всех сторон. Еще в бронзовом веке, примерно пять тысяч лет тому назад, были придуманы простые печки, в виде раскаленных камней, накрытых перевернутыми вверх дном горшками для улавливания жара.

Вторым крупнейшим открытием стали дрожжи и их способность вызывать брожение. Древние повара обнаружили, что если несваренная каша из зерна постоит на открытом воздухе несколько часов, то в ней образуются пузырьки. Если каша была жидкой, то в результате этого процесса получался приятно острый и опьяняющий напиток пиво. Если же смесь была более густой и ее выпекали после брожения, то хлеб получался более легким и приятным на вкус, чем хлеб, сделанный из свежего теста.

Брожение вызывают дрожжевые грибки, имеющиеся в воздухе, чего первобытные люди, конечно, не знали. Существует множество видов дрожжевых грибков, и не все они вызывают брожение, поэтому выпечка хлеба в те давние времена чаще всего зависела от случая. Более четырех тысяч лет тому назад египтяне в значительной степени уменьшили процент случайности в хлебопечении. Они обнаружили, что если оставить немного хорошо перебродившего теста, то его потом можно положить во вновь замешанное тесто, и оно обеспечит его успешное брожение. Некоторые современные повара используют этот же принцип для получения собственных культур дрожжей закваски из кислого теста, заменяющих магазинные дрожжи.

Египтяне оставили подробное описание сложного процесса выпечки хлеба. Их иероглифы и рисунки рассказывают нам о том, что они выпекали более 50 видов хлеба: это были караваи различной формы, сдобренные семенами мака или кунжута, ароматизированные горькой пахучей камфарой, подслащенные медом или обогащенные молоком или яйцами. Египтяне создали и первые печи для выпекания хлеба. Эти глиняные сооружения, похожие по форме на ульи или бочонки, имели два отделения. Нижнее отделение предназначалось для разведения огня, и создаваемый им жар, который сдерживали и впитывали стенки, постепенно поднимался вверх. Тогда каравай закладывали в верхнее отделение и закрывали его, чтобы дать хлебу испечься.

Хлеб, выпекавшийся в таких печках, был намного лучше того, который пекли на открытом огне. Интенсивный жар, исходящий от толстых глиняных стенок, вызывал почти мгновенный подъем теста, ускоряя активность дрожжевых клеток и превращая большую часть влаги, содержавшейся в тесте, в пар. В результате караваи намного увеличивались в объеме. Этот пар также создавал влажную атмосферу, которая замедляла образование корки, что позволяло караваям разбухать еще больше. И наконец, пока хлеб пекся, воздух в печке становился сухим, и к тому времени, когда мякиш пропекался, на каравае образовывалась идеально хрустящая коричневая корочка.

Египтяне были великими хлебопеками древнего мира; их даже прозвали «хлебоедами». Древние греки тоже употребляли хлеб в пищу. В сохранившихся до наших дней фрагментах произведений древнегреческих драматургов Антифана и Аристофана, которые жили в IV веке до н. э., упоминаются сорта хлеба, выпекавшиеся в Аттике. Но греческие караваи были несколько проще.

Древние римляне усовершенствовали процесс хлебопечения. Они создали первые мукомольни для превращения зерна в муку тонкого помола для выпечки хлеба. Такие мукомольни состояли из двух больших каменных конусов с неглубокими выемками. Один конус, вершиной вверх, закреплялся неподвижно, вокруг него рабы или несколько лошадей или мулов вращали второй, направленный вниз, конус, а между ними насыпалось и мололось зерно. Муку потом просеивали через плотно сплетенные корзины. Римляне изобрели и особое устройство для замеса теста. Оно представляло собой большую каменную чашу, вокруг которой раб или вол вращал деревянные лопасти, перемешивающие тесто.

Такая механизация привела к тому, что появились профессиональные мукомолы и хлебопеки. К концу II века н. э. специалистов в этих областях римское правительство объединило в гильдии и «коллегии» с целью не допустить, чтобы численность таких профессионалов сокращалась. Со временем мукомольное дело и хлебопечение стали наследственным занятием.

Методы размола зерна и хлебопечения, применявшиеся древними римлянами, с небольшими изменениями просуществовали в Европе до XIX века. Деревенские пекари использовали большие печи, сделанные из кирпича и обычно имевшие цилиндрическую форму. Кирпичную печь нагревали. Когда топливо выгорало, угольки и золу выгребал и караваи раскладывались прямо на полу для выпекания. Печки имелись не во многих домах. В бытовых же условиях все выпекалось на очаге, либо в железных котелках с крышками, либо на жарочных кругах. В некоторых деревнях были общинные печи, где хлеб пекли раз в неделю.

«Хлеб наш насущный…» — эти слова молитвы ежедневно произносят миллионы людей всего мира, подчеркивая особое значение этого продукта в качестве пищи для тела и осознавая значение духовной пищи для духовного насыщения. Хлеб как символ имеет огромное значение в христианстве. Не случайно монастыри, как оплот веры, стали и хранителями традиций хлебопечения, как для таких ритуальных действий как причащение, благословение, так и для обеспечения монахов продуктами питания. Особое распространение получило хлебопекарское ремесло в монастырях в Средние века. Практически при каждом монастыре были собственные мельницы и пекарни, а изготовление хлеба считалось очень ответственным и почетным делом. Процесс выпечки православные монахи обязательно сопровождали молитвой, испрашивая Божьего благословения.

До XII века на Руси преимущественно изготовляли белый хлеб, а кислый хлеб из ржаной муки или как его еще называли — «черный», начали выпекать позже. Такой хлеб замешивался на закваске старого теста и содержал большое количество витаминов (о которых тогда естественно еще не знали) и различных ферментов. Но, как свидетельствуют летописи, в монастырях кроме просфор и ржаного хлеба выпекали и пшеничный хлеб, калачи и сайки, а также изделия с маком, творогом, и медом, и пироги с начинкой. Еще в средневековье стали появляться особые сорта хлеба — бородинский, красносельский, заварной.

Кстати, существует интересная история появления бородинского хлеба. Она гласит: бородинский хлеб изобрели монахини Спасо-Бородинского монастыря, основанного вдовой генерала Тучкова, героически павшего в Бородинском сражении. По другой версии, вследствие попадания ядра в обоз с провизией, мука смешалась с тмином и кориандром. Когда из этой муки выпекли хлеб, то вкус его был необычным, но хорошим и тогда назвали хлеб бородинским. Еще существует версия, что этот рецепт был известен еще с 15-16 века, по нему пекли черный поминальный хлеб.

Старорусские меры объема и массы:

• дежа — деревянная кадушка, используемая для заквашивания теста;

• четверть — старая русская мера объема сыпучих материалов — примерно 210 л;

• ушат — мера объема жидкостей, равная приблизительно 20 — 25 л;

• фунт — 400 г.

kk.docdat.com

Хлеба ни куска — и в горнице тоска

ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

„Хлеб всему голова!“ —

В поле, в доме, в державе!

Пословицы о хлебе.

Без хлеба нет обеда.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Без хлеба куска везде тоска.

Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Не хлебом единым сыт человек.

Земля — матушка, а хлеб — батюшка.

Из истории Хлеба.....

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма не многим: полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких или домашних животных удовлетворяли их нужды. Наши предки долго не знали роскоши, в ХI веке они питались еще просом, гречихою и молоком, потом уже выучились готовить яства и прочее, но и в старь они отличались хлебосольством.

Изведав выгоды гражданской оседлой жизни русские стали заниматься земледелием для получения хлебного зерна и тогда же стали печь хлебы и готовить квас, а в Х веке мы узнаем, что квасом подливали в банях и обливались кислым квасом для здоровья. Квас готовили из хлебных зерен разного рода обработки и даже из репы и арбуза

Начало введения кваса во всеобщее употребление вышло из народной памяти, знаем только, что искусство печь хлебы и делать квас, еще в Х веке было уже во всеобщем употреблении, чему способствовали изобилие плодородной земли. Квас продавался в посадах, в лавках, и был в упореблении в монастырях по будням.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска

( вот какой богатый стол....)

(домашнее задание выполнили все на «5»)

Русская кухня на протяжении веков для всех сословий была национальной и подчинялась обычаю а не искусству. Кушанья были просты и однообразны, хотя русские столы отличались множеством блюд, но многие из блюд были похожи одно на другое. Богатые люди имели обыкновение назначать себе блюда на целый год (гастрономический календарь), причем счет велся по церковным праздникам, по мясоедам и по постам; так что для каждого дня, сообразно его значению в церковном круге, назначался заранее стол, хотя впрочем изменить его значение зависило от воли хозяина.

Эволюция хлебопечения

Хлеб служит основой питания человека на протяжении почти восьми тысяч лет. Люди каменного века впервые начали выращивать пшеницу и ячмень в «плодородном полумесяце» — полосе земли, изгибающейся от западной части современного Ирана, через Ирак и Сирию, до долины Нила в Египте. Эти первобытные земледельцы, вероятно, делали что-то вроде каши из грубо помолотого зерна, а потом накладывали ее на плоские большие камни, нагретые на открытом огне, чтобы получить первый грубый плоский хлеб.

На ранних этапах эволюции хлеба были сделаны два важных открытия. Одно из них — печь. На открытых поверхностях можно было выпекать лишь тонкие лепешки. Большие хлеба требуют для равномерного пропекания, чтобы жара окружала их со всех сторон. Еще в бронзовом веке, примерно пять тысяч лет тому назад, были придуманы простые печки, в виде раскаленных камней, накрытых перевернутыми вверх дном горшками для улавливания жара.

Вторым крупнейшим открытием стали дрожжи и их способность вызывать брожение. Древние повара обнаружили, что если несваренная каша из зерна постоит на открытом воздухе несколько часов, то в ней образуются пузырьки. Если каша была жидкой, то в результате этого процесса получался приятно острый и опьяняющий напиток пиво. Если же смесь была более густой и ее выпекали после брожения, то хлеб получался более легким и приятным на вкус, чем хлеб, сделанный из свежего теста.

Брожение вызывают дрожжевые грибки, имеющиеся в воздухе, чего первобытные люди, конечно, не знали. Существует множество видов дрожжевых грибков, и не все они вызывают брожение, поэтому выпечка хлеба в те давние времена чаще всего зависела от случая. Более четырех тысяч лет тому назад египтяне в значительной степени уменьшили процент случайности в хлебопечении. Они обнаружили, что если оставить немного хорошо перебродившего теста, то его потом можно положить во вновь замешанное тесто, и оно обеспечит его успешное брожение. Некоторые современные повара используют этот же принцип для получения собственных культур дрожжей закваски из кислого теста, заменяющих магазинные дрожжи.

Египтяне оставили подробное описание сложного процесса выпечки хлеба. Их иероглифы и рисунки рассказывают нам о том, что они выпекали более 50 видов хлеба: это были караваи различной формы, сдобренные семенами мака или кунжута, ароматизированные горькой пахучей камфарой, подслащенные медом или обогащенные молоком или яйцами. Египтяне создали и первые печи для выпекания хлеба. Эти глиняные сооружения, похожие по форме на ульи или бочонки, имели два отделения. Нижнее отделение предназначалось для разведения огня, и создаваемый им жар, который сдерживали и впитывали стенки, постепенно поднимался вверх. Тогда каравай закладывали в верхнее отделение и закрывали его, чтобы дать хлебу испечься.

Хлеб, выпекавшийся в таких печках, был намного лучше того, который пекли на открытом огне. Интенсивный жар, исходящий от толстых глиняных стенок, вызывал почти мгновенный подъем теста, ускоряя активность дрожжевых клеток и превращая большую часть влаги, содержавшейся в тесте, в пар. В результате караваи намного увеличивались в объеме. Этот пар также создавал влажную атмосферу, которая замедляла образование корки, что позволяло караваям разбухать еще больше. И наконец, пока хлеб пекся, воздух в печке становился сухим, и к тому времени, когда мякиш пропекался, на каравае образовывалась идеально хрустящая коричневая корочка.

Египтяне были великими хлебопеками древнего мира; их даже прозвали «хлебоедами». Древние греки тоже употребляли хлеб в пищу. В сохранившихся до наших дней фрагментах произведений древнегреческих драматургов Антифана и Аристофана, которые жили в IV веке до н. э., упоминаются сорта хлеба, выпекавшиеся в Аттике. Но греческие караваи были несколько проще.

Древние римляне усовершенствовали процесс хлебопечения. Они создали первые мукомольни для превращения зерна в муку тонкого помола для выпечки хлеба. Такие мукомольни состояли из двух больших каменных конусов с неглубокими выемками. Один конус, вершиной вверх, закреплялся неподвижно, вокруг него рабы или несколько лошадей или мулов вращали второй, направленный вниз, конус, а между ними насыпалось и мололось зерно. Муку потом просеивали через плотно сплетенные корзины. Римляне изобрели и особое устройство для замеса теста. Оно представляло собой большую каменную чашу, вокруг которой раб или вол вращал деревянные лопасти, перемешивающие тесто.

Такая механизация привела к тому, что появились профессиональные мукомолы и хлебопеки. К концу II века н. э. специалистов в этих областях римское правительство объединило в гильдии и «коллегии» с целью не допустить, чтобы численность таких профессионалов сокращалась. Со временем мукомольное дело и хлебопечение стали наследственным занятием.

Методы размола зерна и хлебопечения, применявшиеся древними римлянами, с небольшими изменениями просуществовали в Европе до XIX века. Деревенские пекари использовали большие печи, сделанные из кирпича и обычно имевшие цилиндрическую форму. Кирпичную печь нагревали. Когда топливо выгорало, угольки и золу выгребал и караваи раскладывались прямо на полу для выпекания. Печки имелись не во многих домах. В бытовых же условиях все выпекалось на очаге, либо в железных котелках с крышками, либо на жарочных кругах. В некоторых деревнях были общинные печи, где хлеб пекли раз в неделю.

«Хлеб наш насущный…» — эти слова молитвы ежедневно произносят миллионы людей всего мира, подчеркивая особое значение этого продукта в качестве пищи для тела и осознавая значение духовной пищи для духовного насыщения. Хлеб как символ имеет огромное значение в христианстве. Не случайно монастыри, как оплот веры, стали и хранителями традиций хлебопечения, как для таких ритуальных действий как причащение, благословение, так и для обеспечения монахов продуктами питания. Особое распространение получило хлебопекарское ремесло в монастырях в Средние века. Практически при каждом монастыре были собственные мельницы и пекарни, а изготовление хлеба считалось очень ответственным и почетным делом. Процесс выпечки православные монахи обязательно сопровождали молитвой, испрашивая Божьего благословения.

До XII века на Руси преимущественно изготовляли белый хлеб, а кислый хлеб из ржаной муки или как его еще называли — «черный», начали выпекать позже. Такой хлеб замешивался на закваске старого теста и содержал большое количество витаминов (о которых тогда естественно еще не знали) и различных ферментов. Но, как свидетельствуют летописи, в монастырях кроме просфор и ржаного хлеба выпекали и пшеничный хлеб, калачи и сайки, а также изделия с маком, творогом, и медом, и пироги с начинкой. Еще в средневековье стали появляться особые сорта хлеба — бородинский, красносельский, заварной.

Кстати, существует интересная история появления бородинского хлеба. Она гласит: бородинский хлеб изобрели монахини Спасо-Бородинского монастыря, основанного вдовой генерала Тучкова, героически павшего в Бородинском сражении. По другой версии, вследствие попадания ядра в обоз с провизией, мука смешалась с тмином и кориандром. Когда из этой муки выпекли хлеб, то вкус его был необычным, но хорошим и тогда назвали хлеб бородинским. Еще существует версия, что этот рецепт был известен еще с 15-16 века, по нему пекли черный поминальный хлеб.

Старорусские меры объема и массы:

• дежа — деревянная кадушка, используемая для заквашивания теста;

• четверть — старая русская мера объема сыпучих материалов — примерно 210 л;

• ушат — мера объема жидкостей, равная приблизительно 20 — 25 л;

• фунт — 400 г.

tnu.podelise.ru


Смотрите также