Классный час "Хлеб - всему голова"
Цели:
Оборудование: компьютер, проектор, злаки, свежий хлеб, хлебобулочные изделия, карточки, плакаты, иллюстрации.
Ход занятия
1. Организация класса.
2. Введение в тему.
-Сели красиво, улыбнулись друг другу.
Учитель: Вот какой был случай…
Автор: Мать утром спросила сына:
мать: Что бы ты хотел съесть к завтраку?
Автор: Мальчик сказал, не задумываясь:
Мальчик: Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его
со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.
мать: Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на
столе не будет.
Мальчик: А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к
чаю.
Автор: Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он
завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:
Мальчик: Невкусно!
мать: Что так?
Мальчик: Понял, не посолено!
Автор: Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул
руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:
мать: Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты
позабыл.
Автор: Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была,
без хлеба да соли за стол не садимся.
Учитель: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе)
2. Постановка темы и цели занятия.
1
-Сегодня мы, ребята, будем говорить об одном чудесном продукте, о том как он приходит к нам на стол и как к нему относиться. Это – хлеб.
Слайд №1
Учитель: Тема классного часа «ХЛЕБ всему голова»
Слайд №2
Хлеб - один из самых удивительных продуктов. Он сопровождает нас от первых шагов и до последних дней жизни. Хлеб всегда на нашем столе.
Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить. (НА доске)
3. Из истории происхождения хлеба.
Но прежде, чем прийти хлебу на наш стол в таком виде, какой он сейчас, люди шли к нему несколько тысячелетий.
Пятнадцать тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Злаки – это пшеница, рожь, овес, ячмень (показ гербария).
Бродили наши предки с тугими луками, длинными стрелами. Они собирали зерна диких злаков и ели их в сыром виде.
Слайд №3
Зерна злаков в сыром виде.
Прошло много веков, и человек научился растирать зерна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто-зерновой каши.
На экране появляется следующая запись:
Мучнисто-зерновая каша.
Прошло еще несколько веков. Люди научились добывать огонь. И из мучнисто-зерновой каши наши предки научились печь лепешки на горячих камнях. Пресные лепешки - без кислоты, остроты или без соли.
На экране появляется следующая запись:
Пресные лепешки.
Прошло еще несколько веков. И свершилось еще одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, не только вкуснее, он лучше усваивается организмом. Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепешки, он превратился в нежный хлеб.
На экране появляется запись:
Нежный хлеб.
Учитель: Сразу ли хлеб появился таким, какой он сейчас?
- Как выглядел первый хлеб?
Опираясь на предложения на экране, дети восстанавливают
историю происхождения хлеба.
Вывод: С давних времён хлеб стал главной едой людей, потому, что это сытно, полезно и вкусно.
4.- Откуда же хлеб берётся на нашем столе, ребята? (-------)Ответы детей
Вывод: Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.
Только знаете ли Вы
Как попал хлеб на столы?
Этот труд нам всем незрим
Путь его мы проследим.
-Посмотрите Рамилину презентацию о том, как хлеб на стол пришел.
Презентация «Путь хлеба: от зёрнышка до каравая.» ( Гаджиева Р)
Слайды № 4-20
- Учитель: Как вы считаете, легко достается хлеб?
Ему нужно пройти длинный путь от зернышка до каравая.
Слайд № 21
Вот он – хлебушко душистый.
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый – золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Учитель: Отгадайте загадки.
Загадки:
Держит он в руках баранку,Да только не из теста,Он ведёт автомобильВ заданное место.В кузове прочномЗерно везёт.То, что хлебу жизнь даёт. (водитель) -Показать зерно.
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник)- Показать муку.
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь) -Показать хлеб.
Учитель:Люди еще каких профессий трудились над хлебом?( слесарь-ремонт трактора, тракторист, комбайнер, агроном- выбирает лучшие , сильные зёрна, --)
Игра: Соотнесите инструмент и профессию. (дети получают карточки)
Соедините стрелкой.
Тракторист – прицеп
Продавец – калач
Учитель – тетрадь
Хлебороб – комбайн
Слесарь – ключ
Метеоролог – погода
Врач – лекарство
Пекарь – тесто
Мельник – мука
Слайд № 22
Учитель: Проверяем. Поднимите руки кто правильно выполнил. Молодцы!
Физминутка : Поработали-устали.
А теперь все дружно встали в круг.
Споем и поиграем.
Как на Юлины именины испекли мы каравай:
Вот такой ужины, вот такой ширины,
Вот такой нижины, вот такой вышины.
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!
Раньше, в старину, эту песню о каравае пели на именинах. (день рождениях)
5. Свойства хлеба.
- Ребята, вы хлеб едите каждый день?
- Он вам не надоел?
Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не приедается и не надоедает.
Слайд № 23
Свойства хлеба.
-Возьмите в руки ломоть хлеба, поднесите его к носу.
-Что вы почувствовали? (Хлеб пахнет).
- Какое еще свойство имеет хлеб? (Удивительный запах).
- Можно сказать, что хлеб имеет удивительный вкус?
Попробуйте хлеб, если хочется.
Стихотворение «Запахи».-
Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.
Обобщение:- Конечно, самый приятный вкус-это вкус хлеба. Нет лучше запаха свежевыпеченного хлеба, в чём вы уже убедились, попробовав его.
Учитель: -Ребята, сегодня очень много сортов хлеба продается в магазинах. Давайте вместе назовем сорта хлеба: (бородинский, ------)
- А вы дома какой хлеб покупаете?
Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за
60 лет?
-Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.
-Посчитайте, сколько это?
- А чтобы испечь одну булку нужно…
- А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)
- Это много или мало? (очень много).
- Горсть пшеницы.
-Я посчитала, что в этой горсточке -------зёрен.
-Теперь представьте. Сколько таких горсточек нужно. Чтобы было 10.000 зёрен?
Обобщение:
-Напомните мне, люди каких профессий трудились, чтобы получить к столу эту булочку хлеба?
-Как вы теперь считаете, легко ли хлеб им достается?
-Как мы должны относиться к ним и к их труду? (с уважение)
Молодцы!
Слайд № 24
Посмотрите мультфильм, как люди иногда относятся к хлебу и труду людей, которые его растили.
Мультфильм.
-Чему учит вас этот фильм? (бережному отношению к хлебу и труду людей)
Вывод: Как мы должны относиться к хлебу? (бережно…..)
-Не надо покупать много хлеба.
-Если хлеб стал чёрствым, можно сделать сухарики. (показать)
-Где можно использовать сухарики? (супы, салаты…..)
Слайд № 25
Советы.
-Я хочу сказать о цене хлеба. Он – всему голова.
Всегда была цена одна
Она не та, что в магазине.
А та, что во поле цена.
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! Только - жизнь!
Слайды № 26-33
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Живой – значит победа!
Слайд № 34
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм! (показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов)
Слайд № 36
Обобщение: для детей блокадного Ленинграда хлеб означал – жизнь, так как они умирали от голода.
Учитель: А, что он значит для вас сейчас? (Хлеб- просто продукт питания, к которому вы не всегда относитесь бережно.!?)
Ежедневно дома, в школьной столовой выбрасывается хлеб. Прошу вас – берегите хлеб, берите столько хлеба, сколько можете съесть.
Пословицы о хлебе.
- Хлебу люди посвящают стихи, сказки, фильмы, песни, загадки, пословицы.
- Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Слайд № 37
Хлеб - … (всему голова)
Плох обед, … (когда хлеба нет)
У голодного … (хлеб на уме)
Обсуждение пословиц.
Итог:
- О чём мы сегодня говорили? (----)
-Легко ли хлеб достается?
А теперь скажите, что нам надо делать?
-Нам надо: (беречь хлеб, уважать труд других людей).
Обобщение: Мы говорили о сущности и сытости хлеба, о том как он появился от зёрнышка до буханки, о бережном к нему отношении. А самое главное - говорили о ценности хлеба.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”
Слайд № 38
Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Выходит девочка в русском народном сарафане выносит каравай.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Дорогие гости приглашаем вас к столу отведать наш хлеб.
kopilka13.blogspot.com
Хлеб – всему голова МБДОУ СОШ № 99 г. о. Самара Старшая группа № 1 «Юнги» Воспитатель Дегтева Е. Н. Год создания
Отгадай загадку: Весь из золота отлит, На соломинке стоит.
Отгадай загадку: Весь мир кормит, А сама не ест.
Отгадай загадку: Мы посеем зерно, Пусть заколосится На широком поле Спелая ….
Отгадай загадку: Всем нужен, А не всякий сделает.
Отгадай загадку: Что на сковороду наливают Да вчетверо сгибают.
Хлебом-солью встречают дорогих гостей.
Обряд «хлеб да соль» на свадьбе – это традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью.
росток семя колос хлеб зерно тесто мука
С чего всё начиналось? 2. Посеять зерно 4. Собрать урожай 6. Доставить на мельницу 8. Испечь хлеб 3. Ухаживать за посевами 7. Сделать муку 9. Доставить в булочную 1. Обработать землю 5. Отвезти на элеватор
Пословицы о хлебе ØБез хлеба нет обеда. ØХлеб – всему голова. ØКалач приестся, а хлеб – никогда. ØХлеб да вода – здоровая еда. ØХлеб поспевает - колхозник не гуляет. ØБыл бы хлеб, а зубы сыщутся. ØХлебушко – калачу дедушка.
Что такое элеватор? Зернохранилище с механическим оборудованием для приёма, очистки, сушки, отгрузки зерна.
5. . Он 1. выращивает хлеб. по 2 34. . Он пашетпшеницу. по. 6 Он водит землю. с Он убирает машину Он Он печёти продаёт выпекаетна мельнице 7. Он работает хлеб. ля. булки. 1. П Е К А Р Ь 2. Б У Л О Ч Н И К 3. Х Л Е Б О Р О Б 4. Т Р А К Т О Р И С Т 5. К О М Б А Й Н Ё Р 6. В О Д И Т Е Л Ь 7. М Е Л Ь Н И К
Кто трудится, чтобы к нам на стол пришёл хлеб? хлебороб комбайнёр агроном пекарь тракторист водитель поливальщик мельник
present5.com
unlimitdocs.net
Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к людям труда.
Задачи: познакомить с профессиями людей, которые связаны с производством хлеба;
способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости;
развивать внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способности учащихся.
Оборудование:
1.Выставка детских рисунков
2.Плакаты с пословицами и поговорками о хлебе (« Хлеб- батюшка, вода-матушка», «Без золота проживешь, а без хлеба нет», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится»)
3.Выставка хлебных изделий ( пряники, пирожки, булочки, каравай)
4.Продукты переработки зерна (мука, макароны, вермишель, манка)
1ведущий.
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает- подгорелый, (хлеб)
2ведущий.
Вот он хлебушко- душистый,
Вот он- теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем- здоровье наше, сила,
В нем- чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
( В центр стола - каравай хлеба)
1 ведущий.
Да, ребята, нет дня, чтобы мы в руках не держали ароматный, мягкий с хрустящей корочкой ломоть хлеба. Такой привычный, обыденный и такой незаменимый, необходимый. Покуда есть хлеб да вода, все не беда- гласит народная мудрость. Хлеб никогда не надоедает. С ним вкуснее остальная пища. И обед не в обед, коли хлеба нет. Откуда же он пришел к нам?
1колосок.
Вот послушайте. Несколько миллионов лет назад человек нашел незнакомое растение. Его стебель был увенчан колосом. Женщина растерла этот колос. На ладонь упали зерна, она бросила их в рот, разжевала. Вот пища, вот спасение! Находка оказалась счастливой. От этих зерен стало сытно. Из этих зерен варили похлебку. И однажды она оказалась очень густой. Нечаянно ее разлили на раскаленный Камень . Она испеклась лепешкой. Откусили. Вкусно. Угостили друг друга. Так стали выпекать лепешки на раскаленных камнях.
2колосок.
А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее? Жили- были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко
ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись
( Входит Безделица)
Безделица
Ох, люблю я бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю
труд. Вы его, ребята, не видели?
(Появляется Труд, в руках он несет зерно)
Труд (смотрит на зерно)Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!
(Безделица набрасывается на Труд сзади и пытается отнять зерно )
Безделица
Все равно я стану владычицей Земли!
Труд
Владыкой мира будет труд!
Безделица
Ха! Давай позовем человека .Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени....
Труд
Будь по-твоему. ( появляется человек) Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай- принесешь всем радость.
Безделица
А уж коли не вырастишь, коли захочется (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.
Человек
(Кланяется Труду)Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.
(под русскую народную мелодию человек сеет зерна, на их месте появляются всходы- водят хороводы)
Безделица
Ну надо же! Труд берет верх! Эх, была не была! Позову- ка я Мороза, Пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!
(влетают Морозы (Мороз Красный нос и мороз Синий нос) и бегают по залу)
Труд
Ребята! Беда может случиться! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!
Морозы
Я Мороз-Красный нос! Я Мороз- Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат,-наши всходы
(Игра «Перетягивание каната»)
Безделица
Ох и бездельники эти Морозы. Ну да у меня еще ветры -суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (Вбегают ветры) Ну,суши! Ну,губи!
Человек
Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.
( Игра «Не пролей воду» )
Всходы
Спасибо, ребята, напоили нас!
Безделица
Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось
поселиться
(Появляется третий колосок)
3 колосок
Хорошая твоя сказка ,братец Колосок! Но не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!
1 ведущий
Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
2 ведущий
Помните, если каждый из вас выбросит в день ломтик хлеба, то за год наберется 7 кг хлеба, или 15 батонов.
1 ведущий
Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросили хлеб, который выращивали свыше трех с половиной миллионов человек.
Сценка « Случай в школьной столовой»
1. В школьной столовой шумно и тесно.
Конкурс- по семь претендентов на место
Очередь весело ,громко гудит-
Все нагуляли большой аппетит.
1ученик: Мне три ватрушки...
2ученик: Булку и чай
3ученик: Не напирайте.
4ученик: Не лезь, не толкай.
5ученик: Суп и котлету.
6ученик: Стакан молока.
7ученик: Чай мне, котлету и хлеб .... три куска.
( получив воображаемые блюда, ребята их жуют)
2. Вот наконец, опустели тарелки,
И началась, понеслась перестрелка. (изображают перестрелку)
В воздух летят кусочки батона,
Которые за год слагаются в тонны.
Ну, а в столовой гремит канонада.
Колосок
Больно! Обидно! Ребята, не надо!
3.Следует твердо запомнить слова:
Все вместе:
Хлеб в каждом доме- всему голова!
Хлеб- это труд, знакомый до боли.
Хлеб- это сутки тревожные в поле.
Хлеб- это радость, надежда, награда,
И осквернять хлеб
Не смейте! Не надо!
2 ведущий
Святое дело- вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо чтобы прокормить народ?
1 ученик
Каравай земли и неба
На твоем столе-
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
2 ученик
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
3 ученик
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится И земли родной.
4 ученик
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
1 ведущий
Мы должны с уважением относиться к хлебу и людям, работающим над его производством. Одна из таких профессий - пекарь. На Руси пекари пользовались большим уважением. Это дело считалось ответственным и почетным. В поселениях были специальные избы для выпечки хлеба. Хлебники- так называли людей, выпекавших хлеб.( выступление пекаря)
2 ведущий
А какого хлеба у нас сейчас только нет! Ржаной, пшеничный, белый Все не перечтешь.
Известны 750 видов хлебобулочных изделий. О хлебе написано много книг, сложено много загадок, пословиц, поговорок. Давайте сейчас проведем конкурс загадок о хлебе.
1. Ты не клюй меня, дружок.
Голосистый петушок,
В землю теплую войду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких тогда, как я,
Будет целая семья. ( зерно)
2.Маленький, горбатенький,
Все поле обежал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал. ( серп)
3.На солнышке сидит
И усами шевелит,
Разотрешь его в ладони
Золотым зерном набит. ( колос)
4.Как во поле на кургане
Стоят девушки с серьгами.( Овес)
5.Лежит мужичок в золотом кафтане,Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так и не встанешь. ( сноп)
6. И комковато, и нозревато, и кисло,
И ломко, а всех милей, (хлеб)
7. Загадаю загадку, закину на грядку:
Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет.(зерно)
8. За трактором по полю ходит она.Отборного ей насыпают зерна.
А где ее след чуть заметней ложится,
Там буйно потом урожай колосится. ( сеялка)
2 ведущий.
Молодцы, загадки вы разгадали, а сейчас вспомните из какой сказки эти строки:
1.«На ж, лови!» - и хлеб летит,Старушонка хлеб поймала;«Благодарствую,- сказала,-
Бог тебя благослови» (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
2.« Тут Иван с печи слезает,Малахай свой надавает,Хлеб за пазуху кладет,
Каравай держать идет».( П. Ершов «Конек-горбунок».)
3.« Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница. Да только повадился кто-тоту пшеницу мять да топтать»? (« Сивка- Бурка» )
4.«Проснулся он утром, а уж на столе хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: Вот это хлеб, только в праздник его есть». («Царевна Лягушка»)
5.« Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели»? (С.Я.Маршак «Кошкин дом»)
6.«Братья сеяли пшеницу
Да возили в град -столицу..
Там пшеницу продавали » («П.Ершов «Конек-горбунок»)
7. «И подумал он про себя: «Все хорошо, да есть нечего - и вырос перед ним стол,
убранный - разубранный. Встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать за хлеб за соль «спасибо» некому»? ( С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».)
1 ведущий
Молодцы и с этим заданием вы справились.
Вот хлеб- высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь: Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много- всяческих преград
Преодолеть нам суждено,
Запомни же как дважды два
Народной мудрости слова.
« Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Хвала тебе, хлеб!
Дети:
1. Только снег сошел в апреле.
Лишь поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!» (хором)
2.Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны,
Мы говорим: «Хлеб!» (хором)
3.Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!» (хором)
4.Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб!» (хором)
5. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
znaew.ru
1. Углублять знания учащихся о хлебе.
2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.
6. Развивать воображение. Оформление зала: На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.
Оборудование: плакаты с изображениями профессий, связанных с хлебом; фотографии комбайнёров своего села; ваза с колосьями.
^
Пекарь.
Элементы костюмов:
Пекарь — колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями.
Реквизит:
Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба.^
Ведущий: Стар и вечно молод хлеб. Сколько ему лет? Века… В музее Цюриха есть удивительный экспонат – окаменелый кирпичик. Считается, что это самый древний образчик хлеба – он был выпечен 6 тысяч лет назад. В музее Нью –Йорка хранится каравайчик, возраст которого 3400 лет. Самый древний памятник пекарю стоит в Риме. (Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни
«Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):
^
Но сожалений горьких нет как нет...
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!!! Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с пекарни. Вот и свежую выпечку принес. Как вы думаете, что делает пекарь в пекарне? ^ Выпекает хлеб!
Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.
^
Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
(За верную последовательность ребенок награждается сушкой). Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас в пекарне работы. Сначала машины привозят муку, и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю. ^ »:
У крестьян торжественные лица,
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозного станицей
Хлебное положено зерно.
Спит оно в кубанской колыбели.
Как отец, склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели,
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны. Пекарь: Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...
За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей— это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!
А вы хлеб любите? ^ ДА!!!
Поют песню на мотив «Песенки пролето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):
1.Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...
И поджариста и ароматна,
Ничего вкуснее нет.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ничего вкуснее нет.
2.В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни. 3.К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки... ^ Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Ведущий: Знаете ли вы, что у поляков, немцев, шведов, эстонцев и русских был такой обычай: из остатков теста, из которого пекли хлеб морякам и рыбакам, уходящим надолго в море, лепили кораблик и пекли его вместе с хлебом? По тому, как он испечётся. Гадали об улове и о том, благополучно ли проходит плавание. Потом вешали кораблик над дверью и по его сохранности определяли судьбу моряков: если кораблик высыхал и разваливался – ждали две недели, а потом заказывали панихиду по утонувшим. Когда плавание заканчивалось благополучно, по возвращению моряков кусочки кораблика были самой первой едой. Пекарь: А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением.. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы Можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с Хлебом? ^ .
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба святого все приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Горьки работа, да хлеб сладок.
Жнут порою, а жуют зимою.
За краюшкой погонишься — каравай потеряешь. Ведущий: С тех пор, как кочевники освоили земледелие и стали вести осёдлый образ жизни, в их рационе появились фруктово-овощные и хлебо-булочные изделия.
Основными мучными изделиями являются баурсақ, нан, шелпек и тоқаш. Известно множество разнообразных блюд из пшена. Жент – самое питательное и полезное блюдо? Основные ингридиенты которого пшено, қызыл ірімшік, сахар и шыртылдақ май.Пекарь: Раз уж речь зашла о блюдах, я вам предлагаю самим попробовать приготовить бутерброд. ^
Пекарь: Наверняка не все успели приготовить себе утром горячий завтрак.
Мы научимся готовить бутерброд. Что означает слово бутерброд? Да, в переводе с немецкого – это хлеб с маслом. Но готовить его можно по – разному. У нас на столе батон. Пачка сливочного масла. Сваренные вкрутую яйца, сыр, колбаса, солёные огурцы, веточка петрушки. Приготовьте разные бутерброды и сделайте им рекламу.Ведущий: А пока готовят бутерброды, я предлагаю сыграть в игру. ^
Ведущий: Ответьте на несколько вопросов, приправленных шутками.
1. Герой какой сказки учил: « Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Так вкуснее получается»?
( Кот Матроскин. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
2. Лучшим истребителем в мире каких продуктов называл себя с гордостью Карлсон?
(Пирогов и варенья).
3. Что съел на ужин Буратино в харчевне «Три пескаря», заплатив золотой за себя, кота и лису?
(Корочку хлеба.)
4. Как называется хлебобулочное изделие, которым можно порулить?
(Баранка.)^ Какие вы талантливые! Прямо сейчас же можно брать вас в помощники.
Ведущий: Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?
^
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб. ^ : Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?
5. Загадки:
1.Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб - нан)
2.Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)
3.У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени...
(Мука- ұн)
4.Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет.
(Комбайн- комбайн)
5.Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены.
(Зерно - ) Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Ведущий: Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь! ^
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья! Пекарь: Ну, ребятки, мне пора в пекарню. Нужно выпекать хлеб, чтобы люди не остались без нужного всем продукта.
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
(Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.
Пекарь уходит.)Ведущий:
Хлеб!
Это – будни и праздник.
Хлеб!
Это – сказка и явь.
Это – пшеничное море,
Неодолимое вплавь.
Небо колышут комбайны,
Как на волне корабли…
Хлеб – это жизни основа,
Это основа Земли.
top-bal.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»