Хлеб "Монастырская трапеза" домашний рецепт с фото как готовить. Хлеб монастырская трапеза
Сморчки хорошо помыла. | |
Измельчила сморчки и отварила 15 мин. на слабом огне. Откинула на сито и промыла водой. Можно отваривать и целые грибы, но, как мне кажется, потом их резать не очень удобно. | |
Измельчила лук. | |
Грибы жарила на растительном масле 20 мин., после добавила лук и жарила еще 10 мин., на медленном огне, периодически помешивая. | |
Для опары взяла домашний квас. | |
Квас слегка подогрела, к квасу добавила сахар и дрожжи. | |
Добавила стакан просеянной муки. | |
Все тщательно перемешала и поставила в теплое место. | |
Для начинки слегка отварила гречку, в подсоленной воде. | |
Отделила белки от желтков. | |
К 4 белкам добавила стакан муки (+ -), замесила тесто, для украшения хлеба. | |
Гречку сдобрила 50 гр. растопленного сливочного масла и смешала с грибами и луком. | |
Из теста, для украшения, накатала таких жгутиков (штук 15-20). Жгутики не должны быть слишком толстыми. Чтобы жгутики лучше раскатывались, стол периодически протирала чуть влажной салфеткой. | |
Заготовка для колосьев. | |
Разделила пополам и каждую половинку нарезала маникюрными ножницами посередине и по краям, слегка отгибая "усики колосьев". | |
Накрыла пищевой пленкой, чтобы не сохли. | |
Когда опара поднялась два раза, стала месить тесто. В опару добавила 0.5 ч. л. соли,4 желтка,50 гр. сливочного масла,3 ст. (+ -) пшеничной муки. Тесто должно быть эластичным. | |
Готовое тесто. Дала еще немного подняться. | |
Раскатала пласт теста, толщиной примерно 1 см, уложила на смазанный противень. | |
Аналогично раскатала еще один пласт теста и, немного отступив от края, равномерно распределила начинку. | |
Завернула в рулет. | |
Поделила рулет на одинаковые части и уложила их на пласт теста. | |
Также раскатала еще один пласт теста, накрыла им части рулета. | |
Крышкой от кастрюли (крышка была с углублением) вырезала такой круг, и все части будущего хлеба соединились. | |
Из двух частей теста раскатала жгуты и переплела их между собой. | |
Косицу уложила по краю хлебушка. Верх хлеба смазала яичным белком и приступила к украшению. | |
Украшала, как мне подсказывало мое сердце. Использовала для украшения семена тмина, льна и горчицы. Дала расстояться и выпекала в духовке 40-45 минут при температуре 220-240 градусов. | |
Так выглядел мой хлебушек в разрезе. Приятного аппетита Вам и светлого, праздничного настроения! Иерей Владимир Шамонин Открыты царские врата пред нами, Святой огонь сияет от свечи... Кругом опять расставили во храме Цветные яйца, пасхи, куличи, Еще темно, но солнышко играет, Играет всеми красками небес. И радостно друг другу повторяем: «Христос воскрес!». «Воистину воскрес!» |
Монастырская трапеза. | Русская кухня
«Я всегда думал, что монашеская еда - хлеб да вода. Но однажды оказался в монастырской трапезной - и мое мнение полностью изменилось. Более вкусных постных блюд в жизни не пробовал. В чем секрет?» Рассказывает Владимир Супруменко.
Монахи Свято-Пантелеймонового монастыря, что на Афоне, всегда встречают паломников радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго - сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда вам докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.
Мы совсем не удивились скромности трапезы: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью (на которую в мирской жизни даже не взглянешь и уж точно не позаришься), печеная картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Были еще оливки (их, кстати, как нам объяснили, можно есть с косточками) и красное сухое вино (на донышке кружки). Но вкус этих блюд... Он поразил нас! Самое подходящее в этом случае слово - 'неземной'. Я спросил об этом одного из иноков. Он молча возвел глаза к небу и тихо, без малейшего намека на поучительство и назидательность ответил: 'Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в 'Киево-Печерском Патерике': 'Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу - ели нечистоты, хвалящие - мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий'.
Квашеная капуста была с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придавали привычной для нас, россиян, зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.
Мясные деликатесы и выпечка - не для афонских иноков. По их мнению, чревоугодие - опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда 'засаливает душу', а соусы и консервы 'разжижают тело'. Для афонских монахов прием пищи - духовный процесс, в чем-то ритуальное действо. Молитва - во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи. А сама обстановка просторной и светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души. 'Так и кухня мирянина, - сказал мне монах, - должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной'.
Совсем недавно мне довелось побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре, который открылся в 1999 году. В монастырской трапезной несли послушание сестры Юлия и Надежда. Молодые, каждой едва ли на вид можно было дать чуть больше двадцати, но управлялись с кухонной утварью уверенно и без суеты. Новинки технического прогресса, вроде миксеров и овощерезок, обошли стороной эти святые места. Монахини все делают сами: и тесто замешивают в больших чанах руками, и масло сбивают ручными пахтами. Да и готовится монастырская трапеза не на газе в посуде с антипригарным покрытием, а на дровяной плите, в чугунках. Оттого, говорят монахини, и получается более вкусной, наваристой и ароматной.
Я наблюдал, как младшая Надежда шинкует капусту, и любовался: полоски тоненькие-тоненькие, одна к одной, будто каждую вымеряли. Посолила слегка, окропила постным маслом, сверху выложила цветок из бусинок размороженной клюквы и веточек укропа - не блюдо, а картина, даже есть жалко, и отложила в сторону со словами; 'Пусть капуста сок даст, тогда и на стол ставить можно'.
Я слышал где-то, что монахи не должны обставлять свою трапезу красиво, поэтому спросил об этом сестру Надежду. 'Ну что вы, - ответила она, - Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается. Я вообще заметила, - добавила она, - что здесь стала очень хорошо готовить, хотя никогда этому не училась, да и большой житейской кулинарной премудрости еще не накопила. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо'.
Говоря это, она разделывала селедку, чтобы приготовить заливное из соленой сельди, рубленной с грибами. Белые сушеные грибы монахиня замочила заранее в холодной воде и теперь ставила их на огонь. После того как они сварились, пропустила через мясорубку и перемешала с мелкорубленым филе сельди. Добавила в фарш черный перец, измельченный лук и... начала расписывать новый кулинарный натюрморт. Из приготовленного фарша сформовала селедку, аккуратно приложила голову и хвост, вокруг положила небольшие веточки укропа, петрушки, маленькие кувшинки из вареной моркови и залила все грибным бульоном, смешанным с разбухшим желатином. Получилось озеро с аппетитной рыбкой внутри. - Вы можете, - сказала она, видя мой восторженный взгляд, - украсить свое блюдо как захотите. Да и готовить его необязательно с использованием сушеных грибов. Просто мы с сестрами за лето и осень их столько собрали... А вы, если сушеных нет, возьмите обычные шампиньоны. Хотя, по мне, ни одни выращенные в 'неволе' грибы не могут сравниться с лесными. От них такой дух идет!.. Надо сказать, что обед, к которому сестра Надежда готовила свои 'кулинарные шедевры', не был праздничным, да и из гостей на нем присутствовали лишь несколько таких же, как я, путешественников, которых и настоящими-то паломниками можно назвать с большой натяжкой. Но здесь принимают всех и не спрашивают, насколько крепка твоя вера: раз пришел, значит, душа просит.
Кроме заливного, Надежда приготовила еще несколько необычных блюд из грибов. Например, грибной сыр, икру и какую-то необыкновенно вкусную холодную закуску. Сушеные грибы для нее вымачивают в воде в течение часа, а затем варят в подсоленной воде до готовности. Их, как сказали монахини, вполне можно заменить свежими: шампиньонами или вешенками. В этом случае грибы достаточно отварить, мелко нарезать, смешать с нашинкованным репчатым луком, досолить при необходимости и полить соусом. Его готовят из тертого хрена, разведенного небольшим количеством крепкого хлебного кваса и грибного бульона. Блюдо получается не острым, а лишь с легким привкусом хрена, который не должен перебивать вкус грибов.
Из холодных закусок на столе была еще свекла отварная под острым соусом, приготовленным из вареных яичных желтков, тертого хрена и растительного масла. Это блюдо было мне хорошо знакомо, а вот вареную фасоль, обжаренную в масле, я пробовал впервые - очень вкусно. Блюдо, как сказали мне сестры, готовится хоть и просто, но довольно долго. Фасоль сначала нужно замочить в воде на 6-10 часов, затем отварить в подсоленной воде до готовности, но так, чтобы не разварилась, откинуть на дуршлаг, слегка обсушить на свежем воздухе и только потом обжаривать в растительном масле до румяной корочки. За пару минут до готовности добавить в казан пассерованный лук, посолить, приправить пряностями по вкусу и снимать с огня. Подают фасоль в холодном виде.
Пока Надежда колдовала (хотя по отношению к монахине такое слово не очень подходит) над холодными блюдами, Юлия готовила первое и второе. На первое были монастырский борщ с фасолью и калья (суп, приготовленный на огуречном рассоле) с рыбой. На второе - плов с овощами и изюмом, постные голубцы, перепеча из тыквы - что-то вроде тыквенной запеканки с рисом: тыкву и рис для этого блюда предварительно отваривают отдельно друг от друга, затем смешивают, в фарш добавляют взбитые также отдельно белки и желтки и выкладывают все в смазанную маслом форму. Получается нечто среднее между выпечкой и вторым блюдом. На десерт сестры приготовили пирог с яблоками и пирожки с маком и медом - маковники. И хотя тесто было замешено без использования сливочного масла, получилось оно пышное, нежное, а начинка... Выпечка с маком - вообще моя слабость.
Как видите, трапезничали монашки и угощали паломников совсем без мяса. Но уж поверьте, мы этого даже не заметили. В дни постов количество блюд на столе, как сказали монахини, уменьшается, исчезают рыба, яйца, молочные продукты. Но трапеза при этом не становится менее вкусной и, уж конечно, остается такой же сытной.
Прощаясь с гостеприимными сестрами, я поинтересовался: слышали ли они о варенье 'Кудри ангела'? Говорят, этот рецепт настоятельнице одного из испанских монастырей дала Дева Мария в ночь перед Рождеством. Тыквенные волокна (в которых спрятаны семечки) варят в сахарном сиропе вместе с протертыми лесными орехами. 'Нет, - сказали монахини, - не слышали, но варенье из тыквенных волокон, которые большинство хозяек просто выбрасывает, тоже делаем. Нужно просто отделить волокна от мякоти и семян, слегка обсушить (подвялить на воздухе). Приготовить сахарный сироп, залить им волокна, настоять сутки, а потом варить наподобие наших варений - пяти минуток: 3-4 раза по пять-семь минут, (Важно после каждой варки полностью остудить варенье и только потом вновь ставить на огонь.)' Попробуйте и вы приготовить дома блюда монастырской кухни. Возможно, тогда предстоящий пост покажется не таким уж пресным и трудным.
Грибной сыр:
• шампиньоны 500 г
• сыр 'Домашний' 600 г
• оливковое масло 2 ст. л.
• измельченная зелень 2 ст. л.
• соль по вкусу
Грибы вымыть, залить полностью водой, посолить и варить до готовности 20 минут. Воду слить, грибы откинуть на дуршлаг, пропустить через мясорубку , добавить масло и смешать с сыром. Выложить полученную массу на чистую марлю, свернуть в виде шарика и положить под пресс на час. Переложить сырную лепешку на блюдо, нарезать ломтиками, посыпать зеленью и подавать к столу.
Калья с рыбой:
• филе лосося 600 г
• квашеная капуста 1 стакан
• мука 1 ст. л.
• лимон 0,5 шт.
• корень петрушки и сельдерея по 1 шт.
• соленые огурцы 2 шт.
• репчатый лук 1 шт.
• душистый перец 5-6 горошин
• огуречный рассол 1 стакан
• растительное масло 2 ст. л.
• лавровый лист 2-3 шт.
• укроп измельченный 2 ст. л.
• соль по вкусу
Рыбу вымыть, нарезать порционно, залить водой (2 литра), положить коренья, лавровый лист, перец, посолить и варить 15 минут. Кусочки лосося выложить в отдельное блюдо, бульон процедить, добавить квашеную капусту и варить 5-7 минут. Лук мелко нарезать, выложить на сковороду и пассеровать в масле 3 минуты. Добавить нарезанные кубиками огурцы и готовить еще 5 минут, всыпать муку, перемешать и слегка обжарить. Приготовленную заправку положить в суп, довести до кипения, добавить рыбу, огуречный рассол и варить 10 минут. Подавать, положив в каждую тарелку дольку лимона и посыпав зеленью.
Голубцы с грибами:
• капуста 1 кочан
• рис 2/3 стакана
• шампиньоны 600 г
• репчатый лук 1 шт.
• растительное масло 4 ст. л.
• соль, перец по вкусу
Рис вымыть, залить полутора стаканами воды и варить до полуготовности (примерно 10 минут). Грибы вымыть, нашинковать, обжарить на масле (1 ст. ложка) 10 минут. Лук измельчить и пассеровать в масле (1 ст. ложка) до золотистого цвета, соединить с грибами и рисом, посолить, поперчить и перемешать. Капусту разобрать на листья, бланшировать в кипятке 3-4 минуты и откинуть на дуршлаг. На каждый лист положить столовую ложку начинки и свернуть голубец. Выложить голубцы в смазанную маслом (1 ст. ложка) огнеупорную форму, сверху побрызгать маслом (1 ст. ложка) и тушить на слабом огне под крышкой 15 минут. Подавать, посыпав зеленью.
Маковник:
• мука 2 стакана
• масло растительное 3 ст. л.
• дрожжи 0,5 пакетика
• сахар 1 ч. л.
• соль по вкусу для начинки
• мак 10-12 ст. л.
• мед 3 ст. л.
Замесить опару: развести сахар в теплой воде, добавить дрожжи, муку (1 ст. ложка), перемешать и поставить в теплое место. Когда опара поднимется (15 минут), добавить соль, растительное масло (2 ст. ложки), остальную муку и замесить тесто. Вымешивать до тех пор, пока оно не будет приставать к рукам. Положить тесто в кастрюлю , накрыть крышкой и дать подняться (45 минут). Мак выложить в марлевый мешочек и промыть. Мед растопить на водяной бане. Добавить промытый мак, перемешать и продолжать варить, помешивая, 8-10 минут. Остудить. Тесто тонко раскатать, выложить по всей поверхности маковую начинку, свернуть в рулет и положить на смазанный маслом противень (1 ст. ложка), сверху смазать оставшимся маслом и поставить в разогретую до 200 градусов духовку . Выпекать 10 минут.
maxpark.com
Хлеб "Монастырская трапеза" вкусный рецепт с фото
Описание: Вкусный, красивый, с грибным ароматом хлеб. Украсит пасхальный стол. Внешним видом и вкусом приятно порадует Вас и Ваших гостей.
Ингредиенты для рецепта "Хлеб "Монастырская трапеза":
- Мука пшеничная - 6 стак.
- Яйцо куриное - 4 шт
- Соль - 1.5 ст. л.
- Сахар коричневый - 2 ст. л.
- Дрожжи (если свежие - 12 гр.) - 1.5 ст. л.
- Квас (домашний) - 1 стак.
- Крупа гречневая - 150 г
- Грибы (сморчки) - 500 г
- Масло сливочное - 100 г
- Масло растительное - 50 г
- Лук репчатый - 1 шт
Как приготовить "Хлеб "Монастырская трапеза":
Сморчки хорошо помыла.
Измельчила сморчки и отварила 15 мин. на слабом огне. Откинула на сито и промыла водой. Можно отваривать и целые грибы, но, как мне кажется, потом их резать не очень удобно.
Измельчила лук.
Грибы жарила на растительном масле 20 мин., после добавила лук и жарила еще 10 мин., на медленном огне, периодически помешивая.
Для опары взяла домашний квас.
Квас слегка подогрела, к квасу добавила сахар и дрожжи.
Добавила стакан просеянной муки.
Все тщательно перемешала и поставила в теплое место.
Для начинки слегка отварила гречку, в подсоленной воде.
Отделила белки от желтков.
К 4 белкам добавила стакан муки (+ -), замесила тесто, для украшения хлеба.
Гречку сдобрила 50 гр. растопленного сливочного масла и смешала с грибами и луком.
Из теста, для украшения, накатала таких жгутиков (штук 15-20). Жгутики не должны быть слишком толстыми. Чтобы жгутики лучше раскатывались, стол периодически протирала чуть влажной салфеткой.
Заготовка для колосьев.
Разделила пополам и каждую половинку нарезала маникюрными ножницами посередине и по краям, слегка отгибая "усики колосьев".
Накрыла пищевой пленкой, чтобы не сохли.
Когда опара поднялась два раза, стала месить тесто. В опару добавила 0.5 ч. л. соли,4 желтка,50 гр. сливочного масла,3 ст. (+ -) пшеничной муки. Тесто должно быть эластичным.
Готовое тесто. Дала еще немного подняться.
Раскатала пласт теста, толщиной примерно 1 см, уложила на смазанный противень.
Аналогично раскатала еще один пласт теста и, немного отступив от края, равномерно распределила начинку.
Завернула в рулет.
Поделила рулет на одинаковые части и уложила их на пласт теста.
Также раскатала еще один пласт теста, накрыла им части рулета.
Крышкой от кастрюли (крышка была с углублением) вырезала такой круг, и все части будущего хлеба соединились.
Из двух частей теста раскатала жгуты и переплела их между собой.
Косицу уложила по краю хлебушка. Верх хлеба смазала яичным белком и приступила к украшению.
Украшала, как мне подсказывало мое сердце. Использовала для украшения семена тмина, льна и горчицы. Дала расстояться и выпекала в духовке 40-45 минут при температуре 220-240 градусов.
Так выглядел мой хлебушек в разрезе.Приятного аппетита Вам и светлого, праздничного настроения!Иерей Владимир ШамонинОткрыты царские врата пред нами,Святой огонь сияет от свечи...Кругом опять расставили во храмеЦветные яйца, пасхи, куличи,Еще темно, но солнышко играет,Играет всеми красками небес.И радостно друг другу повторяем:«Христос воскрес!».«Воистину воскрес!»
Вкус:ароматный, грибной Теги:праздник Автор:Акси1980 Источникmasterpodelok.com
О монастырской трапезе / Рецепты / Мирянам / Женский монастырь
С давних времен на Руси бытует поговорка: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Уставы разных общежительных монастырей действительно сильно отличались друг от друга. Но, несмотря на все отличия, существовал ряд общих строгих правил, которые составляли основу порядка в любой киновии. К таким правилам относилась обязательная общая трапеза: все от игумена до послушника должны были есть за общей трапезой и ничего, даже питьевой воды, в своих кельях не держать.
Одинаковыми для всех монахов были и правила поведения за общей трапезой. Первое и основное – всегда оставаться довольным предложенной «ествой»: «что ти поставят, о том не роптати». Пища и питие полагались всем одинаковые и в равных количествах. Иноки приступали к еде только после того, как игумен «возложит руку на брашно или питие». Все сидели молча и внимательно слушали чтеца, который по благословению настоятеля читал жития святых или творения святых отцов.
Говорить за трапезой разрешалось только настоятелю, келарю и служебникам, да и то только о необходимом.
За столом каждый смотрел перед собой, а не по сторонам, у другого брата ничего не брали и своего перед ним не ставил, чтобы не ввести соседа в грех чревообъядения.
Монахам запрещалось без благословенной причины опаздывать на трапезу
Кроме обеда и ужина монаху не разрешалось ничего есть, даже ягоду в лесу или овощи на огороде.
Время трапезы, вероятно, различалось в разных монастырях. Этот распорядок целиком определялся богослужением.
В монастырях всегда устраивали две разновременные трапезы. За первой ели иноки с настоятелем, за второй (последней) ели келарь, чтец и все служебники, которые служили монахам за трапезой.
Во время второй трапезы обедали и ужинали еще и те служебники, которые отвечали за приготовление пищи.
Трапезные палаты в монастырях любили устраивать при храмах. Это было удобно: теплый воздух из подклета трапезной подавался в церковь и отапливал ее. Такая церковь называлась теплой, «зимней», в ней и проходили обычно все монастырские службы в зимнее время года. В XVI веке в богатых обителях строили каменные одностолпные трапезные: цилиндрические своды опирались на большой столб в центре палаты. Одна из первых таких трапезных при церкви была устроена в Кирилло-Белозерском монастыре в 1519 году. Она представляла собой прямоугольник, восточная стена которого разделяла церковь и трапезную. В этой стене находилась дверь, через которую монахи после церковной службы сразу могли пройти на обед. На восточной стене всегда устраивался иконостас, так что трапезная сама являлась как бы церковью.
В трапезной стояли столы, убранные скатертями (для рядовых дней и праздников полагались свои скатерти), и лавки. По мнению некоторых исследователей, за каждым столом в трапезной сидело шесть человек, так как некоторые блюда приготовлялись и подавались именно на шесть человек: на Пасху по «шесть яиц в расоле», пекли «хлеб брацкой шестеровой».
Качество посуды, употребляемой за трапезой, зависело от достатка монастыря. Деревянную посуду: тарелки, братины, ковши – любили расписывать, ложки, ручки ковшей украшали резьбой.
Любимые блюда
Неизменным блюдом монастырского рациона были щи, которые ели практически каждый день: и в постные, и в непостные дни (кроме дней сухоядения), в праздники. Щи варили из белой свежей капусты, «борщевые» (то есть с борщом — квашеной свеклой), с кислицей (щавелем), заправляли перцем, на Пасху и другие праздники подавали с яйцами. Иногда щи заменял тавранчуг — особая похлебка из рыбы или репы или «ушное» — уха.
Если разрешалось по уставу два «варива», то второй «вареной едой» обычно была каша. Монастырский стол метко характеризует старая русская поговорка — «щи да каша — пища наша». Кашу могла заменять другая «ества»: «горох битой» или горох «цыженый» (гороховая гуща), капуста, лапша гороховая или кислая. Наиболее разнообразна была трапеза в непостные и праздничные дни.
Самым важным и любимым продуктом была, конечно, рыба. Рыбный стол богатых монастырей отличался большим разнообразием. В ледниках Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 году хранились бочки «судочины, лещевины, щучины», семги, черной икры; здесь же лежали «осетры длинные» с Волги и шехонские (с реки Шексны). В сушилах над ледниками находился запас вяленой и сушеной рыбы: «пласти лещевые, язевые, щучьи, стерляжьи», семга, множество пучков вязиги (сухожилие из красной рыбы), сущ мелкий и снетки, и «чети молю заозерского».
В обиходнике Новоспасского монастыря упоминаются семга, белорыбица, осетрина, белужина, севрюга, щука, судак, сущ, стерлядь, икра черная и красная — сиговая. Стерлядь в этом монастыре считалась «расхожей рыбой», ее подавали в основном монастырским слугам и странникам.
Блюда из рыбы были также очень разнообразны, но больше всего любили жареную свежую рыбу, которую подавали в сковородках по великим празденикам. Кроме того, рыбу запекали на решетках, варили и подавали со взваром, горчицей и хреном. Свежесоленая рыба была редким угощением и подавалась только несколько раз в году даже в таком богатом монастыре, как Иосифо-Волоцкий. Любимым рыбным блюдом монахов Кирилло-Белозер-ской обители были «крушки». У келаря в записях особо отмечены дни, когда «крушки живут на братию». Что представляло собой это блюдо, сказать сложно, но, судя по тому, что слово «крушкий» в старом русском языке означает ломкий, хрустящий, видимо, это была тонко порезанная рыба, жаренная до хрустящего состояния. Когда жарили «крушки», то завешивались холстом, видимо, от брызг кипящего масла.
Среди рыбных блюд в монастырских обиходниках упоминаются еще «головы осетрьи», лещи жареные «с телом со взваром и перцем», «ладожина с уксусом», пироги с вязигой, «караваи» с рыбой, икра черная с луком и красная с перцем. В Новоспасском монастыре варили несколько сортов каши с рыбой: кашу с кусками семги, кашу со снетками, кашу «с вандыши» (мелкой рыбкой), кашу «с головизною» (с головами и хрящевыми частями рыб), кашу «с пупками», «кашу на ухе».
Значительно разнообразили монашеский стол разных сортов пироги (с сыром, капустой, морковью, горохом, кашей, грибами), караваи (битые с морковью, репой), калачи, блины, оладьи «хворосты».
Любимым напитком в монастырях традиционно был квас, в праздничные дни его пили за обедом и ужином и перед повечерием.
Квас готовили нескольких сортов. В Волоколамском монастыре в качестве самого ходового употреблялся ячневый и овсяный квас, в более торжественные дни — «сыченой» — из сыты (сладкого сусла, которое готовилось из муки и солода) и медовый. Был еще «паточный квас», который подавали по великим праздникам. Паточный квас готовили из чистого, нетопленого меда — самотека, стекавшего с сотов. Монастырский квас ценился не только как вкусный, но и чрезвычайно «энергетический» напиток, необходимый для поддержания сил. Так, в дни протяженных служб (на двунадесятые праздники и дни со всенощным бдением) священники, диаконы, головщики (клиросные монахи) и уставщик получали дополнительные чаши с медовым квасом «на погребе», а псаломщики — «поддельный квас». Этот же квас полагался большим служебникам и больной братии в больницах. Остальная братия получала «чаши схожие». «Добрый» квас был утешением в праздничные дни.
Медовый квас заквашивался двумя способами: 1) хмелем и дрожжами; 2) простым мягким калачом. В первом случае получался хмельной квас, во втором — обычный. В тех монастырях, где было запрещено «пиянственное» питие, квас заквашивали калачом. В «Домострое» рассказываются рецепты приготовления разнообразных квасов, в том числе обычного медового: «А квас медвяной сытити простой: взяти меду патоки в четверо; да процедить ситом чисто, да положить в меръник (сосуд. — ред.), а наквасить калачем простым мяхким, без дрожжей, а как укиснет — ино сливать в бочки».
Особое примечание
Мясо русские монахи никогда не употребляли. По древним уставам, даже приносить мясо на территорию монастыря или готовить его на монастырской кухне строго запрещалось. Насколько строгим было это правило, подтверждает чудо из Жития преподобного Пафнутия Боровского, случившееся с известным иконописцем Дионисием. Он был приглашен вместе со своей дружиной для росписи нового каменного храма в монастыре. Иконописцы жили в селе неподалеку от обители. Поскольку были они людьми мирскими, то преподобный Пафнутий повелел им никакой своей еды в монастырь не приносить. Один раз иконописцы забыли про заповедь преподобного и, отправляясь в монастырь на работу, взяли с собой баранью ногу, начиненную яйцами. Вечером они сели ужинать, первым вкусил Дионисий. Нетрудно представить себе его состояние, когда он увидел в бараньей ноге вместо яиц червей. Ногу выбросили за монастырь собакам, но после этой трапезы художник тяжело заболел. Все его тело покрылось струпьями, так что он не мог двинуться. Осознав свой грех, Дионисий покаялся перед преподобным. Тот, преподав иконописцу назидание впредь не нарушать монастырские правила, повелел ударить в било и созвать братию на водосвятный молебен. Освященной водой Дионисий обтер все свое тело и, обессилев после службы, уснул. Проснулся он уже совершенно здоровым.
Приготовление пищи в монастырях, как и любое дело, обязательно освящалось молитвой. Рано утром, перед заутреней, повар и хлебник приходили в церковь и трижды творили земной поклон перед Царскими вратами. После этого они просили у екклесиарха огня, тот зажигал «лучину» от лампады в алтаре храма и передавал ее повару и хлебнику. И уже от этого «честного огня» зажигались поленья в печах поварни и хлебни, что бы все, вкушающие пищу, получали вместе с ней Божественную благодать и освящение. Не случайно и приготовление трапезы было всегда сугубо монашеским послушанием; мирские люди в этом деле могли быть только помощниками.
Особенно благоговейно в монастырях относились к выпеканию хлеба. Этот процесс подробно описан в Студийском уставе. В русских монастырях все совершалось, скорее всего, точно также. Поскольку просфоры должны быть испечены уже к литургии, а хлеб – к обеду, то начинали печь хлеб очень рано. В самом начале утрени, после шестопсалмия, кутник, сотворив близ игумена земной поклон, шел собирать братию на послушание в пекарню. Сначала подходил к инокам, стоявшим на правой стороне церкви, потом переходил на другую сторону. Все собирались в центре храма перед Царскими вратами и шли благословляться к игумену. Сотворив земной поклон, говорили: «Благослови, помолись за нас, святый отче». Игумен отвечал: «Бог спасет», и монахи отправлялись в пекарню. Здесь, вымешивая тесто, они пели псалмы, канон и другие молитвы, полагавшиеся на утрене. Кроме того, в русских монастырях читали еще особую молитву «егда месити тесто на хлебы в обители». Поставив тесто, иноки уходили в церковь, где продолжали молиться с остальной братией, но старший монах оставался в пекарне, чтобы следить за тем, как подходило тесто. После службы он обходил кельи иноков, месивших тесто, и они вновь собирались в пекарне, чтобы теперь уже печь хлеб. Может быть, благодаря этим молитвам хлеб, испеченный в обители, был особенно вкусен, а монастырский квас "излечивал от самых невероятных болезней.
Исторические свидетельства подтверждают, что истощение вовсе не свойственно православному посту. Вот, например, перечень блюд, которые были поданы Святейшему Патриарху в среду первой седмицы Великого поста в 1667 г., даже поверхностное ознакомление с ним говорит о полноценности и сбалансированности постного стола: «Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с тмином и с ягоды, перцем да шафраном, хрен, грибочки, капуста топтаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюковный с медом, кашка терта с маковым сочком, хлебец крупичатый, полоса арбузная, горшочек патоки с имбирем, горшочек мазуни с имбирем, три шишки ядер и пр.».
Монашеская еда, по уставу, должна была быть простой и недорогой. По столовым обиходникам монастырей видно, что пища была довольно разнообразной и максимально полезной, такой, чтобы восстановить силы даже в самый изнурительный пост. Причем обязательно учитывалось, что не все могут есть одну и ту же пищу, поэтому предлагалась равноценная еда на обмен. Например, молочную кашу или молоко можно было поменять на яйца, репу — на огурцы и т.д. Не допускалось на трапезе и дублирование блюд: если подавали караваи, то калачи отменялись.
В монастырях ели один или два раза в день. Согласно общему правилу, в постные дни — понедельник, среду и пятницу — был только обед, ужина не полагалось даже в постные дни Пятидесятницы.
Обычный постный обед монаха Волоколамского монастыря состоял из половины мягкого хлеба на брата и двух вареных блюд без масла: щей с белой капустой или борщом и каши (вместо каши иногда подавали «горох битой» или «горох цыженой», то есть гороховую гущу), или «кашу на ухе», второе блюдо можно было поменять на огурцы.
Если в постный день случался большой или малый праздник со славословием, то к щам подавали вариво с маслом: капусту или лапшу, или «цыженой горох» и, кроме того, — по четверти калача как праздничное блюдо (если кормили лапшой, то калачи не подавали).
Во вторник, четверг и субботу устраивалось две трапезы: обед и ужин.
Пасха — «Праздников праздник» и «Торжество из Торжеств». Пасхальную радость дополняла трапеза, за которой даже в бедных обителях выставлялось все, что могли найти. Чрезвычайно обидно было остаться в такой великий день, после трудного и долгого поста, без утешения. Однажды в Боровском монастыре случилось так, что келарь не смог найти даже мелкой рыбешки для праздничного стола. И тут братия и слуги, изнемогшие от «постных трудов», стали открыто роптать на святого. Поздно вечером в Великую субботу пономарь пошел на ближнюю речку, где всегда брали воду для монастыря, зачерпнуть воды «на укроп» (теплую воду, которой запивали причастие) к Божественной литургии. И увидел в реке множество рыбин, которых в тех местах называли «сижками», поскольку по вкусу и внешнему виду они напоминали сигов, но по размеру были чуть больше сельди. Обычно монахам удавалось выловить в этой речке одну-две рыбешки. Пономарь побежал к преподобному и рассказал ему о чуде. Тот благословил закинуть сети, улова хватило на всю Светлую седмицу, чтобы кормить братию рыбой и за обедом, и за ужином. (Житие Пафнутия Боровского.)
А в благополучные времена в монастырях традиционно пекли куличи, их назвали «перепечи». Они бывали пшеничные белые или ржаные. В Волоколамский монастырь перепечи привозили. Интересно, что перепечи ели не только на Пасху и Светлой неделе, но еще на Троицу и Успение. В Волоколамском монастыре за пасхальной трапезой подавали пшеничные перепечи, щи, яйца, жареную свежую рыбу, два рыбных блюда (из хорошей рыбы) с горчицей и со взваром, кашу молочную и паточный квас. Похожей была трапеза и в Кирилло-Белозерском монастыре: щи с перцем, яйца, перепечи, по две чаши медового кваса каждому иноку. В полдень на трапезе пили «квас сычен». За ужином братия вкушала перепечи — по осмине на инока, рыбу лодожину с уксусом и «квас сычен». Кирилловскую братию вечером также ждал ужин с рыбой, калачи и по две чаши медового кваса, все монастырские слуги и работники тоже получали на ужин по чаше кваса.
Несмотря на случавшиеся праздничные утешения, а иногда и послабления, в монастырях не забывали, что праздник — это прежде всего духовное торжество, а утешение должно соответствовать правильной мере. Старцы напоминали братии завет Спасителя: «Да не когда отягчают сердца ваши объядением и пиянством» (Лк.21, 34) и слова апостола: «Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, все во славу Божию творите».
По обиходникам Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей легко можно сделать вывод, что трапеза здесь была довольно разнообразной и калорийной. Но этот вывод не удается распространить на другие русские обители. Монашество средних и малых русских монастырей жило иначе, часто спасаясь от голода случайными подаяниями и государевой милостыней.
www.inokini.ru
Хлеб "Монастырская трапеза" простой рецепт с фото пошагово как готовить
Описание: Вкусный, красивый, с грибным ароматом хлеб. Украсит пасхальный стол. Внешним видом и вкусом приятно порадует Вас и Ваших гостей.
Что потребуется для рецепта "Хлеб "Монастырская трапеза":
- Мука пшеничная - 6 стак.
- Яйцо куриное - 4 шт
- Соль - 1.5 ст. л.
- Сахар коричневый - 2 ст. л.
- Дрожжи (если свежие - 12 гр.) - 1.5 ст. л.
- Квас (домашний) - 1 стак.
- Крупа гречневая - 150 г
- Грибы (сморчки) - 500 г
- Масло сливочное - 100 г
- Масло растительное - 50 г
- Лук репчатый - 1 шт
Способ приготовления "Хлеб "Монастырская трапеза":
Сморчки хорошо помыла.
Измельчила сморчки и отварила 15 мин. на слабом огне. Откинула на сито и промыла водой. Можно отваривать и целые грибы, но, как мне кажется, потом их резать не очень удобно.
Измельчила лук.
Грибы жарила на растительном масле 20 мин., после добавила лук и жарила еще 10 мин., на медленном огне, периодически помешивая.
Для опары взяла домашний квас.
Квас слегка подогрела, к квасу добавила сахар и дрожжи.
Добавила стакан просеянной муки.
Все тщательно перемешала и поставила в теплое место.
Для начинки слегка отварила гречку, в подсоленной воде.
Отделила белки от желтков.
К 4 белкам добавила стакан муки (+ -), замесила тесто, для украшения хлеба.
Гречку сдобрила 50 гр. растопленного сливочного масла и смешала с грибами и луком.
Из теста, для украшения, накатала таких жгутиков (штук 15-20). Жгутики не должны быть слишком толстыми. Чтобы жгутики лучше раскатывались, стол периодически протирала чуть влажной салфеткой.
Заготовка для колосьев.
Разделила пополам и каждую половинку нарезала маникюрными ножницами посередине и по краям, слегка отгибая "усики колосьев".
Накрыла пищевой пленкой, чтобы не сохли.
Когда опара поднялась два раза, стала месить тесто. В опару добавила 0.5 ч. л. соли,4 желтка,50 гр. сливочного масла,3 ст. (+ -) пшеничной муки. Тесто должно быть эластичным.
Готовое тесто. Дала еще немного подняться.
Раскатала пласт теста, толщиной примерно 1 см, уложила на смазанный противень.
Аналогично раскатала еще один пласт теста и, немного отступив от края, равномерно распределила начинку.
Завернула в рулет.
Поделила рулет на одинаковые части и уложила их на пласт теста.
Также раскатала еще один пласт теста, накрыла им части рулета.
Крышкой от кастрюли (крышка была с углублением) вырезала такой круг, и все части будущего хлеба соединились.
Из двух частей теста раскатала жгуты и переплела их между собой.
Косицу уложила по краю хлебушка. Верх хлеба смазала яичным белком и приступила к украшению.
Украшала, как мне подсказывало мое сердце. Использовала для украшения семена тмина, льна и горчицы. Дала расстояться и выпекала в духовке 40-45 минут при температуре 220-240 градусов.
Так выглядел мой хлебушек в разрезе.Приятного аппетита Вам и светлого, праздничного настроения!Иерей Владимир ШамонинОткрыты царские врата пред нами,Святой огонь сияет от свечи...Кругом опять расставили во храмеЦветные яйца, пасхи, куличи,Еще темно, но солнышко играет,Играет всеми красками небес.И радостно друг другу повторяем:«Христос воскрес!».«Воистину воскрес!»
Категории: Выпечка, Изделия из теста, Домашний хлеб, Кухня: Русская Вкус: ароматный, грибной Теги: праздник Автор: Акси1980Источникsearchmasterclass.net
Монастырская трапеза
Монастырская трапеза
При ските действует небольшой кондитерский цех.
При Гефсиманском Черниговском ските действует небольшой кондитерский цех, который обеспечивает вкусной выпечкой не только братию, но и прихожан.
Предлагаются изготовленные нашим кондитерским цехом куличи и пасхи (пасха шоколадная, с вареной сгущенкой, с цукатами, с изюмом, с орехами, с черносливом, с миндалем).
В ассортимент цеха входят не только обычные пироги с самой разнообразной начинкой, но и замечательные торты, которые могут украсить любой праздничный стол.
Представители кондитерского цеха на ваши пожертвования изготовят для вас сладкую продукцию.
В пост на изготовление тортов, для теста и крема, идут жиры растительного происхождения.
По старинным рецептам изготавливаются самые разнообразные виды хлеба и кваса.
Весь хлеб производится без использования дрожжей.
В продаже имеются следующие сорта хлеба: ржано-полбяной, ржано-пшеничный, ржано-льняной, кукурузный.
Хлеб ржано-полбяной (заварной). Состав: мука ржаная, полбяная, амарантовая; мед, соль, ржаная закваска.
Амарант (на Руси это растение издревле называли ширицой) всегда был широко распространен и повсеместно употреблялся при изготовлении хлеба. Реформатор Петр I в детстве сам любил кашу из амаранта, но во время правления, по одной версии, запретил выращивание растения, как языческого. Однако это вовсе не помешало ширице спокойно произрастать на огородах – сейчас она считается обыкновенным сорняком.
Сейчас амарант снова привлекает внимание хлебопеков. Оказывается, по содержанию белка это растение значительно опережает сою. По содержанию пищевых волокон амарант превосходит пшеницу в 3 раза, кукурузу, рис и овес в 1,5 раза.
Ржано-пшеничный. Состав: мука ржаная, пшеничная; мед, ржаная закваска, соль.
Ржано-льняной. Состав: мука ржаная, льняная, мед, соль, ржаная закваска.
Кукурузный. Состав: мука кукурузная, пшеничная, оливковое масло, мед, соль, белая закваска.
Квасы, как и хлеб, изготовляются без дрожжей, на хлебной закваске.
Имеются следующие сорта:
Имбирный. За исключением немногих случаев, когда употреблять квас нежелательно (при подагре, заболеваниях почек), этот напиток является одним из самых целебных.
Петровский (с хреном и медом) – подходит для очищения организма.
Свекольный – натуральный напиток с приятным ароматом, повышающий уровень гемоглобина.
Капустно-свекольно-чесночный – витаминный.
Хвойный – весьма полезный в зимнее время, так как помогает укрепить иммунитет.
Если вы собираетесь приобрести наши квасы, просим сделать заказ заранее, так как процесс брожения некоторых сортов занимает неделю.
В продаже также имеются мед разнотравье, льняное масло, грибы соленые, квашеная капуста.
Помните, что любые ваши пожертвования помогают поддержанию жизни самого скита и непосредственно кондитерского цеха. На покупку таких ингредиентов, как мука, сахар; оплату электроэнергии уходят сравнительно большие средства, которые отчасти можно погасить вашим взносом. В цеху не забывают и о благотворительности, раздавая пирожки и чай неимущим. Поэтому ваша жертва – это и помощь тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства.
Оставить заявку
skit-chernigovsky.ru
Чем питаются монахи в монастырях, что готовят?
Чем питаются монахи в монастырях, что готовят?
Я всегда думал, что монашеская еда — хлеб да вода. Но однажды оказался в монастырской трапезной — и мое мнение полностью изменилось. Более вкусных постных блюд в жизни не пробовал. В чем секрет? Монахи Свято-Пантелеймонового монастыря, что на Афоне, всегда встречают паломников радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго — сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда вам докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.
Мы совсем не удивились скромности трапезы: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью (на которую в мирской жизни даже не взглянешь и уж точно не позаришься), печеная картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Были еще оливки (их, кстати, как нам объяснили, можно есть с косточками) и красное сухое вино (на донышке кружки). Но вкус этих блюд… Он поразил нас! Самое подходящее в этом случае слово — ‘неземной’. Я спросил об этом одного из иноков. Он молча возвел глаза к небу и тихо, без малейшего намека на поучительство и назидательность ответил: ‘Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в ‘Киево-Печерском Патерике’: ‘Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу — ели нечистоты, хвалящие — мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий’.
Квашеная капуста была с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придавали привычной для нас, россиян, зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.
Мясные деликатесы и выпечка — не для афонских иноков. По их мнению, чревоугодие — опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда ‘засаливает душу’, а соусы и консервы ‘разжижают тело’. Для афонских монахов прием пищи — духовный процесс, в чем-то ритуальное действо. Молитва — во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи. А сама обстановка просторной и светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души. ‘Так и кухня мирянина, — сказал мне монах, — должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной’.
Совсем недавно мне довелось побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре, который открылся в 1999 году. В монастырской трапезной несли послушание сестры Юлия и Надежда. Молодые, каждой едва ли на вид можно было дать чуть больше двадцати, но управлялись с кухонной утварью уверенно и без суеты. Новинки технического прогресса, вроде миксеров и овощерезок, обошли стороной эти святые места. Монахини все делают сами: и тесто замешивают в больших чанах руками, и масло сбивают ручными пахтами. Да и готовится монастырская трапеза не на газе в посуде с антипригарным покрытием, а на дровяной плите, в чугунках. Оттого, говорят монахини, и получается более вкусной, наваристой и ароматной.
Я наблюдал, как младшая Надежда шинкует капусту, и любовался: полоски тоненькие-тоненькие, одна к одной, будто каждую вымеряли. Посолила слегка, окропила постным маслом, сверху выложила цветок из бусинок размороженной клюквы и веточек укропа — не блюдо, а картина, даже есть жалко, и отложила в сторону со словами; ‘Пусть капуста сок даст, тогда и на стол ставить можно’.
Я слышал где-то, что монахи не должны обставлять свою трапезу красиво, поэтому спросил об этом сестру Надежду. ‘Ну что вы, — ответила она, — Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается. Я вообще заметила, — добавила она, — что здесь стала очень хорошо готовить, хотя никогда этому не училась, да и большой житейской кулинарной премудрости еще не накопила. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо’.
Говоря это, она разделывала селедку, чтобы приготовить заливное из соленой сельди, рубленной с грибами. Белые сушеные грибы монахиня замочила заранее в холодной воде и теперь ставила их на огонь. После того как они сварились, пропустила через мясорубку и перемешала с мелкорубленым филе сельди. Добавила в фарш черный перец, измельченный лук и… начала расписывать новый кулинарный натюрморт. Из приготовленного фарша сформовала селедку, аккуратно приложила голову и хвост, вокруг положила небольшие веточки укропа, петрушки, маленькие кувшинки из вареной моркови и залила все грибным бульоном, смешанным с разбухшим желатином. Получилось озеро с аппетитной рыбкой внутри.
— Вы можете, — сказала она, видя мой восторженный взгляд, — украсить свое блюдо как захотите. Да и готовить его необязательно с использованием сушеных грибов. Просто мы с сестрами за лето и осень их столько собрали… А вы, если сушеных нет, возьмите обычные шампиньоны. Хотя, по мне, ни одни выращенные в ‘неволе’ грибы не могут сравниться с лесными. От них такой дух идет!.. Надо сказать, что обед, к которому сестра Надежда готовила свои ‘кулинарные шедевры’, не был праздничным, да и из гостей на нем присутствовали лишь несколько таких же, как я, путешественников, которых и настоящими-то паломниками можно назвать с большой натяжкой. Но здесь принимают всех и не спрашивают, насколько крепка твоя вера: раз пришел, значит, душа просит.
Кроме заливного, Надежда приготовила еще несколько необычных блюд из грибов. Например, грибной сыр, икру и какую-то необыкновенно вкусную холодную закуску. Сушеные грибы для нее вымачивают в воде в течение часа, а затем варят в подсоленной воде до готовности. Их, как сказали монахини, вполне можно заменить свежими: шампиньонами или вешенками. В этом случае грибы достаточно отварить, мелко нарезать, смешать с нашинкованным репчатым луком, досолить при необходимости и полить соусом. Его готовят из тертого хрена, разведенного небольшим количеством крепкого хлебного кваса и грибного бульона. Блюдо получается не острым, а лишь с легким привкусом хрена, который не должен перебивать вкус грибов.
Из холодных закусок на столе была еще свекла отварная под острым соусом, приготовленным из вареных яичных желтков, тертого хрена и растительного масла. Это блюдо было мне хорошо знакомо, а вот вареную фасоль, обжаренную в масле, я пробовал впервые — очень вкусно. Блюдо, как сказали мне сестры, готовится хоть и просто, но довольно долго. Фасоль сначала нужно замочить в воде на 6-10 часов, затем отварить в подсоленной воде до готовности, но так, чтобы не разварилась, откинуть на дуршлаг, слегка обсушить на свежем воздухе и только потом обжаривать в растительном масле до румяной корочки. За пару минут до готовности добавить в казан пассерованный лук, посолить, приправить пряностями по вкусу и снимать с огня. Подают фасоль в холодном виде.
Пока Надежда колдовала (хотя по отношению к монахине такое слово не очень подходит) над холодными блюдами, Юлия готовила первое и второе. На первое были монастырский борщ с фасолью и калья (суп, приготовленный на огуречном рассоле) с рыбой. На второе — плов с овощами и изюмом, постные голубцы, перепеча из тыквы — что-то вроде тыквенной запеканки с рисом: тыкву и рис для этого блюда предварительно отваривают отдельно друг от друга, затем смешивают, в фарш добавляют взбитые также отдельно белки и желтки и выкладывают все в смазанную маслом форму. Получается нечто среднее между выпечкой и вторым блюдом. На десерт сестры приготовили пирог с яблоками и пирожки с маком и медом — маковники. И хотя тесто было замешено без использования сливочного масла, получилось оно пышное, нежное, а начинка… Выпечка с маком — вообще моя слабость.
Как видите, трапезничали монашки и угощали паломников совсем без мяса. Но уж поверьте, мы этого даже не заметили. В дни постов количество блюд на столе, как сказали монахини, уменьшается, исчезают рыба, яйца, молочные продукты. Но трапеза при этом не становится менее вкусной и, уж конечно, остается такой же сытной.Прощаясь с гостеприимными сестрами, я поинтересовался: слышали ли они о варенье ‘Кудри ангела’? Говорят, этот рецепт настоятельнице одного из испанских монастырей дала Дева Мария в ночь перед Рождеством. Тыквенные волокна (в которых спрятаны семечки) варят в сахарном сиропе вместе с протертыми лесными орехами. ‘Нет, — сказали монахини, — не слышали, но варенье из тыквенных волокон, которые большинство хозяек просто выбрасывает, тоже делаем. Нужно просто отделить волокна от мякоти и семян, слегка обсушить (подвялить на воздухе). Приготовить сахарный сироп, залить им волокна, настоять сутки, а потом варить наподобие наших варений — пяти минуток: 3-4 раза по пять-семь минут, (Важно после каждой варки полностью остудить варенье и только потом вновь ставить на огонь.)’ Попробуйте и еы приготовить дома блюда монастырской кухни. Возможно, тогда предстоящий пост покажется не таким уж пресным и трудным.
Поделиться новостью в соцсетях « Предыдущая запись Следующая запись »my-znahar.com