Урок литературы по рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Хлеб для собаки проблемы поднятые в рассказе
а владимира тендрякова «хлеб для собаки» - Реферат
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА
ВЛАДИМИРА ТЕНДРЯКОВА
«ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ»
Автор: Пазатова Наталья Станиславовна,
МОУ СОШ № 43 города Томска,
учитель русского языка и литературы:
дом. адрес: 634049, город Томск,
ул. Иркутский тракт, д. 17, кв. 157,
дом. тел.: 75-39-22:
моб.: 8-913-874-74-08
Художественная литература составляет важный компонент духовного развития народа. В российской школе литература – ведущий предмет в системе нравственного воспитания школьников. На уроках литературы происходит общение с книгой, здесь, по словам психолога А. Леонтьева, “мы учимся чувствовать, “относиться” к другим людям – через искусство. Оно – то, на чем мы учимся быть людьми”. По мнению Ю. Бондарева, «через литературу читатель удовлетворяет извечное любопытство к миру, к самому себе, накапливая мироощущения, духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая не одну, а несколько жизней, - и тем самым удлиняет срок собственного существования на земле”.
Рассказ Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки» изучается в школе по нескольким программам: в 7 классе этим произведением начинается изучение нового раздела «Я и Я» (учебник по литературе «Путь к станции «Я» под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой) и в 11 классе (учебник "Русская литература ХХ века. 11 класс", ч.1, 2, для общеобразовательных школ и школ гуманитарного профиля. Авторы В.А. Чалмаев, С.А. Зинин).
Если в 7 классе внимание учащихся акцентируется на внутреннем и внешнем состоянии человеческого «я», о совести и моральной ответственности каждого из нас перед обществом и собой, то в 11 классе ведется разговор с учащимися о том, какое отражение нашел в литературе тяжелый трагический период в жизни нашей страны — коллективизация. Объединяющим звеном в изучении рассказа является проблематика нравственности, которая близка и понятна школьникам любого возраста. Очень важно, чтобы школьники не только смогли понять, о чем рассказ, какова позиция автора, но и сумели передать свои чувства и настроения
Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов:
· Голод как нравственная проблема.
· Бесчеловечное отношение к ссыльным
· Изображение периода коллективизации в жизни нашей страны
Произведения В.Ф.Тендрякова неизменно вызывали острые споры. Он зачастую опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Основополагающее в его этическом кодексе - совесть. Многие его произведения и в эти дни злободневны. В.Ф. Тендряков написал рассказ "Хлеб для собаки" в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже затем смерти автора, рассказ был напечатан в журнале "Новый мир".
В рассказе поднимается тема голода 1932-1933г. По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. в 1932 г., 18 млн. в 1933 г., 10 млн. - 1932 г. За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. Ещё недавно упоминать об этом времени было небезопасно. И только чудом уцелевшие от голодомора старики и старухи, скорбно доживающие свои дни наедине со страшной памятью тех восьми месяцев голода 1932-1933 годов, зажигали украдкой поминальные свечи. На память эту государственная власть наложила проклятие. Ее пытались стереть, уничтожить и запретить. Но она жила, подчас робко прорываясь на страницы книг.
Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.
А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства,» - пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).
Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.
Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.
Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым – это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв – «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…
«У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:
-Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!
(…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачи
ваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.А я не мог остановиться и кричал рыдающе.»
Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.
Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!»
И тут появляется собака. Вот оно – самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».
Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».
Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. В этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.
Владимир Тендряков сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» является неотъемлемой частью сознания нравственного человека. Формирование нравственных убеждений — квинтэссенция нравственного воспитания и связано в первую очередь с усвоением ценностных отношений, главной особенностью которых является то, что они «включают в себя не только должное (норму, императив), но и желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением». Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и истинным, живым человеческим участием. Истинная ценность, истинная человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку. Работа над этим рассказом пробуждает у многих учащихся сильный эмоциональный отклик, заставляет испытать настоящее потрясение. Одна ученица написала в своей работе: «После этого рассказа невозможно ничего говорить. Можно только молчать... молчать и думать».
В рассказе В.Ф. Тендрякова не говорится о голоде как о биологической проблеме, это проблема нравственная, проблема человеческой совести.
Тема голода не новая для русской литературы. Вспомним «Детей подземелья» В. Короленко и слова героя А.П. Чехова: «Надо, чтобы за дверь каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит, как теперь он не слышит и не видит других».
«… Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.
Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»
Страшные картины голодных страданий не свели Володю с ума, так как гораздо больше его потрясла картина, когда прилично одетая женщина черпает «обгрызенной деревянной ложкой молоко из грязного конского следа, опустившись перед нм как перед могилой дочери. Она не ссыльная и не «лишенка», но она также беззащитна перед голодными страданиями несоответствие внешнего вида этой женщины тому, что она делала, потрясли детское сердце.
Возникает вопрос: может ли герой рассказа быть сытым, если рядом голодные? Нет, не может. Володя говорит о том, что, живя в пролетарской стране, он рано понял, как стыдно быть сытым, а он, «к сожаленью, действительно был сыт». Мальчик хочет разделить свой хлеб – и это уже нравственная проблема. Какой выход находит Володя, оказавшись перед нравственным выбором? Как вы понимаете слова автора: «Не облезлого пса я кормил кусками хлеба, а свою совесть»? Он кормит брошенного всеми голодного облезлого пса. Поиск самого голодного – это прием экспрессии, который помогает понять название и идею произведения, а определение ключевых слов помогает понять название рассказа: хлеб – совесть, люди – враги народа.
Как же в подобной ситуации ведут себя отец Володи и начальник станции? Что сближает этих людей? Начальник станции, не выдержав муки совести, застрелился. Он не нашел себе «облезлого пса», которого можно накормить. Отец Володи не может смотреть в глаза сыну: он, герой революции, боровшийся за счастье всех людей, не может помочь своему страдающему сыну, пытается успокоить свою совесть пустыми, никому ненужными фразами.
Тендряков своим рассказом ставит своих читателей перед дилеммой: какой мир выбрать: мир души с его неизбежными страданиями или мир благополучия, ничего «неведения». Каждый человек рано или поздно оказывается перед этим выбором
После прочтения рассказа невольно возникает вопрос: нужны ли такие страшные произведения сегодняшнему читателю? Да, нужны. Это наша история, мы не должны забывать об этом, чтобы не повторить совершенных ошибок. Рассказ будоражит человеческую совесть своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Это поистине гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше.
А.Т. Твардовский говорил: «…уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха…, эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения…»
www.litsoch.ru
«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…» Урок литературы по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». 9 класс Козлицкая В.И., Почетный работник общего образованияРоссийской Федерации, учитель русского языка и литературысредней общеобразовательной школы №568, г.Санкт-Петербург Перед лицом ушедших былейНе вправе ты кривить душой – Ведь эти были оплатилиМы платой самою большой…И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой. А.ТвардовскийЦели урока:
Ход урока:
Пережитая нашим народом историческая трагедия 20 – 40 годов яркои многообразно запечатлена в русской литературе ХХ века. Среди посвященных ей произведений особое место занимают рассказы Владимира Тендрякова, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов.Что вы узнали об этом писателе?У ч е н и к (задание было дано накануне урока) :Тендряков родился в 1923 г. в д.Макаровская Вологодской области. Окончание школы почти совпало с первым днем войны. Кем быть? - Этот вопрос не встал тогда перед ним. Ушел на фронт, закончив курсы радистов. Участвовал в тяжелых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение помешало дойти до Берлина, был демобилизован. После госпиталя возвращается к мирной жизни: учитель, преподает военное дело в сельской школе, занимает пост секретаря райкома. Первый шаг к профессии литератора сделал в 1946 г., когда поступил на художественный факультет ВГИКа, но, окончив первый курс, переходит в Литературный институт им.Горького. После войны он одним из первых писателей (вместе с Ф.Абрамовым, В.Овечкиным) обращается к теме многострадальной русской деревни. Рассказы В.Тендрякова, посвященные этой теме, - «Три мешка сорной пшеницы», «Поденка – век короткий», «Кончина». У ч и т е л ь: Обратимся к рассказу Тендрякова «Хлеб для собаки». Рассказчик, Володя Тенков, десятилетний мальчик, - это сам писатель, которому пришлось в детстве много пережить; читая, мы почти физически разделяем его страдания, когда он просыпается на рассвете от громыхания телеги колхозного конюха, который подбирает «падалицу» - так в рассказе Тендрякова называют умерших от голода людей.
Задание 1-й группе :
Задание 2-й группе :
Чтение эпизода № 1: «Дыбаков – первый секретарь партии…» до слов «За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.»Комментарий к эпизоду: Шкилетник, которого встречает первый секретарь райкома партии, всего лишен, он обречен на голодное существование, а вина его лишь в том, что имел две лошади. Он уже не может встать и говорит, лежа поперек дороги. Дыбаков же видит в нем потенциального врага. Для него не имеет значения тот факт, что враждебных действий не было со стороны раскулаченного, важно то, что они могли быть. Поэтому без всякого сострадания переступает он через полуживого крестьянина. Но есть еще один партиец. Это отец Володи – Федор Васильевич Тенков. 4 года назад он думал так же, но теперь он изменился. У ч и те л ь: Что нам говорит об этой перемене? (Он не упрекает сына, когда видит, что Володя отдает «слону» хлеб, дескать, «врагов жалеешь». Он говорит: «У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь…») - Какие чувства испытывает отец ? (Федор Васильевич страдает, видя последствия коллективизации, начатой четыре года назад так уверенно. Он становится похожим на начальника станции, который в «новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом» по долгу службы вынужден был бродить у станционного сквера. У него было оплывшее, свинцовое лицо. Начальник станции «глядел себе под ноги и молчал», а позже застрелился.) - О чем свидетельствуют эти детали портрета ? («У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции»). Не мог он равнодушно смотреть на все происходящее, видя, что и сам «по долгу службы» помочь не в состоянии. Задание 3-й группе:
Чтение эпизода № 2: «Мы, мальчишки, в сам скверик не заходили, а наблюдали из-за заборчика…» до слов «и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»Комментарий:Дети, ровесники Володи, висят на заборе «и, затаив дыхание, рассматривают короедов, видят пену, которая пузырится на губах умирающих. - Что вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? – спрашивает начальник станции. Трудно осуждать этих детей. Они сами голодные. Вспомним эпизод «В школе». Голодный вынужден думать только о себе, бремя голода вынуждает его добывать хлеб насущный для себя. Относительно сытый – это Володя. И вот в сознании его происходит борьба. Рождается двоемыслие. С одной стороны: «Если враг не сдается, его уничтожают». А с другой – какие же они враги, если и встать-то не могут, эти «слоны», «шкилетники», «короеды»! Обратимся к к тексту. Чтение эпизода № 3: «Я повернулся к дому и вздрогнул: передо мной стоял отец…» до слов «Отец легонько подтолкнул меня в плечо. – Иди играй.»Учитель предлагает прокомментировать соответствующий эпизод и ответить на вопрос: какой выход находит для себя Володя? (Совесть не позволяет ему оставаться простым наблюдателем, «висящим на заборе». Его мучает мысль о том, что в привокзальном сквере люди грызут кору оттого, что сам съел слишком много. И тогда Володя принимает решение - относить часть своей еды голодающим. И вот результат его решения. Он отрицательный. (Голодные пришли к его дому, каждый просил для себя. Мальчик, не выдержав, прогоняет их всех. Его истерика была воспринята как полное излечение от мальчишеской жалости. Но есть за столом досыта он не может и тогда находит другое решение: подкармливать самую голодную, самую забитую собаку, которая уже боялась людей.) Учитель: Верное ли решение принимает Володя? Обратимся к тексту. Чтение эпизода №4: «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака…» до слов «Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук.» Комментарий. Мальчик сыт и обеспечен, но это оборачивается против него, становится постыдным обвинением, опустошает внутренне, так как рядом погибают от голода вырванные из родных мест люди. Как выстоять, сохранить душу? В тот момент, когда он отдал кусок хлеба собаке, он был спасен. И хотя собака не благодарит и даже не привязывается к герою (в то голодное время она перестала быть домашним животным, так как ссыльные убили навсегда доверие к человеку), он продолжает носить ей еду. Благодарность ему была не нужна, по сути, он «кормил свою совесть». У ч и т е л ь: Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так? (Дети отвечают: доброту, сострадание, милосердие. Заранее подготовленный ученик читает определение слова «милосердие» в словаре В.И.Даля : «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.») Задание 4-й группе:
Заключение. У ч и т е л ь: Сейчас наше общество пытается возродить милосердие. Но как вернуть его без непосредственного сострадания! И рассказ говорит о том, что чувство сострадания должно быть в человеке, должно быть заложено в детстве: не дожидаясь полной справедливости и равенства, поделись пока с тем, кому хуже, чем тебе. (Дети и внуки не знают старого обычая подавать милостыню. Милостыня ушла, ушло и сострадание.) Заканчивая урок, учитель вместе с учениками обращается к вопросам, записанным на доске, и подводит учеников к мысли, что не время определяет человека, а человек сам определяет свою жизненную позицию в любые времена. Этот рассказ Тендряков, конечно, не увидел в печати (рассказ был опубликован в 1988 г.), он писал «в стол». Но он честно описал тяжелые для русского крестьянина времена, и в этом рассказе, как и в других («Пара гнедых», «Параня» и «Донна Анна»), писатель обратился к болевым точкам, пришедшимся на жизнь его поколения. Они, эти рассказы, своего рода верстовые столбы, «знак сторожевой» исторического движения и зарубки, навсегда оставленные в душах людей. У ч и т е л ь: Читает эпиграф, написанный на доске. Эти слова А.Твардовского из поэмы «По праву памяти» посвящены тому же трагическому периоду нашей истории, как и упомянутые выше рассказы В.Тендрякова. «Я родился в воспаленное время», - написал он в рассказе «Пара гнедых». Это время сделало из него зоркого и честного художника, «по праву памяти» рассказавшего нам о мрачных 30-х годах. Домашнее задание: Написать письменную работу на одну из тем:
|
Голод как нравственная проблема в рассказе В. Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Урок литературы в 7 классе
Дополнительные сочиненияСодержанием данного урока является анализ рассказа В. Ф.Тендрякова "Хлеб для собаки". Учебный материал распределен на два часа. Приложение к уроку - демонстрационный материал (презентация), вниманию учащихся предложены иллюстрации, воссоздающие дух эпохи.
Рассказ В. Ф. Тендрякова обращен к людям разных поколений: и к тем, кто пережил страшные годы в жизни нашей страны, и к тем, кому предстоит строить будущее. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным по отношению к окружающим, быть ответственным перед своей совестью.
Тема урока: "Голод как нравственная проблема в рассказе В. Ф.Тендрякова "Хлеб для собаки". Урок литературы в 7 классе по программе "Школа 2100"
Цели
Общая: подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек должен отвечать за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиваться к голосу своей совести.
Частная: продолжить работу над формированием исследовательских, аналитических, творческих умений учащихся.
С рассказа В. Ф.Тендрякова "Хлеб для собаки" начинается изучение нового раздела "Я и Я" (см. учебник по литературе "Путь к станции "Я" под ред. Р. Н.Бунеева, Е. В.Бунеевой /М.: Баласс,2003). Учитель объясняет учащимся, что разговор пойдет о внутреннем и внешнем состоянии человеческого "я", о совести и моральной ответственности каждого из нас перед обществом и собой.
Словарная работа
Учащимся предлагается объяснить свое понимание понятий (см. слайд №2): "жить по совести";"больная совесть";"укоры совести".
Слайд №2
От размышления над данными вопросами переходим непосредственно к анализу рассказа.
Ребята! На доске записаны высказывания В. Ф.Тендрякова. Прочтем их (см. слайд №3).
Слайд №3
Вопрос. Какие слова особенно затронули вас?
(Учащиеся комментируют одно из высказываний, записывают его в тетрадь.)
Вопрос. Каким вы представляете себе человека, который так говорит (см. слайд №4)?
Слайд №4
В. Ф. Тендряков - беспокойный писатель, писатель, "бьющий в колокола", - так о нем отзывались его современники.
Вопрос. А что вы знаете о Владимире Федоровиче Тендрякове?
(Учащиеся рассказывают о самых ярких эпизодах жизни писателя).
Родился в декабре 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области в семье сельского служащего.
Наутро после школьного выпускного бала ушел на фронт, в 1943 году был тяжело ранен и демобилизован.
В 1945 году поступил Московский институт кинематографии, а через год перевелся в Литературный институт им. М. Горького, который закончил в 195 году.
Работал журналистом - корреспондентом журнала "Огонек". Его первые рассказы - о деревне ("За бегущим днем", "Свидание с Нефертити").
Является соавтором сценария к фильму "49дней" ( 1962 г.).
Сельская действительность 40-х годов, школа и подросток, религия как элемент духовности, искусство - основные темы творчества в. Ф.Тендрякова. Основополагающее в его этическом кодексе - совесть.
Повести "Весенние перевертыши" и "Ночь после выпуска" автобиографичны, они прямо обращены к острейшим проблемам нравственности. Произведения В. Ф.Тендрякова всегда вызывали острые споры. Он нередко опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Писатель не предлагал однозначных ответов, многие его произведения и сегодня злободневны.
В. Ф. Тендряков написал рассказ "Хлеб для собаки" в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже после смерти автора, рассказ был напечатан в журнале "Новый мир".
Вопрос. Как вы считаете, почему это произведение не печаталось столько лет? Обратите внимание на время действия (1933 год).
(Тема голода 1932-1933г. была одной из запрещенных, правительство не желало признавать вопиющих фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном для людей времени была засекреченной, умерших от голода хоронили в строгой секретности.)
Историческая справка
(См. слайд № 5.)
За 2 года было раскулачено около 600 тыс. семей, из них 240 тыс. выселены на Север, Урал, в Сибирь, Казахстан.
По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. человек.
1932 г. - вывезено за границу 18 млн. центнеров зерна.
1933 г. - вывезено 10 млн. центнеров зерна.
7 августа 1932 г. Сталин подписал указ, который гласил: "Применять в качестве судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией имущества...". За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. человек, 2 тыс. расстреляны.
За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. человек.
(Далее см. слайды № 6 - 12 , во время демонстрации слайдов звучит музыка.)
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Комментарий учителя. Еще совсем недавно даже упоминать об этом времени было небезопасно. И лишь чудом уцелевшие от голодомора старики и старухи, скорбно доживающие свои дни наедине со страшной памятью тех восьми месяцев голода 1932-1933 годов, зажигали украдкой поминальные свечи. На память эту государственная власть наложила проклятие. Ее пытались стереть, уничтожить и запретить. Но она жила, иногда робко прорываясь на страницы книг.
Вопрос. Обратимся к рассказу В. Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки". Автор вводит в рассказ документальную реплику. Зачем?
(Подтвердить фактическую основу написанногоМиллионы семей затронула эта беда.)
Домашним заданием было узнать об этом времени, можно использовать семейные архивы. Учащимся предлагается высказаться по этому вопросу.
Аналитическая работа по тексту
В качестве домашнего задания учащимся предложено заполнить карту индивидуального прочтения (при анализе рассказа учащиеся будут обращаться к карте (см. слайд №13), дополнять ее, сопоставлять свои ответы с ответами одноклассников.)
Карта индивидуального прочтения рассказа
Неожиданным или нет оказалось для вас содержание рассказа?
Что вас поразило, вызвало недоумение?
Почему так назван рассказ?
По-вашему, какова главная мысль рассказа?
Какие проблемы затронуты автором?
Какие вопросы возникли во время прочтения рассказа?
О чем вас заставил задуматься рассказ?
Задание 1. Что вы почувствовали, прочитав рассказ?
(Поражают страшные картины голода, описанные автором, бесчеловечное отношение к ссыльным, но вместе с тем даже в такое страшное время есть люди, способные сострадать и быть неравнодушными к другим).
Задание 2. Предлагаю вам определить основную тему рассказа. Вам предложены предполагаемые темы, выберите, какая из них, на ваш взгляд, главная? Почему? Отражены ли в рассказе остальные темы? (См. слайд №14.)
"Голод как нравственная проблема".
"Бесчеловечное отношение к ссыльным".
"Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны".
(Ведущей, несомненно, является тема "Голод как нравственная проблема", но вместе с тем все представленные темы отражены в рассказе).
Задание 3. Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, записывают её:Голод как нравственная проблема в рассказе В. Ф.Тендрякова "Хлеб для собаки".) (См. слайд №15.)
Слайд №15
Эпиграфом к уроку будут слова русского философа Н. А. Бердяева: "Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема". (См. слайд №16.)
Слайд №16
Вопрос. Насколько созвучны слова Н. А. Бердяева теме нашего урока?
(В рассказе В. Ф. Тендрякова не говорится о голоде как о биологической проблеме, это проблема нравственная, проблема человеческой совести.)
Тема голода не новая для русской литературы. Вспомним "Детей подземелья" В. Короленко и слова героя А. П. Чехова: "Надо, чтобы за дверь каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит, как теперь он не слышит и не видит других".
Рассказ "Хлеб для собаки" о тяжелом периоде в истории нашей страны. Мы попытаемся понять, в чем злободневность рассказа, помогают ли поднятые автором проблемы осмыслению нашей действительности.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали, что каждый человек должен отвечать за свои поступки, быть внимательным ко всему, что его окружает, прислушиваться к голосу своей совести.
(Формулируется цель урока, учащиеся записывают её в тетради. )
Задание 4. Все происходящее мы видим глазами мальчика, вашего ровесника, Володи Тенкова. Что он за человек? (Работа по картам индивидуального прочтения.)
(Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутреннее "я", голос совести. Он открывает для себя истины, над которыми раньше не задумывался: как можно помочь одному, а другому - нет, почему опасно протягивать руку помощи другому. Он испытывает муки совести сытого перед голодным.)
Задание 5. Почему Володю больше, чем смерть, потряс эпизод с разлитым молоком? Что значит "обмозолиться"?
Комментированное чтение отрывка. Обратите внимание на выделенные слова, выпишите их в тетрадь, объясните, какие изобразительные средства использует автор.
"... Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.
Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.
Первое потрясение, куда более сильное, чем от куркульской смерти, я испытал от тихого уличного случая.
Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции. Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки на дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно.
А я стоял в стороне и - нет, не ревел вместе с ней - боялся, надо мной засмеются прохожие."
(Страшные картины голодных страданий не свели Володю с ума, так как гораздо больше его потрясла картина, когда прилично одетая женщина черпает "обгрызенной деревянной ложкой молоко из грязного конского следа, опустившись перед нм как перед могилой дочери. Она не ссыльная и не "лишенка", но она также беззащитна перед голодными страданиями несоответствие внешнего вида этой женщины тому, что она делала, потрясли детское сердце.)
Задание 6. Может ли наш герой быть сытым, если рядом голодные? (Обратить внимание учащихся на эпиграф!)
(Нет, не может. Володя говорит о том, что живя в пролетарской стране он рано понял, как стыдно быть сытым, а он, "к сожаленью, действительно был сыт". Мальчик хочет разделить свой хлеб - и это уже нравственная проблема.)
Задание 7. Какой выход находит Володя, оказавшись перед нравственным выбором? Как вы понимаете слова автора: "Не облезлого пса я кормил кусками хлеба, а свою совесть"?
(Он кормит брошенного всеми голодного облезлого пса. Поиск самого голодного - это прием экспрессии, который помогает понять название и идею произведения, а определение ключевых слов помогает понять название рассказа: хлеб - совесть, люди - враги народа).
Задание 8. Как в подобной ситуации ведут себя отец Володи и начальник станции? Что сближает этих людей?
(Начальник станции, не выдержав муки совести, застрелился. Он не нашел себе "облезлого пса", которого можно накормить. Отец Володи не может смотреть в глаза сыну: он, герой революции, боровшийся за счастье всех людей, не может помочь своему страдающему сыну, пытается успокоить свою совесть пустыми, никому ненужными фразами.)
Задание 9. Каким вы видите будущее отца Володи? Почему В. Ф. Тендряков оставляет финал открытым?
(Автор не предлагает однозначный ответ. Возможно, привязанность к сыну спасет отца Володи от страшного финала.)
Итог урока
Вопрос. К чему призывает Тендряков своим рассказом?
(Какой мир выбрать: мир души с его неизбежными страданиями или мир благополучия, ничего "неведения". Каждый человек рано или поздно оказывается перед этим выбором.)
Вопрос. Нужны ли такие страшные произведения сегодняшнему читателю?
(Это наша история, мы не должны забывать об этом, чтобы не повторить совершенных ошибок. Рассказ будоражит человеческую совесть своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Это поистине гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше.)
Вопрос. Обратимся еще раз к эпиграфу. Уместен ли он в разговоре о рассказе В. Ф. Тендрякова?
(Выводы учащиеся формулируют самостоятельно, записывают их в тетрадь.)
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на одну из тем (см. слайд № 17).
dp-adilet.kz