Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». Хлеб для собаки история создания
Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"
Разделы: Литература
1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.
Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.
Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".
Слово предоставляется " биографу". (Презентация проекта " В.Ф.Тендряков. Личное дело").
Приложение 1.
2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.
Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.
(Презентация проекта "Смысл названия рассказа").
3. Итак, мы определили, что название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа), сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.
Проанализировать свой собственный духовный мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое "совесть", попытался N, почти профессионал, журналист, внештатный корреспондент газеты "Маяк" и печатного органа Пушкинского Молодёжного центра "Молодое Пушкино".
Он подготовил видеосюжет.
(Презентация видеосюжета проекта "Что такое совесть")
4. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразными мерилом нравственности человека.
У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является определяющим в выборе поступка, за который потом не было бы мучительно стыдно
Экспозиция рассказа помогает понять суть выбора, перед которым находится герой Что является экспозицией в рассказе " Хлеб для собаки"? (Автор выносит её в самое первое предложение, с которого начинается повествование; это дата - "лето 1933 года").
Выступление группы историков. (Презентация проекта "1933 год в судьбе страны").
Учитель: Ксения очень правильно определила сущность следующей работы, которая будет новым этапом проектной деятельности. Наша работа будет сосредоточена на анализе текста.
Подумайте, какой основной вопрос мы можем рассмотреть в этой части нашего исследования?
Основной вопрос - проблема выбора.
Основную гипотезу можно представить в виде своебразного "треугольник", где вершиной будет понятие "счастье", а у основания расположатся понятия "государство" (я бы добавила "власть", "насилие", раз речь идёт о 30-х годах) и "человек".
Мне кажется, что главная задача нашей работы с текстом - выявить, какой будет судьба человека, позволившего однажды компромисс с собой.
Ну а цель этой работы?
В любой ситуации человек должен выбрать тот поступок, за который он может заслужить уважение прежде всего в собственных глазах.
Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за собой, если вы не возражаете. Итак, начнём...
Вечная проблема, которую человек ведёт с самим собой - время ли виновато в том, что иногда приходится идти против своей совести или на сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в этом? В своём рассказе всем ходом развития действия Тендряков даёт однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только сам человек, ибо только ему одному даровано знание о самом себе - то знание, которое мы сопоставляем с понятием "совесть". "Это знание может быть интуитивным или организовано в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает совестливого человека вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подаёт человеку. В структуру повествования. Тендряков вводит определённую систему символических обозначений времени". ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Заставляя читателя не просто следить за фабулой, но и задумываться о происходящих событиях и о мучительных размышлениях героя - ребёнка, автор как бы призывает заглянуть в самих себя, проверить, как каждый из нас поступил в подобной ситуации.
Символы времени в рассказе.
С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени?
Послушаем Регину, которая приготовила нам музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)
Приложение 3.
- Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в рассказе? Расскажите.
- Какую новую грань мироощущения писателя мы можем назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?
Учитель: Такую сложную ситуацию не смог пережить даже взрослый человек - начальник станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит бездомную собаку, понимая, что накормить всех он не сможет.
Внимательно прослушайте отрывок из рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки" (Выразительное чтение от слов "Как-то под утро я внезапно проснулся:" до слов "Щедра без устали:")
- Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:
- Какое внутреннее состояние человека автор считает счастьем?
- Какова, с точки зрения автора, реальная возможность осуществления счастья в жизни героя?
(Для более точного ответа проследите за композиционным "обрамлением" предложенного отрывка.)
- Какие новые черты внутреннего мира открываются для нас в ответах на два предыдущих вопроса?
Учитель: Говорят: человек создан для счастья, как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье, стремимся к нему. Государство как бы гарантирует каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает на себя определённые обязательства, издавая законы, выпуская постановления и т.п.
Советское государство, проводя в 30-е годы политику индустриализации и коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над посёлком.
Перечитайте документальные сведения, которые автор вводит в рассказ в качестве заключения. Подумайте, с какой целью писатель обращается к документальным данным, связанным с раскулачиванием?
Обратимся к эпиграфу к уроку: "Разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?"
Учитель: Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нём автор выбирает события, которые носят трагический характер. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Разве можно сравнить его возможности с возможностями государства? Но герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих "взрослых" вопросов. Он подчиняется первому порыву - жалости - и пытается накормить голодных. Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику: "Чайной ложкой море не вычерпаешь".
Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от 1-го лица?
С точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку... Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем участия. Именно поэтому горькая исповедь соединяется с художественным рассказом... сплавляется с документом. (Н. Иванова Потаённый Тендряков, ж. "ЮНОСТЬ" 1989. №9). В цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совестью. "Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса" ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в себе человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не идя на сделку со своей совестью
Учитель: Итак, герой один на один со своей совестью. Как же происходит этот жестокий суд? Обратимся к тексту.
- Проанализируйте отмеченные фрагменты текста, где говорится о размышлениях героя.
- Подчеркните ключевые слова. Определите позицию автора по отношению к герою.
- Какую вину берёт на себя герой?
- Какова позиция автора в споре героя с самим собой?
Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко несчастных "куркулей", врагов, которых он должен презирать, ненавидеть. Но чувство сострадания оказывается сильнее вражды! Как мучительно трудно дается мальчику его выбор! Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не могут, не смеют ему помочь. И герой находит компромисс: он кормит бездомную голодную собаку, пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И в этом самоосуждении есть этап взросления души героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести всю жизнь. В этот момент Тендряков словно обращается к читателю: есть ситуации, когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, должен сделать свой выбор, не пользуясь подсказками.
В этом смысле рассказ - это обращение к нам с вами: нужно всегда контролировать свою душу, сверять свои поступки с высоким понятием совести. К этому взывает нас, читателей, "тревожная" совесть Тендрякова.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Рассказ В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Отражение истории страны в художественном произведении.
ВСТРЕЧА –…………
Родины образ – не земли да воды
Только (как думаем мы иногда)…
Это еще и минувшие годы,
И достопамятных дел череда.
Знать, потому нас и тянет вглядеться
В дикую степь, где гулял печенег.
( Так возвращаются памятью в детство
В зрелые годы уже человек.)
Тянет прочесть, за страницей страницу,
Книгу – писалась та книга века –
И про царя Косаря, и царицу,
И про дела бунтаря мужика;
И про засилье правителей разных,
Призванных из-за чужой городьбы;
И про веками болевшую язву
Междоусобной кровавой борьбы;
И про татаро-монгольское иго
( потом лошажьим пропахшая выть!)
О мой народ! Несравненную книгу,
Вижу, тебе довелось сочинить!
В ней –
Дух свободы и рабства вериги…
Родина! Я бы солгал пред тобой,
Если б сказал, что я вижу в той книге
Розовый цвет лишь да цвет голубой.
Черные, вижу, разлиты чернила –
Густо притом - на странице иной.
Родина! Ты за беспечность платила
В те времена дорогою ценой.
Как точно наш вологодский поэт С. Викулов определил цветовую гамму истории России: розовый, голубой и черный. Эти цвета, если бы нарисовать историю России красками, отразили бы, на мой взгляд, суть происходящих в стране событий 20-30 годов прошлого века.
Гражданская война, ее последствия, строительство новой советской экономики, НЭП, первые пятилетки, индустриализация, коллективизация… Этот список можно было бы продолжить. Но… Остановимся на мгновение, обратимся к одному из событий.
Звучит отрывок из песни «Нас утро встречает прохладой…»
Стремительное, новое время. В стране в те годы началась коллективизация.
Что такое коллективизация? Каковы причины и последствия этого исторического процесса? (Выступление группы историков и обсуждение).
Такой мы увидели историю глазами ученых. А как описывали коллективизацию некоторые писатели?
На фоне музыки чтение отрывка из рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки» ( С начала и до слов « Такие и после смерти не походили на людей – по-обезьяньи сжимали деревья.» )
Страшная, но правдивая картина. Не правда ли?! Именно такой увидел ее маленький мальчик Володя Тенков, герой рассказа « Хлеб для собаки», автором которого является наш земляк В.Ф.Тендряков. В творчестве Владимира Федоровича есть немало произведений, связанных с историей нашей страны. Почему? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Выступление группы учащихся. ( Краткий рассказ о жизни писателя, обзор творчества, основные темы произведений).
Создавая свои произведения, Тендряков обращает наше внимание не только и не столько на исторические факты, сколько на нравственные понятия, основополагающим из которых является СОВЕСТЬ.
Именно совесть заставляет главного героя рассказа «Хлеб для собаки» ужасаться происходящему. Кто же он, главный герой рассказа?
Выступление группы учащихся. ( Рассказ о главном герое и обсуждение).
Перед читателем возникает образ «впечатлительного, уязвимого мальчика», сознание и чувства которого сильнее сознания и чувств взрослого человека. Володю потрясает скверик с его обитателями: «Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.»
А что потрясло вас при чтении рассказа В.Тендрякова? (Обмен впечатлениями о прочитанном)
Потрясает разговор Дыбакова, первого секретаря партии, и одного из доходяг, как пишет Тендряков, «это был оборванец – костяк в изношенной, слишком просторной коже».
Чтение сцены «Разговор Дыбакова и доходяги» по ролям.
Итак, враг… Этот человек, некогда имевший пару лошадей, не желавший отдать их в колхоз, теперь превратился в врага. Как просто поделили людей на своих и врагов!.. Такова история.
Какие еще сцены, детали помогают нам, читателям, представить те далекие 30-ые годы? Обсуждение.
Тяжелые испытания всегда меняют человека, и Володя Тенков, маленький мальчик, втянутый в трагический водоворот событий, размышляя о происходящем, становится взрослее. Все это находится в центре внимания автора.
Так почему же рассказ называется «Хлеб для собаки»? (Обсуждение смысла названия)
Рассказ завершается документальной репликой (выразительное чтение ).
Возникает вопрос, почему же В.Тендряков на страницах своих произведений решил рассказать о том страшном, трагическом для страны времени? Может, потому что сам был свидетелем происходящих в стране перемен? Может, потому что это было близко ему: многие жители нашего района, его земляки, были раскулачены, высланы, расстреляны. Как проходил процесс создания колхозов на территории нашего Верховажского района?
Выступление историков на тему «Коллективизация в нашем крае».
За этими цифрами стоят сотни искалеченных человеческих судеб. Может, кто-то скажет, что необходима была столь жесткая рука, которая направляла, вершила историю / то, что называется исторической необходимостью/. Благодаря этой жесткой руке СССР выстоял. Но вслед за этим возникают вопросы: «Какой ценой вершилось счастье миллионов людей? Неужели не было таких, кто бы, пусть и молча, но противостоял той системе? Были! Есть такой герой и в рассказе Тендрякова.
Выступление учащихся. ( Рассказ о начальнике станции).
Тендряков своими произведениями заставляет нас думать, помогает понять, что на ненависти мир не построишь, что спасти нас может только доброта и милосердие.
Чем стала для вас сегодняшняя встреча с историей 30-х годов и рассказом В.Тендрякова?
Обсуждение, выбор наиболее точного слова, которое выносится в название темы: ВСТРЕЧА – ПОТРЯСЕНИЕ.
Домашнее задание: написать отзыв о рассказе В.Тендрякова «Хлеб для собаки»;
нарисовать обложку книги «Хлеб для собаки»;
собрать и оформить материал на тему: «Коснулась ли
коллективизация мою семью?»
/ задание на выбор /
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
Технологическая карта урока
Разработчик: Останина Наталия Владимировна
Модуль
Тема урока: «Интегрированный урок (литература – история) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки» (11 кл)
Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.
Тип урока: комбинированный урок
Механизмы создания мотивационного поля:
- создание проблемной ситуации
- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя
- совместная работа группы, нацеленная на результат
- причастность к истории страны
- целостность восприятия (история + литература)
Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация
Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание
Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения
Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся
Результат урока: формирование УУД:
- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов
- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе
- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции
- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу
Необходимое оборудование: действия и операции
1.Текст рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
2.Интернет.
3.Учебники истории.
4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века
5.Аппаратура для показа презентаций.
Интегрированный урок (литература-история)
по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
Ребята, сегодня на уроке перед вами лежат 2 учебника: литературы и истории. Домашнее задание к уроку – прочитать рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки», также по желанию были даны индивидуальные задания.
Мне хотелось бы начать урок с такого задания: кто из вас может сформулировать о чём прочитанный вами рассказ (кратко)
Ответы учащихся, например: - о детстве Тендрякова
- о голоде в 30-е годы
- о совести…
- о кулаках …
(Учитель записывает кратко все версии детей на доске)
Хорошо, всё, что вы сказали, правильно, но в начале урока я хочу задать вам вопрос: «Ребята, а было ли вам когда-нибудь стыдно за то, что вы совершили?»
(Детям даётся время подумать, если кто-то хочет, может рассказать о поступке, за который им было стыдно).
Как вы объясните, что такое совесть?
(Версии детей можно записать на доске)
Выступление докладчика, объяснение лексического значения и этимологии слова «совесть».
Совместно с детьми формулируется тема урока.
(Возможные варианты может подготовить учитель).
«Голод как нравственная проблема».
«Бесчеловечное отношение к ссыльным».
«Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны».
Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».)
Эпиграфом к уроку будут слова русского философа Н.А. Бердяева: «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема».
Герою рассказа Володе Тенкову тоже было стыдно, а за что?
(Ответы уч.-ся)
Выскажите, пожалуйста, своё мнение: может ли маленький (десятилетний) мальчик отвечать за поступки взрослых людей?
(Ответы уч.-ся)
Только ли о переживаниях, муках совести мальчика рассказ или можно обозначить более широкую тему?
(Ответы уч.-ся)
Обратите внимание (см. текст рассказа), с чего он начинается и чем заканчивается.
(Ответы уч.-ся)
Зачем это дано в рассказе?
(Ответы уч.-ся: - чтобы рассказать о времени, событиях 30-х гг.)
- рассказ о тяжёлых голодных годах…
Ребята, а что вы знаете о 30-х годах из уроков истории? Запишите в тетради в виде тезисов.
Дети записывают, затем называют, учитель пишет на доске (кратко):
- голод в Поволжье
- враги народов, шпионы
- коллективизация
Специально подготовленный ученик выступает с сообщением и презентацией по данным пунктам.
Мы с вами услышали о мрачной стороне жизни наших соотечественников в 30-е годы, а только ли мрачные картины рисовались? Была ли другая сторона в жизни нашей страны?
Я попрошу вас разделиться на группы и почитать в интернете о тех событиях 30-х годов, которые я записаны на доске: парады физкультурников, стахановцы, съезды молодёжи, спортивные марши, развитие индустриализации…
На работу даётся 8-10 минут.
Заслушиваются сообщения всех групп.
На экран проецируется 2 фотографии 30-х гг. На одной голодные дети, на другой здоровые, весёлые, сильные, гордые молодые советские люди.
Детей можно попросить составить ассоциативный ряд к каждой фотографии.
( В тексте постоянно противопоставлены друг другу смерть куркулей и постоянно звучащая по радио песня «Не спи, вставай кудрявая!»)
А сейчас вернёмся к рассказу Тендрякова. Кого в рассказе называют куркулями?
Кто такие куркули: враги народа или люди, честным трудом заработавшие своё состояние?
Что вы почувствовали, прочитав рассказ?
Рассказ Тендряков раскрывает как личную драму десятилетнего мальчика, так и драму в жизни людей 30-хгг.
У страны, к сожалению, есть два «я»: одно – внешне – «я» бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее – драматическое, но реальное, истинное «я» нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий Володиного отца, детей, столкнувшихся со зрелищем массовой гибели людей, и, наконец, той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно за границу.
Ребята, а зачем В.Тендряков спустя 36 лет рассказывает о своём детстве, к чему он призывает? Нужны ли в литературе такие страшные произведения?
Рассказ этот обращён ко всей стране: к правительству, и ко всем ее гражданам. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным к любому живому существу, особенно к человеку, взрослому или ребёнку, говорит об ответственности перед людьми и собой самим, перед своей совестью. Рассказ будоражит человеческую совесть именно своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Он, несмотря на изображённые в нём ужасные картины, или, вернее, благодаря им, представляет собой истинно гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше, чем они есть.
Д/З: 1.Мини-сочинение (размышление на тему рассказа)
2.Эссе.
3.Сочинение-рассуждение на одну из тем:
«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О.Волков)
«Научить гениальному нам не по силам… научить бы одному: не обижайте друг друга, люди!» (В.Тендряков)
kopilkaurokov.ru