Без труда хлеб не родится никогда. Конспект1. Хлеб без труда не родится никогда


Без труда хлеб не родится никогда. Конспект1

Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х’]. Буква Х, х. Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления Тип урока Решение учебной задачи Планируемые результаты (предметные) Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы Личностные результаты Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке. Познавательные: общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц. Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях Ход урока. Орг. момент. Речевая разминка Чтение — лучшее учение. (Пословица написана на доске.) Прочитаем, четко выговаривая все звуки. Что вы прочитали? Почему так говорят? Верно, кто много читает, тот много знает. Какой звук в этой пословице встречается чаще? Что вы знаете об этом звуке? Где «живет» эта буква? Есть в «переулке» еще буква, которую мы сегодня «разбудим». Повторение, актуализация знаний. Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?» Верите ли вы, что… Звуки бывают гласные и согласные? (да) Гласные звуки не поются? (нет) Согласные звуки произносятся с преградой?(да) Согласные бывают звонкие и глухие? (да) Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет) Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да) Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет) Есть буква, не имеющая звука?(да) Звуки мы видим и пишем.(нет) На письме звук обозначается буквой ? (да) Что мы сейчас делали в игре? (повторили) Формулирование темы урока, постановка целей. А теперь отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (хлеб) Назовите 1 звук в слове. Знаком ли он нам? Какова будет тема урока? Чему научимся? (Узнаем новую букву и её звук, будем читать с ней слоги, слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение.) Что мы сейчас учились делать? (Ставили цели перед собой) Изучение нового. Знакомство со звуками Исследуйте самостоятельно этот звук в слове хлеб и крохи (по вариантам) Буквы подписывать не надо. Стрелочкой укажите новый звук. (У доски 2 представителя от вариантов.) На доске: Все составили схемы правильно? Что вы узнали о новом звуке? Он гласный или согласный? Почему? Он звонкий или глухой? Почему? Что можно сказать о твёрдости-мягкости? Дай полную характеристику по схеме. Х- согласный и глухой. Звук он шумный, щелевой. Очень длительно звучит, Будто кто во сне храпит. Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове. ВЫВОД: Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. Давайте посмотрим, где может жить новый звук? Знакомство с буквой Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной). Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большойбуквы, а остальные слова – с маленькой. На что похожа буква Ха? ФИЗМИНУТКА Закрепление пройденного. а). Беседа о хлебе. Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб. Почему для людей так важен хлеб? Как он к нам пришел на стол? Легко ли выращивать хлеб? Как надо относиться к хлебу? Почему именно к хлебу у россиян особое отношение? Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» нужно начать с проблемного вопроса: «Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?» Рассказ ребенка(домашняя заготовка ) Именно хлеб в течение многих веков был основой питания российского крестьянства. Пока в доме оставалось хоть немного хлеба, это считалось ещё не крайней бедностью: можно было поесть тюрю — размоченный в воде чёрствый чёрный хлеб с репчатым луком, солью и водой Учитель: «А какой хлеб едят у вас в семье? Чёрный (ржаной) хлеб является основой культурной традиции питания именно русского человека. В других странах рожь не сеют или почти не сеют и ржаного хлеба не едят. Оказавшись в Европе, россиянин тоскует именно по ржаному хлебу. Этот хлеб полезнее белого (пшеничного)». Рассмотрите иллюстрацию . Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.) Что изображено в правом верхнем углу? Кого принято встречать хлебом и солью? Для чего это делают? Каким изображено солнышко? Где выращивают хлеб? Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница) Какую роль в жизни человека играет пшеница? Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома) Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (от явлений природы зависит урожай зерновых). Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат? ( в пословицах содержится народная мудрость) Завершается обсуждение материала выборочным чтением «читающими» детьми пословиц о хлебе . В заключение нужно подвести детей к выводу о почётном, хотя и нелёгком труде хлебороба. Физкультминутка. б) Работа в азбуке . Давайте найдем его в азбуке. Как назвать такой хлеб? (каравай) Прочитаем слоги. Что о них можно сказать? Прочитаем слова, напечатанные черным цветом. Что можно сказать о словах? (антонимы, ед.ч. мн.ч.) Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст? (Чтение текста). Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте? Почему до холодов надо убрать хлеб? Какие машины работают на полях? Какое время года наступит после осени? Что дрожит от холода? Какими становятся дни? Где появился ледок? Что надо убрать с полей до холодов? Озаглавьте текст Как назовем текст? (уборка хлеба) Сколько букв Х в тексте? (6) Рефлексия Расскажите о букве, которую узнали на уроке. Чему научил вас урок? Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему? Оцените свои достижения с помощью сигналов.

educontest.net

Звук [х]. Буква Хх. Без труда хлеб не родится никогда

Конспект урока по обучению грамоте Тема: «Звук [х]. Буква Хх. Без труда хлеб не родится никогда» Класс: 1 «а» Тип урока: изучение нового материала Цель: познакомить детей с буквами Хх, с тем, что они обозначают звуки [х] и [х`], учить проставлять ударение в словах и произносить слова с ударением, называть слова с определённым местом звука в слове, проводить звуковой анализ слов, составлять предложение с заданным словом и выкладывать схему предложения, воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к хлебу, уважение к труду человека.Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс часть 2 (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин), презентация, CD-диск с электронным приложением к «Азбуке», видео-фрагмент из передачи «Спокойной ночи, малыши». Ход урока Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся I.Организационный момент II. Повторение (видео-фрагмент) III.Самоопределение к деятельности IV. Работа по теме урока слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд V. Физминуткаслайд слайд Физминуткаслайд слайд VI. Рефлексия слайд слайд VII. Подведение итогов - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Вероника Сергеевна, и я проведу у вас урок обучения грамоте. лента букв: - Какие гласные буквы вы изучили? Назовите (показать на ленте букв) - Назовите какие согласные вы изучили? (показать на ленте букв указкой) - Ребята, а вы узнали, из какой передачи этот отрывок?

- А каких героев вы узнали? - Ой, смотрите, ребята, Хрюшин пакетик! - Что же здесь спрятано? А вот записка от Хрюши: «Узнайте, какая моя самая любимая и самая весёлая буква. А для того, чтобы узнать вам нужно угадать загадки» - Итак, ребята, посмотрим какие загадки нам прислал Хрюша. 1) Посадили зёрнышко, Выросло солнышко; 2) С красным гребнем, Зерно клюёт, Голосисто поёт; 3) Мягок, а не пух, Зелен, а не трава; 4) Лёгкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех; 5) Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит; 6) Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! - Какой звук встречается во всех этих отгадках? - Как вы думаете, какая самая любимая буква у Хрюши? - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? - Отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелым. 1. Беседа о хлебе Для того, чтобы получился хлеб, на это уходит много труда. Чтобы вырастить урожай, за посевами хлебов бережно ухаживают хлеборобы (хлебороб – земледелец, выращивающий хлеб): они поливают, рыхлят землю, оберегают от сорных трав и вредных насекомых, пока из каждого зерна не вырастет колос. Обыкновенный колос, тысячи которых летом колышутся в поле. Но в нём уже не одно зерно, хотя вырос он из одного. В нём их несколько десятков. Когда колосья созреют, а зёрна станут твёрдыми, начинается уборка урожая. С полей хлеб везут на элеватор (сооружение для хранения большого количества зерна). Там его сушат и сортируют. Дальше зерно везут на мукомольный завод. Там зерно перемалывают, и получают муку. Муку везут на хлебозаводы, где пекарь выпекает хлеб. Дальше хлеб отвозят в магазины, где мы с вами покупаем его. Вот такой путь проделал хлеб, прежде чем попал к нам на стол. Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб-батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. - Кто такой хлебороб? - Что делают с зерном на мукомольном комбинате? - Что делают на хлебозаводе? О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Назовите какие знаете вы? «Без труда хлеб не родится никогда» - Как вы понимаете эту пословицу? За обедом хлеб всему голова; Хорошо того учить, кто хочет всё знать; Видит глаз далеко, а ум ещё дальше; Не велик кусок пирога, а стоит много труда. 2. Слого-звуковой анализ - Отгадайте загадку: Он гонит стадо на лужок, Лишь утром запоёт рожок. Кто ж пасёт овец и коз Там, где луг травой зарос? - Давайте проведём слого-звуковой анализ слова «пастух» (с помощью рук, подставленных под подбородок). Три-четыре: - Сколько слогов в слове «пастух»? - Назовите 1 слог 2 слог Звуки: 1 слог[п а с], 2 слог [т у х] - Назовите ударный слог слова «пастух» - Давайте составим схему слова «пастух» (показ учителем у доски) пастух

- Есть ли в этом слове мягкий звук? - А теперь давайте чётко произнесём слово «пастух», проговаривая последний звук [х]- несколько раз - А теперь все вместе произнесём звук [х] (3 раза) - Что вы слышали, когда произносили этот звук? Какой он? - Почему звук [х] – согл.? - Давайте определим глухой этот звук или звонкий - Что мы можем сказать о согласных звуках? Какими они могут быть? - А звук [х] - твёрдый или мягкий? 3. Определение части слова - Назовите, в какой части слова слогов мы слышим звук [х]. Например, в слове «муха» - А теперь назовите в какой части слова слогов мы слышим звук [х] в слове «хомяк»? - Подберите ещё слова со звуком [х] - «пастух» - один, а если их много, какое слово получится? - Проведём слого - звуковой анализ слова «пастухи» (с помощью рук, подставленных под подбородок). Три-четыре: - Сколько слогов в слове «пастухи»? - Назовите 1 слог 2 слог 3 слог Звуки: 1 слог[п а с], 2 слог [т у], 3 слог [х`и] - Назовите ударный слог слова «пастухи» - Составим схему слова «пастухи» (показ учителем у доски) пастухи - Какой мы здесь видим мягкий звук? - Ребята, почему звук [х`] мягкий? - А теперь чётко произнесём слово «пастухи», проговаривая последний звук [х`] - несколько раз - А теперь все вместе произнесём звук [х`] (3 раза) - Что вы слышали, когда произносили этот звук? Какой он? - Назовите в какой части слова слогов мы слышим звук [х`]. Например, в слове «хитрый»? - А теперь назовите в какой части слова слогов мы слышим звук [х`] в слове «орехи»? - Подберите ещё слова со звуком [х`] - Ребята, запомните, звук [х] ,[х`] всегда глухой 4. Знакомство с буквой - А теперь мы с вами познакомимся с буквой Хх («ха») - Давайте все вместе назовём правильно букву «Ха» (индивидуальный опрос правильного произношения буквы «Ха») - Звуки [х] и [х`] обозначаются на письме буквами «Ха»- строчной (маленькой) и заглавной (большой).- Зачем нужна заглавная буква? - Посмотрим, какое место занимает буква Хх в ленте букв (показать) - Что можно сказать о букве «Ха»? - На что похожа буква «Ха»? - Давайте запишем печатную букву «Ха»

- Послушайте стишки: 1) «Ха» - забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка; 2) Буква «Ха» захохотала: «Хоть и холодно зимой, Я на санках не устала Ехать с горки ледяной. - Прочитаем слоги с буквой ха ах хо ох ху ух хи их хе ех- Прочитаем слова с буквой «Ха» горох мох хомяк ухо муха хвост хобот халат 5. Работа с текстом - Прочитаем текст. (сначала читает учитель, затем повторное чтение одного из учеников) - О чём говорится в тексте? - Что нужно сделать, пока не наступили холода? - Какие машины убирают поля? - Придумайте заголовок к тексту «Загадка шутка» - Почему он (Васька) так говорит? - Удобно ли было бы есть коту большую рыбу? - Как можно озаглавить текст? - О какой букве вы узнали сегодня на уроке? - В чём её особенность? - Охарактеризуйте звуки [х] и [х`] приветствуют учителя называют гласные буквы называют согл.буквы«Спокойной ночи, малыши» Хрюша, Каркушаподсолнух петух мох хлопок муха хомяк звук [х] буква ха звуки [х], [х`] и буква, которая их обозначает хлеб земледелец, выращивающий хлеб зерно перемалывают, из неё получают муку выпекают хлеб (предлагают свои варианты поговорок) пастух (хором произносят слоги: пас - тух) 2 слога - пас - тух (хором проговаривают звуки) (определяют ударный слог слова «пастух») (работают в тетрадях, составляют схему слова «пастух») нет, все согл. звуки в этом слове твёрдые (произносят громко слово «пастух») произносят звук [х] мы слышим, что звук [х] - согл. при его произнесении воздух встречает преграду – кончик языка опущен вниз, спинка языка становится горкой (прикладывают к шее руки, положив их друг на друга, произносят звук [х] хором) глухой, т.к. при произнесении нет ощущения вибрации звуки могут быть ещё твёрдыми и мягкими твёрдый в слове «муха» звук [х] мы слышим в конце слова в слове «хомяк» звук [х] слышится в начале слова пастухи (хором произносят слоги: пас - ту - хи) 3 слога - пас - ту - хи(хором проговаривают звуки) (определяют ударный слог слова «пастухи») (работают в тетрадях, составляют схему слова «пастухи») звук [х`] т.к. после звука [х`] находится гласный звук [и], происходит обмягчение за счёт гласного звука [и] (произносят громко слово «пастухи», обращая внимание на последний слог) (произносят звук [х`]) мы слышим, что звук [х`] - согл. в слове «хитрый» звук [х`] мы слышим в начале слова в слове «орехи» звук [х`] мы слышим в конце слова буква: «Ха» заглавная буква нужна при написании начала предложения; с загл. буквы пишется названия городов, имена и т.д. согл., т.к. обозначает согл. звук, который согл., тв., глухой, парн. (сначала читают индив-но, затем по колонкам, затем хором) о том, что наступает осень и холодает до холодов надо убрать хлеб тракторы, косилки, комбайны мы сегодня на уроке познакомились с буквой «Х» она согласная, т.к. обозначает 2 звука [х] и [х`] [х] – согл., тв., глухой [х`] – согл., мягкий, глухой Учитель: ________ /Кычина С.К./ Методист: ________ /Лобикова Л.Я./ Студентка: ________ /Тайбарей В.С./

schoolfiles.net

Пословицы и поговорки про умение и трудолюбие

• Без дела жить – только небо коптить.

• Без дела сидит да в пустой угол глядит.

• Без труда и отдых не сладок.

• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

• Без труда хлеб не родится никогда.

• Без уменья и сила ни при чём.

• Белые руки чужие труды любят.

• Больше дела – меньше слов.

• Больше мастерства нет драгоценности.

• Будет хлеб - будет и обед.

• Будешь стараться - всё может удасться.

• Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

• Была бы охота – заладиться всякая работа.

• Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит.

• Быстро сделанная работа хорошей не бывает.

• Всему своё время.

• Всякая работа мастера хвалит.

• Всякое ремесло честно, кроме воровства.

• Всякому молодцу ремесло к лицу.

• Всяко ремесло честно, кроме воровства.

• Всяк своего счастья кузнец.

• Всяк человек по делу познаётся.

• В труде рождаются герои.

• Где песня льётся, там легче живётся.

• Глазам страшно, а руки сделают.

• Глаза облюбовали, руки сделали.

• Глубже пахать - больше хлеба жевать.

• Горька порой работа, да хлеб сладок.

• Господской работы не переработаешь.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Готовь сани с весны, а колёса с осени.

• Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

• Дал Бог руки, а веревки сам вей!

• Делано наспех — и сделано насмех.

• Дело мастера боится.

• Дело человеком ставится, человеком и славится.

• Делу — время, потехе — час.

• Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

• Днём раньше посеешь - неделей раньше соберёшь.

• Доказательство делом - лучшее доказательство словам.

• Долог день до вечера, коли делать нечего.

• Дом не велик, да лежать не велит.

• Думай ввечеру, что делать поутру.

• За всякое дело берись умело.

• За много дел не берись, а в одном отличись.

• За напрасный труд никто спасибо не скажет.

• Землю солнце красит, а человека – труд.

• Землю удобряй заранее.

• Земля заботу любит.

• Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.

• И гладко стружит, и стружки кудрявы.

• Какие труды, такие и плоды.

• Каков промысел, такова и добыча.

• Как потопаешь, так и полопаешь.

• Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

• Конец - делу венец.

• Кончил дело - гуляй смело.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой - и мы домой.

• Красив тот, кто красиво поступает.

• Крут бережок, да рыбка хороша.

• Кто в работе впереди, у них орден на груди.

• Кто в слове скор, тот в деле редко спор.

• Кто ленив с сохой, тому все год плохой.

• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

• Кто мало говорит, тот больше делает.

• Кто не работает, тот и не ест.

• Кто не работает, тот не ошибается.

• Кто ни чего не делает, тот ни когда не имеет времени.

• Кто работы не боится, у того она и спорится.

• Кто рано встает, тому Бог подает.

• Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

• Кто что знает, тем и хлеб добывает.

• Куй железо, пока горячо.

• К колосу колос - Родине сноп.

• К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

• Лето - припасиха, а зима - прибериха.

• Лучше меньше, да лучше.

• Люби дело – мастером будешь.

• Мала пчелка, да и та работает.

• Маленькое дело лучше большого безделья.

• Мастерство везде в почете.

• Муравей не велик, а горы копает.

• На Бога уповай, а без дела не бывай!

• На работу с радостью, а с работы с гордостью.

• На хорошем поле и пшеница хорошая.

• На чужой работе и солнце не движется.

• Не без ума, так и не без промысла.

• Не бравшись за топор, избы не срубишь.

• Не говори, что делал, а говори, что сделал.

• Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись.

• Не котёл варит, а стряпуха.

• Не место красит человека, а человек место.

• Не начавши – думай, а начавши – делай.

• Не отрубишь дубка, не надсадя пупка.

• Не печь кормит, а руки.

• Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

• Не работа сушит, а забота.

• Не спрашивай урожаю, а паши да молись Богу.

• Не тогда дугу загибают, когда запрягают.

• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

• Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.

• Не учи безделью, а учи рукоделью.

• Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.

• Ничьими похвалами не возносись.

• Оперись, потом и ввысь.

• О человеке судят по его труду.

• Паши не лениво, если хочешь жить счастливо.

• Пашню пашут, руками не машут.

• Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

• Поле труд любит.

• Порядок - душа всякого дела.

• Посеяно с лукошко, там и выросло немножко.

• Постоянство - залог успеха.

• Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Пшеничка тучна - и уборка не скучна.

• Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

• Рабочие руки не знают скуки.

• Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

• Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

• Ремесло - золотой браслет на руке.

• Ремеслу везде почет.

• Рука косит - спина переносит.

• Рыба в воде, а ягода в траве.

• Семь раз примерь - один отрежь.

• Сколько мастеров, столько и стилей.

• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

• Совет хорош, а дело лучше.

• Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

• С молитвой в устах, с работой в руках.

• С охотой можно и в камень гвоздь забить.

• С ремеслом и увечный хлеба добудет.

• Терпение и труд всё перетрут.

• Терпенье разрушает горы.

• Тот и господин, кто все может сделать один.

• Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

• Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

• Трудись, не ленись.

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Умение всегда найдёт применение.

• Усердная мышь и доску прогрызёт.

• У искусного мастера всякий инструмент остёр.

• У кузнеца руки золотые, а у певца - слова.

• У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

• У плохого мастера и пила плохая.

• У работающего в руках дело огнём горит.

• У хорошей артели и лошади в теле.

• Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

• Хорошая хозяйка из петуха уху сварит.

• Хороша Аннушка, если хвалят мать и бабушка.

• Хороша нива у дружного коллектива.

• Хорошее железо не ржавеет.

• Хорошему хозяину день мал.

• Хороший кузнец и лягушку подкуёт.

• Хорошо смазал - хорошо и поехал.

• Хорошо трудиться - хлеб уродится.

• Хорош бригадир - хороша и бригада.

• Хорош садовник - хорош и крыжовник.

• Хоть брось его в грязь, алмаз - всё алмаз.

• Цыплят по осени считают.

• Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.

• Чему было начало, тому и конец будет.

• Чем ленок дальше, тем доход больше.

• Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.

• Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра.

www.vse-skazki.com


Смотрите также