Материал по чтению (4 класс) по теме: Конспект урока А.А.Платонов "Сухой хлеб"– 4 класс. Главная мысль рассказа сухой хлеб платонов


краткое содержание, основные идеи произведения, фабула и красота языка

Язык Платонова называют "нескладным", "первобытным", "самодельным". У этого писателя была оригинальная манера письма. Его произведения изобилуют грамматическими, лексическими ошибками, но именно это делает диалоги живыми, настоящими. В статье пойдет речь о рассказе "Сухой хлеб", отражающем быт сельских жителей.

Герои Платонова — простые люди, как правило, необразованные. Они не представляют свою жизнь без тяжелого физического труда.

Ключевой мотив в творчестве Андрея Платонова — тема смерти и ее преодоления. Глубокую философскую мысль писатель высказал в рассказе "Сухой хлеб". Однако здесь тема гибели раскрыта сквозь призму детского восприятия.

Рогачевка

Писатель часто бывал в этом селе Воронежской области. Именно здесь происходят события рассказа "Сухой хлеб" Платонова, краткое содержание которого представлено ниже.

Рогачевка находится в 30 км от Воронежа. В 1924 году в селе была построена электростанция, в чем непосредственное участие принимал Андрей Платонов, занимавший в ту пору должность губернского мелиоратора.

Герои рассказа

Главный персонаж книги "Сухой хлеб" — Митя Климов. Его возраста автор не называет, но в конце произведения говорит: "Мать обещала отдать его в школу осенью". То есть мальчику лет семь. Действие рассказа "Сухой хлеб" Платонова происходит летом.

Мальчик живет в деревне с матерью. Отец его умер во время войны. Деда Митя совсем не помнит. Однако помнит глухой грустный голос и тепло, которое исходило от этого человека. В произведении "Сухой хлеб" Платонову удивительным образом удалось передать внутренний мир ребенка.

Другие герои произведения — Митина мать, учительница Елена Петровна. В рассказе Платонова всего три персонажа.

Тема смерти

Мальчик только начинает познавать этот мир. И каждый предмет вызывает в нем интерес. А еще он часто думает о смерти. Что она собой представляет, Митя не знает, потому как никогда не видел ее.

Он спрашивает у мамы: "Дедушка спит в земле?" Та отвечает утвердительно. Мальчик теперь думает, что дедушка спит, потому что устал. Он всячески пытается помочь матери, чтобы сохранить ей силы. Ведь если она устанет, она тоже заснет, исчезнет...

Засуха

В рассказе "Сухой хлеб" Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: "Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле".

"Сухой хлеб" — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в "Сухом хлебе" чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.

На создание произведения "Сухой хлеб" Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.

В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении "Сухой хлеб", конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.

Мать

Героиня рассказа "Сухой хлеб" — классический образ русской деревенской женщины. Она тяжело работает, не жалея себя. Труд — основа ее жизни. Главная задача этой женщины — вырастить сына.

Мите мать представляется большой и сильный. Тем не менее он часто спрашивает: "А ты не уморишься?" (то есть устанешь и умрешь). А она отвечает: "Нет, я здоровая, не старая, мне еще тебя растить".

Стать большим

Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.

Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. "Придет и твоя пора пахать!" — говорит ему мать.

Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.

Старый сарай

Переживания маленького мальчика, героя произведения "Сухой хлеб", Платонов передает с помощью описания различных предметов и отношения Мити к ним.

У него нет никого, кроме матери. Митя пока еще не ходит в школу. Его круг общения весьма узок. Своих умерших родственников он почти не помнит. Но в их дворе есть старый сарай, а в нем много интересных предметов. Эти предметы для Мити служат своего рода связью с отцом и дедом.

В сарае, который автор называет "сараем-стариком", лежит топор, принадлежавший Митиному деду. Здесь есть деревянная снасть, колесо от прялки. В сарае также лежат старые инструменты, которые использовал его отец. Однажды мальчик находит дубовую тяпку и понимает, что с помощью этого предмета ему наконец удастся помочь матери.

Поле

Почему Платонов назвал свое произведение "Сухой хлеб"? Каждый день мальчик приходит на поле, где трудится его мать. Здесь он видит картину, наводящую тоску на любого сельского жителя. Сухое хлебное поле автор описывает так красочно, что переживаниями героя рассказа проникается и читатель, который никогда не был в селе.

"Рожь умирает, маленькие былинки изредка стоят живыми" — такова картина, которую ежедневно видит Митя. Мать объясняет мальчику, что хлеб живой, и он не может жить без влаги. Митя понимает, что без дождя поле заснет. Так же, как заснули его отец и дед. Он берет деревянную тяпку и начинает рыхлить землю. Митя считает, что если он станет делать так каждый день, то роса, которая собирается по утрам, будет проникать глубоко в землю.

Учительница

Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.

Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: "Хлебу помогаю, чтоб он выжил".

Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. "Хлеб помирает, нам некогда" — таков был его ответ.

Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.

Таково содержание рассказа Платонова "Сухой хлеб". Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.

Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.

Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.

Об авторе рассказа "Сухой хлеб"

А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.

В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.

В 1931-м Платонов издал произведение "Впрок", вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.

autogear.ru

Материал по чтению (4 класс) по теме: Конспект урока А.А.Платонов "Сухой хлеб"– 4 класс | скачать бесплатно

Литературное чтение – 4 класс.

   

Тема урока: А.П.Платонов «Сухой хлеб».

         

Цель: научить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков;

развитие навыка беглого, выразительного чтения;

развитие речи, логики, мышления, умения работать с текстом;

воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к матери, близким людям, людям труда.

 

Оборудование: плакат с пословицами о хлебе; картина А.А.Пластова «Жатва»; фотографии с видом современных полей; коллекции зерен: пшеницы, ржи, ячменя; карточки с названиями составляющих хлеб; карточки с заданиями; плакат «Хлеб - всему голова»; карточки для самостоятельной работы; карточки с домашним заданием; рисунки детей; снопы; серп; выставка хлебобулочных изделий.

                               

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Я пришла к вам на урок с желанием создать  атмосферу вдумчивой работы и одновременно праздничной встречи со словом. Сядьте поудобней и приготовьтесь внимательно меня слушать и активно работать.

    Предлагаю вашему вниманию загадки. Я знаю, что вы любите их отгадывать.

1. Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони-

Золотым зерном  набит. (Колос).

2.  В землю теплую уйду,  

К солнцу золотом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно).

3.   На столбиках в гнездах

Лежат не птички,

А золотые яички. (Зерна в колосе).

                 Предметы, которые стали отгадками, лежат у вас на столе. Рассмотрите их.  Коллекция зерен: пшеницы, ячменя, ржи. Отличие их: пшеница - округлой  формы; ячмень- зерно в кожуре, продолговатой формы; рожь- цвет зеленоватый и зерно мельче, чем пшеница и  ячмень.

           

II.     Постановка проблемы и цели урока.

     Ребята, посмотрите на доску. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор на уроке.

    Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб». Будем работать над выразительностью чтения, перечитаем отдельные отрывки из произведения, будем составлять характеристику главного героя рассказа, рассуждать, делать выводы, обобщения.  

   

III.           Работа над рассказом А.А.Платонова» Сухой хлеб».

1) гр. 1. Составить кинофильм (групповая работа).

У нас  есть иллюстрации к этому произведению, Ваша задача режиссеры: показать последовательность развития событий.

 

                      2) гр. 2. Работа по карточкам (индивидуальная работа или в группах).

                     

                            В карточках записаны предложения, отражающие основные события  

                            Рассказа «Сухой хлеб», Ваша задача: пронумеровать предложения так, в

                              какой последовательности происходили события в рассказе.

  • Митя стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю.
  • Митя ходил следом за плугом, чтобы не скучать без матери.  
  • Колоски, что возделывал Митя, нынче словно бы повеселели.
  • Митя любил ходить в темный угол сарая.
  • Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет.

                   3) Проверка работы.

                       Ответы: 4, 1, 5, 3, 2 .

                                  Физминутка.

                               Продолжение работы над рассказом,

                       

  1. Составление характеристики Мити, Оценка его поступков по плану.

   

 - Назовите героев рассказа «Сухой хлеб».

 - Назовите главного героя этого рассказа.

 - Понравился он вам?

 -Сейчас приступим к составлению характеристики Мити. Поможет вам в этом план.

                          План (на доске).

  1. Возраст.
  2. Семья.
  3. Мечта.
  4. Занятия.
  5. Характер, поступки.
  6. Отношение к окружающему (маме, растениям, вещам).

 

                          - Ответы будете находить в тексте.

2. Рассказы учащихся по плану.

3. Обобщение.

- Каким был Митя?

- Был он счастливым?

- Поведение Мити достойно восхищения?

-Кто поступил бы также как Митя?  

      Митя делал доброе дело, Он вступил в единоборство с засухой. Земля щедра, кто любит ее и понимает. Природа одарит человека за это. В рассказе так и получилось: ожили колоски, не зря трудился Митя, учительница, ученики.

4. Чтение по ролям.

- Какой эпизод показался вам интересный?

- Какой эпизод помог раскрыть характер Мити?

  Давайте прочитаем его по ролям.

 (Разговор Мити с учительницей).

5. Работа по иллюстрации.

- Посмотрите на иллюстрацию с..40.

- Что изображено?  

- Какому эпизоду из рассказа она соответствует? Прочитайте.

- Правдивое описание?

- Возможно это в жизни?

       

             Обобщение.

           Да, так было раньше. Такими орудиями обрабатывали землю. А сейчас          посмотрите на эти фотографии. Вот так обрабатывается земля в настоящее время (показ фотографий с комментированием).

             Физминутка.

             IV.     Работа с плакатом «Хлеб- всему голова».

              - Как вы понимаете выражение «Хлеб - всему голова»?

              - Что в вашем понимании означает слово хлеб?

           

        Обобщение.

           

              Хлеб называют чудо земли.

              - Почему его так называют?

              Хлеб так называют, потому что он никогда не надоедает. С хлебом едят

              все: и мясо, и молоко, и рыбу, и другое.

              Если рассмотрим составляющие хлеба, то мы увидим, сколько полезного,        

              необходимого для организма в нем содержится. (Показ карточек со  

              словами: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли). Разве  это  

              не чудо! Что может быть вкуснее свежеиспеченного хлеба? И каких только  

              хлебов нет - большие и маленькие, белые и черные, пшеничные и ржаные, квадратные и круглые. Чего только не придумывают пекари. Выбирай на любой вкус! Известно 750 видов хлебобулочных изделий.

         

              V.   Дополнительная информация

              Говоря о хлебе сегодняшнем, о его изобилии, давайте обратимся к тому

              времени, когда людям не хватало хлеба, Да, было такое  во время войны.

              Враги жгли хлебные поля. В то время ввели карточки на хлеб. Эти  

              карточки имели не только взрослые, но и дети. В блокадном Ленинграде люди стояли в огромных очередях за хлебом. 125 граммов - вот такой кусочек хлеба давали на целый день, а иногда и этого не доставалось. (Показ спичечного коробка).

            - Сколько таких кусочков вы съедаете за день?

              Люди, познавшие голод, помнят, что никакая глыба золота не заменит

               крошку хлеба. Раньше «хлеб» относили к святым словам. Таких слов в нашей речи мало: мать, Родина. Но, к сожалению, некоторые наши современники к хлебу относятся с неуважением, выбрасывают его. Вот что по этому поводу говорится в народе:

                  «Если ты хлеб ценить перестал

                    Ты человеком быть перестал».

              - Как вы понимаете это высказывание?

              - А задумываемся ли над тем, как хлеб попадает на стол?  

               

                  Обобщение.

               Много труда вкладывают люди в приготовлении хлеба. Сначала землю подготовят, затем засеют ее. Долго ждут, пока высокие колоски поднимутся. Потом их обмолотят, зерно отвезут на мельницу. Его перемелют, получат муку. И, только потом муку отвезут в пекарню. В пекарне замесят тесто и выпекут хлеб. Много, очень много людей поработают, прежде чем на столе появятся привычные аппетитные ломтики хлеба.

                  - А знаете ли вы, сколько нужно зерен для выпечки 1 батона?

                          1 батон- 10200 зерен.

             VI.   Работа с пословицами.  

         

               - Ребята, а знаете вы пословицы о хлебе?

               - А сейчас обратимся к плакату, На нем написаны пословицы. Давайте прочитаем  их хором и объясним смысл.

               

  1. Худ обед, коли хлеба, нет.
  2. Хлеб – бесценное богатство.
  3. Есть хлеб – будет и песня.

VII.      Исполнение песни «Хлеб всему голова».

       О хлебе есть пословицы, написаны стихи, рассказы, есть картины художников.

        О хлебе есть и песня. Предлагаю вашему вниманию песню «Хлеб всему голова»

VIII.    Итог урока.

С каким  произведением работали на уроке?

Какова главная мысль рассказа?

Кто главный герой рассказа «Сухой хлеб»?

Сегодня на уроке, составляя характеристику Мити, мы говорили о его чертах характера. Сейчас я хочу проверить, насколько вы были внимательными. Выполните следующее задание: из данных слов убрать лишние, т.е. что не относится к Мите (слова на карточках, на доске)

Любознательный

Внимательный

Упорный

Упрямый

Добрый

Серьезный

Любящий

Великодушный

Непослушный

Терпеливый

Трудолюбивый

Маленький

 Глупый

Заботливый

            Молодцы! С заданием справились хорошо. Хотелось, чтобы и у вас были эти черты характера.

Выставление отметок.

             Ребята, я хочу попросить вас помочь мне в выставлении отметок. Я буду задавать вам вопросы, а  вы должны будете поднять руку, кого это касается.

  1. Кто работал, не покладая рук?
  2. Кто мастер на все руки?
  3. Кто держал ушки на макушке?

  Спасибо, ребята. Вы честно оценили свою работу.

  1. Домашнее задание.   (На карточках).
  1. Составить связный рассказ о Мите.
  2. Сочинить сказку о Колоске (чтобы он мог рассказать)
  3. Сочинить стих, рассказ о хлебе.

Ребята, задание выберите по своим силам.

nsportal.ru

Отзыв о рассказе Платонова «Уля»

Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Уля» — девочка, которая обладала необычным свойством – в ее глазах люди видели себя такими, какие они есть на самом деле. Эту необычную девочку нашли еще совсем маленькой у колодца, где останавливались путники. Семья, которая взяла ее к себе, назвала девочку Ульяной.

Людям нравилось смотреть на Улю, поскольку она была прекрасным ребенком. В ее глазах они старались рассмотреть что-то очень важное для себя. Но Уля моргала, и далеко не каждый мог увидеть в ее глазах то, что хотел узнать о себе. Лишь один человек по имени Демьян успел это сделать. Этот человек жил тем, что в урожайные годы скупал по дешевке хлеб, а в голодные годы продавал его втридорога. Демьян успел увидеть в глазах девочки свой истинный облик, после чего он ушел из деревни.

Однако необыкновенное свойство Улиных глаз для нее самой обернулось бедой. Если люди видели в ее глазах правду о себе, то сама Уля не видела правды в том, что ее окружало. Все красивое ей казалось уродливым, а все уродливое – прекрасным. Она пугалась своих добрых родителей, плакала при виде красивой бабочки, а играть любила лишь с черным сором, поднятым с земли.

Уля не дружила с деревенскими ребятишками, лишь только одна девочка по имени Груша была ей приятна. У Груши было некрасивое, угрюмое лицо, а Уле она казалась красавицей.

Когда Уле исполнилось семь лет, приемные родители рассказали ей о том, что у девочки есть настоящие родители. Девочка спросила у них, страшные ли ее настоящие родители? Отец сказал, что они не страшные, а мать добавила, что Уля видит неправду своими глазами, потому что они порченные.

Однажды в деревню пришла женщина, которая присела отдохнуть перед домом, где жила Уля. Девочка вышла из дома и сказала женщине, что она нестрашная. А женщина обняла ее и поцеловала. Потом она сказала, что приходится Уле матерью.

Поцелуй матери исцелил девочку, и она стала видеть мир неискаженным. Но и люди с тех пор перестали видеть в глазах Ули правду о себе. По этому поводу настоящая мать Ули сказала, что людям не нужно видеть правду в чужих глазах, потому что они ее и так знают.

Прошли годы. Уля выросла и стала взрослой. Люди продолжали любоваться ее красотой, но сердцем они были к ней равнодушны.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Уля» заключается в том, что важно иметь правильный взгляд на действительность. Некоторые люди воспринимают окружающий мир искаженно и оттого ведут себя неправильно. Белое кажется им черным, а черное – белым. Красивое выглядит в их глазах уродливым, а некрасивое – прекрасным.

Рассказ Платонова «Уля» учит быть добрым и справедливым, помогать людям и ценить красоту.

В рассказе мне понравились приемные родители Ули, которые взяли девочку на воспитание и искренне любили ее, несмотря на то, что девочка их боялась и считала страшными.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Уля»?

Глаза – зеркало души.Правда глаза колет.Сердце матери лучше солнца греет.

madamelavie.ru

Презентация по чтению А. Платонов Сухой хлеб

Анализ рассказа А.Платонова «Сухой хлеб». Урок по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». учитель начальных классов Ильина Елена Владиславовна Предмет: литературное чтение /учебник - хрестоматия под редакцией Юдаевой М.В./. Цель урока: осмысление нравственной проблематики рассказа А.Платонова «Сухой хлеб». Задачи: - обучающие: совершенствовать навыки чтения, осмыслить и проанализировать текст; - развивающие: развивать критическое мышление учащихся; умение эмоционального отклика на прочитанное, коммуникативные умения; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления своего опыта; - воспитательные: воспитывать уважение к труду и любовь к матери, семье; нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим. Тип урока: изучение нового материала / 2 урок по теме «Знакомство с произведениями А.Платонова/. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Методы и приемы: РКМЧП, составление списка известной информации по ключевым словам, поиск ответов на поставленные вопросы, прием незаконченного предложения, синквейн. Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо. Оборудование: текст рассказа «Сухой хлеб», карточки для индивидуальных заданий группам. Наглядные материалы: презентация о творчестве А.Платонова Ход урока. Вызов. Время 7 мин. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок чтения. - Что мы делаем на уроках чтения? ( читаем, говорим, размышляем, слушаем).  Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями и выполнять их на хорошие оценки, надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.  Артикуляционная разминка. Упражнение «Губы» Прочитайте слова молча. Для этого плотно сожмите губы, приложите к ним палец. Старайтесь, чтобы губы не шевелились. (Обидчивый, порядочный, злой, добродушный, приветливый, жестокий, доброжелательный). Прочитайте слова, которые характеризуют человека с положительной стороны. (Порядочный, добродушный, приветливый, доброжелательный). Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.  – После такой разминки мы должны читать и говорить как? – Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно (ответы детей).  Работа в парах «Собери пословицы» Соберите их из частей, прочитайте и объясните и значение. (Конверты с разрезанными пословицами на партах). Сегодня мы будем говорить о хлебе. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб». Будем работать над выразительностью чтения, перечитаем отдельные отрывки из произведения, будем составлять характеристику главного героя рассказа, рассуждать, делать выводы, обобщения, постараемся ответить на главный вопрос нашего урока «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращенные к Мите: Какое сердце у тебя- маленькое,а большое» . Корзина идей. Что мы уже знаем? Знаем Хотим узнать Рассказ Облик мальчика Автор Платонов Андрей Его мысли О труде по выращиванию хлеба Его поступки О трудн

weburok.com

Платонов, Андрей Платонович

Андрей Платонович Платонов

«Сухой хлеб». Анализ текста. Цель: продолжить работу над рассказом А.П.Платонова «Сухой хлеб». Задачи: 1) обучающая – учить составлять характеристику героя на основании анализа его поступков; учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла;

2) развивающая – развивать память, навыки и умения работать с текстом;

3) воспитывающая – воспитывать в детях чувство долга, ответственности за себя и других людей. Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа. Приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, словесное рисование, чтение и пересказ текста. Оборудование: портрет писателя, картинки с изображением эпизодов из жизни крестьян, текст рассказа (учебник, с.47-55), тетради учеников, доска. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Целеполагание и мотивации.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор по рассказу А.П.Платонова «Сухой хлеб», продолжим составлять характеристику главного героя рассказа Мити Климова, постараемся понять смысл рассказа и ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..».

3.Воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- На прошлом уроке мы с вами начали составлять характеристику нашего маленького героя Мити Климова. Откройте тетради, просмотрите записи.

Расскажите маленькую биографию маленького человечка.

(Его зовут Митя Климов, ему 7 лет, отец умер на войне, дедушка – до войны. У мальчика есть только мама. Часто задумывается о смерти близких людей, о жизни неживых предметов. Смерть сравнивает со сном, считает, что это от усталости – «уморился» и уснул. Помогает маме в поле – приносит воду. Мечтает стать большим и сильным, чтобы скорее помогать маме).

-А каким образом Митя хотел очень быстро вырасти? Прочитайте.

(С.48-49, со слов: «Мать теперь целый день ходила по полю за плугом…» до слов: «…макнул в соль и заснул».)

-Какая черта характера проявилась в данном поступке?

(Упорство, настойчивость.)

-Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых описывается тяжёлый крестьянский труд матери.

(С.48, со слов: «Мать теперь целый день…» до слов «…чтобы не скучать»).

(Работа с иллюстрациями на доске)

-Да, труд крестьянина всегда был тяжёлым. Время послевоенное, кругом разруха, техники не хватает. Основную работу приходилось делать вручную: пахать, полоть, косить.

(Рассматривание иллюстраций и беседа по ним.)

-Самым родным человеком для Мити была мать. Как Митя относился к матери?

(боялся, что она «уморится»; видел, как тяжело было матери пахать, хотелось скорее стать взрослым и помогать ей, хотел кормить её сам, потому что любил.)

-Какая сторона характера проявляется в чувствах Мити к матери?

(Любовь к близким.)

- Любовь, которую мальчик испытывает к матери, не даёт ему покоя, и он спрашивает: «-Мама!.. А что мне надо делать? А то я тебя люблю». Что ответила ему на это мама? Прочитайте ответ мамы.

(С.51, со слов «- А чего тебе делать!- сказала мать. – Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай».)

-А почему именно так мать ответила сыну?

(А что ещё могла ответить мать на слова маленького сына, видела, что он хочет помочь, но ещё очень мал.)

-Сделайте вывод, как относится мальчик к маме.

(Он любил её, жалел, скорее хотел вырасти, чтобы самому помогать маме.) 4.Физминутка. 5.Применение знаний и умений.

-Продолжим работу над рассказом, продолжим составлять характеристику героя. Найдите в тексте и прочитайте эпизод о том, какая погода установилась в то лето, о котором идёт речь в рассказе.

(С.48, со слов: «В тот год лето было сухое…» до слов: «…как на луну, плывущую в тумане»; с.52, со слов: «На поле была посеяна рожь рядами…» до слов: «…на спёкшуюся, горячую землю»,)

-Отложите учебники, закройте глаза. Нарисуйте в своём воображении картины только что прочитанных отрывков. Чтобы вы нарисовали на переднем плане? На заднем? Какие краски вы бы использовали?

(Ответы детей.)

-Послушайте разговор матери с сыном.

(Читает учитель. С.52-53, со слов: «- Мама!- говорил он…» до слов: «…он скучал о тех, кто спит»).

-Какие ещё проблемы волновали мальчика?

(Как жить без хлеба.)

-В чём он видел выход из создавшегося положения?

(Думал, что поможет роса.)

-Митя хочет думать и о любимых им людях, и ещё он хочет действовать. Как хочет Митя действовать?

(Хочет рыхлить землю.)

-Почему Митя стал рыхлить землю. Подтвердите свой ответ отрывками из текста.

(С.53, со слов: «Там он стал рыхлить землю…» до слов: «…проснётся и будет жить».)

-Как он относится к сухому хлебу?

(Бережно, осторожно, с любовью, как к живому. Боялся сделать больно корешку.)

-Как Митя объясняет, почему он на поле «копается»?

(«Я хлебу помогаю, чтоб он жил»).

-А что отвечает Митя на вопрос учительницы о том, не скучно ли ему работать?

(« - Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда»)

-Какая черта характера проявилась в Митином поступке?

(Забота о близких (накормить хлебом), забота о погибающих растениях.)

-Как относились люди к его поступку? Докажите словами из текста.

(С.55, со слов: «Она показала детям…» до слов: «…Чтобы помочь им расти и жить»)

-Определите черты характера мальчика.

(Сумел привлечь к работе других детей.) 6.Обобщение и систематизация знаний и способов действий, полученных на уроке.

-Итак, анализ рассказа завершён. Закончено и составление характеристики главного героя. А теперь давайте обобщим всё сказанное нами на уроке.

Нравится ли вам Митя? Чем? Каким человеком он станет в жизни? Чего никогда не сделает?

(Ответы детей).

-Какова главная мысль рассказа?

(Человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело; должен делать его с любовью, любить всё живое, любить и беречь близких.)

-А теперь давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: «Как вы понимаете слова учительницы Елены Петровны, обращённые к Мите: «Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..»

(Ответы детей).

7.Анализ и оценка итогов урока. 8. Информация о домашнем задании.

misle.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *