LJ Magazine. Если хлеба ни куска


Хлеб

Хлебное зерно стало пищей человека более 10 тысяч лет назад. Сначала люди питались сырыми зернами, а потом научились дробить их и поджаривать на огне.

Когда-то хлеб был главным блюдом. Более того, в Древнем Египте хлеб был единственным вознаграждением за труд. Наши предки возносили молитвы небу о хлебе насущном, величали его отцом, кормильцем, батюшкой.

Из большого уважения к хлебу народ сложил о нем много пословиц и поговорок: «Любая пища приедается —хлеб никогда», «Не человек хлеб носит, а хлеб человека», «Не в пору и обед, коли хлеба нет». «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».

леб не утратил своего значения и в наши дни. Без него невозможно представить себе наш каждодневный обед.

Трудно отыскать в нашем языке слова, которые могли бы сравниться по своему значению с этими: Земля, Хлеб. Разве что слово Мать имеет право стоять рядом с ними, другим не дано.

Хлеб вобрал в себя всенародный труд, силу и мощь человека, на которые он только способен, его настойчивость, напористость, мужество и героизм, наконец мысли, чувства, писал поэт Н. Т. Савинков.

Во все времена тот, кто умел печь хлеб, был в большом почете.

В Древней Греции были специальные школы пекарей. Выпускники их пользовались большим уважением, могли занимать высокие государственные посты.

В древнегерманских странах за убийство булочника наказывали в три раза строже, чем за убийство любого человека. В Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился выше гладиатора.

Древние египтяне знали пшеницу и ячмень и умели приготовить не менее 30 видов хлеба, лепешек и пряников, но без дрожжей. Они долго не знали, почему хлеб их был пресным и жестким. Дрожжи появились в Египте где-то во втором тысячелетии до нашей эры.

А вот как говорилось в Древней Руси о дрожжах «квасного» хлеба: «Есть бо мука аки тело, а квас аки душа, а соль аки ум, вода же аки дух живота». Славяне знали рожь и пшеницу издревле и умели печь хлеб как пресный, так и квашеный.

Качество хлеба в некоторых древних странах находилось под особым контролем государства. В Оттоманской империи булочника, сэкономившего на выпечке больше, чем можно, сахара или масла, строго наказывали: ему просверливали ноздри, продевали в них веревку, привязывали к ней его изделие и в таком виде водили по улице.

В России еще недавно хлеб выпекали в русских печах. Черный хлеб заквашивали специальной закваской. Ее сохраняли от выпечки до выпечки. У одних хозяек она была лучше, у других — хуже, и хлеб получался соответственно «тощим» или пышным.

Теперь и в сельской местности хлеб выпекают промышленным способом в пекарнях с применением к тесту химических добавок — бромата калия, аскорбиновой кислоты и др. А микробиологи отобрали лучшие, нужные формы бактерий и культивируют их. Однако тот, кто пробовал «деревенский» хлеб, особенно старшее поколение, выросшее на этом хлебе, — переживают настоящую ностальгию. Им помнятся неповторимые минуты, когда хлеб вынимали из печи. В этом моменте всегда в семье было что-то торжественное и чуть-чуть таинственное: каким-то он будет, хлебушко?

Хозяйки спешили определить, удалась ли выпечка и удачей гордились! Таинство рождения хорошего хлеба всегда внушало людям уважение.

Проходит время и появляются островки, где возрождается древний обычай выпечки «деревенского» хлеба. Хлеб выпекают из теста. Но не только хлеб в обычном понимании. Из теста, а его делают из ржаной, пшеничной, кукурузной, ячменной муки, готовят не только хлеб, но и пирожки, блины, галушки, оладьи; куличи, булочки и многие другие хлебные изделия. Но главное — дрожжи...

Как приготовить дрожжи в домашних условиях?

Дрожжи в домашних условиях можно приготовить из пива, ржаного хлеба, изюма, сухого или свежего хмеля, из солода.

Дрожжи из пива

Чтобы приготовить дрожжи в домашних условиях, возьмите стакан муки, смешайте ее со стаканом теплой воды и поставьте ее в теплое место на 5-6 ч. Затем прибавьте в эту смесь стакан пива и стоговую ложку сахарного песка, хорошо размешайте и поставьте в тепло. Через сутки дрожжи готовы.

Полученную дрожжевую массу используют как обычные дрожжи. Они хорошо сохраняются на холоде.

Как испечь каравай и обычный хлеб?

Тесто для простого белого хлеба (на 2,5 кг) готовят так. В 1,5 стакана тепловатой воды распускают чайную ложку сахара и 40 г дрожжей и добавляют, хорошо размешивая, стакан пшеничной муки. Такую болтушку ставят в теплое место на 20—30 мин, после чего к ней добавляют оставшуюся муку, 3-4 стакана воды и соль (1 ст. ложку, при использовании обойной муки — 1,5 ст. ложки). Тесто вымешивают и ставят на 2 ч в теплое место. Во время брожения тесто обязательно обминают 1-2 раза, по окончании — формуют каравай, поверхность которого перед посадкой в печь смачивают водой и протыкают в нескольких местах шпилькой.

Когда хлеб почти готов, рекомендуется его вынуть из печи, облить водой и поставить допекаться.

Чтобы испечь хороший хлеб из ржавой муки, тесто нужно готовить только на закваске. Для этой цели обычно в квашне оставляют комок теста предыдущей выпечки, обсыпав его мукой. Квашня (дежа) должна находиться в сухом чистом месте. Если в ней замешивали ржаное тесто, то нельзя замешивать тесто для белого хлеба. Сделать этого желательно в другой квашне.

Мука должна быть сухой, без комков, свежей. Сырую лучше подсушить. Чтобы тесто лучше поднималось, муку следует просеять через сито. Нельзя допускать охлаждения опары, иначе хлеб будет плохо перевариваемым. Опара считается готовой, если она увеличилась вдвое и покрылась пузырьками, а тесто готово — если не прилипает к рукам.

Из теста формуют каравай, смачивают водой и помещают в печь. Лучшей температурой печи для выпечки хлеба является та, при которой брошенная горстка муки обугливается, но не вспыхивает. Слишком горячий под нужно охлаждать водой.

Готовность хлеба определяют по цвету , а также стуком по нижней корке: отчетливый звук — хлеб готов. Вынув из печи, хлеб нужно класть так, чтобы к низу каравая был доступ воздуха. Выносить на холод горячий хлеб нельзя.Общее количество потребления хлеба в сутки необходимо ограничивать (не более 300 г, лучше 100—150 г), отдавая все же предпочтение ржаному хлебу, а также пшеничному из муки грубого помола и с добавлением отрубей.

Свежий или черствый?

Не покупайте слишком много хлеба: от долгого хранения он черствеет, теряет вкус, может заплесневеть.Слишком свежий, только что из печи хлеб тоже не очень хорош для еды: он плохо разжевывается, скатывается в комки, которые трудно пропитываются пищеварительными соками, а значит, хуже перевариваются. Особенно вредны слипшиеся комки горячего ржаного хлеба, они могут вызвать даже расстройство пищеварения. Людям, страдающим заболеваниями желудка, печени и сердца, полезнее есть вчерашний или слегка подсушенный хлеб.

Правильно храните хлеб

Хлеб начинает черстветь уже через 10—12 ч после выпечки. Рекомендуется хранить хлеб из обойной муки не более 48 ч, хлеб из сортовой муки — 24, а булочные изделия — 16ч, считая со времени выпечки.

При хранении хлеба испаряется содержащаяся в нем вода и места разреза подсыхают. Чтобы избежать этого, хлеб следует хранить в специальных металлических, плотно закрывающихся хлебных контейнерах, но можно использовать также закрытую эмалированную кастрюлю (конечно, хорошо вымытую и высушенную), пластмассовую посуду, полиэтиленовые мешочки. Толстые, окрашенные в разные Цвета полихлорвиниловые мешки для хлеба не годятся.

Контейнер или кастрюлю, в которых хранится хлеб, не реже одного раза в неделю надо мыть горячей водой и хорошо просушивать.

Полиэтиленовые мешочки надо менять через два-три дня.

Не следует держать хлебные изделия в темном, сыром месте, хранить в холодильнике, так как они поглощают влагу и начинают быстро плесневеть, приобретают неприятный запах и вкус, в них накапливаются ядовитые вещества, образуемые некоторыми видами плесени.

Похожие статьи

www.ekulinar.ru

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска...

Сразу хочу выразить Марии varganova_maria огромную благодарность за такой замечательный вопрос. Я сколько всего вспомнила, я сколько осознала именно сейчас, когда писала этот материал. Наверное ,я все-таки отдельным постом напишу об обряде выпекания ребенка и о приметах ,связанных с уже испеченным хлебом. С радостью отвечу на вопросы, потому что подозреваю, что какая-то часть вспомнившегося не вошла в текст. Пишу очень поздно - что-то могла упустить, а что-то и не вспомнить...

Хлеб всегда был символом изобилия, достатка, семейного благополучия и плодородия. Это дар Бога людям, и подношение человека Богу - некий взаимный обмен между Богом и людьми, между живыми и мертвыми, между Явью, Правью и Навью.

При выпекании хлеба взаимодействуют четыре стихии - вода (при замесе теста), огонь (выпечка хлеба), земля (зерно, выросшее из земли и превращенное в муку) и воздух (который помогает огню гореть и тесту подниматься). Хлеб пекли раз в неделю ,не чаще, иначе считалось, что в доме заведуться злыдни (потому как хозяйка не экономна и не умеет распоряжаться запасами). Обычно хлеб пекли в субботу, но не пятницу и воскресенье (моя прабабка говорила - Макоша в Пятныцю в цей сама хлиб пече, а мы вже писля , в суботу). День выпечки хлебы считался праздничным, особенным. Хозяйка одевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Считалось, что если у хозяйки хлеб получился на славу, - дом будут обходить болезни и невзгоды.

Закваска теста и выпекание хлебов были исключительно женскими занятиями. Вода на замес теста приносилась тоже женщиной. Особенно ценной почиталась вода, набранная утром до восхода Солнца раньше всех других односельчан - непочатая, непитая вода. Приносили воду, месили тесто в полном молчании. Домашние знали об этом, поэтому старались без особой нужды хозяку дома не отвлекать и беспокоить... Женщина до и во время выпечки хлеба не должна была есть и даже пить воду . Категорически нельзя было печь хлеб нечистой женщине (во время месячных, после родов, если накануне был половой акт).

Хлеб заквашивали в деже (диже) - деревянной кадке, которая использовалась только для заквашевания теста. Дижа считалась чуть ли не одушевленным существом, капризной ,со своим характером, очень чувствительной и подверженной сглазу. Ее нельзя было одалживать (отдашь свою Долю), выносить из дома (чтобы нечисть в ней не поселилась), нельзя дежу ударять или стучать под ней, детям не разрешалось играть возле дежи и шуметь рядом с ней. Если по какой-то причине дежа переставала заквашивать хлеб - ее мыли, натирали солью ,чтобы снять сглаз, окуривали восковыми свечами и хмелем, чтобы прогнать нечисть. Дежа всегда должна стоять в тепле (под дежу клали женскую одежду, а на дежу сверху - мужскую) на столе или на лавке, нередко поверх дежи клали вышитый рушник с обережными символами, чтобы хлеб был чистый, чтобы зло не могло проникнуть в тесто, пока оно зреет и поднимается.

Когда тесто выгуляется в диже и начнет присаживаться, его начинали вымешивать до тех пор, пока оно не отстанет от дижи, и от рук. Хлеб всегда катали к себе, чтобы семья всегда была вместе, семья будет при хлебе. После оставляли его подниматься, и только потом, намочив руки катали хлеба круглой (солнечной) формы. Нередко для этих целей использовали специальные формы - глубокие чаши из древесины лиственных пород, плели из ивы, лыка и корней хвойных деревьев, а также из соломенных жгутов. Хлеб в печ садили не сразу, оставляли выстояться на столе. Обязательно первый скатаный хлеб помечали крестиком и ставили по правую руку от себя. Оставшиеся на стенках остатки собирали в комочек и, положив на дно дежи, присыпали сверху мукой. А перед следующей выпечкой уже пользовали его как закваску.

Разложив тесто по формам, хозяйка выгребала из печи золу и оставшиеся угли. Золу ссыпала в зольник, а угли в тушильник (специально для этого приспособленный горшок, накрываемый сковородой). Затем под тщательно подметала помелом.

Хлеб полагалось сажать в печь , когда в горниле был ровный сильный жар. Опытные большухи такой жар называли изволочным и могли его определить, протянув руку в горнило или подставив к устью обнаженный локоть. Существовал и более простой и надежный способ определить готовность печи к выпечки - с помощью муки. На под печи бросали щепотку муки. Если мука тут же вспыхивает искрами и трещит, то значит, под печи слишком раскален и сажать хлеб при такой температуре нельзя. В этом случае смачивали под водой с помощью помела и через некоторое время снова бросали на него щепоть муки. Если мука уже не вспыхивает, но мгновенно чернеет, то сажать хлеб также рано и необходимо под еще раз смочить водой. Если после этого брошенная на под мука становилась коричневой, то значит, в печи возник тот самый изволочный жар и пора сажать хлеб. Чтобы не выхолодить печь, трубу полностью закрывали.

Хлеб бережно укладывали на припорошенную мукой деревянную лопату (летом вместо муки можно класть листья капусты, петрушки) и, смочив сверху водой, протыкали в нескольких местах деревянной иглой. Затем хлеб вносили на лопате в горнило. В нужном месте дергали резко лопату на себя и хлеб оказывался в печи. После этого заслонку сразу же закрывали. На лопату нельзя было сажать по два хлеба, нельзя было держать открытыми двери, когда хлеб сажали в печь. Пока хлеб печется нельзя громко разговаривать, тем более переругиваться или ссориться , нельзя мести полы, иначе хлеб может рассердиться или испугаться и выйдет неудавшимся...

Существовал очень простой способ, помогающий точно определить время нахождения хлеба в печи. Как только хлеб отправили в печь, в стакан с чистой водой бросали шарик величиной с лесной орех, скатанный из того же теста. Шарик сразу же падал на дно стакана. Но проходило какое-то время - и он всплывал. Это был знак - пора проверить готовность хлеба. Открыв заслонку, доставали один из хлебов и ударяли по подовине костяшками пальцев. Хлеб считался пропеченным, если раздавался четкий и ясный звук. Если звук был глухим, то хлеб следовало снова отправить в печь.

Принято было вынув хлеб из печи положить туда несколько поленьев, чтобы печь не зевала, то есть чтобы хлеб не выводился, не было в избе голода. На ночь всегда в печь клали одно полено и ставили миску или горшочек с водой, чтобы огонь мог есть и пить...

Текст авторский. Любое копирование разрешено только с активной ссылкой на источник. Огромная просьба - спросить разрешения перед тем, как утаскивать в любое сообщество, на сайт или форум. Сайты бывают совершенно разной направленности, а я отвечаю за информацию, которая пришла через меня.

svetlodara.livejournal.com

Классный час "Цена хлеба"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

– Сегодня мы поговорим о хлебе. Каждый день перед вами на столе лежит хлеб. Вы так привыкли к нему, что наверное не замечаете. Хлеб для вас обычен, как воздух. И вам трудно поверить, что бывают времена, когда хлеб вдруг становится очень важным  и от него зависит жизнь человека. Хлеб! Выращивают его на необозримых полях труженики-хлеборобы. Слово «хлеб» неотделимо  от  слова  «труд». Каждая булка хлеба –  это труд многих людей. А  вот кто трудится на полях, вы узнаете из стихотворения «Урожай».

Показ презентации по стихотворению «Урожай»  С. Погореловского (Приложение 1)

– Так кто же выращивает хлеб? –  Как трудятся люди? – Как нужно относиться к хлебу? Почему? – А какие пословицы(поговорки) о хлебе вы знаете?

(Дети отвечают)

  • Хлеб – всему голова.
  • Много снега – много хлеба.
  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
  • Снег на  полях – хлеб в закромах.
  • Кто пахать не ленится, у того хлеб  родится.
  • Хорошо трудиться – хлеб уродится... (и т.д.)

– Бывает, что человек не только хорошо трудится, но  даже не щадит своей жизни  ради хлеба. Анатолий  Мерзлов , погиб, защищая от огня хлебное поле.

Рассказывает подготовленный ученик:

«Лето  1972 г. выдалось  засушливое и дымное. В пламени пожаров  сгорали леса, звери бежали из  чащи к воде, птицы не рисковали лететь над горящими лесами. Толя Мерзлов  с товарищами скирдовал солому, собирал её в стог. Люди радовались, несмотря на засуху,  урожай был отличный. Вдруг от случайной искры загорелась солома, пламя перекинулось на  трактор Мерзлова. И он один на один вступил в жестокую схватку с огнём: сминал, душил, убивал его голыми руками, отрезал ему пути к хлебному полю. Потом поднялся в раскаленную машину, чтобы вывести её из огненного плена. Жгучим факелом Анатолий вышел из пламени, оставив кожу с ладоней на раскалённых рычагах. Ослабев от борьбы сам срывал с себя горящую одежду. Всё тело его обгорело, не было живого места, но хлебное поле, с которого потом собрали большой урожай, не пострадало. Ценой  своей жизни заплатил Анатолий  Мерзлов за хлеб."

(Отрывок из старой книги советского времени)

– Как вы думаете, а как относился А.Мерзлов к хлебу? – О  чём он думал, спасая его? – Как же нужно вам относиться к хлебу?

– И  ещё один пример того, как много значит в жизни маленький кусочек хлеба  в  125 граммов. Шла Великая Отечественная  война. Враг приближался к Москве. Ленинград (теперь С.Петербург) уже был в кольце врага, город был полностью окружён фашистскими войсками. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде,  ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами, а когда город окружен врагами – это значит, что он в блокаде. Ленинград в блокаде!  Днём и ночью фашисты бомбят и обстреливают город. Падают убитые, полыхают пожары. Опустели заводы, рабочие ушли на фронт, но нужны мины, гранаты, пулемёты. И тогда у станков встали дети 12-14 лет. Они заменили отцов и братьев. А запасы продовольствия в городе кончались. А в городе больше 2-х миллионов людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады было всё: мясо, мука, масло. Но как всё это доставить в окружённый Ленинград? Была только водная дорога через Ладожское озеро. Но эта дорога под обстрелом фашистов, немецкие самолёты бомбили все суда, что шли по озеру. Но всё же смелые моряки вели по Ладоге  баржи с мукой.

Рассказывает подготовленный ученик:

«Ходили по озеру и небольшие катера с продовольствием. На одном таком катере были три матроса и старшина, Владимир Малафеевский. Прошёл катер половину пути, а навстречу ему баржа с хлебом. Тут как раз два фашистских самолёта стали бить по барже из пулемётов. Малафеевский  понял, если баржу потопят, тысячи ленинградцев останутся без хлеба. И старшина принял огонь на себя, решил отвлечь фашистов. – Огонь! – и матросы дали залп по самолёту. Только теперь фашисты заметили катер и открыли огонь по нему. Матросы были ранены, старшина получил три пули. А рулевой, лихо увёртываясь от огня, уводил катер. Внезапно атака врага кончилась, кончились патроны. Баржа с хлебом была спасена! Матросы заделали пробоины в катере, раненые были перевязаны, а сам Малафеевский встать уже не смог. Его доставили в госпиталь, но спасти его не удалось». – Вот иногда какой ценой доставляли хлеб ленинградцам.

(Отрывок из старой книги советского времени)

– Но становилось холоднее, приближалась зима. Озеро замёрзло, суда ходить  уже не могли, а машины по льду не ходили, лёд был хрупкий и машины проваливались под лёд. А  в Ленинграде уже почти не оставалось запасов хлеба. 125 граммов – маленький  кусочек хлеба выдавался по карточкам на весь день и маленькая горстка крупы – больше ничего.(Показываю кусочек чёрного хлеба в 125 г ) Кусочек хлеба, кружка кипятку, а не чая, просто горячая вода и ложка жидкой каши. Они съедали её не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему? Небывалый мороз на улице и такой же мороз в домах. Не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки, времянки, а чем их топить? Пришлось рубить на дрова столы, стулья, шкафы,  паркет. Всё, что можно сжечь. Только вот беда: не держат эти печурки тепла. Кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Холодно и темно в комнатах. Не горит больше электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты  ленинградцев. А  в комнатах темно даже днём и стёкол в окнах нет. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой. Нет воды – замёрз и не работает водопровод. Рано утром тянутся к Неве, к прорубям голодные, замёрзшие ленинградцы. Кто  с ведёрком, кто с кастрюлей или с чайником. А доберутся до дому – смотрят, а вода в лёд превратилась,  замёрзла на морозе. Многие и не доходили до дому, падали и  умирали от холода и голода прямо на улице. Как же высоко ценился тогда этот маленький кусочек хлеба в 125 г!

Дневник  Тани Савичевой (читает ученица)

«Жила в Ленинграде на Васильевском острове в доме №13 девочка Таня Савичева. Жила  в большой весёлой семье. Старшая сестра Женя работала на заводе конструктором, брат Лёня работал на другом заводе. Братья Таниного отца работали  в книжном магазине. Танина мама и бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, пекли пирожки. Когда наступила блокада, пирожки стало печь не из чего, наступил холод и голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки. Тане было 11 лет, она вела дневник, куда записывала свои мысли и события. Вот страница из её дневника, как умирали от голода её родные.

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942года. Лёня умер 17 марта 1942 года. Дядя Вася умер 10 мая 1942 года. Мама – 13 мая 1942 года. Савичевы умерли, умерли все, осталась одна Таня».

– "Детей увозили на машинах по льду через Ладогу. Умирающую Таню удалось вывезти, но спасти уже было нельзя. Организм был полностью истощён от недоедания. В Горьковской области, в деревне Шатки поставили памятник на ёё могиле."

Звучит «Реквием» В.А. Моцарта. (Приложение 2)

Вот как важен хлеб – без хлеба не будет жизни. Через Ладогу шли по льду машины. И хотя вражеские самолеты продолжали бомбить озеро, водители всё равно доставляли хлеб и продовольствие в город. Норма была увеличена до 300г и 400г. И только ранней весной блокада была прорвана нашими войсками. 900 дней жил Ленинград в блокаде. Два с половиной года голода и холода. Но Ленинград выстоял и каждый ленинградец знал цену хлебу, который он ел.

– Шла война . И хотя у нас на Ямале не слышно было грохотанья бомб, не рвались снаряды, а люди здесь трудились, своим трудом приближая победу. Всё для фронта, всё для победы! Еды не всегда хватало, особенно хлеба. Люди здесь, на  Ямале, тоже знали цену хлебу. Послушайте стихотворение

Л. Лапцуя « Помните!»  ( читают подготовленные дети)

Когда война трубила над страною                       Кусочек жизни в старческую руку. Ямал не слышал грохотанья бомб,                        И судорожной хваткой пятерни     И  тундра не качалась под ногами.                                                             она  зажала хлеб. Но голод сколотил свой бастион.                         Перекосилось лицо гримасой  радостной И люди побывали в тех сраженьях                                                               и горькой,    Трудом своим победу приближая,                       А взгляд сверкнул земною теплотой. Шли, падали и поднимались ненцы                    Наверно, ей хотелось улыбнуться, И  на ветру от голода качались.                            Сказать «спасибо» может быть хотелось. Я помню женщину одну                                        – Сейчас, когда – в который раз! – кричу Она стояла; и рука была                                        Чтоб люди хлеб на землю не бросали, Протянута ко мне торчащей веткой.                    Лицо той женщины я вспоминаю, В руках моих мальчишеских был хлеб                 что мёртвою рукой сжимала хлеб. Для мамы  и братишек припасённый. Я отломил краюшку и вложил

– Я думаю, что после того, что вы сегодня услышали, вы будете бережно относиться к хлебу, не бросите  кусочек на землю,  ведь столько людей отдали свою жизнь за хлеб.  Так какова же цена хлеба? (Отвечают дети) – Человеческая жизнь – вот цена хлеба. И  закончить классный час  я хочу стихотворением Е. Благининой.

«Хлеб»

На свете я видела хлеба не много…                  И  если примечу  кусок  в небреженье – Его  отмеряли так скудно, так строго.                В  грязи придорожной, в подножной пыли, Его называли не  хлебом – пайком.                   То  самое первое сердца движенье – Его запивали крутым кипятком,                         Поднять  и  спасти это чудо земли.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также