Сценарий праздник хлеба в доу. День хлеба в детском саду
Сценарий День хлеба в детском саду
Звучит фрагмент песни «Хлеб — всему голова» в исполнении О.Воронец. Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте,дети! Здравствуйте, гости дорогие! Встретились мы с вами в пору багряную, осеннюю. В народе говорят : «Осень золотистая — хлебом колосистая!» Сегодня наш праздник посвящён хлебу.
Выходят девочка и мальчик в русских национальных костюмах. У девочки на подносе с рушником каравай хлеба.
Мальчик: Праздник хлеба мы встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка: Если мы хотим кого-то
Встретить честно и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Каравай ему подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Вместе: -Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Ведущий: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Издавна у славян существовал обычай: дорогих гостей встречают хлебом — солью. Поэтому говорят, что русские люди гостеприимны — хлебосольны.Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.Не каждый знает, что,принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Люди, преломившие хлеб, т.е. разделившие его друг с другом, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между разными народами. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.Как вы думаете, почему? (рассуждения детей).
Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом, семь потов сойдёт с земледельца прежде, чем зёрна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников, хлеб не любит лодырей.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род- веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе.В старину без него за стол не садились.Считалось, что если в доме есть хлеб,то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «хлеб — всему голова». Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением.Люди даже пословицы о хлебе сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
- Молодцы, ребята, много пословиц знаете.
Мои помощники принесли вот такие картинки. Давайте -ка посмотрим, что же на них нарисовано (хлеб, зерно, мука, росток, колос, зёрнышко).Приглашаю младших детей поиграть в игру «Что сначала, что потом»
Игра «Что сначала, что потом»
(дети последовательно под руководством взрослого раскладывают карточки, а затем встают , держа их перед собой цепочкой. Проверяем.)
- Молодцы, ребятки. Не засиделись? Встанем на ножки и немного разомнёмся.
Физкультминутка
Давайте представим, что мы колоски в поле, и выполним упражнение, которое так и называется «Колоски»
По весне поле вспахали. (скользящие движения ладоней друг о друга)
Зерном поле засевали. («сеют»)
Солнце припекает. (перекрещивают ладони, поднимают руки)
Землю согревает ( опускают руки, делая пружинистые движения ладонями)
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они ( медленно поднимают руки)
Ветер налетает, колоски качает (покачивают руками над головой)
Вправо пригнулись,влево качнулись (наклоняют корпус и руки вправо и влево)
А как дождичек идёт (руки опущены вниз, быстро шевелят пальцами)
Рожь водицу пьёт и пьёт (складывают ладони чашечкой и «пьют»)
Вот какая нива! (поднимают руки, пальцы раздвинуты)
До чего ж красива! (трясут кистями рук над головой)
Воспитатель: А для старших детей и задание потрудней. Знаете ли вы как хлеб к нам на стол приходит? Пышный, мягкий, пропечённый
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Игра «Своё место»
На карточках изображен труд хлеборобов: тракторист пашет землю, агроном проверяет колосья, комбайны жнут и обмолачивают хлеб, машины увозят зерно на элеватор, зерно просушивают, на мельнице перемалывают зёрна в муку, пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия, продавец в магазине продаёт хлеб.
Воспитатель: Давайте-ка проверим, правильно ли вы расставили картинки.
1. Пришла горячая пора — пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.
Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки взлелеял агроном.
2. Поднимается росток,
Зеленеет стебелёк,
Скоро будет колосок.
3. Хлеб созрел.
В полях моторы песню жатвы завели,
4. В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
5. Он уселся на машины
6. И спешит на элеватор.
А куда же попадёт зерно с элеватора?
7. Едет хлеб на мельницу,
Мельницу — чудесницу.
8. Там муку смололи из зерна
На хлебозавод отправилась она.
9. Богатырь- муковоз
На завод муку повёз.
10. От завода -автомата
Льётся тёплый хлебный запах.
11. Здесь пекарь постараться смог:
Такие булки вкусные испёк!
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи., сладкие коврижки,
Маковые пышки,
двадцать пять фасонов
Булок и батонов.
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пёк его.
Воспитатель: Ребята, а что ещё можно испечь из муки? (печенье,баранки, сушки, бублики, пряники, торты, хлопья,пирог, пирожки,кексы,рулеты,пельмени, вареники…)
И,конечно же, блины. Ребята, видели как мама печёт блины? Помогали маме? Давайте испечём блины все вместе.
Танец по показу «Блины»
Воспитатель:Ай, ребята, молодцы!
Все такие удальцы!
Приготовим мы сейчас
Игры посложней для вас!
Но сначала скажите, почему один хлеб чёрный, другой — белый? (чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый — из пшеничной).
Игра с флажками
Делимся на две команды — команду девочек и команду мальчиков. Когда я взмахну красным флажком, девочки кричат: «Рожь». Когда взмахну синим флажком, мальчики кричат: «Пшеница». А если я подниму и красный, и синий флажки , все кричат: «Хлеб».
- Молодцы. А наш праздник продолжается. А какой же русский праздник без частушек?
Частушки (исполняют девочки)
Мы про хлебушек частушки
Вам сегодня пропоём.
Навострите ваши ушки
И похлопайте потом. Где весною раннею
Сеяли пшеницу-
Нива урожайная
Зреет, колосится. День и ночь поют, шумят,
Трудятся комбайны-
Собирают урожай
на полях бескрайних.
В кулачке у колоска
Зёрнышки — малышки,
В каждом зёрнышке — мука,
Пироги и пышки. Если в гости кто приехал
Или кто-нибудь пришёл.
В каждом доме первым делом
Калачи несут на стол.
Бублики, батоны, булки,
Плюшки, сайки, пироги.
За столом и на прогулке
Уважай и береги.
Воспитатель: Вот потеха, нету мочи,
Веселиться б так до ночи!
Но сейчас не зевай,
Поиграем в «Каравай».
Выходи скорей сюда…
Сколько вас! Вот это да!
Каравай выберем считалочкой: Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
В каравай с нами сыграет.
Раз, два, три…Караваем будешь ты.
Игра «Каравай»
Воспитатель: Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в кусочек хлеба.
Человек привык трудиться.
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зёрнышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба труд.
Хлеб растёт не для объедков,
От зари и до зари,
Говорят в народе метко,
Съесть не можешь, не бери!
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Хлеб наш берегите
Хлебом не сорите
Хлеб наш уважайте
С хлебом не играйте
Хлеб выбрасывать нельзя
Берегите хлеб, друзья
Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово в самом деле — вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?
Только снег сошёл в апреле, и поля зазеленели, мы говорим: Хлеб!
Золотой простор бескрайний, там работают комбайны, мы говорим: Хлеб!
Вот зерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой , мы говорим: Хлеб!
Тесто кружится в квашне, запекается в огне, мы говорим: Хлеб!
Ешь его, расти и помни- в мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий… Хлеб!
Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной «Хлеб»
Воспитатель: Наш праздник подходит к концу. Мы всех приглашаем к праздничному столу.
А главное,дети, помните о том, что хлеб — самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите хлеб!
С огурцами ли , с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки.
Потому что много сил
Тратит тот, кто хлеб растил.
Хлеб растят с любовью-
Ешьте на здоровье.
Чаепитие с гостями.
scenarij-na-jubilej.ru
Сценарий праздник хлеба в доу |
Оформление зала:
на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».
Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.
Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.
Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.
1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.
2. Чтение стихотворения (детьми)
Настя:
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Олег:
Кто-то любит белый,
Кто-то любит чёрный,
Кто-то любит с маком
Или запечённый.
Маша:
Он бывает клином,
Он бывает узким,
Кто-то любит с тмином,
Или же французский.
Илья:
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто
И за праздничным столом
Знает своё место.
Семён:
Посмотри на землю, посмотри на небо,
Ничего на свете
Нет важнее хлеба
3. Кроссворд.
Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
Булочное изделие небольшой массы. (РогаЛик)
Без соли, без хлеба половина… (ОбЕда)
Ай по имени зовут меня Илья Муромец,
По отцу величают сын Иванович.
Двор мне княжеский не нужен,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кусок…
Кто такой Илья Муромец? (Богатырь)
Посеешь в пору – соберешь зерна в … (ГорУ)
Хлебный злак (ПШеница)
Загадка: Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены (Колос)
Без рук, без ног, а подпоясанный. (СнОп)
Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО)
Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? (хлеб)
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.
4.
Учитель:
Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.
Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).
Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).
Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).
Четыре — воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).
Пять – пища (удобрение — есть пища).
Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, — они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.
Стихи (рассказывают дети)
1. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
3. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его.
Хлебный хоровод.
Рос на поле колосок,Был сначала невысок.Дождик поле поливал –Он немного подрастал.А потом с друзьями вместеОказался прямо в тесте.Хлеб в пекарне испеклиИ на праздник принесли.Смотрит он – вокруг дружки:Круглый торт и пирожки,Да еще подружки –Сладкие ватрушки.Хоровод веселый –Праздник хлеба в школе.
5. Викторина.
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.(Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет.Корабль-великан по земле идет.Поле пройдет — урожай соберет.(Комбайн)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай.(Плуг)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.В нем тогда, таких как я, будет целая семья.(Зерно)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.(Ветряная мельница)
Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.(Серп)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.(Трактор)
6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?
Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба — тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Читает Миронова:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они ее не покупали-
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом. насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол,
— Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Я надеюсь, среди вас таких «пареньков» нет.
8. Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
9.
Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. — Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Военный хлеб.Я помню хлеб,военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нем в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.На той беде замешан крутоНелегкий хлеб нелегких дней,Но как сладка была минута,Когда кусок в руке моейПосыпан был щепоткой соли,Приправлен маминой слезой.
Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем не знаком.
Но знаем мы цену буханке пшеничной,
И знаем мы силу простых колосков.
А в годы войны помогал он героям:
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром,
Пускай отражается солнце в глазах,
Да пусть еще хлеб вечно будет в почете
На ваших и наших семейных столах.
Каравай земли и небаНа твоем столе —Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.
10. Паззлы.
Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.
Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»
11. Конкурс «Золушка»
Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.
Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова
12. Учитель.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб — батюшка, хлеб — кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он — неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
— У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита — это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца — тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Бисквит – западная Европа.
Брецель – Германия.
Бриошь – Нормандия, Франция.
Наан, чапати – Индия.
Пита – Ближний Восток.
Пицца – Италия.
Тортилья – Мексика.
Фолар – Португалия.
Багет – Франция.
13. Частушки.
Самоваром Вас встречаем,Пироги на стол несем,Мы за чаем не скучаем,Говорим о том, о сём,
На столе у нас пирог,Пышки и ватрушки,Так споём же под чаёкХлебные частушки.
Хлеб я ем с утра до ночиБулки с ночи до утраОчень весело проходятУ нас с мамой вечера.
Хороши к обеду плюшкиХлеб, батоны и ватрушки.Всех накормит тёплый хлебЛучше в мире хлеба нет.
Хлеб и каша – хорошоБудешь прыгать высоко.А конфеты, пироги –Шевелят наши мозги.
Предпочтенье отдаюЯ молочной кашеЧтобы с каждым новым днемСтановиться краше.
Ешьте кашу на здоровьеМного в ней белкаА еще поешьте хлебаИ попейте молока.
Хлеб в Калуге дорожает,
Весь народ волнуется.
Пояс туже затянула
Старая бабулечка.
Нынче был неурожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай
Подороже тортика.
14. Стихи. (рассказывают дети)
1. Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
2. Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
3. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
4. Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Учитель:А теперь всех приглашаем за стол!
scenarii-dlja-vzroslykh.ru
Сценарий праздник хлеба в детском саду
Оформление зала:
на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».
Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.
Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.
Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.
1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.
2. Чтение стихотворения (детьми)
Настя:
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Олег:
Кто-то любит белый,
Кто-то любит чёрный,
Кто-то любит с маком
Или запечённый.
Маша:
Он бывает клином,
Он бывает узким,
Кто-то любит с тмином,
Или же французский.
Илья:
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто
И за праздничным столом
Знает своё место.
Семён:
Посмотри на землю, посмотри на небо,
Ничего на свете
Нет важнее хлеба
3. Кроссворд.
Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
Булочное изделие небольшой массы. (РогаЛик)
Без соли, без хлеба половина… (ОбЕда)
Ай по имени зовут меня Илья Муромец,
По отцу величают сын Иванович.
Двор мне княжеский не нужен,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кусок…
Кто такой Илья Муромец? (Богатырь)
Посеешь в пору – соберешь зерна в … (ГорУ)
Хлебный злак (ПШеница)
Загадка: Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены (Колос)
Без рук, без ног, а подпоясанный. (СнОп)
Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО)
Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? (хлеб)
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.
4.
Учитель:
Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.
Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).
Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).
Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).
Четыре — воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).
Пять – пища (удобрение — есть пища).
Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, — они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.
Стихи (рассказывают дети)
1. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
3. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его.
Хлебный хоровод.
Рос на поле колосок,Был сначала невысок.Дождик поле поливал –Он немного подрастал.А потом с друзьями вместеОказался прямо в тесте.Хлеб в пекарне испеклиИ на праздник принесли.Смотрит он – вокруг дружки:Круглый торт и пирожки,Да еще подружки –Сладкие ватрушки.Хоровод веселый –Праздник хлеба в школе.
5. Викторина.
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.(Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет.Корабль-великан по земле идет.Поле пройдет — урожай соберет.(Комбайн)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай.(Плуг)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.В нем тогда, таких как я, будет целая семья.(Зерно)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.(Ветряная мельница)
Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.(Серп)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.(Трактор)
6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?
Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба — тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Читает Миронова:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они ее не покупали-
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом. насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол,
— Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Я надеюсь, среди вас таких «пареньков» нет.
8. Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
9.
Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. — Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Военный хлеб.Я помню хлеб,военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нем в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.На той беде замешан крутоНелегкий хлеб нелегких дней,Но как сладка была минута,Когда кусок в руке моейПосыпан был щепоткой соли,Приправлен маминой слезой.
Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем не знаком.
Но знаем мы цену буханке пшеничной,
И знаем мы силу простых колосков.
А в годы войны помогал он героям:
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром,
Пускай отражается солнце в глазах,
Да пусть еще хлеб вечно будет в почете
На ваших и наших семейных столах.
Каравай земли и небаНа твоем столе —Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.
10. Паззлы.
Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.
Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»
11. Конкурс «Золушка»
Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.
Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова
12. Учитель.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб — батюшка, хлеб — кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он — неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
— У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита — это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца — тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Бисквит – западная Европа.
Брецель – Германия.
Бриошь – Нормандия, Франция.
Наан, чапати – Индия.
Пита – Ближний Восток.
Пицца – Италия.
Тортилья – Мексика.
Фолар – Португалия.
Багет – Франция.
13. Частушки.
Самоваром Вас встречаем,Пироги на стол несем,Мы за чаем не скучаем,Говорим о том, о сём,
На столе у нас пирог,Пышки и ватрушки,Так споём же под чаёкХлебные частушки.
Хлеб я ем с утра до ночиБулки с ночи до утраОчень весело проходятУ нас с мамой вечера.
Хороши к обеду плюшкиХлеб, батоны и ватрушки.Всех накормит тёплый хлебЛучше в мире хлеба нет.
Хлеб и каша – хорошоБудешь прыгать высоко.А конфеты, пироги –Шевелят наши мозги.
Предпочтенье отдаюЯ молочной кашеЧтобы с каждым новым днемСтановиться краше.
Ешьте кашу на здоровьеМного в ней белкаА еще поешьте хлебаИ попейте молока.
Хлеб в Калуге дорожает,
Весь народ волнуется.
Пояс туже затянула
Старая бабулечка.
Нынче был неурожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай
Подороже тортика.
14. Стихи. (рассказывают дети)
1. Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
2. Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
3. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
4. Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Учитель:А теперь всех приглашаем за стол!
scenarii-dlja-vedushchego.ru