Конспект внеклассного мероприятия Про колосок и хлеба кусок - файл 1.doc. Что не колосок то хлеба кусок
Тема: Про колосок и хлеба кусок - Конспект внеклассного мероприятия Про колосок и хлеба кусок
1.doc | 54kb. | 19.11.2011 07:39 |
1.doc
Тема: Про колосок и хлеба кусок.Задачи: 1) Сообщить детям новую информацию о труде людей, о традициях,повторить уже имеющиеся знания.- Способствовать развитию мышления, эстетических чувств, нравственных качеств детей.
- Воспитать в детях чувство патриотизма, любви и уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Пословицы, кроссворд, иллюстрации.План проведения внеклассного мероприятия:I. Вводная часть:
- Организационный момент;
- Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через стихотворение;
II. Основная часть:
- Сообщение темы
- Беседа по теме занятия
- Чтение стихотворения
- Загадки
- Физминутка
- Стихотворение
- Кроссворд
- Появление пекаря
- История хлеба
- Пословицы
III. Заключительная часть:1)Стихотворение
2)Подведение итогов.
Вводная часть.1) Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна. Сейчас я прочту вам стихотворение, и вы догадаетесь, о чем мы сегодня будем с вами говорить. 2) ^ Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб, с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Основная часть.1) Сообщение темы.Сегодня на занятии мы поговорим «про колосок и хлеба кусок». ^ А кто мне скажет, какую пользу человеку приносит хлеб? Верно ребята, хлеб это наше здоровье, наша сила, поэтому, сегодня мы с вами поговорим на тему очень серьезную, о хлебе.Вы каждый день едите хлеб, а знаете ли вы, какой путь проходит хлеб к нашему столу? Кто расскажет?А вы когда-нибудь видели пшеничное или ржаное поле?
На что оно похоже? В начале лета пшеничное поле похоже на зеленое море. Ветер колышет колоски словно волны. Давайте вместе покажем, как волнуется поле пшеницы. Встали, ручки вверх.
Очень хорошо. Садитесь, пожалуйста.А в конце лета колоски становится сухими, золотистыми и ветер слабо колышет их. Тронешь колосок - и в ладони окажутся зерна. В каждом зернышке – жизнь.А как вы думаете, давно ли человек научился готовить хлеб? Да много тысячелетий живут вместе человек и хлеб. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Еще когда люди жили в пещерах, они научились сеять зерно и готовили из него кашу, только со временем они научились печь лепешки, хлеб, сдобные булочки.Ребята, а кто помнит, какой праздник был недавно? Да, праздник победы – 9 мая. Что вы знаете об этом празднике? На нашу страну напали фашисты и наши деды и прадеды защищали свою родину. В те времена хлеб спасал от голодной смерти и доставался с огромным трудом.^ Многие художники и писатели с теплом описывают хлеб и отношение людей к нему. Сейчас я вам прочту одно из таких стихотворений.Так повелось на моей земле,
Из года в год, из рода в род - веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками!
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом, в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит «Поклонись ему,
как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем этот теплый хлеб на белом свете!»Кто и как понимает слова этого стихотворения?
Да, вы правы. Хлеб доставался с трудом. И люди относились к нему с любовью как к родной маме.Вы уже говорили, о как хлеб попадает к нам на стол. Действительно, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит длинный путь. Сначала, весной в распаханную землю сеют зерно. Потом из зернышек вырастают колоски и в колосья снова созревают зерна. С помощью комбайна зерно обмолачивают. Затем сушат, моют, снова сушат и смалывают в муку. И только из муки пекут хлеб.4)Загадки.А сейчас, ребята. Я предлагаю вам отгадать загадки.
1. Он на солнышке стоит
И усами шевелит,
Разомнешь его в ладони
Золотым зерном набит. (Колосок)2. В землю теплую уйду,
К солнцу золотом взойду,
Будет целая семья,
В нем тогда таких, как я. (Зерно)3. С неба солнце золотое
Золотое льет лучи
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Пшеница в поле.)4. Пузырюсь я и пыхчу
Жить в квашне я не хочу
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня! (Тесто.)
5.Мнут и катают,
В печи закаляют
А потом за столом
Ножом нарезают. (Хлеб)б.Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн)Молодцы ребята!Хлеб это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. В голодные годы войны кусочек хлеба мог спасти жизнь. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля пшеницы. Знаете ли вы, какой кусочек хлеба давали человеку в день?
Только люди, пережившие голод, по-настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но не смотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает черт. Еще по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу.
Хлеб - дар Божий, говорили наши предки. Они относились к хлебу благоговением и считали главным богатством. Всегда ли хорошо дети относятся к хлебу? 5)Физминутка:Мы осанку исправляем,Спинку дружно прогибаем.Вправо, влево мы нагнулись,До носочков дотянулись.Плечи вверх, назад и вниз,Улыбайся и садись.6)Стихотворение.Стихотворение, которое я вам прочту, не выдумано автором, он взял его из жизни. Послушайте его внимательно.
Мальчик, ногой пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».Ребята, а кто может объяснить мне смысл этого стихотворения?
А вы наблюдали плохое отношение к
хлебу?
А где?
Так как же нужно относиться к хлебу?
Да, к хлебу нужно относиться уважительно, только потому что это труд многих людей.
7)Кроссворд.Ребята, у нас сегодня будет гость, а кто это вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Но отвечать нужно только поднимая руку.1. Где готовят хлеб? (Печь)
2. Где же растет пшеница? (Поле)
3. Как называется хлеб, которым было принято встречать гостей? (Каравай)
4. Во что перемалывают зерна? (Мука)
5. Кто распахивает поле? (Пахарь)
6. Как называется высохший хлеб? (Сухарь)И какое же слово у нас получилось? (Пекарь).8) Появление Пекаря.П.: Задравствуйте ребята! Я слышала вы у хлебе здесь разговариваете!В.: Разговариваем, да только как же без тебя, ты же знаешь о нем больше всех.П.: Конечно, ведь вся моя жизнь связана с выпечкой хлеба, будочек и даже тортов.В.: Мы с ребятами уже знаем так много о хлебе, а о его истории рассказать-то и некому. Поможешь нам?П.: С удовольствием!
Ну давайте поговорим немного об истории хлеба.^ Знаете ли вы, из каких зерновых культур выпекают хлеб?
Основными зерновыми культурами на Руси были рожь, пшеница, просо, овес, ячмень. Сначала рожь воспринимали как сорняк на полях пшеницы.
Кто знает, что такое сорняк? Верно, это вредные растения, которые мешают расти другим.
Но со временем люди заметили, когда от непогоды погибала пшеница, рожь спала людей от голодной смерти. И потом люди ели обычно ржаной хлеб, а белый, пшеничный ели с медом, как лакомство в праздники.
Землю возделывали вручную, или на лошадях.
Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто.
Пекарей - умельцев ценили и уважали, а женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей называли просто Ванька, Федька, то пекарей называли полным именем Иван Иванович, Федор Петрович. Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправляли иноземным послам в далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи, их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.
^ В.: Любовь и уважение к хлебу выразились в загадках, пословицах поговорках и среди них такие. Посмотрите на доску, давайте вместе прочтем эти поговорки : «Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе»,
Как вы понимаете?
Это значит, что с неба хлеб не упадет, что его нежно вырастить и испечь.
«Хлеб - всему голова»,
Эта поговорка пошла еще с Руси, тогда хлеб главной едой на столе.
«Хлеб - батюшка, водица матушка»,
В голодные времена для того, что бы выжить людям хватало хлеба и воды.
«Плох обед, коли хлеба нет»
Считается, что если на столе нет хлеба, человек не будет сыт.А кто же скажет, что еще можно назвать хлебом?
Правильно, булочки, пирожки, печенье, и даже торт - все это тоже хлеб.^ 1)СтихотворениеНе мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь!
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь.
Зерна наших дней светить
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.2)Подведение итогов.Надеюсь, вам понравилась ваша беседа? Ребята, чего нового вы узнали?
А чему новому вы научились? Кто скажет, как нельзя относиться к хлебу?
Да, к хлебу всегда нужно относиться с уважением, ведь он спасает людей от голода и достается людям трудом.До свидания, ребята.
www.studmed.ru
Сценарий внеклассного мероприятия "Про колосок и хлеба кусок"
Автор Оглу Лариса ЮрьевнаУчитель начальных классов
Ямбирнский филиал
МОУ «Лесно-Конобеевская сш»
Автор: Нестерпимо голодный
Волк из леса трусил…
Старик: А не хочешь ли хлеба?
Автор: Кто-то громко спросил.
Присмотрелся – а это
Среди поля мужик.
Волк с горбушкой, похоже,
Проглотил и язык.
Он до этого с хлебом
Не встречался пока.
Волк: Дай вторую горбушку.
Автор: Просит волк мужика,
А наевшись по горло,
Лёг в тени под копной
И расхваливать начал…
Волк: Вкусный хлебушек твой!
Да такой, что, пожалуй,
Ел бы я целый век!
Ну, а делаешь как же
Ты его, человек?
Старик: Поле плугом взрыхляю.
Волк: И снимаешь хлебец?
Старик: Нет, потом бороную.
Волк: И на этом конец?
Старик: Где уж там,
Удобренья нужно в землю вносить.
Волк: И домой на подводе
Можно хлеб увозить?
Старик: Увозить ещё рано!
Я взрыхляю опять..
Волк: И давай после вспашки
Свежий хлеб уплетать?
Старик: Что ты, волк?
Бороную пашню вновь…
Волк: И тогда собираешь буханки
Ароматные, да?
Старик: Нет, поскольку посеять
Нужно в землю зерно
И дождаться, покуда
Даст побеги оно.
Волк: А-а, тогда уже булки вырастают?
Автор: В ответ Серый
Вновь возраженье услышал.
Старик: Нет, пусть колосья дозреют…
Снять до зёрнышка в поле
Нужно весь урожай,
Смолотить поскорее,
Помолоть и в печи
На поду раскалённом
Спечь ещё калачи.
Вот тогда уже можно
Хлеб отведать…
Автор: Но волк,
Мужика не дослушав,
От досады умолк.
С невесёлой улыбкой
Посмотрел на копну,
И подался бездельник
В лес, глотая слюну.
Ведущий: Мы поговорим с вами сегодня на тему очень серьёзную, наболевшую. Мы поговорим с вами о хлебе.
Выйди летом на поле. Посмотри, как тянутся к солнцу колосья спелой пшеницы! Зрелый колос слегка колышется на ветру. Подойди, тронь его - и на ладони твои упадут зёрна. В каждом из них – жизнь. Они необходимы нам, людям, чтобы жить.
Много тысячелетий живут вместе хлеб и человек. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.
Чтец:
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками.
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!»
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
Чтец: Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: Мать, Родина, Хлеб… Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывать.
Наши предки говорили, что выброшенный человеком кусок хлеба поднимает черт. И после смерти человека, если выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то тот же черт заберёт его душу.
Ещё, по старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если его нечаянно уронишь, то, подняв его надо не только бережно обтереть, но и поцеловать его и попросить прощения. Немалым грехом считалось, уронив крошку хлеба и не поднять её, ещё большим грехом – растоптать ногами.
infourok.ru
Классный час "Про колосок и хлеба кусок".
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ковалевского Краснодарского края
Классный час
«Про колосок и хлеба кусок»
Подготовил и провел учитель начальных классов: Савкина Татьяна Ивановна
Новокубанск
2017
Тема: Про колосок и хлеба кусок.
Задачи: 1) Сообщить детям новую информацию о труде людей, о традициях,
повторить уже имеющиеся знания.
Способствовать развитию мышления, эстетических чувств, нравственных качеств детей.
Воспитать в детях чувство патриотизма, любви и уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
Пословицы, кроссворд, иллюстрации.
План проведения внеклассного мероприятия:
I. Вводная часть:
Организационный момент;
Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через стихотворение;
II. Основная часть:
Сообщение темы
Беседа по теме занятия
Чтение стихотворения
Загадки
Физминутка
Стихотворение
Кроссворд
Появление пекаря
История хлеба
Пословицы
III. Заключительная часть:
1)Стихотворение
2)Подведение итогов.
Вводная часть.
1) Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна. Сейчас я прочту вам стихотворение, и вы догадаетесь, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
2) Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через стихотворение;
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб, с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Основная часть.
1) Сообщение темы.
Сегодня на занятии мы поговорим «про колосок и хлеба кусок».
2) Беседа по теме занятия.
А кто мне скажет, какую пользу человеку приносит хлеб? Верно ребята, хлеб это наше здоровье, наша сила, поэтому, сегодня мы с вами поговорим на тему очень серьезную, о хлебе.
Вы каждый день едите хлеб, а знаете ли вы, какой путь проходит хлеб к нашему столу? Кто расскажет?
А вы когда-нибудь видели пшеничное или ржаное поле?
На что оно похоже? В начале лета пшеничное поле похоже на зеленое море. Ветер колышет колоски словно волны. Давайте вместе покажем, как волнуется поле пшеницы. Встали, ручки вверх.
Очень хорошо. Садитесь, пожалуйста.
А в конце лета колоски становится сухими, золотистыми и ветер слабо колышет их. Тронешь колосок - и в ладони окажутся зерна. В каждом зернышке – жизнь.
А как вы думаете, давно ли человек научился готовить хлеб? Да много тысячелетий живут вместе человек и хлеб. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Еще когда люди жили в пещерах, они научились сеять зерно и готовили из него кашу, только со временем они научились печь лепешки, хлеб, сдобные булочки.
Ребята, а кто помнит, какой праздник был недавно? Да, праздник победы – 9 мая. Что вы знаете об этом празднике? На нашу страну напали фашисты и наши деды и прадеды защищали свою родину. В те времена хлеб спасал от голодной смерти и доставался с огромным трудом.
3) Чтение стихотворения.
Многие художники и писатели с теплом описывают хлеб и отношение людей к нему. Сейчас я вам прочту одно из таких стихотворений.
Так повелось на моей земле,
Из года в год, из рода в род - веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками!
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом, в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит «Поклонись ему,
как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем этот теплый хлеб на белом свете!»
Кто и как понимает слова этого стихотворения?
Да, вы правы. Хлеб доставался с трудом. И люди относились к нему с любовью как к родной маме.
Вы уже говорили, о как хлеб попадает к нам на стол. Действительно, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит длинный путь. Сначала, весной в распаханную землю сеют зерно. Потом из зернышек вырастают колоски и в колосья снова созревают зерна. С помощью комбайна зерно обмолачивают. Затем сушат, моют, снова сушат и смалывают в муку. И только из муки пекут хлеб.
4)Загадки.
А сейчас, ребята. Я предлагаю вам отгадать загадки.
1. Он на солнышке стоит
И усами шевелит,
Разомнешь его в ладони
Золотым зерном набит. (Колосок)
2. В землю теплую уйду,
К солнцу золотом взойду,
Будет целая семья,
В нем тогда таких, как я. (Зерно)
3. С неба солнце золотое
Золотое льет лучи
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Пшеница в поле.)
4. Пузырюсь я и пыхчу
Жить в квашне я не хочу
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня! (Тесто.)
5.Мнут и катают,
В печи закаляют
А потом за столом
Ножом нарезают. (Хлеб)
6. Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн)
Молодцы ребята!
Хлеб это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. В голодные годы войны кусочек хлеба мог спасти жизнь. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля пшеницы. Знаете ли вы, какой кусочек хлеба давали человеку в день?
Только люди, пережившие голод, по-настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но не смотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает черт. Еще по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу.
Хлеб - дар Божий, говорили наши предки. Они относились к хлебу благоговением и считали главным богатством. Всегда ли хорошо дети относятся к хлебу?
5)Физминутка:
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
6)Стихотворение.
Стихотворение, которое я вам прочту, не выдумано автором, он взял его из жизни. Послушайте его внимательно.
Мальчик, ногой пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».
Ребята, а кто может объяснить мне смысл этого стихотворения?
А вы наблюдали плохое отношение к хлебу?
А где?
Так как же нужно относиться к хлебу?
Да, к хлебу нужно относиться уважительно, только потому что это труд многих людей.
7)Кроссворд.
Ребята, у нас сегодня будет гость, а кто это вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Но отвечать нужно только поднимая руку.
1. Где готовят хлеб? (Печь)
2. Где же растет пшеница? (Поле)
3. Как называется хлеб, которым было принято встречать гостей? (Каравай)
4. Во что перемалывают зерна? (Мука)
5. Кто распахивает поле? (Пахарь)
6. Как называется высохший хлеб? (Сухарь)
И какое же слово у нас получилось? (Пекарь).
8) Появление Пекаря.
П.: Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы о хлебе здесь разговариваете!
В.: Разговариваем, да только как же без тебя, ты же знаешь о нем больше всех.
П.: Конечно, ведь вся моя жизнь связана с выпечкой хлеба, будочек и даже тортов.
В.: Мы с ребятами уже знаем так много о хлебе, а о его истории рассказать-то и некому. Поможешь нам?
П.: С удовольствием!
Ну давайте поговорим немного об истории хлеба.
9) История хлеба
Знаете ли вы, из каких зерновых культур выпекают хлеб?
Основными зерновыми культурами на Руси были рожь, пшеница, просо, овес, ячмень. Сначала рожь воспринимали как сорняк на полях пшеницы.
Кто знает, что такое сорняк? Верно, это вредные растения, которые мешают расти другим.
Но со временем люди заметили, когда от непогоды погибала пшеница, рожь спала людей от голодной смерти. И потом люди ели обычно ржаной хлеб, а белый, пшеничный ели с медом, как лакомство в праздники.
Землю возделывали вручную, или на лошадях.
Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто.
Пекарей - умельцев ценили и уважали, а женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей называли просто Ванька, Федька, то пекарей называли полным именем Иван Иванович, Федор Петрович. Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправляли иноземным послам в далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи, их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.
10) Пословицы
В.: Любовь и уважение к хлебу выразились в загадках, пословицах поговорках и среди них такие. Посмотрите на доску, давайте вместе прочтем эти поговорки :
«Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе»,
Как вы понимаете?
Это значит, что с неба хлеб не упадет, что его нежно вырастить и испечь.
«Хлеб - всему голова»,
Эта поговорка пошла еще с Руси, тогда хлеб главной едой на столе.
«Хлеб - батюшка, водица матушка»,
В голодные времена для того, что бы выжить людям хватало хлеба и воды.
«Плох обед, коли хлеба нет»
Считается, что если на столе нет хлеба, человек не будет сыт.
А кто же скажет, что еще можно назвать хлебом?
Правильно, булочки, пирожки, печенье, и даже торт - все это тоже хлеб.
Заключительная часть.
1)Стихотворение
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь!
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь.
Зерна наших дней светить
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
2)Подведение итогов.
Надеюсь, вам понравилась ваша беседа? Ребята, чего нового вы узнали?
А чему новому вы научились? Кто скажет, как нельзя относиться к хлебу?
Да, к хлебу всегда нужно относиться с уважением, ведь он спасает людей от голода и достается людям трудом.
До свидания, ребята.
multiurok.ru
Хлеб- всему голова! Загадки о хлебе. Вырос в поле колоском, на столе лежит куском
ХЛЕБ-
ВСЕМУ
ГОЛОВА!
ЗАГАДКИ О ХЛЕБЕ.
***
ВЫРОС В ПОЛЕ КОЛОСКОМ,
НА СТОЛЕ ЛЕЖИТ КУСКОМ.
***
ПЫШНЫЙ, МЯГКИЙ, ПРОПЕЧЁННЫЙ,
ПОДРУМЯНЕННЫЙ СЛЕГКА,
ОН С ГОРБУШКОЙ ЗОЛОЧЁНОЙ
ШЁЛ К ТЕБЕ ИЗДАЛЕКА.
***
КОМКОВАТО, НОЗДРЕВАТО, И ГУБАТО, И ГОРБАТО,
КИСЛО, И ПРЕСНО, И ВКУСНО, И ВСЕМ ЛЮДЯМ МИЛО.
***
БЬЮТ МЕНЯ ПАЛКАМИ, ЖМУТ МЕНЯ КАМНЯМИ,
ДЕРЖАТ МЕНЯ В ОГНЕННОЙ ПЕЩЕРЕ,РЕЖУТ МЕНЯ НОЖАМИ…
ЗА ЧТО МЕНЯ ТАК ГУБЯТ? ЗА ТО,ЧТО ЛЮБЯТ!
***
МЕШЕНО, КВАШЕНО, ВАЛЯНО,
НА СТОЛ ПОСТАВЛЕНО.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
БЕЗ СОЛИ НЕВКУСНО, БЕЗ ХЛЕБА НЕСЫТНО.
И ОБЕД НЕ В ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.
БЕЗ ПЕЧКИ ХОЛОДНО, БЕЗ ХЛЕБА ГОЛОДНО.
ХЛЕБ В ПУТИ НЕ В ТЯГОСТЬ.
ЕДЕШЬ НА ДЕНЬ, ХЛЕБА БЕРИ НА НЕДЕЛЮ.
ХЛЕБ В ЗАКРОМУ, ЧТО ХОЗЯИН В ДОМУ.
ХЛЕБ НА СТОЛ, ТАК И СТОЛ – ПРЕСТОЛ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И СТОЛ – ДОСКА.
ГОЛОДНОЙ КУМЕ ТОЛЬКО ХЛЕБУШЕК НА УМЕ.
НА ХЛЕБ МНОГО НЕ ПОСЕРДИШЬСЯ.
ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.
ВОДА ВЫМОЕТ, ХЛЕБ НАКОРМИТ.
НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.
НЕ ТРУДИТЬСЯ, ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.
КТО ТРУДИТЬСЯ РАД, ТОТ БУДЕТ ХЛЕБОМ БОГАТ.
КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО ЗЕМЛЯ ЖАЛЕЕТ.
КТО ПАХАТЬ ЛЕНИТЬСЯ, У ТОГО ЗЕМЛЯ НЕ РОДИТСЯ.
РУКИ ЧЕЛОВЕКА.
(Я.ДЯГУТИТЕ.)
СКЛОНИЛА ТЯЖЁЛУЮ ГОЛОВУ РОЖЬ.
«СПАСИБО ВАМ, СОЛНЦЕ И ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ!
СПАСИБО ЗЕМЛЕ, ЧТО БЫЛА МОИМ ДОМОМ,
И СИЛЬНЫМ РУКАМ, МОИМ СТАРЫМ ЗНАКОМЫМ.
Я ПОМНЮ, КАК РУКИ ТРУДИЛИСЬ УПОРНО,
ЧТОБ В ЗЕМЛЮ ПОСЕЯТЬ ЯНТАРНЫЕ ЗЁРНА,
А НЫНЧЕ ОНИ УРОЖАЙ УБЕРУТ.
СПАСИБО ВАМ, РУКИ, ЗА ДОБРЫЙ ВАШ ТРУД!
Я ДОЛГУЮ ЗИМУ В ЗЕМЛЕ ПРОЛЕЖАЛА,
ЮТИЛАСЬ ПОД СНЕГОМ, ОТ СТУЖИ ДРОЖАЛА,
НО СОЛНЦЕ МЕНЯ ОТОГРЕЛО ДАВНО,
И Я ПРИНЕСЛА ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО.
КТО ХОЧЕТ, ОТВЕДАЙТЕ ХЛЕБА РЖАНОГО!
А ЕСЛИ МЕНЯ ВЫ ПОСЕЕТЕ СНОВА,
Я СНОВА ПОД СНЕГОМ ДОРОГУ НАЙДУ
И КОЛОСОМ СТАНУ, И К ЛЮДЯМ ПРИДУ».
(С.ПОГОРЕЛОВСКИЙ)
ВОТ ОН – ХЛЕБУШЕК ДУШИСТЫЙ С ХРУСТКОЙ КОРОЧКОЙ ВИТОЙ,
ВОТ ОН – ТЁПЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ, СЛОВНО СОЛНЦЕМ НАЛИТОЙ!
В КАЖДЫЙ ДОМ, НА КАЖДЫЙ СТОЛ ОН ПОЖАЛОВАЛ-ПРИШЁЛ.
В НЁМ – ЗДОРОВЬЕ НАШЕ, СИЛА, В НЁМ – ЧУДЕСНОЕ ТЕПЛО:
СКОЛЬКО РУК ЕГО РАСТИЛО, ОХРАНЯЛО, БЕРЕГЛО!
ВЕДЬ НЕ СРАЗУ СТАЛИ ЗЁРНА ХЛЕБОМ – ТЕМ, ЧТО НА СТОЛЕ,
ЛЮДИ ДОЛГО И УПОРНО ПОТРУДИЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ.
В НЁМ ЗЕМЛИ РОДИМОЙ СОКИ, СОЛНЦА СВЕТ ВЕСЁЛЫЙ В НЁМ.
УПЛЕТАЙ ЗА ОБЕ ЩЁКИ – ВЫРАСТАЙ БОГАТЫРЁМ!
СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ! СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!
СЛАВА ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИЛ, НЕ ЖАЛЕЛ ТРУДОВ И СИЛ!
СЛАВА ИМ, ПРИВЕТ ОТ НАС.
В ДОБРЫЙ ДЕНЬ, В СЧАСТЛИВЫЙ ЧАС!
МОЛОТЬБА.
(Ф.ШКУЛЕВ)
СЖАТА РОЖЬ… СЕРЕЕТ ЖНИВО, ОЩЕТИНИЛИСЬ ПОЛЯ…
НУ, ЗАТО СКИРДЫ КРАСИВО СМОТРЯТ, СЕРДЦЕ ВЕСЕЛЯ.
ЛЮДИ РАДОСТНЫ, ДОВОЛЬНЫ: НЕ ПРОПАЛ ИХ ДАРОМ ТРУД,
И ПОВСЮДУ С ПЕСНЕЙ ВОЛЬНОЙ РАЗДАЁТСЯ ТАМ И ТУТ:
ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!
У СКИРДОВ ВОКРУГ РЕБЯТКИ ШУМНО БЕГАЮТ, ЗВЕНЯТ.
МЕЖ СНОПОВ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ, ТО МЯКИНОЮ ПЫЛЯТ.
ПО ГУМНУ ЖЕ СТРОЙНЫМ РЯДОМ ЛЮДИ ДВИЖУТСЯ С ЦЕПОМ.
ПОТ ГОРЯЧИЙ ЛЬЁТСЯ ГРДОМ, ЛИЦА ПЫШУТ ИХ ОГНЁМ…
ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!
И КИПИТ, КИПИТ РАБОТА, ТАЮТ ПЫШНЫЕ СКИРДЫ…
ОБЛЛЕГЧАЕТСЯ ЗАБОТА, СЛАЩЕ КАЖУТСЯ ТРУДЫ.
СКОРО ПРАЗДНИК: С НОВЫМ ХЛЕБОМ
ЛЮДИ БУДУТ ЗА СТОЛОМ…
А ПОКА ПОД СИНИМ НЕБОМ РАЗДАЁТСЯ НАД СЕЛОМ:
ТО-ТО МЫ! ТО-ТО МЫ! ХЛЕБ ГОТОВИМ ДЛЯ ЗИМЫ!
НИВА.
(Ю.ЖДАНОВСКАЯ)
НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!
ЗРЕЕШЬ ТЫ НА СОЛНЦЕ, КОЛОС НАЛИВАЯ.
ПО ТЕБЕ ОТ ВЕТРУ, СЛОВНО В СИНЕМ МОРЕ,
ВОЛНЫ ТАК И ХОДЯТ, ХОДЯТ НА ПРОСТОРЕ.
НАД ТОБОЮ С ПЕСНЕЙ ЖАВОРОНОК ВЬЁТСЯ,
НАД ТОБООЙ И ТУЧА ГРОЗНО ПРОНЕСЁТСЯ.
ЗРЕЕШЬ ТЫ И СПЕЕШЬ, КОЛОС НАЛИВАЯ.
НИВА МОЯ, НИВА, НИВА ЗОЛОТАЯ!
КОЛОСОК.
(Н.КРАСИЛЬНИКОВ)
- ЗОЛОТИСТЫЙ КОЛОСОК, КТО РАСТИ ТЕБЕ ПОМОГ?
- ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР, МАЙСКИЙ ГРОМ,
СОЛНЦЕ В НЕБЕ ГОЛУБОМ.
А ЕЩЁ ЛЮДСКИЕ РУКИ, ЧТО В ТРУДЕ НЕ ЗНАЛИ СКУКИ.
МНЕ НЕ СТАТЬ БЕЗ НИХ ТАКИМ
СИЛЬНЫМ, РОСЛЫМ, ЗОЛОТЫМ!
ХЛЕБ – НАШЕ БОГАТСТВО.
(П.КАГАНОВА)
СЕЮТ В ПОЛЕ ЗЁРНА РАННЕЮ ВЕСНОЮ.
А НАД НИМИ СВЕТИТ СОЛНЫШКО РОДНОЕ.
НА ПОЛЯХ КОЛХОЗНЫХ ЗАШУМЯТ КОЛОСЬЯ –
БУДЕТ УРОЖАЙНОЙ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ!
И ЗЕРНО В АМБАРЫ ПОТЕЧЁТ РЕКОЮ,
И ЕГО МАШИНЫ СДЕЛАЮТ МУКОЮ.
НА ЗАВОДЕ ПЕКАРЬ ХЛЕБ СПЕЧЁТ С ЛЮБОВЬЮ.
СКАЖЕТ ОН РЕБЯТАМ: «ЕШЬТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!»
ОТЛИЧНЫЕ ПШЕНИЧНЫЕ.
(ШОТЛАНДСКАЯ ПЕСЕНКА)
МЫ ПЕЧЁМ ПШЕНИЧНЫЕ
ПИРОГИ ОТЛИЧНЫЕ.
КТО ПРИДЁТ К НАМ ПРОБОВАТЬ
ПИРОГИ ПШЕНИЧНЫЕ?
МАМА, ПАПА, БРАТ, СЕСТРА,
ПЁС ЛОХМАТЫЙ СО ДВОРА.
И ДРУГИЕ, ВСЕ, КТО МОЖЕТ,
ПУСТЬ ПРИХОДЯТ С НИМИ ТОЖЕ.
ТЕСТО ЗАМЕСИЛИ МЫ,
САХАР НЕ ЗАБЫЛИ МЫ,
ПИРОГИ ПШЕНИЧНЫЕ
В ПЕЧКУ ПОСАДИЛИ МЫ.
ПЕЧКА ВЕСЕЛО ГОРИТ,
НАША МАМА ГОВОРИТ:
- КРОШКИ, ЧТО ОСТАНУТЬСЯ,
ВОРОБЬЮ ДОСТАНУТЬСЯ.
ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ:
- Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
- Беларусская сказка «Лёгкий хлеб».
- Константин Ушинский «Два плуга».
- Шведская песенка «Отличные пшеничные».
- Русская народная сказка «Колосок».
- Э.Шим «Хлеб растёт».
- Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
- Т.Аргези «Хлеб».
- Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
11.Ю.Ждановская «Нива».
12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».
13.М.Глинская «Хлеб».
14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».
15.А.Ремизов «Хлебный голос».
16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).
Приметы:
*Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
*Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
*При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
*Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
*Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
*Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
*Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Хлеба пекутся.
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.
***
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
(В. Орлов)
Пшеница.
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь - зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
(Аким. Я.)
***
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь».
( Н. Тихонов)
Пахнет хлебом.
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.
По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.....
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом....
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!
( Перевод И. Токмакова)
***
Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.
Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.
***
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко
( Г.Виеру.)
***
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
( Я.Аким.)
***
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли.
(Я. Дягутите.)
***
Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.
( С. Погореловский)
***
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
( Воронько)
***
Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!
( В. Воронько)
О хлебе.
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
(Нина Самкова)
Пословицы и поговорки о хлебе.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
-Хлебушко – калач дедушка.
-Хлеба нет – корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый – обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Считалки о хлебе.
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
"Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль,пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Легенда о том, как появился кекс или сказка о волшебном зернышке.
Однажды, в стародавние времена, жил в одной деревне бедный юноша. Ветхая избушка да клочок земли – вот и всё, что у него было. Трудился он от зари до зари на своём поле, чтобы хоть как-то прокормиться. Но урожай был очень и очень скуден. И вот как-то работал он в поле и вдруг увидел на земле маленькую птичку. Она повредила крыло и умирала. Юноша принёс её к себе в дом, обогрел, накормил и стал лечить её больное крылышко.
И вот птичка поправилась, и пришло время отпустить её на волю. На прощанье сказала птичка юноше:
- Я вижу, как бедно ты живёшь. Но у тебя доброе сердце, и я помогу тебе. Я дам тебе волшебное зёрнышко. Ты должен лишь бросить его в землю и сказать волшебные слова: «Крекс! Пекс! Фекс!» И наутро увидишь, что получится.
С этими словами птичка взмахнула крыльями и улетела, а на крыльце осталось лежать маленькое хлебное зёрнышко. Юноша бережно поднял его, осторожно посадил в землю и произнёс слова, которым его научила птичка:
- Крекс! Пекс! Фекс! И ушёл в дом.
Наутро он проснулся, вышел на крыльцо и прошептал:
- Не может быть!
На том самом месте, где вечером было посажено зёрнышко, теперь возвышалось огромное дерево с могучими ветвями, и на ветвях росли какие-то неведомые плоды. Юноша подошёл ближе и увидел, что это… множество маленьких круглых булочек – сдобных, горячих, источающих просто восхитительный аромат! Изумлённый юноша опустил глаза и обнаружил под деревом большой стол, на котором кипел самовар и стояли чашки и блюдца. Всё было готово к чаепитию.
- Как аппетитно пахнет! – воскликнул юноша. – Попробую-ка я одну из булочек, они, должно быть, вкусные!
И он сорвал булочку с ближайшей ветки. Не успел он это сделать, как на месте сорванной тут же появилась другая – такая же сдобная и аппетитная. Юноша откусил кусочек и воскликнул:
- Да я ничего вкуснее и слаще в жизни не пробовал! Сейчас я созову всю деревню – и мы устроим пир на весь мир!
Не прошло и часа, как вся деревня сидела за большим столом и угощалась вкуснейшими сладкими булочками, запивая их ароматным чаем из сказочного самовара. И сколько бы булочек не срывали с чудесного дерева, на нём тут же вырастали новые, ещё слаще и вкуснее прежних!
Вдоволь насытившись, гости расселись в тени раскидистого дерева, и юноша поведал всем удивительную историю про птичку, зёрнышко и волшебные слова.
- А что это были за слова? – спросил его один из старейшин.
- Крекс, пекс, фекс, - ответил юноша. - Крекс, пекс, фекс… - задумчиво произнёс мудрый старик. – Пусть же будет не «крекс», не «фекс», а просто… КЕКС! Так отныне мы будем называть эту маленькую булочку, которая смогла накормить всю деревню. И все с этим согласились. С тех пор люди в этой местности никогда больше не знали голода.
А на свете появился вкусный кекс, который по сей день любят и взрослые, и дети!
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
- Тесто ручками помнем
( сжимаем и разжимаем пальчики)
- Сладкий тортик испечем
( как будто мнем тесто)
- Серединку смажем джемом
(круговые движения ладошками по плоскости стола)
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
- А потом заварим чай
- В гости друга приглашай.
игра “Дом на горе”
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Массаж-игра “На блины”.
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
ohimii.ru
«Про колосок и хлеба кусок»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад «VII, VIII вида»Воспитательный час
Тема: «Про колосок и хлеба кусок»
2 класс (VIII вид)
Печенцова Елена Евгеньевна
г.Куса, 2013г.
Задачи:
- Сообщить детям новую информацию о труде людей, о традициях,
- Развивать мышление, эстетические чувства, нравственные качества детей.
- Воспитать в детях чувство любви и уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
кроссворд,
мультимедийная презентация,
письмо от пекаря
раскраска пекарь, цветные карандаши
^
Вводная часть.
Организационный момент.
- Я прочту вам стихотворение, а вы догадаетесь, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
^
Вот он – хлебушек душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»
- Кто догадался о чем мы поговорим сегодня
-(ответы воспитанников)^
Сообщение темы.
- Да, правильно, сегодня мы поговорим о хлебе. Как он появляется на нашем столе?
Беседа по теме занятия.
- А кто мне скажет, какую пользу человеку приносит хлеб?
-(ответы воспитанников)
- Верно ребята, хлеб это наше здоровье, наша сила, поэтому, сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
-Вы каждый день едите хлеб, а знаете ли вы, какой путь проходит хлеб к нашему столу? Кто расскажет?
-А вы когда-нибудь видели пшеничное или ржаное поле?
-На что оно похоже? В начале лета пшеничное поле похоже на зеленое море.
Ветер колышет колоски словно волны.
-А в конце лета колоски становятся сухими, золотистыми и ветер слабо колышет их. Тронешь колосок - и в ладони окажутся зерна. В каждом зернышке – жизнь.
-А как вы думаете, давно ли человек научился готовить хлеб? Да, много тысячелетий живут вместе человек и хлеб. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Еще когда люди жили в пещерах, они научились сеять зерно и готовили из него кашу, только со временем они научились печь лепешки, хлеб, сдобные булочки.
-Ребята, а кто помнит, какой праздник скоро будет?
- (ответы воспитанников)
-Да, праздник победы – 9 мая. Что вы знаете об этом празднике? На нашу страну напали фашисты и наши деды и прадеды защищали свою родину. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля пшеницы. Знаете ли вы, какой кусочек хлеба давали человеку в день?
^
Многие художники и писатели с теплом описывают хлеб и отношение людей к нему. Сейчас я вам прочту одно из таких стихотворений.
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем этот теплый хлеб на белом свете!»
-Кто и как понимает слова этого стихотворения?
-(ответы воспитанников)
-Да, вы правы. Хлеб доставался с трудом. И люди относились к нему с любовью как к родной маме.
-Вы уже говорили, как хлеб попадает к нам на стол. Действительно, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит длинный путь. Сначала, весной в распаханную землю сеют зерно. Потом из зернышек вырастают колоски и в колосья снова созревают зерна. С помощью комбайна зерно обмолачивают. Затем сушат, моют, снова сушат и смалывают в муку. И только из муки пекут хлеб.
- А сейчас, ребята я предлагаю вам отгадать загадки.
1.Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом. (колос) 2. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 3.Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.) 4.В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.) 5. С неба солнце золотое
Золотое льет лучи
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Пшеница в поле.)
6. Пузырюсь я и пыхчу
Жить в квашне я не хочу
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня! (Тесто.)7.Мнут и катают,
В печи закаляют
А потом за столом
Ножом нарезают. (Хлеб)8. Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн)9.Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
-Молодцы ребята! Только люди, пережившие голод, по-настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но не смотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает черт. Еще по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу. Хлеб - дар Божий, говорили наши предки. Они относились к хлебу благоговением и считали главным богатством. Всегда ли хорошо дети относятся к хлебу?
- ^ Послушайте его внимательно:
Мальчик, ногой пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».
-Ребята, а кто может объяснить мне смысл этого стихотворения?
- (ответы воспитанников)
- А вы наблюдали плохое отношение к хлебу? А где? Так как же нужно относиться к хлебу?
- (ответы воспитанников)
- Да, к хлебу нужно относиться уважительно, только потому что это труд многих людей.
- ^ Но отвечать нужно только поднимая руку.
1. Где готовят хлеб? (Печь) Слайды 1, 2
2. Где же растет пшеница? (Поле) Слайды 3, 4
3. Как называется хлеб, которым принято встречать гостей? (Каравай) Слайды 5, 6
4. Во что перемалывают зерна? (Мука) Слайды 7, 8
5. Кто распахивает поле? (Пахарь) Слайды 9, 10
6. Как называется высохший хлеб? (Сухарь) Слайды 11, 12
7. Какое же слово у нас получилось? (Пекарь) Слайды 13, 14
- Правильно. Так давайте посмотрим, что же в нашем письме?
- Пекарь не смог прийти сам и прислал нам свой портрет. Я предлагаю вам его раскрасить.
- ^ Он хотел рассказать вам об истории хлеба.
История хлеба. Свыше 10-ти тысяч лет назад человек жил в пещерах. Дикие предки начали употреблять в пищу пшеницу. Свежие зерна пшеницы можно было есть, но сухие были слишком тверды. Попробовали разбивать их камнем. Затем зерна стали растирать в муку. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Первоначально ели сырую. Затем стали её варить. Позднее пекли пресные на горячих камнях лепешки. Первые хлебопеки – египтяне. 5-6 тысячелетий назад они открыли способ разрыхлять тесто путем брожения. Древние греки дали имя хлебу. Хлеб выпекали в глиняном горшке -«хлибанос». От него и появилось слово «хлеб». Они первыми начали печь тесто с дрожжами, и им понравился более лёгкий и вкусный хлеб. Тесто, выпеченное на диких дрожжах, получается всё время разным. Это происходило потому, что в тесто попадали разные виды дрожжей.
- А знаете ли вы, из каких зерновых культур выпекают хлеб в наше время?
- (ответы воспитанников)
- Основными зерновыми культурами на Руси были рожь, пшеница, просо, овес, ячмень. Сначала рожь воспринимали как сорняк на полях пшеницы.
- Кто знает, что такое сорняк? Верно, это вредные растения, которые мешают расти другим.
- Но со временем люди заметили, когда от непогоды погибала пшеница, рожь спасала людей от голодной смерти. И потом люди ели обычно ржаной хлеб, а белый, пшеничный ели с медом, как лакомство в праздники. Землю возделывали вручную, или на лошадях. Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто.
Пекарей - умельцев ценили и уважали, а женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей называли просто Ванька, Федька, то пекарей называли полным именем Иван Иванович, Федор Петрович. Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправляли иноземным послам в далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи, их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.
- ^ .
- «Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе». Как вы понимаете?
- (ответы воспитанников)
- Это значит, что с неба хлеб не упадет, что его нежно вырастить и испечь.
- «Хлеб - всему голова». Как вы понимаете?
- (ответы воспитанников)
- Эта поговорка пошла еще с Руси, тогда хлеб главной едой на столе.
- «Хлеб - батюшка, водица матушка». Как вы понимаете?
- (ответы воспитанников)
- В голодные времена для того, что бы выжить людям хватало хлеба и воды.
- «Плох обед, коли хлеба нет». Как вы понимаете?
- (ответы воспитанников)
- Считается, что если на столе нет хлеба, человек не будет сыт. А кто же скажет, что еще можно назвать хлебом?
- (ответы воспитанников)
- Правильно, булочки, пирожки, печенье, и даже торт - все это тоже хлеб.^
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь!
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь.
Зерна наших дней светить
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
^
- Вам понравилась ваша беседа? Ребята, чего нового вы узнали?
- (ответы воспитанников)
- А чему новому вы научились? Кто скажет, как нельзя относиться к хлебу?
- (ответы воспитанников)
- Да, к хлебу всегда нужно относиться с уважением, ведь он спасает людей от голода и достается людям трудом.
Источники:
http://www.comgun.ru/repair/1831-shuba-dlya-pechki.html - печка
http://gotowall.com/show_wallpaper.php?id=12895- поле пшеницы
http://foodi.ru/karavai-zakaz-tortov-nedorogo-v-moskve-lobne-i-himkah/k9- каравай
http://www.parentaladvisory.de/_vti_cnf/%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%BA%D1%83 – мука
http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0019.shtml - пахарь
http://www.1tv.ru/prj/contrzak/vypusk/2136- сухарь
http://www.photoline.ru/photo/1263536387?rzd=new – пекарь
http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/- стихи пословицы о хлебе
http://tinygrads.com/jobscoloringpages/- пекарь раскраска
Приложение 1
Раскраска пекарь
Приложение 2
Кроссвордlit-yaz.ru
Сценарий внеклассного мероприятия "Про колосок и хлеба кусок" страница 2
«Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки. Он относился к хлебу с благоговением и считал главным богатством. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся?»
Стихотворение, которое сейчас прочтут, не выдумано автором, эти эпизоды взяты из жизни. И может, кто-то узнает себя в этих строках.
Чтец: Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Чтец: Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс
Земле, на которой родился и рос.
(Петрусь Бровка)
Ведущий: И если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе не занимал, если он не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, этот человек не вызывает никакого уважения.
Воспоминания ржаной и чёрный.
Как-то придя с работы в общежитие, мы с ребятами поспорили, кому идти за хлебом: за окном бушевала вьюга. Бросили жребий, и выпало идти мне. Ветер хлестал в лицо, забирался под полушубок, сбивал с ног.
Подойдя к магазину, я глубоко вдохнул тёплый запах ржаного хлеба. Купив буханку, запрятал её под полушубок и вышел на улицу. Обратно идти было легче, ветер дул мне в спину. Я чувствовал у себя на груди тёплый хлеб. Он согревал, как живой.
Моё появление было встречено на «ура». Хлеб, разрезанный на куски, задышал в ладонях, награждая каждого сытным своим теплом…
А мне вспомнилось далёкое детство. Война.…Однажды, набегавшись на улице, я заскочил домой и отполосовал от буханки душистый кусок хлеба, воткнул в него нож и прикрыл рушником. Увидев это, мама тихо сказала: «Запомни сынок, хлебу тоже больно, как и тебе. Нельзя с ним так обращаться». На всю жизнь запали мне в сердце её слова. «Ешь с хлебом – в другой раз говорила она – силы не будет, если хлеб не будешь есть». Кто же не хочет вырасти сильным?
Конечно, сейчас не те времена, хлеба достаточно, но больно и неприятно видеть, когда мальчик мусолит булку, он же наелся и не знает, что делать с ней, и выбрасывает её в первый попавшийся контейнер.
И ещё, почему мы, люди, привыкли называть хлеб чёрным. Наверное, лучше сказать ржаной. «Чёрный» и «Белый» - холодные слова. Тогда как от слов «ржаной и пшеничный» веет теплом, достатком, добротой человеческих рук.
Чтец: Что хлеб наш насущный – святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена.
Хлеб как святыня для всех был всегда,
Есть он – исполнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.
Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
Полки изделием хлебным завалены,
То ли от сырости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Мы не бедны: на столе, в закромах
infourok.ru