Лучшее пирожное – черный хлеб. Черный хлеб в пост


Можно ли есть сахар в пост?

Узнайте можно ли есть в Великий пост хлеб и сахар. Здесь вы найдете комментарии и мнения других пользователей и специалистов, можно ли есть зефир, конфеты и макароны во время поста.

Ответ:

Главное правило любого поста – исключить перенасыщение. Это касается любых продуктов. Можно ли есть хлеб в пост? Однозначно. Ведь он необходим нам для нормального развития. То же самое можно ответить на вопрос о том, можно ли есть сахар в пост. Ложка мёда или сахара в чашке чая никому не помешает. Но не стоит пересыщать себя продуктами, где этих веществ содержится очень много. Чёрный хлеб не исключение.

Допускается употреблять еду со всеми компонентами, необходимыми для здоровья. Главное правило – чтобы еда была скромной, не стоит увлекаться чем-то одним, измеряя порции чуть ли не бочками.

Относительно сахара можно ещё сказать, что он – не продукт животного происхождения. Потому никаких строгих ограничений в пост относительно него не существует. Более того, многие считают, что именно этот продукт остаётся в такое время одним из немногих источников энергии и сил для молитв и дальнейшего воздержания. Его даже разрешается добавлять во всевозможные напитки. Главное – опять же, не увлекаться, во всём знать меру. В прошлом сахар во время постов был однозначно запрещён, поскольку не считался скоромным продуктом. Многие и сейчас ограничивают его употребление.

Можно ли есть зефир во время поста?

Во многих ситуациях даже сами священники положительно отвечают на вопрос о том, можно ли есть зефир во время поста. Этот продукт уже некоторое время считается постным. Правда, количество продукта не должно быть слишком большим. В школьных столовых и детских садах его уже разрешают вводить в рацион.

В ста граммах зефира содержится всего десятая часть грамма жиров. Можно сказать, что они полностью отсутствуют. Восемь десятых грамма в зефире содержится белка. Углеводов вроде бы достаточно большое количество, но практически все они относятся к простым. То есть, при их усвоении не возникает никаких проблем. Продукт довольно калорийный, имеет 326 килокалорий. Гликемический индекс средний, равен 65.

Когда зефир готовится, то смешивают такие компоненты, как желатин, эссенции, сахар, яичный белок. Добавляют ягодное и фруктовое пюре. В составе десертов, пирожных и тортов он очень вкусный, как и просто в свежем виде. Можно обливать его чёрным или белым шоколадом, но при этом калорийность будет увеличиваться. Если регулярно употреблять зефир в небольшом количестве, то может улучшиться работа пищеварительного тракта. Особенно это касается детей и больных людей.

Можно ли есть конфеты в Великий пост?

Великий Пост – не причина отказывать себе во вкусных и разнообразных блюдах. Можно сказать, это отличный повод для того, чтобы сделать питание более вкусным, разнообразным. Зерновые и бобовые, овощи и фрукты никогда не были под запретом в такие дни. Можно ли есть конфеты в пост? Безусловно, если использовать правильные рецепты. Они станут отличным источником микроэлементов и витаминов, в которых организм так нуждается в зимнее время.

Многие боятся, что не выдержат совсем без сладостей. Иногда посты длятся до 48 дней. Но такие опасения беспочвенны, совсем от сладостей отказываться никто не запрещает. Что касается сладостей, то к употреблению разрешаются: сухофрукты, варенье и мёд, мармелад, халва и чёрный шоколад, а также орехи. Можно употреблять и некоторые виды печенья – постные, овсяные и галетные. По этим правилам не запрещаются и конфеты. Главное – следить за тем, чтобы они были приготовлены из правильных ингредиентов.

То же самое касается ответа на вопрос, можно ли есть макароны в Великий Пост. Всё зависит от того, какой состав имеется у того или иного изделия. Если отсутствуют животные добавки – то никаких проблем. А вот при их наличии стоит поостеречься. Лучше всего приобретать макароны на основе цельнозерновой муки высшего качества. Тогда углеводы в продуктах, хоть и будут присутствовать, но останутся лёгкими для усвоения.

www.all-answers.ru

ВЕЛИКИЙ ПОСТ!

Меню на Великий Пост по монастырскому уставу

Подробное дозволенное меню по монастырскому уставу на каждый день Великого Поста.

Нельзя: алкоголь, мясо, рыбу, молоко яйца, конфеты, белый хлеб, майонез, выпечку. Можно: фрукты, овощи, сухофрукты, квашеную капусту, соленые и маринованные овощи, грибы, орехи, каши на воде, кисели, чай, компоты из сухофруктов, квасы.

Понедельник – сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты). Вторник – горячая пища без масла (супы, рассольник, каши на воде, тушеные овощи). Среда – сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты). Четверг – горячая пища без масла (супы, рассольник, каши на воде, тушеные овощи). Пятница – сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты). Суббота – пища с растительным маслом (салаты из овощей, супы, тушеные овощи). Воскресенье – пища с растительным маслом (салаты из овощей, супы, тушеные овощи).

Особые дни: Понедельник первой седмицы поста (Чистый понедельник)– строгое воздержание от пищи. Начало Великого Поста (со 2-го по 5-й день, т. е. со вторника по пятницу) – строгий пост, можно только хлеб и воду. Средокрестная среда – можно вино. Святых 40 мучеников – можно постное масло, вино. Вербное воскресение – можно вино, рыбу, икру, растительное масло.

Страстная седмица (последняя неделя Великого поста) Великие Понедельник, Вторник, Среда – нельзя есть приготовленную пищу. Великий Четверг – можно вино, постное масло. Великая Пятница – строгий пост, ничего нельзя есть. Великая Суббота – строгий пост, можно хлеб, сухофрукты, маслины. ПАСХА – светлое Христово Воскресение– поста нет.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения) Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Традиционная благодарственная фраза: «Ангела вам за трапезу!»

Предлагаемые ниже постные блюда для мирян, включенные в рацион питания Великого поста, помогут безболезненно пережить эти трудные для христианина дни:

ВИНЕГРЕТ ОВОЩНОЙ

Овощи, предназначенные для винегрета, взять примерно в равном количестве. Свеклу вымыть, сварить, не очищая, с добавлением уксуса, охладить и очистить. Картофель тоже сварить в кожуре. Соленые огурцы очистить от грубой кожицы. Квашеную капусту промыть. Репчатый лук нарезать кольцами, капусту мелко нашинковать, а картофель и свеклу порезать кубиками. Приготовленную свеклу полить растительным маслом, добавить остальные овощи и перемешать. Готовую горчицу растереть с сахаром, солью, добавить разведенный уксус и полить этой заправкой винегрет.

САЛАТ ИЗ ФАСОЛИ

Ингредиенты:1,5 стакана фасоли, 1 соленый огурец, 1 яблоко, 1 небольшая луковица, 100 г растительного масла, 1 ч. ложка горчицы, 1 ч. ложка красного перца, черный перец, соль, зелень петрушки.

       Приготовление      

Фасоль сварить в подсоленной воде и охладить. Для того чтобы она быстрее разварилась, к воде можно прибавить чайную ложку без верха сахара. В охлажденную фасоль добавить нарезанные кубиками соленый огурец, яблоко, лук, растительное масло, горчицу, черный перец, соль, красный перец и зелень петрушки.

САЛАТ ИЗ СЕЛЬДИ С КАРТОФЕЛЕМ И ЯБЛОКАМИ

Ингредиенты:1 соленая сельдь, 2 картофелины, 2-3 яблока, 1 луковица, 3/4 стакана фасоли, 2-3 ст. ложки растительного масла, горчица, зеленый лук, сахар, перец, уксус, соль по вкусу.

       Приготовление      

Фасоль замочить в воде на 12 часов и отварить. Сельдь вымочить, отделить филе, картофель отварить. Филе сельди, картофель, яблоки, лук и фасоль мелко нарезать, соединить и перемешать. Добавить растительное масло, соль, сахар, уксус, перец, горчицу.Посыпать нарезанным зеленым луком.

САЛАТ ИЗ МОРКОВИ С ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ И МЕДОМ

Ингредиенты:4 моркови, 4 ст. ложки дробленых грецких орехов, 2 ст. ложки сиропа шиповника, 2 ст. ложки лимонного сока, 4 ст. ложки меда.

       Приготовление      

Морковь натереть на мелкой терке, смешать с толчеными грецкими орехами и медом. Добавить сироп шиповника, лимонный сок и еще раз перемешать.

САЛАТ ИЗ СВЕКЛЫ С ОГУРЦАМИ

Ингредиенты:2 свеклы, 2 соленых огурца, 1 луковица, соль, сахар, тмин, растительное масло, сок лимона.

       Приготовление      

Испечь свеклу, очистить, натереть на терке. Соленые огурцы (без кожуры) нарезать мелкими кубиками. Все перемешать, приправить солью, сахаром, тмином, растительным маслом, выдавить сок лимона и посылать колечками репчатого лука.

ИКРА СВЕКОЛЬНАЯ

Сырую свеклу и морковь потереть на терке и потушить с подсолнечным маслом. Добавить обжаренный лук с томатом, соль, сахар, перец. Остывшую икру смешать с толченым чесноком. В ту же икру вместо томата можно положить грибы (сухие, вымоченные, отваренные, измельченные и обжаренные с луком). В этом случае чеснок добавлять не обязательно.

ЗАКУСКА СВЕКОЛЬНАЯ С ТЫКВЕННЫМИ СЕМЕЧКАМИ

Свеклу запечь или отварить, очистить, натереть на крупной терке. Добавить измельченные тыквенные семечки, толченый чеснок, заправить майонезом или растительным маслом. В эту закуску хорошо идет тертый плавленый сырок, если ее давать в пост детям или больным.

ЩИ ЛЕНИВЫЕ ГРИБОЕДОВСКИЕ

Ингредиенты:50 г сушеных грибов, 400 г свежей капусты, 1 луковица, 1 репа, 1 морковь, 1 корень петрушки, 4-5 картофелин, 3 ч. ложки муки, 2 ст. ложки растительного масла, зелень, соль.

       Приготовление      

Сушеные грибы отварить в подсоленном кипятке и мелко нашинковать. В отдельную кастрюлю положить свежую капусту, разрезанную на несколько кусков, мелко нарезанные коренья (лук, репу, морковь, петрушку), влить около 1,5 л горячей воды, посолить и варить до мягкости. Затем прибавить нарезанный сырой картофель, подготовленные грибы и грибной отвар, муку, поджаренную в растительном масле, довести до кипения и варить еще 15-20 минут. Готовые щи посыпать рубленой зеленью и подать к столу.

ЩИ МОНАСТЫРСКИЕ

Ингредиенты:400 г свежей белокочанной капусты, 2 некрупные репы, 2 моркови, 1 луковица, 4 картофелины, 4 зубчика чеснока, 1 л воды, соль по вкусу.

       Приготовление      

В кипящую соленую воду опустить нарезанные дольками морковь, репу, нарезанный полукольцами лук и мелко нашинкованную капусту. Проварить 20-30 минут, добавить нарезанный ломтиками картофель и варить до готовности примерно 20 минут. В конце варки добавить измельченный чеснок. Готовые щи употреблять без сметаны и масла.

СУП ОРЕХОВЫЙ С ФАСОЛЬЮ

Ингредиенты:1/2 стакана фасоли, 2-3 картофелины, 2 луковицы, 2 моркови, 1/2 стакана толченых орехов, 1 лавровый лист, перец, соль, растительное масло.

       Приготовление      

Фасоль замочить и отварить с картофелем, добавить лавровый лист. Лук и морковь припустить на растительном масле и заправить суп. Толченые орехи соединить с перцем и добавить в суп.

СУП ГОРОХОВЫЙ С КРУПОЙ

Ингредиенты:120 г лущеного гороха, 30 г перловой крупы, 40 г репчатого лука, 40 г растительного масла, соль.

       Приготовление      

Горох и перловую крупу перебрать, хорошенько промыть, залить холодной водой, поставить на плиту, довести до кипения и варить на небольшом огне. Репчатый лук мелко порубить, обжарить в растительном масле и добавить в суп за 10-15 минут до готовности.

РАССОЛЬНИК ПОСТНЫЙ ГРИБНОЙ

Ингредиенты:100 г сушеных грибов, 5 соленых огурцов, 1 луковица, 2 ст. ложки муки, 1 корень петрушки, 1 корень сельдерея, 5 картофелин, 2 ст. ложки перловой крупы, 2 ст. ложки томата-пюре, 5 ст. ложек растительного масла.

       Приготовление      

Сварить бульон из сушеных грибов и измельченной кожицы, снятой с соленых огурцов. Готовые грибы вынуть, нашинковать, обжарить в растительном масле вместе с измельченным луком и снова опустить в бульон. Добавить муку, смешанную с 2 ст. ложками растительного масла, нарезанные корень петрушки, корень сельдерея, мякоть соленых огурцов, картофель, перловую крупу, при желании — томат-пюре, соль и огуречный рассол — по вкусу, сварить до готовности и подать.

КАШКА РЫБНАЯ

Свежую рыбу (соленые белужьи, осетровые или лососевые тушки) нарезать небольшими кусочками, удалить кости, сложить в кастрюлю, добавить нарезанный лук, соль, перец, залить водой и поставить варить. Когда рыба сварится до полуготовности, засыпать гречневую крупу и доварить, следя за тем, чтобы из кашки не получилась размазня.

КАША РИСОВО-ОВСЯНАЯ РАССЫПЧАТАЯ

Ингредиенты:1,5 стакана риса, 3/4 стакана овса, 700 мл воды, 2 ч. ложки соли,1 луковица, 4-5 зубчиков чеснока, 4-5 ст. ложек подсолнечного масла, 1 ст. ложка укропа, соль.

       Приготовление      

Рис и овес промыть отдельно, равномерно перемешать, затем засыпать рисово-овсяную смесь в кипящую воду и плотно закрыть кастрюлю крышкой, чтобы пар не выходил (этим способом можно готовить только в плотно закрытой посуде). Держать крупу на сильном огне в течение 12 минут, затем убавить огонь до среднего и держать еще 5-8 минут, после чего снять с огня, укутать чем-то теплым и лишь через 15-20 минут открыть крышку. Готовую кашу заправить обжаренным в растительном масле луком, мелко нарезанным чесноком, укропом, солью и прогреть в сковороде на медленном огне в течение 3-4 минут.

КАША ПО-МОНАСТЫРСКИ

Ингредиенты:1/2 стакан перловой крупы, 1 л воды, 2 ст. ложки растительного масла, 40-60 г изюма, соль по вкусу.

       Приготовление      

Воду вскипятить, посолить, заложить промытую крупу и варить 40-50 минут на слабом огне. Готовую кашу заправить маслом, перемешать, сверху посыпать изюмом.

КАШИЦА ГОРОХОВАЯ С ГРЕЧКОЙ

Ингредиенты:1/2 стакана лущеного гороха (думаю можно заменитьчечевицей), 1,5 л воды, 1 стакан гречневого продела, 2 луковицы, 4 ст. ложки подсолнечного масла, соль по вкусу.

       Приготовление      

Горох промыть, разварить в воде, ни в коем случае не подсаливая, и, когда вода на треть выпарится и горох будет почти готов, засыпать гречневый продел и варить его до готовности. Готовую кашицу заправить мелко нарезанным луком, поджаренным в растительном масле, и посолить. 

КАПУСТА ТУШЕНАЯ

Ингредиенты:1 кг квашеной капусты, 2 стакана воды, 1 луковица, 6 белых сухих грибов, 1/2 ч. ложки черного перца, 50 г растительного масла.

       Приготовление      

Грибы промыть, размочить в холодной воде и нарезать или растереть сухими. Репчатый лук нарезать кольцами и слегка обжарить в растительном масле. Все компоненты сложить в глиняную посуду, залить водой и поставить в духовку со средним жаром на 1 час, следя за тем, чтобы не убегало.

ГОЛУБЦЫ ПОСТНЫЕ

Кочан капусты отварить и разобрать на листья. Приготовить начинку. К отварному рису добавить обжаренные морковь, лук и зелень. Завернуть начинку в капустные листья, обжарить и потушить в томатном соусе. Можно сделать иначе. Кроме лука и моркови обжарить еще и очищенные яблоки, добавить к ним изюм, соль, сахар, перец по вкусу. Так же завернуть, обжарить, но тушить не в томатном соусе, а с яблочным соком.

ПЕЛЬМЕНИ С РЕДЬКОЙ

Ингредиенты:Для тести: 320 г пшеничной муки, 1 яйцо, 120 г воды, щепотка соли. Для фарша: 450 г редьки, 50 г репчатого лука, 50 г растительного масла, соль. Для посыпки: столовая ложка муки.

       Приготовление      

Просеянную муку насыпать на стол горкой, сделать в ней воронку, влить воду, соль и замесить крутое тесто. Готовое тесто закрыть крышкой и дать ему постоять полчаса. Затем тесто разделить на куски, каждый кусок раскатать в тонкий пласт, нарезать на квадратики, разложить фарш и сформовать пельмени. Приготовление фарша. Редьку очистить, натереть на терке, слегка спассеровать с маслом, добавить обжаренный лук, соль и хорошо перемешать. Подготовленные пельмени отварить небольшими партиями в кипящей подсоленной воде (на 1 кг изделия 4 л воды и 1,5 ст. ложки соли). Всплывшие пельмени вынуть шумовкой.

РЫБА, ПРИПУЩЕННАЯ В РАССОЛЕ

Ингредиенты:1,5 кг рыбы (осетра, трески, щуки, судака, хека и др.), 30 г лука, 30 г корня петрушки, 200 г моркови, 300 г соленых огурцов, 1,5 кг отварного картофеля, 100 г любого соуса, 50 г масла, зелень, лавровый лист, перец горошком, раковые шейки.

       Приготовление      

Дно кастрюли смазать маслом, положить туда куски разделанной на филе рыбы, подлить рыбный бульон, сваренный из голов и плавников, так, чтобы он покрывал рыбу наполовину, добавить огуречный рассол, морковь, петрушку, соленые огурцы, нарезанные кружочками, лавровый лист и перец. Посуду плотно закрыть и довести рыбу до готовности. При подаче на стол выложить рыбу на блюдо, обложить ее припущенными овощами и солеными огурцами, полить соусом и гарнировать картофелем, зеленью и раковыми шейками (крабами или креветками).

РЫБА ПО-РУССКИ

Ингредиенты:500 г рыбы (щуки, трески, судака, минтая, хека, зубатки). Для соуса: 20 г моркови, 20 г корня петрушки, 20 г грибов, 40 г соленых огурцов, 40 г оливок или маслин, 20 г репчатого лука, 40 г лимона, 75 г томатного соуса, зелень.

       Приготовление      

Филе рыбы с кожей без костей припустить обычным способом (припущенная рыба вкуснее, чем отварная). Морковь, корень петрушки мелко нарезать и припустить по отдельности. Соленые огурцы очистить от кожицы и семян, нарезать ломтиками и сварить. Грибы белые или шампиньоны (свежие или сухие) отварить и нарезать ломтиками. Лук нашинковать полукольцами и ошпарить. Оливки отделить от рассола, удалить косточки. Приготовление соуса. Все подготовленные продукты смешать, прогреть в подсоленном горячем бульоне и добавить горячий томатный соус. Припущенную рыбу полить соусом, сверху положить кусочек лимона, посыпать зеленью.

БЛИНЫ ГРЕЧНЕВЫЕ ПОСТНЫЕ

Ингредиенты:4 стакана гречневой муки, 800 мл воды, 25 г дрожжей, по 1 ч. ложке соли и сахара.

       Приготовление      

Просеять гречневую муку (ее можно получить, смолов ядрицу в кофемолке). Третью часть этой муки развести 600 г теплой воды с растворенными в ней дрожжами. Тщательно вымесить и поставить опару в теплое место, накрыв полотенцем. Когда тесто поднимется, добавить остальную муку, соль и сахар, выбить деревянной лопаткой в течение 1 часа и дать еще раз подняться. Затем влить 200 г кипятка, снова вымесить тесто и, когда оно поднимется в третий раз, испечь блины.

ОЛАДЬИ КАРТОФЕЛЬНЫЕ

Ингредиенты:750 г тертого сырого картофеля, 500 г вареного картофеля (пюре), 2 ст. ложки муки, 1/2 ч. ложки соли, растительное масло для жаренья.

       Приготовление      

Все компоненты хорошенько перемешать и из полученной массы испечь оладьи в сковороде на растительном масле. Готовые оладьи желательно посыпать мелко нарезанным и обжаренным в растительном масле луком.

ОЛАДЬИ ГОРОХОВЫЕ

Ингредиенты:500 г гороха, 1/2 стакана пшеничной муки, соль, растительное масло.

       Приготовление      

Горох отварить до мягкости и, не сливая остатков воды, растереть, добавить пшеничную муку, соль. Из полученного теста сформовать оладьи и выпечь их на растительном масле.

ПИРОГ С КАПУСТОЙ

Ингредиенты:Для теста: 600 г пшеничной муки, 1-1,25 стакана воды, 100 г подсолнечного масла, 25 г дрожжей, 2 ч. ложки соли, 1 ч. ложка сахара. Для начинки: 1 стакан квашеной капусты, 1 луковица, 2 ст. ложки растительного масла, соль, сахар по вкусу.

       Приготовление      

Дрожжи, сахар, 1-2 ч. ложки муки развести в четверти стакана воды и оставить на 15 мин. Разведенные дрожжи, воду и масло смешать с мукой, замесить некрутое тесто и дать ему подойти в тепле, после чего разделать под пирог, слегка подпыляя мукой. Приготовление начинки. Квашеную капусту промыть в теплой воде и ошпарить для удаления лишней кислоты. Капусту перебрать, нарубить, положить в кастрюлю, добавить масло и поджаренный лук и, помешивая, тушить до готовности, добавив по вкусу сахар и соль.

ПИРОГ РЫБНЫЙ С ЛУКОМ

Ингредиенты:600 г дрожжевого теста, 550 г филе рыбы, 100 г репчатого лука, соль, перец.

       Приготовление      

Опарное дрожжевое тесто раскатать пластом и уложить на него большой кусок рыбного филе, посыпать солью, перцем, сверху положить поджаренный или сырой лук, закрыть вторым куском теста, края соединить, дать пирогу расстояться и выпечь в духовке. Тесто для пирогов обычное дрожжевое.

Начинка для пирога

Ингредиенты:700 г соленых огурцов, 3 луковицы, 40 г растительного масла, черный молотый перец, сахар.

       Приготовление      

Соленые огурцы очистить, мелко нарезать и припустить в растительном масле. Лук обжарить и добавить в огурцы, охладить. Приправить черным молотым перцем и щепоткой сахара.

КИСЕЛЬ ХЛЕБНЫЙ

Ингредиенты:50 г пшеничного хлеба, 25 г сухофруктов, 25 г сахара, 12 г картофельного крахмала, 150 г воды.

       Приготовление      

Предварительно высушенный, подрумяненный пшеничный хлеб залить водой. Добавить замоченные сухофрукты и варить до размягчения. Затем процедить, в отвар добавить сахар, довести до кипения, ввести растворенный в воде крахмал и вновь довести до кипения.Готовый кисель разлить в креманки и посыпать сахаром.

Всем постящимся, БОГ в помощь!

www.minibanda.ru

Лучшее пирожное – черный хлеб

Пост - это не диета. Но что? Можно ли всерьез разрешить себе есть мясо, ссылаясь на то, что "главное - не есть людей"? Что делать, если постился-постился и сорвался на новогоднем корпоративе? Всё? Или стараться дальше? Как вообще его праздновать, этот Новый год? Только ли для Пасхи справедливы слова «приидите все, постящиеся и непостящиеся, никтоже да плачет своего убожества»? Протоиерей Игорь Гагарин об этом и не только.

— Отец Игорь, вы помните свой первый пост? Как это было? Как он прошел?

— Мой самый первый пост — Великий. Великий пост — особый, он совершенно не похож на все остальные посты. И мое воспоминание о первом посте — одно из самых радостных.

Так получилось, что буквально за две недели до начала поста я пришел на свою первую исповедь. Она была еще очень сырая, я еще не мог назвать себя верующим, скорее человеком, ищущим веру. Это было в Троице-Сергиевой Лавре, в храме Духовной Академии, исповедовал меня замечательный священник — иеромонах Святослав. От него я и узнал, что вот-вот уже будет пост, хотя о посте имел смутное представление.

Так мое вхождение в Церковь началось с того Великого поста. Это был очень строгий пост, я старался поститься по всем правилам. И действительно было ощущение того, что я вошел в пост одним человеком, а вышел совсем другим, смотрящим на мир совершенно другими глазами. В завершении этого поста я не просто осознавал себя верующим, а был убежден, что вера — это самая большая ценность в моей жизни. Таковы мои воспоминания о первом посте.

— Были ли какие-то трудности?

— Трудности не вспоминаются. То, что делается с желанием, что делается по собственному решению, в результате собственного выбора — всегда легко. Трудно все то, что человек делает потому что ему надо это делать, а не хочется. А мне хотелось пережить тот опыт, который, как я понял из разговора с отцом Святославом, переживает православный христианин.

Протоиерей Игорь Гагарин

— Легкость поста, которую ощущают те, кто впервые постится, дается не случайно?

— Она дается не всем.

В этом отношении я бы вообще поостерегся делать какие-то обобщения. Мне часто приходится общаться с людьми, которые принимают решение поститься, и всегда это происходит по-разному. Я знаю людей, которые постятся с радостью и легко, а есть те, для которых этот период очень неприятен. Некоторые считают пост непосильным, невозможным для себя, говорят: «Я не буду поститься, я просто не смогу! Не смогу жить без мяса, без животной пищи. Я готов попоститься несколько дней, но не весь пост». Таких очень много. В духовной жизни нет однообразия, все очень разнообразно.

— Если человек не решается начать поститься, хотя у него есть желание. Есть ли тут какие-то советы?

— Мне почему-то кажется, что если человек желает, то он решится. В отношении поста не существует такой постановки вопроса — «или-или». Попробуй поститься в той мере, в какой сможешь. Попробуй!

Любой опыт, даже если он будет отрицательным, не будет лишним. Тем более, что в Православной Церкви и святыми отцами, и Священным Писанием категорически запрещено укорять и осуждать кого-то непостящегося. Вот одобрение постящегося — это нормально.

Мне всегда как священнику радостно, когда я встречаюсь с людьми, которые стараются ревностно соблюсти пост. Но если я встречаюсь с людьми, у которых это не получается, то я никогда не осуждаю, жалею только немного, поскольку тот мой первый опыт поста был прекрасным.

Я всегда надеюсь, что очередной пост будет повторением этого первого опыта. Абсолютного повторения, конечно, не бывает, дважды в одну реку не войдешь, но все равно каждый раз удается снова пережить что-то ценное, то, что остается в душе и после поста. К духовному опыту, который уже имеешь, прибавляются новые крупицы, которыми дорожишь.

— Многие боятся поститься, потому что привыкли сладко спать, вкусно есть, именно ограничение в еде пугает людей…

— Но пост и есть ограничение в еде. У нас очень часто любят говорить, что пост — это не только еда: главное не обижать никого, не есть друг друга и так далее. Иногда доходит до того, что еда — это вообще не важно. Это, конечно, неправильно. Понятно, что духовная составляющая поста, молитва — это очень важно, но реально человек пост ощущает именно в пище, а пища очень важна для человеческой жизни. Что бы ни говорили, пища — это наша жизнь, это то, что дает возможность продолжать жить.

Господь, любя нас, наделил пищу различными вкусами, благодаря этому процесс вкушения пищи, не только необходимый, но и приятный. И всем известно, что эта вторая составляющая, то есть приятность, очень часто вытесняет первую: для человека становится важнее, чтобы было вкусно, а не полезно, например. Конечно, можно сказать, что во время поста мы должны постараться вот именно эту вторую составляющую свести к минимуму. Хотя это очень плохо получается.

Как известно, лучшая приправа к любой пище — это голод. Поэтому, когда начинаешь поститься, то через какое-то время та самая пища, на которую ты в обычное время и не посмотрел бы, становится лакомством. Та же самая гречневая каша, которую я вчера ел без масла, а сегодня можно с маслом — становится наивкуснейшей.

Один батюшка рассказывал: «Когда в первые дни Великого поста я практически ничего не ел, а потом, когда стало можно, отрезал кусок черного хлеба, посолил и помазал его подсолнечным маслом, никакой самый вкусный торт или пирожное не могли сравниться для меня по вкусу с этим черным хлебом!».

— Тут вспоминаются описания постных базаров у Шмелева… Чего там только не было — грибочки всякие, разносолы! Так, пожалуй, и пост не заметишь?

— Я, конечно, понимаю, что для людей, очень строго подходящих к себе, все это должно вызывать даже протест — что это за пост-то такой? Сейчас поститься стало несоизмеримо легче. Когда я начинал поститься, а это еще были 80-е годы, в магазинах вообще все пропало. Тогда действительно пост был такой: макароны, картошка и капуста, а самым лакомством была кабачковая икра.

Сейчас зайдешь в магазин — всякие замороженные овощи, грибы и прочее. И все же даже в этих условиях многим трудно отказаться именно от мясных и молочных продуктов.

Тут мотивацией может быть стремление что-то преодолеть, стремление к победе. Человеку присуще ощущение жизни как некой борьбы. Это и понятно — человечество и каждый человек в отдельности много лет существуют в условиях непрестанной борьбы, это одно из свойств человека. А в любой борьбе всегда присутствует стремление к победе, и эта победа доставляет радость человеку. Это мы видим в спорте, в различных конкурсах — это нормально, так устроен человек.

Многие стремятся побеждать. Но что или кого побеждать? Не все знают, что самая прекрасная и радостная победа — это победа над самим собой, победа над собственной слабостью, каким-то пороком. Только такая победа действительно дает настоящую радость. И это гораздо большая радость, чем от съеденной колбасы.

Поэтому для многих тот пост, который человек сам избрал — это пребывание в какой-то непрестанной радости. И пост — радость, и праздник после этого — радость. Человек, который постился, переживает радость от праздника по-другому, вкус радости иной.

— Но если все время думаешь о еде, да еще коллеги по работе колбасу едят и предлагают, что делать? Один раз сорвался, второй, потом забросил?

— Да, есть такая ошибка. Пришел человек, говорит: «Батюшка, я постился-постился, а потом был день рождения, и я соскочил, не смог удержаться. А теперь уж что соблюдать…». Это неправильно. Если ты по какой-то причине нарушил пост, это не значит, что пост закончился, начинай снова. И, может быть, такой пост станет для тебя более ценным, так как будет трудным — начинать все сначала всегда труднее, чем продолжать начатое.

Понятно — попал на день рождения или какой-то праздник, махнул рукой, наелся того, чего не надо есть постом, а на следующий день просыпаешься, и тебе уже опять хочется этого. И думаешь: «Да какая теперь разница?». А нужно было бы сказать: «Вчера — это было вчера. Прости Господи, не сдержался, сегодня начинаю все заново». Умение это сделать очень ценно. Никакой срыв не должен означать завершение поста.

— А стоит ли начинать с малого? Не есть только мясо, например, или лучше сразу нырнуть, так нырнуть?

— Это вопрос очень неоднозначный, я слышал мнения совершенно противоположные. Я помню, один известный священник в какой-то телевизионной передаче так и сказал, что не стоит сразу строго поститься. Он рекомендовал в первый пост не есть мясо, во второй молоко и так далее. Я тогда с ним не согласился, потому что помнил свой первый строгий пост.

Потом я советовался с другим священником, который тоже считал, что начинающим нужно поститься как можно более строго, потому что эта строгость дает возможность сразу ощутить пост.

Сейчас же я думаю, что везде нужен индивидуальный подход. Есть разные люди, разного склада характера. Так же как за Иисусом Христом одни пошли сразу, всё оставив, а другие долго думали, колебались, прятались, как например Иосиф с Никодимом. Но и они стали достойными учениками и прославлены Церковью.

Надо слушать себя. Есть люди, которые склонны к крайностям, максималисты — «или все, или ничего». Я к таким людям отношусь с уважением. Если человек такой, то ему будет гораздо труднее себя ограничить наполовину. А есть люди, которые понимают: столько я не смогу, а смогу только наполовину, и делают, и слава Богу. Давайте мы всем дадим возможность избирать тот путь, который более созвучен их внутреннему складу характера.

— Человек решает сам как ему поститься или он должен получать благословение?

— Одно другому не мешает. Я думаю, что все в жизни должен решать сам человек. Другое дело, что принимая эти решения, он должен учитывать мнение и советы тех, кого уважает, кто является для него авторитетом, кому он доверяет. Насчет благословения я скажу, что для верующего человека на все имеет смысл брать благословение — благословение Божие, прежде всего. «Благослови, Господи!» — эти слова должны сопровождать любое наше действие.

Что касается поста, то, конечно, не лишне попросить, чтобы священник благословил. Причем не какой-то случайный священник — это тоже ошибка. Батюшки разные бывают. Конечно, надо советоваться с тем священником, с которым есть какая-то связь, еще лучше, чтобы это был духовник. Понятно, что духовник есть не у всех, но хотя бы у человека должен быть опыт общения с этим священником. И даже в этом случае, то, что скажет священник далеко не всегда надо принимать как что-то незыблемое. Мы, священники, даем советы, а не какие-то директивы «делай только так». Окончательное решение, еще раз скажу, принимает сам человек и несет ответственность за это решение.

— А если рядом нет священника, то человек может просто посмотреть на церковные правила и соблюдать их?

— Конечно! Самое простое правило одно: во время поста нужно воздержаться от животной пищи, во время строгого поста и от рыбы, во время поста менее строгого от рыбы не воздерживаемся — вот и все. А что касается «с маслом-без масла» — это уже, думаю, не для всех. Для человека, живущего в миру, работающего, просто воздержание от мясной и молочной пищи — достаточная мера во время поста. Если этого не получается, то хотя бы надо воздерживаться от мясной пищи, потому что есть немало заболеваний, когда требуется употребление молочной пищи.

Пост — это все-таки отказ, лишение. И любой отказ от чего-то ради Господа, ради веры, причем отказ от того, от чего не хотелось бы отказываться — это уже здорово, уже благословлено Богом, в какой бы мере это не происходило. А уже степень этой меры у всех разная. Ведь умение сказать некоторым своим пожеланиям «нет», одно из ценнейших в жизни.

— В чем особенность Рождественского поста? Рыбу можно, пост проходит легче?

— В Православной Церкви существует устав, и рыба разрешается далеко не каждый день. Но существует практика, которая сейчас распространена практически повсеместно, что в Рождественский пост, кроме среды и пятницы, рыбу едят. Я не считаю нужным это запрещать, хотя соблюдение устава приветствуется. Если говорить обо мне лично, я считаю, что мне полезнее есть рыбу только в субботу и воскресенье, а в остальные дни стараться от нее воздерживаться. Иначе я поста не почувствую. Любая рыба — это так вкусно, какой там пост! Но требовать этого от всех я не могу.

Конечно, Рождественским постом возникают вопросы насчет Нового года. Вплоть до того, что некоторые люди отчаянно доказывают, что нужно переходить на новый стиль в календаре. И когда я спрашиваю, какие же у них аргументы, на полном серьезе говорят: «Но ведь Новый год! Как же? Получается, что все, как люди справляют, а у нас пост!».

Конечно, мы имеем право отпраздновать Новый год, но с постным столом — рыба, морепродукты. Некоторые ревностные православные чуть ли не демонстративно ложатся спать и все. Говорят: «Я Новый год не справляю, я православный человек, а это языческий праздник!».

Мне это не близко, я считаю, что Новый год — хороший праздник. И то, что он выпадает у нас на пост, не должно отменять поста, но допустимо смягчить пост в день новогоднего праздника. А начиная со второго числа, вплоть до Рождества пост становится особенно строгим.

— Если по состоянию здоровья человек не может поститься, как быть? Каким должен быть пост вообще без еды как составляющей?

— Здесь может быть очень много различных подходов, есть даже некий простор для творчества — попытаться разобраться, что в этой жизни доставляет мне удовольствие, без чего я могу обойтись. Для кого-то это телевизор, для кого-то интернет, социальные сети, компьютерные игры, может быть, какие-то нравственные ограничения.

Один мой знакомый в пост категорически запретил себе упрекать или укорять кого бы то ни было, даже если для этого были основания.

Укоры — это вообще одно из самых вредных явлений в человеческой жизни, потому что любой укор создает какую-то трещинку в человеческих отношениях. Часто вообще без укоров и упреков можно было бы обойтись, потому что как правило они ничего не меняют.

И вот мой знакомый решил: если он все-таки кого-то укорит по делу — вот действительно надо было, работа в конце концов, — то все равно будет должен за этого человека вечером помолиться, прочитать, например, 50-й псалом, а если вообще укорил просто так, без основания, не сдержался, тогда, например, покаянный канон. Понятно, что иногда и надо упрекнуть или укорить, бывают ситуации, но при таком подходе это будет сведено к минимуму.

Кто-то берет обет молчания на весь пост. Не как настоящие молчальники, конечно, это невозможно. Нет, поддерживать разговор, разговаривать, когда это необходимо, но не говорить просто так. Спросили — ответил, надо что-то по работе — сказал. Четко отслеживать, чтобы никакого празднословия не было. На самом деле это очень трудно, а для болтливых людей так просто героический подвиг.

Кто-то в пост ставит задачу вставать пораньше и прочитывать молитвы или какую-то книгу, которую давно хотел прочитать, но по лености откладывал. Или выучить наизусть сколько-то псалмов, последование ко Святому Причащению и так далее.

— Бросить курить?

— Это, конечно, каждому курящему надо постараться сделать, независимо от поста, но для людей, которые имеют многолетнюю привычку — это очень тяжело. Человек мучается постоянно, что надо от этого уйти, но сил в себе не находит, делает попытку за попыткой. Вот сделать еще одну такую попытку постом — это хороший поступок.

— Еще несколько лет назад, да и сейчас часто можно услышать, что та или иная известная личность начала поститься и обязательно рассказывает об этом. Поститься стало модно. Нет ли здесь отношения к посту как диете — «и похудею, и душе хорошо»? Как объяснить, что пост — это все же не диета?

— Конечно, пост — это не диета. Но мне так часто приходилось сталкиваться с тем, что в различной православной литературе это подчеркивается — пост это не диета, вплоть до противопоставления, что мне думается, противопоставлять эти понятия вовсе не обязательно. Что такое диета? Диета — это ограничение в питании, которое предназначено принести какую-то пользу моему организму, моему телу. Что в этом плохого? Если относиться к этому без фанатизма, если это не становится для человека целью жизни, то ничего плохого нет. Да, то, что мы едим, сколько мы едим, влияет на организм. Поэтому не следует вычеркивать диету из списка лечебных мер по оздоровлению организма.

Диета, если она строится на грамотной, научной основе, вещь хорошая и добрая. А пост — это и диета, в том числе. Более того, это один из дополнительных стимулов для человека начать поститься. Про себя я совершенно точно знаю, что во время любого поста чувствую себя гораздо лучше, легче, мозги соображают лучше, тяжесть уходит, просыпаться легче, сон здоровее и так далее. Конечно, бывает по-другому, но у меня вообще такое ощущение, что во время поста все мои недуги проходят.

С одной стороны, ни в коем случае не надо отождествлять пост с диетой и видеть в нем возможность какого-то оздоровления организма, но с другой стороны надо понимать, что и это тоже пост в себя включает. И это совершенно не мешает человеку поститься, даже наоборот дает дополнительную мотивацию для поста.

— Пост — это приготовление к празднику, так ведь можно и заболеть, объевшись на праздник?

— А много ли таких примеров? Конечно, тут вопрос не поста уже, а просто элементарной разумности и культуры человека. Человек не должен быть глупым, он должен понимать, что если он ограничивал себя какое-то время, то сразу же сняв все ограничения, нужно какую-то разумную меру соблюдать.

Но как правило, если человек строго постился весь пост, то и разговение проходит очень умеренно. Человек говорит: «Я съел пару кусочков колбасы, и все, я сыт». Это я очень часто слышал, а вот, чтобы кто-то объелся — не припоминаю.

За время поста еда перестает занимать в жизни человека то важное место, которое она занимала до этого. Человек уже вкусил некой радости, которая бывает и без пищи.

Есть скорее другая проблема, не разговления, а заговения. Вот здесь я точно знаю, что многие люди такое себе позволяют в последние дни перед постом с мыслью, что впереди пост, и сейчас мы напоследок “подналяжем”, что — да, можно и заболеть. Тут можно почитать Гиляровского — сколько увозили по больницам людей, объевшихся блинов на Масленицу, сколько было смертельных случаев — заворот кишок и так далее. Заговеться — это действительно для кого-то становится опасной проблемой. А разговеться-то уж разговеемся, просто человек должен понимать, что мера во всем нужна — и в говении, и в разговении.

— Если в семье есть дети, и вдруг семья впервые решает начать поститься, детей тоже надо сразу включать?

— Дети, как и взрослые, разные, и подход к каждому ребенку должен быть разный. Давать какие-то единые требования для всех детей — не правильно. Одно только требование обязательно — если мы хотим, чтобы ребенок вырос верующим, православным, то исключать из жизни ребенка пост ни в коем случае не допустимо. Это грубая педагогическая ошибка считать, что вот он маленький, ему поститься незачем. А вот мера этого поста — вопрос, который надо решать разумно и не налагать на ребенка бремена неудобоносимые.

Пост для ребенка должен быть добровольным. Свобода, которую мы всячески должны развивать и в себе самих и в наших детях, она как раз и должна в этой ситуации проявиться в том, что ребенок будет иметь возможность сам решить в чем будет состоять его пост.

Если между родителями и детьми добрые, хорошие отношения, если ребенок доверяет своим родителям, любит их, они для него авторитет, то, я думаю, они смогут объяснить ребенку, что такое пост. «Мы с папой не будем кушать то, другое, третье, четвертое, а ты еще маленький и организм у тебя требует совсем другого отношения к себе, чем у нас. Но давай мы с тобой решим, что ты тоже от чего-то откажешься на время поста, давай вместе с тобой над этим подумаем?». Пусть это будет мало, пусть это будет что-то очень незначительное, но обязательное.

В этом отношении для ребенка важен опыт того, что приняв какое-то решение, он должен быть верен этому решению. Это одно из важнейших качеств, которое в каждом человеке должно быть — постоянство, верность слову. Мы, многие, принимаем решения и с легкостью их нарушаем. Не все, конечно, есть люди волевые, твердые, такими я всегда восхищаюсь, но хочется, чтобы все мы были такими. Чтобы мы не были, как сказал Христос, «тростью, ветром колеблемой», чтобы решив что-то, мы твердо проводили это решение в жизнь. И учить этому надо в детстве, тот, кто этому не научится в детстве, не сможет научиться никогда.

Волю трудно воспитать во взрослой жизни. Тот, кто был в детстве безвольным, скорее всего, останется таким на всю жизнь, даже если он отлично понимает, что без воли плохо. Исключения редки, как правило, человек, сформировавшийся как безвольный, таковым и остается.

Пока ребенок маленький, заложить в нем основы твердости, ответственности за принятые решения — очень-очень важно. И пост — это великолепная школа для такой работы.

Как это должно происходить конкретно — пусть каждая семья решает индивидуально, каждые родители должны самостоятельно найти ту форму, в которой они будут со своим ребенком работать.

— Пост — личное дело? Или обсуждение с друзьями, в соцсетях, к примеру, могут помочь? Полезно ли начинающему делиться опытом поста?

— Я думаю, что духовный опыт и вообще наши отношения с Богом — это такая тема, которую чем меньше мы с кем-то обсуждаем, тем лучше. Об этом и Евангелие говорит — и пост, и молитва, должны проходить в тайне. Я, конечно, не сторонник крайностей, жить так, чтобы пост был абсолютной тайной, чтобы никто даже не догадывался, вряд ли возможно. Но чем меньше это будет обсуждаться, тем лучше.

Что касается посторонних людей, тут вообще не о чем говорить. Понятно, что если у меня есть близкий друг, то одно из проявлений дружбы — делиться самым сокровенным, открывать то, что не откроешь другим. Но и здесь тоже должна быть осторожность. Духовник — другое дело, здесь надо быть готовым, ничего не утаивая, рассказать обо всем, что происходит в пост. Что же касается остальных людей, повторю, чем меньше — тем лучше.

— А если поститься так и не получилось — значит все, не достоин праздника Рождества?

— Я думаю, что слова «не получилось» могут быть применимы только к тем людям, которые даже не пробовали поститься. У них вообще никаких проблем нет, они и не собирались поститься. Но если человек попытался, то значит он хотя бы что-то сделал. А если он что-то сделал, то пусть он порадуется этому «что-то», тому немногому, что он сделал. Работники одиннадцатого часа, как мы знаем, награждаются так же, как и работники первого.

Если мы говорим о начале поста, то начать, потом бросить и больше до конца не поститься — это неправильно. В любом деле — конец делу венец. Я думаю, что если кто-то начал, попостился и бросил, то, поскольку еще весь пост впереди, пусть он постарается вернуться к посту хотя бы за какое-то малое количество дней до его конца. Это будет здорово, потому что тогда он действительно будет «работником одиннадцатого часа».

Даже если человек после Нового года начнет поститься, дня за четыре, за пять до окончания поста соберётся и решит: вот хоть столько я сделаю — это тоже будет очень хорошо. Раз не получается по-другому, пусть будет хоть так.

Тот, кто хотя бы что-то сделал, пусть поблагодарит Бога за это «что-то». И решит для себя, что в следующий раз он сделает больше. Раз я смог три дня поститься, значит, смогу и четыре, и пять. В жизни очень важно, чтобы наше движение шло по нарастающей, чтобы не было регресса. Если я в этот год попостился 10 дней, а в следующий — 9, то велика вероятность, что дальше будет еще хуже. И наоборот, если я в этот год попостился 9 дней, а в следующе — 10, то идёт рост.

— В слове святого Иоанна Златоустого на Пасху ведь так и говорится: «Приидите все, постящиеся и непостящиеся, никтоже да плачет своего убожества», праздник — для всех? Или это только на Пасху — ради радости прощается?

— Я думаю, что эти слова звучат на Пасху потому, что Пасха — это особая, высшая радость, которая существует в Церкви. Но эта радость не отменяет и других радостей. Радость Боговоплощения, Рождества — тоже велика. Дело в том, что Рождественский пост не такой, как Великий. Великим постом все меняется, вся жизнь, весь жизненный уклад. А Рождественским постом все проще, более обыденно, есть, конечно, определенные уставные изменения, но они верующими почти не ощущаются.

Но Рождество — это торжество Любви Божьей. Бог стал человеком. Любовь Божья к людям явлена с такой силой, так любит Бог человека, что Сам становится Человеком. Конечно же, эта любовь обращена не только к постникам, а ко всем без исключения людям, это радость для всех. Пост, однако, может соделать душу способной более полно и глубоко пережить эту радость. Но только, разумеется, при условии, что не будем свысока смотреть на тех, кто не постился.

Беседовала Мария Строганова 

www.pravmir.ru

Можно ли в пост есть хлеб? Какой хлеб едят в пост?

Великий Пост для многих людей является одним из самых святых мероприятий за весь год. Считается, что именно в этот период можно очистить не только свою душу от греховности, «накопившейся» за год, но и избавить организм от непотребных веществ, круто изменив свой ежедневный рацион. Из-за высокой важности этого события многие люди, особенно верующие, интересуются, можно ли в пост есть хлеб, жарить яйца, играть в компьютерные игры или даже мыться в сауне.

Сколько стоит очистка души?

Особенно суеверный народ во время поста придерживается самых строгих правил, чтобы как следует подготовить себя к важному для них празднику Пасхи. Резкое ограничение себя в употреблении пищи, к которой привык желудок за год, а также отказ от некоторых других приятностей может привести не к священному просветлению, а к депрессии. Именно поэтому нужно всегда помнить в первую очередь о своем здоровье, а уж только потом – об обязательствах перед высшими силами и очищением своей грешной души.

Великий Пост: пособие для начинающего

Перед новичками, для которых Великий Пост – дело совсем непривычное, будет стоять особенно сложная задача: как удержаться от всех сластей, которыми торгуют магазины перед празднованием Пасхи? Вопрос о том, можно ли в пост есть хлеб, таким людям даже в голову не приходит, так как все, что они стараются сделать – это удержаться от очередной плитки шоколада. Конечно, совсем от хлеба отказаться тяжело, так как для многих славян он составляет примерно тридцать процентов ежедневного рациона. Многие люди любят по утрам уплетать бутерброды за обе щеки, днем кушать суп, заедая хлебом, а вечером намазывать на булочки сладкий джем. Отказаться от всех этих удовольствий непросто, если нет настоящей мотивации. Как показывает практика, лучший способ перестать есть хлеб – убедить себя в наличии большого количества излишнего веса. В этом случае вопрос уже не звучит как: «Можно ли в пост есть хлеб?». Он трансформируется в: «Зачем я ел хлеб все это время?»

Новый дивный и разнообразный мир хлебов

Большинство священников, недолго думая, ответят на вопрос о том, можно ли в пост есть хлеб, но реплика не будет положительной. Дело в том, что классический пост предполагает полное устранение любых продуктов животного происхождения, а в хлебобулочные изделия чаще всего добавляются яйца, как и в любое тесто. Однако это не значит, что несчастный желающий очистить свою душу должен будет избавиться от любого мучного изделия, которое найдет в хлебнице или холодильнике. Знающие люди могут подсказать, какой хлеб едят в пост, чтобы не нарушать традицию и не беспокоиться о легком, но постоянном чувстве голода. Это открывает верующему целый мир возможностей, ведь он способен просто заменить свой любимый сдобный продукт и булки на что-нибудь полегче. Если не стараться сразу же убрать все запрещенные продукты, а перед этим подготовить свой организм, возможно, получится избавиться от хлеба любого типа, но так радикально менять рацион нежелательно. Организм за это не поблагодарит, а количество грехов не уменьшится.

Под запретом белый хлеб

Для тех, кто серьезно настроился на строгое соблюдение Великого Поста, будет еще одна не самая приятная новость: белый хлеб в пост употреблять также нельзя. Это сразу же отнимает у европейцев возможность «участвовать» в очищении перед Пасхой, так как белый продукт – это все, что они когда-либо знали. Конечно, другое вероисповедание у них совсем не из-за отсутствия черного хлеба на магазинных полках, но факт есть факт: привыкшие к белому хлебу иностранцы вряд ли смогли бы ассимилироваться у нас, подстроившись под особенности нашей веры. Белый хлеб постящимся нельзя употреблять ни под каким предлогом, особенно если они решили серьезно соблюдать традицию. В нем содержатся масло и яйца, а все эти продукты находятся под временным запретом во время подготовки к Пасхе. Чтобы не добавлять этот небольшой грешок в свой и так немаленький список, желательно воздержаться от употребления белого хлеба или заменить его чем-то другим. Конечно же, сухари из этого продукта также запрещены.

«Черная» альтернатива для хлебных любителей

С другой стороны, черный хлеб в пост все-таки употреблять можно с почти стопроцентной уверенностью, что вы не совершаете ничего предосудительного или неугодного высшим силам. Однако в любом случае следует читать, из чего этот продукт сделан – иногда в списке использованных продуктов можно увидеть маргарин, а его во время Великого Поста люди стараются убрать полностью, как и масло. Однако черный хлеб будет являться неплохой альтернативой практически любому типу сдобы. Стоит ли упоминать, что он и обойдется постящемуся грешнику дешевле, и дольше пролежит, и в целом будет гораздо полезнее для пищеварения и организма. Обычно на полках супермаркетов выделены огромные отделы для белого хлеба и сладких булочек, а черный подвергается жесткой дискриминации по расовому признаку и отлеживается где-нибудь в уголке или в самом низу полки. Великий Пост – это самое подходящее время для того, чтобы дать черному хлебу почувствовать себя нужным кому-то.

Тщеславные и меркантильные причины отказа

Некоторые приверженцы максималистской точки зрения во всех жизненных сферах считают, что хлеб во время поста следует убирать полностью. Не совсем понятно, какой логикой они руководствуются. Возможно, таким образом они хотят подтвердить свою независимость от продуктов питания и отрицают чревоугодие. А может быть, настоящая проблема гораздо прозаичнее и состоит в том, что даже хлебные изделия сейчас начинают дорожать. Если человек руководствуется принципом «не наемся, но сэкономлю», он рискует записать в свой греховный список дел еще кое-что – жадность и мелочность. Однако есть отдельная категория людей, готовых полностью убрать хлеб из рациона не только на время Великого Поста, но и попытаться продержаться без него и в дальнейшем. Это те люди, которым уже долгое время не помогает ни одна диета, а пробежки только сбивают дыхание и подошву на кроссовках. Полностью убрав хлеб, они могут не только очиститься перед Пасхой, но и обрести фигуру своей мечты.

Как стать ближе к Всевышнему: простые шаги

Нужно помнить о том, что настоящий смысл поста не в том, чтобы как следует ограничить себя в употреблении пищи и наконец-то похудеть перед периодом тысяч сладких пасок. Главной целью постящихся покаявшихся грешников все-таки является духовное просветление, очищение, при помощи которых они якобы открывают новую страницу их жизни. Для этих людей мысль о том, можно ли есть хлеб в пост, будет смешной, нелепой и довольно неуместной. Они тут, понимаете ли, ждут просветления, очищают душу молитвами, ходят в церковь и обрызгивают стены святой водой, а вы задаете им такие глупые вопросы. Главное – не воспринимать уж слишком всерьез все советы таких людей, так как настоящие религиозные фанатики могут заверить вас, что во время поста желудку вообще не нужно ничего, кроме солнечного света и утренней молитвы. С таким подходом Царствие Небесное, конечно, намного приблизится, но не совсем в том смысле, в котором этого бы хотелось несчастному грешнику.

Во всем нужна мера

Не стоит думать о том, можно ли хлеб в пост, если вы уже согрешили с куриной котлеткой или тортиком. Если вам действительно очень сложно отказаться от некоторых продуктов и вы испытываете физическую нужду в них, не следует намеренно подвергать себя страданиям. Конечно, некоторые религии проповедуют великомученичество, но уж точно не в таком формате. Если кающийся грешник будет постоянно хотеть есть и думать о прекрасном пирожном, покоящемся на полке в холодильнике, его мысли будут слишком далеко от очищения души. Во всем нужно знать меру, и Великий Пост – не исключение, даже если вы и поклялись себе соблюдать все его постулаты. Следует помнить о том, что здоровье и сохранение нормального психологического состояния всегда выходят на первое место. Спасти душу мы еще успеем, а вот портить желудок и настроение окружающим из-за своих религиозных убеждений вовсе не стоит. Сделайте пост разгрузочным периодом, но не переусердствуйте.

загрузка...

worldfb.ru


Смотрите также