БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ». Беседа откуда хлеб пришел


БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com

БЕСЕДА : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Цель: Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб. Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных. Учить подбирать слова – антонимы. Обогащать слова детей существительными. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих. Чтение сказок, рассказов и стихов «Про булку белую и кашу пшеничную» «Петушок и два мышонка» «Жерновцы» «Колосок» «Отцовское поле» «Откуда берется хлеб» «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.История.Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.Хлеб, как предмет культа.С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Приметы: Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Стихи про хлеб.Хлеба пекутся. Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе. ПшеницаПоложит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок. О хлебеЯ видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной. Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была. Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо» А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли. Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе. И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх. Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли. Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет. А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим. Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок» Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук» Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает. Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет. Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг. Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь» Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать. Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив. Пословицы и поговорки о хлебе.В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. -Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа. -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.Загадки о хлебе.Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно) Считалки о хлебе."Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?"Чистоговорки о хлебе.Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.Интересные факты:Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В. Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).Национальные сорта хлебобулочных изделийУ каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские. На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный. Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др. Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола. Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки. В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча. По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхианиКолосок (украинская сказка)Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и умели петь да плясать, крутиться и вертеться. Петушок же рано утром поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.Однажды подметал петушок двор и увидел на земле пшеничный колосок. Позвал петушок мышат:- Круть и Верть, посмотрите, что я нашел!Прибежали мышата и говорят:- Нужно его обмолотить.- А кто будет молотить? – спросил петушок.- Только не я! – пропищал Круть.- Только не я! – пропищал Верть.- Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.И принялся за работу. Мышата тем временем затеяли игру в лапту.Закончил петушок молотить и крикнул:- Эй, Круть, эй, Верть, посмотрите сколько я зерна намолотил!Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь надобно зерно на мельницу нести, муки намолоть.- А кто понесет? – спросил петушок.- Только не я! – ответил Круть.- Только не я! – ответил Верть.- Ладно, – сказа петушок, – я снесу зерно на мельницу.Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата затеяли игру в чехарду. Прыгают друг через друга, веселятся. Вернулся петушок с мельницы и позвал мышат:- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.Прибежали мышата, смотрят, не нарадуются:- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да хлеб печь.- Кто будет месить? – спросил петушок.А мышата опять свое:- Только не я! – запищал Круть.- Только не я! – запищал Верть.Подумал, подумал петушок и говорит:- Видно мне придется.Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. Как печь истопилась, посадил в нее хлеб. Мышата тоже времни не теряют: пляшут, да песни поют.Испекся хлебушек, петушок вынул, поставил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.- Ох и проголодался я! – пропищал Круть.- Ох, как есть хочется! – пропищал Верть.Скорее сели за стол. А петушок им говорит:- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто колосок нашел?- Ты нашел! – громко закричали мышата.- А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.- Ты обмолотил! – потише сказали оба.- А кто зерно на мельницу носил?- Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил, хлеб кто пек?- Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищали мышата.- А вы что делали?Не знаю, что сказать мышата. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.Не за что таких лодырей и лентяев хлебом угощать! Рассказ Пришвина Лисичкин хлеб Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.- Это что за птица? - спросила Зиночка.- Терентий, - ответил я.И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.- Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:- Откуда же это в лесу взялся хлеб?- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!- Заячья...- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:- Хороший лисичкин хлеб!И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: - Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

univerfiles.com

Занятие № 54 Тема: Чтение простого рассказа « Откуда хлеб пришёл? - 17 Июля 2014

Цели:

  • отработка правильного дыхания;
  • активизация органов артикуляции;
  • обучение мышечной релаксации;
  • отработка навыков плавной и выразительной речи;
  • лексико-грамматическая работа по теме (закрепить знания детей, что хлеб ценнейший продукт питания, без которого не могут  обходиться люди, как  много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных, подбирать слова -  антонимы, закрепить словарь по данной теме).

 

  Ход занятия.

1. Организационный момент.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна  - в муку и в тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом.

А пришёл на стол к нам – хлебом

Дети, вы догадались о чём мы сегодня будем с вами говорить?

 

2. Беседа о хлебе.

- Откуда берётся хлеб, который мы покупаем в магазине каждый день?

- Кто делает хлеб? Что вы знаете об их работе?

- Где делают хлеб?

- Как делают хлеб? Из чего?

- Из каких зерновых культур делают муку? Какую?

- Кто делает муку и где?

- Кто ещё вложил свой труд в хлеб?

- Какие виды хлеба вы знаете?  (пшеничный, ржаной, белый, диетический, сдобный, серый, чёрный).

- Назовите другие хлебобулочные изделия (батон, булка, пряники и т.д.).

- Кто знает,  сколько стоит хлеб?

- Для чего нужен хлеб?

- Как нужно относиться к хлебу?

 

3. Дефектолог загадывает загадку.

Золотист он и усат.

В ста карманах сто ребят.

(Колос).

Дефектолог вместе с детьми рассматривает колосья на рисунке.

- Из чего состоит колос?

- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? ( Хлебные растения, растут в поле, делают из них хлеб).

- Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, зёрна пшеницы круглые, а у ржи – длинные, из муки пшеницы пекут белый хлеб, а из ржаной муки – чёрный).

- Где растёт хлеб?

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, а яровую – весной.

- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)

- Что означает пословица « Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».

4. Физминутка.

Едем в поле.

На кочку наехали.                           Подпрыгивают.

В яму заехали.                                 Приседают.

Горки объехали                               Делают повороты вправо и влево.

И на поле приехали.

 

5. На какое огромное поле мы приехали.

Посмотрите на колосья, они все разные: один толстый, другой длинный …..

Это поле большое, а маленькое – полюшко.

Это колос, а это маленький …

Это пшеница, а это -…

Это ячмень, а это - …

Это кукуруза,  а это - …

Это зерно, а это - ...

Это стебель, - а это - …

 

6. Чтение пословиц. Дефектолог объясняет смысл каждой пословицы, если дети затрудняются сами.

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеб – всему голова.

Много снега – много хлеба.

Хлебушек ржаной – отец наш родной.

Весной в землю бросается.

Осенью в печи закаляется.

Люди запахом его привлекаются.

Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Урожай не от росы, а от пота.

 

7. Словообразование  родственных слов от слова хлебушек.

- Назови хлеб ласково. Хлебушек.

- В чём хранится хлеб? Хлебница.

- Как одним словом назвать хлебные продукты? Хлебобулочные.

- Как называется предприятие, где выпекают хлеб? Хлебозавод.

- Приготовление хлеба. Хлебопечение.

 

8. Психогимнастика.

Изобразите толстощёкого Колобка. Надуйте щёчки. Покажите руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох – живот стал, как бочок у Колобка, медленный выдох – расслабление. Изобразите грустного Колобка, весёлого.

 

9. Подбор признаков к слову ХЛЕБ.

Хлеб.  КАКОЙ?  Пшеничный,  ржаной,  свежий,  мягкий,  вкусный,  полезный, пышный, хрустящий,  душистый,  поджаристый,  ароматный,  аппетитный,  сухой, чёрствый и т.д.

 

10. Чем угостить друзей?»  Закрепление обобщающих понятий хлебобулочные изделия, хлебопродукты.

Игра проводится без картинок. Каждый должен придумать, чем он угостит друга, например: «Я угощу Таню булочкой, а свету – баранкой»

 

11. Беседа (заключительная).

- Как вы думаете, как надо относиться к хлебу?

- Почему?

Дефектолог читает отрывок стихотворения

«Руки человека»

Склонила тяжёлую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд.

( Можно спросить у детей, как они поняли это стихотворение).

 

12. Итог занятия.

Припоминание пословиц, которые запомнили дети.

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

Ещё по данной теме:

logopeddoma.ru

БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» | DOBROSLET.RU

Б$ЕСЕДА : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Цель:

  • Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб.

  • $Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.

  • $Учить подбирать слова – антонимы.

  • Обогащать слова детей существительными.

  • Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.

Чтение сказок, рассказов и стихов

  • $«Про булку белую и кашу пшеничную»

  • $«Петушок и два мышонка»

  • «Жерновцы»

  • «Колосок»

  • «Отцовское поле»

  • $«Откуда берется хлеб»

«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.История.$Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рожде$ние хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно к$рупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потре$бления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные историче$ские последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го $употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.В средневековой $Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными$ ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собо$й в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

$Приметы:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь ег$о силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось $уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

$Стихи про хлеб.

Хлеба пекутся.

$Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый к$олосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.

$О хлебе

Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядо$м. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем — спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он зам$ер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В гл$азах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он $режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою. $Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.

Он вход$ит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки «$ Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» — только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.

Пословицы и поговорки о хлебе.

В устном творчес$тве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с ну$жу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. $-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа.$ -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:$Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. ($Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, —Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)

Вот он –Тёплый,$ золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье…Ну и объед$енье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Считалки о хлебе.$

$»Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки». «Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?»

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок. Шки-шки-шки — мама жарит пирожки. Шки-шки-шки — мы любим пирожки. Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач — вот калач. Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи — мы любим калачи. Чи-чи-чи — на праздник буду$т калачи.

Интересные факты:

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки$ одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет $от хлеба.

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других зл$аков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.

Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

Национальные сорта хлебобулочных изделий

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На Украине очень популярны паляница, арнаут кие$вский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградск$ий, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных — в основном пшеничный.

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной$ муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.

Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукш$тайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутл$и-нон, кульча. По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.

В Армении из тончайших листов теста пек$ут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани

Колосок (украинская сказка)$Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и умели петь да плясать, крутиться и вертеться. Петушок же рано утром поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.Однажды подметал петушок двор $и увидел на земле пшеничный колосок. Позвал петушок мышат:— Круть и Верть, посмотрите, что я нашел!Прибежали мышата и говорят:— Нужно его обмолотить.— А кто будет молотить? – спросил петушок.— Только не я! – пропищал Круть.— Только не я! – пропищал Верть.— Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.И принялся за работу. Мышата тем временем затеяли игру в лапту.Закончил петушок молотить и крикнул:$- Эй, Круть, эй, Верть, посмотрите сколько я зерна намолотил!Прибежали мышата и запищали в один голос:— Теперь надобно зерно на мельницу нести, муки намолоть.— А кто понесет? – спросил петушок.— Только не я! – ответил Круть.— Только не я! – ответил Верть.— Ладно, – сказа петушок, – я снесу зерно на мельницу.Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата затеяли игру в чехарду. Прыгают друг через друга, веселятся. Вернулся петушок с мельницы и позвал мышат:— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.Прибежали мышата, смотрят, не нарадуются:— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да хлеб печь.— Кто будет месить? – спросил петушок.А мышата опять свое:— Только $не я! – запищал Круть.$- Только не я! – запищал Верть.Подумал, подумал петушок и говорит:— Видно мне придется.Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. Как печь истопилась, посадил в нее хлеб. Мышата тоже времни не теряют: пляшут, да песни поют.Испекся хлебушек, петушок вынул, поставил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.— Ох и проголодался я! – пропищал Круть.— Ох, как есть хочется! – пропищал Верть.Скорее сели за стол. А петушок им говорит:— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто колосок нашел?— Ты нашел! – громко закричали мышата.— А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.— Ты обмолотил! – потише сказали оба.— А кто зерно на мельницу носил?— Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.— А тесто кто месил? Дро$ва носил? Печь топил, хлеб кто пек?— Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищ$али мышата.— А вы что делали?Не знаю, что сказать мышата. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.Не за что таких лодырей и лентяев хлебом угощать!

Рассказ Пришвина Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

$- Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, ка$к бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.$

— Кто же их там ле$чит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

$ Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:$

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья…

-$ А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля така$я, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

dobroslet.ru


Смотрите также