БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ». Беседа откуда хлеб пришел
БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com
Занятие № 54 Тема: Чтение простого рассказа « Откуда хлеб пришёл? - 17 Июля 2014
Цели:
- отработка правильного дыхания;
- активизация органов артикуляции;
- обучение мышечной релаксации;
- отработка навыков плавной и выразительной речи;
- лексико-грамматическая работа по теме (закрепить знания детей, что хлеб ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; воспитывать уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных, подбирать слова - антонимы, закрепить словарь по данной теме).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и в тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом.
А пришёл на стол к нам – хлебом
Дети, вы догадались о чём мы сегодня будем с вами говорить?
2. Беседа о хлебе.
- Откуда берётся хлеб, который мы покупаем в магазине каждый день?
- Кто делает хлеб? Что вы знаете об их работе?
- Где делают хлеб?
- Как делают хлеб? Из чего?
- Из каких зерновых культур делают муку? Какую?
- Кто делает муку и где?
- Кто ещё вложил свой труд в хлеб?
- Какие виды хлеба вы знаете? (пшеничный, ржаной, белый, диетический, сдобный, серый, чёрный).
- Назовите другие хлебобулочные изделия (батон, булка, пряники и т.д.).
- Кто знает, сколько стоит хлеб?
- Для чего нужен хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу?
3. Дефектолог загадывает загадку.
Золотист он и усат.
В ста карманах сто ребят.
(Колос).
Дефектолог вместе с детьми рассматривает колосья на рисунке.
- Из чего состоит колос?
- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? ( Хлебные растения, растут в поле, делают из них хлеб).
- Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, зёрна пшеницы круглые, а у ржи – длинные, из муки пшеницы пекут белый хлеб, а из ржаной муки – чёрный).
- Где растёт хлеб?
- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, а яровую – весной.
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)
- Что означает пословица « Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок».
4. Физминутка.
Едем в поле.
На кочку наехали. Подпрыгивают.
В яму заехали. Приседают.
Горки объехали Делают повороты вправо и влево.
И на поле приехали.
5. На какое огромное поле мы приехали.
Посмотрите на колосья, они все разные: один толстый, другой длинный …..
Это поле большое, а маленькое – полюшко.
Это колос, а это маленький …
Это пшеница, а это -…
Это ячмень, а это - …
Это кукуруза, а это - …
Это зерно, а это - ...
Это стебель, - а это - …
6. Чтение пословиц. Дефектолог объясняет смысл каждой пословицы, если дети затрудняются сами.
Будет хлеб – будет и песня.
Хлеб – всему голова.
Много снега – много хлеба.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
Весной в землю бросается.
Осенью в печи закаляется.
Люди запахом его привлекаются.
Хорошо трудиться – хлеб уродиться.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Урожай не от росы, а от пота.
7. Словообразование родственных слов от слова хлебушек.
- Назови хлеб ласково. Хлебушек.
- В чём хранится хлеб? Хлебница.
- Как одним словом назвать хлебные продукты? Хлебобулочные.
- Как называется предприятие, где выпекают хлеб? Хлебозавод.
- Приготовление хлеба. Хлебопечение.
8. Психогимнастика.
Изобразите толстощёкого Колобка. Надуйте щёчки. Покажите руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох – живот стал, как бочок у Колобка, медленный выдох – расслабление. Изобразите грустного Колобка, весёлого.
9. Подбор признаков к слову ХЛЕБ.
Хлеб. КАКОЙ? Пшеничный, ржаной, свежий, мягкий, вкусный, полезный, пышный, хрустящий, душистый, поджаристый, ароматный, аппетитный, сухой, чёрствый и т.д.
10. Чем угостить друзей?» Закрепление обобщающих понятий хлебобулочные изделия, хлебопродукты.
Игра проводится без картинок. Каждый должен придумать, чем он угостит друга, например: «Я угощу Таню булочкой, а свету – баранкой»
11. Беседа (заключительная).
- Как вы думаете, как надо относиться к хлебу?
- Почему?
Дефектолог читает отрывок стихотворения
«Руки человека»
Склонила тяжёлую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд.
( Можно спросить у детей, как они поняли это стихотворение).
12. Итог занятия.
Припоминание пословиц, которые запомнили дети.
Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.
Ещё по данной теме:
logopeddoma.ru
БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» | DOBROSLET.RU
Б$ЕСЕДА : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Цель:
-
Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб.
-
$Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.
-
$Учить подбирать слова – антонимы.
-
Обогащать слова детей существительными.
-
Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Чтение сказок, рассказов и стихов
-
$«Про булку белую и кашу пшеничную»
-
$«Петушок и два мышонка»
-
«Жерновцы»
-
«Колосок»
-
«Отцовское поле»
-
$«Откуда берется хлеб»
«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.История.$Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рожде$ние хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно к$рупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потре$бления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные историче$ские последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го $употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.В средневековой $Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными$ ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Хлеб, как предмет культа.
С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собо$й в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
$Приметы:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь ег$о силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
Самым большим грехом на Руси считалось $уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
$Стихи про хлеб.
Хлеба пекутся.
$Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.
Пшеница
Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый к$олосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.
$О хлебе
Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядо$м. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем — спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он зам$ер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В гл$азах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он $режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою. $Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.
Он вход$ит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки «$ Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» — только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.
Пословицы и поговорки о хлебе.
В устном творчес$тве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с ну$жу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. $-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа.$ -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:$Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. ($Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, —Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)
Вот он –Тёплый,$ золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье…Ну и объед$енье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Считалки о хлебе.$
$»Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки». «Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?»
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок — это пирожок. Шки-шки-шки — мама жарит пирожки. Шки-шки-шки — мы любим пирожки. Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач — вот калач. Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи — мы любим калачи. Чи-чи-чи — на праздник буду$т калачи.
Интересные факты:
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки$ одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет $от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других зл$аков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
Национальные сорта хлебобулочных изделий
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
На Украине очень популярны паляница, арнаут кие$вский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.
На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградск$ий, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных — в основном пшеничный.
Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной$ муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.
Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.
Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукш$тайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.
В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутл$и-нон, кульча. По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.
В Армении из тончайших листов теста пек$ут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани
Колосок (украинская сказка)$Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и умели петь да плясать, крутиться и вертеться. Петушок же рано утром поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.Однажды подметал петушок двор $и увидел на земле пшеничный колосок. Позвал петушок мышат:— Круть и Верть, посмотрите, что я нашел!Прибежали мышата и говорят:— Нужно его обмолотить.— А кто будет молотить? – спросил петушок.— Только не я! – пропищал Круть.— Только не я! – пропищал Верть.— Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.И принялся за работу. Мышата тем временем затеяли игру в лапту.Закончил петушок молотить и крикнул:$- Эй, Круть, эй, Верть, посмотрите сколько я зерна намолотил!Прибежали мышата и запищали в один голос:— Теперь надобно зерно на мельницу нести, муки намолоть.— А кто понесет? – спросил петушок.— Только не я! – ответил Круть.— Только не я! – ответил Верть.— Ладно, – сказа петушок, – я снесу зерно на мельницу.Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата затеяли игру в чехарду. Прыгают друг через друга, веселятся. Вернулся петушок с мельницы и позвал мышат:— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.Прибежали мышата, смотрят, не нарадуются:— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да хлеб печь.— Кто будет месить? – спросил петушок.А мышата опять свое:— Только $не я! – запищал Круть.$- Только не я! – запищал Верть.Подумал, подумал петушок и говорит:— Видно мне придется.Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. Как печь истопилась, посадил в нее хлеб. Мышата тоже времни не теряют: пляшут, да песни поют.Испекся хлебушек, петушок вынул, поставил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.— Ох и проголодался я! – пропищал Круть.— Ох, как есть хочется! – пропищал Верть.Скорее сели за стол. А петушок им говорит:— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто колосок нашел?— Ты нашел! – громко закричали мышата.— А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.— Ты обмолотил! – потише сказали оба.— А кто зерно на мельницу носил?— Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.— А тесто кто месил? Дро$ва носил? Печь топил, хлеб кто пек?— Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищ$али мышата.— А вы что делали?Не знаю, что сказать мышата. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.Не за что таких лодырей и лентяев хлебом угощать!
Рассказ Пришвина Лисичкин хлеб
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
$- Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, ка$к бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.$
— Кто же их там ле$чит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
$ Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:$
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
-$ А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля така$я, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
dobroslet.ru