Конспект на тему "Откуда хлеб пришел?". Беседа откуда пришел хлеб
БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»
Здесь Вы можете скачать БЕСЕДА «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» для предмета : Начальная школа. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
БЕСЕДА : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Цель:
-
Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб.
-
Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.
-
Учить подбирать слова – антонимы.
-
Обогащать слова детей существительными.
-
Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Чтение сказок, рассказов и стихов
-
«Про булку белую и кашу пшеничную»
-
«Петушок и два мышонка»
-
«Жерновцы»
«Колосок»
-
«Отцовское поле»
-
«Откуда берется хлеб»
«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ» Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.История.Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Хлеб, как предмет культа.
С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Приметы:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Стихи про хлеб.
Хлеба пекутся.
Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.
Пшеница
Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.
О хлебе
Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.
Пословицы и поговорки о хлебе.
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа. -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)
Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Считалки о хлебе.
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?"
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Интересные факты:
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
Национальные сорта хлебобулочных изделий
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.
На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.
Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.
Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.
Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.
В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча. По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани
Колосок (украинская сказка)Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и умели петь да плясать, крутиться и вертеться. Петушок же рано утром поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.Однажды подметал петушок двор и увидел на земле пшеничный колосок. Позвал петушок мышат:- Круть и Верть, посмотрите, что я нашел!Прибежали мышата и говорят:- Нужно его обмолотить.- А кто будет молотить? – спросил петушок.- Только не я! – пропищал Круть.- Только не я! – пропищал Верть.- Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.И принялся за работу. Мышата тем временем затеяли игру в лапту.Закончил петушок молотить и крикнул:- Эй, Круть, эй, Верть, посмотрите сколько я зерна намолотил!Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь надобно зерно на мельницу нести, муки намолоть.- А кто понесет? – спросил петушок.- Только не я! – ответил Круть.- Только не я! – ответил Верть.- Ладно, – сказа петушок, – я снесу зерно на мельницу.Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата затеяли игру в чехарду. Прыгают друг через друга, веселятся. Вернулся петушок с мельницы и позвал мышат:- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.Прибежали мышата, смотрят, не нарадуются:- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да хлеб печь.- Кто будет месить? – спросил петушок.А мышата опять свое:- Только не я! – запищал Круть.- Только не я! – запищал Верть.Подумал, подумал петушок и говорит:- Видно мне придется.Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. Как печь истопилась, посадил в нее хлеб. Мышата тоже времни не теряют: пляшут, да песни поют.Испекся хлебушек, петушок вынул, поставил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.- Ох и проголодался я! – пропищал Круть.- Ох, как есть хочется! – пропищал Верть.Скорее сели за стол. А петушок им говорит:- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто колосок нашел?- Ты нашел! – громко закричали мышата.- А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.- Ты обмолотил! – потише сказали оба.- А кто зерно на мельницу носил?- Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил, хлеб кто пек?- Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищали мышата.- А вы что делали?Не знаю, что сказать мышата. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.Не за что таких лодырей и лентяев хлебом угощать!
Рассказ Пришвина Лисичкин хлеб
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб?
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
docbase.org
«Откуда хлеб пришел?» — me-po.ru
Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи: Обогатить познавательный опыт детей. Сформировать систему знаний детей о производстве хлеба. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии. Развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели. Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Воспитывать уважение к труду взрослых(хлеборобов, пекарей, водителей и других),бережное отношение к хлебу.
Материалы: мольберт, картины из серии « Выращивание хлебороба», картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба, посылка с хлебобулочными изделиями, мяч, схема « откуда пришел хлеб».
Предварительная работа: Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказа М.Глинской «Хлеб»,М.Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу; экскурсия в булочную.
Ход НОД
1.Игровой сюрпризный момент.
В группу приносят посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия. Воспитатель. Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет.»(Хлеб)
Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)
2.Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:
-назови хлеб ласково(хлебушек)
-крошки хлеба какие? (хлебные)
-квас из хлеба как называется? (хлебный)
-прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
-посуда для хлеба? (хлебница)
-кто выращивает хлеб? (хлебороб)
-кто печет хлеб? (хлебопек)
-назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
-как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)
Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо играли.
А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол?
-может, он на дереве вырос?
-может на грядке?
3.Беседа: «Откуда хлеб пришел?»
Воспитатель. Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Вставляет картину: «На поле».
-куда мы пришли? (на поле)
-что мы видим? (трактор пашет землю)
- для чего он это делает? (чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности).
-землю вспахали, а потом что делают в поле?
Воспитатель показывает картину, где люди сеют зерна.
-а что нужно для того. Чтобы зерна проросли? (солнце, вода, удобрения)
-солнышко согрело зерна. дождик полил, люди удобрили поле. И зерна превращались во что? (в колосья)
Дети рассматривают следующую картину.
-что здесь изображено?(комбайн убирает пшеницу.)
-а что дальше делает с колосьями?(достает зерна-молят. Это делает специальная машина).
-а из муки?(замешивают тесто и пекут хлеб и хлебобулочные изделия)
4. Психогимнастика.
Воспитатель. Представьте , что мы на поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю вас в землю ( присядьте).Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли ,росли и стали колосками(медленно поднимают руки).Колоски тянутся к солнышку(почувствуйте напряжение в руках).Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабтесь , опустите голову, руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).Ну вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).А теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!
5.Рассказ детей по схеме « Откуда хлеб пришел?»
Схема: сеют зерна, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие проблемы вопросы:
-кто сеет хлеб?
-труден ли труд хлебопашца?
-как получают муку?
6. Игра «Что нужно для работы хлебороба?»
Воспитатель: Кто выращивает хлеб? Отберите картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
Откуда сельские жители взяли технику? Есть ли у них большие заводы по производству и выпуску тракторов, комбайнов, косилок, поливальных машин?
Воспитатель формирует вывод о взаимосвязи города и села.
7.Игра «Кто больше назовет»
Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал, выбывает из игры.
8.Анализ ситуации «Как обращаться с хлебом»
Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом .Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.
Воспитатель делает вывод о том ,что хлеб является одним из главных продуктов питания .В его производстве участвуют многие люди.
Воспитатель. Богатая у нас страна! Богатые урожаи выращивают наши хлеборобы! Честь им и слава! А вы ,ребята, должны научиться беречь хлеб и уважать труд хлеборобов.
Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей.
«Ветер спросил, пролетая:
-от чего ты, рожь, золотая?
А в ответ ,колоски шелестят:
-золотые руки растят!»
me-po.ru
Конспект на тему "Откуда хлеб пришел?"
Конспект НОД по лексической теме:
«Откуда хлеб пришёл»
Учитель-логопед:
Попенко А. В.
Цели:
1. – уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из чего: из каких зерновых культур получают муку;
познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий;
уточнить какую форму имеют различные изделия.
2. – подбор прилагательных к существительному хлеб;
упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании,образовании относительных прилагательных;
познакомить с орфоэтической нормой употребления слова торт.
3. – воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Оборудование: репродукция картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”.
Предварительная работа:
рассматривание репродукции картины Шишкина “Рожь”;
беседа “Откуда хлеб пришел”;
экскурсия в хлебобулочный магазин;
изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно – ролевых игр;
разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Ход занятия
1. Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья.
Логопед: Посмотрите на репродукцию Кто может вспомнить название картины и фамилию ее художника?
Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.
2. Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.
Рассмотрите. Как называются эти растения?
Ответы детей.
Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.
3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.
4. Игра “Назови какой, какая, какое?”
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из ячменя – ячневая.
Каша из кукурузы – кукурузная.
Каша из гречихи – гречневая.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
Поле с ячменем – ячменное.
Поле с кукурузой – кукурузное.
Поле с гречихой – гречишное.
Поле с просом – просяное.
5. Игра “Доскажи словечко”
Логопед: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу.
Я знаю пословицу о ….
Мама купила пшеничный ….
Дети едят суп с …
Ваня пошел в магазин за …
Я не люблю есть суп без ….
У меня дома нет …
6. Физминутка. Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворение:
Вырос в поле домПолон дом зерномСтены позолоченыСтавни заколоченыХодит дом ходуномНа столбе золотом.
7. Беседа “Хлеб – наше богатство”.
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
Говорят: “Хлеб всему голова”.
Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).
Действительно:
Хлеб ржаной, батон и булкине добудешь на прогулкеЛюди хлеб в полях лелеютСил для хлеба не жалеют.
8. Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий.
Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?
Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?
9. Составление предложений.
Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.
Обратите внимание, что правильно говорить тортом, торты.
10. Чаепитие.
infourok.ru