К.Г. Паустовский Теплый хлеб (материал для анализа текста). Анализ паустовский теплый хлеб
К. Паустовский «Теплый хлеб»
Тема урока: «К. Паустовский «Теплый хлеб»
Цель урока: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке;
Задачи:
- проверить знание материала учащимися;
- повторение темы " художественные средства языка",
- воспитание любви к природе, к близким людям.
Оборудования: иллюстрации, «Вся мировая и русская литература»
Учебник: «Русская словесность» 5 класс, под ред. Чаплышкиной;
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания. Проверка конспектов.
III. Сообщение нового материала. Вступительное слово.
Мотивация.
- Начать наш урок хочу с восточной притчи.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?
- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).
- Подберите антоним к слову зло. (Добро)
- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.
- В каких поступках может выражаться добро?
Изучение материала.
- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».
- Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.
- Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.
- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.
- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. Занесите их в нашу темницу.
- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?» (Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.) - Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо? («Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». «Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался». «Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.) - Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок? Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки. - Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя? (Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.) - Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!» - Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу? - Почему конь простил Фильку? (Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.)
Анализ описания природы. - Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся. - Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне». Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий. - Какие тропы использовал автор в описании природы? (Индивидуальное задание) - Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?
Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки. - Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж? (Индивидуальное задание) Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей. - Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.
IV. Закрепление изученного. Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый» - Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.
Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной? - Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб». Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова. Нагретый, дающий или содержащий тепло. Не знающий морозов, южный. Хорошо защищающий тело от холода. Имеющий отопление. Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый - В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? - Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? - Итак, в чем смысл названия сказки? Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
- Что нового вы открыли для себя на уроке? - Заинтересовали ли вас затронутые проблемы? - Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками? Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.
V. Подведение итогов. Обобщение.
- Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского
- Какие размышления у вас есть по этому поводу? (В деревне было тепло, значит, там жили добрые люди. Но Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)
- Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.
1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Лев Николаевич Толстой
2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Лев Николаевич Толстой
3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.
Блез Паскаль
Групповая работа. Оценивание.
VI. Домашнее задание: анализ произведения «Теплый хлеб»
Групповая работа.
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали, лопались»
2) «В морозные дни… с темной водой».
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.
1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?
2 группа – Что, по-вашему, сказочное?
Предлагаю прочесть эпизод сказки.
«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».
- Какие чувства у вас вызывает такое описание природы? (Радость, веселье, какой-то задор, доброта, умиротворение).
- Предлагаю приклеить первый лепесток к нашему цветку добра.
Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.
Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки.
«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»
- Как вы можете оценить его поступок? Предлагаю вам заполнить таблицу новыми характеристиками. Возможно, некоторые слова вы уже записывали. Не бойтесь, если слова будут повторяться. Это только лишь покажет, что вы уже ориентируетесь в проблеме.
- Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? (В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу).
- Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)
- Давайте прочтем. Художественное чтение отрывка.
«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
- Почему же все вокруг изменилось? (Виной всему Филька. Он грубо поступил с конем, которого все в деревни считали своей обязанностью покормить. Из-за него в деревне поднялся ветер, ударил мороз.) Заполним таблицу словами и словосочетаниями, которые характеризуют зло в природе. (Метель, мороз, слеза от обиды, пронзительный ветер).
- Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.
- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат, бабка.)
- В чем заключается их помощь? (Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.)
- Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца). Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.
- Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).
- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.)
- Слушая следующий эпизод сказки, подберите слова для нашего цветка.
Чтение отрывка.
«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».
- Как меняется природа после переосмысления поступка? Добавьте к образу добра чувства-лепестки, которые у вас вызывают новые изменения.
- Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет хлеб чудесным?
- С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо? ( На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости). Предлагаю прикрепить еще один лепесток к нашему цветку добра (слеза счастья)
- Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)
- Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?
- Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)
- Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) о раскаянии: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».
- Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.
Тест
Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
А) злобу людскую
Б) ненависть народную
В) грубость человеческую
7) Как Филька помирился с конем?
А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7Б.
Просмотр содержимого документа «К. Паустовский «Теплый хлеб»»
Класс | 5 |
Дата | 28.04.15 |
№ урока | 58/4 |
Цель урока: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке;
Задачи:
- проверить знание материала учащимися;
- повторение темы " художественные средства языка",
- воспитание любви к природе, к близким людям.
Оборудования: иллюстрации, «Вся мировая и русская литература»
Учебник: «Русская словесность» 5 класс, под ред. Чаплышкиной;
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания. Проверка конспектов.
III. Сообщение нового материала. Вступительное слово.
Мотивация.
- Начать наш урок хочу с восточной притчи.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?
- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).
- Подберите антоним к слову зло. (Добро)
- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.
- В каких поступках может выражаться добро?
Изучение материала.
- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».
- Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.
- Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.
- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.
- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. Занесите их в нашу темницу.
- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»(Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)- Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?(Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?- Почему конь простил Фильку?(Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.)
Анализ описания природы.- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся. - Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.- Какие тропы использовал автор в описании природы? (Индивидуальное задание)- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?
Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж? (Индивидуальное задание)Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.
IV. Закрепление изученного. Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»- Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.
Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.Нагретый, дающий или содержащий тепло.Не знающий морозов, южный.Хорошо защищающий тело от холода.Имеющий отопление.Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? - Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? - Итак, в чем смысл названия сказки?Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
- Что нового вы открыли для себя на уроке?- Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?- Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.
V. Подведение итогов. Обобщение.
- Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского
- Какие размышления у вас есть по этому поводу? (В деревне было тепло, значит, там жили добрые люди. Но Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)
- Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.
1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Лев Николаевич Толстой
2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Лев Николаевич Толстой
3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.
Блез Паскаль
Групповая работа. Оценивание.
VI. Домашнее задание: анализ произведения «Теплый хлеб»
Групповая работа.
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали, лопались»
2) «В морозные дни… с темной водой».
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.
1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?
2 группа – Что, по-вашему, сказочное?
Предлагаю прочесть эпизод сказки.
«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».
- Какие чувства у вас вызывает такое описание природы? (Радость, веселье, какой-то задор, доброта, умиротворение).
- Предлагаю приклеить первый лепесток к нашему цветку добра.
Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.
Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки.
«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»
- Как вы можете оценить его поступок? Предлагаю вам заполнить таблицу новыми характеристиками. Возможно, некоторые слова вы уже записывали. Не бойтесь, если слова будут повторяться. Это только лишь покажет, что вы уже ориентируетесь в проблеме.
- Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? (В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу).
- Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)
- Давайте прочтем. Художественное чтение отрывка.
«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
- Почему же все вокруг изменилось? (Виной всему Филька. Он грубо поступил с конем, которого все в деревни считали своей обязанностью покормить. Из-за него в деревне поднялся ветер, ударил мороз.) Заполним таблицу словами и словосочетаниями, которые характеризуют зло в природе. (Метель, мороз, слеза от обиды, пронзительный ветер).
- Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.
- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат, бабка.)
- В чем заключается их помощь? (Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.)
- Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца). Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.
- Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).
- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.)
- Слушая следующий эпизод сказки, подберите слова для нашего цветка.
Чтение отрывка.
«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».
- Как меняется природа после переосмысления поступка? Добавьте к образу добра чувства-лепестки, которые у вас вызывают новые изменения.
- Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет хлеб чудесным?
- С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо? ( На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости). Предлагаю прикрепить еще один лепесток к нашему цветку добра (слеза счастья)
- Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)
- Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?
- Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)
- Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) о раскаянии: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».
- Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.
Тест
Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
А) злобу людскую
Б) ненависть народную
В) грубость человеческую
7) Как Филька помирился с конем?
А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7Б.
multiurok.ru
Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения
Разделы: Литература
Цель урока:
- Помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
- Обучать анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; выразительному чтению; анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности.
- Развивать художественное восприятие через работу с текстом, выразительное чтение, монологическую речь, инсценировку, иллюстрирование.
- Воспитывать доброту, милосердие, чувства коллективизма и взаимовыручки, любовь к труду.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)
Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.
- Кто желает рассказать?
Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.
- Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.
Нравственность - (Слайд 3)
2. Стадия осмысления
Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
- Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).
- Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)
Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
- Где происходят события? (В деревне Бережки)
- Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
(Слайд 5)
- Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .....
Кластер
- мир
- Хор. поступки
- свет
- мама
- солнце
Добро
- радость
- счастье
- любовь
Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.
- Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?
На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.
Определим круг героев.
Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)
- сорока
- бабка
- мельник
- ФИЛЬКА
- Конь
- ребята
- ветер
- старики
2. Знакомство с характеристиками героев сказки.
Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.
Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
- Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.
Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?
- Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.
- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках...
3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла...”).
4. Анализ эпизода. Составление схемы.
- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?
- Конь помешал ему есть хлеб.
- Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)
- Как поступил Филька?
- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.
Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)
Слеза скатилась у коня из глаз.
В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)
- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)
- Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?
(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)
- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?
(страх, вину, боялся, что умрет)
- О чем он думал?
- Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
- Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)
1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?
(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).
Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?
- Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)
-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).
- Изменился ли Филька в конце сказки?
- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)
2) Роль природы.
- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.
Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)
Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая...”),
Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз...”)
- 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.
- 2-й – ревела, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор? Олицетворение.
- В какой момент началась метель?
Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек - часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа. (Слайд 12)
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) “Слеза скатилась... они трещали, лопались”
2) “В морозные дни... с темной водой”.
- Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)
- Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /
- Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.
(Слайд 14)
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной... - Тепло. Ласка, любовь, добро....
- Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).
Чтение эпизода “Филька мирится с конём”
Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.
Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой").
- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.
Заключительное слово учителя. (Слайд 15)
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.
Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.
Оценки за урок:
Рефлексия.
1. Ребята, вам понравился урок?
2. Как вам работалось на уроке?
3. Комфортно ли вы себя чувствовали?
Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты
Реальное Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. |
Сказочное Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать. |
Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?
Приложение.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
К.Г. Паустовский Теплый хлеб (материал для анализа текста)
Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов: Анализ текста К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Крауц Ольга Викторовнаучитель начальных классовМБОУ «СОШ №65» «Тёплый хлеб»Назови главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб»Назови главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб»Какое прозвище было у Фильки? Почему? Почему конь остался в деревне?А) Его ранилиБ) Так захотел ПанкратВ) Конь не захотел идти дальше Кто выходил коня?А) МельникБ) Бабка ФилькиВ) Кузнец Почему коня кормили всей деревней? А) Потому что конем мог воспользоваться любой житель деревниБ) Потому что все любили этого коняВ) Потому что мельник не мог один прокормить коня Как Филька обидел коня?А) Он сам съел предназначенный для него хлебБ) Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снегВ) Он спустил на него собак - На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай! И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было. Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем?А) Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница Б) Теперь на Фильку бросалось каждое встреченное им животноеВ) Теперь любой хлеб, который ел Филька, становился черствым и невкусным Какую историю рассказала бабушка Фильке?А) О том, как она обидела когда-то солдата.Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.В) О том, как закончилась война. - Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь - боялся пустыни. - Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька. - От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!" - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер. - Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька. - От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз. Как Филька искупал свою вину, спасал деревню?А) Он попросил прощения у коняБ) Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится водаВ) Он растопил лед на реке, бросившись в воду Кто помог Фильке исправить беду? В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. …А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. О чем рассказывала сорока над плотиной?А) О том, что она разбудила летний ветер.Б) О том, что Филька – плохой человек.В) О том, что она самая умная. Когда заработала мельница?А) Вечером.Б) Она сломалась навсегда.В) Летом, когда потеплело. Что стали делать люди? Как Филька помирился с конем?А) Попросил у него прощения.Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.В) Он покормил его морковкой. Как конь отреагировал на извинения мальчика? Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Что Фильке было труднее всего сделать?А) Расколоть лед на рекеБ) Попросить прощения у коняВ) Самому испечь хлеб Что Фильке было труднее всего сделать? Конь помотал головой, подумал, потом осторожновытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкимигубами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второйкусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб,фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке наплечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. О чем сказка «Теплый хлеб»?А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.Б) О злых колдунахВ) О путешествии на необитаемый остров Какая пословица соответствует содержанию сказки?А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.Б) Язык до Киева доведет.В) Делу – время, потехе – час. Реальные мотивы в произведении Паустовского:А) Болтовня сороки Б) Панкрат-колдун В) Раненый конь Сказочные мотивы в произведении Паустовского:А) ВойнаБ) Панкрат-колдун В) Раненый конь ВЫВОД Сказка учит нас бороться со злом внутри себя, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Приложенные файлы
weburok.com