Что чувствует Бог, исполняя наши прошения? Евангельское чтение на сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.
14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18. Он сказал: принесите их Мне сюда. 19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Протоиерей Павел Великанов
Чудо, о котором повествует евангелист Матфей, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, казалось бы, предельно простое. На самом деле это чудо имеет очень сильный оттенок огромной грусти.
Представьте себе огромный стадион, целиком набитый, наполненный людьми – они хотят того самого Мессию, который решит все их житейские проблемы, избавит от ненавистного римского владычества и в прямом смысле слова озолотит весь народ.
И Спаситель, казалось бы, вдруг идет на поводу у этих чаяний еврейского народа. Главное – все довольны, кроме Одного – Самого Христа Спасителя.
О том, какой болью стало для Него это чудо, мы услышим несколько позже, когда Он начнет говорить о Своих Теле и Крови, о небесном хлебе, когда отойдут от Него практически все, включая даже достаточно близких учеников.
И Он напомнит: вы ищете Меня не потому, что на самом деле верите в Меня как Мессию, а потому что ели хлеб и насытились. И вы хотите, чтобы это происходило снова и снова.
Бог как любящий отец всегда хочет, чтобы мы были радостны, чтобы мы были утешены, чтобы наши пожелания (если они не являются откровенно греховными) были реализованы. Но это вовсе не значит, что наши пожелания Ему приносят такую же радость, как и нам самим.
Будем помнить пример с чудесным насыщением хлебами, чтобы всякий раз, когда Бог отвечает на наши мольбы, мы становились к Нему ближе, мы имели еще одно основание для того, чтобы почувствовать Его милость к нам, а вовсе не самодовольно требовать от Него постоянного повторения чуда.
«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!
В 8-ю Неделю по Пятидесятнице читается следующий Евангельский отрывок, повествующий о чудесном насыщении Иисусом Христом 5 000 человек пятью хлебами:
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. (Мф., 10, 32-36)
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский произнес высоко-духовную проповедь после чтение сего Евангелия в Андреевском соборе г. Кронштадта.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.
Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.
Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да. Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я, — говорит Господь, конечно в пределах возможного (Ин. 13, 15). Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовыо, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.
Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.
Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).
Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, — именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.
Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).
Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, — о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.
Праведный Иоанн Кронштадтский
Неделя 2-я. Всех Святых в земле Российской просиявших. Проповедь
Неделя 7-я. Исцеление всякой болезни и всякой немощи
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
« Предыдущая запись Следующая запись »
semyaivera.ru
Деян 5, 34-42Пс 27Ин 6, 1-15
«Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?»
Что такое «пять хлебов и две рыбки» для пяти тысяч человек? Да ничего. Может еще пять человек и утолили бы голод, съев их, но точно не пять тысяч! А что эти «пять хлебов и две рыбки» для их хозяина – мальчика, о котором говорит Иисусу Андрей? Эта еда бедняков была всем, что у него было. Но он без колебания все это отдал Иисусу. А Тот сотворил чудо. Эти «пять хлебов и две рыбки» насытили пять тысяч человек.
Мы ничего не знаем об этом мальчике, кто он, откуда, с кем пришел он слушать Иисуса, что стало с ним потом… Но все же его поступок остался на страницах Евангелия, Благой Вести о Божией Любви. Этот поступок с человеческой точки зрения не так уж и значим. Но вот в глазах Бога он поистине велик. Ведь этот мальчик отдал Учителю все, что у него было. И именно этот дар сердца стал местом чуда. Более того, если бы не этот дар, не было бы чуда. Иисус смог накормить пять тысяч человек, благодаря щедрому сердцу этого мальчика.
Господи, путь и наши сердца будут местом чуда, которое Ты можешь совершить в нас, если мы отдадим Тебе все, что у нас есть!
с. Лена Вычугжанина, лоретанка, г. Туапсе
www.verbum-christi.com
hgr.livejournal.com
Неделя 8 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждый год в это самое время в середине лета наши неожиданно подросшие дети и внуки, завершившие своё среднее образование, озабочены поиском жизненного пути, устройством своей дальнейшей деятельности, выбором профессии. В решение этой проблемы втягиваемся и мы, люди пожившие, пожилые, уже кое-что понявшие в жизни. И как только мы пытаемся взяться за подыскание нашим детям достойной профессии, тут же оказывается, что взгляды наши и взгляды подросшего поколения на эту проблему существенно разнятся. Старшим хочется работы надёжной, способной прокормить, а младшим – интересной, захватывающей, творческой. Или уж престижной, а когда не так, то хотя бы не слишком трудоёмкой. Разность взглядов отцов и детей на проблему профессии порождает весьма интересные размышления о том, а какого, собственно, труда мы для себя хотим? Для чего мы, вообще говоря, трудимся? Чтобы добывать себе хлеб насущный или, как теперь принято говорить, чтобы самореализоваться?
Ответ на этот вопрос легко найти в Библии: если до грехопадения человек был призван Богом стать соработником Творца, «возделывать и хранить» Райский сад, то после катастрофы отступник и предатель осуждён был «в поте лица своего есть хлеб» (Быт.3.19). Обыкновенно после слов «в поте лица своего» нормальному человеку представляется картина, связанная с образами лопаты и канавы, как говорится – «от забора до обеда»; то есть Божие поручение ассоциируется у нас, современных христиан, прежде всего с тяжким физическим трудом. И на протяжении всей человеческой истории колоссальные усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы если не отменить, то по крайней мере смягчить Божие повеление. Иными словами, чтобы пота было поменьше, а хлеба – побольше. Ведь все эти колёса, винты, блоки, водяные мельницы, паровозы, реактивные лайнеры и компьютеры, все эти, по образному выражению героя одного кинофильма, «костыли и протезы человечества», для того только и были придуманы, чтобы пота было поменьше, а хлеба – побольше.
Но вот что удивительно: в век научно-технического прогресса для добывания себе пропитания человеку действительно не всегда приходится махать киркой или лопатой, он может вообще добывать хлеб насущный, не снимая белоснежной рубашки или тщательно ухаживая за своими ногтями. Но при всём том, как бы ни облегчал себе человек условия труда, как бы ни совершенствовал кирку и лопату, заменяя их рычагами управления и мониторами, а всё-таки труд остаётся трудом, всё-таки пот остаётся потом. Пусть мышечной энергии тратится меньше, зато нервной – больше. И как следствие – больше болезней, больше нервных срывов, больше мучительных проблем. И всё меньше и меньше здорового тела, всё меньше и меньше здоровых душ. И чем дольше живёшь, тем яснее становиться, что труд лесоруба стоит труда программиста, а трудная работа шофёра-дальнобойщика неожиданно оказывается сродни профессиональным усилиям преподавателя математики. Сродни не по содержанию деятельности, конечно, а по количеству душевных и физических затрат. Слово Божие непреложно, и как мы ни крутись – хлеб свой приходится добывать «в поте лица своего». Поэтому, какую профессию ни выбирай, хоть скрипача, хоть металлурга, – всё равно придётся нести скорби и труды, всё равно придётся тратить себя без остатка, всё равно хлеб насущный даром и без усилий нам не заработать.
И однако, сегодня мы читали евангельское повествование о том, как Господь накормил хлебом и рыбой громадную толпу людей, которые не трудились: не сеяли этот хлеб, в мучительных усилиях возделывая каменистую жаркую почву Палестины; не ловили эту рыбу, обдирая до крови кожу на руках, выбирая сети. За что же им такая награда? Разве не сказано Самим Спасителем «трудящийся достоин пропитанья» (Мф.10.10)? Эти пять тысяч что такое особенное сделали, что Господь удостоил их пропитанья, дал им хлеб насущный на сей день?
А всего-то они и сделали, что следовали за Господом и слушали Слово Его. И это простое дело, это внимательное вслушивание в слова проповеди было приравнено Спасителем к тяжёлой работе пахаря, к нелёгкому труду рыбака.
Творящий молитву достоин пропитанья. Совершающий вместе со всей Церковью труд Евхаристической жертвы получит свою награду от Господа. И не единственно там, в Блаженной Вечности, но и здесь, на скорбной земле. Не только уста немых отверзаются, не только слепые очи открываются для созерцания Света, но «по вере вашей» (Мф.9.29) умножается хлеб, не скудеет земля – вся природа приносит молящемуся человеку свои плоды.
И ещё одно важно помнить. Молитвенный труд, как и любой другой труд, должен совершаться в «поте лица своего». Нельзя искать лёгкой молитвы, как нельзя – неблагочестиво, не по-христиански – надеяться на то, что галушки сами тебе в рот прыгать будут. И когда я вижу вас, здесь предстоящих и молящихся, когда я вижу вас, которые, как бы трудно и тяжело вам ни было, всё же собираются и в лютый холод, и в изнуряющую жару в наш не самый красивый и не самый удобный храм, когда я вижу вас, молитвенники и сослужители мои, я, грешный и маловерный человек, исполняюсь новой верой и новой надеждой, что не всё ещё потеряно, не всё напрасно. И поверьте, это чудо Церкви, которая не исчезает и не умирает, это чудо Церкви, которую не могут одолеть ни наша собственная лень, ни «врата ада», это чудо нисколько не меньше того умножения хлебов и рыб, о котором мы только что читали в Евангелии. Аминь.
29 июля 2001 г.
www.hram.info
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»