Неделя 8-я. О насыщении 5 000 человек пятью хлебами. 5 хлебов


Насыщение пятью хлебами: Чудо с оттенком грусти

Что чувствует Бог, исполняя наши прошения? Евангельское чтение на сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Матфея. Глава 14. Стихи 14-22:

14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18. Он сказал: принесите их Мне сюда. 19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Протоиерей Павел Великанов

Протоиерей Павел Великанов:

Чудо, о котором повествует евангелист Матфей, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, казалось бы, предельно простое. На самом деле это чудо имеет очень сильный оттенок огромной грусти.

Представьте себе огромный стадион, целиком набитый, наполненный людьми – они хотят того самого Мессию, который решит все их житейские проблемы, избавит от ненавистного римского владычества и в прямом смысле слова озолотит весь народ.

И Спаситель, казалось бы, вдруг идет на поводу у этих чаяний еврейского народа. Главное – все довольны, кроме Одного – Самого Христа Спасителя.

О том, какой болью стало для Него это чудо, мы услышим несколько позже, когда Он начнет говорить о Своих Теле и Крови, о небесном хлебе, когда отойдут от Него практически все, включая даже достаточно близких учеников.

И Он напомнит: вы ищете Меня не потому, что на самом деле верите в Меня как Мессию, а потому что ели хлеб и насытились. И вы хотите, чтобы это происходило снова и снова.

Бог как любящий отец всегда хочет, чтобы мы были радостны, чтобы мы были утешены, чтобы наши пожелания (если они не являются откровенно греховными) были реализованы. Но это вовсе не значит, что наши пожелания Ему приносят такую же радость, как и нам самим.

Будем помнить пример с чудесным насыщением хлебами, чтобы всякий раз, когда Бог отвечает на наши мольбы, мы становились к Нему ближе, мы имели еще одно основание для того, чтобы почувствовать Его милость к нам, а вовсе не самодовольно требовать от Него постоянного повторения чуда.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Читайте также:

www.pravmir.ru

Неделя 8-я. О насыщении 5 000 человек пятью хлебами

Неделя 8-я. О насыщении 5 000 человек пятью хлебами

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В 8-ю Неделю по Пятидесятнице читается следующий Евангельский отрывок, повествующий о чудесном насыщении Иисусом Христом 5 000 человек пятью хлебами:

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.  (Мф., 10, 32-36)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский произнес высоко-духовную проповедь после чтение сего Евангелия в Андреевском соборе г. Кронштадта.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да. Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я, — говорит Господь, конечно в пределах возможного (Ин. 13, 15). Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовыо, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).

Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, — именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).

Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, — о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Неделя 2-я. Всех Святых в земле Российской просиявших. Проповедь

Неделя 7-я. Исцеление всякой болезни и всякой немощи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожий материал:

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

semyaivera.ru

«Пять хлебов и две рыбки»

Деян 5, 34-42Пс 27Ин 6, 1-15

«Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?»

Что такое «пять хлебов и две рыбки» для пяти тысяч человек? Да ничего. Может еще пять человек и утолили бы голод, съев их, но точно не пять тысяч! А что эти «пять хлебов и две рыбки» для их хозяина – мальчика, о котором говорит Иисусу Андрей? Эта еда бедняков была всем, что у него было. Но он без колебания все это отдал Иисусу. А Тот сотворил чудо. Эти «пять хлебов и две рыбки» насытили пять тысяч человек.

Мы ничего не знаем об этом мальчике, кто он, откуда, с кем пришел он слушать Иисуса, что стало с ним потом… Но все же его поступок остался на страницах Евангелия, Благой Вести о Божией Любви. Этот поступок с человеческой точки зрения не так уж и значим. Но вот в глазах Бога он поистине велик. Ведь этот мальчик отдал Учителю все, что у него было. И именно этот дар сердца стал местом чуда. Более того, если бы не этот дар, не было бы чуда. Иисус смог накормить пять тысяч человек, благодаря щедрому сердцу этого мальчика.

Господи, путь и наши сердца будут местом чуда, которое Ты можешь совершить в нас, если мы отдадим Тебе все, что у нас есть!

с. Лена Вычугжанина, лоретанка, г. Туапсе

www.verbum-christi.com

о пяти хлебах и двух рыбах: hgr

слово в воскресенье 18 авг. н.ст.всякие экзегетические ужасы и о том, что нужно всё послать, куда следует, и уйти в пустыню. О Граде Божием и внутренней пустыне.Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице5/18.08.2002История о насыщении пяти тысяч мужей пятью хлебами и двумя рыбами. Если смотреть поверхностно, то непонятно, какой смысл имеет упоминание количества хлебов и других цифр. Но душевный и духовный смысл этой истории гораздо глубже. Мы не должны менять Град Божий на какие-то «деревни» — подделки под Царствие Небесное. Мы призваны получить Царствие Небесное не так, как имел его Адам, а так, чтобы уже никогда не отпадать. Деревня — это мир, который нам предлагает свои удовольствия; а мы должны идти в пустыню за Христом, Который нас напитает. Двенадцать полных корзин указывают на то, что Апостолы напитают 12 колен Нового Израиля истинным хлебом — Евхаристией, — который не оскудеет. То, что народ сосчитан «кроме жен и детей», указывает, что христиане должны быть все, независимо от пола, по уму «мужем совершенным». Число 5000 указывает на полноту спасающихся. Пять хлебов символизируют пять чувств, которыми познается телесный смысл Писания, а две рыбы — символ Христа, Слова Божия, Которой сокрыт в Писании и Который открывается через него. Мы не должны верить тем, которые говорят, что сейчас нельзя жить как свв. отцы и соблюдать каноны. Мы не должны верить тем, которые предлагают нам жить, как все люди. Христианский образ жизни — это не хождение в церковь время от времени, а непрестанное пребывание в молитве. Надо уповать не на поддержку от людей или обстоятельств, даже и посланных Богом, а только на Самого Бога, чтобы пребывать с Ним во внутренней пустыне.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о том, как Господь накормил чудесным образом пять тысяч мужей (а кроме того, там еще были разные жены и дети, которых никто не считал) всего лишь пятью хлебами и двумя рыбами. Конечно, эта история рассказана потому, что она действительно имела место. И в буквальном своем смысле этот евангельский рассказ повествует нам об одном из многих чудес, сотворенных Господом; но опять же, как всегда, любой из евангельских рассказов о каких-то событиях, чудесных или других, только на самой поверхности имеет тот смысл, который в нем видится буквально, т.е. телесный смысл. А на самом деле душевный и духовный смысл Писания (душевный — это не буквальный смысл, а тот, который касается спасения нашей собственной души; а духовный смысл — это тот, который указывает на великие тайны Божии и спасение всего человеческого рода) всегда несравненно важнее. И особенно это видно в сегодняшнем рассказе. Потому что, с точки зрения буквальной, зачем нам такое обилие цифр? Зачем нам знать, что мужей было пять тысяч? Зачем нам знать, что остатков еды хватило не на много корзин, а именно на двенадцать, и что они были полными? Зачем нам знать, что хлебов было пять, а не четыре или шесть, например, и что рыб было именно две, а не одна или три? Зачем нам все эти уточнения? Если мы рассматриваем только с точки зрения буквального смысла, то это никакого значения не имеет, потому что такую толпу нельзя было накормить не только двумя рыбами, но и тремя, и четырьмя. Если бы такое количество было случайным, то евангелисты могли бы просто об этом не упоминать. Но в Евангелии не упоминается ничего такого, что не имело бы смысла. Раз Евангелисты что-то упоминали, значит, они понимали тот смысл, на который указывал Господь тем, что Он так все устроил, что было именно пять хлебов и именно две рыбы. Поэтому мы тоже должны обращаться к душевному и духовному смыслу этой истории. И конечно, она, с виду такая простая — ну, произошло какое-то чудо, состояло оно в том-то, — оказывается весьма и весьма сложной. И я только скажу о немногом из того многого, что о ней говорят святые отцы. Прежде всего, почему возникла необходимость напитать этих людей? Вот здесь особенно для нас важен духовный и душевный смысл. Эти люди из града, в котором они жили и в котором проповедовал Господь, вслед за Ним пришли в какое-то пустынное место. И ученики говорят: «Давайте пойдем в какую-нибудь деревню неподалеку, чтобы купить там еду». Они не предлагают идти в город, потому что он далеко. Таков буквальный смысл этой истории. А по душевному смыслу это означает другое. Град, из которого эти люди ушли, — это был рай, который мы потеряли в результате грехопадения, и утраченное Царство Небесное. И ученики понимают, что туда просто так не дойти и не вернуться, и поэтому они предлагают идти в какое-то место заведомо худшее, в какую-то деревню вместо города. А Господь говорит им, чтобы они не меняли град Божий на какие-то суррогаты и подделки, на какие-то деревни, а чтобы они получили хлеб в пустыне, там, где они не чаяли получить ничего. И действительно, рассуждая дальше по духовному смыслу этой истории, мы утратили рай, в котором еще оставалась возможность грехопадения, и мы должны получить Царство Небесное не так, как его имел Адам, когда он был сотворен, до грехопадения, — а так, чтобы уже никогда не иметь возможности отпасть, чтобы осуществить в себе то, к чему был призван Адам, но чего осуществить не смог. Так в духовном смысле. А душевный смысл для нас еще важнее. Что это означает для каждого из нас? Почему мы не должны идти в деревню? Если мы не можем вернуться во град, который покинули по своим грехам, то мы тем более не должны идти в деревню, а должны идти в пустыню, но за Христом, конечно. Потому что деревня — это мир, который нам предлагает свои удовольствия; вот, в данном случае он предлагает нам еду. Действительно, мы можем, вроде бы, там насытиться телесно, но потом мы все равно взалчем и опять захотим есть, нам нужна все новая и новая еда, и так мы впадаем в зависимость от мира. Это особенно относится даже не к безгрешным физиологическим потребностям, а именно к нашим грехам. Если мы будем удовлетворять греховные желания, то они сначала действительно удовлетворятся, но потом возникнут с новой силой, и там мы впадаем в большую и большую зависимость. Поэтому мы не должны менять утраченное нами в лице прародителей Царство Небесное на деревню мира сего, а мы должны его менять на пустыню. И кажется, что пустыня еще хуже, чем деревня, потому что там ничем не прокормиться. Но это не так, потому что в пустыню мы идем не просто так, а идем за Христом, Который может нам почти из ничего дать все потребное. А что потребное Он нам дает? Что означает то, что Он не Сам дал народу эти хлебы которыми люди насытились, а дал их ученикам, а ученики уже — всем остальным. На смысл этого указывает также другая подробность — что корзин оказалось именно двенадцать. Двенадцать — это количество Апостолов. Но почему их двенадцать? Может быть, не все это помнят, хотя это совершенно очевидно из Апокалипсиса и из Ветхого Завета: двенадцать по количеству колен Израилевых. Потому что народ Божий состоит из 12 колен. И новый Израиль, новый народ Божий тоже состоит из 12 колен, которые восходят к новым прародителям — двенадцати Апостолам, как ветхий Израиль восходил к 12 патриархам. И поэтому все праведники, как говорится в Апокалипсисе, будут судить двенадцати коленам Израилевым. Полнота этих корзин означает то, что ученики, Апостолы, будут давать истинный хлеб — конечно, здесь указание на Евхаристию — всем, и то, что этот хлеб не оскудеет для всего народа Божия. А так как народа Божия 12 колен, то и корзин двенадцать. И другое указание на народ Божий — это то, что он сосчитан «кроме жен и детей». Потому что во Христе Иисусе, можно сказать вслед за апостолом Павлом, нет ни мужеского пола, ни женского; но тогда можно сказать, и это тоже будет по-святоотечески, что во Христе все мужеского пола. Потому что мать Сарра, одна из великих подвижниц IV века, когда услышала, что некие старцы зазирают ее за то, что она, будучи женщиной, рассуждает и учит, как мужчина и так же умна, сказала: «Я женщина по телу, а не по уму». И вот так, «мужем совершенным» по уму должен быть каждый христианин. А людям чаще бывает свойствен женский ум — и, конечно, большинству мужчин тоже бывает свойствен женский ум, если посмотреть с христианской точки зрения, — т. е. именно женская слабость, или детский ум, когда человек не может еще переносить твердой пищи. А в народе Божием считаются только мужчины, и поэтому именно так они были сосчитаны. И, в свою очередь, на полноту народа Божия указывает число 5000. Здесь сразу видна кратность 50. Пятьдесят — это число юбилея, и я уж не буду тут во все это подробно входить, но это семь в квадрате плюс один. И число 7 указывает на полноту, и 49, и 50. Это числа, которые в Ветхом Завете преимущественно указывали на полноту. И вот, 100 раз по 50 — это указание на полноту. Но почему именно 5000? Здесь можно думать, что Христос приходит, согласно той символической хронологии, которой держались в раннехристианские и в средневековые времена, в шестую тысячу лет, а до Него было полных пять тысяч лет, которые обозначают весь в совокупности не только израильский народ Божий, но вообще всех праведников, которые спаслись, начиная от Адама. И вот, все они ждали Христа; и вот, эти люди и получили от Него хлеб. Вот такое еще можно увидеть указание.Самое же главное: почему там было пять хлебов и две рыбы. Пять хлебов, согласно большинству христианских толкователей, указывают на пять чувств, которые имеет человек по телу: осязание, вкус, слух, обоняние, зрение. Т.е. это те чувства, которыми пользуется плотское наше мудрование. И эти люди, которые были иудеями, оставались при буквальном смысле Писания, который понимали своими пятью чувствами. А Господь через все эти чувства дает им нечто большее и дает Себя узнать. И вот, на нечто большее указывают именно эти две рыбы. Потому что рыба была в древнехристианской Церкви символом Христа, и в данном случае это символ Бога. Почему рыба была символом Христа? Потому, что по-гречески она называется «ихфис» (отсюда, например, ихтиология — наука, изучающая рыб), а это слово образовано из первых букв слов греческого выражения, которой переводится «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». И поэтому первые христиане очень часто изображали рыбу как символ Христа. Две рыбы указывают на живущий под внешним, телесным покровом смысла Писания смысл внутренний, который есть Сам Бог, который есть Слово Божие — с одной стороны, поскольку Оно присутствует в Писании и в нем остается сокрытым, а с другой стороны, поскольку Оно износится Писанием и, наоборот, через него открывается. И вот, на эти два аспекта Слова Божия и указывают эти две рыбы, согласно некоторым из святоотеческих толкований.Вот как это все сложно получилось, но действительно, чем проще с виду евангельская история, тем она сложнее по внутреннему смыслу. Каждая деталь, в том числе те детали, о которых я не упомянул, имеет смысл и свое истолкование. Но что нам важнее всего помнить для нашего собственного спасения? — я подчеркиваю, что сейчас мы уже будем говорить преимущественно о душевном смысле всей этой истории. Мы должны понимать, что когда нам либо прямо, либо косвенно внушается мысль, что сейчас нельзя жить так, как жили святые отцы; иногда нам говорят, что сейчас невозможно держаться святоотеческих канонов, которые, например, говорят о чистоте веры, о том, что нельзя молиться с еретиками (так говорят экуменисты), — мы не должны этому верить. Но мы не должны верить и тем, которые, может быть, так прямо таких ужасных вещей и не говорят, но предлагают нам вести такой образ жизни, который, в общем, ведут все люди, независимо от того, считают они себя православными или не считают: помолился, отдохнул, поработал, потом, может быть, еще раз в церковь сходил и помолился… В принципе, что ж тут плохого? Это даже лучше, чем многие другие образы жизни. Но мы должны знать, что этот образ жизни сам по себе, если мы при нем и останемся, не спасителен. Потому что христианский образ жизни заключается в том, чтобы помолиться, а потом еще помолиться, а потом еще помолиться, хотя при этом еще и в церковь сходить, и поработать и при этом молиться (потому что работать нужно так, чтобы это помогало нашей молитве), и отдохнуть, но тоже с молитвой; и тогда постепенно мы придем к тому, что сможем сказать вместе с «Песней Песней»: «Я сплю, а сердце мое бодрствует». — «Аз сплю, а сердце мое бдит», по-славянски. Т.е. молиться можно и должно даже и во сне; хотя, конечно, для этого сна должно быть поменьше.И поэтому не надо слушать никого, кто зовет нас «в деревню». Потому что сначала это деревня, а потом это уже просто притон разбойников оказывается; и как он в Евангелии в другом месте назван, это анти-Иерусалим, Иерихон, и там уже вообще ничего хорошего для себя ждать нельзя. А нам нужно не бояться идти в пустыню, не бояться, что мы останемся без еды. Потому что Господь приходит к нам только тогда, когда мы действительно готовы всего лишиться и даже — внутренне, по крайней мере, — всего лишаемся. Пока нас поддерживают другие люди, или какие-то обстоятельства у нас в жизни есть, которые нас поддерживают, и мы на них хотя бы отчасти возлагаем свое упование, — мы не почувствуем помощи Божией, хотя бы даже эти люди и обстоятельства тоже были посланы Богом. Т.е. мы можем рационально себе говорить и будем в этом правы, что это все помощь Божия; но по-настоящему верующими людьми, какими нужно быть христианам, мы не станем. А если мы действительно становимся христианами, то тогда, так же, как мы привыкаем к своему собственному существованию, мы привыкаем к присутствию Бога внутри нас, привыкаем молитвенно к Нему обращаться — именно так, как мы имеем в виду свое собственное существование; и тогда мы перестаем бояться остаться без помощи от людей, без помощи от обстоятельств; нас уже не тянет идти в деревню, и мы действительно предпочтем пустыню с Богом этой самой деревне с ее пищей. И вот, только тогда мы попадем в Царство Небесное, потому что для этого надо выйти со Христом вне града, где Он и пострадал, как об этом говорит апостол Павел, что Господь за нас пострадал вне града. Господь да подаст нам утвердиться в этой внутренней для каждого из нас пустыне. Аминь.

hgr.livejournal.com

Проповедь "ПЯТЬ ХЛЕБОВ И ДВЕ РЫБЫ." - Священник Сергий Ганьковский

Неделя 8 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый год в это самое время в середине лета наши неожиданно подросшие дети и внуки, завершившие своё среднее образование, озабочены поиском жизненного пути, устройством своей дальнейшей деятельности, выбором профессии. В решение этой проблемы втягиваемся и мы, люди пожившие, пожилые, уже кое-что понявшие в жизни. И как только мы пытаемся взяться за подыскание нашим детям достойной профессии, тут же оказывается, что взгляды наши и взгляды подросшего поколения на эту проблему существенно разнятся. Старшим хочется работы надёжной, способной прокормить, а младшим – интересной, захватывающей, творческой. Или уж престижной, а когда не так, то хотя бы не слишком трудоёмкой. Разность взглядов отцов и детей на проблему профессии порождает весьма интересные размышления о том, а какого, собственно, труда мы для себя хотим? Для чего мы, вообще говоря, трудимся? Чтобы добывать себе хлеб насущный или, как теперь принято говорить, чтобы самореализоваться?

Ответ на этот вопрос легко найти в Библии: если до грехопадения человек был призван Богом стать соработником Творца, «возделывать и хранить» Райский сад, то после катастрофы отступник и предатель осуждён был «в поте лица своего есть хлеб» (Быт.3.19). Обыкновенно после слов «в поте лица своего» нормальному человеку представляется картина, связанная с образами лопаты и канавы, как говорится – «от забора до обеда»; то есть Божие поручение ассоциируется у нас, современных христиан, прежде всего с тяжким физическим трудом. И на протяжении всей человеческой истории колоссальные усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы если не отменить, то по крайней мере смягчить Божие повеление. Иными словами, чтобы пота было поменьше, а хлеба – побольше. Ведь все эти колёса, винты, блоки, водяные мельницы, паровозы, реактивные лайнеры и компьютеры, все эти, по образному выражению героя одного кинофильма, «костыли и протезы человечества», для того только и были придуманы, чтобы пота было поменьше, а хлеба – побольше.

Но вот что удивительно: в век научно-технического прогресса для добывания себе пропитания человеку действительно не всегда приходится махать киркой или лопатой, он может вообще добывать хлеб насущный, не снимая белоснежной рубашки или тщательно ухаживая за своими ногтями. Но при всём том, как бы ни облегчал себе человек условия труда, как бы ни совершенствовал кирку и лопату, заменяя их рычагами управления и мониторами, а всё-таки труд остаётся трудом, всё-таки пот остаётся потом. Пусть мышечной энергии тратится меньше, зато нервной – больше. И как следствие – больше болезней, больше нервных срывов, больше мучительных проблем. И всё меньше и меньше здорового тела, всё меньше и меньше здоровых душ. И чем дольше живёшь, тем яснее становиться, что труд лесоруба стоит труда программиста, а трудная работа шофёра-дальнобойщика неожиданно оказывается сродни профессиональным усилиям преподавателя математики. Сродни не по содержанию деятельности, конечно, а по количеству душевных и физических затрат. Слово Божие непреложно, и как мы ни крутись – хлеб свой приходится добывать «в поте лица своего». Поэтому, какую профессию ни выбирай, хоть скрипача, хоть металлурга, – всё равно придётся нести скорби и труды, всё равно придётся тратить себя без остатка, всё равно хлеб насущный даром и без усилий нам не заработать.

И однако, сегодня мы читали евангельское повествование о том, как Господь накормил хлебом и рыбой громадную толпу людей, которые не трудились: не сеяли этот хлеб, в мучительных усилиях возделывая каменистую жаркую почву Палестины; не ловили эту рыбу, обдирая до крови кожу на руках, выбирая сети. За что же им такая награда? Разве не сказано Самим Спасителем «трудящийся достоин пропитанья» (Мф.10.10)? Эти пять тысяч что такое особенное сделали, что Господь удостоил их пропитанья, дал им хлеб насущный на сей день?

А всего-то они и сделали, что следовали за Господом и слушали Слово Его. И это простое дело, это внимательное вслушивание в слова проповеди было приравнено Спасителем к тяжёлой работе пахаря, к нелёгкому труду рыбака.

Творящий молитву достоин пропитанья. Совершающий вместе со всей Церковью труд Евхаристической жертвы получит свою награду от Господа. И не единственно там, в Блаженной Вечности, но и здесь, на скорбной земле. Не только уста немых отверзаются, не только слепые очи открываются для созерцания Света, но «по вере вашей» (Мф.9.29) умножается хлеб, не скудеет земля – вся природа приносит молящемуся человеку свои плоды.

И ещё одно важно помнить. Молитвенный труд, как и любой другой труд, должен совершаться в «поте лица своего». Нельзя искать лёгкой молитвы, как нельзя – неблагочестиво, не по-христиански – надеяться на то, что галушки сами тебе в рот прыгать будут. И когда я вижу вас, здесь предстоящих и молящихся, когда я вижу вас, которые, как бы трудно и тяжело вам ни было, всё же собираются и в лютый холод, и в изнуряющую жару в наш не самый красивый и не самый удобный храм, когда я вижу вас, молитвенники и сослужители мои, я, грешный и маловерный человек, исполняюсь новой верой и новой надеждой, что не всё ещё потеряно, не всё напрасно. И поверьте, это чудо Церкви, которая не исчезает и не умирает, это чудо Церкви, которую не могут одолеть ни наша собственная лень, ни «врата ада», это чудо нисколько не меньше того умножения хлебов и рыб, о котором мы только что читали в Евангелии. Аминь.

29 июля 2001 г.

www.hram.info


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *