Сухой хлеб польза и вред. Хлеб или сухари. Сухой хлеб


Сухой хлеб

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него

не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна

мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны,

и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что

согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А

теперь не стало того тепла и голос тот умолк. "Куда ушел дедушка?" - думал

Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что

и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и

коровы, только они спят.

- А где дедушка? - спрашивал Митя у матери. - Он спит в земле?

- Он спит, - говорила мать

- Он уморился? - спрашивал Митя.

- Уморился, - отвечала мать. - Он всю жизнь землю пахал, а зимой

плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему

спать было некогда.

- Мама, разбуди его! - просил Митя.

- Нельзя. Он осерчает.

- А папа тоже спит?

- И папа спит.

- У них ночь?

- У них ночь, сынок.

- Мама, а ты никогда не уморишься? - спрашивал Митя и с боязнью смотрел в

материнское лицо.

- Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я

тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как

уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а

мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не

останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками

лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже

покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в

этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца

и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил

землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он

застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну,

плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени

носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он

приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла

на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не

затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась

в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать

большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает

в избе.Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на

лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и

начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти

большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он

скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и

хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости;

хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и

терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках

заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему

надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную

кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова

попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль.

Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову

положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела

Митю, осмотрела его - не искусал ли его кто, глядит - живот у него, как

барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.

А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну

только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время

поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он

вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего.

Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно

бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

- Мама, - сказал Митя, - давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

- Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты

малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя

буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

- Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг:

сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и

незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что

отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его

сердце от радости.

- Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

- А чего тебе делать! - сказала мать. - Живи, вот тебе работа. Думай о

дедушке, думай об отце и обо мне думай.

- А обо мне ты тоже думаешь?

- О тебе я тоже думаю - один ты у меня, - ответила мать. - Ой, лешие! Чего

стали? - сказала она волам. - А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был

покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос

зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил

на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние

вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему

одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот

темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь

иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: "Его дедушка в

руках держал и я держу". Он увидел там деревянную снасть, похожую на

корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха,

ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки...

Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и

своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые

предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о

том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на

свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был

корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал,

что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым

корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и

ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу.

Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была

посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное

поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь

изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли

на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили

опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую

землю.

- Мама, - говорил он, - рожь от жары умаривается?

- Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не

железный, он живой.

- А роса есть! - сказал Митя. - Она по утрам бывает.

- А чего роса! - ответила мать. - Роса сохнет скоро; земля вся поверху

спеклась, роса вглубь не проходит.

- Мама, а как же быть-то без хлеба?

- Незнамо как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.

- А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.

- Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

- Он не вырастет большой, он спит маленький! - произнес Митя; он скучал о

тех, кто спит.

Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину

деревянную тяпку, погладил ее рукою - дедушка тоже, должно быть, гладил

ее, - положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за

пряслом.

Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных

былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет

рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху

между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска.

Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная

былинка проснется и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек

тот сломался и поник.

- Нельзя! - вскричал Митя самому себе. - Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь

посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил

тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни

были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя

осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного

корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у

дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в

школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал

учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука;

однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда

была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

- Митя! Ты что тут копаешься? - спросила учительница.

- Хлеб пусть растет! - сказал Митя. - Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

- Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь

стоит!

- Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

- Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

- Не скучно, - сказал Митя.

- А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в

лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь... Митя не знал, что

сказать, потом он вспомнил:

- Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам

некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и

прижала к себе:

- Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя - маленькое, а большое!.. Знаешь

что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у

меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на

корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло

семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал

деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные

былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те

ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

- Они просыпаются! - обрадованно сказал Митя учительнице. - Они проснутся!

- Конечно, проснутся, - согласилась учительница. - Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

"Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, - думал Митя. - У

sochrulit.ru

Сухой хлеб. Том 7. Сухой хлеб

1

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушел дедушка?» — думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

— А где дедушка? — спрашивал Митя у матери. — Он спит в земле?

— Он спит, — говорила мать

— Он уморился? — спрашивал Митя.

— Уморился, — отвечала мать. — Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.

— Мама, разбуди его! — просил Митя.

— Нельзя. Он осерчает.

— А папа тоже спит?

— И папа спит.

— У них ночь?

— У них ночь, сынок.

— Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.

— Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая… Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него, как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.

А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

— Мама, — сказал Митя, — давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

— Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

— Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя. — А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

— А чего тебе делать! — сказала мать. — Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

— А обо мне ты тоже думаешь?

— О тебе я тоже думаю — один ты у меня, — ответила мать. — Ой, лешие! Чего стали? — сказала она волам. — А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу». Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки… Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.

— Мама, — говорил он, — рожь от жары умаривается?

— Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

— А роса есть! — сказал Митя. — Она по утрам бывает.

— А чего роса! — ответила мать. — Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

— Мама, а как же быть-то без хлеба?

— Незнамо как и быть… Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.

— А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.

— Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

— Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнес Митя; он скучал о тех, кто спит.

Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил ее, — положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.

Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

— Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница.

— Хлеб пусть растет! — сказал Митя. — Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

— Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

— Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

— Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

— Не скучно, — сказал Митя.

— А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь… Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

— Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

— Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

— Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице. — Они проснутся!

— Конечно, проснутся, — согласилась учительница. — Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

librolife.ru

Сухой хлеб - Платонов Андрей, стр. 1

---------------------------------------------

Платонов Андрей

Сухой хлеб

Андрей Планонов

СУХОЙ ХЛЕБ

1

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. "Куда ушел дедушка?" -- думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

-- А где дедушка? -- спрашивал Митя у матери. -- Он спит в земле?

-- Он спит, -- говорила мать

-- Он уморился? -- спрашивал Митя.

-- Уморился, -- отвечала мать. -- Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.

-- Мама, разбуди его! -- просил Митя.

-- Нельзя. Он осерчает.

-- А папа тоже спит?

-- И папа спит.

-- У них ночь?

-- У них ночь, сынок.

-- Мама, а ты никогда не уморишься? -- спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.

-- Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик.

tululu.org

Сухой хлеб - Русская электронная библиотека

Андрей Планонов

СУХОЙ ХЛЕБ

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было- отец его умер на войне от болезни- теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка- да он умер от старости еще до войны- и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда- что согревало и радовало Митю- помнил грустный- глухой голос- звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. "Куда ушел дедушка?" -- думал Митя. Смерти он не понимал- потому что он нигде не видел ее. Он думал- что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые- как люди- как лошади и коровы- только они спят.

-- А где дедушка? -- спрашивал Митя у матери. ...

Случайный отрывок из книги :

Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его -- не искусал ли его кто, глядит -- живот у него, как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.

А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

-- Мама, -- сказал Митя, -- давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

-- Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

-- Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

-- Мама! -- воскликнул Митя. -- А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

-- А чего тебе делать! -- сказала мать. -- Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

-- А обо мне ты тоже думаешь?

-- О тебе я тоже думаю -- один ты у меня, -- ответила мать. -- Ой, лешие! Чего стали? -- сказала она волам. -- А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: "Его дедушка в руках держал и я держу". Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки... Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.

www.rubiteka.ru

Сухой хлеб — Творчество Андрея Платонова

1

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушел дедушка?» — думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

— А где дедушка? — спрашивал Митя у матери. — Он спит в земле?

— Он спит, — говорила мать

— Он уморился? — спрашивал Митя.

— Уморился, — отвечала мать. — Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.

— Мама, разбуди его! — просил Митя.

— Нельзя. Он осерчает.

— А папа тоже спит?

— И папа спит.

— У них ночь?

— У них ночь, сынок.

— Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.

— Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него, как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.

А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

— Мама, — сказал Митя, — давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

— Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

— Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя. — А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

— А чего тебе делать! — сказала мать. — Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

— А обо мне ты тоже думаешь?

— О тебе я тоже думаю — один ты у меня, — ответила мать. — Ой, лешие! Чего стали? — сказала она волам. — А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу». Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки... Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.

— Мама, — говорил он, — рожь от жары умаривается?

— Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

— А роса есть! — сказал Митя. — Она по утрам бывает.

— А чего роса! — ответила мать. — Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

— Мама, а как же быть-то без хлеба?

— Незнамо как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.

— А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.

— Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

— Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнес Митя; он скучал о тех, кто спит.

Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил ее, — положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.

Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

— Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница.

— Хлеб пусть растет! — сказал Митя. — Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

— Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

— Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

— Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

— Не скучно, — сказал Митя.

— А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь... Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

— Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

— Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

— Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице. — Они проснутся!

— Конечно, проснутся, — согласилась учительница. — Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

platonov-ap.ru

краткое содержание, основные идеи произведения, фабула и красота языка

Язык Платонова называют "нескладным", "первобытным", "самодельным". У этого писателя была оригинальная манера письма. Его произведения изобилуют грамматическими, лексическими ошибками, но именно это делает диалоги живыми, настоящими. В статье пойдет речь о рассказе "Сухой хлеб", отражающем быт сельских жителей.

Герои Платонова — простые люди, как правило, необразованные. Они не представляют свою жизнь без тяжелого физического труда.

Ключевой мотив в творчестве Андрея Платонова — тема смерти и ее преодоления. Глубокую философскую мысль писатель высказал в рассказе "Сухой хлеб". Однако здесь тема гибели раскрыта сквозь призму детского восприятия.

Рогачевка

Писатель часто бывал в этом селе Воронежской области. Именно здесь происходят события рассказа "Сухой хлеб" Платонова, краткое содержание которого представлено ниже.

Рогачевка находится в 30 км от Воронежа. В 1924 году в селе была построена электростанция, в чем непосредственное участие принимал Андрей Платонов, занимавший в ту пору должность губернского мелиоратора.

Герои рассказа

Главный персонаж книги "Сухой хлеб" — Митя Климов. Его возраста автор не называет, но в конце произведения говорит: "Мать обещала отдать его в школу осенью". То есть мальчику лет семь. Действие рассказа "Сухой хлеб" Платонова происходит летом.

Мальчик живет в деревне с матерью. Отец его умер во время войны. Деда Митя совсем не помнит. Однако помнит глухой грустный голос и тепло, которое исходило от этого человека. В произведении "Сухой хлеб" Платонову удивительным образом удалось передать внутренний мир ребенка.

Другие герои произведения — Митина мать, учительница Елена Петровна. В рассказе Платонова всего три персонажа.

Тема смерти

Мальчик только начинает познавать этот мир. И каждый предмет вызывает в нем интерес. А еще он часто думает о смерти. Что она собой представляет, Митя не знает, потому как никогда не видел ее.

Он спрашивает у мамы: "Дедушка спит в земле?" Та отвечает утвердительно. Мальчик теперь думает, что дедушка спит, потому что устал. Он всячески пытается помочь матери, чтобы сохранить ей силы. Ведь если она устанет, она тоже заснет, исчезнет...

Засуха

В рассказе "Сухой хлеб" Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: "Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле".

"Сухой хлеб" — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в "Сухом хлебе" чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.

На создание произведения "Сухой хлеб" Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.

В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении "Сухой хлеб", конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.

Мать

Героиня рассказа "Сухой хлеб" — классический образ русской деревенской женщины. Она тяжело работает, не жалея себя. Труд — основа ее жизни. Главная задача этой женщины — вырастить сына.

Мите мать представляется большой и сильный. Тем не менее он часто спрашивает: "А ты не уморишься?" (то есть устанешь и умрешь). А она отвечает: "Нет, я здоровая, не старая, мне еще тебя растить".

Стать большим

Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.

Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. "Придет и твоя пора пахать!" — говорит ему мать.

Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.

Старый сарай

Переживания маленького мальчика, героя произведения "Сухой хлеб", Платонов передает с помощью описания различных предметов и отношения Мити к ним.

У него нет никого, кроме матери. Митя пока еще не ходит в школу. Его круг общения весьма узок. Своих умерших родственников он почти не помнит. Но в их дворе есть старый сарай, а в нем много интересных предметов. Эти предметы для Мити служат своего рода связью с отцом и дедом.

В сарае, который автор называет "сараем-стариком", лежит топор, принадлежавший Митиному деду. Здесь есть деревянная снасть, колесо от прялки. В сарае также лежат старые инструменты, которые использовал его отец. Однажды мальчик находит дубовую тяпку и понимает, что с помощью этого предмета ему наконец удастся помочь матери.

Поле

Почему Платонов назвал свое произведение "Сухой хлеб"? Каждый день мальчик приходит на поле, где трудится его мать. Здесь он видит картину, наводящую тоску на любого сельского жителя. Сухое хлебное поле автор описывает так красочно, что переживаниями героя рассказа проникается и читатель, который никогда не был в селе.

"Рожь умирает, маленькие былинки изредка стоят живыми" — такова картина, которую ежедневно видит Митя. Мать объясняет мальчику, что хлеб живой, и он не может жить без влаги. Митя понимает, что без дождя поле заснет. Так же, как заснули его отец и дед. Он берет деревянную тяпку и начинает рыхлить землю. Митя считает, что если он станет делать так каждый день, то роса, которая собирается по утрам, будет проникать глубоко в землю.

Учительница

Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.

Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: "Хлебу помогаю, чтоб он выжил".

Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. "Хлеб помирает, нам некогда" — таков был его ответ.

Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.

Таково содержание рассказа Платонова "Сухой хлеб". Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.

Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.

Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.

Об авторе рассказа "Сухой хлеб"

А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.

В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.

В 1931-м Платонов издал произведение "Впрок", вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.

fb.ru

Сухой хлеб польза и вред. Хлеб или сухари

В нашей стране сухарики являются привычным лакомством. С древних времён их подавали к чаю. В основном их делают сладкими добавляя изюм и другие цукаты. Изначально сухарики стали изготавливать для военных и солдат, это был прекрасный выход, так как обычный хлеб быстро портится и не может храниться долго. Потом способ повторного запекания хлеба перешёл в обычные семьи и сухарики стали дополнением к привычному рациону.

Полезные свойства сухариков:

Основным компонентом продукта является хлеб, чтобы сухарики приносили пользу, качество муки и других составляющих должно быть высоким. Сухари достаточно калорийный продукт, об этом стоит помнить. Содержание углеводов увеличивается, если присутствуют различные добавки: сахар, изюм. Но несмотря на высокую калорийность они легко усваиваются и перевариваются. Запекание при высоких температурах не разрушает полезные витамины и микроэлементы, которые содержит а себе хлеб. К таким витаминам относится клетчатка. Она очень полезна для пищеварительной системы. Свежий хлеб нередко вызывает вздутие живота и метеоризм, особенно у людей в возрасте и у тех кто страдает нарушением пищеварения. В этом плане сухари не вызывают подобных симптомов. Врачи пришли к мнению, что сухарики помогают справиться с последствиями отравлений, когда кишечник не способен переваривать многие продукты. Также хлеб содержит лизин, это аминокислота, которая не разрушается под действием температур, во время приготовления сухарей. Чаще всего используется Белый хлеб из пшеничной муки, но в последнее время все чаще используют ржаные сухарики из чёрного хлеба, они тоже нашли своих почитателей. Самыми полезными станут сухарики приготовленные в домашних условиях, такой продукт быстро делать и есть уверенность в его качестве.

Возможный вред от сухариков:

Как всегда, любой продукт имеет ряд противопоказаний и вредных свойств, сухарики не исключение. Нужно отметить, что домашние сухари не принесут вред при умеренном употреблении. Перед покупкой готового продукта, нужно ознакомиться с составом, в нём не должно присутствовать посторонних добавок, консервантов и ароматизаторов. Современный рынок предлагает солёные сухари с различными вкусами, это очень вредное изделие, которое нельзя употреблять никому. Также нужно следить за количеством, так как постоянное употребление сухарей в больших объёмах может привести к проблемам с желудком, запорам и даже аллергическим реакциям. Ржаные сухари противопоказаны людям с заболеваниями желудка, такими как язва и хронические воспалительные процессы.Сухарики, это вкусная добавка, которая может принести пользу, если знать меру и сбалансировано питаться.

В рационе каждого из нас обязательно присутствует такой продукт как хлеб. Это важный источник питательных веществ, многих минералов и жизненно необходимых витаминов. Интересно, что медики рекомендуют употреблять не свежий, только что испеченный хлеб, а слегка подсушенный. Считается, что в таком виде хлебобулочные изделия лучше усваиваются нашим организмом и, соответственно, приносят больше пользы.

Наверное, именно поэтому издавна такой популярностью среди наших соотечественников пользуются сухари. Это ведь не что иное, как сильно подсушенный хлеб. Данный продукт традиционно добавляют в супы, используют как связующее во многих вторых блюдах, а также в качестве лакомства к чаю, для чего при изготовлении к ним добавляют мак, кунжут и прочие ингредиенты.

По этой причине диетологи давно занимаются изучением вопроса о пользе и вреде сухарей. Данная тема изучена довольно глубоко, хотя, к сожалению, далеко не все поклонники данного продукта знакомы с результатами научных исследований.

Положительные свойства

Сухари – это отличный источник жизненно важных микроэлементов. Так, в нем содержится фосфор, натрий, калий, железо и магний с кальцием. Кроме того, в них присутствуют витамины В, которые отличаются высокой устойчивостью к термической обработке поэтому не разрушаются при сушке. Также в сухарях обнаружен целый ряд аминокислот, например, метионин и лизин.

Для сухарей характерно высокое содержание углеводов. Причем в таком состоянии они хорошо перевариваются организмом – гораздо лучше, чем углеводы свежего хлеба. По этой причине вероятность возникновения метеоризма при употреблении сухарей гораздо ниже, что очень важно для пожилых людей.

Также сухари способствуют нормализации работы желудочно-кишечного тракта, они отлично снимают интоксикацию при различных отравлениях и помогают организму быстро восстановить потерянные в результате болезни силы.

Обсуждая пользу и вред сухарей нельзя обойти стороной вопрос клетчатки, которую специалисты по здоровому питанию называют натуральным средством очистки организма от шлаков. Основным источником клетчатки являются злаки, поэтому не удивительно, что она присутствует во всех без исключения хлебопродуктах, в том числе, в сухарях.

Наиболее высокое содержание клетчатки характерно для ржаных хлебобулочных изделий, а также для хлеба с отрубями. Поэтому готовить сухари своими силами в домашних условиях рекомендуется именно из таких сортов хлебобулочных изделий. В пшеничном хлебе концентрация клетчатки минимальна. Для сравнения, если в стандартном хлебе с отрубями содержится около 21 г клетчатки, то в пшеничной булке этот показатель снижается до 8,1 г.

При этом сухари из ржаных разновидностей муки отличаются более низкой калорийностью, так что их вполне можно использовать как заменитель привычных хлебопродуктов при различных диетах, направленных на избавление от лишнего веса.

Вред сухарей

Однако не стоит забывать, что польза и вред сухарей, как и других продуктов питания, неизменно идут рядом, в одной упряжке. Прежде всего, это выражается в возможных осложнениях в работе кишечника. Вероятность возникновения подобных проблем особенно возрастает при чрезмерном увлечении подсушенным хлебом. Поэтому в этом вопросе крайне важно соблюдать умеренность и не перебарщивать с дозировкой.

Кроме того, сухари, особенно приготовленные из ржаного хлеба, прямо противопоказаны при хронической язвенной болезни , проблемах с желудком и двенадцатиперстной кишки. В таких случаях медики рекомендуют отдавать предпочтение пшеничным разновидностям хлеба, но даже их употреблять в очень ограниченных количествах.

Еще один отрицательный момент, связанный с сухарями, сводится в использовании при их изготовлении различных ароматизаторов, усилителей вкуса и прочих искусственных добавок. Подобным сегодня грешат практически все производители подобных продуктов. Между тем, они далеко небезопасны для здоровья человека и при регулярном употреблении могут стать причиной возникновения очень серьезных заболеваний желудка и кишечного тракта.

Поэтому, если есть такая возможность, то лучше отказаться от промышленной продукции с различными вкусами , которые так популярны среди молодежи. Тем более, что самостоятельное приготовление сухарей не представляет собой больших сложностей – при минимальных затратах труда и времени извлекается только польза, а вред сухарей полностью нивелируется.

– однозначно по пользу сухарей. Почему же стоит такой выбор – что полезнее – хлеб или сухари ? Попробуем разобраться.

Польза сухарей для организма

Почему же возник вопрос о пользе сухарей ? В чем отличие свойств сухарей от свойств хлеба? Рассмотримпользу сухарей для организма:

  • сухари – это продукт длительного употребления;
  • сухарики – отличный вариант для перекуса;
  • сухарики перевариваются намного легче, чем свежий хлеб и не вызывают метеоризм;
  • сухари помогаю восстановить нормальную работу желудка после отравлений.

Также стоит отметить, что польза сухарей в том, что они содержат клетчатку, а также многие микроэлементы – фосфор, калий, железо, магний, кальций, витамины группы В. Польза сухарей еще и в том, что они содержат довольно большое количество сложных углеводов – они отлично насыщают и при этом не н

lllit.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *