Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: Use of undefined constant REQUEST_URI - assumed 'REQUEST_URI' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 11

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_adm-ostashkov.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 24

Notice: Undefined variable: adsense7 in /var/www/www-root/data/www/adm-ostashkov.ru/index.php on line 35
Хлеб для собак анализ. Урок в 8 классе по литературе «Анализ рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Урок в 8 классе по литературе «Анализ рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Хлеб для собак анализ


Материалы к написанию сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"на основе анализа рассказа В.Тендрякова "Хлеб для собаки".

За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, 

постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные… 

 А.П. Чехов

Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.

Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.

 Автор ясно и непредвзято описывает события, которые происходят в небольшом посёлке при станции. В этот маленький сибирский поселок были сосланы раскулаченные «зажиточные» крестьяне, которые не  добрались до места ссылки. Они были брошены умирать голодной смертью на глазах у жителей посёлка. «Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль»».

Взрослые старались обходить это ужасное пристанище брошенных на произвол судьбы людей стороной.  Дети же с любопытством и скрытым ужасом наблюдали за страданиями этих изможденных людей. «Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз».

Владимир Тендряков  прибегает в своем произведении к антитезе, которая усиливает впечатление от происходящего. Он  описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть ( ) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и ( ) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. 

В уста начальника станции, который следил за порядком, автор вкладывает вопрос, несущий философский смысл: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир? ». 

Тендряков в этом произведении предстает  перед нами как мастер новеллы. Характер его героя проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические  события жизни. Автора интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы.

Тендряков рассказывает, как впечатлительный мальчик наблюдает за разрушительной картиной голода, заставлял «опрятных» людей идти на унижения. «Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно».

Но душа ребенка не очерствела. Наоборот, он старался помочь людям.  Он знал, что быть сытым – это стыдно,  но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Но, как говорится, «весь ми не обогреешь». С каждым днем все больше и больше людей собиралось у дома мальчика, на всех еды, конечно, не хватало. И у ребёнка происходит нервный срыв. «Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос:  - Ухо-ди-те! Уходи-тс!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!» Автор на протяжении всего рассказа показывает внутренние переживания своего героя. Это прослеживается в его размышлениях, беседах с отцом. Тендряков эмоционально описывает простыми словами страх и протест ребенка. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков. 

Мальчик не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!» Ребенка постоянно мучила совесть, не давала спокойно жить.

И вот в рассказе появляется собака. «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака». У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть».  Она и оказалась самым голодным существом в посёлке. Мальчик видит в этой собаке свое спасение. Володя кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».

 Рассказ заканчивается трагически. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Владимир Тендряков сумел не только передать свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей и истинным, живым человеческим участием. Человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку. 

Тендряков ставит читателя пред выбором: жить по нравственным законам, по совести, сострадая и сопереживая, или заботиться только о своем благополучии.

В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».

 Рассказы Тендрякова не оставляет читателя равнодушным, и такие произведения нужны. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательными по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и собой самим, перед своей совестью. 

Н.В.Рыжкина

xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Хлеб для собаки - краткое содержание

Краткое содержание Хлеб для собаки Тендряков В.

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни. А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке). Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, „бунтарь« сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины. Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…«. Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу. Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг… «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: -Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите! (…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе.« Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков. Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать жалею своих врагов!» И тут появляется собака. Вот оно самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя» Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства. «Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

referat.hhos.ru

Урок в 8 классе по литературе «Анализ рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Бурова Лариса Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Нечаевской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области

Урок в 8 классе по литературе

«Анализ рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Цели:

-познакомить учащихся с рассказом В. Тендрякова, повествующего о голоде 1933 года,

- совершенствовать навык анализа литературного произведения,

-углубить понятие совести, нравственного выбора, ответственности.1.Вступительное слово учителя о писателе.

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) из того поколения, которому в 1941 году было 17-18 лет. Только 3% их вернулись домой. Эти, из трех процентов, жаждали рассказать о своем духовном опыте, многие из них стали хорошими писателями. В.Ф. Тендряков о войне пишет мало. Его больше интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы. Тендряков – мастер новеллы. Характер его героев проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические события жизни. В своих произведениях «Чудотворная», «Тугой узел», «Суд», «Кончина», «Шестьдесят свечей», «Ночь после выпуска» он затрагивает нравственные и социальные противоречия. Писатель был ярым противником бесконфликтной литературы.

В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».

2.Чтение рассказа «Хлеб для собаки».

3.Анализ произведения (фронтальные беседы).

1) О каких исторических событиях повествует рассказ?

2) Кого называли куркулями?

За что их раскулачивали?

Как относились к ним в обществе?

3) Как описывает голодных куркулей рассказчик?

4) Почему мальчик не может ни есть, ни спать, ни радоваться жизни, хотя его семья живет благополучно?

5) На какой поступок решился мальчик и как это его характеризует?

6) Почему он постоянно испытывает состояние раздражения, беспокойства?

7) Почему рассказ называется «Хлеб для собаки»? Как рассказчик объясняет свой поступок?

8) Что поражает нас в документальной справке? Как усиливает смысл рассказа эта справка?

4. Работа над понятием «совесть».

1) Найти в толковом словаре это понятие.

(Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение пред окружающими людьми, обществом.)

2) Какова главная идея рассказа?

3) Прочитайте данные высказывания. Какие из них выражают основные мысли произведения?

Прокомментируйте свой выбор

1. «Трудно быть человеком». А. Мальро.

2. «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни». А. Швейцер.

3. «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их». А. Швейцер.

4. «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» А.П. Чехов.

5. «Моя совесть есть не что иное, как моё «я», ставящее себя на место оскорбленного «ты»…» Л. Фейербах.

6. «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред».

А. Швейцер.

7. «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». С. Смайлс.

8. «Закон, живущий в нас, называется совестью». И. Кант.

9. «Решайте дело сами, как говорит вам ваша совесть, как требуют от вас ваши убеждения». Н.Чернышевский.

l.120-bal.ru

Хлеб для собаки - краткое содержание

В. Ф. ТендряковХлеб для собаки

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, „бунтарь« сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…«. Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг… «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: -Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите! (…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе.«

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать жалею своих врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя»

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

«Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Сейчас смотрят:{module Краткое содержание:}

  • < Назад
  • Вперёд >

referat567.info

Хлеб для собаки анализ — Собаки и кошки

Комментарии пользователей Kamo Metseritsyan 03.12.2017 - 00:54

Спасибо большое братан ты мне очень помог

OptimalGameTV kara 04.12.2017 - 04:49

Спасибо!

Vladimir 05.12.2017 - 06:40

класс

Наталія Кондратюк 06.12.2017 - 11:10

Вы офигенный чувак!

GoosFFig Games 08.12.2017 - 03:41

Самый топовый расказщик

Ahtem 11.12.2017 - 00:39

Классно надеюсь перескажу на 5

Shina Mashiro 12.12.2017 - 18:34

лучше моей учительницы рассказал

Shina Mashiro 14.12.2017 - 03:18

вы молодец, спасибо!

Y K 16.12.2017 - 23:28

Спасибо) Пригодится на сочинение) 6 декабря)

Олеся Тоднина 18.12.2017 - 10:38

Иван Новаковский удачи. Я тож пишу

xanarchy GLV 18.12.2017 - 04:12

молодчик

Vika Mironova 20.12.2017 - 22:23

спасибооо большое ))

Булат Исмакаев 22.12.2017 - 17:31

Красава, благодаря тебе на русском произведения смог привести, спасибо

Фин Балор 24.12.2017 - 14:55

и запоминается лучше

Фин Балор 25.12.2017 - 19:15

спс это помогает

Francota 26.12.2017 - 22:12

Спасибо большое, у Вас самый хороший канал с пересказами.

Mariani Khorek 28.12.2017 - 07:58

Этот рассказ был на егэ по литературе

Надя Левина 29.12.2017 - 20:40

ахахха все перед егэ смотрят)00

VLASENKO 31.12.2017 - 05:26

Большое спасибо) Надеюсь, что пригодится завтра на ЕГЭ

Double A 02.01.2018 - 00:35

Самый полезный канал на YouTube 👍👍👍👏👏

Dmitry Silvestrov 03.01.2018 - 17:01

спасибо большое. завтра экзамен, пересматриваю некоторые ваши видео. спасибо большое

yugo-gradnya.ru

Урок в 8 классе по литературе «Анализ рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Бурова Лариса Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Нечаевской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области

Урок в 8 классе по литературе

«Анализ рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Цели:

-познакомить учащихся с рассказом В. Тендрякова, повествующего о голоде 1933 года,

- совершенствовать навык анализа литературного произведения,

-углубить понятие совести, нравственного выбора, ответственности.1.Вступительное слово учителя о писателе.

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) из того поколения, которому в 1941 году было 17-18 лет. Только 3% их вернулись домой. Эти, из трех процентов, жаждали рассказать о своем духовном опыте, многие из них стали хорошими писателями. В.Ф. Тендряков о войне пишет мало. Его больше интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы. Тендряков – мастер новеллы. Характер его героев проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические события жизни. В своих произведениях «Чудотворная», «Тугой узел», «Суд», «Кончина», «Шестьдесят свечей», «Ночь после выпуска» он затрагивает нравственные и социальные противоречия. Писатель был ярым противником бесконфликтной литературы.

В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».

2.Чтение рассказа «Хлеб для собаки».

3.Анализ произведения (фронтальные беседы).

1) О каких исторических событиях повествует рассказ?

2) Кого называли куркулями?

За что их раскулачивали?

Как относились к ним в обществе?

3) Как описывает голодных куркулей рассказчик?

4) Почему мальчик не может ни есть, ни спать, ни радоваться жизни, хотя его семья живет благополучно?

5) На какой поступок решился мальчик и как это его характеризует?

6) Почему он постоянно испытывает состояние раздражения, беспокойства?

7) Почему рассказ называется «Хлеб для собаки»? Как рассказчик объясняет свой поступок?

8) Что поражает нас в документальной справке? Как усиливает смысл рассказа эта справка?

4. Работа над понятием «совесть».

1) Найти в толковом словаре это понятие.

(Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение пред окружающими людьми, обществом.)

2) Какова главная идея рассказа?

3) Прочитайте данные высказывания. Какие из них выражают основные мысли произведения?

Прокомментируйте свой выбор

1. «Трудно быть человеком». А. Мальро.

2. «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни». А. Швейцер.

3. «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их». А. Швейцер.

4. «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» А.П. Чехов.

5. «Моя совесть есть не что иное, как моё «я», ставящее себя на место оскорбленного «ты»…» Л. Фейербах.

6. «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред».

А. Швейцер.

7. «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». С. Смайлс.

8. «Закон, живущий в нас, называется совестью». И. Кант.

9. «Решайте дело сами, как говорит вам ваша совесть, как требуют от вас ваши убеждения». Н.Чернышевский.

5-bal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: admin@adm-ostashkov.ru
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *