Подборка потешек
1- Скок-поскок
Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька Невеличенька — Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода Поехала по дрова, Зацепилась за пенёк, Простояла весь денёк.
Январь — морозныйФевраль — суровыйМарт — хлопотунАпрель — водолейМай — кудрявичИюнь — светлозорникИюль — жарникАвгуст — хлебосолСентябрь — листопадовичОктябрь — тумановичНоябрь — зимникДекабрь — снеговей
Кукареку, петушок,Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку, Дам и зёрнышек.
4
Ой-люли, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе лужок, А на том лужку дубок, А на том дубку сидит Ворон в красных сапогах, Во зелёненьких серьгах. Чёрный ворон на дубу Играет во трубу, Труба точенная, Позолоченная. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Сбегаются зверьки Ворона послушать, Пряничка покушать.
Долгоногий журавель На мельницу ездил, На мельницу ездил, Диковинку видел, Ай-люли, ай-люли, Диковинку видел:
Коза муку мелет, Козёл засыпает, Малые козляточки Муку выгребают, Ай-люли, ай-люли, Муку выгребают.
А барашки — круты рожки В дудочку играют, Ай-люли, ай-люли, В дудочку играют.
Две сороки-белобоки Пошли танцевать, Ай-люли, ай-люли, Пошли танцевать.
А сова из-за угла Ногами топочет, Ногами топочет, Головой вертит, Ай-люли, ай-люли, Головой вертит.
6
Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! Похвалялся зайка: — Поди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: — У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: — Мoгy песни я петь!
7
— Кисонька-мурысонька, Где была? — Коней пасла. — Где кони? — За ворота ушли. — Где ворота? — Огонь сжёг. — Где огонь? — Вода залила. — Где вода? — Быки выпили. — Где быки? — За гору ушли. — Где гора? — Черви выточили. — Где черви? — Утки склевали.
Небылица в лицах, небывальщина, Небывальщина да неслыхальщина. По поднебесью сер медведь летит, Он ушками, лапками помахивает, Он чёрным хвостом принаправливает.
Небылица в лицах, небывальщина, Небывальщина да неслыхальщина. На горе корова белку лаяла, Ноги расширя, глаза выпуча.
Небылица в лицах, небывальщина, Небывальщина да неслыхальшина. На дубу свинья гнездо свила, Гнездо свила, деток вывела.
Небылица в лицах, небывальщина, Небывальщина да неслыхальщина. Малы деточки поросяточки По сучкам сидят, по верхам глядят, По верхам глядят, улететь хотят. Небылица в лицах, небывальщина, Небывальщина да неслыхальщина. Таракан гулял, гулял за печью, Вдруг да выгулял он на белый свет.
Увидал таракан — из чашки ложками хлебают: — А не то ли, братцы, корабли бегут, Корабли бегут, на них гребцы гребут? — Небылица в лицах, небывальщина, Небывальщина да неслыхальщина.
9
— Есть ли у тебя, есть ли у тебя Твой добрый конь? — Есть у меня, есть у меня Мой добрый конь. — Есть ли на коне, есть ли на коне Тесьмяная узда? — Есть на коне, есть на коне Тесьмяная узда. — Есть ли на коне, есть ли на коне Булатные стремена? — Есть на коне, есть на коне Булатные стремена. — Есть ли на коне, есть ли на коне Черкасское седло? — Есть на коне, есть на коне Черкасское седло. — Есть ли на коне, есть ли на коне Добрый молодец? — Есть на коне, есть ли на коне Добрый молодец, Добрый молодец с плёткой шёлковой.
10
Два весёлых гусяЖили у бабуси Два веслёлых гуся.Один — серый, другой — белый,Два весёлых гуся.
11
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Что ты громко поёшь, Ване спать не даёшь?
12
Была курочка рябенька, Снесла яичко беленько. Дед бил, бил — не разбил, Баба била, била — не разбила, Только мышка-покатаюшка Ударила хвостиком и разбила. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудкудахчет, А мышка-покатаюшка Шмыг в норку — и ушла, ушла, ушла.
13
Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой помахивает, Чёрной гривушной потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то — бряк! бряк! бряк! Золотые они — звяк! звяк! звяк!
-14- Моя коровушкаУж как я ль мою коровушку люблю, Уж как я ль-то ей крапивушки нажну. Кушай вволюшку, коровушка моя, Ешь ты досыта, бурёнушка моя. УЖ как я ль мою коровушку люблю, Сытна пойла я коровушке налью, Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек бурёнушка дала.
15
Сидит, сидит зайка Под кустом, Под кустом.
Охотнички едут По кустам, По кустам.
— Вы, охотнички, скачите. На мой хвостик поглядите. Я не ваш, Я ушёл!
Сидит, сидит зайка, Ушки жмёт, Ушки жмёт,
Охотнички скачут Вмимолёт, Вмимолёт.
— Вы, охотнички, скачите, Меня, зайку, не ищите. Я не ваш, Я ушёл!
16
— Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла?
— Я весной взошла, Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела.
17
Сеть тяну, Рыбу ловлю. Попало немало: Семь окуней, Пятьдесят карасей, Один ершок — И того в горшок. Ухи наварю, Всех ребят накормлю.
18
Как задумал комарик жениться, Как взял себе мушку-невесту Он неряху, неряху, неряху. Она только по сеничкам летает, Из кувшинчиков сметану поедает, Комарика бедного забижает.
Полетел комарочек во лесочек, Уполз комарочек на дубочек. Как поднялися буйные ветры, Размахались, раскачались все дубочки. Как упал да комарочек с дубочка, Он зашиб себе буйну головку.
Прилетели мушки-дружки да во кружочек, Стали комарика собирать во комочек И сделали ему коробочек Из ореховой скорлупки, Накрыли его в три рогожки, Положили его при дорожке. Ты зачем, комарик, не держался, Большеглазенький, да оборвался?
19
У бабушки козёл, У Варварушки седой; Он под печкой живал, Всё сухарики едал. Отпросился козёл У бабушки на часок Погулять во лесок: — Уж ты, бабушка, Ты, Варварушка! Ты пусти, пусти в лесок На единый на часок! Я семь волков убью, Тебе шубу сошью, А восьмого убью — Воротник пришью. Как пошёл наш козёл Да по ельничку, По чистому березничку, Что по горькому осинничку. Как навстречу козлу Бежит заинька, Бежит серенький, Ещё беленький. — Ах ты, зверь, ты, зверина, Ты скажи-ка своё имя! Ты не смерть ли моя? Ты не съешь ли меня? – — Уж не смерть я твоя, Уж не съем я тебя. Уж я заинька, Уж я серенький, Ещё беленький. Уж я по лесу хожу, Себе корму ищу. Как пошёл наш козёл Да по ельничку, По чистому березничку, Что по горькому осинничку. Как навстречу козлу Бежит лисонька, Бежит рыженька. — Ах ты, зверь, ты, зверина, Ты скажи-ка своё имя! Ты не смерть ли моя? Ты не съешь ли меня? — Уж не смерть я твоя, Уж не съем я тебя. Уж я лисонька, Уж я рыженька. Уж я по лесу хожу, Себе корму ищу. — Как пошёл наш козёл да по ельничку, По частому березничку, Что по горькому осинничку. Как навстречу козлу Идут семь волков, Восьмой-то волк Подопрелый бок. Испугался козёл, Испугался седой: Он бородкой трясёт, Словно веничком, Он ножками стучит, Словно ступочками. — Ах ты, бабушка, Ты, Варварушка! Отворяй-ка ворота, Принимай-ка козла!
20
— Заинька, где ты был-побывал? Серенький, где ты был-побывал? — Был, был, парень мой, Был, был, милый мой: В огороде, в ельничке, В сарае, в сенничке. Заинька, не видал ли кого? Серенький, не видал ли кого? — Видел, видел, парень мой. Видел, видел, милый мой: Три девицы хороши, Красавицы пригожи. — Заинька, не звали ль тебя, Серенький, не звали ль тебя? — Звали, звали, парень мой, Звали, звали, милый мой. Заинька, встречали ль тебя? Серенький, встречали ль тебя? — Встречали, встречали, парень мой, Встречали, встречали, милый мой: Катюша из сеней, А Мавруша из дверей, А Дуня удала В горенку провела. Заинька, угощали ль тебя? Серенький, угощали ль тебя? — Угощали, угощали, парень мой, Угощали, угощали, милый мой: Катюша-то блинами, А Мавруша пирогами, А Дуня удала Кашки с маслицем дала. — Заинька, дарили ль тебя, Серенький, дарили ль тебя? — Дарили, дарили, парень мой, Дарили, дарили, милый мой: Катюша-то платком, А Мавруша колпаком, А Дуня удала Перчаточки дала. — Заинька, провожали ль тебя? Серенький, провожали ль тебя? — Провожали, провожали, парень мой, Провожали, провожали, милый мой: Катюша из сеней, А Мавруша из дверей, А Дуня удала За ворота провела.
21
Дома ль кум воробей? — Дома. — Что он делает? — Болен лежит. — Что у него болит? — Плечики. — Сходи, кума, в огород, Сорви травы гречки, Попарь ему плечики! — Парила, кумушка, Парила, голубушка. Его пар не берёт, Только сердцу придаёт. — Дома ль кум воробей? — Дома. — Что он делает? — Болен лежит. — Что у него болит? — Животок. — Сходи, кума, в огород, Сорви травки репеёк, Попарь ему животок. — Парила, кумушка, Парила, голубушка! Его пар не берёт, Только сердцу придаёт. — дома ли кум воробей? — Дома. — Что он делает? — Болен лежит. — Что у него болит? — Пяточки. — Сходи, кума, в огород, Сорви травки мяточки. Попарь ему пяточки! — Парила, кумушка, Парила, голубушка! Его пар не берёт, Только сердцу придаёт.
22
На реке ль, на речке, На реке быстрой, На реке быстрой Купался бобёр, Купался бобёр, Купался серой, Не выкупался, Весь вымарался. На берег взошёл, Отряхивался, На горку пошёл, Обсушивался. Охотнички рыщут, Охотнички свищут, Сера бобра ищут, Хотят бобра бить, Хотят бобра бить, Хотят застрелить, Хотят застрелить, Кунью шубу сшить, Кунью шубу сшить, Бобром опушить, Бобром опушить, Жену нарядить.
23
Раз, два, три, четыре,Меня грамоте учили:Не считать, не писать,Только по полу скакать.Я скакала, я скакала,Себе ноженьку сломала.Стала ноженька болеть,Стала маменька жалеть.Пожалела, поругалаИ за доктором послала.Доктор едет на быкеС балалаечкой в руке.
24
Колыбельная доченькеБерёзонька скрип, скрип, Моя доченька спит, спит... Моя доченька уснёт — Её сон унесёт, Унесёт её в садок, Под малиновый кусток. А малинка упадёт, дочке в рот попадёт. Малиночка сладенька, Спи, доченька маленька. Берёзонька скрип, скрип, А доченька спит, спит...
25
Пчёлы гудут, В поле идут. С поля идут — Медок несут.
26
Колыбельная ВанюшеОй-люлю, моё дитятко, Спи-тко, усни, дитя материно. Все ласточки спят, И касатки спят, И лисицы спят, Нашему Ванюше Спать велят. Для чего, зачем Ванюше не спать? Ласточки спят Все по гнёздышкам, Касаточки спят Все по кусточкам, Лисицы спят Все по подкусточкам, Куницы спят Все по норочкам, Соколы спят Все по гнездышкам, Соболи спят Где им вздумалось, Маленькие детки В колыбелях спят. Спи-тко, Ванюшка, Спи-тко, дитятко родимое!
27
Колыбельная ВанюшеСпи, Ванюша, Спи, родной, Спи, Ванюша, Спи, усни, Не вздымай головы, Бай да люли! Будет пора — да разбудим тебя. Спи, спи, усни! Будешь большой Будешь рыбку удить, Тетёрку ловить, Будешь лес рубить, Тятьку, мамку кормить.
28
Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка-дружок. Ехал Ваня, поспешал, С ворона коня упал. Он упал, упал — лежит, Никто к Ване не бежит... Таня с Маней увидали — Прямо к Ване подбегали. Прямо к Ване подбегали Да за обе руки брали. Они брали, подымали, На коня его сажали, В путь-дорогу провожали: — Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!
29
Мы писали, мы писали — Наши пальчики устали. А сейчас мы отдохнём И опять писать начнём.
30
Сел комарик на дубочек,На зелёненький листочек,Ой, люли, люли, люли,На зелёненький листочек.
Он сидит и напевает,Чёрных мушек забавляет,Ой, люли, люли, люли,Чёрных мушек забавляет.
Буря с неба налетела,Грозным громом загремела,Ой, люли, люли, люли,Грозным громом загремела.
Тут две мушки подлетали,Комара под ручки брали,Ой, люли, люли, люли,Комара под ручки брали.
Комара под ручки брали,В дом вели, в постельку клали,Ой, люли, люли, люли,В дом вели, в постельку клали.
31
Загорелся кошкин домДон! Дон! Дон!Загорелся кошкин дом,Коза выскочила,Глаза выпучила,Залить не умеет.
Дон! Дон! Дон!Загорелся кошкин дом,Бежит курица с ведром,Но не добежала,Воду расплескала.
Дон! Дон! Дон!Загорелся кошкин дом,Бежит уточка с ковшом,Да ковш уронила,Воду-то разлила.
Дон! Дон! Дон!Загорелся кошкин дом,Бежит кисонька с горшком,Залить хочет молоком;Но не добежала,Горшок расплескала.
Дон! Дон! Дон!Погорел весь кошкин дом!Где теперь кошечке жить?
32
Как на тоненький ледокВыпал беленький снежок,Выпал беленький снежок,Ехал Ванюшка-дружок.Ехал Ваня, поспешал,С ворона коня упал.Он упал, упал-лежит,Никто к Ване не бежит...Таня с Маней увидали,Прямо к Ване подбегали.Прямо к Ване подбегалиДа за обе руки брали.Они брали, подымали,На коня его сажали,В путь-дорогу провожали:— Как поедешь ты, Иван,Не зевай по сторонам.
33
Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно».
34
Песня из мультика Маша и Медведь: Зверя по следам любого Узнавать умею я! И жирафа, и корову, И жука, и воробья. Чьи это следу гуляют, Около лесных дорог? Это по лесу гуляют — Нособрас и дикорог. Нет, не то постойте... Не другой ли зверь ходил? А, это след от крокомота? Или это бегедил? Нет, конечно, да, Конечно, будь уверен не годай! По поляне ходит снежной Попукан и белигай. Зверя по следам любого Узнавать умею я, И жукова, и ворову, И конечно коравья!
35
Танец маленьких утятНа шагающих утят быть похожими хотят, Быть похожими хотят не зря, не зря. Можно хвостик отряхнуть и пуститься в дальний путь И пуститься в дальний путь, крича «кря-кря». И природа хороша, и погода хороша, Нет, не зря поет душа, не зря, не зря. Даже толстый бегемот, неуклюжий бегемот От утят не отстает, кряхтит «кря-кря»
На мгновенье надо Детство возвратить. Мы теперь утята, И так прекрасно На свете жить.
На веселых на утят быть похожими хотят, Быть похожими хотят не зря, не зря. Даже бабушка и дед, сбросив восемьдесят лет, За утятами вослед кричат "кря-кря". Вместе солнце, речка, дом кружат в танце озорном, Кружат в танце озорном не зря, не зря. Неуклюжий бегемот, ничего не разберет, Но старательно поет «кря-кря-кря-кря».
На танцующих утят быть похожими хотят, Быть похожими хотят не зря, не зря. Повторяйте все за мной, все фигуры до одной, Все фигуры до одной, кря-кря-кря-кря. Легче танца в мире нет, лучше танца в мире нет, Вам раскрыт его секрет не зря, не зря. Посмотрите, бегемот, неуклюжий бегемот, Вот танцует, вот дает! кря-кря-кря-кря.
Похожие по содержанию произведения раздела:
ЯСОЧКИН САДИК ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила - перевод с украинского 3.Александровой З ...
ЯСОЧКА НА РЕЧКЕ ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила - перевод с украинского 3.Александровой Н ...
ЯСОЧКА НА ПРАЗДНИКЕ ЗАБИЛА Н.Л. Наталья Львовна Забила - перевод с украинского 3.Александровой ...
Я у мальчиков спросила... А. Барто Я у мальчиков спросила: - Это что за деревце? - Говорят ...
russkay-literatura.net
Потешки малышам про животных читать
Бабочка-коробочка,Улетай под облачко!Твои детки на лугуГнут черемуху в дугу,Тебя ожидают,Зайчиков гоняют!
Божья коровушка, Полети на облышко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница.
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,Выше бережка головушку несёт.Белым крылышком помахивает,На цветы водицу стряхивает.
Вылез кот из-под кровати,Выгнул спину, хвост – дугой.Глаз, как щёлка в автоматеС газированной водой.
говорили тиграм львы:-Эй, друзья, слыхали ль вы,Что не может носорогПочесать свой нос о рог?
гоп! Гоп! Конь живой,И с хвостом, и с гривой.Он качает головой,Вот какой красивый!
гуси вы, гуси,Красные лапки!Где вы бывали, Что вы видали?- Мы видели волка:Унёс волк гусёнка,Да самого лучшего,Да самого большего!- Гуси вы, гуси, Красные лапки!Щипите вы волка -Спасайте гусёнка!
Дарики-дарики!Дарики-дарики!Злые комарики!Вились, кружились,Да в ушко вцепились!Кусь!
- Девица, девица, Сходи за водицей! - Рака боюсь! Рак на болоте В доску колотит: Трах-трах-трах! Страх, страх, страх!
жура, жура, журавель,На мельницу ездил,На мельницу ездил,Диковинку видел,Ай люли, ай люли,Диковинку видел.Коза муку мелет,Козел насыпает,А маленьки козлятушкиМуку выгребают.А барашки-круторожки,В дудочку играют,В дудочку играют,А глазами моргают.А сороки-белобокиПошли танцевати.А вороны-стереженыПошли примечати.
журавель долгоногийНа мельницу ездил,Диковинку видел:Козел муку мелет,Коза засыпает,Маленькие козляткиВ амбарах гуляют,Муку посыпают,Сами согребают,А барашки - круты рожкиПо улице ходят,В дудочку играют,А вороны-стереженыПошли танцевати,А сороки-белобокиПошли примечати,Ногами топ-топ,Глазами хлоп-хлоп.
Заиньки перебегаютТо лужок, то лесок.Землянику собирают,Скок да скок! Скок да скок!Здесь полянка мягче шелка,Оглянись, оглянось!Берегись лихого волка,Берегись, берегись!Заиньки уснули сладко,Лес шумит! Лес поет!- Убегайте без оглядки:Волк идет, волк идет!
Зайка серенький сидитИ ушами шевелит.Вот так, вот такОн ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Вот так, вот такНадо лапочки погреть!Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Вот так, вот такНадо зайке поскакать!Зайку волк испугал!Зайка тут же убежал!
Идёт котик по лавочкеВедёт кошечку за лапочкиТопы-топы по лавочкеЦапы-цапы за лапочки.
Как на нашем на лугуСтоит чашка творогу.Прилетели две тетери,Наклевались, улетели.
www.miloliza.com
Ребенок к трем годам способен запоминать короткие потешки и стихи. Разучивайте стихи наизусть детям 3 лет, учите его рассказывать их с выражением. Для этих целей отлично подходят стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки». Или вот такие стихи и потешки:
Жил-был зайчик —Длинные ушки.Отморозил зайчикНосик на опушке.(В. Хорол)
Покатились санки вниз,Крепче, куколка, держись!Ты сиди не упади, —Там канавка впереди.(О. Высотская)
Мы с игрушками играем,Мы игрушки называем:Неваляшка, мишка, гномик,Пирамидка, кубик, домик.(Л. Смирнова)
Купили ЕгоркеСанки для горки:«Всю зиму, Егорка,Катайся на горке».
Ладушки, ладушки!Пекла бабушка оладушки.Маслом поливала,Детушкам давала.
Вырос гриб-боровик —И не мал, и не велик.Спрятался он в теньВ жаркий летний день.
Маленькая птичка,На, попей водички.Если хочешь, крошкиДам тебе в ладошке.
Петушок, петушок,Золотой гребешок,Маслена головушка,Шелкова бородушка.Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,Деткам спать не даешь?
Рано-рано поутруПастушок:»Ту-ру, ту-ру!»А коровы в лад емуЗатянули: «Му-му-му!»
Тили-бом! Тили-бом!Загорелся кошкин дом!Бежит курица с ведромЗаливать кошкин дом!
Катя, Катя, маленька,Катенька удаленька!Пройди Катя по дороженьке,Топни, Катя,ноженька.
Баю-бай, баю-бай,Ты, собачка, не лай.Белолапа, не скули,Мою Таню не буди.
Там котик усатыйПо садику бродит,А козлик рогатыйЗа котиком ходит.
Цок, цок, цок, цок!Я лошадка — серый бок!Я копытцем постучу,Если хочешь — прокачу!
Коза муку мелет,Козел засыпает,А маленький козленокМуку выгребает.
Заяц ЕгоркаСвалился в озерко.Бегите под горку!Спасайте Егорку!
Наши алые цветкиЗакрывают лепестки.Тихо засыпают,Головой качают.
Вот сидит зайчишка,Серенький трусишка.Зайка хочет поиграть,Между елок поскакать.Не пугайте зайку,Зайку-попрыгайку.
Конь меня в дорогу ждет,Бьет копытом у ворот.На ветру качает гривой,Пышной. сказочной. красивой.Быстро на коня вскочуИ поеду, поскачу.Там за дальней за рекойПомашу тебе рукой.
razvi-tie.ru
Долгоногий журавельНа мельницу ездил,Диковинку видел:Коза муку мелет,Козел засыпает,А маленьки козленочкиМуку выгребают,А барашки круты рожкиВ дудочку играют,А сороки-белобокиПошли танцевати,А вороны стереженыПошли примечати.Сова из-за угла смотритНогами топчетДа головой вертит
* * *
Дон, дон, дон!Загорелся кошкин домИ бежит курица с ведром —Заливать кошкин дом.
* * *
Зайчишка-трусишкаПо полю бежал,В огород забежал,Морковку нашел,Капустку нашел, —Сидит, грызет.Ай, кто-то идет!
* * *
Зайчик, ты зайчик,Коротеньки ножки,Сафьянны сапожки!..
* * *
Синичка, синичка,Воробью сестричка,Воробей-воришкаЗалез в амбаришко, —Клевать просоСвоим носом.
* * *
Гуля, гуля-голубок,Гуля сизенький,Сизокрыленький,Всем миленький.
* * *Сова, совинька, сова,Большая голова,На колу сидела,В стороны глядела,Головой вертела.
* * *
Курочка-рябаВсе овес толкла,Просо сеяла,Горох веяла.
* * *
— Девица, девица,Сходи по водицу.— Я волка боюсь,Я лисицы боюсь,Я медведя боюсь.— Волк на работе,Лиса на болотеПлатьице мыла,Валек опустилаСама то она смеетсяХохолок трясется.
* * *
— Бабушка Ульяна,Где была? — Гуляла,— Како чудо видала?— Курочку-рябушкуС Петушком на дрожках.
* * *
Скачет галкаПо ельничку,Бьет хвостомПо березничкуИ наехали на галкуРазбойничкиИ сняли они с галкиСинь кафтанНе в чем то галочкеПо городу гулятьИ плачет галка,Да негде взять.
* * *
Шла торговка мимо рынка,Спотыкнулась о корзинкуИ упала в яму — бух,Раздавила сорок мух.
* * *
Бегал заяц по болоту,Он искал себе работу,Да работы не нашел,Сам заплакал и пошел.
* * *
Уж ты серенький коток,Не ходи ты в погребокПо сметану, по творог.У нас скоро придет зять,А сметаны негде взять.
* * *
Котишко-мурлышко,Серый лбишко,Не лезь в сметану,Оставь Степану.
* * *
Идет кузнец из кузницыНесет кузнец два молотаТук, тук, тук,Да ударил разом вдруг.
* * *Стучит, брячит на улице,Фома едет на курице,Тимошка на кошке —Туда же по дорожке.— Куда, Фома, едешь,Куда погоняешь?— Сено косить.— На что тебе сено?— Коровок кормить.— На что тебе коровы?— Молоко доить.— На что тебе молоко?— Ребяток поить.
* * *
А дуду, дуду, дуду!Потерял мужик дудуНа поповом токуШарил, шарил — не нашел,Ко боярыне пошел:— Сударыня-боярыня!Прикажь вора поймать,Руки, ноги обломать,На низеньких ножках,В синеньких сапожках.
* * *
Ты Назар, ты Назар,Поди-ка на базар,Купи мне сарафан:Ни долог, ни короток —Ни в лес ходить,Ни зайцев ловить.
* * *
Ой, люли, та-ра-ра!На горе стоит гора,А на той горе лужок,А на том лужку дубок,А на том дубку сидитВорон в красных сапогах,Во зелененьких серьгах,Черный ворон на дубуИграет во трубу.Труба точеная —Позолоченная.Он утром в трубу трубит,А вечером сказки говорит.Сбегаются зверькиВорона послушать,Пряничка покушать.
jivayvoda.ucoz.ru
- А кто обычно нянчит маленьких детей?
-Мамы.
-А мамы любят своих детей?
-Да.
-Конечно, каждой матери своё дитя мило. Мамы пели пестушки своим детишкам и сопровождали свои приговоры движениями.
Девочки с куклами исполняют пестушки.
Потягушечки, порастунюшки
Роток говорунушки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза ботатая:
Ножками: топ-топ!
Глазками: хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
ВЕДУЩИЙ:- Так же родители: матери или няни пели прибаутки. Объясните, что такое прибаутка?
- Прибаутка тоже песенка, но более сложного содержания. Маленькие сказочки в стихах.
ВЕДУЩИЙ:
Конь ретивый
С длинной гривой.
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Сюда мчится он-
Выходи из круга вон!
(На кого укажет ведущий, тот исполняет прибаутку).
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
А маленьки козлёночки
Муку выгребают,
А барашки круты рожки
В дудочку играют,
А сороки-белобоки
Пошли танцевать,
А вороны стрежоны
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топчет,
Головой вертит.
ВЕДУЩИЙ:
Куба-куба-куба
Больно ямка глубока.
Там мышки сидят,
Всё на солнышко глядят
И считают:1,2,3-
В этот счёт выходишь ты!
(Названный считает прибаутку).
- Федул, ты, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Починить можно?
-Иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один воротник остался.
ВЕДУЩИЙ: 1,2,3,4,5-
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
(названный читает прибаутку).
Глупый Иван
Ни людям, ни нам.
Огонь маслом тушит,
Решетом в воде звёзды ловит,
За мухой гоняет с обухом,
За комаром – с кнутом,
В колодец воду льёт,
В лес дрова везёт,
Личико беленько,
Два ума маленько.
ВЕДУЩИЙ:
- Посмотрите, ребята, кто это?
- Кошка.
Давайте будем её расспрашивать
( все читают прибаутку вместе, а «кошка» отвечает).
- Кисенька-мурысенька, где была?
-На мельнице.
- Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?
- Прянички.
-Одна?
-Да.
-Не ешь одна, не ешь одна.
ВЕДУЩИЙ:- Скажите, ребята, а какие малые жанры фольклора вы ещё знаете?
-Скороговорки, загадки.
-Что такое скороговорка?
-Скороговорка – это такое предложение, в котором нарочно совмещаются звуки, трудные для проговаривания.
-Как надо говорить скороговорку?
-Чётко, быстро, правильно с нарастающей скоростью.
От топота копыт пыль по полю летит. ( дети говорят скороговорку)
А сейчас поиграем.
Дети делятся на 2 группы и исполняют дразнилку.
Федот - криворот
Упал у ворот,
Упал на кадушку-
Раздавил лягушку,
Упал на мяту-
Раздавил хату.
Начинается игра « КОТ ВАСЬКА».
Класс встаёт в круг- это « мыши».
-Кто хочет быть КОТОМ ВАСЬКОЙ?
- «КОТ» ходит по кругу, а мыши поют:
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки Беленький,
Глазки закрываются,
Когти расправляются
Шерсть у Васьки пышная,
Поступь - еле слышная,
Зубы - как игла.
( с этими словами все разбегаются, а «ВАСЬКА» ловит «МЫШЕЙ».)
А теперь будем загадывать друг другу загадки.
На деревьях живет, и орешки грызёт. (белка).
Ведущий: Понравился ли вам наш праздник? Чему был посвящён наш праздник? Какие малые жанры фольклора вы запомнили?
elena-zaikina.ucoz.ru
Пословицы.
Пословица- малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад - большой клад». «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».
Свод пословиц значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает самые разнообразные стороны действительности, в то время как другие жанры имеют определённый предмет изображения: былины и исторические песни касаются прошлого, истории народа, любовные и семейные песни - личных отношений людей и т.д. Даже сказки, хотя они включают в себя несколько жанровых разновидностей (сказки о животных, волшебные, семейно-бытовые) значительно более ограничены тематически, чем пословицы.
Загадки.
Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово гадать означало
«думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Загадываемый предмет, как правило, не называется, а вместо него даётся его метафорический эквивалент. Составить загадку - значит обычным мыслям и предметам, придать метафорическую форму
выражения. И наоборот разгадать загадку её метафорические образы заменить образами реальными.
Так, в загадке «На полянах девчонки в белых рубашках, в зелёных полушапках», нужно
произвести следующие замены на поле не девчонки, а берёзки, у берёзок не белая рубашка, а белая кора, у них зелёные не полу-шапки, а зелёные листья.
Загадка - это не просто метафорически заданный вопрос, очень хитро составленный вопрос.
Загадка - не просто метафора, а какая-то необыкновенная, удивительная метафора. Так, нас
удивляет намёк на существо, которое «Без рук без ног, а рисовать умеет» (Мороз). Трудно представить, как это может быть «В одном бочонке - два сорта вина» (яйцо) и т.д. В небольшом количестве загадки встречаются в произведениях древней русской литературы (летописи, житийная литература, «Повесть о Петре и Феофане»).
Колыбельные песни.
Колыбельные песни не только творчество взрослых. Они сопровождают игры детей, создаются подростками, которые помогают пестовать малышей. Сюжеты и образы колыбельных песен взяты из окружающего ребёнка мира и овеяны сказочностью. Это СОН, ДРЁМА, УГОМОН, что ходят по улицам, желая усыпить малыша. Это нежный кот- баюн, гуленьки, баюкающие своим воркованьем, ласточки-касаточки, соколы, куницы, лисички, что спят по гнёздышкам, по норочкам, под кустиком.
Каждая пестунья варьирует эти сюжеты и образы по-своему, перемежая их с раздумьями о настоящем и будущем ребёнка. Поэтому личные эмоции пестующих окрашивают все элемент ь: поэтики колыбельных песен - её ритмы, так мастерски передающие тихое и мерное покачивание люльки, язык, насыщенный более, чем любой другой фольклорный жанр, ласкательными формами (дитя здесь всегда «милое», «хорошее», «пригожее»).
Ребёнку из боярской и дворянской семьи колыбельная песня предсказывала жизнь в богатстве и довольстве («Будешь в золоте ходить, парчову шубу носить «). Иным был идеал матери-крестьянки. Обращаясь к сыну, она в лирических тонах рисовала ему будущее человека труда:
Спи, посыпай,
Боронить поспевай,
Мы те шапочку купим.
Зипун сошьём;
Зипун сошьём;
Боронить пошлём
В чистые поля,
В зеленные луга.
Ребёнка, в первые месяцы жизни забавляют и стихотворными приговорками - пестушками и потешками.
Потешки и пестушки.
Пестушки сопровождают движения ребёнка, потешки сопровождают игру взрослых с его пальцами, ручками и ножками. Эти виды фольклора оказывают эмоциональное воздействие на детей. Жизнерадостные ритмы пестушек заражают младенца бодростью и весельем. Потешки рассказывают, как «сорока-белобока кашку варила», «молодой дроздок по водичку пошёл», а прибаутки - о том, что
Коза муку мелет
Козёл засыпает,
А маленькие козляточки
Муку выгребают.
или
Курочка ряба
Всё овёс толкала
Просо сеяла.
Горох веяла.
В прибаутках, пестушках, потешках опоэтизирован повседневный быт и труд крестьянина. Их герои ходят по воду, рубят дрова, топят печь, варят кашу, ловят рыбу, строят избушки и т.п.
Прибаутки.
Стали классическими произведениями детского фольклора. Прибаутки отличаются лт пестушек и потешек более широким кругом тех,_образов, сюжетов, ритмов. В них звучат ритмы старинных народных трудовых песен. («А чучу, чучу, чучу, я горох молочу»), скороморощин («Облоухая свинья на дубу гнездо свила»), игровых и плясовых песен («Заинька серенький, где ты был-побывал», «Сидит зайчик, сидит зайка серенький под кустом, под кустом»), частушек (« Как по речке, по реке ехал»).
Большое место среди прибауточных песенок занимают небылички. Небылички строят комический эффект не на забавных поступках очеловеченных животных, птиц, насекомых, а на путанице реального мира. Здесь на каждом шагу нарушаются естественные отношения жизненных явлений. К. Чуковский удачно назвал их «перевертышами».
Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребёнку разобраться в хаосе впечатлений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.
Ведь нарушение «нормы» отступление от «должного» они встретят и в устных произведениях классиков литературы, о ненавистных народу попах и барах, и в произведениях классиков литературы, начиная с пушкинской «Сказки о попе и его работнике Балде».
Игровые песни.
Особо следует выделить цикл детских игровых песен и приговорок. Ещё до XX века собиратели и исследователи фольклора рассматривали детскую игру как примитивную драму, где есть своя сцена (та или иная обстановка), свой строго определённый порядок, живое действие и своеобразные сценические роли. Играющий ребёнок должен передавать психологический тип изображаемого лица старухи, разбойника, волка, лисицы, медведя, зайца, наделённых человеческими качествами).
Детские игры были переработкой игр взрослых и поэтому воспроизводили в образной форме бытовую и трудовую деятельность народа. Подражая работе взрослых, дети становились в круг, ходили в ту и в другую сторону и напевали:
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушили, рушили.
А мы просо веяли, веяли.
А мы пшено сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили
В настоящее время среди детей бытуют традиционные игры в «горелки», «гуси-гуси», «прятки», «корзиночки».
Больше всего из словесных игровых форм сохранилось в репертуаре детей считалок-стишков,
исполняемых перед игрой вместо жребия. Это естественно! Они не связаны с определёнными текстами устных драматизации и могут обслужить любую игру. Эти «детские игровые прелюдии» популярны среди детей различных возрастов. Лучшие тексты традиционных и современных считалок представляют несомненный эстетический интерес. Они отличаются изящной формой, простотой и удивительной гибкостью ритма – этого важнейшего художественного элемента считалок:
Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада.
Мимо града;
Кто поднимет.
Тот и выйдет.
Раз, два.
Голова;
Три, четыре.
Прицепили
Пять, шесть.
Сено везть;
Семь, восемь.
Сено косим;
Девять, десять.
Деньги весят.
Предания.
Предания в народе называют «былями».
Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях
истории.
Этот вид устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так, как в преданиях рассказывается об очень далёком прошлом, о времени, от которого, как правило, не
сохранилось других свидетельств. То, о чём говорится в преданиях, обычно воспринимается и рассказчиком и слушателями как действительно происходившее.
Ряд особенностей придают преданиям реалистический характер: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание времени и места событий, бытовые детали, нередко ссылка на традиционность повествования («старик рассказывал «говорят»), незначительная роль в сюжетах фантастических элементов. Предания не только повествуют о событиях и действиях исторических лиц, но и объясняют их причины, это увеличивает «узнавательную» ценность рассказов.
Былины.
Былины воспроизводят социальные типы в собирательных образах, исполненных художественной фантазии. Это возвышает историзм былины, так как её образы являют собой художественное обобщение исторической мысли народа. Как правило, не связывая себя с передачей отдельных конкретных событий и лиц, былина остаётся вернейшим выражением исторического сознания и памяти народа.
Свойство былин как искусства, запечатлевающего историческую реальность в обобщённых образах, обработанных со всей силой фантазии, так существенно, что, что не приняв во внимание эту черту эпоса, нельзя составить о нём верного понятия. Эпос передаёт понимание истории, очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших Русь в борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Наконец, певцы былин обнаруживают проницательный взгляд на социальные противоречия в обществе.
Сказки.
Сказка весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, нередко таинственные и страшные события, действие же имеет приключенческий характер. Это отличается многоэпизодичностью. Он отличается законченностью, драматической напряжённостью, чёткостью и динамичностью развития сюжета. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели.
Сказке свойственен счастливый конец. В произведениях этого жанра всё сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.
Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов. В ней почти не даётся картин природы и быта, действие как бы обнажено. Она не имеет таких замедляющих действие элементов, как былин, но ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.
В сказке изображаются вымышленные события и лица, представленные то в известном мире реалистически, то со значительным отступлением от правдоподобия. Народная пословица противопоставляет сказку песне: «Сказка-складка, песня-быль». В этой пословице указывается, что сказка не быль, а вымысел, но вместе с тем отмечается её складность, что ещё более ясно из пословицы «Красна песня ладом, а сказка складом». Вымысел в сказке может напоминать действительность, но может иметь и фантастический характер. От других прозаических жанров (преданий и легенд), сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется, мы бы сказали в установке на увлекательность, которая сочетается с известной поучительностью. Эстетическое начало, кроме того, проявляется и в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлени;., романтической окраске событий.
Сказка фольклорная эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разно-жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза). Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки): устность, коллективность, анонимность.
Сказка литературная эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Новеллистическая сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость со власть предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Анекдотическая сказка, выделяемая Афанасьевым А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.
Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.
megaobuchalka.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»