В моем магазине выставлена новая работа. Картина из кожи "Муки творчества". Картина винтажная. Представляет XIX век и муки творчества некоего поэта. Мои фантазии, так сказать.
На картине – рабочий стол поэта ХIX века, и разумеется, творческий беспорядок. Здесь и бутылка вина, и бокал. Трубка и табачница с табаком. Это – своеобразная помощь в написании стиха.
А стих – вот он – на свитке, уже готов. Написан настоящим пером и чернилами.
Сонет Шекспира :
"Не изменяйся, будь самим собой.
Ты можешь быть собой, пока живешь.
Когда же смерть разрушит образ твой,
Пусть будет кто-то на тебя похож...".
Свиток – это тоже натуральная кожа.
На столе стопка книг и подсвечник. Четки из кровавика (гематит).
Задняя часть картины – окно-витраж.
Л.Пастернак. Сыновья Борис и Александр
Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) – русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.
Имя Л. О. Пастернака хорошо знакомо любителям изобразительного искусства прежде всего как создателя иллюстраций к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значительное место занимает рисунок. Именно в этой технике особенно ярко раскрывается талант Пастернака.
Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особенно славилась она преподаванием рисунка. Здесь молодой художник, отличавшийся поразительной трудоспособностью, много работал, стремясь в совершенстве овладеть профессиональными навыками.
После переезда в Москву Пастернак сближается с художниками, группировавшимися вокруг В. Д. Поленова: В. А. Серовым, К. А. Коровиным, И. И. Левитаном, М. А. Врубелем. Этот художественный кружок сыграл важную роль в становлении русского искусства XX века. Художников объединяло желание передать в живописных работах непосредственное видение мира, стремление к эмоциональной и декоративной выразительности цвета. Эти задачи были близки творческим поискам Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Кузнецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера исполнения передает световоздушную среду мастерской. Свет становится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накануне экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только создают определенное настроение, но и раскрывают внутреннее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения. В «Чтении рукописи» изображен Лев Толстой, читающий свою рукопись художнику Н. Ге при свете свечи. Тонкие колористические взаимоотношения света и тени, живописная изменчивость цвета, обобщенные формы, выраженный пастозный мазок характеризуют творческую манеру JI. О. Пастернака-живописца.
Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной
Л. О. Пастернак имел привычку постоянно зарисовывать, делать наброски в альбомах: «...только тогда и ценен набросок своей естественностью, не позированием». Стремление к естественности, к непосредственному переживанию натуры в неповторимых впечатлениях наиболее полно раскрывается в рисунках. Художник предпочитает работать пастелью, углем, итальянским карандашом. Легкая непринужденная манера исполнения, сознательная незаконченность, импровизационность придают рисункам поэтическую недосказанность, которая становится главным удожественным приемом мастера в законченных работах.
Творческое начало человеческой личности в самых разных его проявлениях привлекало пристальное внимание Л. О. Пастернака. Он создает портреты писателей Л. Н. Толстого и М. Горького, поэтов Э. Верхарна и Р. М. Рильке, музыкантов А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина, художников К. А. Коровина и В. А. Серова, ученого А. Эйнштейна и многих других. Целая портретная галерея выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры была создана Пастернаком.
Творческая деятельность Л. О. Пастернака сочеталась с организаторской. Он входил в состав членов-учредителей "Союза русских художников", который возник в 1903 году. Пастернак (наряду с В. А. Серовым, К. А. Коровиным, М. В. Нестеровым и М. А. Врубелем) стоял у истоков этого художественного объединения. Его выставки были крупными художественными событиями, по ним можно было судить о путях развития русского искусства, о его успехах.
Творчество Л. О. Пастернака привлекает своей искренностью и высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.
По материалам статьи Т. Юшкевич в "Художественном календаре 1987год."
Автопортрет Пастернака
Муки творчества
К родным 1891 г
Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г
Урок музыки 1909г
Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.
Л.Пастернак За работой. Этюд
Московский концерт Ванды Ландовской 1907
Портрет историка Ключевского. 1909
Портрет Льва Толстого
Портрет Е.Левиной.1917 г
Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».
В интерьере. 1907г
Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей дОрсе, Париж
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
Пришла и села. Счастлив и тревожен,Ласкательный твой повторяю стих;И если дар мой пред тобой ничтожен,То ревностью не ниже я других.Заботливо храня твою свободу,Непосвященных я к тебе не звал,И рабскому их буйству я в угодуТвоих речей не осквернял.Всё та же ты, заветная святыня,На облаке, незримая земле,В венце из звезд, нетленная богиня,С задумчивой улыбкой на челе.
Афанасий Фет1857 г.
Пастернак Леонид Осипович (1862-1945) Муки творчества. 1892 г.
Michael Whelan (American, born 1950) Mad poet.
Козельский Анатолий Геннадиевич (Украина, род. 1967) Пиит. 2000 г.
Левченко Александр Григорьевич (род. 1966) Литератор. 2001 г.
Gregory Eanes (American, born 1957) Series Temenos. № 8 - The Poet.
Левченко Александр Григорьевич (род. 1966) Без названия.
«Муза»
В младенчестве моем она меня любилаИ семиствольную цевницу мне вручила;Она внимала мне с улыбкой, и слегкаПо звонким скважинам пустого тростникаУже наигрывал я слабыми перстамиИ гимны важные, внушенные богами,И песни мирные фригийских пастухов.С утра до вечера в немой тени дубовПрилежно я внимал урокам девы тайной;И, радуя меня наградою случайной,Откинув локоны от милого чела,Сама из рук моих свирель она брала:Тростник был оживлен божественным дыханьемИ сердце наполнял святым очарованьем.
А. С. Пушкин 1821 г.
Paul Cézanne (French, 1839-1906) Le baiser de la muse, d'après Frillié. 1859-1860 гг. Musée d'Orsay
Georges Moreau de Tours (French, 1848-1901) Heinrich Heine y la musa de la poesía. 1894 г.
Max Švabinský (Czech, 1873-1962) Splynutí duší. 1896 г.
Max Švabinský (Czech, 1873-1962) Poet and his Muse. 1931 г.
Мусатов Григорий Алексеевич (1889-1941) Поэт и Муза. 1924 г. Галерея изобразительного искусства, Либерец, Чехия
Калинин Вячеслав Васильевич (род. 1939) Поэт и Муза. 1988 г.
Кадушкина-Пилипенко Ольга Владимировна (род. 1973) Поэт. 2009 г.
Сидоров Игорь (род. 1970) Поэт.
Donald Langosy (American) Passage of the Muse.
Левченко Александр Григорьевич (род. 1966) Поэт и Муза.
parashutov.livejournal.com
Нередко фраза «муки творчества» звучит в ироническом ключе. Казалось бы, какие мучения могут испытывать талантливые, а тем более гениальные люди. Например, Микеланджело Буонарроти, величайший мастер эпохи Ренессанса, творец-художник, скульптор и архитектор, говорил следующее. В ответ на вопрос, о том, как он делает такие прекрасные скульптуры, он сказал: «Беру камень и отсекаю от него все лишнее».
Но вот был он искренен или лукавил – бог весть. Давайте не будем гадать и попробуем подойти к вопросам о том, кто такой гений, что есть талант и какие чувства они испытывают в процессе творчества, с использованием научной точки зрения. Как говорится, проверим алгеброй гармонию.
Тесная взаимосвязь
Слово «гений» имеет два значения. И первое из них – это персонажи римской мифологии, являвшиеся духами-хранителями как домашнего очага, так и самих людей. Они были очень преданы человеку, ведали его появлением на свет, определяли его характер и окружающую его атмосферу.
Во втором значении гений – это человек, имеющий весьма выдающиеся творческие способности. Оказывается, оба значения этого слова тесно взаимосвязаны. Домашние гении были личными духами человека.
В древнем Риме считалось, что достижения в жизни отдельного индивидуума указывают на то, что у него имеется особо мощный гений. А вот уже к периоду правления Октавиана Августа это слово постепенно стало приобретать и такой смысл, как талант, вдохновение.
А теперь коротко — о научной точке зрения на то, кто такой гений.
Опережающие время
Гений – это человек, имеющий наивысший уровень функционирования личности – творческий или интеллектуальный. Этот уровень проявляется в том, что делаются выдающиеся научные открытия, создаются философские концепции и величайшие художественные произведения.
Речь о гениальности идет в тех случаях, когда эти достижения представляют собой новый этап в развитии той или иной сферы деятельности, когда они опережают свое время и тем самым формируют ту зону, в которой будет развиваться культура в ближайшем будущем.
Гений и талант
По поводу того, как соотносятся гений и талант, однозначного мнения не существует. Начиная со времен Канта, эти термины рассматривают как тесно взаимосвязанные, но множество авторов, среди которых, например, Ломброзо, различают эти понятия систематически.
Отличие гениев от талантливых людей усматривается, в частности в том, что гении, как правило, проявляют себя лишь в одной области, а таланты – в нескольких. К тому же считается, что для гениев характерен низкий эмоциональный интеллект, что может привести их к различным расстройствам психики. Но в любом случае и гении, и таланты – это люди творческие. Без наличия у них соответствующих способностей создание чего-то нового не представляется возможным.
Создание духовных ценностей
Пытаясь разобраться в том, что же это – муки творчества, необходимо поговорить о творчестве как таковом. Творчество представляет собой такой процесс человеческой деятельности, во время которого создаются материалы и духовные ценности, являющиеся качественно новыми. А также этим словом обозначается и сам итог этого процесса, его результат. Например, такой, как созданные великими мастерами мировые шедевры: картины, скульптуры, архитектурные сооружения, литературные и музыкальные произведения.
Главным критерием, который отличает творческий процесс от производственного, является то, что его результат уникален. Весь «фокус» здесь заключается в том, что этот самый результат никак нельзя прямо вывести из первоначальных условий. Никто (иногда даже и сам автор) не в состоянии воспроизвести его в точности при условии создания исходной ситуации.
Таким образом, творческие люди в процессе создания произведения, кроме самого труда, вкладывают в материал, с которым они работают, некие возможности, характеризующиеся тем, что их нельзя свести к трудовым операциям или же логическому выводу. Поэтому в конечном результате выражаются какие-то из аспектов их личности. Именно этим фактом и придается дополнительная ценность продуктам творческим, в отличие от производственных.
По мановению волшебной палочки
Российский и советский издатель, филолог, историк литературы Лезин Б. А рассматривал три следующих этапа творческой деятельности, которая может вылиться и в создание шедевра:
Что же представляет собой это самое вдохновение, с помощью которого, как с помощью волшебной палочки, получается творческий результат? Попробуем разобраться.
Состояние наивысшего подъема
Вдохновение – это такое особенное состояние, в котором человек способен проявить наиболее высокую производительность, работать с огромным подъемом и высокой концентрацией сил. В этом состоянии соединяются две сферы – познавательная и эмоциональная, направляясь на решение задач творчества.
Когда творец находится под наплывом вдохновения, его как будто уносит бурный поток, он абстрагируется от окружающей действительности, не всегда полностью отдает отчет в своих действиях и может не заметить, сколько в реальности прошло времени – час или день. Именно тогда употребляется выражение о том, что его посетила муза.
Поцелуй музы
Обычно музой называют лицо, которое способствует пробуждению творческого вдохновения у деятелей искусства или науки. В основном такой фигурой является женщина, имеющаяся в окружении художника, поэта, композитора. Это понятие берет начало еще во временах Античности. Именно музам отдавалось первенство как источнику вдохновения поэта, необходимого для создания им талантливого произведения. Если это ему удавалось, говорили, что он удостоился поцелуя музы.
Дело в том, что древние греки считали, что выдающиеся идеи появлялись не в результате того, что в мозгу человека происходят мысленные процессы, а из-за того, что их даровали боги или музы. В греческих мифах музами являлись девять сестер-нимф, дочери Зевса и Мнемозины — богини памяти. Они обитали на горе Геликон, являясь спутницами Аполлона, покровительствовавшего искусствам.
Но что же происходит, когда муза не является творцу, то есть, когда к нему не приходит вдохновение? Вот тогда-то и наступают те самые муки творчества.
Когда вдохновение ускользает
Все дело в том, что для творческого человека в его поэтической или художественной деятельности заключен весь смысл существования. Поэтому, когда его преследуют неудачи на этом поприще, он переживает это с особой остротой, реагируя в высшей степени болезненно. В его представлении жизнь заканчивается, и весь мир рушится.
Ему кажется, что ничего на свете нет важнее и ужаснее того, что он никак не может доходчиво передать в стихотворении свои чувства или же у него не получается отразить на полотне светотень нужным образом. При этом творцу представляется, что он — полная бездарность, ничтожная личность, что в глазах окружающих он погиб как поэт или художник.
В такой ситуации у человека может начаться депрессия, он перестает спать, теряет аппетит. Иногда люди в таком состоянии, доведя себя до крайности, спиваются или сходят с ума. Как же преодолеть муки творчества, вновь испытать озарение? Ответ здесь может быть только один – не поддаваться панике и окунуться в работу, идти только вперед.
В поисках вдохновения
По мнению исследователей, состояние вдохновения, как правило, возникает у того человека, который упорно и с большой страстностью стремится к решению стоящей перед ним творческой задачи. Вот что писал по этому поводу великий композитор Чайковский в письме к своей покровительнице, русской меценатке Надежде фон Мекк в 1878 году.
Он сообщал о том, что порой вдохновение ускользает, не дается ему. Но он считает долгом для каждого артиста никогда не поддаваться бездействию, так как лень в людях очень сильна. И нет ничего хуже для артистической натуры, чем поддаться ей.
Ни в коем случае нельзя ждать. Вдохновение является такой гостьей, которая не любит наведываться к лентяям. Она приходит лишь к тем, кто призывает ее. Поэтому нужно побеждать себя, чтобы не впадать в дилетантизм. Таким образом, Чайковский призывал работать, несмотря ни на что, а не сидеть сложа руки.
А также «разбудить» творческие порывы помогают общение с интересными людьми, с природой, прослушивание музыки, просмотр живописных полотен, хороших фильмов, занятие каким-либо интересным делом (если, конечно, такое существует, помимо главного дела жизни – творчества).
«Моя муза, моя душа»
В завершение обзора стоит отметить об упоминании музы в современной молодежной культуре. Речь пойдет о популярной песне, исполняемой башкирским певцом Радиком Юльякшиным, также известном под псевдонимом Elwin Grey, заслуженным артистом Башкортостана. Еще его называют башкирским Джастином Бибером. Его песня «Черонглазая» содержит следующие слова: «Черноглазая моя, моя муза и душа». Это обращение адресовано любимой девушке, доброй и прекрасной, с которой героя небеса связали на всю жизнь.
Источник: bisbroker.ru
cv-consul.ru
Каждый мастер, создающий свои авторские вещи, прекрасно знает, что такое творческий процесс или муки творчества. В этой статье, мне хотелось бы поговорить о таком немаловажном факте , как предварительная работа - это поиск идей, материалов, способов решений для поставленных задач. Ведь на одном вдохновении далеко не уедешь. Конечно, есть такие работы, которые делаешь на одном дыхании, но, согласитесь, все это благодаря целому багажу знаний и навыков, которые ты годами получал, оттачивал в своем мастерстве. Я к тому, что действительно красивые, проработанные, качественные вещи не могут взяться с потолка. За каждой такой вещью стоит титанический труд, работа не только рук, но и головы, в первую очередь.
Наверно каждой творческой личности знакома такая ситуация, когда ложишься спать и все думаешь-думаешь, как сделать задуманное, как выразить свои эмоции, видение, чтобы и другим было понятно, какой прием подобрать, цвет, материал и т.д и т.п, и целая вереница мыслей кружится, путается, сон уже подступает... и тут - вот оно! тебя поражает гениальная (ну, по крайней мере, на твой взгляд) идея, и чтобы ее не забыть ты быстро, в полутьме, записываешь, зарисовываешь в свой блокнот, который всегда у тебя под рукой (или подушкой). А бывает, что тебя посетила какая-то мысль, идея или ты что-то увидел, всплыла какая-то ассоциация, но пока точно не представляешь как это сделать, что это будет. Делаешь заметку в блокноте или просто в голове, а потом по крупинкам, дополняешь, выстраиваешь образ, сюжет, не специально выискивая, а держа идею в автономном режиме, по ходу своих будней выбираешь подходящее, - и когда накапливается достаточно материала, информации в полной "боевой готовности" рьяно приступаешь к работе, и уже не возможно остановиться, чтобы не упустить те мысли и те детали, которые ты на протяжении какого-то времени копил, именно для этой работы, для этой затеи.
Бывает, что нужно сделать работу на определенную тему, но это вовсе не значит, что теперь-то творческий процесс будет легче, ведь половина дела уже сделана - тема выбрана, садись и твори. Как раз тут и начинается самое сложное - как в своей работе максимально раскрыть тему, чтобы человек посмотрел на твою работу и сам, без твоих объяснений замысла, сказал какая тема отражена в произведении.
Конечно, есть работы из серии "арт-терапии", где не напрягаясь, а просто отключая мозг даешь волю руке и кисти(карандашу, линеру). Но это работы, для того, чтобы отдохнуть, перезагрузиться, для себя лично. А потом снова - поиск, анализ, работа, эмоции, бессонные ночи, самокритика... Но главное, что в итоге, ты получаешь готовое честное изделие, которое имеет право называться произведением искусства, потому что пройдя все приятные тяготы творчества, ты пропускаешь его через свою душу, через свое мировоззрение, через свои мысли и руки. И ни одна вещь в мире не может быть похожа на то, что создал ты. Ведь не возможно думать и чувствовать так же, как во время создания предыдущей вещи. Поэтому каждый раз ты делаешь что-то уникальное, единственное в своем роде. И если, делая что-то, ты искренне за это переживаешь, делаешь все на максимуме своих возможностей, то окружающие люди обязательно почувствуют и оценят это.
Приведу пример творческого процесса великого русского художника В. Сурикова. Рисунки, эскизы, этюды к картине "Боярыня Морозова" . Картина писалась 3 года, все это время художник тщательно прорабатывал композицию, черты каждого персонажа, подбирал цвета. Была проделана гигантская работа. Увидев эту картину вживую, в Третьяковской галерее, я была действительно поражена - не только мастерством, но и тем, как художник не наобум, а досконально подобрал характеры персонажей, передал всю атмосферу тревоги, смотришь и понимаешь, что каждый сантиметр этого огромного полотна важен для всей картины в целом, что здесь нет ничего лишнего или случайного.
Всем большое спасибо за просмотр, и отдельное спасибо каждому, кто проголосовал за мою статью.
www.livemaster.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»