Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.
1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга: Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.
В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.
Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.
Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребёнок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.
1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.
Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознаёт мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.
Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.
Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и её берут в плен. В итоге её уводит Красильников. Рощин приезжает к Тетькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.
БСЭ в статье о режиссёре фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, также как в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».
На роль Даши сначала планировалась, по словам самой актрисы, Татьяна Конюхова, однако режиссёр заменил её на Нину Веселовскую, о чём Конюхова не знала и отказалась от нескольких завидных ролей, в частности — в «Летят журавли»[6].
Теоретик кино и оператор А.Головня в своей книге «Мастерство кинооператора» (1965) особо рассматривает работу оператора Леонида Косматова, в частности, на примере и этого фильма: «Интересно и своеобразно строит работу над кинопортретом оператор Л. Косматов. Разберем, например, как решал оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой. В фильме „Вольница“ Р. Нифонтова исполняла роль Настеньки, простой деревенской девушки. (…) Так, глубоко драматическая сцена в фильме „Сестры“, когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму о смерти мужа, решается оператором в темных, „траурных“ тонах. Последующие сцены — попытка Кати к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение подавленности и бессилия, которое овладело героиней» (и т. п.)[7].
При подготовке следующей экранизации того же романа (13-серийного фильма (1977)), создатели ленты критиковали предшественника. По их словам, хотя фильм Рошаля знаком «миллионам зрителей», однако «кинотрилогия Рошаля не смогла вобрать в себя все сюжетные линии литературного первоисточника, а, следовательно, не могла показать со всей полнотой трагедию передовой русской интеллигенции, оказавшейся на стыке двух эпох, но нашедшей в себе силы и волю понять и принять революцию, обрести новую, социалистическую Родину». Они подчеркивали преимущество многочасового телеформата для этого романа по сравнению с сокращенной версией для киноэкрана[8].
Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:
— Что это было? — спросил Владимир. — Не Бетховен, не Моцарт, не Сарасате… Можно — ещё раз? — Запросто. Называется ЭТО — «Утопическая увертюра» композитора Кабалевского. Саундтрек, проще говоря, к кинофильму «Хождение по мукам» режиссёра Рошаля, тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпуска. Впечатлило? В исполнении симфонического оркестра ещё сильнее звучит. — Нет слов.
— Василий Звягинцев. «Скоро полночь» (2009)
Следует отметить, что произведение Кабалевского, созданное на основе музыки к фильму «Сёстры», в данной цитате названо некорректно. Согласно авторскому каталогу сочинений, оно именуется «Патетической увертюрой» (соч. 64; 1960).
ru-wiki.org
По свидетельству самого писателя, он работал над своей трилогией более двадцати лет. Первый роман трилогии — «Сестры» — был начат в 1919 году, последний — «Хмурое утро» — окончен в июне 1941 года.
Впервые к проблемам «Россия и революция», «интеллигенция и революция» Толстой обратился еще перед первой мировой войной. Несмотря на ряд верных наблюдений, раскрыть эти темы художественно убедительно Толстой не смог. Причиной этого были неверные представления писателя о политической обстановке в стране. И в первой редакции романа «Сестры», написанной в основном в эмиграции, еще не были вскрыты и показаны движущие силы русской революции и причины подлинного хождения по мукам русской интеллигенции.
В 1925 году Толстой фактически переписал роман заново. Только после этого и перед началом работы над продолжением — вторым романом трилогии «Восемнадцатый год» — оба этих произведения оформились в его творческом сознании как части большой эпопеи.
«Для того чтобы приступить ко второму тому «Восемнадцатый год», нужно было очень многое увидеть, узнать, пережить,— вспоминал впоследствии писатель,— То, что называется.собиранием материалов, неприложимо к этой предварительной работе, потому что, помимо документов, книг, знакомств с участниками гражданской войны, посещения мест, где происходило действие романа,— Царицына, Сальских степей, Краснодара, Кубани, мне нужно было сделать основное, а именно: определить свое отношение к материалу. Иными словами, нужно было все заново пережить самому, продумать и прочувствовать».
Толстой предполагал создать романы «1919 год» и «1920 год». Однако, закончив в 1927 году «Восемнадцатый год», он на десять лет отложил продолжение работы над своим замыслом.
В 1937 году А. Н. Толстой написал повесть «Хлеб». В ней был описан важный эпизод из истории гражданской войны — оборона Царицына, Писатель готовил свою повесть для включения в горьковскую «Историю гражданской войны». Отсюда—известная сухость изложения, вызвавшая многочисленные критические замечания. А. Н. Толстой отреагировал на них следующим образом: «Я слышал много упреков по поводу этой повести: в основном они сводились к тому, что она суха и «деловита». В оправдание могу сказать одно: «Хлеб» был попыткой обработки точного исторического материала художественными средствами; отсюда несомненная связанность фантазии. Но, быть может, когда-нибудь кому-нибудь такая попытка пригодится. Я отстаиваю право писателя на опыт и на ошибки, с ним связанные». В повести преувеличена роль Сталина в описываемых событиях.
Некоторые из героев повести — Иван Гора, Агриппина Чебрец и другие — стали действующими лицами последнего романа трилогии, которому Толстой дал название «Хмурое утро». Писатель начал работу над ним в 1939 году. «Я не жалею, что между второй и третьей частью был такой длинный перерыв,— говорил Толстой,— потому что за это время я сам, в своей жизни, в своем отношении к жизни, к действительности, к нашей борьбе, стал относиться гораздо более зрело, гораздо более углубленно».
Огромное количество документов разного рода, использованных в процессе работы над трилогией, грандиозная панорама исторических событий, громадное количество действующих лиц в книге — все это придает повествованию широкий эпический характер.
Само название — «Хождение по мукам», заимствованное писателем из древней русской литературы, эпиграфы к отдельным частям произведения, такие, как «О русская земля!», настраивают читателя на восприятие произведения былинного, героического размаха и характера. В результате книга, задуманная как рассказ о судьбах дорогих писателю героев из интеллигентной среды, приобрела иное звучание. «В роман вступили сначала негромкие, потом ясно различимые настойчивые, тяжкие и, наконец, все подавляющие шаги истории. В 1927 году, приступая ко второму роману трилогии, Толстой уже впустил во все двери и окна бурю истории, и она забушевала во взбудораженной, трепещущей жизнью книге, завертев, как песчинки, маленькие, милые и отчаянные судьбы героев романа… Толстой окончил третью книгу трилогии, как финал большого исторического романа»,— писал К. А. Федин.
С другой стороны, «Хождение по мукам» — глубоко лирическая книга, искренняя исповедь русской интеллигенции, это, как говорит сам писатель,— «хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».
Через всю эпопею Толстого проходят судьбы четырех героев — сестер Булавиных, Кати и Даши, Ивана Телегина и Вадима Рощина. В их жизни отразились многие из тех поисков, сомнений, колебаний, ошибок, которые пережила русская интеллигенция в то сложное и трудное время.
Действие романа «Сестры» разворачивается в Петербурге перед первой мировой войной, в годы войны, накануне и во время грозных событий 1917 года. Его центральная проблема — интеллигенция и Россия.
Поражение революции 1905 года вызвало глубокий духовный кризис в русской интеллигенции. Лишь немногие остались верны идеям свободы. Часть открыто перешла в лагерь реакции. Большинство же отошло от активной политической деятельности, впало в мистицизм и религию, увлеклось декадентством. На страницах «Сестер» перед читателем и оживают картины последних лет этого десятилетия.
Империалистическая война до предела обострила противоречия между народом и интеллигенцией: «…существует какая-то Россия, пашет землю, пасет скот, долбит уголь, ткет, кует, строит, существуют люди, которые заставляют ее все это делать, а мы — какие-то третьи, умственная аристократия страны, интеллигенты,— мы ни с какой стороны этой России не касаемся».
Герои Толстого по-разному реагируют на это. В салоне старшей из сестер Булавиных, в богемной телегинской коммуне, на огромном петербургском заводе, в религиозно- философском обществе, на улицах, в армии — везде русские люди пытаются осмыслить происходящее, найти в нем свое место. Всем ясно, что страна гибнет. «Родины у нас с вами больше нет,— говорит Телегину Рощин,— есть место, где была наша родина… Великая Россия перестала существовать…» Царское самодержавие привело страну к полному краху.
Толстой показывает духовную опустошенность части интеллигенции, разврат, эпидемию самоубийств. В стихах модного поэта Бессонова искали возможность «забыться, обессилеть, расточить что-то драгоценное, затосковать по тому, чего никогда не бывает».
В образе Бессонова Толстому удалось создать яркий тип поэта-декадента, далекого от реальных проблем русской жизни. В его стихах — предчувствие катастрофы, он прорицает: «…на Россию опускается ночь для совершения страшного возмездия». Символична нелепая гибель Бессонова — его задушил душевнобольной солдат. Бессоновы не нужны России — к такому справедливому выводу приходит писатель.
Выразителен у Толстого тип интеллигента-либерала Смоковникова. Он против самодержавия и развертывает бурную деятельность, поддерживая партии, борющиеся против царского строя, после февральской революции становится на сторону Временного правительства. Смоковников бесконечно далек от народа, от верного понимания процессов, происходящих в стране. Он был убит на солдатском митинге, когда выкрикивал лозунги Временного правительства о продолжении империалистической войны людям, увидевшим в революции путь к миру.
Екатерина Дмитриевна Булавина — жена Смоковникова — выросла в семье уездного интеллигента либерального толка. Поэтому деятельность мужа была ей привычна, не вызывала на первых порах никаких сомнений. Она — красивая умная женщина — становится хозяйкой модного петербургского салона. Ее цель — жить простой человеческой жизнью, честно, в любви и преданности. Но жить так в ее среде было невозможно. Кругом ложь, нравственная нечистоплотность, пустословие. Катя глубоко страдает от этого. Постепенно она прозревает и начинает понимать, что из себя представляет ее муж. Однако «хождения по мукам» старшей Булавиной в романе «Сестры» только начинаются.
У истоков своего «хождения по мукам» и Вадим Рощин. Он — дворянин и офицер — воспитан на монархических идеях. С детства ему внушалась любовь к царю и отечеству. И хотя он видит, что Россия на краю гибели, революцию воспринимает как катастрофу.
Иван Телегин — инженер. Близость к рабочим, вера в народ и Родину позволяют ему видеть происходящее более верно, чем Рощину. Он «наш» для рабочих, для солдат, для большевиков. «Он ничего особенного не говорил и не делал, но было ясно, что это честный человек, добрый человек, насквозь ясный, свой». Его главное убеждение — «и у нас когда-нибудь хорошо будет». Возражая Рощину, который оплакивал навсегда погибшую Россию, Телегин сказал: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,— и оттуда пойдет русская земля».
1917 год потребовал от героев романа ответа на главный вопрос — с кем они?
Если в «Сестрах» писатель сосредоточил свое внимание на описании личных взаимоотношений и судеб своих героев, то в романе «Восемнадцатый год» на первом плане — «тяжкие шаги истории», изображение ожесточенной классовой борьбы в период гражданской войны. В романе шире изображен русский пролетариат. На страницах романа важное место заняли образы коммунистов: «Кто ждал, что Великороссия, отрезанная от морей, от хлебных губерний, от угля и нефти, голодная, нищая, в тифозном жару, не покорится,— стиснув зубы, снова и снова пошлет сынов своих на страшные битвы… Год тому назад народ бежал с фронта, страна как будто превратилась в безначальное анархическое болото, но это было неверно: в стране возникали могучие силы сцепления, над утробным бытием поднималась мечта о справедливости. Появились необыкновенные люди, каких раньше не видывали, и о делах их с удивлением и страхом заговорили повсюду».
Сложным процессам, протекавшим в стране в годы гражданской войны, писатель дает глубокое и верное истолкование. Две России сошлись на полях сражений — красная и белая. Во главе «необыкновенных людей» — коммунистов — Владимир Ильич Ленин. Толстой показывает Ленина дважды — на заседании Совнаркома и на митинге рабочих. В создании облика вождя Толстой особенно часто прибегает к использованию своего излюбленного приема — речевого жеста. Он считал, что именно ленинское слово позволит ему ярко и пластично вылепить фигуру Ильича: «…мы победим и голод и контрреволюционеров, пользующихся этим голодом… Рука его вылетела из-за жилета, уничтожила кого-то в воздухе и повисла над залом».
Опыт Толстого, изображавшего В. И. Ленина в речи, в жесте, в движении, много дал мастерам советского кино и театра.
В романе «Восемнадцатый год» завершается в основном «хождение по мукам» Ивана Телегина. Ему легче, чем другим героям, дается принятие большевистских идей. В годы гражданской войны он окончательно определяет свое место и становится командиром Красной Армии. Телегин понял, что его попытка устроить личное, «отдельное» счастье с Дашей в тихом уголке, когда происходит грандиозная ломка общественных устоев, обречена на неудачу. Борясь за революцию, за новую жизнь, за народ, он борется теперь и за свое новое счастье с Дашей. Ощущение правоты, ясное сознание благородной цели преображают Телегина. Он обретает смысл жизни в служении революции, Родине.
Путь Рощина значительно сложнее, более извилист. Тяжкое заблуждение приводит Рощина в лагерь врагов революции. Сражаясь в белой армии, он вначале искренне убежден, что борется за восстановление великой России, что за ним — правда. Но Рощин был честным и справедливым человеком, и его ожидало неизбежное прозрение, горькое раскаяние. Очень скоро он убеждается, что окружающее его белое офицерство руководствуется отнюдь не высокими соображениями спасения отечества, что в большинстве своем это озлобленные растленные люди, которые стреляют в красноармейцев, чтобы, вернуть отнятые имения, сделать карьеру и т. п. Рощин видит, что грабежи и насилия, чинимые белыми офицерами, есть результат их глубокой аморальности и беспринципности. Рощин — мыслящий человек, для него неприемлема философия генерала Маркова, который «мог бы воевать с кем угодно и за что угодно. В его мозгу помещалось немного готовых формул о боге, царе и отечестве. Для него это были абсолютные истины, большего не требовалось».
Мстить, карать, убивать, пить, насиловать — вот цель, программа и смысл деятельности белой армии. Есть определенный художественный расчет в том, что все это увидено именно глазами Рощина: изображение белого воинства приобретает особую сатирическую силу.
Естественно, что Рощин с каждым днем все сильнее сомневается в правильности выбранного пути. Большое впечатление производит на него случайная встреча с Телегиным на ростовском вокзале. Они раньше виделись в доме Булавиных и хорошо знали друг друга. То обстоятельство, что Телегин оказался у большевиков, особенно поражает Рощина и дает ему пищу для размышлений. Тяжко, чрезвычайно тяжко идет процесс ломки сложившихся представлений, горькие муки приходится переживать Рощину и другим героям романа.
В качестве своеобразного критерия оценки поведения своих героев Толстой выдвигает понимание ими необходимости примкнуть к борющемуся революционному народу. В полную силу этот критерий начинает действовать на страницах «Хмурого утра».
В центре этой последней части трилогии — события гражданской войны 1919 года, картины русской жизни в тяжелейшее время: «Октябрьское небо плакало над русской землей, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании еще более безнадежной зимы, над недымившимися заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над стародревней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодельный ткацкий станок».
Главным героем «Хмурого утра» выступает русский народ. В целой галерее образов простых русских людей — красноармейцев, коммунистов, крестьян, рабочих, интеллигентов — содержится ответ на вопрос о причинах победы революции.
Надолго запоминаются Иван Гора, простой и мужественный боец Красной Армии, его жена Агриппина, делившая с ним все тяготы походной жизни, юная комсомолка Маруся, погибшая при взятии Екатеринослава. Устами Рощина Толстой утверждает бессмертие и гуманизм совершенного ею подвига: «Марусина смерть была светла… как вскрик уходящего оставшимся: любите жизнь, возьмите ее со всей страстью, сделайте из нее счастье…»
Хождения по мукам героев романа завершаются, когда они понимают, что, правда — в революционном народе, в борьбе за его счастье.
По своему жанру «Хмурое утро», как и «Восемнадцатый год», роман историко-философский. Постановка и решение в нем важнейших социальных проблем стали возможными только благодаря тому быстрому росту политического сознания, который характеризовал мировоззрение Толстого в 20—30-е годы. Художник успешно овладевал методом социалистического реализма. «Хождение по мукам», благодаря этому, стало одним из крупнейших достижений советской литературы.
Трудны и запутанны были жизненные дороги героев трилогии. Но как естественно, органично привел их писатель к исторически закономерному финалу! Искусство психологического анализа соединилось в романе с глубинным знанием законов исторического развития.
Неслучайно именно Телегину доверил автор произнести слова, в которых выражена одна из самых дорогих ему мыслей: «Много было у вас славных дел… впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его надо уничтожить. Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить… Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады…»
Даша Булавина заканчивает свое хождение по мукам признанием правоты Телегина. Вместе с мужем она участвует в гражданской войне: ухаживает за ранеными, ведет просветительную работу. На послевоенное время у нее большие трудовые планы.
Катя попадает в кулацкую семью Алексея Красильникова. В тяжелой борьбе ей приходится отстаивать свое человеческое и женское достоинство. Оказалось, что Катя не так уж беспомощна, как считали в салонах дореволюционного Петербурга. В конце концов Катя находит свое призвание в учительском труде. После долгих мытарств она встречается с Рощиным, чтобы более с ним уже не расставаться.
Последние шаги к истине делает и Вадим Рощин. Сознание вины перед народом мучает его. Открыто и честно признает он свои ошибки: «Родина — это был я сам — большой гордый человек. Оказалось, Родина — это не то». Он понимает, что Родина — это народ, совершивший революцию. Смело, мужественно борется Рощин теперь уже на стороне красных. Он нашел свою цель, обрел истинный смысл жизни.
Замечателен финал эпопеи. Все четыре главных героя в зале Большого театра слушают исторический доклад Г. М. Кржижановского об электрификации страны: «Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горсти овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчества».
Нищая, голодная Россия начинала свой поход в коммунистическое завтра. Достойным итогом пережитого звучат прочувствованные слова Рощина: «Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь… И это — на моей Родине, и это — Россия».
Как живые встают со страниц «Хождения по мукам» обаятельные фигуры его героев. С неослабевающим интересом мы следим за развитием отношений Даши и Телегина. Толстой прекрасно передает поэзию зарождающейся, а затем расцветающей любви. Его герои вообще необыкновенно высоко ставят любовь в иерархии человеческих ценностей: «Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ваше»,— говорит Кате Вадим Рощин.
Лирические сцены в трилогии глубоко трогают читателя. Навсегда потрясают страницы, где описано горе Даши, потерявшей ребенка.
Не меньшее впечатление производят и массовые сцены. Правдиво, без прикрас, рисует Толстой военные картины. В изображении войны он следует традиции своего великого предшественника — «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого служат ему образцом.
«Хождение по мукам» получило самую высокую оценку советской общественности. В историю советской литературы эта замечательная книга вошла как правдивая художественная летопись первых революционных, героических лет существования нашего государства, как одно из самых выдающихся произведений социалистического реализма.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
waldorf.in.ua
На канале НТВ премьера сериала "Хождение по мукам". Содержание серий.
Новая экранизация романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Легендарное произведение повествует о переломных для России событиях 1914-1919 годов и о судьбах русской интеллигенции накануне Революции. В центре истории сериала - сёстры Булавины: Катя и Даша.
Первая мировая вносит в их беззаботное существование новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко. Однако революция и гражданская война полностью меняют не только жизнь сестёр и их семей, но и всей страны. Пути героев не раз пересекаются и расходятся вновь.
В ролях: Юлия Снигирь, Аня Чиповская, Антон Шагин, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Евгений Стычкин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Александр Яценко.
"Хождение по мукам" - содержание серий
1-я и 2-я серии
По мотивам одноименного романа Алексея Толстого. 1914 год. Петербург и его обитатели жаждут перемен, как и главные героини истории - сестры Катя и Даша. Даша приезжает в Петербург учиться на юридических курсах и останавливается у старшей сестры, которая замужем за известным адвокатом Николаем Смоковниковым. На приеме, который Катя устраивает дома, Даша знакомится с модным поэтом-декадентом, любовником Кати Алексеем Бессоновым, а на одной из богемных вечеринок - с хозяином квартиры, инженером Иваном Телегиным. Феминистка Лиза, которая снимает комнату у Телегина, признается ему в любви, но не находит взаимности. Даша приходит домой к Бессонову и говорит ему о своих чувствах. Катя признается в измене мужу и предлагает на время разъехаться. По предложению мужа она едет на юг Франции. Отец отправляет Дашу в Ревель уговорить Николая вернуть Катю в семью. Там же Даша встречает Телегина - от ее отца он узнал адрес и приехал проститься - война. Даша возвращается в Петербург и идет работать в госпиталь. Из газет она узнает, что Телегин пропал без вести.
3-я и 4-я серии
Даша встречает Лизу Расторгуеву, та просит помочь ей определиться в санитарный поезд. Телегин попадает в лагерь для военнопленных. Катя приезжает Петербург, они с Николаем простили друг друга. Лиза Расторгуева в санитарном поезде встречает Жадова. Бессонов направляется на фронт с Красным Крестом. Сестры знакомятся с Вадимом Рощиным, только что вернувшимся с фронта. Николай назначен комиссаром Западного фронта. Из газет сестры узнают, что обоз Красного креста с Бессоновым попал под обстрел, никто не выжил. Катя признается Даше, что влюблена в Рощина. Жадов зовет Расторгуеву замуж. Телегин придумывает план побега и добирается до линии фронта. Получив ранение, он оказывается в том госпитале, где служит Расторгуева. Она снова признается ему в любви, и снова Телегин говорит, что любит другую. Выписавшись из госпиталя, он отправляется в Петербург к Даше.
5-я и 6-я серии
1917 год. Весна. Царь отрекся от престола. Революция. Южный город. Жадов идет на разбой, чтобы добыть денег на пропитание себе и Лизе. Даша и Телегин венчаются. Катя получает известие о смерти Николая - его тело привозит в Петербург Рощин. Даша и Телегин зовут Катю жить с ними. В Галиции на хуторе, Ганна находит обмороженного Бессонова, и выхаживает его. Катя выставляет квартиру на продажу и перебирается в дом Телегина. Рощин объявляет о своем уходе из армии. Он делает предложение Кате, и она соглашается выйти за него. В октябре 1917-го они венчаются. Катя предлагает всем ехать к отцу в Самару, но Даша отказывается - ей скоро рожать. У Даши начинаются преждевременные роды, которые проходят с осложнениями. Ребенок умирает. Катя уговаривает сестру ехать к отцу, но Даша не готова, ей нужно время прийти в себя. Виня в смерти ребенка Телегина, она объявляет мужу, что уходит от него. Телегин снова идет на фронт. Рощин и Катя едут к отцу в Самару.
7-я и 8-я серии
Даша возвращается работать в госпиталь. Телегин вместе с Сапожковым воюют на стороне красноармейцев. Телегина ранят. Среди беженцев Сапожков видит Бессонова и выдает ему мандат для билета на поезд. 1918 год. Весна. Рощин идет работать в милицию. В доме Булавина собираются гости. Рощин отказывается пить за победу революции, и Булавин выгоняет его из своего дома. Катя уходит вместе с ним. Ростов. В привокзальном буфете Катя и Рощин встречают Савинкова. Он дает Рощину рекомендательное письмо, если тот решится перейти на сторону Корнилова. Рощин и Катя приходят в дом Тётькина. Становится понятно, что они - по разные стороны баррикад. Рощин покидает дом, а Катя остается. Рощин переходит на сторону корниловцев. Его ставят командовать ротой. Даше сообщают об уплотнении. Ей придется выбрать одну комнату из четырех. Даша отказывает больному солдату в дозе морфия, и он пишет на нее донос в Смольный. Дашу увольняют. Оставшись без хлебной карточки, она распродает вещи. Во время одного из походов в ломбард Даша встречает помощника Смоковникова, Куличика. Тот предлагает сотрудничество с ним против советской власти. Даша соглашается.
9-я и 10-я серии
Красильников спасает Катю из плена Махно и отвозит на хутор к сестре. Махно пускает за ней погоню, но Красильников убивает преследователей. Рощин узнает, что Оноли в Ростове. Телегин отправляется за подкреплением, добирается до штаба Воронова. Даша в квартире Телегина. Куличек приносит ей чемодан с оружием и просит спрятать его. Рощин получает отпуск и отправляется в Ростов. Телегин вместе с Вороновым и Сапожковым отбивают станицу. Солдаты Воронова грабят население. Телегин убивает Воронова. Даша на встрече с Савинковым получает новое задание и уезжает в Москву. Рощин и Телегин едут в одном вагоне, решают помочь друг другу, обмениваясь мандатами. Даша попадает к анархистам, встречается с их лидером - артистом Мамонтом Дальским. Катя в доме у Красильникова, он пытается склонить ее к сожительству. Рощин добирается до владений Махно. Даша встречается со связным Савинкова и получает задание убить Ленина. Жадов, Расторгуева и Дальский занимаются грабежами в Москве. Они убивают ювелира Оловянникова, но очищая сейф, обнаруживают подтверждение связи ювелира с Савинковым. Рощин под именем Телегина попадает к Махно и узнает, что Катя сбежала. Даша приходит на митинг, где выступает Ленин, но выстрелить не может. Связной приводит ее к Савинкову.
11-я и 12-я серии
Савинкову Даша нужна живой, чтобы вернуть саквояж с драгоценностями, украденный Дальским. Узнав, что станицу взяли красные, Красильников решает бежать к зеленым. Красильников с Матреной уезжают, Катя остается в доме. Даша получает саквояж с драгоценностями от Дальского, но в этот момент Жадов убивает Дальского, содержимое саквояжа оказывается у связного Савинкова. Даша в номере наполняет саквояж своими вещами. Расторгуева, угрожая пистолетом, забирает саквояж, думая, что там драгоценности. Даша получает деньги за работу и едет в Самару в надежде застать там Катю. Она узнает, что отец выгнал Катю с мужем из дома. Телегин приезжает в Самару. Булавин лжет, что Даши нет в городе, звонит Говядину и сдает Телегина... Красильников добирается до станицы, расстреливает Якова с семьей. Анисья тайно вывозит Катю под сеном, спасая от Красильникова. Рощин сталкивается с Красильниковым, они вступают в схватку. Сапожков с Телегиным попадают в расположение комполка Семагина. Здесь они встречаются с Рощиным, который выдает себя за Телегина. Происходит очная ставка, их арестовывают. Начинается налет. Красные бегут, бомбы попадают в церковь, где держат Телегина и Рощина. Они выбираются через пробоину в стене.
tele-blog.com
«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—22), «Восемнадцатый год» (1927—28) и «Хмурое утро» (1940—1941).
В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1].
Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз перескаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.
Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. В своём окончательном виде трилогия получила одобрение сталинского правительства и была удостоена в 1943 году Сталинской премии. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:
«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи.
— А. Н. Толстой
dic.academic.ru
На канале НТВ премьера сериала "Хождение по мукам". Содержание серий.
Новая экранизация романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Легендарное произведение повествует о переломных для России событиях 1914-1919 годов и о судьбах русской интеллигенции накануне Революции. В центре истории сериала - сёстры Булавины: Катя и Даша.
Первая мировая вносит в их беззаботное существование новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко. Однако революция и гражданская война полностью меняют не только жизнь сестёр и их семей, но и всей страны. Пути героев не раз пересекаются и расходятся вновь.
В ролях: Юлия Снигирь, Аня Чиповская, Антон Шагин, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Евгений Стычкин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Александр Яценко.
"Хождение по мукам" - содержание серий
1-я и 2-я серии
По мотивам одноименного романа Алексея Толстого. 1914 год. Петербург и его обитатели жаждут перемен, как и главные героини истории - сестры Катя и Даша. Даша приезжает в Петербург учиться на юридических курсах и останавливается у старшей сестры, которая замужем за известным адвокатом Николаем Смоковниковым. На приеме, который Катя устраивает дома, Даша знакомится с модным поэтом-декадентом, любовником Кати Алексеем Бессоновым, а на одной из богемных вечеринок - с хозяином квартиры, инженером Иваном Телегиным. Феминистка Лиза, которая снимает комнату у Телегина, признается ему в любви, но не находит взаимности. Даша приходит домой к Бессонову и говорит ему о своих чувствах. Катя признается в измене мужу и предлагает на время разъехаться. По предложению мужа она едет на юг Франции. Отец отправляет Дашу в Ревель уговорить Николая вернуть Катю в семью. Там же Даша встречает Телегина - от ее отца он узнал адрес и приехал проститься - война. Даша возвращается в Петербург и идет работать в госпиталь. Из газет она узнает, что Телегин пропал без вести.
3-я и 4-я серии
Даша встречает Лизу Расторгуеву, та просит помочь ей определиться в санитарный поезд. Телегин попадает в лагерь для военнопленных. Катя приезжает Петербург, они с Николаем простили друг друга. Лиза Расторгуева в санитарном поезде встречает Жадова. Бессонов направляется на фронт с Красным Крестом. Сестры знакомятся с Вадимом Рощиным, только что вернувшимся с фронта. Николай назначен комиссаром Западного фронта. Из газет сестры узнают, что обоз Красного креста с Бессоновым попал под обстрел, никто не выжил. Катя признается Даше, что влюблена в Рощина. Жадов зовет Расторгуеву замуж. Телегин придумывает план побега и добирается до линии фронта. Получив ранение, он оказывается в том госпитале, где служит Расторгуева. Она снова признается ему в любви, и снова Телегин говорит, что любит другую. Выписавшись из госпиталя, он отправляется в Петербург к Даше.
5-я и 6-я серии
1917 год. Весна. Царь отрекся от престола. Революция. Южный город. Жадов идет на разбой, чтобы добыть денег на пропитание себе и Лизе. Даша и Телегин венчаются. Катя получает известие о смерти Николая - его тело привозит в Петербург Рощин. Даша и Телегин зовут Катю жить с ними. В Галиции на хуторе, Ганна находит обмороженного Бессонова, и выхаживает его. Катя выставляет квартиру на продажу и перебирается в дом Телегина. Рощин объявляет о своем уходе из армии. Он делает предложение Кате, и она соглашается выйти за него. В октябре 1917-го они венчаются. Катя предлагает всем ехать к отцу в Самару, но Даша отказывается - ей скоро рожать. У Даши начинаются преждевременные роды, которые проходят с осложнениями. Ребенок умирает. Катя уговаривает сестру ехать к отцу, но Даша не готова, ей нужно время прийти в себя. Виня в смерти ребенка Телегина, она объявляет мужу, что уходит от него. Телегин снова идет на фронт. Рощин и Катя едут к отцу в Самару.
7-я и 8-я серии
Даша возвращается работать в госпиталь. Телегин вместе с Сапожковым воюют на стороне красноармейцев. Телегина ранят. Среди беженцев Сапожков видит Бессонова и выдает ему мандат для билета на поезд. 1918 год. Весна. Рощин идет работать в милицию. В доме Булавина собираются гости. Рощин отказывается пить за победу революции, и Булавин выгоняет его из своего дома. Катя уходит вместе с ним. Ростов. В привокзальном буфете Катя и Рощин встречают Савинкова. Он дает Рощину рекомендательное письмо, если тот решится перейти на сторону Корнилова. Рощин и Катя приходят в дом Тётькина. Становится понятно, что они - по разные стороны баррикад. Рощин покидает дом, а Катя остается. Рощин переходит на сторону корниловцев. Его ставят командовать ротой. Даше сообщают об уплотнении. Ей придется выбрать одну комнату из четырех. Даша отказывает больному солдату в дозе морфия, и он пишет на нее донос в Смольный. Дашу увольняют. Оставшись без хлебной карточки, она распродает вещи. Во время одного из походов в ломбард Даша встречает помощника Смоковникова, Куличика. Тот предлагает сотрудничество с ним против советской власти. Даша соглашается.
9-я и 10-я серии
Красильников спасает Катю из плена Махно и отвозит на хутор к сестре. Махно пускает за ней погоню, но Красильников убивает преследователей. Рощин узнает, что Оноли в Ростове. Телегин отправляется за подкреплением, добирается до штаба Воронова. Даша в квартире Телегина. Куличек приносит ей чемодан с оружием и просит спрятать его. Рощин получает отпуск и отправляется в Ростов. Телегин вместе с Вороновым и Сапожковым отбивают станицу. Солдаты Воронова грабят население. Телегин убивает Воронова. Даша на встрече с Савинковым получает новое задание и уезжает в Москву. Рощин и Телегин едут в одном вагоне, решают помочь друг другу, обмениваясь мандатами. Даша попадает к анархистам, встречается с их лидером - артистом Мамонтом Дальским. Катя в доме у Красильникова, он пытается склонить ее к сожительству. Рощин добирается до владений Махно. Даша встречается со связным Савинкова и получает задание убить Ленина. Жадов, Расторгуева и Дальский занимаются грабежами в Москве. Они убивают ювелира Оловянникова, но очищая сейф, обнаруживают подтверждение связи ювелира с Савинковым. Рощин под именем Телегина попадает к Махно и узнает, что Катя сбежала. Даша приходит на митинг, где выступает Ленин, но выстрелить не может. Связной приводит ее к Савинкову.
11-я и 12-я серии
Савинкову Даша нужна живой, чтобы вернуть саквояж с драгоценностями, украденный Дальским. Узнав, что станицу взяли красные, Красильников решает бежать к зеленым. Красильников с Матреной уезжают, Катя остается в доме. Даша получает саквояж с драгоценностями от Дальского, но в этот момент Жадов убивает Дальского, содержимое саквояжа оказывается у связного Савинкова. Даша в номере наполняет саквояж своими вещами. Расторгуева, угрожая пистолетом, забирает саквояж, думая, что там драгоценности. Даша получает деньги за работу и едет в Самару в надежде застать там Катю. Она узнает, что отец выгнал Катю с мужем из дома. Телегин приезжает в Самару. Булавин лжет, что Даши нет в городе, звонит Говядину и сдает Телегина... Красильников добирается до станицы, расстреливает Якова с семьей. Анисья тайно вывозит Катю под сеном, спасая от Красильникова. Рощин сталкивается с Красильниковым, они вступают в схватку. Сапожков с Телегиным попадают в расположение комполка Семагина. Здесь они встречаются с Рощиным, который выдает себя за Телегина. Происходит очная ставка, их арестовывают. Начинается налет. Красные бегут, бомбы попадают в церковь, где держат Телегина и Рощина. Они выбираются через пробоину в стене.
www.kino-zvezdy.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941).
В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1]. Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».
Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз пересекаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице Советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.
Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:
«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи.
— А. Н. Толстой
За свою трилогию Алексей Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени в размере 100 000 рублей, которую передал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный» (Т-34 № 310-0929).
encyclopaedia.bid
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941).
В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1]. Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».
Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз пересекаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице Советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.
Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:
«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлётам — ощущение целой огромной эпохи.
— А. Н. Толстой
За свою трилогию Алексей Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени в размере 100 000 рублей, которую передал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный» (Т-34 № 310-0929).
encyclopaedia.bid
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»