Хождение по мукам. Автор хождение по мукам


Хождение по мукам (фильм) — WiKi

Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.

Фильм № 1. «Сёстры»

1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга:  Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.

В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.

Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.

Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребёнок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.

Фильм № 2. «Восемнадцатый год»

1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.

Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознаёт мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.

Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.

Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и её берут в плен. В итоге её уводит Красильников. Рощин приезжает к Тетькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.

Фильм № 3. «Хмурое утро»

БСЭ в статье о режиссёре фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, также как в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».

На роль Даши сначала планировалась, по словам самой актрисы, Татьяна Конюхова, однако режиссёр заменил её на Нину Веселовскую, о чём Конюхова не знала и отказалась от нескольких завидных ролей, в частности — в «Летят журавли»[6].

Теоретик кино и оператор А.Головня в своей книге «Мастерство кинооператора» (1965) особо рассматривает работу оператора Леонида Косматова, в частности, на примере и этого фильма: «Интересно и своеобразно строит работу над кинопортретом оператор Л. Косматов. Разберем, например, как решал оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой. В фильме „Вольница“ Р. Нифонтова исполняла роль Настень­ки, простой деревенской девушки. (…) Так, глубоко драматическая сцена в фильме „Сестры“, когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму о смерти мужа, решается оператором в темных, „траурных“ тонах. Последующие сцены — попытка Кати к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение подавленности и бессилия, которое овладело героиней» (и т. п.)[7].

При подготовке следующей экранизации того же романа (13-серийного фильма (1977)), создатели ленты критиковали предшественника. По их словам, хотя фильм Рошаля знаком «миллионам зрителей», однако «кинотрилогия Рошаля не смогла вобрать в себя все сюжетные линии литературного первоисточника, а, следовательно, не могла показать со всей полнотой трагедию передовой русской интеллигенции, оказавшейся на стыке двух эпох, но нашедшей в себе силы и волю понять и принять революцию, обрести новую, социалистическую Родину». Они подчеркивали преимущество многочасового телеформата для этого романа по сравнению с сокращенной версией для киноэкрана[8].

Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:

— Что это было? — спросил Владимир. — Не Бетховен, не Моцарт, не Сарасате… Можно — ещё раз? — Запросто. Называется ЭТО — «Утопическая увертюра» композитора Кабалевского. Саундтрек, проще говоря, к кинофильму «Хождение по мукам» режиссёра Рошаля, тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпуска. Впечатлило? В исполнении симфонического оркестра ещё сильнее звучит. — Нет слов.

— Василий Звягинцев. «Скоро полночь» (2009)

Следует отметить, что произведение Кабалевского, созданное на основе музыки к фильму «Сёстры», в данной цитате названо некорректно. Согласно авторскому каталогу сочинений, оно именуется «Патетической увертюрой» (соч. 64; 1960).

ru-wiki.org

Анализ драмы «Хождение по мукам»

По свидетельству самого писателя, он работал над своей трилогией более двадцати лет. Первый роман трило­гии — «Сестры» — был начат в 1919 году, последний — «Хмурое утро» — окончен в июне 1941 года.

Впервые к проблемам «Россия и революция», «интел­лигенция и революция» Толстой обратился еще перед первой мировой войной. Несмотря на ряд верных наблюде­ний, раскрыть эти темы художественно убедительно Тол­стой не смог. Причиной этого были неверные представления писателя о политической обстановке в стране. И в первой редакции романа «Сестры», написанной в основном в эми­грации, еще не были вскрыты и показаны движущие силы русской революции и причины подлинного хождения по мукам русской интеллигенции.

В 1925 году Толстой фактически переписал роман заново. Только после этого и перед началом работы над продолжением — вторым романом трилогии «Восемнадца­тый год» — оба этих произведения оформились в его твор­ческом сознании как части большой эпопеи.

«Для того чтобы приступить ко второму тому «Во­семнадцатый год», нужно было очень многое увидеть, узнать, пережить,— вспоминал впоследствии писатель,— То, что называется.собиранием материалов, неприложимо к этой предварительной работе, потому что, помимо доку­ментов, книг, знакомств с участниками гражданской вой­ны, посещения мест, где происходило действие романа,— Царицына, Сальских степей, Краснодара, Кубани, мне нужно было сделать основное, а именно: определить свое отношение к материалу. Иными словами, нужно было все заново пережить самому, продумать и прочувство­вать».

Толстой предполагал создать романы «1919 год» и «1920 год». Однако, закончив в 1927 году «Восемнадцатый год», он на десять лет отложил продолжение работы над своим замыслом.

В 1937 году А. Н. Толстой написал повесть «Хлеб». В ней был описан важный эпизод из истории гражданской войны — оборона Царицына, Писатель готовил свою по­весть для включения в горьковскую «Историю граждан­ской войны». Отсюда—известная сухость изложения, вызвавшая многочисленные критические замечания. А. Н. Толстой отреагировал на них следующим образом: «Я слышал много упреков по поводу этой повести: в основ­ном они сводились к тому, что она суха и «деловита». В оправдание могу сказать одно: «Хлеб» был попыткой обработки точного исторического материала художествен­ными средствами; отсюда несомненная связанность фанта­зии. Но, быть может, когда-нибудь кому-нибудь такая попытка пригодится. Я отстаиваю право писателя на опыт и на ошибки, с ним связанные». В повести преувеличена роль Сталина в описываемых событиях.

Некоторые из героев повести — Иван Гора, Агриппина Чебрец и другие — стали действующими лицами последне­го романа трилогии, которому Толстой дал название «Хмурое утро». Писатель начал работу над ним в 1939 го­ду. «Я не жалею, что между второй и третьей частью был такой длинный перерыв,— говорил Толстой,— потому что за это время я сам, в своей жизни, в своем отношении к жизни, к действительности, к нашей борьбе, стал относиться гораздо более зрело, гораздо более углуб­ленно».

Огромное количество документов разного рода, исполь­зованных в процессе работы над трилогией, грандиозная панорама исторических событий, громадное количество действующих лиц в книге — все это придает повествова­нию широкий эпический характер.

Само название — «Хождение по мукам», заимство­ванное писателем из древней русской литературы, эпигра­фы к отдельным частям произведения, такие, как «О рус­ская земля!», настраивают читателя на восприятие про­изведения былинного, героического размаха и характера. В результате книга, задуманная как рассказ о судьбах дорогих писателю героев из интеллигентной среды, при­обрела иное звучание. «В роман вступили сначала не­громкие, потом ясно различимые настойчивые, тяжкие и, наконец, все подавляющие шаги истории. В 1927 году, приступая ко второму роману трилогии, Толстой уже впустил во все двери и окна бурю истории, и она забушева­ла во взбудораженной, трепещущей жизнью книге, за­вертев, как песчинки, маленькие, милые и отчаянные судьбы героев романа… Толстой окончил третью книгу трилогии, как финал большого исторического романа»,— писал К. А. Федин.

С другой стороны, «Хождение по мукам» — глубоко лирическая книга, искренняя исповедь русской интелли­генции, это, как говорит сам писатель,— «хождение со­вести автора по страданиям, надеждам, восторгам, паде­ниям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».

Через всю эпопею Толстого проходят судьбы четырех героев — сестер Булавиных, Кати и Даши, Ивана Телеги­на и Вадима Рощина. В их жизни отразились многие из тех поисков, сомнений, колебаний, ошибок, которые пережила русская интеллигенция в то сложное и трудное время.

Действие романа «Сестры» разворачивается в Пе­тербурге перед первой мировой войной, в годы войны, накануне и во время грозных событий 1917 года. Его цен­тральная проблема — интеллигенция и Россия.

Поражение революции 1905 года вызвало глубокий духовный кризис в русской интеллигенции. Лишь немногие остались верны идеям свободы. Часть открыто перешла в лагерь реакции. Большинство же отошло от активной политической деятельности, впало в мистицизм и религию, увлеклось декадентством. На страницах «Сестер» перед читателем и оживают картины последних лет этого десяти­летия.

Империалистическая война до предела обострила про­тиворечия между народом и интеллигенцией: «…существу­ет какая-то Россия, пашет землю, пасет скот, долбит уголь, ткет, кует, строит, существуют люди, которые заставляют ее все это делать, а мы — какие-то третьи, умственная аристократия страны, интеллигенты,— мы ни с какой сто­роны этой России не касаемся».

Герои Толстого по-разному реагируют на это. В салоне старшей из сестер Булавиных, в богемной телегинской коммуне, на огромном петербургском заводе, в религиозно- философском обществе, на улицах, в армии — везде рус­ские люди пытаются осмыслить происходящее, найти в нем свое место. Всем ясно, что страна гибнет. «Родины у нас с вами больше нет,— говорит Телегину Рощин,— есть место, где была наша родина… Великая Россия перестала существовать…» Царское самодержавие привело страну к полному краху.

Толстой показывает духовную опустошенность части интеллигенции, разврат, эпидемию самоубийств. В стихах модного поэта Бессонова искали возможность «забыться, обессилеть, расточить что-то драгоценное, затосковать по тому, чего никогда не бывает».

В образе Бессонова Толстому удалось создать яркий тип поэта-декадента, далекого от реальных проблем рус­ской жизни. В его стихах — предчувствие катастрофы, он прорицает: «…на Россию опускается ночь для совершения страшного возмездия». Символична нелепая гибель Бессо­нова — его задушил душевнобольной солдат. Бессоновы не нужны России — к такому справедливому выводу при­ходит писатель.

Выразителен у Толстого тип интеллигента-либерала Смоковникова. Он против самодержавия и развертывает бурную деятельность, поддерживая партии, борющиеся против царского строя, после февральской революции становится на сторону Временного правительства. Смоковников бесконечно далек от народа, от верного понима­ния процессов, происходящих в стране. Он был убит на солдатском митинге, когда выкрикивал лозунги Временно­го правительства о продолжении империалистической вой­ны людям, увидевшим в революции путь к миру.

Екатерина Дмитриевна Булавина — жена Смоковникова — выросла в семье уездного интеллигента либераль­ного толка. Поэтому деятельность мужа была ей привычна, не вызывала на первых порах никаких сомнений. Она — красивая умная женщина — становится хозяйкой модного петербургского салона. Ее цель — жить простой человече­ской жизнью, честно, в любви и преданности. Но жить так в ее среде было невозможно. Кругом ложь, нравственная нечистоплотность, пустословие. Катя глубоко страдает от этого. Постепенно она прозревает и начинает понимать, что из себя представляет ее муж. Однако «хождения по мукам» старшей Булавиной в романе «Сестры» только начинаются.

У истоков своего «хождения по мукам» и Вадим Рощин. Он — дворянин и офицер — воспитан на монархических идеях. С детства ему внушалась любовь к царю и отечеству. И хотя он видит, что Россия на краю гибели, революцию воспринимает как катастрофу.

Иван Телегин — инженер. Близость к рабочим, вера в народ и Родину позволяют ему видеть происходящее более верно, чем Рощину. Он «наш» для рабочих, для солдат, для большевиков. «Он ничего особенного не говорил и не делал, но было ясно, что это честный человек, добрый человек, насквозь ясный, свой». Его главное убеждение — «и у нас когда-нибудь хорошо будет». Возражая Рощину, который оплакивал навсегда погибшую Россию, Телегин сказал: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,— и оттуда пойдет русская земля».

1917 год потребовал от героев романа ответа на главный вопрос — с кем они?

Если в «Сестрах» писатель сосредоточил свое внимание на описании личных взаимоотношений и судеб своих геро­ев, то в романе «Восемнадцатый год» на первом плане — «тяжкие шаги истории», изображение ожесточенной клас­совой борьбы в период гражданской войны. В романе шире изображен русский пролетариат. На страницах романа важное место заняли образы коммунистов: «Кто ждал, что Великороссия, отрезанная от морей, от хлебных губерний, от угля и нефти, голодная, нищая, в тифозном жару, не покорится,— стиснув зубы, снова и снова пошлет сынов своих на страшные битвы… Год тому назад народ бежал с фронта, страна как будто превратилась в безначальное анархическое болото, но это было неверно: в стране возни­кали могучие силы сцепления, над утробным бытием поднималась мечта о справедливости. Появились необык­новенные люди, каких раньше не видывали, и о делах их с удивлением и страхом заговорили повсюду».

Сложным процессам, протекавшим в стране в годы гражданской войны, писатель дает глубокое и верное истолкование. Две России сошлись на полях сражений — красная и белая. Во главе «необыкновенных людей» — коммунистов — Владимир Ильич Ленин. Толстой показы­вает Ленина дважды — на заседании Совнаркома и на митинге рабочих. В создании облика вождя Толстой осо­бенно часто прибегает к использованию своего излюблен­ного приема — речевого жеста. Он считал, что именно ленинское слово позволит ему ярко и пластично вылепить фигуру Ильича: «…мы победим и голод и контрреволюцио­неров, пользующихся этим голодом… Рука его вылетела из-за жилета, уничтожила кого-то в воздухе и повисла над залом».

Опыт Толстого, изображавшего В. И. Ленина в речи, в жесте, в движении, много дал мастерам советского кино и театра.

В романе «Восемнадцатый год» завершается в основ­ном «хождение по мукам» Ивана Телегина. Ему легче, чем другим героям, дается принятие большевистских идей. В годы гражданской войны он окончательно определяет свое место и становится командиром Красной Армии. Телегин понял, что его попытка устроить личное, «отдель­ное» счастье с Дашей в тихом уголке, когда происходит грандиозная ломка общественных устоев, обречена на неудачу. Борясь за революцию, за новую жизнь, за народ, он борется теперь и за свое новое счастье с Дашей. Ощуще­ние правоты, ясное сознание благородной цели преобража­ют Телегина. Он обретает смысл жизни в служении рево­люции, Родине.

Путь Рощина значительно сложнее, более извилист. Тяжкое заблуждение приводит Рощина в лагерь врагов революции. Сражаясь в белой армии, он вначале искренне убежден, что борется за восстановление великой России, что за ним — правда. Но Рощин был честным и справедли­вым человеком, и его ожидало неизбежное прозрение, горькое раскаяние. Очень скоро он убеждается, что окру­жающее его белое офицерство руководствуется отнюдь не высокими соображениями спасения отечества, что в боль­шинстве своем это озлобленные растленные люди, которые стреляют в красноармейцев, чтобы, вернуть отнятые име­ния, сделать карьеру и т. п. Рощин видит, что грабежи и насилия, чинимые белыми офицерами, есть результат их глубокой аморальности и беспринципности. Рощин — мыс­лящий человек, для него неприемлема философия генерала Маркова, который «мог бы воевать с кем угодно и за что угодно. В его мозгу помещалось немного готовых формул о боге, царе и отечестве. Для него это были абсолютные истины, большего не требовалось».

Мстить, карать, убивать, пить, насиловать — вот цель, программа и смысл деятельности белой армии. Есть опре­деленный художественный расчет в том, что все это увидено именно глазами Рощина: изображение белого воинства приобретает особую сатирическую силу.

Естественно, что Рощин с каждым днем все сильнее сомневается в правильности выбранного пути. Большое впечатление производит на него случайная встреча с Теле­гиным на ростовском вокзале. Они раньше виделись в доме Булавиных и хорошо знали друг друга. То обстоятельство, что Телегин оказался у большевиков, особенно поражает Рощина и дает ему пищу для размышлений. Тяжко, чрез­вычайно тяжко идет процесс ломки сложившихся пред­ставлений, горькие муки приходится переживать Рощину и другим героям романа.

В качестве своеобразного критерия оценки поведения своих героев Толстой выдвигает понимание ими необходи­мости примкнуть к борющемуся революционному народу. В полную силу этот критерий начинает действовать на страницах «Хмурого утра».

В центре этой последней части трилогии — события гражданской войны 1919 года, картины русской жизни в тяжелейшее время: «Октябрьское небо плакало над русской землей, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании еще более безнадежной зимы, над недымившимися заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над старо­древней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодель­ный ткацкий станок».

Главным героем «Хмурого утра» выступает русский народ. В целой галерее образов простых русских людей — красноармейцев, коммунистов, крестьян, рабочих, интел­лигентов — содержится ответ на вопрос о причинах побе­ды революции.

Надолго запоминаются Иван Гора, простой и муже­ственный боец Красной Армии, его жена Агриппина, делившая с ним все тяготы походной жизни, юная комсо­молка Маруся, погибшая при взятии Екатеринослава. Устами Рощина Толстой утверждает бессмертие и гума­низм совершенного ею подвига: «Марусина смерть была светла… как вскрик уходящего оставшимся: любите жизнь, возьмите ее со всей страстью, сделайте из нее счастье…»

Хождения по мукам героев романа завершаются, когда они понимают, что, правда — в революционном народе, в борьбе за его счастье.

По своему жанру «Хмурое утро», как и «Восемнадца­тый год», роман историко-философский. Постановка и ре­шение в нем важнейших социальных проблем стали воз­можными только благодаря тому быстрому росту полити­ческого сознания, который характеризовал мировоззрение Толстого в 20—30-е годы. Художник успешно овладевал методом социалистического реализма. «Хождение по му­кам», благодаря этому, стало одним из крупнейших дости­жений советской литературы.

Трудны и запутанны были жизненные дороги героев трилогии. Но как естественно, органично привел их писа­тель к исторически закономерному финалу! Искусство психологического анализа соединилось в романе с глубин­ным знанием законов исторического развития.

Неслучайно именно Телегину доверил автор произнести слова, в которых выражена одна из самых дорогих ему мыслей: «Много было у вас славных дел… впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его надо уничтожить. Эта война такая, что в ней надо побе­дить, в ней нельзя не победить… Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят тем­ной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады…»

Даша Булавина заканчивает свое хождение по мукам признанием правоты Телегина. Вместе с мужем она участвует в гражданской войне: ухаживает за ранеными, ведет просветительную работу. На послевоенное время у нее большие трудовые планы.

Катя попадает в кулацкую семью Алексея Красильникова. В тяжелой борьбе ей приходится отстаивать свое человеческое и женское достоинство. Оказалось, что Катя не так уж беспомощна, как считали в салонах дореволюци­онного Петербурга. В конце концов Катя находит свое призвание в учительском труде. После долгих мытарств она встречается с Рощиным, чтобы более с ним уже не расставаться.

Последние шаги к истине делает и Вадим Рощин. Сознание вины перед народом мучает его. Открыто и честно признает он свои ошибки: «Родина — это был я сам — большой гордый человек. Оказалось, Родина — это не то». Он понимает, что Родина — это народ, совершив­ший революцию. Смело, мужественно борется Рощин те­перь уже на стороне красных. Он нашел свою цель, обрел истинный смысл жизни.

Замечателен финал эпопеи. Все четыре главных героя в зале Большого театра слушают исторический доклад Г. М. Кржижановского об электрификации страны: «Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горсти овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружи­тельных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчества».

Нищая, голодная Россия начинала свой поход в ком­мунистическое завтра. Достойным итогом пережитого звучат прочувствованные слова Рощина: «Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь… И это — на моей Родине, и это — Россия».

Как живые встают со страниц «Хождения по мукам» обаятельные фигуры его героев. С неослабевающим инте­ресом мы следим за развитием отношений Даши и Телеги­на. Толстой прекрасно передает поэзию зарождающейся, а затем расцветающей любви. Его герои вообще необыкно­венно высоко ставят любовь в иерархии человеческих ценностей: «Пройдут года, утихнут войны, отшумят ре­волюции, и нетленным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ваше»,— говорит Кате Вадим Рощин.

Лирические сцены в трилогии глубоко трогают читате­ля. Навсегда потрясают страницы, где описано горе Даши, потерявшей ребенка.

Не меньшее впечатление производят и массовые сцены. Правдиво, без прикрас, рисует Толстой военные картины. В изображении войны он следует традиции своего великого предшественника — «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого служат ему образцом.

«Хождение по мукам» получило самую высокую оценку советской общественности. В историю советской литерату­ры эта замечательная книга вошла как правдивая ху­дожественная летопись первых революционных, герои­ческих лет существования нашего государства, как одно из самых выдающихся произведений социалистического реализма.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

waldorf.in.ua

"Хождение по мукам" - содержание серий

"Хождение по мукам" - содержание серий Подробности Создано 27.11.2017 21:59 Автор: Alina Просмотров: 2383

На канале НТВ премьера сериала "Хождение по мукам". Содержание серий.

Новая экранизация романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Легендарное произведение повествует о переломных для России событиях 1914-1919 годов и о судьбах русской интеллигенции накануне Революции. В центре истории сериала - сёстры Булавины: Катя и Даша.

Первая мировая вносит в их беззаботное существование новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко. Однако революция и гражданская война полностью меняют не только жизнь сестёр и их семей, но и всей страны. Пути героев не раз пересекаются и расходятся вновь.

В ролях: Юлия Снигирь, Аня Чиповская, Антон Шагин, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Евгений Стычкин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Александр Яценко.

"Хождение по мукам" - содержание серий

1-я и 2-я серии

По мотивам одноименного романа Алексея Толстого. 1914 год. Петербург и его обитатели жаждут перемен, как и главные героини истории - сестры Катя и Даша. Даша приезжает в Петербург учиться на юридических курсах и останавливается у старшей сестры, которая замужем за известным адвокатом Николаем Смоковниковым. На приеме, который Катя устраивает дома, Даша знакомится с модным поэтом-декадентом, любовником Кати Алексеем Бессоновым, а на одной из богемных вечеринок - с хозяином квартиры, инженером Иваном Телегиным. Феминистка Лиза, которая снимает комнату у Телегина, признается ему в любви, но не находит взаимности. Даша приходит домой к Бессонову и говорит ему о своих чувствах. Катя признается в измене мужу и предлагает на время разъехаться. По предложению мужа она едет на юг Франции. Отец отправляет Дашу в Ревель уговорить Николая вернуть Катю в семью. Там же Даша встречает Телегина - от ее отца он узнал адрес и приехал проститься - война. Даша возвращается в Петербург и идет работать в госпиталь. Из газет она узнает, что Телегин пропал без вести.

3-я и 4-я серии

Даша встречает Лизу Расторгуеву, та просит помочь ей определиться в санитарный поезд. Телегин попадает в лагерь для военнопленных. Катя приезжает Петербург, они с Николаем простили друг друга. Лиза Расторгуева в санитарном поезде встречает Жадова. Бессонов направляется на фронт с Красным Крестом. Сестры знакомятся с Вадимом Рощиным, только что вернувшимся с фронта. Николай назначен комиссаром Западного фронта. Из газет сестры узнают, что обоз Красного креста с Бессоновым попал под обстрел, никто не выжил. Катя признается Даше, что влюблена в Рощина. Жадов зовет Расторгуеву замуж. Телегин придумывает план побега и добирается до линии фронта. Получив ранение, он оказывается в том госпитале, где служит Расторгуева. Она снова признается ему в любви, и снова Телегин говорит, что любит другую. Выписавшись из госпиталя, он отправляется в Петербург к Даше.

5-я и 6-я серии

1917 год. Весна. Царь отрекся от престола. Революция. Южный город. Жадов идет на разбой, чтобы добыть денег на пропитание себе и Лизе. Даша и Телегин венчаются. Катя получает известие о смерти Николая - его тело привозит в Петербург Рощин. Даша и Телегин зовут Катю жить с ними. В Галиции на хуторе, Ганна находит обмороженного Бессонова, и выхаживает его. Катя выставляет квартиру на продажу и перебирается в дом Телегина. Рощин объявляет о своем уходе из армии. Он делает предложение Кате, и она соглашается выйти за него. В октябре 1917-го они венчаются. Катя предлагает всем ехать к отцу в Самару, но Даша отказывается - ей скоро рожать. У Даши начинаются преждевременные роды, которые проходят с осложнениями. Ребенок умирает. Катя уговаривает сестру ехать к отцу, но Даша не готова, ей нужно время прийти в себя. Виня в смерти ребенка Телегина, она объявляет мужу, что уходит от него. Телегин снова идет на фронт. Рощин и Катя едут к отцу в Самару.

7-я и 8-я серии

Даша возвращается работать в госпиталь. Телегин вместе с Сапожковым воюют на стороне красноармейцев. Телегина ранят. Среди беженцев Сапожков видит Бессонова и выдает ему мандат для билета на поезд. 1918 год. Весна. Рощин идет работать в милицию. В доме Булавина собираются гости. Рощин отказывается пить за победу революции, и Булавин выгоняет его из своего дома. Катя уходит вместе с ним. Ростов. В привокзальном буфете Катя и Рощин встречают Савинкова. Он дает Рощину рекомендательное письмо, если тот решится перейти на сторону Корнилова. Рощин и Катя приходят в дом Тётькина. Становится понятно, что они - по разные стороны баррикад. Рощин покидает дом, а Катя остается. Рощин переходит на сторону корниловцев. Его ставят командовать ротой. Даше сообщают об уплотнении. Ей придется выбрать одну комнату из четырех. Даша отказывает больному солдату в дозе морфия, и он пишет на нее донос в Смольный. Дашу увольняют. Оставшись без хлебной карточки, она распродает вещи. Во время одного из походов в ломбард Даша встречает помощника Смоковникова, Куличика. Тот предлагает сотрудничество с ним против советской власти. Даша соглашается.

9-я и 10-я серии

Красильников спасает Катю из плена Махно и отвозит на хутор к сестре. Махно пускает за ней погоню, но Красильников убивает преследователей. Рощин узнает, что Оноли в Ростове. Телегин отправляется за подкреплением, добирается до штаба Воронова. Даша в квартире Телегина. Куличек приносит ей чемодан с оружием и просит спрятать его. Рощин получает отпуск и отправляется в Ростов. Телегин вместе с Вороновым и Сапожковым отбивают станицу. Солдаты Воронова грабят население. Телегин убивает Воронова. Даша на встрече с Савинковым получает новое задание и уезжает в Москву. Рощин и Телегин едут в одном вагоне, решают помочь друг другу, обмениваясь мандатами. Даша попадает к анархистам, встречается с их лидером - артистом Мамонтом Дальским. Катя в доме у Красильникова, он пытается склонить ее к сожительству. Рощин добирается до владений Махно. Даша встречается со связным Савинкова и получает задание убить Ленина. Жадов, Расторгуева и Дальский занимаются грабежами в Москве. Они убивают ювелира Оловянникова, но очищая сейф, обнаруживают подтверждение связи ювелира с Савинковым. Рощин под именем Телегина попадает к Махно и узнает, что Катя сбежала. Даша приходит на митинг, где выступает Ленин, но выстрелить не может. Связной приводит ее к Савинкову.

11-я и 12-я серии

Савинкову Даша нужна живой, чтобы вернуть саквояж с драгоценностями, украденный Дальским. Узнав, что станицу взяли красные, Красильников решает бежать к зеленым. Красильников с Матреной уезжают, Катя остается в доме. Даша получает саквояж с драгоценностями от Дальского, но в этот момент Жадов убивает Дальского, содержимое саквояжа оказывается у связного Савинкова. Даша в номере наполняет саквояж своими вещами. Расторгуева, угрожая пистолетом, забирает саквояж, думая, что там драгоценности. Даша получает деньги за работу и едет в Самару в надежде застать там Катю. Она узнает, что отец выгнал Катю с мужем из дома. Телегин приезжает в Самару. Булавин лжет, что Даши нет в городе, звонит Говядину и сдает Телегина... Красильников добирается до станицы, расстреливает Якова с семьей. Анисья тайно вывозит Катю под сеном, спасая от Красильникова. Рощин сталкивается с Красильниковым, они вступают в схватку. Сапожков с Телегиным попадают в расположение комполка Семагина. Здесь они встречаются с Рощиным, который выдает себя за Телегина. Происходит очная ставка, их арестовывают. Начинается налет. Красные бегут, бомбы попадают в церковь, где держат Телегина и Рощина. Они выбираются через пробоину в стене.

Добавить комментарий

tele-blog.com

Хождение по мукам - это... Что такое Хождение по мукам?

«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—22), «Восемнадцатый год» (1927—28) и «Хмурое утро» (1940—1941).

Сюжет

В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1].

Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».

Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз перескаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.

История создания

Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. В своём окончательном виде трилогия получила одобрение сталинского правительства и была удостоена в 1943 году Сталинской премии. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:

«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи.

— А. Н. Толстой

Экранизации

Примечания

  1. ↑ Прототипом Бессонова принято считать А. А. Блока. См.: В. И. Баранов. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Высшая школа, 1984. Стр. 6 и след.
  2. ↑ «Сегодня стратегия Толстого, старавшегося во что бы то ни стало доказать благородство и необходимость идеалов большевизма, выглядит анахронизмом» («Русская литература ХХ века» под ред. Л. П. Кременцова. Том 1. 3-е издание. Академия, 2005. ISBN 9785769521645. Стр. 119).

dic.academic.ru

"Хождение по мукам" - содержание серий

"Хождение по мукам" - содержание серий Подробности Создано 27.11.2017 21:59 Автор: Alina Просмотров: 2383

На канале НТВ премьера сериала "Хождение по мукам". Содержание серий.

Новая экранизация романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Легендарное произведение повествует о переломных для России событиях 1914-1919 годов и о судьбах русской интеллигенции накануне Революции. В центре истории сериала - сёстры Булавины: Катя и Даша.

Первая мировая вносит в их беззаботное существование новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко. Однако революция и гражданская война полностью меняют не только жизнь сестёр и их семей, но и всей страны. Пути героев не раз пересекаются и расходятся вновь.

В ролях: Юлия Снигирь, Аня Чиповская, Антон Шагин, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Евгений Стычкин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Александр Яценко.

"Хождение по мукам" - содержание серий

1-я и 2-я серии

По мотивам одноименного романа Алексея Толстого. 1914 год. Петербург и его обитатели жаждут перемен, как и главные героини истории - сестры Катя и Даша. Даша приезжает в Петербург учиться на юридических курсах и останавливается у старшей сестры, которая замужем за известным адвокатом Николаем Смоковниковым. На приеме, который Катя устраивает дома, Даша знакомится с модным поэтом-декадентом, любовником Кати Алексеем Бессоновым, а на одной из богемных вечеринок - с хозяином квартиры, инженером Иваном Телегиным. Феминистка Лиза, которая снимает комнату у Телегина, признается ему в любви, но не находит взаимности. Даша приходит домой к Бессонову и говорит ему о своих чувствах. Катя признается в измене мужу и предлагает на время разъехаться. По предложению мужа она едет на юг Франции. Отец отправляет Дашу в Ревель уговорить Николая вернуть Катю в семью. Там же Даша встречает Телегина - от ее отца он узнал адрес и приехал проститься - война. Даша возвращается в Петербург и идет работать в госпиталь. Из газет она узнает, что Телегин пропал без вести.

3-я и 4-я серии

Даша встречает Лизу Расторгуеву, та просит помочь ей определиться в санитарный поезд. Телегин попадает в лагерь для военнопленных. Катя приезжает Петербург, они с Николаем простили друг друга. Лиза Расторгуева в санитарном поезде встречает Жадова. Бессонов направляется на фронт с Красным Крестом. Сестры знакомятся с Вадимом Рощиным, только что вернувшимся с фронта. Николай назначен комиссаром Западного фронта. Из газет сестры узнают, что обоз Красного креста с Бессоновым попал под обстрел, никто не выжил. Катя признается Даше, что влюблена в Рощина. Жадов зовет Расторгуеву замуж. Телегин придумывает план побега и добирается до линии фронта. Получив ранение, он оказывается в том госпитале, где служит Расторгуева. Она снова признается ему в любви, и снова Телегин говорит, что любит другую. Выписавшись из госпиталя, он отправляется в Петербург к Даше.

5-я и 6-я серии

1917 год. Весна. Царь отрекся от престола. Революция. Южный город. Жадов идет на разбой, чтобы добыть денег на пропитание себе и Лизе. Даша и Телегин венчаются. Катя получает известие о смерти Николая - его тело привозит в Петербург Рощин. Даша и Телегин зовут Катю жить с ними. В Галиции на хуторе, Ганна находит обмороженного Бессонова, и выхаживает его. Катя выставляет квартиру на продажу и перебирается в дом Телегина. Рощин объявляет о своем уходе из армии. Он делает предложение Кате, и она соглашается выйти за него. В октябре 1917-го они венчаются. Катя предлагает всем ехать к отцу в Самару, но Даша отказывается - ей скоро рожать. У Даши начинаются преждевременные роды, которые проходят с осложнениями. Ребенок умирает. Катя уговаривает сестру ехать к отцу, но Даша не готова, ей нужно время прийти в себя. Виня в смерти ребенка Телегина, она объявляет мужу, что уходит от него. Телегин снова идет на фронт. Рощин и Катя едут к отцу в Самару.

7-я и 8-я серии

Даша возвращается работать в госпиталь. Телегин вместе с Сапожковым воюют на стороне красноармейцев. Телегина ранят. Среди беженцев Сапожков видит Бессонова и выдает ему мандат для билета на поезд. 1918 год. Весна. Рощин идет работать в милицию. В доме Булавина собираются гости. Рощин отказывается пить за победу революции, и Булавин выгоняет его из своего дома. Катя уходит вместе с ним. Ростов. В привокзальном буфете Катя и Рощин встречают Савинкова. Он дает Рощину рекомендательное письмо, если тот решится перейти на сторону Корнилова. Рощин и Катя приходят в дом Тётькина. Становится понятно, что они - по разные стороны баррикад. Рощин покидает дом, а Катя остается. Рощин переходит на сторону корниловцев. Его ставят командовать ротой. Даше сообщают об уплотнении. Ей придется выбрать одну комнату из четырех. Даша отказывает больному солдату в дозе морфия, и он пишет на нее донос в Смольный. Дашу увольняют. Оставшись без хлебной карточки, она распродает вещи. Во время одного из походов в ломбард Даша встречает помощника Смоковникова, Куличика. Тот предлагает сотрудничество с ним против советской власти. Даша соглашается.

9-я и 10-я серии

Красильников спасает Катю из плена Махно и отвозит на хутор к сестре. Махно пускает за ней погоню, но Красильников убивает преследователей. Рощин узнает, что Оноли в Ростове. Телегин отправляется за подкреплением, добирается до штаба Воронова. Даша в квартире Телегина. Куличек приносит ей чемодан с оружием и просит спрятать его. Рощин получает отпуск и отправляется в Ростов. Телегин вместе с Вороновым и Сапожковым отбивают станицу. Солдаты Воронова грабят население. Телегин убивает Воронова. Даша на встрече с Савинковым получает новое задание и уезжает в Москву. Рощин и Телегин едут в одном вагоне, решают помочь друг другу, обмениваясь мандатами. Даша попадает к анархистам, встречается с их лидером - артистом Мамонтом Дальским. Катя в доме у Красильникова, он пытается склонить ее к сожительству. Рощин добирается до владений Махно. Даша встречается со связным Савинкова и получает задание убить Ленина. Жадов, Расторгуева и Дальский занимаются грабежами в Москве. Они убивают ювелира Оловянникова, но очищая сейф, обнаруживают подтверждение связи ювелира с Савинковым. Рощин под именем Телегина попадает к Махно и узнает, что Катя сбежала. Даша приходит на митинг, где выступает Ленин, но выстрелить не может. Связной приводит ее к Савинкову.

11-я и 12-я серии

Савинкову Даша нужна живой, чтобы вернуть саквояж с драгоценностями, украденный Дальским. Узнав, что станицу взяли красные, Красильников решает бежать к зеленым. Красильников с Матреной уезжают, Катя остается в доме. Даша получает саквояж с драгоценностями от Дальского, но в этот момент Жадов убивает Дальского, содержимое саквояжа оказывается у связного Савинкова. Даша в номере наполняет саквояж своими вещами. Расторгуева, угрожая пистолетом, забирает саквояж, думая, что там драгоценности. Даша получает деньги за работу и едет в Самару в надежде застать там Катю. Она узнает, что отец выгнал Катю с мужем из дома. Телегин приезжает в Самару. Булавин лжет, что Даши нет в городе, звонит Говядину и сдает Телегина... Красильников добирается до станицы, расстреливает Якова с семьей. Анисья тайно вывозит Катю под сеном, спасая от Красильникова. Рощин сталкивается с Красильниковым, они вступают в схватку. Сапожков с Телегиным попадают в расположение комполка Семагина. Здесь они встречаются с Рощиным, который выдает себя за Телегина. Происходит очная ставка, их арестовывают. Начинается налет. Красные бегут, бомбы попадают в церковь, где держат Телегина и Рощина. Они выбираются через пробоину в стене.

Добавить комментарий

www.kino-zvezdy.ru

Хождение по мукам (трилогия) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941).

Сюжет[ | ]

В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1]. Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».

Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз пересекаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице Советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.

История создания[ | ]

Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:

«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи.

— А. Н. Толстой

Признание[ | ]

За свою трилогию Алексей Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени в размере 100 000 рублей, которую передал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный» (Т-34 № 310-0929).

Экранизации[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Прототипом Бессонова принято считать А. А. Блока. См.: В. И. Баранов. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Высшая школа, 1984. Стр. 6 и след.
  2. ↑ «Сегодня стратегия Толстого, старавшегося во что бы то ни стало доказать благородство и необходимость идеалов большевизма, выглядит анахронизмом» («Русская литература ХХ века» под ред. Л. П. Кременцова. Том 1. 3-е издание. Академия, 2005. ISBN 978-5-7695-2164-5. Стр. 119).

Литература[ | ]

  • Воронцова Г. Н. Роман А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1919—1921). Творческая история и проблемы текстологии / Отв. ред. Н. В. Корниенко. — М. : ИМЛИ РАН, 2014. — 344 с. — ISBN 978-5-9208-0441-9.

encyclopaedia.bid

Хождение по мукам (роман) - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Хождение по мукам» — трилогия романов А. Н. Толстого, прослеживающая судьбы русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. Состоит из романов «Сёстры» (1921—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941).

Сюжет[ | ]

В первых главах эпопеи показан Петербург начала 1914 года, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна», живущий «словно в ожидании рокового и страшного дня». Сёстры Даша и Катя Булавины, родом из Самары, увлечены поэтом-декадентом Бессоновым[1]. Катя изменяет с ним своему мужу, адвокату Смоковникову. Сатирическими красками нарисованы «великолепные кощунства» футуристов и прочие эксцессы «серебряного века».

Со временем Екатерина Дмитриевна влюбляется в офицера Вадима Рощина, а Даша — в Телегина, инженера Балтийского завода. Вихри мировой войны, двух революций и гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути не раз пересекаются и вновь расходятся. Рощин вступает в Добровольческую армию, а Телегин — в РККА. По окончании войны все четверо встречаются в столице Советской России, где в присутствии Ленина и Сталина с восторгом слушают исторический доклад Кржижановского о плане ГОЭЛРО.

История создания[ | ]

Художественные достоинства романов трилогии неравнозначны. Первый роман «Сёстры», написанный в эмиграции, объективен по тону и проникнут чувством ностальгии по родине. Последняя книга трилогии, написанная в СССР, тенденциозно рисует нравственную победу «красных» над «белыми»[2]. Стиль повествования автор определял как «монументальный реализм»:

«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлётам — ощущение целой огромной эпохи.

— А. Н. Толстой

Признание[ | ]

За свою трилогию Алексей Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени в размере 100 000 рублей, которую передал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный» (Т-34 № 310-0929).

Экранизации[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Прототипом Бессонова принято считать А. А. Блока. См.: В. И. Баранов. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Высшая школа, 1984. Стр. 6 и след.
  2. ↑ «Сегодня стратегия Толстого, старавшегося во что бы то ни стало доказать благородство и необходимость идеалов большевизма, выглядит анахронизмом» («Русская литература ХХ века» под ред. Л. П. Кременцова. Том 1. 3-е издание. Академия, 2005. ISBN 978-5-7695-2164-5. Стр. 119).

Литература[ | ]

  • Воронцова Г. Н. Роман А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1919—1921). Творческая история и проблемы текстологии / Отв. ред. Н. В. Корниенко. — М. : ИМЛИ РАН, 2014. — 344 с. — ISBN 978-5-9208-0441-9.

encyclopaedia.bid


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *