Тема: «Откуда хлеб пришел».
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— вместе с ребенком вспомнить, какие есть хлебобулочные изделия;
— купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, вместе рассказать, из чего пекут хлеб;
— поговорить с ребенком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признаки» (не менее трёх).
Булка (какая?) - …
Пирог (какой?) - … и т.д.
Задание 3. Дидактическая игра «Назови ласково».
Зерно - …, хлеб - …, сухарь - …, пряник - …. и т.д.
Задание 4. Дидактическая игра «Образуй признак» (от предметов).
Хлеб – хлебный, пшеница - …, рожь - …. и т.д.
Задание 5. Дидактическая игра «Один - много» (множественное число существительных).
Батон – батоны, колос - …, зерно - …, булка - …, комбайн - …, крошка - ….
Задание 6. Дидактическая игра «Есть - нет» (родительный падеж единственного числа).
Есть батон – нет батона, есть колос – нет …, есть зерно – нет …, есть булка – нет …, есть комбайн – нет …, есть крошка – нет ….
Задание 7. Дидактическая игра «Посчитай до пяти».
Один колос, два …, три …, четыре …, пять ….
Одна мельница, две …, три …, четыре …, пять ….
Задание 8. Выучите стихотворение.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)
Задание 9 Игра «Есть-нет»:
батон – нет (чего?) батона
булка-
колос-
зерно-
комбайн-
мельница-
крошка –
Задание 10. Выложить из спичек фигурку :
Мельница крыльями машет вдали.
Будет мука, чтоб пирог испекли.
nsportal.ru
1. Расширение, уточнение словаря по теме;
Предметы: зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь, … Действия: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь… Признаки: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный… 2. Игры и задания: · Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): булка (какая?) – … пирог (какой?) — … · Назови ласково булка – булочка, колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — … · Образуй признаки (от предметов): хлеб – хлебный, пшеница — … рожь — … · Один – много (множественное число существительных): батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — … · Есть – нет (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — … · Посчитай: Один колос, два…, три…, четыре…., пять… Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять… 3. Выучи стихотворение. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. Объяснить ребенку значение слова «лелеют». Упражнение на развитие координации движений: «Колоски» По весне поле вспахали, //Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга. Зерном поле засевали. //«сеют» перемещая руки вперед Солнце припекает, //Перекрестив ладони, раздвинув пальцы, поднимают руки вверх Землю согревает. // Опускают постепенно руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми кполу. Высоко поднялись колоски, //Руки сложить полочкой, поднять руки согнутые в локтях. К солнышку тянутся они. //Поднимаем руки вверх подняться на носки. Ветер налетает, Колоски качает. //Покачивают руками над головой. Вправо пригнулись. //Наклоны корпуса вправо и влево. Влево качнулись. А как дождичек идет //Медленно опускают руки, быстро шевеля пальчиками. Рожь водицу пьет и пьет. //Складывают ладошки чашечкой и подносят ко рту «пьют». Вот какая нива! //Поднимают руки вверх, пальцы раздвинуты. До чего ж красива! //Трясут кистями над головой.Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Ознакомление с миром природы)
в подготовительной группе
по лексической теме «Хлеб»
Воспитатель:
первой квалификационной категории
Киреева Елена Викторовна
2015
2
Цель: Расширять и уточнять представления детей о хлебе, зерновых культурах, о многообразии хлебобулочных изделий, процессе выращивания и изготовления хлеба.Задачи:
Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь.
Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных: учить отгадывать загадки.
Воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба.
Ход
Организационная часть
-1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть!
- Ребята, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб).
- Сегодня мы совершим небольшое путешествие и узнаем, откуда хлеб на стол пришел.
2. Основная часть
Дети подходят к столу, на котором лежит: хлеб, батон, пирог, булки.
- Ребята, скажите, что это у меня на столе?
Дети: хлеб, батон, булки, пирог.
- Скажите, это можно назвать «Хлебобулычными изделиями»?
Дети: можно.
- Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем и другие народы.
- С хлебом мы встречаем каждый день. Без хлеба не обходиться ни скромный завтрак, ни праздничный обед.
- Хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15000 лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно прорастает и возвращается большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зерна. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой.
3
Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.
- Ребята, почему один хлеб черный, а другой белый?
Дети: белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный –из ржаной муки.
- Правильно, они сделаны из разной муки. А муку делают из разных зерен. А из каких сейчас посмотрим.
Дети на столе рассматривают пшеничные и ржаные колосья и зерна.
- Колосья и зерна – это еще не хлеб. Зерно проходит долгий путь, прежде чем стать хлебом.
- Весной в поле выезжают трактора. Ими управляют…
Дети: трактористы.
- Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. А можно в такую землю класть зерно?
Дети: нельзя.
- Нужно сначала разрыхлить и взборонивать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.
- Как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом?
Дети: механизатор.
- Дальше надо бросить зерна в землю.
- Давайте представим, что вы сейчас тоже превратитесь в зерна.
Игра – релаксация «Зернышки»
Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).
Лежит зернышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх).
Пробил росток землю и потянулся к солнышку (дети встают). Качается на ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зернышка ржи какой? (ржаной). Из зернышка пшеницы, какой? (Пшеничный). Из овса? (Овсяный). Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека).
- Раньше зерна сеяли вручную. Сейчас сеют машины. Их называют – сеялки.
4
- За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, это человек, знающий, как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней и от вредителей. Хлеб созрел. Пора косить. Срезают колосья специальные машины, которые называются комбайны. Люди, работающие на комбайнах называются комбайнеры. Зерно везут на мельницу. Здесь его перемалывают. Зерно превращают в муку. Работают здесь – мельники.
Дети рассматривают муку. Описывают ее.
- Далее муку отвозят на хлебозавод в пекарню. В пекарне работаю – пекари. Из муки делают тесто.
Физкультминутка «Печем оладушки»
Ой, ладушки – ладушкиМы печем оладушки
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно
Тесто выпало на стол,
Тесно шлепнулось на пол
Тесто убежало
Начинай сначала.
Хлопают ладонями
Присели
Бегут на свои места.
- Давайте, рассмотрим тесто. Какое оно?
Дети: мягкое, гибкое, гладкое.
- А теперь послушайте пословицы о хлебе.
«Хлеб всему голова».
«Без хлеба - нет обеда».
«Хлеб батюшка, вода – матушка».
Игра с мячом «Назови какой, какая, какое?»
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
- Скажите, как называется магазин в котором продают хлеб?
5
Дети: хлебный магазин.
- Ребята, а вы хотите сходить в магазин.
Дети: хотим.
- На прогулке мы обязательно туда сходим.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
3.Итог.- Скажите, о чем вы узнали сегодня?
-Что нового вы узнали?
- Вам понравилось?
А сейчас идем в группу пить чай с пирогом.
infourok.ru
Тема: «Откуда хлеб пришёл?»
1. Родителям рекомендуется:
- рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;
- объяснить ребёнку выражение « Хлеб – всему голова»;
- вместе с ребёнком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия. Посетив булочную поиграть в игру «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий».
2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?» ( Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает).
Откуда хлеб пришёл? - Из магазина.
А в магазин как попал? - Из пекарни.
Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.
Из чего? - Из муки.
Из чего мука? – Из зерна.
Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – Выросла в поле.
Кто её сеял? – Колхозники.
3. Подобрать родственные слова к слову хлеб. (Хлебница, хлебный, хлебушек).
4. Повторить за взрослым 3-4 раза потешку из сборника англ. песенок С. Я. Маршака.
Дуйте,
Дуйте,
Ветры
В поле,
Чтобы мельницы
Мололи,
Чтобы завтра
Из муки
Испекли нам
Пирожки!
Обведи узоры цветными карандашами. Обводи узор на первой и второй строчке, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, используй один цвет карандаша. При обведении узра на остальных строчках можешь использовать карандаши разных цветов, чередуя их.
Предложите ребёнку выучить стихотворение.
***
С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые
Усачи.
Шевелят они усами
И тихонько шелестят.
Дни сменяются ночами
А они стоят,
Стоят…
А когда уходят с поля
Золотые
Усачи,
В нашей печке
Дышат жаром
Золотые
Калачи.
5. Выложить из палочек фигурку по образцу:
Мельница крыльями машет вдали.
Будет мука, чтоб пирог испекли.
irina-pa.blogspot.com
Откуда хлеб пришел?
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.
Дети, вы любите кушать хлеб? Какой хлеб бывает? (Белый, черный). Как вы думаете, как получается такой разный по вкусу и виду хлеб? Правильно его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничной муки, черный – из ржаной. Чтобы на нашем столе был свежий хлеб, для этого трудятся люди. (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.) Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова. Как вы думаете как, как можно понять эту пословицу?
Воспитатель предлагает рассмотреть схему: «Откуда хлеб пришел?»: сеют зерно, выращенное зерно убирают комбайном, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
-Кто сеет хлеб?
-Как получают муку?
-Люди, какой профессии работают на комбайнах? и др.
История.Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда,хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Хлеб, как предмет культа.
С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.
Приметы:
-Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
-Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. -Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.-При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!”
-Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. -И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.-Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.-Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. -Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.-Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Стихи про хлеб.
Хлеба пекутся.
Тонкой струйкой сытнойЗмеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытныйС любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись по утру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.
Пшеница
Положит в землю Человек зерно,Прольётся Дождь- зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберёт.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.
О хлебе
Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.
Пословицы и поговорки о хлебе.
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.-Всяк на себя хлеб добывает.-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.-Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Хлеб хлебу брат. -Худ обед, когда хлеба нет. -Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. -Хлеб да вода – мужицкая еда.-Хлебушко – калач дедушка.-Хлеба нет – корочка в честь.-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. -Человек хлебом живет, а не промыслом. -Покуда есть хлеб да вода, все не беда. -Без хлеба, без соли худая беседа. -Палата бела, а без хлеба в ней беда. -Плевать на обед коли хлеба нет. -Хлеб – дар божий, отец, кормилец.-Хлеб да соль, и обед пошел.-Без хлеба, без соли никто не обедает.-Не в пору и обед, коли хлеба нет.-Хлеб черствый – обед честный.-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)
Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Считалки о хлебе.
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки". "Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?"
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Интересные факты:
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
Национальные сорта хлебобулочных изделий.У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный. Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др. Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола. Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки.В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча. По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани
Колосок (украинская сказка)Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и умели петь да плясать, крутиться и вертеться. Петушок же рано утром поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.Однажды подметал петушок двор и увидел на земле пшеничный колосок. Позвал петушок мышат:- Круть и Верть, посмотрите, что я нашел!Прибежали мышата и говорят:- Нужно его обмолотить.- А кто будет молотить? – спросил петушок.- Только не я! – пропищал Круть.- Только не я! – пропищал Верть.- Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу.И принялся за работу. Мышата тем временем затеяли игру в лапту.Закончил петушок молотить и крикнул:- Эй, Круть, эй, Верть, посмотрите сколько я зерна намолотил!Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь надобно зерно на мельницу нести, муки намолоть.- А кто понесет? – спросил петушок.- Только не я! – ответил Круть.- Только не я! – ответил Верть.- Ладно, – сказа петушок, – я снесу зерно на мельницу.Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата затеяли игру в чехарду. Прыгают друг через друга, веселятся. Вернулся петушок с мельницы и позвал мышат:- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.Прибежали мышата, смотрят, не нарадуются:- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да хлеб печь.- Кто будет месить? – спросил петушок.А мышата опять свое:- Только не я! – запищал Круть.- Только не я! – запищал Верть.Подумал, подумал петушок и говорит:- Видно мне придется.Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. Как печь истопилась, посадил в нее хлеб. Мышата тоже времни не теряют: пляшут, да песни поют.Испекся хлебушек, петушок вынул, поставил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.- Ох и проголодался я! – пропищал Круть.- Ох, как есть хочется! – пропищал Верть.Скорее сели за стол. А петушок им говорит:- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто колосок нашел?- Ты нашел! – громко закричали мышата.- А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.- Ты обмолотил! – потише сказали оба.- А кто зерно на мельницу носил?- Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть.- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил, хлеб кто пек?- Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищали мышата.- А вы что делали?Не знаю, что сказать мышата. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.Не за что таких лодырей и лентяев хлебом угощать!
Лисичкин хлеб
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб?
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
М. Пришвин
Задания.
Задание 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)
Откуда хлеб пришел? — Из магазина.
А в магазин как попал? — Из пекарни.
Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.
Из чего? — Из муки.
Из чего мука? Из зерна.
Откуда зерно? Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? — Выросла в поле.
Кто ее посеял? – Колхозники
Задание 2. На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?
Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).
Задание 3.Найди начало и конец пословиц, соедини стрелочками.
Нету хлеба ни куска, поешь хлеба в охоту.
Не трудиться — а голодный думает о хлебе.
Плох обед, заберёт и в горнице тоска.
Пот на спине — половина обеда.
Работай до поту, коли хлеба нет.
Сытый считает звёзды в небе, хлеба не добиться.
У кого хлеб родится, ни во что и труды наши.
Хлеб да вода — а хлебец ржаной — отец наш родной.
Хоть по-старому, хоть по-новому, богатырская еда.
Без соли, без хлеба — везде тоска.
Без хлеба и без каши а голодному — калач.
Без хлеба куска тот всегда веселится.
Больному помогает врач, так и хлеб на столе.
Гречневая каша — матушка наша, а без хлеба ни прожить.
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?) — ..., булка (какая?) — ....
Задание 5. Составить предложение из слов. Хлеб, печь, мука, из.
Задание 6. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... .
infourok.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»