До ярмарки в классе проходят конкурс стихов о хлебе, викторина о хлебе (см приложение), конкурс рисунков «Хлеб всему голова», подбор пословиц о хлебе. Викторина про хлеб


Урок-викторина по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок-викторина по сказке К.Г. Паустовского « Теплый хлеб»

«Внимательный ли ты читатель?»

Цель:

- обобщить знания учащихся по сказке Паустовского «Теплый хлеб»;

- прививать учащимся внимательное отношение к чтению художественного произведения, - развивать интерес к чтению книг, прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

  1. Портрет К.Г.Паустовского

  2. Плакат «Чтение - вот лучшее учение»

  3. Номера вопросов.

  4. Юла для проведения раундов.

  5. Секундомер.

  6. Гонг ( ударять).

Организационная работа.

Класс разбит на 3 команды. Каждая команда готовит эмблему и название команды. На столе номера с вопросами. Вопрос, на который отвечает команда, читает учитель. Раскручивается юла, вопросы по кругу лежат рядом с юлой.

План проведения урока.

1.Исполнение песни «Хлеб всему голова».

2.Вступительное слово учителя.

3. Защита эмблем.

4.Конкурс- викторина (вопросы викторины прилагаются, через каждые четыре вопроса пауза, материал к паузе учащиеся заранее готовили).

-первая пауза: стихи о животных;

-вторая пауза : телефон доверия «Мои добрые дела».

  1. Эмоциональный настрой. Урок начинается с исполнения песни «Хлеб всему голова»

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Говорил у крыльца

Тихим говором сыну,

Провожая его

Первый раз на поля

Припев:

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

  1. Слово учителя.

- Ребята, и снова в наш дом постучалась сказка. Она всегда приходит тихо, еле слышно…..

- Каждый ли услышит этот стук?

-Каждый ли впустит в свой дом, в свое сердце?

-Каждый ли поймет великую мудрость, которую таит в себе сказка?

Ответить на эти непростые вопросы нам поможет Паустовский, автор сказки «Теплый хлеб».

Обратите внимание на высказывание Паустовского

«Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти-книги»

- Кто, с точки зрения писателя счастливый человек?

- Давайте попытаемся стать сегодня чуткими и внимательными читателями, чтобы понять, какие уроки заключены в сказке « Теплый хлеб». Сегодня у нас урок-викторина «Внимательный ли ты читатель?»

  1. Защита эмблем и названия команд.

Первая команда «Филька».

- Мы назвали свою команду «Филька». Он главный герой. Мы понимаем, что мальчик меняется в этой истории в лучшую сторону. Вначале это злой и грубый мальчишка. Он искренне раскаивается и признает собственную вину. Исправляет положение благодаря силе воли, настойчивости, сообразительности. Он справился со своей нелегкой задачей. Добрые слова и поступки помогли найти верных и надежных друзей.

Вторая команда «Панкрат» .

- Мы назвали свою команду «Панкрат». Он был мельником. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, ребята считали его колдуном, потому что он был умным и проницательным , с быстрыми глазами Он мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь. Раненого вороного коня взял мельник. Он его вылечил. Панкрат починил мельницу, которая давно не работала. Панкрат живет в стороне от людей. ( Мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее). Нам нравится этот герой.

Третья команда «Раненый конь».

- Мы назвали свою команду « Раненый конь». Во время войны в деревне Бережки разорвался немецкий снаряд и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне. Коня взял к себе мельник. Трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Его кормили жители. Кто вынесет свекольную ботву, черствый хлеб, а иногда лакомство: сладкую морковку. Конь-труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату. Все жители деревни Бережки считали своим долгом заботиться о нем.

Конкурс-викторина (вопросы).

1.Где и когда происходят события в сказке? (События происходят в годы Гражданской войны, в деревне Бережки).

2.Почему деревня называется Бережки? Какие у вас ассоциации? (Родные берега, берег жизни.

Через название деревни автор делает деревню близкой каждому человеку. В этой деревне пахнет хлебом, она становится символом жизни).

3.Панкрат был одет в картуз. Что означает это слово?( Картуз-это фуражка с козырьком).

4.Коня угощали черствым хлебом. Черствый хлеб-это прямое значение слова. Подберите переносное значение.( Черствый человек. В толковом словаре С. И. Ожегова черствый человек это человек неотзывчивый, бездушный).

5.Филька ударил коня по губам, наотмашь. Как вы понимаете это слово? ( Сильно размахнувшись).

6.Филька обозвал коня дьяволом и христорадником. Кто такие христорадники? ( В стародавние времена ходили по земле люди, которые не имели крова, крыши над головой. Называли их «калики перехожие», считались такие люди божьими людьми». Христа ради просили они подаяние. Отсюда и слово христорадник. Каждый человек должен был помочь, чем мог: дать кусок хлеба,предоставить ночлег. Не помочь такому божьему человеку означало навлечь на себя беду).

7. Что такое кульминация?( самый напряженный момент).

8.Кульминационный отрывок «Как природа ответила на жестокость Фильки». Прочитайте выразительно этот отрывок. (со слов «Слеза скатилась….).Укажите примеры олицетворения ( «ветер засвистел»).Олицетворение помогает нам увидеть природу живой.

В этом отрывке используется еще одно средство выразительности-ГРАДАЦИЯ.

Паустовский использовал глаголы с нарастающим действием.Такой прием расположения слов в порядке усиливающего( уменьшающего) значения называется градацией.

- Найдите прием градации в этом отрывке.(солома летела, скворечни ломались, ставни хлопали, столбы снежной пыли взвивались, неслись на деревню.)

8. «Колючий мороз»- это эпитет. Почему? ( Эпитет помогает не только увидеть, но и почувствовать).

9.Филька укрылся тулупчиком. Что такое тулуп? ( Это шуба, без перехвата, обнимающая все тело, весь стан.)

10.События 100-летней давности, о которых рассказывает бабка Фильки. Что это за события? ( Упал на нашу округу лютый мороз. Погибли леса, сады, птицы. 10 лет ничего не росло, земля стояла голая.)

11.В чем бабушка Фильки видит причину того, что разбушевалась природа. Назовите ключевые слова.( « от злобы людской», «злой мужик».)

12. А сейчас через 100 лет в Бережках какой завелся человек?( « дурной человек», творит «злодейство»)

13.Задумался Филька после рассказа бабки. Он выскочил на улицу и побежал к мельнице. Паустовский использует сравнения. Вспомните: луна сравнивается с……. ( убранной , как невеста, венцами).

-Снег пел под ногами, будто ……..( артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой).

- Ветки ивы поблескивали, как ( стеклянные).

14. «Бессмысленный ты гражданин» …….. Кто это? Чьи это слова?( Это Филька. Так его назвал Панкрат. Он обидел коня и из-за этого упал на деревню мороз.)

15.Кто принес в деревню оттепель?( Сорока рассказывала,что она долетела до теплого моря, разбудила летний ветер, натрещала ему про лютый мороз и упросила прогнать его, помочь людям. Вороны этому не поверили. Но к вечеру лед треснул, разошелся.)

16.Кратко пересказать эпизод « Примирение Фильки и коня»(Филька взял свежий хлеб,Николай-деревянную солонку с солью. Они отправились к коню..Панкрат выпустил коня.Филька протянул хлеб коню.Конь взял хлеб только после слов Панкрата: « Не пужайся, Мальчик, Филька не злой человек».

17. Что стало символом измененных отношений между людьми? ( Хлеб накормил не только всю деревню, но и стал символом измененных отношений между людьми.)

18.Филька был бессмысленным гражданином. В конце сказки какой перед нами человек?

-честный человек

-хороший человек

-настоящий гражданин ( « Отечества достойный сын»).

Первая пауза: Поэтическая. Стихи о животных.

Команда «Филька»

Стихотворение «Лошадь».

Лошадь известна характером строгим,

И доверяет лошадь немногим,

Тех, кто не плачет и маме не врет,

Лошадь с собою в дорогу берет.

Лошадь умна и мгновенно раскусит

Тех, кто в минуты опасности трусит,

И не найдет у нее снисхожденья

Тот , кто жалеет конфет и печенья.

Лошади любят и лошади плачут,

В небе летают, по прерии скачут,

Тенью мелькая по лунной стене,

К добрым и смелым приходят во сне.

Если в сердечке таится тепло-

Тронь за уздечку. И прыгай в седло. (Петр Баранов)

Команда « Панкрат». Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах.

-Что такое дружба, - спросила я у птицы.

-Это когда коршун летает вместе с синицей.

-Спросила я у зверя: Что такое дружба?

-Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

-А после спросила у девочки: Дружба - что такое?

-Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Команда « Раненый конь».

- Наша команда подготовила сообщение « Лошади в военное время».

Выступление команды: - Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км в сутки, но он может пройти там, где не пройдет никакая техника- и сделать это незаметно. Генерал Гальдер писал: « Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

Вторая пауза.

Учитель: - Филька в конце сказки сделал добро . А вы можете рассказать о своих добрых делах??? Давайте перейдём к рубрике «Спешите делать добро». В нашей школе установлен телефон доверия. ( Его № 14-34) Подойдите к телефону. Возьмите трубку и расскажите о своем добром деле.

Команда «Филька».

- Алло, здравствуйте. Это телефон доверия? Это Абрамян Арнольд. Я хочу рассказать о своем добром деле. Мы с моим одноклассником Адониным Мишей гуляли в центре станицы Кавказской. Увидели брошенного котенка, который тоскливо смотрел на нас. « Наверное , он голодный , -решили мы. Миша побежал в магазин и купил 2-е пачки «Вискас». Котенок ел очень долго. Мы пошли кататься на качелях, а когда вернулись, кошки на месте уже не было.

Команда «Панкрат».

- Алло, здравствуйте. Это телефон доверия? Это Орлова Алина. Я хочу рассказать о своем добром деле. Когда мне было 8 лет, я достала котенка с дерева. Среди ветвей он запутался и не мог слезть. Я залезла на самую прочную и толстую ветку и вытащила котенка. Он спрыгнул и убежал. Больше я его никогда не видела.

Команда «Раненый конь».

- Алло, здравствуйте. Это телефон доверия? Это Кондратов Дмитрий. Я хочу рассказать о своем добром деле. Наша соседка тетя Оля не может попасть в дом, замок не открывается. Она попросила меня залезть через форточку в дом и открыть дверь. С большим трудом у меня это получилось. Я был рад, что помог соседке.

Итог урока:

Заключительное слово учителя. - Какая команда набрала больше баллов? В одной из передач по телевизору выступал ЕВГЕНИЙ ВИНОКУР. Он вспоминал уроки своей мамы. Она его учила : «ДЕЛАЙ ДОБРО И ИДИ ДАЛЬШЕ, ОПЯТЬ ДЕЛАЙ ДОБРО, НЕ ЖДИ ВОЗВРАТА». Какие мудрые слова… прислушайтесь к ним… и делайте также….

infourok.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Родительское собрание - викторина совместно с детьми "Хлебушек душистый, тёплый, золотистый" | скачать бесплатно

Родительское собрание совместно с детьми.

Тема собрания: «Хлебушек душистый, тёплый, золотистый».

Цель собрания: Изменить отношение детей и родителей к хлебу.

Участники собрания: Дети, родители, воспитатели, логопед.

Форма собрания: Викторина.

Ход собрания:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей викторине «Хлебушек душистый, тёплый, золотистый».

Дети встречают гостей хлебом солью. Читают стихи о хлебе.

Ведущий: Мы собрались здесь сегодня, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время с нашими детками, а говорить будем о хлебе. Для начала давайте разделимся на две команды. Команда родителей и команда детей. Каждая команда придумает себе название и нарисует эмблему.

Взрослые и дети делятся на две команды. Рассаживаются за столы. Придумывают название, рисуют эмблему команды.

Ведущий: Каждый правильный ответ принесёт команде одно зёрнышко. Выиграет команда, которая соберёт больше зёрнышек.

1 конкурс «Приветствие команд»

Команды представляют название и эмблему.

2. «Конкурс загадок»

Для детей

Для родителей

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто ест – похвалит.

                                  (каша)

В поле метёлкой,

В мешке жемчугом.

                                  (пшеница)

За железным конём

Ящик тянется с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно.

                                  (сеялка)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

                                     (блин)

Корабль – великан,

Не по морю плывёт,

Корабль – великан

По земле идёт.

Поле пройдёт –

Урожай соберёт

                            (комбайн)

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Зеркалом сверкает.

                                  (плуг)

Золотист он и усат

В ста кармашках

Сто ребят.

                        (колос)

Лежит мужик

В золотом кафтане,

Подпоясан, да не поясом,

Сам встать не может –

А люди поднимают.

                                     (сноп)

3. «Конкурс знатоков пословиц»

1 задание «Закончи пословицу»

Для детей

Для взрослых

Хлеб всему ….. (голова).

Красна река берегами, а … (обед пирогами).

Хлеб – батюшка, вода - …(матушка).

Худ обед, …(когда хлеба нет).

Щи да каша - … (пища наша).

Если хлеба ни куска, … (так и в тереме тоска).

Хлебушко – калачу …(дедушка).

Мельница сильна водой, а … (человек едой).

2 задание «Вспомни пословицу»

4. Пауза

Игра «Сбор урожая»

Дедушка пшеницу серпом сжал,

«ших-ших», пальцы сжаты в кулак, скрещивание рук.

Снопов навязал,

«ш-ш-ш» - на продолжительном выдохе; вращение кулачков перед грудью.

Обмолотил,

«т-т-т», «ды-ды-ды» - удары кулачками по коленям.

На мельницу свозил.

«цоканье»; руки держат вожжи.

Ветер летит

Крылья мельницы вертит.

«уууууу»; вращение правой руки перед грудью.

Получилась мука,

Хороша, легка.

«п-п-п» - активные, короткие выдохи; пальцы рук сжимаются – разжимаются.

А я из муки напеку пироги.

Руками «пекут» пироги произнося слог «ля-ля-ля»

5. «Конкурс вопросов и ответов»

Для детей

Для взрослых

Где хлеб рождается? (в поле)

Сколько стоит хлеб в магазине?

Откуда хлеб приходит к нам на стол? (из магазина)

Куда поступает зерно из комбайна? (в грузовик)

Когда хлеб сеют? (весной)

Основная хлебная культура в Японии? (рис)

В чём хранится хлеб? (в хлебнице)

Часть хлеба, которая находится внутри? (мякиш)

Назовите хлеб ласково. (хлебушек)

Самая маленькая частица хлеба? (крошка)

Поджаристая часть хлеба? (корочка)

Чем в старину выбивали зерно из колосьев? (цепом)

Из зёрен какого растения получают манную крупу? (пшеница)

Что такое сусек? (ящик для зерна, муки)

6. «Конкурс рассыпанных слов».

Задание: собрать «хлебные» слова из рассыпанных букв.

Для детей

Для взрослых

хлеб

элеватор

поле

комбайнёр

7. Конкурс «Как выращивают хлеб».

Задание: разложить карточки по порядку.

Для детей

Для родителей

«Как в наше время выращивают хлеб»

«Как наши предки выращивали хлеб»

 8.Подведение итогов викторины. Награждение участников.

Воспитатель: Подошла к концу наша викторина. Теперь вы знаете, откуда берётся хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаете, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнёры, пекари, - чтобы утром, когда вы проснётесь, на столе всегда лежала свежая булка или каравай. Давайте будем бережнее относиться к хлебу и своим примером учить этому других. Берегите хлеб!

nsportal.ru

До ярмарки в классе проходят конкурс стихов о хлебе, викторина о хлебе (см приложение), конкурс рисунков «Хлеб всему голова», подбор пословиц о хлебе.

Хлебная ярмарка

Цели: расширять жизненные представления о выращивании хлеба; воспитывать уважение к хлебу, людям труда; воспитывать на народных традициях родной земли.

До ярмарки в классе проходят конкурс стихов о хлебе, викторина о хлебе (см. приложение), конкурс рисунков «Хлеб – всему голова», подбор пословиц о хлебе.

За активное участие в конкурсах учащиеся получают «колоски» - ярмарочные денежные знаки. На них на ярмарке делают покупки.

Звучит народная музыка.

Вбегают зазывалы.

Здравствуйте , добрые молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Рады видеть вас всех на ярмарке!

Ярмарка! Ярмарка! Веселись , народ!

Ну-ка, красавица, выходи вперёд!

Ведущая. Ждёт вас ярмарка,

Всем на удивление –

Балагуры , зазывалы,

Каравай, хлеб, пироги и другие товары.

А где хлеб да тепло, там и жить добро.

На гулянье у нас

Русский перепляс

Да хохота час.

Народные песни

Да потешки о хлебе.

Исполняется русская народная песня «На торгу»

На торгу, торгу кругом

Входит Дуня с киселем.

Эй, купите киселя,

Кушать будете хваля!

Киселя, киселя,

Кому надо киселя?

На торгу, торгу кругом

Ходит Дуня с пирогом.

Эй, цена недорога,

Вы купите пирога!

Пирога, пирога,

Кому надо пирога

Целый месяц на пирог

Тесто квасила я впрок

Да валяла на полу

И под лавочкой в углу.

Песня «Каравай»

Как на мамин день рождения

Испекли мы каравай

Вот такой высоты.

Вот такой низины.

Вот такой ужины.

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай. Входят дети, в руках у них игрушки.

Ученики исполняют потешки.

1) (С мишкой)

Тпрушки, тпрушки,

Пекла баба преснушки.

Всем по преснушке,

Мишутке – две!

2) (С куклой)

Пушки, татушки,

Пекла баба ватрушки

На липовой кадушке

Для Катеньки – Катюшки.

3) (Со скалкой)

Коноплева- то жена

Пирогов испекла.

Я хвать за пирог-

Меня скалкой в лоб.

4) (С петухом)

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок.

Вскочил бабе на шесток,

Уклюнул блинка,

Поглянул дружка

Харитонушка.

В с е (вместе)

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины, блины, блины

Ой, блиночки мои!

Ведущая.

Эй, друзья!

Смотрите скорее сюда!

То, что мы вам покажем,

Не увидите нигде и никогда.

Это только один раз

И только у нас.

Кто любит веселье и смех,

Мы зовем к себе всех!

Просто так и для утехи

Предлагаются потехи.

Потеха первая - простая, но нервная.Зрители определяют количество баранок в связке.Бублики подовые,

Баранки пудовые.

Бублики получает тот,

Кто правильное число их назовет.

Потеха вторая – не совсем простая.Пластмассовым игрушечным топориком разрубают калачи.

Выходите силачи!

Разрубите калачи!

Потеха третья – «Валяй, каравай».

Играющему завязывают глаза и крутят его, приговаривая: «Каравай получит тот, кто правильное направление возьмет».Катай, катай, каравай!

Куда твоей головой?

К лесу – малесу!

В огород залезу,

Гряды ископаю,

Тычник изломаю.

Куда лицом стоишь?

Ведущая. А теперь всем на удивление – цирковое представление! (Выносят поднос с ватрушками)

У меня ватрушки тем,

Кто поет частушки.

Если лучше всех споет,

Все ватрушки заберет.

Кушайте, питайтесь!

В тоску не ударяйтесь!

Ученики поют частушки, пляшут в кругу.

Все мы в Таябе живем,

Вкусны пряники жуем!

Мы частушек много знаем.

Их сейчас для вас споем!

Прянички печатные –

До того приятные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Хлебом солью

Всех встречаем.

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сем.

Ведущая. А какая ярмарка без уличного театра – балагана?

Сегодня театр только у нас,

Да еще в последний раз.

Завтра придешь –

Никого не найдешь.

Посмотри, народ честной!

Не пожалеете,

Коли время имеете!

Сказка «Колобок»

А какая хлебная ярмарка без пословиц о хлебе? Назовите их.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хлеб да соль – и во сне добро.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Живая душа калачика хочет.

Нужда научит, калачи есть.

Где хлебно да тепло, там и жить добро.

Хлеб – батюшка, хлеб – кормилец, хлеб – всему голова.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Плох обед, коли хлеба нет.

Нет хлеба ни куска – заберет и в тереме тоска.

У кого хлебушко – у того и счастье.

Хлеб от земли, сила от хлеба.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Днем раньше посеешь – на неделю раньше уберешь.

Сей в добрую пору – соберешь хлеба в гору.

Есть хлеб – будет и песня.

Входят коробейники с лотками разной выпечки. Роли коробейников исполняют родители. (С калачами)

Ярмарка! Хлебная ярмарка!

Продаются калачи, калачи горячи!

Хоть в окошко мечи!

(С пряниками)

Медовые пряники. Сладкие ароматные,

На вкус очень приятные.

Пряники медовые! Купите, купите!

Зубы есть – сам грызи,

А нету – у соседа попроси.

(С блинами)

Блины, блины!

Три дня как испечены.

Где блины там и мы!

Вот блины – блиночки!

Кушайте, милые дочки.

Вкусные блиночки!

Кушайте сыночки.

Ведущая.

Что за товар –

И тот хорош,

И другой хорош!

Выбирай, который хошь.

Колоски доставай да покупку выбирай.

Ученики и родители делают покупки, рассчитываясь «колосками».

Ведущая . Эй, друзья,

Хватит молча жевать,

Пора и загадки мои отгадать.

Калачи получит тот, кто отгадки назовёт.

Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (Блин)

На железном мосту

Коковяшки растут? (Оладьи)

Меня бьют, колотят, режут,

А я все терплю,

Людям добром плачу.(Хлеб)

Бежали овцы по калиновому мосту,

Увидали зорю – покидались в воду. (Пельмени)

Возьму пышно, сделаю жидко,

Брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом – солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и Вселенная представилась в виде круга. И вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Поэтому и хлеб – символ жизни – был круглым. Ну а женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами. Относились к ним с почтением.

Входит каравайщица.

Что я положила, чтобы получился хороший каравай?

Я положила то, что в воде родится, а воды боится. (Соль)

Не солено, не варено, а едят. (Молоко)

В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)

Бел как снег, а в чести у всех. (Сахар)

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

За потешки, пляски, байки

Благодарствуем мы всех!

Приложение

Викторина о хлебе

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)

Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп)

Одно бросил – целую горсть нашёл. (Зёрна)

Сто братьев в одну избушку пришли ночевать. (Колос)

Из растений чей портрет выбит на монете?

Чьих нужнее нет плодов на земной планете? (Пшеницы)

Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно.

Пройду огонь и воду, а конец мой – нож и зубы. (Хлеб)

Растерто, раздавлено, у печки поставлено.

По стеночке движется, липнет и лижется,

Не ком и не жижица. (Тесто)

В землю крошки, а из земли – лепешки. (Зерновые культуры)

Железный конь – в животе огонь,

Сена не просит, пашет, сеет, косит. (Трактор)

Из зерен какого растения получают манную крупу? (Пшеница)

Загадаю загадку: выброшу на грядку,

В год пущу, в другой выпущу. Что это? (Озимые хлеба)

Не море, а волнуется. (Колосья в поле)

Меня режут, меня бьют, а я не злюсь – добрей становлюсь. (Тесто)

kak.znate.ru

Викторина «Что мы знаем о хлебе?»

Викторина «Что мы знаем о хлебе?»

Вопрос 1

  • Когда, по мнению историков и археологов, был "открыт" хлеб?

Подсказка 1

Ответ 1

  • По мнению историков и археологов, хлеб был "открыт" свыше 15 тысяч лет назад

Вопрос 2

  • Что представлял собой первый хлеб?

Подсказка 2

  • Жареный на костре картофель

  • Зерновую кашу

  • Тульские пряники

Ответ 2

  • В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку (кстати, такую кашу до сих пор употребляют в некоторых странах Азии и Африки). Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.

Вопрос 3

  • Из каких зерен делают манную кашу?

Подсказка 3

  • Из зерен данного злака

Ответ 3

  • Манную кашу делают из зерен пшеницы.

Вопрос 4

  • Найдите несоответствие: 1 – пшеница

  • 2-овес 3 - рожь

  • 4 - кукуруза

Ответ 4

Вопрос 5

  • Какое отношение

  • это дерево

  • имеет к хлебу?

Ответ 5

Вопрос 6

  • Герб какого государства на рисунке?

Подсказка 6

  • Россия

  • РСФСР

  • СССР

Ответ 6

  • Союза Советских Социалистических республик

Вопрос 7

  • Все эти картины написаны разными художниками, но у них есть что -то общее в названии. Что?

Подсказка 7

  • Картины Маковского, Шишкина, Лебедева, Саврасова называются, как данный злак.

Ответ 7

  • Маковский «Рожь»

  • Лебедев «Рожь»

  • Шишкин «Рожь»

  • Саврасов «Рожь»

Вопрос 8

  • Слово хлеб многозначное. Сколько значений вы знаете?

Подсказка 8

  • Метафора Мой учительский хлеб

Ответ 8

  • Основное (прямое) значение:

  • Хлеб 1 - пищевой продукт, который

  • выпекают из муки. Ты только попробуй,

  • какой вкусный хлеб! Второстепенные (производные) значения:

  • Хлеб 2 - зерно, из которого делают муку, иду­щую на выпечку такого продукта. Надо было прикинуть места для ссыпных пунктов, куда можно было бы хлеб свозить. (Д.Фурманов)

  • Хлеб 3 - растение, из зерна которого изготавливаются мука и крупа. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие хлеба. (В.Короленко).

  • Хлеб 4 (перен.) - средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое. Мой учительский хлеб.

Загадка: Куча зерна

  • Трое крестьян - Иван, Петр и Николай –

  • за выполненную работу получили мешок

  • зерна. На беду под рукой не оказалось мерки

  • и пришлось делить зерно на глазок. Старший среди крестьян - Иван - рассыпал зерно на три кучи, как он считал, поровну: - Первую кучу восьми ты, Петр, вторая достанется Николаю, а третья мне. - Я не согласен на это, - возразил Николай, - моя куча зерна ведь самая маленькая. Поспорили крестьяне. Чуть до ссоры не дошло. Пересыпают зерно из одной кучи в другую, из другой в третью и никак к согласию не придут, обязательно кто-нибудь недоволен. - Будь мы вдвоем, я да Петр, - вскричал в сердцах Иван, я бы мигом разделил. Рассыпал бы зерно на две равные кучи и предложил бы Петру выбрать любую, а оставшуюся взял бы себе. Оба мы были бы довольны. А тут не знаю, как и быть. Задумались крестьяне, как же разделить зерно, чтоб все были довольны, чтоб каждый был уверен,

  • что получил не меньше трети. И придумали. Придумайте и вы.

Викторина «Что мы знаем о хлебе?»

uch.znate.ru

Познавательная игра-викторина "Хлеб всему голова" скачать doc

Автор материала: Палатовская Елена Викторовна

Познавательная игра-викторина

«Хлеб- главное кушанье на все времена»

МБУ ДО ЦВР

Педагог дополнительного образования Палатовская Елена Викторовна

Звучит музыкальное вступление - песня о хлебе. (слайд № 1)

Ход мероприятия

автор: О чем же будет наша познавательная игра ?

(Ответы ребят)

автор: Првильно, о хлебе

Слайд №2

Цели:

обобщить знания по теме «Технология изготовления кулинарных изделий из муки разных видов»;раскрыть значение хлебобулочных изделий в питании человека;воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие;приобретение навыков коммуникативного выступления перед аудиторией.Слайд №3

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это-хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу.

В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная-хлеб-соль со стола не сходит». В знак благодарности за сердечное угощение часто произносили такие слова: «Хлебом-солью довольны - глаза не глядят».

Вот и мы начали наш праздник хлебом- солью. О хлебе у нас сегодня и будет главный разговор.

Итак, начинаем нашу викторину « Хлеб-главное кушанье на все времена». Участниками игры будут две команды «Хлеборобы» и «Пекари». Оценивать свои результаты будут участники игры.

Слайд №4

Конкурс 1. Разминка.

Команды по очереди называют обычаи, приметы и притчи, связанные с хлебом.

Дополнительный материал к конкурсу 1.

Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали и самых именитых людей, и молодых в день свадьбы, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека весь выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу. Да мало ли еще обрядов и обычаев, связанных с хлебом, всех не перечислить. И это не случайно - ни один из других видов пищи у русского народа, не идет ни в какое сравнение с хлебом.

Притча о мозоли.

У одного человека был хороший урожай в поле. И за праздничным столом один из друзей человека того советовал ему благодарить Бога за обилие плодов. Но ответил тот в гордыне: «Я должен благодарить не Бога, а свои мозоли!» На следующий год скудным оказалось поле его, и горько жаловался человек, что Бог не дал урожая. И спросил его тогда один из друзей: «А где же были твои мозоли?»

Притча о грешной молитве.

В неурожайный год многократно возвысилась цена хлеба в земле христианской, и некий купец нажил много серебра на торговле зерном, презрев горе и нужду жителей окрестных селений. И, распаленный наживой, пришел он в храм Божий и молитвенно просил, чтобы хлеб стал еще дороже. Но когда вернулся купец домой, увидел он, что все имение его сгорело дотла, и в помрачении рассудка удавился. Исполнилось так слово Божие: «…И молитва его да будет в грех…»

Слайд №5

Конкурс 2. Исторический.

Задаете по 2 вопроса команде соперников на знание истории возделывания и обработки хлебных злаков. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Вопросы:

Когда люди впервые узнали вкус хлебных злаков?Как выглядел хлеб в первобытные времена?Как выглядела предшественница современной печи в первобытные времена?Сколько тысячелетий назад началось культурное возделывание хлебных злаков разными народами?Ответы:Считается, что впервые вкус хлебных злаков люди узнали ещё во времена каменного века, примерно 15 тысяч лет назад.Сначала первобытные люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Миновало много веков, прежде чем они научились растирать эти зерна и смешивать их с водой. Таким образом, хлеб родился на свет в виде жидкой мучнисто-зернистой каши, хлебной похлебки.Потом люди заметили, что зерна отделяются от колосьев легче, если их уложить в яму с сильно нагретыми камнями (предшественница современной печи). Кроме того, поджаренные зерна оказались гораздо вкуснее по сравнению с сырыми. Так или примерно так, постепенно, на ощупь, человек познавал удивительные свойства хлеба.Прошли тысячелетия, прежде чем люди научились культивировать хлебные злаки, причем пшеница появилась значительно, раньше ржи. Примерно 8 тысяч лет назад пшеницу, ячмень и просо стали возделывать вавилоняне, египтяне, ассирийцы, евреи и другие народы.

Слайд №6

Конкурс 3. Сказка «Легкий хлеб».

В этом задании проиллюстрируйте сказку «Легкий хлеб». Вам необходимо на доске разместить последовательно иллюстрации возделывания хлеба.

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

Ты что ешь, человече?Хлеб, - отвечает косарь.А он вкусный?Да, еще какой вкусный!Дай мне отведать.Что ж, отведай.Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.И начал он волка поучать:Прежде всего, надо землю вспахать…Тогда и хлеб будет?Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк. Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…И буду хлеб, есть? Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…И все?Нет, не все. Надо муку в доже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.И спечется хлеб?Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. А сейчас мы проведем коллективную декламацию-перекличку после слов –Мы говорим- хором: «Хвала тебе, хлеб!».

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хвала тебе хлеб!» (Хором.)

Золотой простор бескрайний —

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хвала тебе, хлеб!» {Хором.)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хвала тебе, хлеб! (Хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хвала тебе, хлеб!» {Хором.)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней.

Чтоб на стол к тебе явился

vseuroki.pro

Познавательная игра-викторина "Хлеб всему голова" скачать docx

Познавательная игра-викторина

«Хлеб- главное кушанье на все времена»

МБУ ДО ЦВР

Педагог дополнительного образования Палатовская Елена Викторовна

Звучит музыкальное вступление - песня о хлебе. (слайд № 1)

Ход мероприятия

автор: О чем же будет наша познавательная игра ?

(Ответы ребят)

автор: Првильно, о хлебе

Слайд №2

Цели:

обобщить знания по теме «Технология изготовления кулинарных изделий из муки разных видов»;раскрыть значение хлебобулочных изделий в питании человека;воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие;приобретение навыков коммуникативного выступления перед аудиторией.Слайд №3

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это-хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу.

В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная-хлеб-соль со стола не сходит». В знак благодарности за сердечное угощение часто произносили такие слова: «Хлебом-солью довольны - глаза не глядят».

Вот и мы начали наш праздник хлебом- солью. О хлебе у нас сегодня и будет главный разговор.

Итак, начинаем нашу викторину « Хлеб-главное кушанье на все времена». Участниками игры будут две команды «Хлеборобы» и «Пекари». Оценивать свои результаты будут участники игры.

Слайд №4

Конкурс 1. Разминка.

Команды по очереди называют обычаи, приметы и притчи, связанные с хлебом.

Дополнительный материал к конкурсу 1.

Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали и самых именитых людей, и молодых в день свадьбы, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека весь выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу. Да мало ли еще обрядов и обычаев, связанных с хлебом, всех не перечислить. И это не случайно - ни один из других видов пищи у русского народа, не идет ни в какое сравнение с хлебом.

Притча о мозоли.

У одного человека был хороший урожай в поле. И за праздничным столом один из друзей человека того советовал ему благодарить Бога за обилие плодов. Но ответил тот в гордыне: «Я должен благодарить не Бога, а свои мозоли!» На следующий год скудным оказалось поле его, и горько жаловался человек, что Бог не дал урожая. И спросил его тогда один из друзей: «А где же были твои мозоли?»

Притча о грешной молитве.

В неурожайный год многократно возвысилась цена хлеба в земле христианской, и некий купец нажил много серебра на торговле зерном, презрев горе и нужду жителей окрестных селений. И, распаленный наживой, пришел он в храм Божий и молитвенно просил, чтобы хлеб стал еще дороже. Но когда вернулся купец домой, увидел он, что все имение его сгорело дотла, и в помрачении рассудка удавился. Исполнилось так слово Божие: «…И молитва его да будет в грех…»

Слайд №5

Конкурс 2. Исторический.

Задаете по 2 вопроса команде соперников на знание истории возделывания и обработки хлебных злаков. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

Вопросы:

Когда люди впервые узнали вкус хлебных злаков?Как выглядел хлеб в первобытные времена?Как выглядела предшественница современной печи в первобытные времена?Сколько тысячелетий назад началось культурное возделывание хлебных злаков разными народами?Ответы:Считается, что впервые вкус хлебных злаков люди узнали ещё во времена каменного века, примерно 15 тысяч лет назад.Сначала первобытные люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Миновало много веков, прежде чем они научились растирать эти зерна и смешивать их с водой. Таким образом, хлеб родился на свет в виде жидкой мучнисто-зернистой каши, хлебной похлебки.Потом люди заметили, что зерна отделяются от колосьев легче, если их уложить в яму с сильно нагретыми камнями (предшественница современной печи). Кроме того, поджаренные зерна оказались гораздо вкуснее по сравнению с сырыми. Так или примерно так, постепенно, на ощупь, человек познавал удивительные свойства хлеба.Прошли тысячелетия, прежде чем люди научились культивировать хлебные злаки, причем пшеница появилась значительно, раньше ржи. Примерно 8 тысяч лет назад пшеницу, ячмень и просо стали возделывать вавилоняне, египтяне, ассирийцы, евреи и другие народы.

Слайд №6

Конкурс 3. Сказка «Легкий хлеб».

В этом задании проиллюстрируйте сказку «Легкий хлеб». Вам необходимо на доске разместить последовательно иллюстрации возделывания хлеба.

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

Ты что ешь, человече?Хлеб, - отвечает косарь.А он вкусный?Да, еще какой вкусный!Дай мне отведать.Что ж, отведай.Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.И начал он волка поучать:Прежде всего, надо землю вспахать…Тогда и хлеб будет?Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк. Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…И буду хлеб, есть? Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…И все?Нет, не все. Надо муку в доже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.И спечется хлеб?Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. А сейчас мы проведем коллективную декламацию-перекличку после слов –Мы говорим- хором: «Хвала тебе, хлеб!».

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хвала тебе хлеб!» (Хором.)

Золотой простор бескрайний —

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хвала тебе, хлеб!» {Хором.)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хвала тебе, хлеб! (Хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хвала тебе, хлеб!» {Хором.)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней.

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд №7-9

Конкурс 4. Почемучка.

Почему так называется слово батон и калач?

Батон. Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке... палку. Именно так, ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название "батон".

Калач. Хотя слово это славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно возникло от корня "коло" (колесо) с помощью суффикса "ачь". Со временем в результате развития в нашей речи слово "колачь" постепенно превратилось в "калач".

Слайд №10-13

Конкурс 5. Выпекаем мучные изделия.

В какой последовательности готовят следующие мучные изделия?

1.Домашний хлеб в духовке.

Для приготовления в духовке домашнего хлеба вам понадобится: 3,5 литра кипяченого остуженного молока, дрожжей, подсолнечного масла, маргарина, 5 яиц, сахара, соль, мука.

Для при

www.infouroki.net


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *