Галина Дятлева - Мастера натюрморта. В стожаров хлеб соль и братина
конспект урока.doc - Конспект урока по русскому языку ...
Какие детали указывают на то, что стол прослужил долгое время? ( Краска на столе местами стёрлась и облупилась.) Что мы видим на столе?( На столе предметы, обычные для деревни: хлеб, полотенце, солонка, кружка.) Что мы видим над столом?( Разноцветную ситцевую занавеску, закрывающую полочку.) Какой предмет мы видим рядом со столом? ( Рядом со столом, на гвоздике, висит смотанный моточек бечёвки.) Какой, по вашему мнению, самый важный предмет из тех, которые лежат на столе?( Это , конечно, хлеб.) Почему?( Хлеб изображён на переднем плане, художник показал несколько караваев хлеба.) Этот хлеб выпечен не на хлебозаводе, а в русской печи. Хлеб на натюрморте является самым главным не столько потому, что он красив своей особой красотой . Домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки о хлебе, прочитайте, пожалуйста, их. Что говорят нам пословицы о важности хлеба? ( Пословицы утверждают, что хлеб является главной,основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.) Как называли хлеб в старину?( Хлеб ласково называли хлебушко, хлебец, хлеббатюшка.)Хлеб всегда доставался людям тяжело и дорого, и по сей день он олицетворяет величие труда, вложенного в него, а потому очень ценится людьми. Какие словосочетания помогли нам описать хлеб? ( Караваи целые и разрезанные, поджаристая корочка, ароматный мякиш.) Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? ( Расскажем о том, что хлеб – это самый главный продукт, в который вложен труд многих людей.) Запишите эти данные в таблицу. В названии картины есть слово СОЛЬ стоит рядом со словом ХЛЕБ. Какую соль показал нам художник? ( Соль обыкновенная , крупная, белая.) Соль, конечно, самая простая, а вот солонка, в которую она насыпана, просто удивительная. Из чего она сделана? ( Солонка выточена из дерева.) Обратите внимание на форму, на что она похожа? ( Солонка похожа на утку, потому что чётко можно выделить хвостик, голову, шейку утки.) Но автор выделяет в названии не солонку, а именно соль. Чем же его привлекла простая соль? Чтобы ответить на мой вопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ о соли. (Ребята читают пословицы о соли.) В старину соль заводилась издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли, потому что знали: любое блюдо без соли – невкусно. Сейчас, когда готовится пища. Хозяйка солит её сразу. А раньше соль экономили, варили и пекли без соли, добавляя её лишь за столом. Дорогим гостям выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчас гостеприимного хозяина называем хорошим старинным словом ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ. Запишите слова и словосочетания, которые помогут нам описать соль и солонку, рассказывая об этих предметах. Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто знает, что такое братина? Какой из предметов называется этим словом БРАТИНА?( Видимо, это посуда, которая изображена за караваями хлеба.) Рассмотрите её, на что она похожа?( Форма уточки.) Из чего она сделана?( Как и солонка, выточена из дерева.) Деревянный сосуд в форме уточки очень красив, художник любил эту древнюю русскую посуду, в поездках по стране собирал братины. Опишите братину, которую вы видите на натюрморте. ( Она была когда то расписана красками, которые стёрлись со временем, видны лишь остатки, но она всё равно красива. На боку видим ковш, которым черпали содержимое из братины.) Ковш на боку братины не случаен. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» рассказывает о том, что на празднике в деревнях нередко устраивали «братчины» пиры вскладчину. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или мёдом – братину. Каждый опивал по глотку и передавал соседу. Таким образом, Братина – ласково братинка или братыня – сосуд, в котором разносят питьё на всё братию. Слова уходят из языка потому, что перестают быть необходимыми.
znanio.ru
Методические разработки уроков русского языка. Сочинения по картинам художников..doc - Методическая разработка урока на тему ...
рук. Сегодня мы покупаем хлеб в магазине, а что должен был сделать крестьянин, для тогочтобы на столе у него появился ароматный душистый каравай хлеба? (Сначала нужно былопосеять зерно, ухаживать за хлебом, пока он растет, затем собрать урожай, сделать из зернамуку и испечь хлеб.) Действительно, хлеб всегда доставался людям очень дорого, и по сейдень он олицетворяет величие труда, вложенного в него, а потому очень ценится людьми.— Итак, какой предмет мы рассматривали на натюрморте? (Рассматривали караваи хлеба.)— Какие словосочетания помогли нам описать хлеб? (Караваи целые и разрезанные,поджаристая румяная корочка, ароматный мякиш.)— Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? (Мы расскажем о том, что хлеб —это самый главный продукт, в который вложен труд многих людей. Чтобы получить хлеб,нужно было трудиться от зари до зари.) Запищите эти материалы в таблицу.— В названии картины В. Стожарова слово соль стоит рядом со словом хлеб. Какую сольпоказал нам художник? (Соль обыкновенная, крупная, белая.)— Соль действительно самая обыкновенная, а вот солонка, в которую она насыпана,просто удивительная. Из чего она сделана? (Солонка выточена из дерева.)— Какую форму она имеет? (Солонка имеет форму утенка). Посмотрите внимательно, мыотчетливо видим в солонке хвостик, голову, шейку утенка.— Форма солонки очень красива, но всетаки автор в названии своей работы сказал не осолонке, а о соли. Чем же так привлекла его самая обычная соль? Чтобы ответить на мойвопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ, в которых упоминается роль?(В русском языке много пословиц, где упоминается соль, например: «без соли, без хлеба,худая беседа», «соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел», «безсоли, без хлеба не естся», «без попа, что без соли», «без хлеба несытно, а без солинесладко», «соли не жалей, так есть веселей», «помяни соль, чтобы дали хлеба», «захлебомсолью всякая шутка хороша».)— В одной из пословиц говорится, что без хлеба несытно, а без соли несладко. Как же так,ведь соль на вкус соленая? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учительрассказывает о том, что первоначально это слово было однокоренным со словом сладкий(солодкий). Соль считалась сладкой (солодкой), т.е. вкусной, пряной.)— Но ценилась соль не только потому, что она придавала вкусовые качества продуктам. Встарину завозилась она издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли,потому что знали: любое блюдо без соли — невкусно. Сейчас, когда готовится пища,хозяйка солит ее сразу, во время приготовления. А раньше соль экономили, варили и пеклибез соли, добавляя ее лишь за столом. Но как ни дорожили люди такими продуктами, какхлеб и соль, а дорогим гостям всегда выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчасмы с вами гостеприимный дом называем хорошим старинным русским словомхлебосольный.— Итак, мы наблюдали за солью и солонкой, которые изображены на натюрморте В.Стожарова. Самостоятельно запишите слова и словосочетания, которые помогут вамописать соль и солонку и рассказать об этих предметах.— Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто из вас знает, что такое братина?(Учащиеся, как правило, затрудняются ответить на этот вопрос.)— Посмотрите на натюрморт, как вы думаете, какой из предметов называется этим словом— братина? (Видимо, это посуда, которая изображена за караваями хлеба.)— Давайте рассмотрим ее. Что напоминает ее форма? (У нее форма уточки.)— Из чего она сделана? (Братина, как и солонка, выточена из дерева.)— Деревянный сосуд в форме уточки действительно очень красив, художник любил этудревнюю русскую посуду, в поездках по стране собирал братины, а вернувшись домой,показывал своим друзьям и рассказывал о братине: «...эта братина в форме утицы. Онасделана из балана_ — нароста на дереве. Выдолблена середина — вот и братина, а ручка в5
znanio.ru
Галина Дятлева - Мастера натюрморта
Если пейзажи Акопяна проникнуты тишиной и спокойствием, то его натюрморты полны драматизма. Художник словно переносит в мир вещей атмосферу сложных, трудноразрешимых человеческих отношений. В самом простом и обыденном мастер видит неожиданное. Человеческие темпераменты, чувства, страсти воплощают "персонажи" мертвой натуры. Так, в натюрмортах с рыбой и перчатками зритель видит странные взаимоотношения между предметами ("Рыбы и перчатки", 1973, собрание А. Акопяна). Порой они разыгрывают целые драматические сцены. Конфликтные ситуации возникают между двумя сушеными рыбами, перчатками и воблами, клещами и пассатижами ("Инструменты", 1977, собрание А. Акопяна).
В каждом натюрморте с повторяющимися группами предметов живописец создает сложные "мизансцены", в которых действие развивается чрезвычайно напряженно. Обычные предметы превращаются в символы и аллегории. Художник обладает поразительной способностью видеть в простых деталях человеческого быта нечто неожиданное, а в статичной, устойчивой композиции передать изменчивое.
А. Акопян. "Инструменты и яйца. Агрессия", 1980, собрание А. Акопяна
Большой интерес представляют два цикла полотен с манекенами и мужскими костюмами на стульях. Манекены в произведениях Акопяна символизируют женственное начало. Мастер набрасывает на них куски тканей, наряжает в платья. Нередко он изображает рядом с манекенами букеты цветов, тем самым подчеркивая изящество этих неподвижных фигур.
Но в некоторых случаях художник помещает грациозный манекен в непривычную для него среду - на городскую улицу, где обычный атрибут интерьера каждого швейного ателье выглядит беззащитным и необыкновенно легким. Живописец одухотворяет вещи, но это не лишает их материальности.
Острым драматизмом проникнуты картины с мужскими костюмами. По замыслу Акопяна, эти композиции должны были стать художественным мемориалом в память об армянах, воевавших во французском Сопротивлении, и обо всех представителях нации, погибших в борьбе с фашизмом. Ощущение трагизма полотнам придают такие детали, как отсутствие рукава, воротника, а также складки и дыры на ткани. Печально и одиноко висящие на стульях костюмы напоминают пустую оболочку, которую покинула жизнь. Эти необычные композиции отражают стремление мастера представить человека без его конкретного образа. Акопян писал: "Если возможно, как это показывает история искусства, изображая отдельные части человеческого тела (голову, лицо, торс, руки), выразить испытываемые человеком чувства, то почему же нельзя добиться того же с помощью одежды?"
А. Акопян. "Натюрморт с манекеном", 1982, собрание А. Акопяна
С середины 1970-х годов в творчество художника входит новый жанр - портрет. В изображениях своих современников мастер пытается передать главные черты их характеров ("Портрет кинорежиссера А. Пелешяна", 1974; "Портрет писателя В. Ананяна, 1976, оба - в собрании А. Акопяна).
Приехав в Армению уже сложившимся мастером, художник сумел показать соотечественникам свой талант во всем его блеске. И в то же время его творчество совсем не похоже на искусство армянских живописцев.
Главным средством художественной выразительности в творчестве Акопяна всегда оставался рисунок. В отличие от ярких эмоциональных картин художников Армении его полотна кажутся сдержанными и почти монохромными. Но зритель понимает, как тщательно разрабатывает мастер свои композиции, выполненные в светлых и мягких тонах, делающих живопись легкой и светоносной.
Владимир Федорович Стожаров(1926–1973)
Тематика работ Стожарова определилась еще в ученические годы, когда студент Художественного института им. В. И. Сурикова совершал поездки по родной стране. Красота русской земли, ее старинная архитектура, простой быт обитателей северных деревень - все это запало в душу молодого живописца, посвятившего свое творчество России.
Живописец Владимир Федорович Стожаров родился в Москве. В 1939–1945 годах он обучался в средней художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, а в 1945–1951 годах являлся студентом этого института.
Стожаров много путешествовал. Он посетил Костромскую и Ярославскую области, Сибирь, озера Байкал и Иссык-Куль, совершил поездку по Енисею и Ангаре, по Северной Двине и Пинеге. Художник побывал в Италии, Франции, Англии, Румынии. Но главной темой его творчества всегда оставалась Россия, русский Север. Мастера привлекали старинные белокаменные соборы, деревни по берегам Северной Двины, бревенчатые избы, веселые народные гулянья.
В. Ф. Стожаров. "Хлеб, соль, братина", 1964, Третьяковская галерея, Москва
Излюбленными жанрами Стожарова были пейзаж и натюрморт. В его картинах гармонично сочетаются цельность общего впечатления и тонкая наблюдательность, с которой переданы многочисленные детали. Натюрморты художника - настоящий апофеоз Русской земли, ее основ, идущих из глубины веков. Главные "персонажи" полотен Стожарова - самовары, хлеба, испеченные умелыми хозяйками, братины, крынки, кувшины с квасом ("Квас. Натюрморт", 1972, собрание семьи художника). Все эти предметы как будто хранят тепло сильных и добрых человеческих рук. Мир простых и скромных вещей предстает на удивительно поэтичной картине "Хлеб, соль, братина" (1964, Третьяковская галерея, Москва). Стожаров умело подобрал предметы для этой композиции. Зритель видит караваи хлеба, вышитое полотенце, эмалированную кружку, бутылку - самые обычные детали, соседствующие рядом со старинной братиной, на боку которой висит чарка. Картина лишена бытового начала, все, представленное на ней, - не просто элементы скромного человеческого быта, а образ прочности и мощи земли.
В. Ф. Стожаров. "Квас. Натюрморт", 1972, собрание семьи художника
Живопись Стожарова - глубоко национальное явление. Его гармоничные и цельные полотна пронизаны искренним восхищением красотой родной земли, отмечены огромным интересом и уважением к прошлому и настоящему страны.
Художник был замечательным колористом. Плотные, густые мазки, глубокие и звучные красочные оттенки придают его картинам монументальность и значимость. Несмотря на свою поэтичность, натюрморты и пейзажи мастера не лишены материальности.
Выполненные с большим мастерством произведения Стожарова полны внутренней энергии и силы, и потому они и сейчас продолжают интересовать зрителя. Работы мастера украшают многие крупнейшие музеи в нашей стране и за рубежом.
www.profilib.com
profilib.net