Успенский имя существительное хлеб языка


Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное

Подробности

Авторы:   Бухарина Л.В., учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ  № 2046 ЮЗАО г. Москва

                Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского:     «Имя существительное  - хлеб языка»?

(рекомендовано для учащихся 5-6 классов)

           

                                            

                                                 Задачи: 

Обосновать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка»

                                                     Цели:

·        Показать своеобразие имени существительного как части речи;

·        Расширить понятие о  номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных;

·        Показать значение имен существительных в русской речи на примере текстов различных жанров.

                                                     Содержание:

1.     Имя существительное как часть речи. Его «родословная».

2.     Определение имени существительного. Понятие  информативности.

3.     Роли существительного в речи.

3.1   Номинативная роль. Название предмета.

3.2   Коммуникативная роль или как общаться без существительных?

3.3  Эмоционально-выразительная роль имени существительного

4. Действие как предмет.

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Их роль в образовании имен существительных.

6. «Имя существительное – хлеб языка»

    Всё, что существует в мире, названо словами. Эти слова, эти названия придумали наши предки.

     Имя существительное – самая древняя и  самая многочисленная часть речи. Она исходная: от неё могут образовываться другие части речи. У имени существительного - своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, умирают. Ведь они часть нашего языка, а язык – явление развивающееся.

     Так что же это за часть речи – такое известное и одновременно загадочное Многоуважаемое Имя Существительное? 

     Для начала отложим в сторону учебник и словари и совершим  экскурсию, ну, скажем,  в 18 век, на экзамен к Митрофанушке, герою знаменитой комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан.  Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан.  Дверь, котора дверь?

Правдин.   Котора дверь? Вот эта!

Митрофан.  Эта? Прилагательна.

Правдин.  Почему же?

Митрофан.  Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

   Вот таким образом рассуждает Митрофан, опираясь на свою собственную логику, на значения корней в словах «существительное» и «прилагательное».  Забавное получилось определение имени существительного, не правда ли?

   Но мы-то с вами отлично знаем, что...

   Имя существительное в русском языке является отдельной частью речи, обозначающей предмет, отвечающей на вопросы Кто? или  Что? и обладающей развитой морфологией.

С помощью этой части речи мы называем конкретные предметы (отвечающие на вопрос Что?), живые существа и организмы (отвечающие на

вопрос Кто?), вещества, явления действительности, действия и состояние, отвлечённые свойства, качества предметов и действий.

   Имя существительное обладает универсальными возможностями для передачи информации об окружающей действительности. И сейчас мы поговорим о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной  роли существительных в устной и письменной речи.

    Номинативная роль  существительных  заключается именно в том, что они называют предмет. 

   Земля, вода, ребенок, мама, класс –   Всё сущее, что окружает нас,   Мы называем.  Имя им  даём:   Берёза, солнце, речка, поле, дом...

   Явления природы: буря, дождь...

   Без существительных не проживёшь!

Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях  устанавливаются связи и отношения именно между предметами.

    Посмотрите, во что превратится, например, начало «Сказки о Рыбаке и Рыбке»,  если убрать из него существительные:

    Жили-были ....  ( а кто? – непонятно ),   

   (   И где это было ?  Кто знает?  ),

   Они жили  ....  ( и где они жили?.. )

   Ровно тридцать лет и три года...

    А  можно ли будет нормально общаться, не упоминая в речи  имена существительные? Конечно же, нет!

        Окликнули двое друг друга («Эй! Подожди!») встретились, поздоровались («Привет!»  -  «Здравствуй!» -  «Как сам?»  -  «Вполне» - «Ну, пока.» - «Пока!» ).  На этом  общение закончится, ведь без существительных дальше  и говорить-то не о чем...  Вот насколько важна коммуникативная (т.е. необходимая для общения людей)  роль имени существительного.

     И  наконец мы добрались до самой интересной, самой яркой роли имени существительного в нашей речи - эмоционально-выразительной!

 

   Русский писатель, филолог Лев Васильевич Успенский утверждал, что «имя существительное  -  хлеб языка».  Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так  невозможно представить русский язык без имен существительных. Хлеб – это основная пища, без хлеба нет жизни.  Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам и является, по сути, основой языка. Оказывается, в русском языке на каждые 100 слов приходится около  40 существительных!

    Может быть, кому-то покажется, что с помощью одних только существительных нельзя создать связный текст.  Но ведь у знаменитых поэтов есть стихотворения, которые именно так передают «картину происходящего».  

Послушайте стихотворение С. Аксакова:

             Опять дожди, опять туманы,

             И листопад, и голый лес,

             И потемневшие поляны,

            И низкий серый свод небес.

    В этом отрывке - только одно предложение, а в нем целых семь имен существительных. И выполняют они здесь эмоционально-выразительную роль, придавая тексту законченность и образность. Вот таким способом  «нарисован» у Аксакова унылый осенний пейзаж.

                                        

   А теперь вспомним известный отрывок из  поэмы  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

... Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.    

   В этом отрывке – не просто «статичная» картина быта Москвы пушкинских времен, не просто ряд однородных членов-существительных.  Вслушайтесь - это стихотворение оставляет ощущение движения! Вы согласны, что автор едет, а не идет? И такое ощущение создается без единого глагола, с помощью одних только имен существительных.

     С помощью существительных можно описать не только настроение, чувства,   картины природы, но   даже ... биографию школьника:

Колыбель. Пеленки. Плач.

 Слово. Шаг. Простуда. Врач.

 Беготня. Игрушки. Брат.

 Двор. Качели. Детский сад.

Школа. Двойка, тройка. Пять!

Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка. Кровь. Разбитый нос.

Двор. Друзья. Тусовка. Пес.

    Мы все хорошо знаем, что существительные в начале художественного текста часто определяют его тему, являются ключевыми словами текста,

знаем, что использование существительных, образованных от глаголов, позволяет иногда более выразительно обозначить действие как предмет.

Это шуточное объявление наглядно демонстрирует  выразительность

      существительных, образованных от глаголов. А я предлагаю вам немного поразвлечься и  найти в этом тексте ошибки:

Розжиг костров, выгул собак, выпас скота,  отлов рыбы и отстрел дичи, выполз змей, выпрыг кенгурей, обдир ягод, выруб леса, вылом веток и выкид мусора

                     СТРОГО ЗАПРЕЩЕН !

 

 

 

 

    И, если уж говорить об эмоционально-выразительной роли, которую играют в нашей речи имена существительные, то, конечно же,  нельзя обойти вниманием такую важную часть слова, как суффикс. При помощи суффиксов от существительных образуются также существительные, обозначающие те же самые предметы, но с оттенком уменьшительности, увеличительности,  ласкательности и пренебрежительности.

    Сравним, например:  «волк – зубами щелк», «волчишка», «волчок – серый бочок», «волчище».  Перед нами  разные звери – от маленького и нестрашного до огромного и  злого.  Вот еще пример: «Саша» - так назовет мальчика учительница, «Сашенька» - так скажет мама. А приятели во дворе позовут: «Сашка, выходи!» Упоминается один и тот же мальчик, но «постарались» суффиксы и  сумели показать разное к нему отношение.

    Именно в русском языке уменьшительно-ласкательные суффиксы часто присоединяются  как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам.  Это бывает очень трудно понять иностранцу и почти невозможно перевести. Представьте себе, что русское слово старушка в есенинском «Ты жива еще, моя старушка?» требует в переводе четырех (!) английских слов: « my dear little old woman   (моя дорогая маленькая старая женщина)?»   А ведь  есть еще ласковые формы неодушевленных предметов: домик, домишко, солнышко,  вилочка, ложечка, кастрюлька и т. д. А как перевести на английский слово «сковородочка»? Ближе всего -  «милая маленькая сковородка».      Вот так суффиксы делают еще богаче и без того богатый оттенками мир под названием «имя существительное».

  

    Надеюсь, мне удалось доказать, что грамматические характеристики имени существительного – не просто отвлеченное понятие. Они могут быть в тексте средством языковой выразительности.  Эти возможности могут передаваться через суффиксы, имена собственные с «живой внутренней формой» (говорящие фамилии, прозвища, географические названия). С помощью имени существительного можно нарисовать любую картину природы, портрет и т.д.  Без существительных не просто убога и бедна, а  невозможна была бы наша речь. Именно поэтому Лев Васильевич Успенский  дал такую высокую оценку Имени Существительному.

                                   Литература

1.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.     Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –       29-е изд. – М.: Просвещение. 2007

2.  Баранова И.В., Баранов Д.М.     Русский язык и культура речи.  Периодическая система элементов русской     речи. Учебник для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов. –       1-е изд. – М.: Издательство ГИТР. 2004

3.  Вартаньян Э.А.     Путешествие в слово. –  М.: Просвещение. 2007

4.  Скворцов Л.И.     Экология слова или поговорим о культуре русской речи. –       3-е изд. - М.: Просвещение. 2009

5.  Постникова И.И., Подгаецкая И.М., Везерова М.Н. и др.     Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9     классов. –  М.: Просвещение. 2007

journal.preemstvennost.ru

Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное

Подробности

Авторы:   Бухарина Л.В., учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ  № 2046 ЮЗАО г. Москва

                Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского:     «Имя существительное  - хлеб языка»?

(рекомендовано для учащихся 5-6 классов)

           

                                            

                                                 Задачи: 

Обосновать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка»

                                                     Цели:

·        Показать своеобразие имени существительного как части речи;

·        Расширить понятие о  номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных;

·        Показать значение имен существительных в русской речи на примере текстов различных жанров.

                                                     Содержание:

1.     Имя существительное как часть речи. Его «родословная».

2.     Определение имени существительного. Понятие  информативности.

3.     Роли существительного в речи.

3.1   Номинативная роль. Название предмета.

3.2   Коммуникативная роль или как общаться без существительных?

3.3  Эмоционально-выразительная роль имени существительного

4. Действие как предмет.

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Их роль в образовании имен существительных.

6. «Имя существительное – хлеб языка»

    Всё, что существует в мире, названо словами. Эти слова, эти названия придумали наши предки.

     Имя существительное – самая древняя и  самая многочисленная часть речи. Она исходная: от неё могут образовываться другие части речи. У имени существительного - своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, умирают. Ведь они часть нашего языка, а язык – явление развивающееся.

     Так что же это за часть речи – такое известное и одновременно загадочное Многоуважаемое Имя Существительное? 

     Для начала отложим в сторону учебник и словари и совершим  экскурсию, ну, скажем,  в 18 век, на экзамен к Митрофанушке, герою знаменитой комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан.  Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан.  Дверь, котора дверь?

Правдин.   Котора дверь? Вот эта!

Митрофан.  Эта? Прилагательна.

Правдин.  Почему же?

Митрофан.  Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

   Вот таким образом рассуждает Митрофан, опираясь на свою собственную логику, на значения корней в словах «существительное» и «прилагательное».  Забавное получилось определение имени существительного, не правда ли?

   Но мы-то с вами отлично знаем, что...

   Имя существительное в русском языке является отдельной частью речи, обозначающей предмет, отвечающей на вопросы Кто? или  Что? и обладающей развитой морфологией.

С помощью этой части речи мы называем конкретные предметы (отвечающие на вопрос Что?), живые существа и организмы (отвечающие на

вопрос Кто?), вещества, явления действительности, действия и состояние, отвлечённые свойства, качества предметов и действий.

   Имя существительное обладает универсальными возможностями для передачи информации об окружающей действительности. И сейчас мы поговорим о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной  роли существительных в устной и письменной речи.

    Номинативная роль  существительных  заключается именно в том, что они называют предмет. 

   Земля, вода, ребенок, мама, класс –   Всё сущее, что окружает нас,   Мы называем.  Имя им  даём:   Берёза, солнце, речка, поле, дом...

   Явления природы: буря, дождь...

   Без существительных не проживёшь!

Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях  устанавливаются связи и отношения именно между предметами.

    Посмотрите, во что превратится, например, начало «Сказки о Рыбаке и Рыбке»,  если убрать из него существительные:

    Жили-были ....  ( а кто? – непонятно ),   

   (   И где это было ?  Кто знает?  ),

   Они жили  ....  ( и где они жили?.. )

   Ровно тридцать лет и три года...

    А  можно ли будет нормально общаться, не упоминая в речи  имена существительные? Конечно же, нет!

        Окликнули двое друг друга («Эй! Подожди!») встретились, поздоровались («Привет!»  -  «Здравствуй!» -  «Как сам?»  -  «Вполне» - «Ну, пока.» - «Пока!» ).  На этом  общение закончится, ведь без существительных дальше  и говорить-то не о чем...  Вот насколько важна коммуникативная (т.е. необходимая для общения людей)  роль имени существительного.

     И  наконец мы добрались до самой интересной, самой яркой роли имени существительного в нашей речи - эмоционально-выразительной!

 

   Русский писатель, филолог Лев Васильевич Успенский утверждал, что «имя существительное  -  хлеб языка».  Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так  невозможно представить русский язык без имен существительных. Хлеб – это основная пища, без хлеба нет жизни.  Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам и является, по сути, основой языка. Оказывается, в русском языке на каждые 100 слов приходится около  40 существительных!

    Может быть, кому-то покажется, что с помощью одних только существительных нельзя создать связный текст.  Но ведь у знаменитых поэтов есть стихотворения, которые именно так передают «картину происходящего».  

Послушайте стихотворение С. Аксакова:

             Опять дожди, опять туманы,

             И листопад, и голый лес,

             И потемневшие поляны,

            И низкий серый свод небес.

    В этом отрывке - только одно предложение, а в нем целых семь имен существительных. И выполняют они здесь эмоционально-выразительную роль, придавая тексту законченность и образность. Вот таким способом  «нарисован» у Аксакова унылый осенний пейзаж.

                                        

   А теперь вспомним известный отрывок из  поэмы  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

... Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.    

   В этом отрывке – не просто «статичная» картина быта Москвы пушкинских времен, не просто ряд однородных членов-существительных.  Вслушайтесь - это стихотворение оставляет ощущение движения! Вы согласны, что автор едет, а не идет? И такое ощущение создается без единого глагола, с помощью одних только имен существительных.

     С помощью существительных можно описать не только настроение, чувства,   картины природы, но   даже ... биографию школьника:

Колыбель. Пеленки. Плач.

 Слово. Шаг. Простуда. Врач.

 Беготня. Игрушки. Брат.

 Двор. Качели. Детский сад.

Школа. Двойка, тройка. Пять!

Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка. Кровь. Разбитый нос.

Двор. Друзья. Тусовка. Пес.

    Мы все хорошо знаем, что существительные в начале художественного текста часто определяют его тему, являются ключевыми словами текста,

знаем, что использование существительных, образованных от глаголов, позволяет иногда более выразительно обозначить действие как предмет.

Это шуточное объявление наглядно демонстрирует  выразительность

      существительных, образованных от глаголов. А я предлагаю вам немного поразвлечься и  найти в этом тексте ошибки:

Розжиг костров, выгул собак, выпас скота,  отлов рыбы и отстрел дичи, выполз змей, выпрыг кенгурей, обдир ягод, выруб леса, вылом веток и выкид мусора

                     СТРОГО ЗАПРЕЩЕН !

 

 

 

 

    И, если уж говорить об эмоционально-выразительной роли, которую играют в нашей речи имена существительные, то, конечно же,  нельзя обойти вниманием такую важную часть слова, как суффикс. При помощи суффиксов от существительных образуются также существительные, обозначающие те же самые предметы, но с оттенком уменьшительности, увеличительности,  ласкательности и пренебрежительности.

    Сравним, например:  «волк – зубами щелк», «волчишка», «волчок – серый бочок», «волчище».  Перед нами  разные звери – от маленького и нестрашного до огромного и  злого.  Вот еще пример: «Саша» - так назовет мальчика учительница, «Сашенька» - так скажет мама. А приятели во дворе позовут: «Сашка, выходи!» Упоминается один и тот же мальчик, но «постарались» суффиксы и  сумели показать разное к нему отношение.

    Именно в русском языке уменьшительно-ласкательные суффиксы часто присоединяются  как к одушевленным, так и к неодушевленным предметам.  Это бывает очень трудно понять иностранцу и почти невозможно перевести. Представьте себе, что русское слово старушка в есенинском «Ты жива еще, моя старушка?» требует в переводе четырех (!) английских слов: « my dear little old woman   (моя дорогая маленькая старая женщина)?»   А ведь  есть еще ласковые формы неодушевленных предметов: домик, домишко, солнышко,  вилочка, ложечка, кастрюлька и т. д. А как перевести на английский слово «сковородочка»? Ближе всего -  «милая маленькая сковородка».      Вот так суффиксы делают еще богаче и без того богатый оттенками мир под названием «имя существительное».

  

    Надеюсь, мне удалось доказать, что грамматические характеристики имени существительного – не просто отвлеченное понятие. Они могут быть в тексте средством языковой выразительности.  Эти возможности могут передаваться через суффиксы, имена собственные с «живой внутренней формой» (говорящие фамилии, прозвища, географические названия). С помощью имени существительного можно нарисовать любую картину природы, портрет и т.д.  Без существительных не просто убога и бедна, а  невозможна была бы наша речь. Именно поэтому Лев Васильевич Успенский  дал такую высокую оценку Имени Существительному.

                                   Литература

1.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.     Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –       29-е изд. – М.: Просвещение. 2007

2.  Баранова И.В., Баранов Д.М.     Русский язык и культура речи.  Периодическая система элементов русской     речи. Учебник для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов. –       1-е изд. – М.: Издательство ГИТР. 2004

3.  Вартаньян Э.А.     Путешествие в слово. –  М.: Просвещение. 2007

4.  Скворцов Л.И.     Экология слова или поговорим о культуре русской речи. –       3-е изд. - М.: Просвещение. 2009

5.  Постникова И.И., Подгаецкая И.М., Везерова М.Н. и др.     Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9     классов. –  М.: Просвещение. 2007

journal.preemstvennost.ru

«Имя существительное – хлеб языка» (Л. Успенский). Лексико-стилистическая роль имён существительных в речи

                                                                      Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

     На предыдущих уроках мы с вами продолжили изучение большого и очень интересного раздела – «Имя существительное». Давайте повторим изученный материал.

    1. Замените существительные с неполногласным сочетанием исконно русскими. Подчеркните полногласные сочетания и сформулируйте правило их написания:

       Страна, град, страж, глава, врата, брег, млеко

Назовите города, в названиях которых мы встречаем неполногласие?   А в названии нашего города какое сочетание используется? (Белгород - полногласие -оро-)

2.  Задание «Заполни таблицу» (повторение разрядов сущ. по значению)  с карточкой. Учащимся предлагается распределить предложенные слова по 4 группам в зависимости от разряда (конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные:        Детвора, магазин, совесть, молодёжь, волк, молоко, грусть, книга, листва, тетрадь, сахар, мёд, радость, патриотизм.

3.  Синтаксическая 5-минутка (выделить орфограммы, составить схему):

    Наш Белгород – Город воинской славы.

       Проверка работающих у доски.

   Слово учителя        

    А какие морфологические признаки существительных вы знаете? Приведите примеры.

(морфологические – род, склонение, число, падеж)  

     На какие группы делятся существительные? Приведите примеры. (собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые)  

III. Объяснение нового материала

 

Имя существительное – хлеб языка.

                                                                                                              Л.Успенский

 

                                                                              Белый город!

                                                                              В пожарище лютом

                                                                              Выжил ты и счастливо живёшь.

                                                                              Озарённый первым салютом,

                                                                              Ты на подвиг и труд нас зовёшь.

                                                                                                                 В.Молчанов      Слово учителя

     Всё, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумывали наши предки.

     Существительное – самая древняя и  самая многочисленная часть речи. Она исходная: от неё могут образовываться другие части речи. У неё своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, умирают. Ведь они часть нашего языка, а язык – явление развивающееся.

      Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

      Запись темы урока, эпиграфа

 

 Проблемный вопрос: Наша задача – доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского.  

 

   Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение.

   У нас сегодня гости – герои комедии Д.Фонвизина «Недоросль». Мы побываем в 18 веке, на экзамене у Митрофанушки.

1.                                   Сценка

Митрофан (подаёт Правдину книгу). Вот, грамматика.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан.  Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

 

   - Какую ошибку допустил Митрофан, почему?

 

  - В чём заключается логика Митрофана? (он рассуждает, основываясь на значении корня слов «существительное» и «прилагательное»).

     А что можете сказать Митрофану вы, ученики 6 класса 21 века?

   2.    Чтение стихотворения о существительном

                                        Земля, вода, пшеница, класс –

                                        Всё сущее, что окружает нас,

                                        Мы называем. Имя им  даём:

                                       Берёза, солнце, речка, дом…

                                       Явления природы: буря, дождь…

                                       Без существительных не проживёшь.

  Сегодня мы с вами расширим представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в устной и письменной речи.

    3. Можно ли общаться  без существительных ?  ( нельзя)     –  Это коммуникативная роль (т.е. для общения)  

      Обратимся к заданию 116. Понятен ли этот текст без существительных? Почему? (Существительное называет предмет, а в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами).

   Запишите этот текст, добавив существительные. Что у вас получилось?   

          День был тихий, закат хороший, не красный. К вечеру расшумелись воды, и волны стали ударять о скалы.

Какой вывод мы можем сделать? Таким образом, велика номинативная роль  (называет предмет) существительных.

4. Работа с текстом

       Использование мультимедийной презентации

       Вступительное слово учителя

        В 2013 году исполняется 70 лет со дня знаменитого танкового сражения на Прохоровском поле. Эту юбилейную дату будут праздновать не только белгородцы, но и жители всей страны.

    Что вы знаете о битве на Курской дуге?

       (2-3 человека с места)

       Сегодня на уроке мы с вами ненадолго попадём в те страшные летние дни 43-го года. А поможет нам в этом текст. Это отрывок из  известного вам романа А.Рыбакова «Дети Арбата. Прах и пепел». Любимые герои Саша Панкратов и Варя Иванова погибают как раз во время Курского сражения.

       Текст проецируется на доску. Выразительное чтение

 

       Вставьте пропущенные буквы и запишите его в тетрадь.

    Немцы начали наступление в 5 ч…сов 30 минут утра. Мощ(?)ные танки , ни…кие, лобастые, с хищно выт…нутыми орудиями, шли, образуя клинья, в которых двигались средние танки, иногда ост…навливались. Пехота спешивалась и бр…салась в атаку. Немецкие бомбардировщики нал…тали гру(п,пп)амии. Взрывы, рёв моторов, свист осколков, разрывы снарядов, мин, бом(б,п) заглушали всё, люди разговаривали знаками, ст…лбы дыма и огня заст…лали небо.

  Выразительное чтение текста

   1.  Озаглавьте текст.

   2. Определите тип речи.  (Описание действия)

        одновременность, использование глаголов несовершенного вида, статичность

   3.   К какому стилю можно отнести текст? (художественный)

   4. Какова тема и идея?

   5.  Какую роль в этом тексте выполняют существительные? (называют предметы, являются ключевыми словами текста)

       С какой части речи начинается текст? (с существительного немцы)

       Какое настроение сразу появляется у читателя? (тревога, чувство опасности, ведь это враг)

      Использование существительного в начале текста помогает автору обозначить тему.

 

    6. Почему А.Рыбаков использует не глаголы (взрывать, реветь, свистеть, разрывать), а образованные от них существительные?

        Обозначая действие как самостоятельный предмет, существительные позволяют ярче изобразить картину.

                  Почему в тексте много  однородных членов, выраженных существительными?

         Используя ряд однородных членов-существительных, писатель усиливает впечатление, ярче показывает шум, грохот боя. Мы понимаем, что война – это боль, смерть, потери.

    7. Какое настроение возникает при чтении отрывка?

    8.  Повторение каких звуков создаёт ощущение боя? ( согласных р, з, сочетаний гр, зр, бр, св). Как называется этот приём?

         Это один из видов звукописи – аллитерация

     9. Объясните пропущенные орфограммы.

   Итак, какую же роль выполняют существительные в художественном тексте?

Существительные в начале текста часто определяют его тему, являются ключевыми словами текста;

использование существительных, образованных от глаголов, позволяет обозначить действие как предмет;

 ряды однородных членов-существительных позволяют более красочно изобразить происходящее.

 

2. Изобразительные возможности существительных

    Слово учителя

  Существительное – очень интересная часть речи. А как вы думаете, чем?

(это поэтичная часть речи). Какие картины можно создавать с их помощью!

  Послушайте стихотворение С. Аксакова

                                              Опять дожди, опять туманы,

                                              И листопад, и голый лес,

                                              И потемневшие поляны,

                                              И низкий серый свод небес.

                                       

       О чём эти строки? Какое время года изобразил поэт?

 

Да, осень. Похожую картину мы видим с вами и сегодня, ведь за окном последний месяц осени  - ноябрь.

Сколько предложений в стихотворении? (1) А сколько существительных? (7)

    Какую роль они играют?

(эмоционально-выразительная: прекрасно показан  унылый осенний пейзаж; цельность картины)

А какие точные эпитеты смог подобрать автор к этим существительным! Назовите их.

 

Вывод: Таким образом, существительные выполняют эмоционально-выразительную роль, придавая цельность и образность тексту. С их помощью можно даже «нарисовать» картину природы.

 

IV Закрепление

   Сейчас вы увидите иллюстрацию (о Белгороде )

   Постарайтесь описать увиденное, используя только имена существительные. Вспомните, о чём мы говорили сегодня на уроке. (3-4 мин)  

С места 2-3 человека зачитывают получившиеся миниатюры

V. Работа по предупреждению речевых ошибок

    1. Слово учителя

         К сожалению, достаточно часто в речи встречаются ошибки в употреблении существительных

          а) Ошибки в постановке ударения

      Замечали ли вы, как часто люди ошибаются, когда произносят слова, и очень часто это связано с неправильной постановкой ударения.

     Расставьте правильно ударения:

     свекла, процент, агент, звонит, досуг

б) Одна из ошибок в произношении- употребление звука г фрикативного вместо литературного г, что связано с влиянием местных говоров и украинского языка. Как всегда, следим за правильным произношением звука г.

         Произнесём правильно: галка, голубь, гиря, герб    

 в) К сожалению, достаточно часто в речи учеников встречаются ошибки, связанные с неправильным согласованием существительного с прилагательным в роде. Делаете ли вы такие ошибки?

 

вкусн… кофе     

красив… тюль

стар…   мозоль 

 

   Чтобы подобных ошибок не встречалось, вызывающие затруднения слова надо заучивать.

 г)   А с какой ещё ошибкой в употреблении существительных вы постоянно сталкиваетесь, посещая магазины?

 На каникулы многие из вас получили небольшие задания: пройти по центру Белгорода, обратить внимание на названия магазинов и определить, насколько они уместны. Сейчас мы предоставим слово некоторым из вас.

  Вывод: Надо грамотно употреблять существительные, опираясь на их значение. 

               Особое внимание – употреблению иностранных слов .

 Слово учителя

    Так каких же речевых недочётов можно избежать, зная о роли существительных?

(правильно согласовывать их с прилагательными в роде; грамотно произносить звук г;  правильно ставить ударения в существительных и употреблять их только в том случае, когда знаешь значение слова)

    Давайте же будем следить за нашей речью, беречь её и избегать употребления нелитературной лексики!

                                      И мы сохраним тебя, русская речь,

                                       Великое русское слово.

                                       Свободным и чистым тебя пронесём,

                                       И внукам дадим, и от плена спасём

                                                Навеки!   

                                                                                   ( А.Ахматова)   

 

VI.  Итоги урока

    Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что нового вы узнали?

     Вернёмся к началу урока, к эпиграфам. Почему их два?   

Вспомним слова, сказанные Л.Успенским: «Имя существительное – хлеб языка». Есть у писателя М.Алексеева роман, названный «Хлеб – имя существительное». Очевидно, это название понимать надо так: «Хлеб – вещь самая существенная, важная». А теперь попробуйте ответить на проблемный вопрос урока: почему существительное – хлеб языка?

    Это самая важная, существенная часть речи в русском языке.

(коммуникативная, номинативная и эмоционально-выразительная роль)

     Да, невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных.

   А как вы понимаете смысл второго эпиграфа? (надо любить свой родной город, беречь его, гордиться им).

 

 

VI. Рефлексия

   А. де Сент-Экзюпери писал: «Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Перед вами  на столах лежат карточки. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то «улыбнитесь» . А если вы ничего нового для себя не вынесли, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда «нахмурьтесь».

    Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить!

VII. Домашнее задание

 § 87 , напишите сочинение на лингвистическую тему  «Зачем нужны существительные?»

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также