Урок литературного слушания в 3-м классе по теме "Цена хлеба". Ушинский хлеб текст


Рассказы о природе К. Д. Ушинского

Короткие рассказы, небольшие сказки о природе Ушинского Константина Дмитриевича переносят читателя в наполненный волшебством мир  природы, где автор словно кистью художника, в легких строках сказочной прозы описывает природу разного времени года.

Природа в рассказах и сказках для детей поучительна в описании и диалогах героев, учит добру, где простыми словами автор передаёт журчание ручья, пение птиц, шум леса и многие другие природные явления в воспитательно-нравственном контексте.

Рассказы о растениях и животных

Рассказы о временах года

 

Природа в коротких рассказах

 

Летом в лесу

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаше раздается треск. Уж не медведь ли это?

На поле летом

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с душистых цветов.Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.

Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов.

Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.

Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.

Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.

Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.

Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

Ветер и солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.      - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.      Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.      Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.      - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!— Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец.Митя записал.Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:— Осень лучше всех времён года!Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Внеклассное мероприятие Хлеб - всему голова

Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова»

Цели: углубить знания детей о значимости хлеба в жизни человека; воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление знать и ценить созидательный труд хлебороба.

1.Хлеб - всей жизни голова (слайд 1)

2.Нет хлеба- нет обеда.

3.Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.

4. Земля-матушка, а хлеб-батюшка.

5.У кого хлебушко, у того и счастье.

6. Плох обед, если хлеба нет.

-Ребята, о чём эти пословицы?

Несколько учащихся читают стихи : (слайд2,3,4)

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло…!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем. Что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Чтоб колосья подняться смогли,

Нужно людям над пашней сгибаться

В хлебе чувствую запах земли

И упорство труда землепашца

Хлеб. Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку беда.

Нет важнее труда хлебороба.

Нас учат дома, учат в школе,

Что хлеб святыня для людей.

Когда тебе доверят поле, любое зёрнышко лелей.

И нет трудней и лучше доли

Чем для людей растить хлеба

Колосья хлеба серп и молот-

Моя любовь. Моя судьба!

К хлебу все имеют отношение,

Русский хлеб причастен ко всему,

К дружбе наций,

К спутников движенью,

К миру, к правде,

К счастью твоему.

Учитель:

Хлеб всегда был мерилом благополучия страны, душистый, свежеиспечённый каравай на столе- символ доброты и мира. И время не смогло внести коррективы в это большое и ёмкое понятие- хлеб. Рвались снаряды на земле родной Отчизны, полыхали костры пожарищ, умирали с голода дети. Это не должно повториться- в один голос говорим мы. И пусть только мирные будут сражения- как битва за хлеб.

Ученик читает рассказ

К.Д. Ушинский «Хлеб»

Земля кормит человека. Но кормит недаром. Много должны потрудиться люди, чтобы вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.

Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов.

Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но это ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно, и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.

Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.

Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.

Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.

Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут и в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

Как родится хлеб сегодня? (рассказы детей по иллюстрации) (слайд 5 ,6)

Учитель

-Мы узнали, как выращивали хлеб раньше. А теперь прочитаем некоторые страницы из книги писателя А.Митяева. Несколько учащихся читают отрывки из книги.

А.Митяев «Ржаной хлебушко - калачу дедушка» (слайд 7)

Хлебное творение

Горожане древней Руси едали хлебы «пресные», «квасные»,»хлебы с мёдом и маком творённые»…

Можно представить. Это были вкусные творения. И разнообразные. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. А вкус хлеба зависит и от воды- из какого колодца она, какие в ней минеральные вещества, в каком количестве. И от дров, которыми печь истоплена- берёзовыми ли , дубовыми. И как хлеб в печь сажали- на капустном листе или прямо на кирпичи.

Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.

-Что интересного вы узнали из рассказа? Отчего зависит вкус хлеба?

Хлеб…Наскучит ли он? Никогда! (слайд8)

Не обойдён хлеб и витаминами. Обычно за счёт хлеба почти удаётся компенсировать суточную потребность организма в витаминах.

Удивительное свойство хлеба (слайд9)

И всё-таки есть у хлеба одно самое удивительное свойство. То самое, благодаря которому он всегда в радость. Неприедаемость.

Нападения на хлеб

Во все времена враги, нападая на нас , так или иначе нападали на наш хлеб.

Зимой 1240/41 года немецкие псы-рыцари, не сумев взять Новгород, отняли у окрестных селян лошадей и зерно. Так они надеялись оставить город и всю новгородскую землю без хлеба. Если нет лошадей, поле весной не вспашешь. И не засеять его, если нет семян.

Потомки псов-рыцарей немецкие фашисты начали войну против Советского Союза в конце июня - до созревания и уборки хлеба. Так они рассчитывали оставить нас без урожая 1941 года.Фашисты увозили к себе в Германию не только нашу пшеницу. В Германию шли поезда, гружённые украинским чернозёмом.

-Куда увозили пшеницу фашисты?

Блокадный хлеб(слайд10)

Летом 1942 года наш миномётный дивизион перебрасывали на Волховский фронт, к Ладожскому озеру, поближе к Ленинграду. На разъезде. В сыром и чахлом лесу, поезд остановился. Рядом стоял встречный пассажирский с эвакуированными ленинградцами. У вагона бродила девушка. И я, восемнадцатилетний гвардеец, уже малость нюхнувший пороху, хотел побалагурить с ней. Она отошла от меня, ни слова не ответив. Это было обидно. Через день-два буду в бою. Хотя бы улыбнулась на прощание.

Девушка была толстая. В поношенном, ветхом пальто.

Теперь сорок с лишним лет спустя, я часто вспоминаю тот разъезд, и поздний стыд охватывает меня. Единственное, что оправдывало мою бестактность – недостаточное знание беды окружённого Ленинграда. Моя ленинградская сверстница к дню нашей встречи перенесла столько бомбёжек и артобстрелов, сколько выпадает на долю настоящему фронтовику. Но она ещё испытала голод, какого солдат на фронте не испытывал. И ещё я не знал тогда, что, прежде чем усохнуть, человек от голода пухнет…

Зима 1941/42 года была для ленинградцев самой страшной. Немецкие фашисты разбомбили и сожгли в городе склады зерна. Снабжение города через Ладожское озеро ещё не было отлажено. Хлебная норма в ту зиму сокращалась до ста двадцати пяти граммов.

Ни в коем случае не хочу, чтобы тяготы, выпавшие ленинградцам, повторились с тобой, читатель, хотя бы на час, на минуту даже, чтобы ты ел такой хлеб, какой ели они - из горелого зерна, с почти несъедобными добавками. Но всё же попробуй, пусть отдалённо, ощутить хлебную норму блокадного города. Отрежь от килограммовой буханки восьмую часть. И не ешь ничего сутки, кроме этого куска.

-Что мы узнали о блокадном хлебе? Какой он был?

Самый горький хлеб

Самый горький хлеб я не ел, но видел, как его добывают. Было это опять же на войне, в местности, только что освобождённой от фашистов.

В поле около сгоревшей деревни работали женщины и дети. У них был плуг. К плугу были привязаны лямки: две побольше, три поменьше. В большие впряглись две женщины, в маленькие- трое ребятишек. Они тащили плуг по полю. Ещё одна женщина держала плуг за ручки, вела его в борозде.

Нам, солдатам, нельзя было остановиться, чтобы помочь в этой нечеловеческой работе. За грядой холмов гремел бой, и мы торопились туда.

Много ли они вспашут? Потом, после плуга, тащить им по комкам сырой земли борону. Потом посеют руками зерно. И вырастет – только к осени – хлебушек. Сладкий-сладкий. И самый горький.

-Почему рассказ называется «Самый горький хлеб»?

Справедливость

На фронте хлеб нам выдавали утром- сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов.

Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Потом просил кого-нибудь отвернуться.

-Кому?- спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба.

Отвернувшийся называл фамилию.

Названный брал свою долю-пайку, как говорили тогда.

Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко, кричали со смехом:

-Рус! Давай хлеб делить. Кому? Ивану!

Мы и в то голодное время не были жадными или расчётливыми. Каждый был готов пожертвовать за товарища жизнью. Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины, старики, дети.

-Почему солдаты делили хлеб по справедливости?

При сытости помни голод (слайд11)

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зелёное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.

Русский хлеб причастен ко всему

К дружбе наций, к миру, к правде,

К счастью на земле.

Л. Татьяничева

Конкурс загадок

1.Весь из золота отлит,

На соломинке стоит. (Колос)

2.На просторе в море хлеба замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба сохранит всё море хлеба. (Элеватор)

3.Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашут - пять плугов тащит.( Трактор)

4.Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят.(Колосок)

5. Не море , а волнуется. (Поле)

6. Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

7.В дом зерно возьмёт, каравай вернёт.(Поле)

8.Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят.(Сноп)

9.Был крупинкой золотой,

Стал зелёною стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило. (Колос, хлебное зёрнышко.)

10.Зубья ходят,

Гребни машут,

Жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку

Поле

Наголо

Стригут. (Жатва)

Конкурс «Собери пословицу»

Без дождя и год хлебородный.

Май холодный - трава не растёт.

Труд человека кормит, плачет зимою.

Кто спит весною, а лень портит.

Ржаной хлебушко так и нет обеда.

Нет хлеба, калачу дедушка.

1 ученик с караваем хлеба Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка.

Хлеб с горбушкой золочёной

Шёл к тебе издалека.

2 ученик В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

3 ученик В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

В конце мероприятия победителям и участникам вручаются призы.

Советуем прочитать:

1.Лёгкий хлеб (белорусская народная сказка)

2. А.Митяев. Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

3.А.Мусатов. Как хлеб на стол пришёл.

4.К.Паустовский. Тёплый хлеб.

5.И.Беликова. О хлебе чудесном .

6.А.Митяев. «Житьё - бытьё хлеба».

7.М. Алексеев «Цена ему-жизнь», «Именем хлеба» (поэтический сборник).

8.К. Барыкин «Хлеб, который мы едим».

resheba.ws

Формирование навыков связной повествовательной речи на материале текста цепной структуры "Хлеб" по К.Д. Ушинскому

Разделы: Логопедия

Цель: Сформировать навыки относительно длительного монологического высказывания.

Задачи:

  1. Учить строить картинно-графический план.
  2. Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
  3. Работать над семантикой слов: имён существительных и глаголов.
  4. Развивать дикцию на примере скороговорок.
  5. Развивать зрительное внимание.
  6. Развивать линейную память до 7 единиц.

Лексический материал:

1.Текст рассказа “Откуда берётся хлеб ” (по К.Д. Ушинскому “Хлеб”):

Хлеб выпекают из теста. Тесто месят из муки.

Муку молят из хлебных зёрен. Хлебные зёрна созревают в колосьях. Колосья растут на полях. На полях трудятся люди.

Люди выращивают хлеб.

2. Загадки про хлеб:

Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый.

Сначала он в поле большом колосится, Потом он в амбаре крестьянском хранится. Затем он в пекарне печётся И мягким, душистым на стол подаётся.

3.Словарь:

выпекать – хорошо испечь, пропечь,

колосья - растения, из зёрен которых делают муку для приготовления хлеба (из ржи – ржаной чёрный хлеб, из пшеницы – пшеничный белый).

месить – мять, разминать, перемешивать,

молоть – дробить, размельчать зерно, превращая в муку,

(Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньева.Том 1-4.

Изд-во “Русский язык”, 1981г.)

4. Слова, сложные по семантике.

слова Объяснение по толковому словарю Методика работы на уроке
Выпекают хорошо испечь, пропечь Словесное толкование: пекут в печи
Месят мять, разминать, перемешивать, Наглядная демонстрация: логопед, разминая кусок теста, объясняет семантику слова месят: мять, разминать, перемешивать
Молят дробить, размельчать зерно, превращая в муку Подбор синонимов: Крошить, делать мелким
колосьев растений, из зёрен которых делают муку Наглядная демонстрация колосьев пшеницы ( или показ предметной картинки с изображением колосьев)

5. Слова сложной слоговой структуры.

слова Слоговая структура Методика работы на занятиях
хлебные 3-х сложное со стечением согласных Метод наращивания слова:

Хлеб

Хлеб-ны

Хлеб-ны-е

Созревают 4-х сложное со стечением согласных и с закрытым слогом называем гласные по порядку, определяем кол-во слогов в слове, определяем место стечения согласных, делим слово на слоги, проговариваем и записываем по слогам.
Выращивают 5-ти сложное с закрытым слогом называем гласные по порядку, определяем кол-во слогов в слове, делим слово на слоги, записываем по слогам.
    1. Текст скороговорки:

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Оборудование:

1. Набор предметных картинок для построения картинно–графического рассказа.

2. Планшет–схема для построения картинно–графического рассказа.

3. Колосья, баранки для объяснения семантики слов.

4. Слова-глаголы на карточках.

5. Карточки для индивидуальной работы по развитию зрительного внимания.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Посмотрите, всё ли готово к нашему занятию, и тихо сядьте.

2. Угадывание детьми темы рассказа.

Логопед: Найдем самого внимательного и догадливого из вас.

Тот, кто отгадает загадку, сразу узнает, о чём сегодня будет рассказ.

(см. лексич. материал п.2).

Правильно, это хлеб.

Сегодня я расскажу вам, откуда берётся хлеб.

3. Знакомство с текстом рассказа.

Логопед раскладывает перед детьми картинки.

Инструкция: ” Слушайте рассказ, смотрите на картинки и думайте, какие картинки подойдут к какому предложению.” (Логопед читает рассказ, см. лексич. материал п.1).

4. Знакомство детей с наглядной смысловой программой текста,

которая представлена в виде картинно-графической схемы.

Инструкция: ” Мы будем строить план нашего рассказа. Каждое предложение будем записывать схемой. В каждой схеме будет по 3 элемента:

1 – картинка, обозначающая слово-предмет,

2 – синяя стрелка, обозначающая слово-действие,

3 – картинка, обозначающая слово-предмет”.

Логопед: Вспомните, о чём говорилось в 1-ом предложении.

Какие картинки понадобятся нам для построения 1-го предложения?

Ребёнок : Картинка с изображением хлеба.

Логопед: Из чего хлеб выпекают?

Ребёнок: Из теста.

Логопед: Ставь эти картинки (хлеб, тесто) на доску.

Что означает слово выпекают? (см. лексич. материал п.3).

Вместо слова выпекают поставим синюю стрелку, обозначая слово- действие.

(Аналогично записывается каждое предложение рассказа. В итоге работы на данном этапе построен картинно-графический план).

5. Знакомство с правилами смысловой связи.

Логопед экраном загораживает картинно-графический план

(кроме 1 и 2 предложения).

Инструкция: ”Найдите картинки, которые помогают дружить предложениям. Мы соединяем их красной стрелкой” (в 1 и 2 предложениях это картинка тесто).

Для закрепления правила логопед предлагает зрительный образ:

“Соедините пальчики двух рук, как соединяются звенья в цепи.

Так и предложения соединяются между собой в рассказе”.

(Аналогично соединяем красными стрелками последнюю картинку каждого предложения с первой картинкой следующего предложения).

6.Пересказ рассказа каждым ребёнком с опорой на картинно-графический план.

Логопед: А теперь каждый из вас, используя построенный нами план, постарается вспомнить и рассказать весь рассказ.

7.Итог.

Логопед: Чему научились сегодня на занятии?

Дети:

  • научились составлять предложения по картинкам,
  • узнали, как подружить предложения,
  • научились составлять рассказ по плану,
  • узнали о том, откуда берётся хлеб.

Логопед: домашнее задание – повторить рассказ так, чтобы окружающие с интересом вас слушали.

Картинно-графический план.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературного слушания в 3-м классе по теме "Цена хлеба"

Разделы: Начальная школа

Тема урока: Цена хлеба.  (Литературное слушание. 3 класс)

Цели урока:

  • Учить детей работать с печатным текстом; выделять главное, находить ответы на  вопросы.
  • Развивать навык выразительного чтения текста.
  • Прививать детям бережное отношение к хлебу, уважение к людям разных профессий.

Оборудование:

  • Выставка книг с рассказами и стихами о хлебе.
  • Рисунки и рассказы детей об отношении к хлебу в их семье.
  • Выставка хлебобулочных изделий (накрыт стол с самоваром).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Сообщение темы урока и постановка задач.

II. Продолжение начатой на предыдущем уроке работы над произведением К. Паустовского «Тёплый хлеб» (хрестоматия).

1) Ответить на вопросы:

– К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? – Какова главная мысль этого текста? – Найдите в тексте слова, выражающие эту мысль.

2) Краткий пересказ текста.

3) Работа в печатной тетради №2, с. 26.

III. Работа с текстами по теме урока

1. Сообщение ученика об истории возникновения хлеба.

Учёные полагают, что первый хлеб испечён не менее 15 тысяч лет назад. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна удобно было есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тысяч лет назад. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом-солью. Труден путь хлеба на стол.

2. Вопросы учащимся после прослушивания сообщения:

– Когда был испечён первый хлеб? – Как возник хлеб? – Когда появилось слово «хлеб»?

3. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Новый хлеб». («Родное слово», книга для детей и родителей, с. 253.

Перед чтением текста:

А) разъяснить детям значение слов и выражений (выписаны на доске):

«Божья благодать, детки!» – милость божья, доброе отношение; Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями; Копна – небольшой стог сена, снопов; Жатва – уборка зерновых; «Цеп прыгал на гумне» – цепями молотили зерно на площадке, на току.

Б) Поставить перед детьми вопросы:

– Что сделал крестьянин, когда вышел с детьми в поле? – Как узнать, что рожь поспела, и что потом с ней делают?

В) Чтение текста учащимися.

Г) Найти ответы на поставленные ранее вопросы.

Д) Повторное чтение рассказа несколькими учащимися. Отметить лучшего ученика по выразительности чтения.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

4. Чтение рассказа К. Д.Ушинского «Хлеб» («Родное слово», с. 138)

Вопросы после прочтения:

– Из чего делают хлеб? – Кто и как делает хлеб? – Найдите в тексте предложение, в котором заключается главная мысль. – Как автор называет человека, который пёк хлеб? (хлебник) – Как называется сейчас профессия этих людей?

Учитель. Профессия пекаря – одна из древнейших на земле. Особенно ценится тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить себе купить  только очень богатые люди. Обратимся к цифрам, которые написаны на доске: – На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. – Ежедневно в стране выпекается около 82000 тонн хлеба. – В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий. – А какие виды хлебобулочных изделий знаете вы? При ответах учащихся обратиться к выставке хлебобулочных изделий на столе.

5. Стихотворение С.Я.Маршака

А) Читает учитель  (перед детьми текст напечатан на листочках).

Три паренька по переулку                                Потом, насупившись сердито. Играя будто бы в футбол                                   Он долго пыль с неё сдувал Туда – сюда гоняли булку                                  И вдруг спокойно и сердито И забивали ею гол.                                            При всех её поцеловал.

Шёл мимо незнакомый дядя,                           – Вы кто такой? – спросили дети. Остановился и вздохнул.                                  Забыв на время про футбол. И, на ребят почти не глядя,                              – Я пекарь! – человек ответил К той булке руку протянул.                              И с булкой медленно ушёл.

И слово это пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

Б) Повторное чтение стихотворения учащимися про себя.

В) Ответить на вопросы:

– Какое настроение создаёт это стихотворение? Почему? – Чем пахло слово «пекарь»? – Что удивило детей? – Как бы вы поступили в этой ситуации? – В первом и втором  четверостишиях  соедините стрелками рифмующиеся строки.

Г) Выразительное чтение вслух (4 – 5 учеников).

6. Учитель: Прослушав это стихотворение, мы ещё раз убеждаемся,  что хлеб очень дорог или даже бесценен. Каждый должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать 100 граммов хлеба,  то по всей стране наберётся около 50 тонн. Не будьте в числе таких  людей. Остановите и тех, кто бросает хлеб. А ведь можно продлить свежесть хлеба, если его правильно хранить. Если же хлеб зачерствел, из него можно приготовить разные вкусные блюда:

– сбрызнуть буханку с боков и поставить в духовку на 5 минут или подержать над кастрюлей с кипящей водой; – посушить сухарики; – сделать гренки и т.д.

– А теперь давайте обратимся к выставке ваших рисунков и рассказов о бережном отношении к хлебу в ваших семьях. (Дети рассказывают о своих работах)

IV. Подведение итогов урока

– Чем мы сегодня занимались на уроке? – Что запомнилось больше всего? – Оцените свою работу на уроке.

Литература:

  1. «Литературное чтение» (хрестоматия) Л.А.Ефросинина. 3 класс. «Вентана-Граф»
  2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина. 3 класс. «Вентана-Граф».
  3. К.Д.Ушинский «Родное слово» (книга для детей и родителей) 1997 г.
  4. Классные часы. 1 – 4 классы. Изд. «Учитель». 2007 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также