Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Школа 2088 Грайвороново
________________________________________________________________
Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3
телефон: 8 (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08
ПРОЕКТ
«Хлеб – всему голова!»
(запланировано проведение на октябрь 2017 года для старшего дошкольного возраста в подготовительной к школе группе)
воспитатель высшей
квалификационной категории
Титова
Викторина Николаевна
Москва, 2017 г.
Тема проекта: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Длительность: среднесрочный.
Вид проекта: информационный по доминирующей деятельности познавательное и речевое развитие.
По характеру содержания: творческий, художественно-эстетическое направление.
По количеству участников: коллективный.
Участники: дети подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели, родители.
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя.
Цель проекта: формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
Задачи проекта:
Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
Обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
Закреплять словообразования, употребление относительных прилагательных, словообразование родственных слов от слова хлеб;
Развивать связную монологическую и диалогическую речь;
Приобщать детей к культуре и традициям русского народа;
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе;
Совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом.
Актуальность проекта:
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Согласно славянскому обычаю гостеприимства, круглый хлеб с солонкой посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце — рушнике. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить можно!
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами в подготовительной к школе группе надо проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Проект делится на два этапа:
I. Этап. Подбор художественно-иллюстрационного материала (с участием детей и родителей). Разработка конспектов занятий и бесед. Создание презентаций на тему «Как хлеб на стол попал».
Для того чтобы сформировать целостное представление у детей о том, как хлеб пришел к нам на стол, проведение следующих мероприятий:
Предложить родителям испечь вместе с детьми любые изделия из теста.
Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел»
II.Этап.
Реализация проекта
Образов. Деят-ть | Совместная деятельность | Самостоятельная деят-ть | Работа с Родителями |
Социально-коммуникативное развитие (социализация, труд, безопасность) | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье) Организация чаепития с домашней выпечкой. | ИКТ –экскурсия «Как хлеб попал на стол», с/р игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»), «Семья», «Ярмарка» | Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел». Замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка «Вот он хлебушек душистый». |
Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка) | Аппликация «На мельницу» Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба» | Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена | Подбор иллюстраций о хлебе, составление газеты «Хлеб- всему голова», |
Познавательное и речевое развитие (коммуникативное познание, чтение) | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», опыт с вертушкой «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), Икт – экскурсия «Как хлеб на стол попал», опыт «Как готовить тесто» Д/и «откуда хлеб пришел», «родственные слова», Опыт «Перетирание и перемалывание зерен», чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» | Заучивание загадок, подбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия в булочную. Экскурсия в Культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово» Музей хлеба. |
Физическое развитие (здоровье, физкультура) | Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки | Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи | Составление кулинарной книги -Рецепты бабушек и мам «Колобок» |
План работы на неделю
Понедельник
Образовательная деятельность в режимные моменты
Утро. Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья).
Задачи: Воспитывать осторожное обращение с засушенными колосьями.
Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур. Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…» Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра. Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»
Непосредственно образовательная деятельность.
Познавательное развитие. Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие. Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.
Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе. Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий. Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб. Чтение стихотворения С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…» Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл».
Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке). Игра «Хорошо –плохо» (правила обращения с хлебом).
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация из цветной бумаги «На мельнице».
Задачи: Закрепить умение детей вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, развивать зрительный контроль за действием рук. Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Прививать художественный вкус, учить красиво располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.
Вечер. Загадки о хлебе.
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать умение дослушивать загадку до конца. Учить понимать иносказательный смысл загадок. Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Работа с родителями. Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел».
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на стол попал».
Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.
Непосредственно образовательная деятельность.
Логопедическое занятие. Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».
Музыка. Пение русской народной песни «Блины» в обработке А. Абрамского.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Колосья».
Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с натурой и образом. Расширять представления о натюрморте. Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу.
Вечер. Сюжетно ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»), «Семья», «Ярмарка». Словесная игра «Образуй словечко». Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т.д.) Опытная деятельность «Как получается мука?» Словесная игра «Продолжи пословицу». Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка». Игра «Угадай на вкус». Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т.п.)
Хороводная игра «Каравай». Чтение сказки «Колосок»
Непосредственно образовательная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка изделий из солёного теста по образцам.
Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать воображение, творчество. Продолжать учить детей начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища..
Вечер. Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»
Задачи; Продолжать развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами, а так же интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.
Подвижная игра «Скажи и покажи». Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.) Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет». Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство». Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Рассказывание стихотворения по «цепочке», хором и индивидуально.
Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос». Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Четверг
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. .Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе». Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе. Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе. Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок».
Непосредственно образовательная деятельность.
Логопедическое занятие. Тема: Пересказ русско-народной сказки по картинкам «Колосок».
Вечер. Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному. Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент. Вспомните пословицы о хлебе. Раскрашивание изделий из соленого теста.
Пятница
Образовательная деятельность в режимные моменты:
Утро. Организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!». Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей. Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.
Непосредственно образовательная деятельность.
Логопедическое занятие. Хлеб. Образование родственных слов.
Пальчиковые игры. «Испечем пирожки и плюшки».
Познавательное развитие. Конструирование из конструктора «Мельница», «Хлебозавод»
Задачи: Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Продолжать учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.
Вечер. Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).
Чаепитие с домашней выпечкой.
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему недели. Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".Автор: Емельянова Э. Л.
11. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л. 12. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб".Автор: Емельянова Э. Л.
nsportal.ru
«Земля на зёрнышке стоит»
Цель: показать истинную цену хлебу, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.
Ход мероприятия
Ведущий:
Дороже и злата, и соболяОн – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна,
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью во все времена.
Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом – солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.
Учитель:
Нет, кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена – всему голова. Вот он лежит перед нами во всем многообразии, от сухаря, до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий земной и солнечной энергией.
А как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть от того, что он нам достается сейчас легко, не очень? Забежишь в булочную и через минуту выходишь с хлебом! И сегодня мы будем говорить о хлебе, о хлеборобах.
Ученик:
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Ведущая:
Поговорим мы о хлебе
О родном, неразлучном
И так без конца,
Все о том же, насущном,
Что в поте лица.
«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба, гласит народная мудрость. Исстари говорят: «Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь».
Учитель:
Ребята, сегодня в ходе проведения нашего мероприятия мы постараемся выяснить, какова же истинная ценность хлеба, почему издавна на Руси называем хлеб – батюшкой, а землю – матушкой, поклонялись хлебу, как божеству, считали его святым?
Мы – народ с богатой культурой, традициями. В русском фольклоре много пословиц и поговорок о хлебе, в которых нам народ заключал всю свою мудрость и передавал ее из поколения в поколение.
Ребята, я попросила вас провести исследовательскую работу и постараться найти как можно больше пословиц и поговорок. Вы провели большую работу и сейчас давайте поразмышляем над тем, какой смысл вложил народ в них?
- Что народ хотел сказать этой пословицей?
- К чему призывает?
- Чему учит?
- В чем мудрость?
А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.
- А что такое фразеологический оборот?
- Как вы понимаете эти слова:
Даром хлеб есть (Жить напрасно, без пользы)
Хлеб да соль! (Приятного, хорошего аппетита).
Конечно же, на одном уроке нам не вспомнить всех пословиц и поговорок, но мы можем сказать, что все они учат нас ценить, беречь, дорожить хлебом.
Монтаж о хлебе:
1 ученик:
Богата нивами Россия,
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила
Всему он в жизни голова.
Наш хлеб,
О нем мои слова.
Идет уборка, сроки сжаты,
И вижу я, и видишь ты:
Темп и динамика на жатве,
И нет в работе суеты.
Хлеб полновесный убран будет,
Коль в закрома ему пора.
Ты посмотри,
Какие люди, какие чудо – мастера!
2 ученица:
Богата нивами Россия
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила,
Всему он в жизни голова.
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он пахнет солнцем и цветами.
Он пахнет утренней росой.
Какими добрыми руками
Добыт он, друг, для нас с тобой.
И как он вкусен,
Как он сладок,
Извечный дар родных полей,
Когда его в семье достаток,
Тогда и радость у людей.
3 ученик:
Богата нивами России.
Нам хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила,
Всему он в жизни голова,
Наш хлеб,
О нем мои слова.
Учитель:
Да, много стихов и песен сложено о хлебе. А как в ваших семьях относятся к хлебу? Расскажите.
(Рассказы детей)
Да, нелегкой ценой достается хлеб. Но я думаю, что ваши родители учат вас ценить труд хлебороба и бережно относиться к хлебу.
Я желаю вам, чтоб в каждом доме на столе был дешевый кусок хлеба, даже самый вкусный, аппетитный белый каравай. Но тем нам он и дорог, что он дешев по цене, но бесценен по тому труду, который в него вложен.
Ведущая:
Колосья пшеницы наливаются тугой спелостью, клоня к земле непокрытые головки. В золотом душном Мареве плывет комбайн, медленно вбирая в себя звонкое зерно. Мама – перепелка суетливо поторапливает малышей – несмышленышей, переводит их в безопасное место. Идиллия – для человека непосвященного, а для крестьянина – труд, приносящий радость.
О труде хлебороба
Все колосья поют –
Значит, это особый,
Замечательный труд.
И живут не случайно
Среди наших друзей
Капитаны комбайнов,
Адмиралы полей.
Монтаж о труде хлебороба
1 ученик:
Хлеб – не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых написано это самое слово «хлеб», развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. И все это зависит прежде всего от хлебороба.
2 ученик:
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком хлеба, еще раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших его на стол.
3 ученик:
А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба».
Ведущая:
Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки 1 сорта. Для выпечки 1 батона необходимо 10 000 зерен, а сколько необходимо, чтобы накормить весь народ?
Ученица:
Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб – наше богатство, в хлебе наша сила.
Но мальчишки в школе с этим не считаются.
И в столовой корками хлебными бросаются,
А я хлеба ни за что не брошу
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда.
Учитель:
Очень много слов в русском языке, корнем которых является слово хлеб. А знаете ли вы, что раньше на Руси хлеб называли ЖИТО? Подберите однокоренные слова к слову ЖИТО – ЖИЗНЬ. Действительно, хлеб – это жизнь.
Особенно ценен был хлеб в годы Великой Отечественной Войны.Он замешан на великом труде, на слезах матерей. Хлеб, ковавший победу.
Ученица:
Совсем недавно мне в библиотеке на глаза попалась книга о Великой Отечественной войне, сначала я заинтересовалась иллюстрациями, а потом меня потрясли факты из жизни жителей осаждаемого немцами Ленинграда, поразило их мужество и стойкость.
(На фоне музыки)
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
В историческом музее Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, жить, нужно выжить – назло фашистам. И ленинградцы жили, творили, дрались за победу!
Как далекий, страшный сон военные годы, когда нечего было не только одеть, обуть, но и поесть.
Зато сейчас наша жизнь – полная чаша.
Вот он, хлебушка душистый,
С хрусткой корочкой, витой,
Вот он –
Теплый, золотой,
Словно солнцем налитой!
Ведущая:
К хлебу у нас на Руси всегда относились как к Божьему благословению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом – грехом. Крошки хлеба не пропадало за трапезой. И как бы ни было мало дитя, если бросит крошку хлеба, старший непременно проучит, стукнет деревянной ложкой по лбу: «Не греши!».
Ученик:
Подбираю крошки хлеба,
Низкий им поклон.
С детских лет горячим хлебом
Я заворожен.
Собирал и я колосья и снопы вязал
Но в стихах еще об этом я не рассказал.
С переметною сумою, потупляя взор
Я бродил в полях осенних по ущельям гор
А теперь, едва проснувшись,
В доме городском:
«Хлеб горячий, хлеб горячий»,-
Слышу за углом.
Это бедных лет привычка,
Иль святой закон
Подбираю крошки хлеба
Низкий им поклон.
Учитель:
Наше мероприятие подходит к концу, и пусть итогом послужит наше обращение к сверстникам. Давайте выведем закон бережного отношения к хлебу:
- Что нужно, чтобы хлеб сберечь?
- Знай цену хлеба!
В него вложен труд сотен людей!
Хлеб к обеду в меру бери!
Хлеб – богатство, им не сори!
Помни! Хлеб – богатство страны.
Береги каждую крошку хлеба!
Учитель:
Так повелось на моей земле
Из года в год, из рода в род – веками.
Тот хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом, в золотых хлебах,
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой, на поле негромко молвит:
«Ты поклонись ему, как матери, как
Нашей общей доле».
Ты вырастишь через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего интересней нет,
Чем теплый хлеб, на этом белом хлебе.
К вам обращаюсь, сыновья,
Мои или чужие.
Отчизна, хлеб, любовь, семья –
Понятия святые.
Ребята, я благодарю Вас за участие в нашем творческом деле, верю в то, что правила, которые мы вывели, помогут вам ценить хлеб и вы будете им следовать всегда.
antonovakate2010.narod.ru
«Хлеб – наше богатство, хлеб – наша сила»
Цель: показать истинную цену хлеба, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.
Оборудование: плакаты с изображением хлебного поля, хлеборобов, таблички с пословицами, хлебо-булочные изделия
Ход мероприятия
1. Сообщение темы
Дороже и злата, и соболя
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна,
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью во все времена.
Почему сегодня средь зимы мы говорим о хлебе, может быть не время для такого разговора?
(о хлебе говорить можно в любое время, он всегда важен)
Поговорим мы о хлебе
О родном, неразлучном
И так без конца,
Все о том же, насущном…
Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом – солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.
^
Нет, кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена – всему голова.
«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» - гласит народная мудрость. Исстари говорят: «Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь».
Мы – народ с богатой культурой, традициями. В русском фольклоре много пословиц и поговорок о хлебе, в которых наш народ заключал всю свою мудрость и передавал ее из поколения в поколение.
(Дети ищут разные половинки одной пословицы, напечатанные на карточках)
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Плох обед, коли хлеба нет.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Без хлеба куска везде тоска.
Береги хлеб в углу, а деньги в узлу.
А как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть, от того, что он нам достается сейчас легко, не очень? Забежишь в булочную и через минуту выходишь с хлебом!
Ведущая:
Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки 1 сорта. Для выпечки 1 батона необходимо 10 000 зерен, а сколько необходимо, чтобы накормить весь народ?
Для этого нужно приложить много старания, усилия, любви всем тем людям, которые выращивают хлеб. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет».
Что помогает нам получить хлеб в готовом виде?
(Дети отгадывают загадки, повторяя путь хлеба от поля до стола)
Ходит полем из края в край,
Режет черный каравай. (Плуг)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую войду, к солнцу колосом взойду,
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Ясный месячек ночью в небушке висит,
Днем во полюшке блестит (серп)
Корабль –великан не по морю плывет.
Корабль – великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет. (Комбайн)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)
Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень
(хлеб пекут)
(Дети читают стихи)
Кто землю сам пахал, тот за столом,
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И потому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
(Николай Рыленков)
Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб – наше богатство, в хлебе наша сила.
Но мальчишки в школе с этим не считаются.
И в столовой корками хлебными бросаются,
А я хлеба ни за что не брошу
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда.
Особенно ценен был хлеб в годы Великой Отечественной Войны. Он замешан на великом труде, на слезах матерей. Хлеб, ковавший победу.
Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде выдавали 125 г хлеба, да и то не каждый день. Но ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном городе. В то тяжелое время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба.
В историческом музее Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, жить, нужно выжить – назло фашистам. И ленинградцы жили, творили, дрались за победу!
Из воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла.
«Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Как важно нам сегодня помнить об этом и ценить возможность каждый день иметь хлеб на своем столе.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
(С.Погореловский)
3. Итог
Наше мероприятие подходит к концу, и пусть итогом послужит наше обращение к сверстникам. Давайте выведем закон бережного отношения к хлебу:
Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.
(Дети пишут плакаты, которые могут быть размещены в школьной столовой)
Знай цену хлеба!
В него вложен труд сотен людей!
Хлеб к обеду в меру бери!
Хлеб – богатство, им не сори!
Помни! Хлеб – богатство страны.
Береги каждую крошку хлеба.
fs.nashaucheba.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»