Детский сайт : рассказы, сказки, стихи, песни, поделки для детей. Сказка к паустовского теплый хлеб


урок сказка к паустовского теплый хлеб нравственный путь героя класс

urok.zodorov.ru

С этим файлом связано 270 файл(ов). Среди них: r3.doc, prosen.docx, progr.doc, pro2.ppt, pro1.doc, pril4.doc, pri.docx, pr10-2017.doc, post.doc, por2.doc и ещё 260 файл(а).Показать все связанные файлы Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

Учитель русского языка и литературы БОУ города Омска «Гимназия №76» Кузьмина О.В.

Тема. Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»

Нравственный путь героя.Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации к сказке, музыкальный фрагмент, изображающий вьюгу,

учебник В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.КоровинЦель урока:

Содержательная:

1. организовать деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений для постижения смысла сказки;

2. учить видеть процесс становления образа, смысл поступков героя;

3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.Деятельностная:

1. создание условий для усвоения темы:

2. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности:

3. развитие навыков самоконтроля:

4. развитие схематичного мышления.Тип урока: урок открытия нового знанияМетоды и приемы обучения: анализ текста, упражнения (озаглавить эпизод, задание на установления соответствия – подбор к нему крылатого выражения, комментирование), использование приема «цветовые ассоциации», приема «дерево предсказаний», игровой момент (инсценировка эпизода), работа в группах с учетом дифференциации учащихся.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

(Цель: настроить учеников на

учебную деятельность)

Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте.

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.
2. Эмоциональная подготовка к восприятию текста. Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

А иногда все может сложиться по-иному.

Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга: …вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечники, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев, метель… А к ночи на дерево пал мороз.

…За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно и она святилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Вопросы учителя:

- Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали? (Отрывок из сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

- Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Мальчик Филька обидел раненого коня)

- Каковы результаты этого «злодейства»? (Поступок отразился на жизни жителей деревни «Верешки», которым грозит гибель)

- Что же предпринял Филька? (Решил исправить зло)

Прослушива-ние музыкального фрагмента, текста, узнавание эпизода.
3. Открытие нового знания.

Цели:

- развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;

Выполнение заданий на продвижение понимания (в группах)

Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? Какова тема урока? (Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственный путь героя).

Слова учителя: Путь героя от зла к добру долог, тяжел. Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

Высказывают свою точку зрения.

Записывают тему в тетрадь.

4. Стадия осмысления. Приём «Чтение с остановкой» Исследование по группам проходит в такой последовательности, как развивается сюжет.

Задание первой группе:

  1. Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня? (Ранен во время войны, выполняет тяжелую работу)
  2. Какое прозвище имел Филька? Как оно характеризует героя? (Грубый, эгоистичный человек, которому ни до кого нет дела)
  3. В чем была жестокость Филькиного поступка по отношению к коню? Проследите за последовательностью действий Фильки. (Закинул хлеб далеко, злой окрик, ударил коня)
  4. Каковы последствия поступка? (Слеза скатилась у коня, конь жалобно заржал, метель началась)
  5. Озаглавьте отрывок текста, подберите к нему иллюстрацию, а также краткое изречение. (Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями)
Задание второй группе:
  1. Как чувствует себя мальчик после проступка? (Заплакал от страха, весь трясся, ежился, кутался в тулуп, хотя и сидел дома)
  2. От чего, по мнению бабки, случился мороз? Как вы понимаете слова бабки «об охлаждении сердца»? (Сто лет назад злой мужик совершил деяние)
  3. Какой урок жизни поведала Фильке бабка? Зачем она рассказала о событиях столетней давности? (Бабка хотела разбудить совесть Фильки, чтобы понял, осознал вину)
  4. Как Филька слушал рассказ? О чем он думал в это время? (Сравнивал себя со злым мужиком и осознал, что он злой и жестокий, что из-за него должны умереть жители деревни)
  5. Озаглавьте отрывок текста, подберите к нему иллюстрацию, а также краткое изречение. (Вина голову клонит)
Задание третьей группе:
  1. Почему бабка отправила Фильку за помощью к Панкрату? (Старый, мудрый, может дать совет)
  2. Какие преграды преодолел Филька по пути к Панкрату? (Холод, страх, проявив мужество, волю)
  3. Какой совет получил Филька? (Посоветовал изобрести спасение от стужи, повиниться перед людьми и раненой лошадью)
  4. Что решил сделать Филька? (Решил всем селом скалывать лед, чтобы вода пошла, благодарю чему заработает мельница)
  5. Озаглавьте отрывок текста, подберите к нему иллюстрацию, а также краткое изречение. (Нет ничего отважнее, чем победа над собой)
Задание четвертой группе:
  1. Почему люди не отказали в помощи Фильке? (Филька был убедителен в своих аргументах. Не принято было отказывать в помощи)
  2. Что сделали люди для своего спасения? Какие качества характера проявили во время работы? (Все понимали, что только вместе можно бороться со злом)
  3. Каков результат совместного труда? (Дорубили лед до воды, благодаря которой мельница заработала. В результате намололи зерна и напекли хлеба)
  4. Как чувствовали себя жители села? (Женщины грели руки в теплой муке и смеялись от радости)
  5. Озаглавьте отрывок текста, подберите к нему иллюстрацию, а также краткое изречение. (В одиночку не одолеешь и кочку)
Задание пятой группе:
  1. Что символизирует собой хлеб? Почему мальчик понес его раненому коню? (Хлеб издавна являлся главной пищей крестьян, был всему голова. Выращивая его, человек добывает к себе не только пропитание, но и уважение)
  2. Как в начале встречи ведут себя конь и Филька? (Конь пугается Фильки, не принимает пищи, а мальчик громко плачет)
  3. Какие слова находит Панкрат для их примирения? (Просит коня Мальчика понять, что Филька – не злой человек, которого не нужно обижать)
  4. Как чувствуют себя герои после примирения? (Конь положил голову на плечо Фильки, вздохнул и закрыл глаза от удовольствия. Окружающие улыбались и радовались)
  5. Озаглавьте отрывок текста, подберите к нему иллюстрацию, а также краткое изречение. (Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали с тобой)
Вопросы учителя:

- Достиг своей цели Филька? (Да, исправил зло)

- Филька изменился в конце сказки? (Да)

Работают с текстом, отвечая на вопросы и подбирая аргументы. Затем отчитывают-ся о выполненной работе.
Приём «Цветовые ассоциации»

Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая сердце Фильки в начале сказки и в конце? Обоснуйте свой выбор.

Дети рисуют сердце героя, выбирая определен-ный цвет
Приём «Дерево предсказаний»

а) Как сложится судьба Фильки? (Станет внимательно относиться к окружающим и строже относиться к собственным словам и поступкам)

б) Почему сказка называется теплый хлеб? (Теплых хлеб был оттого, что Филька согрел его теплотой души. Дарить тепло другим, согреваться самому)

Дети выдвигают предположе-ния
Вопрос учителя: Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

- Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

- Не причинять другим вреда, обиды.

- Отвечать за свои поступки, слова.

- Не бояться просить прощения, прощать.

Дети высказывают свою точку зрения  
5. Рефлексия

(Цели: определение, что усвое-

но учащимися, что вызвало за-

труднения, что привлекло вни-

мание детей).

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

Продолжают предложения
6. Домашнее задание

(Цель: организация самостоя-

тельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).

Сочинение-миниатюра «О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Записывают задание в дневник

Приложения№1 Краткие изречения

  1. В одиночку не одолеешь и кочку.
  2. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
  3. Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
  4. Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями.
  5. Вина голову клонит.
  6. Умел ошибиться - умей поправиться.
  7. Быть человеком – чувствовать свою ответственность.
  8. Дарить тепло другим – согреваться самому.
№2 Иллюстрации к сказке№3 Лист самооценки

Краткие изречения

  1. В одиночку не одолеешь и кочку.
  2. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
  3. Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
  4. Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями.
  5. Вина голову клонит.
  6. Умел ошибиться - умей поправиться.
  7. Дарить тепло другим – согреваться самому.
перейти в каталог файлов

К.Г.Паустовский - Теплый хлеб

    • Автор: Константин Георгиевич Паустовский
    • Теплый хлеб
    • Исполнитель: Рафаэль Клейнер, Наталия Минаева
    • Тип: mp3
    • Размер:
    • Продолжительность: 00:26:12
    • Скачать сказку бесплатно

Часть 1:

Скачать

Часть 2:

Скачать

  • Слушать сказку online

Часть 1:

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Часть 2:

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Читать сказку Паустовского: Теплый хлеб:

 

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, - ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь. Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном. Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину. Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее - общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь - раненый, пострадал от врага. Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!". Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки. Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, - хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое. В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: - На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай! И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было. Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга. Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" - и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам. Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна. Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. "Да ну вас! Проклятые!" - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки. - Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. - Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь - боялся пустыни. - Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька. - От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер. - Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька. - От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз. - Чего ж теперь делать, бабка? - спросил Филька из-под тулупа. - Неужто помирать? - Зачем помирать? Надеяться надо. - На что? - На то, что поправит дурной человек своё злодейство. - А как его исправить? - спросил, всхлипывая, Филька. - А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится. - Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих. Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда. Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками. Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу. - Садись к печке, - сказал он.- Рассказывай, пока не замёрз. Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз. - Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин! Филька сопел, вытирал рукавом глаза. - Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно. - Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька. - Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно? - Понятно, - ответил упавшим голосом Филька. - Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью. В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока? А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал. - Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет. - Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение. - Ишь ты, шустрый какой! - сказал мельник, - Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать? - Да ну его! - сказал Филька. - Пробьём мы, ребята, и такой лёд! - А ежели замёрзнете? - Костры будем жечь. - А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: "Да ну его! Сам виноват - пусть сам лёд и скалывает". - Согласятся! Я их умолю. Наши ребята - хорошие. - Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы. В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали. Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой. Мальчишки стащили треухи и прокричали "ура". Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке. Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили - покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая. Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали - и в мельничный лоток хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло - с него посыпались сосульки - и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно. Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись. По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах - ребята, кошки, даже мыши,- всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба. На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна. Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил: - Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги? - Да нет! - закричали ребята.- Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим. - Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре. Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал: - Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись! Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

chudo-kit.ru

Сказка К.Г. Паустовского Теплый хлеб

kopilkaurokov.ru

  1. Вводный

Организационный момент

Введение в тему.

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации

2.Составление кластера

Развитие умения работать в группах

Развитие умения систематизировать материал

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

Приветствие учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

Постановка дидактической задачи.

Формирование групп.

Проведение инструктажа, раздача дидактического материала. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.) для проведения отчета о работе с использованием приема «Зигзаг» Постановка познавательной задачи.

Задание 1. «Прочитайте внимательно фрагмент прозаического произведения. Отметьте особенности, о которых упоминается в настоящем фрагменте произведения . Составьте кластер.

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, - ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее - общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь - раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!" Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску.

Контроль за ходом групповой работы. Выслушивание мнения учеников. Принятие общего решения о составе кластера.

Подготовка к непосредственному восприятию текста

Посмотрите иллюстрации. (ЭОР http://school-collection.edu.ru)/.

Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

Чем грозит эта метель людям?

Что вам известно об этом мальчике?

Приём «Ключевые слова»

Запишите слова по ассоциации.

.

Эмоционально настраиваются на работу

Знакомство с познавательной задачей

Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем.

Составление и оформление кластера в группах.

  • самоопределение (Л)

  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

  • принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р)

  • создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста (П)

  • выражают смысл текста графическими средствами (П)

  • умеют слушать и слышать друг друга (К)

  • умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К)

  • интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)

  • проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К)

  • учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)

  • устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К)


Смотрите также