Сценарий праздника урожая, для детей старших и подготовительных групп
"Хлеб всему голова"
Воспитатели читают стихотворение. ( на столе выставка караваев из солёного теста (поделки детей на конкурс «Наш хлебный край).
Ломоть хлеба
Хлеба мягкого ломоть,
Свежего, пшеничного –
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое –
Белых хлебушек испечь.
Тесто замесить крутое
И его поставить в печь.
Но сначала, дети, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полон зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть.
Т. Шорыгина
Ведущий
Без хлеба и жизни нет. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе (обращает внимание на выставку).
Ведущий
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
1Ребенок
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
2Ребенок
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
3Ребенок
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
4Ребенок
У народа есть слова:
"Хлеб – всей жизни голова".
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
5Ребенок
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного, трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
6Ребенок
Тем, кто хлеб печет чуть свет
Мнет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори –
Их за хлеб благодари.
7Ребенок
"Хлеб не швыряйте, он святой!" -
Бывало скажет дед седой
Нам детворе проворной.
Затем, что труд и крепкий пот,
И нивы дух медовый
Всему живому жизнь дает.
8Ребенок
Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй
Без него человеку беда.
Песня в исполнении воспитателей «Оренбургские степи»
9Ребенок
Зреет тучей золотой
Новый урожай.
Каждый колос налитой
Крепко уважай.
10 Ребенок
Чтобы новый хлеб испечь
Пышен и высок.
Надо в поле уберечь
Каждый колосок.
11Ребенок
О труде хлебороба
Все колосья поют,
Значит, это особый,
Замечательный труд.
12Ребенок
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной
Труд – его имя,
Мир – его отчество,
И для народа он самый родной.
13 Ребенок
Говорят в народе:
Есть хлеб – будет и песня.
Хлеб в печи, отпылали дрова.
Он готов, открывайте-ка дверцы!
Хлеб нельзя получить без труда,
Песню спеть невозможно без сердца.
Песня о России (на экране слайды природы России).
Песня под.группы « У моей России»
Ведущий
Дети, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети
Много снега – много хлеба.
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Родители
1. Хлеб да вода – молодецкая еда.
2. Ржаной хлеб всему голова.
3. Нива – Божья ладонь, всех кормит.
4. Калач приестся, а хлеб никогда.
5. Хлеб – батюшка, водица – матушка.
6. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
7. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
8. Дадут хлебца, дадут и дельца.
Ведущий
Ребята, а теперь и загадки попробуйте отгадать.
Золотой он и усат
В ста карманах – сто ребят.
(Колосок)
В долг зерно возьмет,
Каравай вернет
(Поле)
Он идет – волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(Комбайн)
Ведущий
Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей. Наступает праздник урожая.
Звучит музыка, въезжает на машине мальчик, исполняющий роль каравая.
(В комбинезоне и шапочке желтого цвета.)
Инсценировка стихотворения "Праздник каравая" Т.Коломиец.
Ведущий
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне
Пышной коркой похрустим,
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!
Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями.
Как на праздник урожая
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Каравай-Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь выбирай!
Выходит пекарь в белом колпаке и переднике, становится рядом с караваем.
Пекарь-Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Мальчик мельник – в большом переднике встает рядом с пекарем.
Мельник-Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашец в русской рубахе, встает в круг.
Хлебопашец-Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай.
Выходит рабочий – в комбинезоне, становится рядом с хлебопашцем.
Пекарь - Слава урожаю в закромах!
Мельник - Слава караваю на столах!
Хлебопашец и рабочий(вместе) - Слава, слава дружным рукам!
Девочка
Поднимается росток,
Зеленеет стебелек
Скоро будет колосок
Станет поле щедрой нивой
Сильной, рослой, златогривой.
Танец с колосьями.
Ведущий
Поле дружно колосится,
Даст нам хлебушек….(пшеница)
Черный хлебушек хорош!
Нам его подарит…(рожь)
Дети показывают "Сказку о чудесной жнее" А. Крячко
рассказчик -
Жили-были отец с матушкой, а с ними детки малые: мал мала меньше. Пришло время пшеничку жать. Заторопился отец к кузнецу – серпы ковать.
Отец - Поеду я, жена, к кузнецу. Вот-вот жатва начнется. Надо нам торопиться новые серпы ковать. До кузнеца ехать долго, целых три дня пути. Спешить надо, а не то непогода, дожди осенние побьют колоски.
Мать –Поезжай отец, добрый путь! Да скорее возвращайся.
рассказчик – День – другой ждут-пождут домашние, а хозяина всё нет. Говорит старший сын матушке…
Сын –Стоит колос, вызрел – зерно на землю роняет. Пора жать.
Мать - Да без отца-то нам не управиться!
Сын - Глянь, матушка, на небо – тучи бродят, дожди осенние проливные несут, того и, гляди, зерно мокнуть начнёт! Нужно нам до дождя управиться!
Мать - Да без отца-то не сладим! И серпы старые, поизносились!
Сын- Уж сколько-нибудь, да успеем и такими серпами сжать! Не то дожди пойдут – вовсе без хлеба останемся!»
Мать - Да как же! Не осилить нам!
Сын- Ничего, с Божьей помощью! А там и отец поспеет.
рассказчик- Вышли сын с матерью. Жнут – пожнут, головы не поднимая: успеть бы до ночи! Торопятся, да силы малые, всего-то с десяток снопочков связали.Остановились дух перевести. Глядь, – а вокруг них пшеницы в снопы повязано видимо-невидимо. Вот чудо!
рассказчик - Прислушались: шурх! шурх! Кто-то невидимый в стороне идёт, пшеницу жнёт, да в снопы повязывает! Подивились сын с матерью, Богу помолились, ещё усердней за работу принялись. Уж темнеть стало – последний сноп довязали, всё поле и убрано! Дивятся…
Мать - И что ж это за чудесный жнец нам помогал?
рассказчик - Оглянулись вокруг и видят: идёт по полю Сама Пречистая Дева Богородица, в руках серебряный серп держит.
Звучит аудиозапись красивого песнопения.
На экран проецируется слайд с изображением иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
рассказчик
Огляделась вокруг – поле прибрано – будут с хлебом трудовые люди. Протянула руку с серпом к самому небу – и засверкал он ясным месяцем. А небо покрылось золотыми звездами.
рассказчик Бросились, было, сын с матерью Богородице в ноги поклониться, а Её нет, как не бывало! Только стоят стога на поле, месяц сияет, да звездный покров над землею распростёрт.
Звучит фонограмма. Хор поет песню «Осень. Покров»
(сл. И. Рутенина, муз. Л. Ершовой)
Хор- все дети
Осень. Покров
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.
От всего на свете злого
Лес и поле, и дома –
Покрывает все Покровом
Богородица Сама.
Ведущий
Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нем. Теплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо, Если он конечно есть. Вспомним- Ленинградский блокадный хлеб…
Как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки.
Мама читает стихотворение ЕВГЕНИЙ ВИНОКУРОВ. «ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ».
Ведущий
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел,
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Игра "Кто быстрее отвезет зерно на элеватор"
(10 мешочков с зерном расставить 2 колонки по 5 мешков, 2 машины - 2 детей нагружают машины на элеватор.)
Дети перед игрой
Побыстрее собирай,
Да зерно не рассыпай.
Ребёнок
Забытая мелодия, забытые слова
Бегут ботинки ровненько и в лентах голова
Попарно в танце кружатся ладошками стуча
Глаза сверкают лужицы, кадриль сума с ума.
Танец Кадриль (подготовительная группа)
Чтение стихов.
14 Васильки во ржи
Смотрят в небо васильки
Синими глазами.
Золотятся колоски,
Ходит рожь волнами.
Расстилаются поля
Без конца и края.
Хлебом кормит нас земля
Матушка родная
Т. Шорыгина
15 Хлебное зернышко
Зернышко соединило
Многие труды
Труд земли, живые силы
Солнце и воды
И, конечно, человека
Доброту и труд.
Лишь они одни от века
Нам плоды дают.
Т. Шорыгина
16 Хлеб
Положил в котомку сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял
Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!
Только бабка сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
- Слушайся старуху!
Хлеб родимый, сам себя несет.
Н. Рубцов
Ведущая
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки.
Мы их сразу не съедим
Спойте вы – мы поглядим.
Песня "Булочки" муз. и сл. Л. Петрова.(старшая гр)
Ведущий:
Испокон веков на Руси по традиции православной
на великий праздник Покров, собирали Ярмарки славные.
Мы приглашаем всех гостей на нашу покровскую Ярмарку, которая развернулась на участке детского сада.
Приложение
Евгений Винокуров.
«ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ».
Я помню хлеб. Он черен был и липок —
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отлепляли языком.
Он кислым был,—
ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом.
Он резал хлеб!
Он черный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным.
Он резал грубо, властно, без затей,
Горелой коркой,
как в угле древесном,
Испачкавшись почти что до локтей.
На нем рубаха взмокла холстяная,
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб,
усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!
multiurok.ru
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением информатики и английского языка №1307
Конспект комбинированного занятия
для детей старшей группы
«Хлеб всему голова»
подготовила воспитатель
Лавренко Галина Ивановна
г. Москва
2015
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с технологией изготовления хлеба (в старину и в наши дни)
-Ознакомить с наиболее простыми приёмами земледелия.
ЗАДАЧИ : Воспитывать бережное отношение к хлебу.
-Воспитывать бережное отношение к труду хлеборобов.
-Обогащать словарь путём выделения слов
(плуг ,серп ,снопы ,копна ,цеп ,жатва ,страда,……)
-Синхронизировать работу обеих рук
-Учить создавать объёмные поделки.
-Оборудование: иллюстрации, солёное тесто ,доски, форма(для каждого ребёнка) поднос
ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о труде хлеборобов ,о бережном отношении к хлебу .Чтение сказок ,разучивание стихотворений ,пословиц.
-Рассматривание семян злаковых (рожь , пшеница)
-Посев на участке злаковых культур , наблюдение за ростом злаковых культур.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Рассказ,беседа воспитателя
-Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. Все мы с вами видели и конечно же ели хлеб за завтраком, обедом, ужином.
-И пшеница и рожь пришли к нам из глубокой древности (более десяти тысяч лет назад)
И с тех пор они кормят нас ,не даром в народе хлеб называют
«КОРМИЛЬЦЕМ»
-Нелегко давался хлеб в старину (в те далёкие времена)
-Сейчас в нашей стране хлеба хватает на всех.
-Однако относиться к хлебу нужно бережно, уважительно с почтением!
-Представьте сколько человеческого труда вложено в то, чтобы вырастить урожай и накормить им весь наш народ.
Нужно и семена отобрать, и поле вспахать и засеять его.
-Нужно ухаживать за колосьями, защищать их от засухи, от ветров-суховеев.
-Когда зерно созреет, станет золотым и тяжёлым нужно успеть убрать урожай, не потеряв ни колоска.
-Труд хлебороба нелёгок, недаром уборку хлебов на Руси называют страдой
-Дорог во время страды каждый час, каждый погожий день.
-Не все знают, к сожалению, цену хлеба!
-Многие не доедают кусочки хлеба, выбрасывают, и не задумываясь, что обижают этим и матушку-землю и хлеборобов.
Давайте прослушаем стихотворение о бережном отношении к хлебу.
Стихотворение(автор Николай Тихонов)
Зерна наших дней святитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите
Берегите хлеб родной!
Берегите каждый колос
Наших радостных полей.
Словно песен тихий голос
Не мечтаем мы о чуде,-
К нам полей живая речь,
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь
2.Ребята я хочу пригласить вас в путешествие в те далёкие времена, и рассказать вам как выращивали хлеб наши предки
-В те далёкие времена всё делали в ручную, сначала землю вспахивали плугом. затем засеивали
-А , когда колосья наливались золотой спелостью, то начиналась жатва и в поля выходили и стар и млад .
Колосья срезали острым серпом, затем связывали их в снопы, затем складывают колосьями друг к другу и…. обмолачивают их цепами,чтобы выбить из колосков зёрна Затем просеивают,
и очищенное зерно складывают в мешки и отвозят на мельницу
-А, уж на мельнице зёрна превращали в муку
-Из муки выпекали хлеб в русских печах
-Вот как тяжело доставался хлеб людям в те далёкие времена.
-Давайте послушаем стихотворение .
«НИВА» (автор Шорыгина Татьяна)
Хороша ты ,нива ,
Нивушка родная,
Ты блестишь красиво,
Нива золотая!
А в колосьях, знаем,
Летом зерна зреют,
Добрым урожаем,
Наши души греют.
ФИЗКУЛЬТ - МИНУТКА.
Дует в поле ветерок (машем руками в лицо)
И качает колосок (наклоны в право , влево, руки в верх)
Ветерок всё тише, тише (машем руками в лицо)
Колосок всё выше, выше (подпрыгиваем на носочках, руки в верх )
-Воспитатель: - немного отдохнули, продолжим…. (Дети садятся)
Теперь на помощь хлеборобам пришли умные машины
-ТРАКТОР-выполняет основную работу ,в процессе меняются приспособления.(стих про трактор)
-Послушайте стихотворение о работе трактора.
ТРАКТОР
Трактора выходят в поле,
На весеннее раздолье,
Режут плугом день за днем
Влажный , жирный чернозём.
-Давайте посмотрим, как работает трактор в поле. Сначала он вспахивает землю
-затем культивирует
-затем засеивают (меняя культиватор на сеялку)
-РЕБЯТА. А кто знает как называется профессия человека который управляет трактором?
-ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:……(тракторист)
-После того как поле и колосья налились золотой спелостью ,на поля выходят комбайны.
-ВОСПИТАТЕЛЬ:- ребята вы конечно же знаете как называется профессия человека который управляет комбайном?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:……..(комбайнёр)
-Собирая колосья, комбайны перерабатывают их. Зерна засыпаются в грузовую машину.
. Собранное зерно машины отвозят на мельницу (современную ) и там превращают его в муку (при помощи электрического тока)
-Затем в современных пекарнях выпекают хлеб. Булочки , каравай и кренделя…..
-Послушайте стихотворение о хлебе.
СТИХОТВОРЕНИЕ: «ЛОМОТЬ ХЛЕБА»
Хлеба мягкого ломоть,
Свежего ,пшеничного.
Хлеба белого ломоть,
Что в нём необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, детки . нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днём трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полный зерен . золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!
-Ребята прослушайте ещё одно стихотворение о хлебе.
СТИХОТВОРЕНИЕ: «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
Каждому знакомы
Мудрые слова:
ХЛЕБ-хозяин дома,
Всему он голова !
Крепкою державой
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве - царь!
Как отец родимый,
Он питает нас,
Яровой ,озимой
Каждый день и час.
Он дороже злата,
Серебра ценней,
Крепкого булата
Хлебушек сильней.
Хлеб - живая сущность
Неба и земли.
Хлебушек насущный,
Нива, нам пошли!
ВОСПИТАТЕЛЬ:-вот мы с вами и узнали как хлеб попадает к нам на стол……
О нелёгком труде хлеборобов….
3.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
-Ребята, как вы думаете, из чего пекут хлеб? Ответы детей (…из теста)
-Вот какое стихотворение есть про тесто.
СТИХОТВОРЕНИЕ: « ТЕСТО»
Представь , что нам с тобою дан
Огромный-преогромный чан.
Что насыпаем мы туда?
Нам нужны мука, вода,
Соль и сахар нам нужны,
Меж собой они дружны!
Дрожжи знают свое место,
Без дрожжей какое тесто?
Это надо всё смешать,
Кто нам станет помогать?
«Руки» механические,
«Руки» электрические.
-ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята давайте и мы с вами попробуем изготовить кренделёк из теста, которое мы с вами замесили заранее.
Воспитатель: Ребята занимайте свои рабочие места , надевайте форму.
-Теперь мы с вами пекари.
-Перед вами лежит тесто , которое мы с вами превратим в чудо кренделёк.
-Сначала мы с вами предадим тесту форму шара , и скатаем из него колбаску.
-Теперь превращаем её в кренделёк.
-Молодцы ребята, здорово у вас получается.
- Выкладываем на поднос чудо крендельки и отправляем их в пекарню.
4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Вот и подошло к концу наше путешествие .
-Много нового и интересного вы узнали о хлебе , и теперь, я знаю вы с уважением будете относиться к людям которые выращивают и выпекают хлеб, и конечно же к хлебу . Познакомились с новыми словами(пополнили свой словарный запас)
-Закрепили умение работы с тестом.
-Вы хорошо поработали, молодцы.
Список использованной литературы
Источники иллюстраций:
Использованные дополнительные материалы
nsportal.ru
xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai
Светлана Николаевна Колмакова, Марина Михайловна Аушева,
воспитатели гр. «Ромашка»
«Хлеб – всему голова» — так говорили наши предки. Ещё издревле хлеб почитали в русской культуре, любовь к нему воспитывалась с раннего детства. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Но как выяснилось, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Наша задача, показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к нему, уважать труд людей, выращивающих его. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Наверное, потому что хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.
Как же научить уважать хлеб? Хлебу и отношению к нему была посвящена тематическая неделя. На занятиях, мы знакомились с разными хлебобулочными изделиями, прошли весь процесс от вспахивания поля до готового продукта. Прочитали много произведений, таких как В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Беседовали на темы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб». Совместно подбирали пословицы и поговорки о хлебе: «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба все приестся», «Не в пору обед, коль хлеба нет»… Экспериментировали, превращая зерна в муку (ступка, кофемолка).
Итогом темы стало рисование и лепка хлебобулочных изделий. Дети сделали вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди, его надо ценить, любить и относиться с глубоким уважением.
sun37.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»