Репертуар русских народных хоров. С погореловский слава хлебу
Репертуар русских народных хоров - Выпуск 30
Ода хлебу Музыка А. и Г. Заволокиных. Слова С. Погореловского
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Вот он—хлебушек душистый, С хрусткой корочкой витой, Вот он—теплый, золотистый, Словно солнцем налитой!
Припев: В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал» пришел. В нем—здоровье, наша сила, В нем—чудесное тепло: Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Ведь не сразу стали зерна Хлебом—тем, что на столе,— Люди долго и упорно Потрудились на земле.
Припев,
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки. Вырастай богатырем!
Припев.
Край родной Музыка Н. Горлова. Слова Н. Сестрорецкого
Светлеет небо, зорька загорается, Плывет туман над речкой голубой. Вдали село мое, где рожь качается, Где звуки песни, сердцу дорогой.
Здесь всё поет, и всё здесь в душу просится, Зовут и манят зеленью поля. Мне дорог край, где рожь шумит колосьями, Мне дорога вся эта русская земля!
Не позабыть вовек года суровые, Когда враги пришли тебя топтать. Но сыновьям дала ты силы новые, Чтоб в смертный бой идти и побеждать.
Давно вернулась к нам пора счастливая, И снова в яркой зелени поля. Цвети, земля моя, цвети, любимая, На все века красуйся, русская земля!
Моя Россия Музыка В.Голикова. Слова Г. Люшнина
Где б мы только не гостили От родной земли вдали, Но красивее России Край увидеть не могли.
Припев: Моя Россия—любовь и песня, Моя Россия—простор кругом, Моя Россия—всегда чудесна, В России мы с тобой живем!
Вот она вся в дымке синей Лучезарна, как весна. Мы горды тобой, Россия, Наша милая страна.
Припев.
Чтоб еще была ты краше В трудовой своей судьбе, Мы любовь и силу нашу Отдаем сполна тебе.
Припев.
Песня хлеборобов Музыка Н. Кутузова. Слова Г. Георгиева
Поле звенит— Это наших рук колосья ждут. Ведь недаром нас в народе Хлеборобами зовут.
Припев: (Эх!)Время жаркое приспело, Засучай-ка рукава, Чтоб в руках любое дело У тебя горело.
Льется зерно. Снова там и тут звенят слова: «Эй, машины грузовые, Подставляйте кузова». Припев,
Эй, запевай, Чтобы озарилась даль полей. С песней спорится работа И живется веселей.
Припев. Здесь на полях Трудится на славу человек. Потому что каждый счастлив, Кто живет в советский век.
Припев.
Широка ты, Родина моя!Слова в музыка Н. Мешко
Ой поля, да вы поля, широка ты, Родина моя, ни конца ни края, ни конца ни края, широка ты, Родина моя.
Славлю имя гордое твое, славлю сердце щедрое твое, дружбу всех народов, счастье и свободу, славлю имя гордое твое.
На гербе твоем и мир, и высь, серп и молот крепко обнялись, в них мечта народа; братство и свобода, на гербе твоем и мир, и высь!
На просторах родных Музыка И.Веретенникова. Слова А. Болотовой
На просторах родных Черноземных, ой, да вот(ы) Поднимаются хлеба, Колосятся, наливаясь, Зерном золотым.
Колосятся хлеба, наливаясь, Ой, да вот(ы) Как на этих полях Вырастают стальные Эх, да города.
Вырастают города стальные, Ой, да вот(ы) Вокруг этих городов Мать-земля дарит богатства Эх, да щедрой рукой.
Песня русская Музыка К. Кромского. Слова В. Дагурава (в сборнике)
А мама ждет Музыка В.Букина. Слова Н. Шолоховой
Вот и вишня опять облетела, Снова рожь зеленеет в полях. Мама наша совсем постарела, Но надежда, но надежда осталась в глазах. Ты лежишь под березою белой, Не дожив до счастливого дня. Много лет, как война отгремела! От ожогов остыла земля.
Грустно смотрит на окна и двери. Даже ночью тебя она ждет. Говорит: «Похоронке не верю! Жив мой мальчик, жив мой мальчик и скоро придет!» Ветераны войны поседели, Заросли все окопы давно. За неделей проходят недели, Мама ждет, ждет тебя все равно.
Вот и вишня опять облетела, Снова рожь зеленеет в полях. Мама наша давно постарела, Но надежда, но надежда осталась в глазах.
Ой, ты, поле Куликово Музыка Н. Кутузова. Слова Б. Карасева (в сборнике)
Гжельская плясовая Музыка В. Чалова. Слова С. Белоусова
Ой, ты, звонкая гармошка, Постучи в любую дверь, И в калитку, и в окошко, Вызывай девчат на стежку, Развлекай родную Гжель!
Припев: Ай да, чернобровые, Девчоночки бедовые Мы пляшем нашу гжельскую, Стремительную сельскую!
Рассыпай, гармошка, трели, Синеглазку позови, Ту, что всех красивей в Гжели, На свиданье к синей ели Танцевать с ней до зари!
Припев. Заиграли свадьбы в Гжели.— И пошла кадриль кругом! Все гармошки зазвенели, И частушки прилетели, Веселили каждый дом!
Припев.
Бейте звонче в ложки, в бубен! Пляшут вербы, клен и ель... Мы поем, танцуем в клубе, Потому что край свой любим, Голубую славим Гжель!!!
В деревеньке небольшой Музыка А. Ушкарева. Слова Д. Костюригна
В деревеньке небольшой, Возле речки неглубокой, У тропинки неширокой Я почувствовал душой:
Припев: Свет немеркнущих огней Над просторами полей. Может, есть края красивей, Только края нет милей.
Путь стелился прямиком По тайге и по пустыне. Только вижу и поныне В небе даже городском: Припев.
Где хлеба стоят стеной, Где поют на воле птицы, К полустанку поезд мчится, Полустанок это мой. Припев.
Не меня он ждет Музыка А. Семячкина. Слова В. Семернина
Ой, зачем, весна, Ты ломаешь лед? Я грущу одна, Не меня он ждет. А любовь моя, Горько зернышко, Над ручьем грустит, Как Аленушка.
Раньше льнул ко мне Мой залеточка, Как к речной волне Быстра лодочка, А теперь сменил Увлечение: Стал мне свет не мил, Огорчение.
Говорили мне Люди взрослые: «Ты не верь весне. Верь ты осени!» Так взойди скорей, Радость-солнышко, Не грусти, любовь, Свет-Аленушка!
Ой вы, девичьи страданья Музыка В. Григоренко. Слова В. Семернина
Ой вы, девичьи страданья! Не дождусь никак свиданья: Милый мне махнет рукой— Побегу с обрыва, ой. Ой, ой, ой, Что ж ты делаешь со мной? Чем, миленок, мы не пара— Что ж не сватаешь, друг мой?
Ой, страдаю в поле чистом, Полюбила тракториста. Я машу ему рукой: — Подвези, хороший мой! Ой, ой, ой, У любви закон таков: Чем, миленочка, да мы не пара Засылаю я сватов!
Ой, что делает с сердечком Раскудрявый чуб колечком. В сердце входит непокой, Если милый рядом, ой! Ой, ой, ой, Что ж ты делаешь со мной? Чем, миленок, мы не пара— Что ж не сватаешь, друг мой?
Ой, у девушек в почете Тот, кто лучше всех в работе! Мне же мил солдатик мой, Будет он—передовой. Ой, ой, ой, У любви закон таков: Чем, миленочка, да мы не пара Засылаю я сватов!
Ой, не знала, не гадала, Что самой влюбиться—мало: Надо, чтобы милый твой Был обрадован тобой!
Жен. хор: Ты со мной, а я с тобой! Мы с тобою, милый, пара— Присылай сватов домой!
Муж. хор: Ты со мной, а я с тобой! Мы с тобой, миленочка, да пара— Шлю сватов к тебе домой!
Девичье сердце зовет Музыка Ю. Зацарного. Слова Н. Грибачева
На заливах и реках ломается лед, На протоке ольха зацвела, зацвела. Затухающий вечер баяном поет (ох, поет) На далеком пригорке села.
И вздыхает девчонка семнадцати лет, Поправляя платок на груди, на груди. Ни любви, ни тоски—ничего еще нет (еще нет), Но весна позвала ее: «Жди!»
Самым ласковым словом ее назови, Обнадежь, как домой поведешь, поведешь. Может, чище и жарче не встретишь любви (ох, любви) И ясней этих глаз не найдешь.
Только раз нам судьба это счастье дает, Ты его береги и другого не жди. Приходи. Слышишь—девичье счастье зовет (ох, зовет), Приходи., Поскорей приходи.
У любви нет заката Музыка Б.Фиготина. Слова Б. Дубровина
Я гляжу на дорогу, Догорает закат. У родного порога Наши ивы грустят. А я помню, когда-то Нам сказала мечта, Что не будет заката У любви никогда.
Я порой вспоминаю Твой задумчивый взгляд. Но я так и не знаю, Кто из нас-виноват. У родного порога Мы расстались с тобой От пустого упрека, От обиды пустой.
Я встречаю рассветы От тебя в стороне. Но мне верится, где-то Ты грустишь обо мне. — Эту грусть не умерить, Эту боль не унять. Остается лишь верить, Остается лишь ждать.
Я гляжу на дорогу, Догорает закат. У родного порога Наши ивы грустят. А я помню, когда-то Нам сказала мечта, Что не будет заката У любви никогда.
Варенька Обработка М. Фярсова. Слова народные
Ой, Варенька, Варенька, Хорошая, бравенька, Эх, да не ты ли, Варвара, Меня высушила?
Эх, не ты ли, Варвара, Меня высушила, Эх, без морозу и без ветру Сердце вызнобила.
Без морозу да и без ветру Сердце вызнобила, Эх, заставила Варвара К себе в гости ходить.
Заставила Варвара К себе в гости ходить, Эх, к себе в гости ходить Да все подарочки носить.
Подарю я Вареньке Черевички аленьки, Эх, мы пойдем с тобой, отрада, Во зеленый сад гулять.
Ой, Варенька, Варенька, Хорошая, бравенька, Эх, да не ты ли, Варвара, Меня высушила?
Во сыром бору Обработка В. Позднеева. Слова народные (в сборнике)
Слезы мои горючие Обработка В. Клюева. Слова народные (в сборнике)
Песни России Музыка В. Григоренко. Слова В. Семернина
Песня русская в березах, Песня русская в хлебах На покосах, на морозах, На санях и на лугах. Песни русские такие, Что охота подпевать! Сколько песен у России— Никому не сосчитать.
Припев: Родина! В душу запали Лучшие песни твои. Песни России, песни России— Наших сердец соловьи!
Дуют в поле ветерочки, И взлетают в небосвод Голосочки-колосочки— Это Родина поет.
Голоса ее простые Всюду слушать я готов! Столько песен у России,— Сколько во поле цветов.
Припев. В мир глаза раскрыли почки, И идет рекою лед, К солнцу тянутся листочки— Это Родина поет! Голоса ее родные Душу трогают до слез. Столько песен у России, Сколько в рощицах берез! Припев.
Слава хлебу на столе! - Окружающий мир
Тема: «Слава хлебу на столе»
Программное содержание:
· Образовательные задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о труде хлеборобов.
2. Подвести к пониманию того, что в производстве хлеба, принимают участие люди разных профессий.
· Развивающие задачи:
1. Развивать представления детей о хозяйственной деятельности человека на селе.
2. Расширить кругозор детей, развивать логическое мышление.
3. Развивать творчество и любознательность.
4. Активизация словаря: колосья, жатва, земледелец, зябь, оземь, зернохранилище, элеватор.
· Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу, как к результату деятельности многих людей.
2. Воспитывать желание помогать взрослым
Предварительная работа:
· Беседа о труде хлеборобов.
· Экскурсия на кухню.
· Чтение художественной литературы: «Лёгкий хлеб» белорусская народная сказка; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; «Колосок» украинская народная сказка; «Руки человека» Я. Дягутите, Л. Кон «Как хлеб растет». Чтение пословиц, народных примет, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
· Рассматривание иллюстраций, репродукций И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Методические приемы:
· Практические: лепка булочек.
· Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций.
· Словесные: рассказ воспитателя, вопросы, беседа, чтение стихов, пословиц, отгадывание загадок.
· Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество».
· Оборудование: наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб»; картинки о труде хлеборобов в наше время; каравай хлеба, набор картинок «Сельскохозяйственные машины», репродукция Шишкина «Рожь»; С,А, Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые»; соленое тесто, салфетки, стеки, доски.
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение:
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотой.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
С. Погореловский
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова, говорят в народе. Есть поговорка: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Хлебом солью встречали дорогих гостей. Разделить хлеб – признать человека другом.
На столе у воспитателя накрытый полотенцем каравай хлеба.
Ребята посмотрите, что у меня на столе
Ответы детей
Да, каравай хлеба. Какой он пышный, красивый. А как вкусно пахнет! Издавна в народе хлеб звали уважительно и ласково «Хлебушко», «Батюшко».
А как вы думаете почему?
(Ответы детей)
Да ребята потому, что в него вложено много человеческого труда.
Давайте ребята поиграем в игру «Скажи иначе»
a) Хлеб по запаху – пахучий, аппетитный, душистый, ароматный
b) Хлеб на ощупь – свежий, мягкий, пышный, черствый, горячий, воздушный.
c) Хлебопек – пекарь, булочник, кондитер.
d) Выпекать хлеб – печь, готовить.
Молодцы ребята!
Ребенок читает стихотворение «Слава хлебу»
Есть пословицы в народе –
«Хлеб на стол и стол – престол».
Хлеб не легкий путь проходит,
Чтоб попасть тебе на стол.
Он рождается в бороздках
Посмотри-ка на поля –
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица земля!
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда:
Теплоту родного неба
Привкус доброго труда.
Кто же скажет ребята, кто потрудился, чтобы получился вот такой каравай? (хлеборобы)
А что они делали?
Ответы детей (Для посева нужны семена, их надо сохранить до весны, починить технику, готовить землю для посева вспахать, заборонить, а потом уже сеять семена; за появившимися всходами, тоже надо ухаживать, пропалывать сорняки, удобрять землю, поливать).
Рассмотреть картинки, как трактор пашет землю «Вспашка».
Детям предлагается игра «Разложи в правильном порядке»
1) Пахота, сев, хлеба зреют, жатва, обмалывают, помол зерна.
2) Зерно, росток, растение, образуется колосок, созревание зерна в колос.
Ребенок читает стихотворение:
Да не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Детям предлагаются загадки о злаковых культурах:
1) В поле дружно колоситься золотистая…(пшеница)
2) Черный хлебушек хорош, нам его подарит …(рожь)
3) Желтые початки, полны зерен сладких…(кукуруза)
4) Вот метелка, в ней зерно – золотистое…(пшено)
Какие злаки сеют в нашей местности, для получения хлеба? (Рожь, пшеница)
Очень часто рожь называют житом – от слова «жить». Потому что без хлеба жить трудно. Не, даром на Руси в старину землю называли «матушкой», а хлеб – «батюшкой».
Какие еще зерновые культуры вы знаете?
Ответы детей (овес, ячмень, кукуруза, рис, просо, гречиха).
Дети рассматривают гербарий – зерновые культуры нашей местности.
Физкультминутка:
«В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (поднимают руки над головой)
Дождик землю поливал
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (2 раза)
Кто же ребята трудился, чтобы вырастить и собрать урожай? (хлеборобы, комбайнеры, трактористы, агрономы, водители автомобилей)
А куда везут? (проветривают, просушивают, очищают от мусора)
А с тока, куда везут зерно? (в зернохранилище – на элеватор)
А с элеватора? (на мельницу)
Для чего? (там из зерна получают муку)
Как называются, мука полученная из пшеницы, овса, ржи, риса, кукурузы (пшеничная, овсяная, ржаная, рисовая, кукурузная).
Из разных зерновых культур получается разная мука.
Вот, например, для жителей Азии и Африки главным продуктом является кукурузная мука. Из нее пекут кукурузные лепешки, это основной хлеб для них.
А, что мы с вами употребляем из кукурузных зерен и муки? (Кукурузные палочки, варим початки кукурузы, кашу).
А что можно приготовить из овсяной муки? (Очень вкусные и полезные овсяные печенья, блины, лепешки, варить кисели, овсяное пюре). Продукты из овса вкусны и полезны.
Как вы думаете из какой муки пекут хлеб? (из пшеничной и ржаной). Где выпекают? (на хлебозаводе или пекарне).
Загадки о хлебе:
1) «Комковато, ноздревато, и грубовато и горбато, и красно, и вкусно, и кругло, и легко, и мягко, и черно, и бело, и всем людям мило» (хлеб).
2) «Черная гора, и всем мила» (ржаной хлеб).
3) «Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу» (хлеб).
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
И. Токмакова
Тесто замесим мы, (дети сжимают и разглаживают кулачки).
Сахар не забыли мы (имитируют посыпание).
Пироги пшеничные (соединяют ладоши вместе).
В печку посадили мы (вытягивают руки вперед вверх ладонями).
Мы печем пшеничные
Пироги отличные (имитируют лепку пирожков).
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (поднимают и опускают плечи)
Папа, мама, брат, сестра,
Пес лохматый со двора (считают пальчики)
И другие все кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробьям достанутся.
Ребята, а что делают из муки? (хлеб, батоны, булочки, печенье, пряники, пирожки, лапшу, макароны оладьи, блины и т.д.).
Детям предлагается скороговорка:
Бублик, баранку, батон и буханку,
Пекарь из теста испек спозаранку.
Русские люди всегда с уважением относились к хлебу, и нам ему до земли поклониться хочется.
С хлебом надо обращаться аккуратно, он сопровождает человека от рождения до глубокой старости. Каждый из нас не должен забывать: хлеб на столе – это ни с чем не сравнимое благо. К хлебу в старину относились свято. Поэтому крошки никогда не выбрасывали, а даже крошки трудом, поэтому, его надо беречь.
Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе:
Худ обед, коли хлеба нет.
Не шуба греет, а хлеб.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска – и престол доска.
Хлеб да вода – молодецкая еда.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Пот по спине, так и хлеб на столе.
Много снега – много хлеба.
Ребенок в заключении читает стихотворение о хлебе:
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома, всему он голова!
Крепкою державой
Звали его в старь.
Хлебушек по праву
В государстве – царь!
В заключении, детям предлагается побыть пекарями и вылепить из теста пирожки и булочки.
Автор: Германова Любовь Сергеевнаpedportal.net
Слава хлебу на столе! (праздник для учащихся 3-х классов) : Начальная школа
- Начальная школа
ЦЕЛЬ: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ
1. Экскурсия на хлебозавод (знакомство с профессиями, наблюдение за процессом приготовления хлеба)
2. Подготовка экспозиции “Чудо земли – хлеб” (набор картин на тему “Как появился хлеб на столе”)
3. Выставка книг.
4. Подготовка костюмов
5. Выставка хлебобулочных изделий.
ХОД ПРАЗДНИКА
1-ый ведущий:
- На свете я видела хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом. Он отдыхал, накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка, Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.
Ведущий (в костюме колоска):
- Было это давным-давно. Люди в то время жили очень тяжело: они еще не умели приручать животных, выращивать растения и чтобы не умереть с голоду. Бродили в поисках еды: трав, кореньев, плодов. На это уходило очень много сил. И вот однажды человек нашел зернышко и попробовал его. Это было зерно дикорастущего ячменя.
(показ колоса ячменя)
Это зерно показалось ему очень вкусным. Много лет еще прошло, пока человек научился готовить из зерен хлеб
Ведь не сразу стали зерна, Хлебом тем, кто на столе, Люди долго и упорно потрудились на земле!
А кто-нибудь, ребята, знает как к нам на стол пришел хлеб?
(ответы детей)
Чтецы:
– Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченной Шел к тебе издалека
– В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел, В нем здоровье, наша сила В нем – чудесное тепло Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло.
– В нем земли родимой соки Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!
(С. Погореловский)
Ведущий:
В летний день у каравая Хороводы, звон и смех, Сам друзей он выбирает, Выбирает, да не всех
Игра –хоровод “Каравай-каравай”
(Дети становятся в круг. Один – в центре.)
ВСЕ:
Как на Веры именины (водят хоровод) Испекли мы каравай (остановились) Вот такой вышины (поднимают руки) Вот такой нижины (приседают) Вот такой ужины (идут у к центру) Каравай, каравай, Кого любишь – выбирай!
Водящий:
- Я люблю, конечно, всех, Ну, а __________ больше всех! (меняются местами)
Ведущий:
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. Что может быть важнее хлеба?
В музее истории Ленинграда (СанктПетербурга) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить, чтобы победить. Живой – значит победа!
В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм. (Р. Рождественский)
Чтецы:
Даже не верится, что когда-то На поле, сожженном огнем батарей, Перед атакой герои – солдаты Делили остатки ржаных сухарей
Даже не верится, что на свете В какой-нибудь очень далекой стране С черствой лепешкой голодные дети Порою встречаются только во сне
Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли. (П.Синявский)
Игра: “Собери пословицу”
(2 команды по 5 человек)
Пословицы:
1. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
2. Хлеба нет – и корочка в честь.
(Остальные отгадывают в это время загадки).
Загадки:
Били меня, били, Колотили, колотили, Клочьями рвали, По полю валяли, Под ключ запирали, На стол сажали (лен)
Не море, не земля, Корабли не плавают,
И ходить нельзя (болото)
Четыре брата бегут, Друг друга не догонят (колеса)
На бору, на яру Стоит мужичок – Красный колпачок (мухомор)
На полях девчонки В белых рубашонках, В зеленых полушалках. (березки)
6. Малые детки Сидят на поветке, Как подрастут – На землю спрыгнут (орехи, желуди)
В темной темнице Красны девицы Без нитки, без спицы Вяжут вязеницы (пчелы в ульи)
Ведущий:
- Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен пшеницы. Сколько же надо, чтобы прокормить народ?
Чтецы:
1.
Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает: Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, Шахтер, машинист, металлург – народ.
2.
Пройдется пахарь утром по жнивью И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: “Поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле!” Ты вырастишь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете И скажешь: “Ничего дороже нет Чем теплый хлеб на этом белом свете!” (Н.Аникеева)
Вопросы:
- Самая засухоустойчивая культура (просо)
- Наиболее скороспелое растение (ячмень)
- Мука из этого зерна идет на выпечку черного хлеба (рожь)
- Бывает яровая и озимая (пшеница)
- Зерно питательно и идет на выработку пищевых продуктов (овес)
- Хлебные растения (злаки)
Ведущий:
Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной. Берегите каждый колос Наших радостных полей, Словно песен тихий голос Громкой родины своей! Не хотим мы видеть черных Зерен, выжженных войной, Пусть сияет нам узорный Самый чистый волн прибой. И мечтаем мы о чуде А с полей живая речь: “Берегите хлеб, вы, люди Научитесь хлеб беречь” Н. Тихонов
Сказка
(инсценировка)
Автор: Г.-Х. Андерсен
“Девочка, наступившая на хлеб”
Главные герои:
- мать девочки Инге
- девочка Инге
- Болотница – Ядовитая старуха
- маленькая девочка
Сказочница (в костюме):
- Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Еще совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки. Ее забавляло, как они становились жалкими и беспомощными.
Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказала:
Мать: - Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.
Сказочница: - Инге надела свое лучшее платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.
Дорога проходила через болото. Жалко стала Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, она бросила хлеб на грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу.
Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стремительно погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.
И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой Старухи – Болотницы.
Болотница: - Эге (зашипела) – это девочка с задатками. Из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей.
Сказочница: - И стала Инге истуканом. Руки и ноги ее окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову Инге.Это плакала мать Инге.
Мать: - Ах, Инге! Спесь сгубила тебя. Спесь до добра не доводит.
Инге: - Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне.
Сказочница: - думала Инге, и душа ее становилась все грубее и ожесточеннее.
Однажды эту историю услышала маленькая девочка.
Маленькая девочка: - Бедная, бедная Инге! (заплакала она). Как бы я хотела , чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю.
Сказочница: - Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаяния.
И в тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом. И не было в этот день на земле человека счастливее, чем мать Инге.
Ведущий:
- Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом Встретить щедро, от души С уважением большим, Мы гостей таких встречаем Белым, пышным караваем И на блюде расписном С белоснежным рушником.
(раздают рецепты)
Рецепты:
Дрожжевое тесто Для приготовления теста на 1 кг муки берется: 30-40 г дрожжей, 2 стакана воды или молока, 2-4 ст. ложки жира, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара и 1 чайная ложка соли |
Пирожки печеные из дрожжевого
теста. Приготовить тесто. Разделить тесто на кусочки, придать им форму шариков, оставить на 5-8 минут, чтобы тесто немного подошло. После этого раскатать шарики из теста в виде круглых лепешек, толщиной до 1 см, и положить на каждую лепешку начинку. Края соединить и защипать. Разделанные пирожки уложить защипанной стороной на смазанный маслом пирожковый лист или сковородку на расстоянии 1 – 2 см друг от друга и поставить на 15-20 минут в теплое место для подъема. После этого пирожки смазать взбитым яйцом и выпекать в в духовом шкафу в течение 10-15 минут. Готовые пирожки снять с листа, смазать сверху маслом и накрыть чистым полотенцем. Крендельки. В теплом молоке развести дрожжи, всыпать половину муки и поставить опару. Когда опара увеличиться примерно в два раза, положить соль и яичные желтки, стертые добела с сахаром, размешать, всыпать оставшуюся муку и замесить тесто. Затем прибавить растопленное масло или маргарин, цедру лимона, тесто вымесить. После этого тесто посыпать мукой и поставить в теплое место.Когда тесто подойдет, выложить его на доску, посыпать мукой и разделать из него маленькие крендельки: смазать их маслом, посыпать сахаром, поставить в духовой шкаф на 10-12 минут. На 1 кг муки: 1,5 стакана молока, 5 яиц, 1 стакан сахара, 100-125 г масла, 3/6 чайной ложки соли, 30 г.дрожжей, цедру с ? лимона. |
Булочки В посуду для теста влить 2 ? стакана теплого молока, растворить в нем дрожжи (30 г) и, помешивая всыпать половину муки (500г). Вымесить, чтобы не было комков, поставить в теплое место, накрыть салфеткой. Когда опара подойдет, положить в нее соль (3/4 чайной ложки), сахар (3/4 стакана сахара), разогретое масло (150-200 г). Можно добавить 2-3 яйца, ванилин или кардамон в порошке, размешать добавить остальную муку, перемешать. После этого снова поставить в теплое место для подъема. Когда тесто увеличиться. выложить его на доску, посыпанную мукой, и разделать в виде шариков весом примерно в50-60 г. Разделанное тесто уложить на лист, слегка смазать маслом, дать булочкам подняться в теплом месте и затем их смазать взбитым яйцом и поставить на 12-15 минут в жаркий духовой шкаф для выпечки |
Литература.
- “Кулинарные рецепты” г. Новосибирск СП “СТФ –ЮС”, 1991
- Журнал “Начальная школа”, 1986г.
- “Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе” С.Н.Подгорная, Э.Н.Петлякова
- “Проведение праздников в начальных классах” В.А. Георгиевский, Л.И. Шитикова.
www.poznanie21.ru