Большевики (картина). Репин большевик отнимает хлеб у ребенка


Репин, Усманов и «Большевики» — Тот самый Базилевский

 В Москве открылась  выставка «Некто 1917» в Новой Третьяковке, на которой уже побывала моя матушка. Среди прочих работ,  там выставлена и  картина Репина «Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»), написанная им в 1918 году. Писал он ее на территории уже тогдашней Финляндии. Наверное, поэтому рожи большевиков столь омерзительны, а художник с успехом распродавал копии с нее.

Долгое время «Большевики» были в коллекции Ростроповича-Вишневской,  которая потом попала на аукцион «Со́тбис», где была выкуплена так хорошо всем известным Алишером, который Усманов. Да-да, объект нападок вождя либерастов показал себя настоящим патриотом в данном случае.

 А дело было так. На аукцион выставлялось  более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов, а предварительная оценка (эстимейт)   «Большевиков» достигла 300—500 тысяч фунтов.

Но, Алишер Усманов, которого можно оценивать по разному, в данном случае повел себя как правильный дядька. Ему удалось договориться с Галиной Вишневской о том, что  всю коллекцию он выкупит целиком для дальнейшей передачи российскому государпству. Вишневская тоже показала себя патриоткой, так как в случае продажи на аукционе картин по отдельности могла бы выручить деньги куда большие. В итоге вся коллекция была доставлена в Россию и выставлена в  Константиновском дворце в Санкт-Петербурге.

 В общем, с картиной все закончилось хорошо, чего не скажешь об ее авторе. Нисколько не симпатизируя всей той сволочи, что тогда рулила в Петрограде и Москве, хотелось бы заметить (не ставя под сомнение, конечно, его великий талант), что и сам Репин был тем еще фруктом. Сперва остервенело выступал против монархии и государства в целом (««самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»), а потом столь же яро возненавидел большевиков.

 Наверное, приведенные ниже слова Репина многим напомнят некоторых нынешних представителей творческой интеллигенции, которые  одновременно принимают от государства гранты и прочие ништяки, и просто жаждут, чтобы существующая система развалилась, а на ее месте люди со светлыми лицами построили бы что-то красивое и совершенное.

О Николае Втором.

«Теперь этот гнусный варвар… корчит из себя угнетенную невинность: его недостаточно дружно поддержали, поддержали одураченные им крепостные холопы. Если бы они, мерзавцы, с большей радостью рвались на смерть для славы его высокодержимордия, он не был бы теперь в дураках» .

«Как хорошо, что при всей своей гнусной, жадной, грабительской, разбойничьей натуре он все-таки настолько глуп, что авось скоро попадется в капкан. Ах, как надоело!… Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества?»

О памятнике Александру III.

«Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и все его царствование!»

О монархии.

««…Что за нелепость самодержавие; какая это невежественная, опасная и отвратительная по своим последствиям выдумка дикого человека»

О православной церкви.

«По Руси отвратительным смрадом поднимают свое вонючее курево русские попы…»

О русском павильоне на Всемирной выставке в Риме.

«Как не стыдно строить и тут — в изящной, живой Италии — острог… Самый рабовладельческий вкус времен Очакова и покорения Крыма. Так и чувствуешь крепостных строителей, [работающих] из-под плетей помещиков-толстопузых, как эти безвкусные колонны!.. Все это — рабское каждение тьме».

Ну как, никого все это не напоминает из современных деятелей искусства?

Всего за десять дней до большевистского переворота Репин писал Стасову:  «Посмотрите, какое молодое поколение выплывет на поверхность жизни!!! Какой свет разума засияет над нашей «Освобожденной Россией»

Тут же вспоминаются восторги прогрессивной общественности минувшим летом по поводу юных хомячков Навального, устроивших дебош во время праздника на Тверской.  Чистые, светлые лица, будущее России и все такое. Но вот Репина ждало разочарование. Вместо света разума на Россию обрушилась власть люмпенов. Вместо европейской демократии укрепилась большевистская диктатура по сравнению с которой «вопиющая мерзость» царской России для единомышленников Репина выглядела куда как привлекательнее, чем раньше.

Репину относительно повезло. Октябрьская революция его застала в усадьбе Пенаты в поселке Куоккала, внезапно оказавшейся на территории уже другой страны, Финляндии. Потому под замес революционного террора и прочих катаклизмов гражданской войны художник не попал. Написать что-то по настоящему значительное вне России у него так и не вышло (да и возраст давал о себе знать), а на все посулы большевиков , долго зазывавших его вернуться, Репин не купился и умер в своих Пенатах в 1930 году. Вот такая история.

 

bazilevskiy.ru

Почему великий художник Илья Репин так и не вернулся на родину :: Впечатления :: РБК.Стиль

Почему великий художник Илья Репин так и не вернулся на родину

© Итар-Тасс

Илья Репин был, пожалуй, самым востребованным советской пропагандой художником дореволюционной России. Но умер он вовсе не в России и наотрез отказался возвращаться на родину. При том, что нищенствовал и в 80 лет лично возился с грядками и доил козу.

Финский когда-то поселок Куоккала, расположенный в 45 км от Петербурга, сегодня носит имя Репина. Главная достопримечательность поселка – усадьба Пенаты, в которой Илья Репин, по собственному признанию, провел лучшие годы жизни. Нынешние Пенаты – это чистый новодел. В 1944 году усадьбу стерли с лица земли наши же войска. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник.

При восстановлении место, где находилась могила, определили условно и насыпали новый холм. Зато экспонаты в «Пенатах» самые что ни на есть подлинные. Перед войной их успели вывезти в Ленинград и спрятать в хранилище, расположенном в подвалах Академии художеств, носящей опять же имя Репина.

Музей-усадьба "Пенаты", 1980 год

 

 

С заболоченным участком леса на берегу Финского залива связаны самые драматические эпизоды в жизни Ильи Ефимовича. Маленький хутор в поселке Куоккала он приобрел в 1899 году на имя любовницы Натальи Нордман. Ради дамы, которая была младше его на четверть века, художник бросил жену и четверых детей. Финский хутор Репин преобразил по собственному проекту – собственноручно сажал деревья и копал каналы, при помощи которых удалось создать систему небольших озер.

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. В музее сохранилась коллекция вещей, использовавшихся мастером для создания композиций. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера.

Сам Репин признавал, что с картины "Бурлаки на Волге" "началась моя слава по всей Руси великой". 

 

 

Впрочем, в Пенатах знаменитый художник не только работал. Там же он регулярно устраивал праздники. Особо известны были репинские среды. Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды, фирменными блюдами на которых были жаркое из травы и котлеты из клюквы. Неоднократно на них бывали Максим Горький, Сергей Шаляпин и живший по соседству Корней Чуковский. Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский писал, что денег у него не было совсем, а выжил он исключительно благодаря репинским средам.

Между тем жизнь за забором усадьбы шла своим чередом. Наступил 1917 год. События февраля Репин встретил с радостью, а вот октябрьского переворота просто не заметил, хотя как раз в это время находился в Петрограде. Осенью 1917 года Репин работал над портретом английского посла Джорджа Бьюкенена. Художник был настолько увлечен творчеством, что не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг.

После октябрьской революции антимонархический уклон в творчестве Репина сменился на антисоветский. На фото - его картина "Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб"

В это самое время англичанин спешно собирал вещи, для того чтобы бежать из города, захваченного большевиками. Друзей Ильи Ефимовича – министров временного правительства Третьякова и Терещенко – арестовали и вскоре расстреляли. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Незадолго до этого большевистское правительство национализировало деньги, находившиеся на частных счетах в Госбанке. Живописец, известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Илья Ефимович, которому уже перевалило за 70, сажал картошку и морковь, а кроме того, возился с козой – пас и доил рогатую.

Оказавшись за рубежом, он, однако, так и не отказался от российского гражданства и не принял подданства Финляндии. В Пенатах живописец жил по так называемому нансеновскому паспорту. Известный путешественник сам разработал форму документа, позволяющего эмигрантам, не желающим порывать связи с родиной, жить в любой стране.

В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Потом, когда работы Репина стали активно использоваться в пропагандистских целях, большевики начали активно добиваться его возвращения назад. Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. В 1926 году в Пенаты прибыла целая делегация сотрудничавших с новой властью художников во главе с учеником Репина Исааком Бродским. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с $2 тыс.

Репин радушно встретил старых знакомых, подарок взял, но возвращаться в советскую Россию все равно отказался. Ведь именно в тот момент, несмотря на письма Ворошилова, дочь и внучку Ильи Ефимовича, живших под Витебском, выселили из собственного дома и включили в список на отправку в Сибирь. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Хотя можно сказать и иначе: живописец остался верен себе и занимал подчеркнуто антигосударственную позицию. Если раньше 
он пытался увековечить тех, кто боролся с царизмом, то теперь, отвлекаясь временами от приносившего ему хороший доход жанра портрета, описывал неприглядность советской власти. Был он человеком твердых убеждений. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».

По воспоминаниям современников, полотно «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб» Илья Ефимович считал не менее эпохальным, чем знаменитых «Запорожцев», часто и с охотой тиражировал. Подобные сюжеты оказались востребованы в условиях независимой Финляндии. Антисоветские картины охотно покупали как финны, так и эмигранты, что приносило Репину стабильный доход.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Окончательно же подкосила его внезапная смерть Натальи Нордман. Репин постоянно болел. Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на холмике, который он сам выбрал для собственного захоронения.

 

 

 

Репин и мифы

 

«Картина Репина «Приплыли» — фраза, прочно вошедшая в народный фольклор. Между тем среди тысяч картин, написанных Ильей Репиным, такой попросту не существует. А своим рождением фраза обязана обычной путанице. Работы Ильи Репина экспонируются во многих музеях России. И в Сумском художественном музее они выставлялись рядом с работами еще одного художника – Льва Соловьева. Среди них было и полотно «Монахи. (Не туда заехали)». Это бытовая сценка, когда лодку с монахами течение прибило к берегу реки, где купаются обнаженные крестьянки. В глазах монахов так и читается то самое «Приплыли…». Из-за соседства картин ее авторство народная молва ошибочно приписала более известному Репину. Отсюда и пошла путаница.

А вот чего большинство людей не знает, так это того, что Репину мы обязаны фразой «о вкусах не спорят». Правда, в оригинале эта цитата из его мемуаров «Далекое близкое» звучала чуть более развернуто: «Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo 
ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

 

Сергей Андреев

style.rbc.ru

Большевики (картина) ру вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Контекст

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба

Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания

Литература

Ссылки

ruwikiorg.ru

гимнаст, прошедший через 17 концлагерей / Surfingbird знает всё, что ты любишь

Биография семикратного олимпийского чемпиона Виктора Чукарина не имеет аналогов. Переживший ад нацистских концентрационных лагерей советский спортсмен проявил потрясающую волю к победе и доказал всему миру, что возможности человека поистине безграничны.

Мастер спорта

Родина Виктора Чукарина – село Красноармейское в Донецкой области, но детство и юность будущего многократного олимпийского чемпиона прошли в Мариуполе, куда родители переехали после рождения сына. Любовь к спортивной гимнастике Вите привил школьный учитель. После окончания школы Чукарин поначалу поступил в металлургический техникум, но потом, осознав, что спорт для него не просто хобби, перевелся в техникум физкультуры.В 19 лет юноша победил на Чемпионате Украины по спортивной гимнастике, выполнил норматив мастера спорта СССР. Чукарину хотелось завоевать победу и на Чемпионате Советского Союза, но не случилось - началась война.

Узник №10491

В сентябре 1941 года в бою под Полтавой Виктор Чукарин попал в плен. Стратегическая высота, которую удерживал их стрелковый полк, неоднократно безуспешно атаковывалась гитлеровцами. В конце концов они решили накрыть ее огнем артиллерии. После взрыва очередного снаряда Виктор потерял сознание, а когда очнулся, высота уже была занята немцами. От подразделения контуженого Чукарина в живых остались около десятка человек, все они попали в плен.Первым лагерем, где оказался Чукарин, была территория, огороженная колючей проволокой, безо всяких построек для узников. Кормили вонючей баландой. Спортсмен с товарищем как-то ночью попытались бежать, но были пойманы охраной. Гитлеровец бил Чукарина прикладом автомата - шрам от удара у Виктора остался на всю жизнь. Узников переводили из лагеря в лагерь. Мысль о побеге никогда не оставляла Чукарина.По прибытии в Бухенвальд Виктору дали робу с номером «10491». Для Чукарина это был 16-й по счету концлагерь. Заключенные работали в каменоломнях по 12 часов в сутки. Несмотря на нечеловеческие условия содержания узников концлагеря, Чукарин, как мог, продолжал тренироваться. За это собратья по несчастью прозвали его Гимнастом.Весной 1945 года Виктора Чукарина вместе с несколькими десятками заключенных перевели в другой лагерь, располагавшийся на побережье Северного моря. Однажды их построили и повели на стоявшую у берега баржу. Узники сразу поняли, что их ждет. Несколько человек бросились на охрану, но все они полегли под автоматными очередями. Пленников загнали в трюм баржи, и буксирный катер повел ее в море.Однако внезапно налетевший английский бомбардировщик расстрелял буксир. Вскоре судно союзников подошло к барже, и пленники были освобождены. Тут же они узнали, что фашистская Германия капитулировала.

Как «доходяга» стал чемпионом

По возвращении Виктора Чукарина домой его не сразу узнала даже родная мать, настолько это был другой человек исхудавший, изможденный - доходяга, весивший всего 40 килограмм. На фронте погибли его отец и брат. Пришла похоронка и на самого Виктора, которого считали убитым в бою под Полтавой.Никто не верил, что Виктор еще чего-то добьется в спорте. Однако годы, проведенные в 17 нацистских концлагерях, не сломили железную волю Гимнаста. Виктор поступил во львовский Институт физкультуры, упорно тренировался. Первый Чемпионат Советского Союза по спортивной гимнастике (1946 год) - Чукарин на - 12-м месте. Год спустя он - уже пятый. В следующем году – титул чемпиона СССР, а в 1949-м – абсолютного чемпиона Советского Союза. И его Чукарин подтвердил в последующие два года. Гимнаст уверенно шел к очередной победе – на этот раз на Олимпиаде.К 1952 году, когда состоялась Олимпиада в Хельсинки, Чукарину исполнился 31 год. Это ветеранский возраст для гимнаста. Даже без учета лагерного прошлого Виктора Ивановича соревноваться с мировыми звездами спорта в таком возрасте нелегко. Но Чукарин не подвел команду, взяв золото в абсолютном первенстве в двух состязаниях (упражнение на коне и опорный прыжок) и две серебряные медали (упражнения на кольцах и брусьях). Из столицы Финляндии гимнаст вернулся четырехкратным олимпийским чемпионом.Спустя два года Чукарин заслужил титул трехкратного чемпиона мира, а в 1956 году на Олимпиаде в Мельбурне 35-летний гимнаст завоевал очередное золото в личном первенстве, обойдя сильного соперника из Японии. Сборная СССР вновь стала первой в командном зачете. А Чукарин еще получил золотую медаль за упражнения на брусьях, плюс серебро и бронзу за другие состязания.Из 11 наград, завоеванных на олимпиадах, у Чукарина было 7 золотых. За всю историю советской спортивной гимнастики больше олимпийского золота (9 медалей) оказалось только у Ларисы Латыниной.В 36 лет Чукарин ушел на тренерскую и преподавательскую работу. Через год после Олимпиады в Мельбурне ему вручили орден Ленина. Умер олимпийский чемпион в 1984 году. Похоронен во Львове.

Читать дальше

Одноклассники

материал с russian7.ru

surfingbird.ru

Большевики (Репин) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Контекст

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба

Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Большевики (картина) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Контекст

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба

Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Большевики (Репин) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Контекст[ | код]

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания[ | код]

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция[ | код]

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба[ | код]

Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


Смотрите также