Урок литературного чтения М.Пришвин `Лисичкин хлеб`. Пришвин лисичкин хлеб конспект
Тема урока: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К : «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:
ПодробнееТехнологическая карта урока
Технологическая карта урока Предметная область Литература Класс 10 Тема урока Философская лирика А.С.Пушкина Цели урока Образовательный аспект: знание и понимание терминов «лирика», «элегия»; знание и
ПодробнееПравила обращения с книгами.
Правила обращения с книгами. 1) Бери книгу только чистыми руками. 2) Оберни книгу, вложи в неё закладку. 3) Переворачивай страницы за верхний правый угол. 4) Не перегибай книгу при чтении. 5) Не делай
ПодробнееЛитературное чтение 1
1 Пояснительная записка Программа учебного предмета "Литературное чтение" индивидуального обучения на дому составлена для ученика 1 В класса, имеющего НОДА. У учащегося наблюдается слабое развитие моторики,
Тема урока: Что это за листья?
Конспект урока по предмету «окружающий мир» в 1 классе Тема урока: Что это за листья? Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев, научить распознавать деревья по их листьям. Планируемые предметные
ПодробнееУрок литературного чтения в 1 классе.
Урок литературного чтения в 1 классе. МОУ «Пристанская СОШ» Учитель: Леоненко Екатерина Гавриловна. Тема: Самуил Яковлевич Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Педагогическая цель: Создать условия для
ПодробнееЛитературное чтение, 3 класс
п/п 1. Параметр Учебный предмет, класс Описание Литературное чтение, 3 класс 2. Тема раздела Люби всё живое 3. Тема урока В.Берестов «Кошкин щенок», Б.Заходер «Вредный кот». 4. Тип урока Комбинированный
Подробнее8 1 (1 ) , 2 ( 7) 10 2 (1 ) - 10
3.1.Конспект урока (в таблице). III. Содержательная часть: Деятельность учителя с указанием Деятельность ученика номера слайда (при наличии презентации) Этап 1 урока Организационный момент. 3 мин Цель
Знакомство с детским журналом «Мурзилка»
Знакомство с детским журналом «Мурзилка» (урок внеклассного чтения) Цели: -познакомить с детским журналом «Мурзилка», с его тематическими страницами, -познакомить с изданием журнала: кто работает над ним,
ПодробнееТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учитель: Усольцева Л.Ев Класс: 2-в Предмет: литературное чтение УМК: Перспективная начальная школа Тема: Сергей Седов «Сказки про Змея Горыныча». Место и роль урока в изучаемой
ПодробнееУрок обучения грамоте (чтение) 1 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени И.А. Пришкольника села Валдгейм» Урок обучения грамоте (чтение) 1 класс Учитель начальных классов Бялик Юлия Борисовна
ПодробнееТехнологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир Класс: 2 «а», Пешко Г.А. Тип урока: изучение нового Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Экономика» Тема Цели Планируемый результат Технологическая карта урока
ПодробнееМЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ 1 КЛАСС Наша речь (2 ч) УРОК 1 Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей Целевые установки урока: познакомить с учебником «Русский язык»
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока Приложение 2. Тема: Конкретный смысл действия умножения. Тип урока: урок первичного предъявления знаний Цель: создать условия для организации совместной деятельности учащихся
ПодробнееУрок математики в 1 классе
Учитель: Бажутова С.Г. Тема: Единица длины сантиметр. Урок математики в 1 классе Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мерке, путем сравнения различных
ПодробнееПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (Тема урока)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки. (Тема урока) 1. Ф.И.О. Конакова Ольга Александровна 2. Место работы МКОУ СОШ 1 г.дубовка, Волгоградская обл. 3. Должность
ПодробнееЧерных О.А. Школа «2000» МБОУ СОШ 72 г. Липецка
Конспект урока по литературному чтению (2 класс). Школа «2000» Тема: «Как появились разные народы (долганская сказка)» Ход урока: I. Самоопределение к учебной деятельности. 1) Мотивировать к учебной деятельности
Санкт - Петербург апрель 2015 год
Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:
ПодробнееНаташа [Выберите дату]
Наташа [Выберите дату] 1. Планируемые предметные результаты освоения курса «Литературное чтение» К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь: читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем
ПодробнееТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС ФИО педагога: Маркина И.И. Предмет/ класс: литература, 5 а Дата: 2014г. Общая информация о занятии Тема: «А.Блок. Лирика поэта о природе» Цель: организовать учебную
Подробнееdocplayer.ru
Урок литературного чтения М.Пришвин `Лисичкин хлеб`
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Урок литературного чтения в 2 классе.М Пришвин « Лисичкин хлеб»
Разработала: учитель начальных классоввысшей категорииУткина Ольга Ивановна
2017 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Учитель: Уткина Ольга ИвановнаВысшая квалификационная категорияПредмет: Литературное чтениеКласс: 2 классТип урока: Изучение новогоТехнологическая карта изучения темы : М.Пришвин «Лисичкин хлеб»ТемаМ.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
ЦелиОбразовательные: Формировать умение слушать и слышать художественное слово; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления; активизировать словарь детей новыми словами;уточнять представления детей о лесе, о птицах, о растениях;воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах.Формировать УУД: Личностные: уметь высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планироватьсвоё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,вырабатывать способность к самооценке.Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результатыУметь работать с текстом (отвечать на вопросы, понимать основное содержание произведения).Уметь читать вслух слова, предложения и отрывки из текста.Личностные:Уметь высказывать свое отношение к произведению, его героям. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствиис поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.{Регулятивные УУД)Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Межпредметные связиОкружающий мир, русский язык.
РесурсыЛазареваВ.А. Литературное чтение: 2 класс. Учебник стр.94
Организация пространстваФронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах
Технология проведенияДеятельностьучениковДеятельностьучителяЗадания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатовПланируемые результатыУУД
ПредметныеУУД
1. Самоопределение к деятельности.Цели:- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.Ниточку души от каждого из васВ руки бережно возьму сейчасМы соткём из ниточек урокОн знакомства нашего истокА исток начало многих делЯ хочу ,чтоб каждый захотелПрямо здесь и слушать. И читатьДумать, говорить, мечтать.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.Цели:- актуализирование требований к ученику со стороны учебной деятельности;- устанавливание временных рамок;
Отвечают на вопросы учителя.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.Устанавливает временные рамки.- Посмотрите на экран.-Назовите писателя. Кто это? ( М.Пришвин).- Чтобы вспомнить о творчестве М.Пришвина .Мы сыграем в игру « Я знаю»-Я начну с себя. Я знаю, что он родился в обедневшей купеческой семье в селе Хрущёве Орловской губернии.-Я знаю, он прожил 81 год.-Я знаю , М.Пришвин любил много читать и путешествовать.-Я знаю, что за годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем, директором школы.-Я знаю, он очень любил свою Родину : леса, реки, птиц и зверей.-А я знаю стихотворение М.Цуранова, которое будто написано о писателе М.Пришвине.Можно я его прочитаю.М.Цуранов «Старик»Всю жизнь бродил он по лесамДеревьев знал язык,Птиц различал по голосамЗнакомый мне старик.Всегда он ведал напередСредь сосен и дубрав,Где слаще ягода растетИ где полно грибов.Никто не мог так передатьКрасы полей и рек,И так о лесе рассказатьКак этот человек-Да, ребята, это удивительный человек. Посмотрите на выставку книг. Многие произведения вам уже знакомы.-О чём и о ком пишет М.Пришвин?-Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким ,удивительным , обладающим особым талантом людям – таким как М.Пришвин.Отвечают на вопросы учителя.
Выразительное чтение стихотворения
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
3. Постановка учебной задачи.Цели:- выявление и фиксирование в речи причины затруднения;- формулирование темы и цели урока;
Под руководством учителя формулируют тему урока, определяют цель.
Организует актуализацию умений, уточняет тему и цель урока.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;Устанавливает временные рамки;-Посмотрите у меня в руках книга.-С каким новым произведением мы сегодня познакомимся? Кто автор? Сформулируйте тему урока М.Пришвин « Лисичкин хлеб»-Какие цели перед собой поставим на сегодняшнем уроке?1.Мы будем читать произведение М.Пришвина «Лисичкин хлеб».-Какие умения будем развивать на уроке чтения?2)Учиться правильно читать, развивать технику чтения. А это как?
Под руководством учителя формулируют тему урока, определяют цель.
Отвечают на вопросы учителя.
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Уметь преобразовывать информацию из одной формы другую(Познавательные УУД).
4. Построение проекта выхода из ситуации.Цели:- составление совместного плана действий;-развитие интеллекта младшего школьника средствами литературы.-развитие навыка чтения(понимание, осмысленность, память, внимание, воображение).Словарная работа
Организует выполнение словарной работыСейчас, прослушайте аудиозапись произведения М.Пришвина «Лисичкин хлеб» и постарайтесь следить по учебнику, делая карандашом пометки над незнакомыми словами.- Какие незнакомые слова вы отметили?Мудрая сова ищет в энциклопедии Кирилла и Мефодия объяснение незнакомых слов. На экологическом панно нужно найти картинку соответствующую значению слова.(добыча - это жертва, которая попалась охотнику.хохолок - торчащий на голове клок волос, шерсти, перьев.обомлела – удивилась, ахнула, озадачиласькопуля – ласковое слово, обозначающее копуша, человек который долго возитсядочиста - ничего не оставляя Словарная работаСловарная работа
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
1Физминутка для глаз (офтальмотренажёр)
Встанем удобно полукругом. Расслабим тело. Сделаем глубокий вдох, наш организм насыщаем кислородом. Проведём разминку для глаз по офтальмотренажёру. Это поможет снять усталость глаз. Посмотрите вверх, следим за лазерной точкой. Посмотрели на меня. Моргаем, не напрягая глаза.Вы метёлки усталость снимите,И глаза хорошо освежите.Спасибо, сели за парты.Выполняют физминутку для глаз.
5. Первичное закрепление во внешней речи.Цели:- обучение умению выполнять задания на новый способ действия с комментированием во внешней речиВыразительное чтениеОбучает умению выполнять задания на новый способ действия с комментированием во внешней речи – Мы провели с вами словарную работу, а сейчас будем читать произведение. Какие правила нужно соблюдать при чтении ? (Читать громко, выразительно, без ошибок)
Выразительное чтениеВыразительное чтениеУметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.Цели:- обучение умению самостоятельного выполнения заданий небольшого объёма на новый способ действийРабота на карточкахОбучает умению самостоятельного выполнения заданий небольшого объёма на новый способ действий Для работы с текстом разделились на группы ,проверим вашу внимательность . У вас на столах в каждой группе лежат сюжетные картинки. Разложите их так ,как в тексте происходили события. Найдите и зачитайте предложение , которое соответствует сюжетной картинке. Закончили работу начинаем проверять. Алина, кто от вашей группы выберет первую сюжетную картинку.-Поднимите руки кто согласен с Димой.Аделя, кто от вашей группы пойдёт отвечать? Выберет картинку .., а предложение зачитает ..Капитан 3 группы кто пойдёт найдёт следующий сюжет и зачитает к нему предложение?-Поднимите руки кто согласен.- Молодцы справились с этим заданием.Работа на карточках
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
2 Физминутка. (Выбегает лиса)
-. Эй! Лежебоки! Ну-ка вставайте, на зарядку выбегайте!Хорошенько потянулись. Наконец-то вы проснулись!Начинаем. Все готовы? Отвечаем! Все готовы!Выполнение упражнений под музыку.
7. Включение в систему знаний и повторение. - включение нового знания в систему знанийПроверка работы на карточкахВключает новое знание в систему знаний -Если бы Зиночка училась в нашем классе, она бы узнала о лечебных свойствах даров леса.-А сейчас следующее задание.1 группа- Перед вами лежат изображения трёх ягод и три карточки с описанием . Нам нужно найти к каждой ягоде её описание. На дидактическом модуле найти изображение этой ягоды и повесить на доску (костяника, черника, брусника)2 группа – находит информацию о свойствах трав3 группа - информация о деревьях-Какой вывод сделаем. - Лекарственные растения помогают бороться с различными болезнями и нам нужно бережно к ним относиться. Нужно любить и охранять природу.Любите родную природу-Озёра, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля.На ней мы с тобою родились,Живём мы с тобою на ней!Так будем же, люди, все вместеМы к ней относится добрей.
Проверка работы на карточках
Выразительное чтение.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
8. Рефлексия учебной деятельности на урокеЦели:- организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.Делают вывод
Организует подводящий диалог.Организует рефлексию.
Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. Мы в начале урока ставили перед собой цель познакомиться с произведением М.Пришвина «Лисичкин хлеб»Познакомились с произведением. Мы сейчас проверим.Игра «Правда- неправда»(сигнальные карточки)(дети отгадывают,где правда, а где ложь в утверждениях)-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей»- В лесу он поймал медведя?-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая ,с хохолком.-Ещё он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.- Под заячьей капустой лежал кусок батона?- А Зиночка ,когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.-Лиса отдала свой хлеб?Зиночка съела этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?Ольга, как ты считаешь , достигли мы этой цели? А ты Серёжа , как считаешь?
– А ещё мы поставили перед собой цель учиться выразительно читать, правильно говорить. – Кто считает, что он сегодня на уроке справился с этой работой, поднимите зелёные карточки.– Кто справился с работой, но допускал ошибки, просигнальте жёлтым цветом.– У кого ничего не получилось, поднимите красные карточки.Поднимите руки кто считает, что сегодня работал на «5», а кто на «4», кто считает, что не справился с работой, допустил ошибки.Д/з Пересказ рассказ М.Пришвина « Лисичкин хлеб», нарисовать рисунок, к понравившемуся отрывку.
Отвечают на вопросы учителя.Делают вывод
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Заголовок 115
schoolfiles.net
М. Пришвин. Лисичкин хлеб - Мир родной природы - Методические комментарии к урокам слушания - Конспекты уроков внеклассного чтения в первом классе - Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие - Произведения школьной программы
Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие
Урок 21. Рассказы для детей
М. Пришвин. «Лисичкин хлеб»
Учебные задачи:
• учить видеть удивительное и необычное в природе;
• учить слушать и слышать художественное слово;
• учить понимать отношение автора к героям рассказа;
• учить сравнивать произведения о природе;
• учить правильно называть изученные произведения.
Учебные умения:
• высказывать свое отношение к произведению, его героям;
• выделять отдельные слова и предложения из текста прослушанного произведения;
• сравнивать разные по жанрам и авторской принадлежности произведения о природе;
• правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок).
Учебный материал: рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; книги с произведениями о природе; модели обложек книг с произведениями разных жанров и тем.
М. Пришвин
Лисичкин хлеб
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянку, петров крест, заячью капусту.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусочек черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья...
— А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Комментарии к уроку
1. Работа с книгами, которые принесли дети.
2. Работа с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб», беседа, составление схемы «Дары леса, которые принес дедушка». (Дети работают на листочках.)
3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
4. Работа с книгой: «Нарисуйте модель обложки, напишите или «напечатайте» фамилию автора, заголовок; укажите, что мы читали, о ком, о чем». (Дети рисуют модель обложки.)
Обратите внимание. Обязательно нужно поработать с моделью обложки — «прочитать» ее.
Учитель: Покажите фамилию автора, прочитаем вместе. (Это важно сделать для слабых детей и для закрепления знаний.)
— Укажите заголовок. Прочитаем его.
— Кто может сказать, как называется это произведение? (М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».)
5. Работа с детскими книгами и рубрикой учебника «Книжная полка»:
• рассмотреть и правильно назвать каждую детскую книгу о природе, отобранную к уроку;
рассмотреть модели и назвать книги, которые соответствуют предложенным моделям.
На заметку учителю. Будучи ребенком, Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) был убежден, что все люди находятся во власти злого Кощея, поэтому он, Миша, должен вырасти и избавить людей от кощеева плена. Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы разыскать место, где нет власти Кощея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествиях не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре родились и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Писатель-мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на Земле.
Произведения Пришвина поэтичны и похожи на стихи в прозе — «Лесная капель», «Глаза земли», «Золотой луг», «Незабудки». Он пришел в детскую литературу в 1925 году, но и сегодня его книги современны и поучительны.
scribble.su
Урок литературного слушания. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Урок литературного слушания. 1 класс
Тема урока: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Задачи:
Учить видеть удивительное и необычное в природе;
Учить слушать и слышать художественное слово;
Учить понимать отношение автора к героям рассказа;
Учить правильно, называть литературные произведения;
Ход урока
Организационный момент.
На урок я вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать.
Говорить и отвечать.
За работу в добрый час!
А какой у нас урок? (урок литературного слушания)
Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок и надеюсь, что вы будете внимательны и активны.
Актуализация опорных знаний.
Сегодня наш урок начнём с викторины «Вспомни и назови произведения». (на доске пронумерованы модели обложек изученных произведений)(приложение1)
«Обхватил Медведь лапами целый куст с орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями. Потом взвалил его себе на спину и потащил. Увидел его ёжик, только лапами развёл. Тут навстречу Медведю Кот с удочками».(Сутеев «Дядя миша»)
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
«Вошла девочка в домик. А Волк спрятался под одеяло и говорить:
- Положи – ка внучка. Пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты верно очень устала».
К какой модели подходит произведение?(сказка о волшебстве и приключениях)
«Вот идут на грабежи
Тихим шагом волки…
Услыхали их ежи,
Подняли иголки». (Маршак «Тихая сказка»)
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
«Долго ли, коротко ли – воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать. Кот тотчас же нарядился гусляром. Захватил в лапу дубинку и отправился к лисицыной избушке. ( РНС «Кот, петух и лиса»)
К какой модели подходит произведение?(сказка о животных)
Как назвать все произведения?(сказки)
На какие 2 группы можно разделить?(авторские и народные) (Приложение 2)
Сегодня на урок вы принесли свою любимую сказку. Представьте её. (ребята подходят к выставке книг, читают автора и заголовок, принесённой из дома книги)
Раздел «Мир сказок» остался позади. О чём мы будем слушать, и читать дальше подскажет нам новое произведение.
Введение в тему урока
Слушание нового произведения.(Учитель читает новое произведение, хрестоматии по литературному слушанию у ребят закрыты. Перед прослушиванием нового произведения учитель призывает ребят сесть как слушатели и нацеливает послушать и понять о ком или о чём, какие события происходят.
Вопросы после прослушивания:
-Кто герои?(автор и девочка Зина)
- Кто из героев понравился и почему?
- О чем интересном узнали?
-Как вы думаете по жанру, что это за произведение? Почему?
-По теме? Почему?
Работа с моделями.(у каждого на парте четвертинка листа А-4)
-нарисуйте на моделях, что это за произведение и о чём оно, жанр и тему.
- Проверяем. Сравните с моделью на доске.(если ребята затрудняются, лучше выполнить работу коллективно)
Наш следующий раздел посвящён произведениям о природе
4. Работа по теме урока
-Как вы думаете кто автор?
- Этот рассказ написал М. Пришвин.
М. Пришвинродился 4 февраля. Писать Пришвин стал не сразу, а сначала перепробовал много профессий: он был и агрономом , и корреспондентом, и учителем в сельской школе. Потом много путешествовал и писал только о том, что видел и сам пережил в природе.
- Напишу фамилию автора.(учитель пишет на доске на своей модели обложки)
-Прочитаем, как пишется.(хором)
-Печатаем на своих обложках.
- Как вы думаете, как автор озаглавил произведение?( высказывают свои предположения)
-Свой рассказ Пришвин озаглавил «Лисичкин хлеб».
-Заголовок пишется с большой буквы. (учитель печатает на доске)
-Прочитаем.
-Напечатайте заголовок.
-Прочитаем всю обложку.(хоровое чтение: ПРИШВИН, рассказ о природе, «Лисичкин хлеб»)
-Встаньте ребята, сидящие на первом варианте. Покажите на моделях заголовок. Прочитаем……
- Теперь второй вариант,покажите на моделях фамилию автора. Прочитаем……
-Что я показываю? (жанр и тему)
-Прочитаем вместе.
- Откройте хрестоматию на стр. 66.
- Найдите фамилию автора. Прочитайте.
-Найдите название. Прочитайте.
-Назовите полностью.
-Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён?
- Что делает автор (рассказчик)?
-Что Зина?
-Какой фрагмент рассказа изображён?
- Этот фрагмент можно ещё назвать «Дары леса». Что значит дар? (что дал лес, ничего не беря взамен).
- Я читаю фрагмент «Дары леса», а вы слушайте, смотрите и запоминайте.(чтение учителя под зрительный ряд(презентация)
- Бывает ли ребята «Лисичкин хлеб»?
- Хотя мы сказали, что это произведение рассказ, для неё маленькой девочки Зины писатель как сказочник превратил обычный Чёрный хлеб, в необычный сказочный «Лисичкин». Ведь так здорово, в нашей обычной жизни верить во что-то чудесное.
-Откройте тетради на стр. 23
-Прочитайте фамилию автора.
-Прочитайте заголовок.
-Прочитайте 1 задание. Что вы будете дорисовывать?
-Выполняйте работу в парах.
(выслушиваем работу пар)
-Мудрая сова, слушая рассказ Пришвина, напечатала нам слова, просит разъяснить их значение.
ДОЧИСТА, КОПУЛЯ, ОБОМЛЕЛА, ДОБЫЧА,
-когда в рассказе Пришвин применяет эти слова, подскажет отрывок, который вы прочитаете сами.
-стр. 68 за коричневой чертой рубрика «Прочитай» (чтение по цепочке)
-Про кого автор пишет копуля и почему?
-Обомлела и почему? Дочиста? где слово добыча?
-стр. 23 чтение по ролям
Подведение итогов.
- Подпишите свои модели. (фамилия ученика с обратной стороны)
-Посмотрите на мою обложку, подходит ли она к прочитанному произведению? (нет)
-Что не хватает?(учитель подклеивает на обложку недостающие части: заголовок, тема, жанр, фамилия автора).
-Прочитаем вместе полное название произведения.(хором)
-Посмотрите, ребята, у меня в руках книга М. Пришвина. Оказывается, Пришвин написал не только рассказ «Лисичкин хлеб», но и др. рассказы.
-Прочитайте полное название.
-Спасибо за работу. Урок закончен.
resheba.ws